"Ответы на
вопросы обо всем"
Версия
25.04.10
АВТОСТОПНЫЕ КЛУБЫ и
КНИГИ
* Много
ли у нас в стране автостопщиков?
* Много ли клубов
автостопа?
* Какой
самый первый автостопный клуб? Как начиналось
автостопное движение?
* Какой у
тебя стаж?
* Что
из себя представляет Академия Вольных
Путешествий?
*
Много ли АВП-шников? Кто они ?
* Пытались
ли тебя сместить с поста Президента АВП?
*
Думаешь ли о преемнике в АВП, или это организация одного человека и она позже
прекратит своё существование?
* Не собираешься ли
переименовать АВП ?
*
Есть ли чёрный список АВП-шников? Или разжалованных или исключённых?
* Что же такое вообще
ВОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ?
* Алё,
здравствуйте, я тут еду в Питер, вы мне напарника
не найдёте?
* У
вас какая-нибудь экспедиция в Индию не
отправляется?
* Ты
проводил многолюдные экспедиции, а сейчас нет.
Почему?
*
Какова судьба участников прежних экспедиций АВП?
Продолжаете ли вы общаться, встречаться – или все разругались? Продолжают ли они
путешествовать?
* В
чём смысл "самоходных походов"?
* Кто вас финансирует?
* Что
означает лозунг "Наука победит"?
*
Почему вы называете себя "Мудрец"?
* Что такое
гонки?
* А
почему ты не участвуешь в гонках?
* Расскажите
о "Школе автостопа" Валерия Шанина.
* Что такое Эльба?
* Лесной Сход АВП?
Да ещё и Трезвый? Что это такое?
* Если
предлагают выпить, стоит ли отказываться?
* Как
создать свой клуб автостопа?
* Как
зарегистрировать свой клуб?
* Какие
страны посещены, а какие ещё не посещены
автостопщиками?
* Россию-то всю
объездили?
* А
что, если все будут ездить автостопом? Кто же
будет работать?
*
Какие есть ещё книги по автостопу, кроме твоих?
* Издать
свою книгу - трудно ли это?
* Если
нет денег на издание книги, где опубликовать свои
заметки?
*
Как приобрести книги по автостопу?
* Какая твоя
первая книга?
* Самая
твоя лучшая (любимая) книга?
*
Сколько нужно времени,
чтобы написать книгу?
*
Не собираешься ли издавать
фотоальбомы?
*
Почти все твои книги лежат в Интернете. Не уменьшается
ли из-за этого спрос на них?
* Много
ли у нас в стране автостопщиков
(вольных
путешественников)
?
Это
зависит от того, кого считать автостопщиком. Одни путешествуют только один раз в
жизни, другие – один раз в году, в отпуск или на каникулы; третьи – большую
часть жизни, многими годами. Одних, соответственно, миллионы, других десятки
тысяч, третьих, наверное, сотни.
В целом интерес к вольным путешествиям проявляет не более 0,1% российских граждан. То есть в обычной средней школе, на 1000 человек, потенциальный путешественник бывает один или ни одного. Не больше одного. А в городе с населением миллион человек их может быть довольно много. Среди студентов-технарей и программистов — путешественников больше, чем обычно (порядка 1%). На факультетах туризма платных университетов – меньше среднего, как правило нуль. Среди мужчин больше путешественников, чем среди женщин; молодёжь 20-30 лет более склонна к поездкам, чем пенсионеры. Среди жителей сельской местности путешественников немного; среди обитателей мегаполисов – больше обычного. Почти нет путешественников среди народов Кавказа, Средней Азии, среди монголов и тувинцев. Но вот встречается определённый процент подвижных людей среди русских, европейцев (особенно поляков), украинцев, американцев, татар, японцев, бывают путешественники-китайцы. Негры очень редко путешествуют – разве что в поисках нелегальных путей иммиграции. Больше путешественников среди музыкантов, среди радикалов и националистов всех мастей, среди политических оппозиционеров, художников, мелких предпринимателей, среди здоровых и несудимых; среди лиц, не ходящих на выборы. А вот среди граждан, приходящих на выборы в 8 утра и голосующих за партию власти, — среди них реже встречаются путешественники. Многодетные люди, инвалиды и заключённые редко путешествуют.
Среди всех возрастных, политических, социальных и прочих групп, путешественников всё равно мало. Интересно, что склонность к путешествиям не зависит напрямую от дохода – среди подвижных людей есть и совсем малоимущие, и очень состоятельные граждане.
* Много ли клубов
автостопа?
Большинство клубов, о которых можно
прочитать в Интернете, малодеятельны, а часть вообще только в Интернете и
существуют. А другие только одного человека и представляют. Реально действующих
клубов и сообществ, на мой взгляд, не больше десятка (на 2010 год). Автостоп
сливается с другими видами путешественничества, а общение заменяется во многом
виртуальным общением. Такого, чтобы автостопщики (вольные путешественники)
регулярно встречались, чтобы какие-то собрания регулярно проводились, и какие-то
выезды совместные или проекты происходили, и чтобы это длилось хотя бы
пару-тройку лет – таких клубов всего несколько.
* Какой
самый первый автостопный клуб? Как вообще
начиналось
автостопное движение?
В 1978
году в Петербурге (тогда ещё Ленинграде) возникла Ленинградская Лига Автостопа (ЛЛАС).
Здесь впервые возникла наука об автостопе, плодами которой мы пользуемся по сей
день. Техника, тактика, стратегия, снаряжение, ночной стоп, яркие автостопные
комбинезоны – всё это появилось в самом начале 1980-х годов.
Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) сущестует до сих пор (www.pasl.spb.ru). В апреле 2008 г. ей исполнилось 30 лет. Основавший Лигу Алексей Воров и поныне активно ездит автостопом, шьёт комбинезоны, палатки, оригинальные "воровские" рюкзаки, готовит молодую смену. Сейчас это наиболее опытный из всех автостопщиков не только России, но и всего мира, он проехал автостопом около 1.500.000 километров. Это в пять раз больше, чем от Петербурга до Луны.
Подробности о зарождении российского автостопного движения читайте в книге “Дорожные байки” (раздел “История российского автостопа”). Этот текст существует как в бумажном варианте, так и на сайте АВП.
* А у тебя
какой автостопный стаж?
Точных подсчётов не веду. Скажу примерно – 650.000 километров (плюс-минус
25.000). Из которых около 400 тыс.км пройдено традиционным автостопом, а другие
– в кабинах локомотивов, на электричках, гидростопом (на попутных пароходах,
баржах, лодках), и другими видами автостопа. Спешу предупредить, что в этот стаж
НЕ ВХОДЯТ "торговые путешествия" на фестивали типа Грушинского, выезды на лекции
АВП, а также то расстояние, что я когда-то проехал в электричках, торгуя своими
книгами!
Игорь Фатеев ("Бродячий проповедник"), путешествуя различными способами, проехал большее расстояние. Огромный стаж классического автостопа имеет Владимир Шарлаев (из ПЛАС), а из АВП – Егор Паагирев. Валерий Шанин (МША) преодолел также сотни тысяч километров. Есть и другие люди с большим стажем, но не спешите догонять нас! Мудрость человека не оценивается исключительно его километражом. Многие весьма мудрые люди вообще никогда не ездили автостопом.
При этом, заметьте, что если какой-то человек заявляет, что он проехал автостопом более миллиона километров, то такой человек наверняка врун. Миллион проехал только г-н Воров.
* Что
из себя представляет Академия Вольных
Путешествий?
Это содружество друзей, увлечённых вольными путешествими – самостоятельными поездками по России, СНГ, Евразии и Африке. Иногда мы собираемся вместе, рассказываем друг другу о своих путешествиях, планируем новые, пьём чай. Какого-либо здания, типа МГУ, у нас нет. Регулярных занятий, обучения новичков, лекций на техническую тему у нас тоже нет. Планируем даты и маршруты очередных больших и маленьких поездок, самоходных походов, мероприятий, и ходим в них. Иногда организуем публичные лекции в Москве и других городах, рассказываем людям о свойствах окружающего мира.
Никто никого не учит, люди имеют возможность самонаучиться при помощи книг, друг друга и себя самих. Сейчас АВП – совокупность людей и информации, которой мы владеем, собираем и распространяем её.
Мы не организуем поездки всех желающих и не ищем напарников для ваших путешествий куда-либо. Учиться ездить, искать своих напарников и организовывать свои путешествия – ваша личная обязанность. АВП организует только свои собственные поездки, тусовки и экспедиции, и не всех приглашает в них.
Обращаясь к нам, вы можете узнать о том, когда, где и какие мероприятия АВП, встречи, лекции и поездки планируются в ближайшее время; о том, какая литература по автостопу и вольным путешествиям сейчас имеется в продаже и как приобрести ее; и др. Если вы едете в какой-либо дальний путь по России, СНГ, Азии или Африки, вы можете проконсультироваться об особенностях вашего маршрута. Вы можете попытаться пойти с нами в наши самоходные походы; позвать нас в гости с рассказом или самим выступить в нашем клубе. Вы можете посетить Лесной Трезвый Сход АВП (каждый год, в первые выходные июня в Подмосковье), послушать там рассказы путешественников или рассказать сами. Также вы можете узнать, где и когда мы планируем создать очередной Дом АВП (Дом Для Всех), узнать подробности и приехать туда.
Если вы, читатель, побывали в далёких регионах и странах, совершили интересное,
нетипичное путешествие – не обязательно автостопом! – мы будем рады послушать и
расспросить вас. Позвоните заранее, договоритесь о дате и времени и мы угостим
вас гречневой кашей с майонезом, а помимо этого соберём аудиторию людей, которым
интересен ваш маршрут и ваш опыт. Может быть, найдутся и такие, кто тоже был в
любимых вами местах, и вы останетесь довольны общением вдвойне.
Много ли АВП-шников? Кто они ?
До 2002 года у нас вообще не было фиксированного членства и каждый, кто считал себя близким к историческим традициям АВП, мог считать себя АВПшником. Затем ситуация усложнилась. Сейчас в АВП вступает не каждый. На 1.1.2010 имеется чуть больше сотни человек, которых можно назвать проверенными мудрецами и членами АВП, и войти в этот список весьма непросто.
Прежде чем торопиться «вступать в АВП» – решите сперва, зачем вам это нужно? Комбинезон по типу ПЛАСовского я вам не пошью – да вы и сами можете пошить или заказать себе таковой, если, конечно, захотите. Машины останавливаться моментально не станут, и в посольствах любимых многими буржуйских стран не будут говорить: «Ах, так вы из АВП? Вам виза бесплатно и самолёт к подъезду!» Никаких явно видимых материальных благ, выгод и прав членство в АВП не даёт, равно как и от каких-либо обязанностей не освобождает. Желающие получить у меня адреса для ночлега в разных городах должны знать, что таковые адреса я не даю никому, кроме особо проверенных людей.
Желающие получить “Справку АВП” или поставить нашу печать на свою бумагу – должны сперва найти себя в списке Мудрецов АВП. Стажёры могут получить “Студенческий билет АВП”. Отправляющиеся в путь куда-либо со справкой АВП, должны подписать Торжественное Обещание АВП-шника в котором путешественник обязуется: избегать алкогольных напитков и наркотиков во время путешествий (алкоголикам в АВП не место); пересекать границы стран только легально (нелегальное пересечение границ – не наше учение); не воровать предметы, принадлежащие другим людям; не засорять мусором вписки и природу; информировать своих родственников о том, куда он направляется; не беспокоить посольства РФ за границей без крайней необходимости; не состоять в других клубах автостопа; вернувшись из отдаленных путешествий - поделиться с АВП обнаруженной полезной информацией. Последние три цифры номера справки (удостоверения) АВП соответствует номеру АВП-шника в реестре Академии.
Члены других клубов, участвующих в больших поездках АВП, должны временно приостановить членство в оных клубах на время участия в экспедициях АВП (для самоходных походов не обязательно).
Следует подчеркнуть, что далеко не все автостопщики, называющие себя АВП-шниками, в действительности являются таковыми. Встретив на трассе или на вписке подозрительного человека, не указанного в списке Мудрецов АВП, но говорящего, что, дескать, «Я – АВП-шник», проверьте его! Предложите ему (бесплатно) пиво или другой алкогольный напиток. Если человек тот согласится и выпьет, то перед вами не АВП-шник, а самозванец. Гоните его в шею.
В Интернете, на сайте «Вконтакте», существует большая группа «Академия Вольных Путешествий». В 2010 году в ней было записано около двух тысяч человек. Но далеко не все люди там – настоящие АВПшники. Скорее, эта группа – нечто типа фан-клуба АВП. Также, среди сотен людей, которые ночевали у меня дома, среди тысяч, которые приходили ко мне в гости, и среди миллионов, которые видели меня в лицо, — вовсе не все граждане являются АВПшниками. Если человек говорит «я очень хороший, я даже ночевал у Антона Кротова, и он хорошо знает меня», — правдой может быть только второе из этих трёх предложений!
Кроме того, помните: граждане, пропагандирующие или практикующие нелегальный
переход границ, воровство, проникновение в дальние страны с целью получить
политическое убежище, а также рассматривающие попрошайничество как единственный
метод заработка, либо же использующие автостоп единственно как вид спорта (а не
способ познания мира) – не являются членами АВП и не являются носителями
мудрости АВП. Вольные путешествия (и автостоп в том числе) для нас, АВП-шников –
это не халява, не «экстрим» и не спорт, а наука и способ познания планеты.
* Пытались ли тебя сместить с поста Президента АВП?
Нет, не припоминаю такого. И не ожидается.
Думал, но ничего не придумал. АВП когда-либо прекратит своё существование,
вечной она не будет. Найти преемника было бы интересно, но пока ни в одном клубе
автостопа эта задача не была решена. Да что автостоп! Ведь даже Ленин и Сталин
не смогли найти себе преемников, и история после них пошла совсем не так, как
они рассчитывали.
* Не собираешься ли переименовать АВП ?
Нет, и не вижу смысла: название «Академия Вольных Путешествий» уже на слуху и
известно. Кстати, придумал это название в 1995 году Сергей Зубцов, автор книги
«Как жить в Западной Европе».
* Есть ли чёрный список АВП-шников? Или разжалованных или исключённых?
Такового не
имеется.
* Что же
такое вообще ВОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ?
Вольное путешествие – это такое передвижение по обитаемой части Мира, при котором участники путешествия большую часть времени (например, больше 15 суток в месяц) находится в обществе людей (местных жителей), для которых это общение с ним не является оплачиваемой работой. Вольное путешествие происходит наземным путём (автостопом, пешком, на попутном и рейсовом транспорте, платно или бесплатно, иногда и по железной дороге или по воде, или авиастопом). Вольное путешествие длится, как правило, больше суток, а иногда и несколько лет. Многодневная поездка на велосипеде по населённой местности с ночёвками у местных жителей является вольным путешествием, а велопоездка с ночлегами в палатках – это спортивный туризм, но не В.П. Горный поход с ночлегами в юртах кочевников – вольное путешествие, а восхождение на пик Ленина – это альпинизм, но не В.П.
Полёт с билетом на самолёте в какую-то страну – это не В.П., но вольное путешествие можно осуществить внутри этой страны и обратно улететь тоже на самолёте. Описанные мной в книгах примеры – наше путешествие в Магадан, в Индию, по Африке и т.п. – примерны вольных путешествий. Поездки классическим автостопом – тоже примеры В.П. Вольные путешествия – более широкое понятие, чем просто автостоп.
Путешествия, не являющиеся В.П., бывают: 1) спортивные походы (пешком, на велосипедах, байдарках, лыжах...) – участники похода больше находятся в природе, местных жителей встречают редко и у них не ночуют; 2) буржуйский, организованный, гостиничный и т.п. туризм – автобусы, отели, экскурсии, рестораны, музеи и т.п..
* Але,
здравствуйте, я тут еду в Питер, вы мне напарника
не найдете?
Как
правило, с такими вопросами звонят несамоходные женщины и иные несамодостаточные
элементы. Поймите, я не могу и не хочу находить вам напарников на ваши
собственные путешествия. Поиск попутчиков для ваших поездок куда-либо –
ваша личная работа. Не хотите искать – езжайте сами. Не хотите ехать
автостопом в одиночку – езжайте на поезде. Нет денег – на электричках. Не
хотите – не езжайте.
Ещё раз повторю: мы не трансагенство и не турфирма. Академия Вольных Путешествий
и лично А.Кротов не занимаются отправкой несамоходных женщин и мужчин в Питер
или ещё куда-либо.
* Але, я вот хочу в Португалию, вы мне с визой не
поможете?
Ещё раз:
АВП – не турфирма! Существует огромное множество турфирм, которые за ваши деньги
решают ваши проблемы. Мы занимаемся только своими путешествиями, а не вашими.
* У
вас какая-нибудь экспедиция в Индию не
отправляется?
Экспедиция в Индию уже была в 1998 году; о ней всем сообщалось заранее (за год и
более). Если вы прохлопали – не огорчайтесь, а езжайте сами. Все методы
получения виз, маршруты и премудрости неоднократно опубликованы. Купите,
например, книгу "АвтоSTOPом в Индию" (М., Армада-Пресс, 2000 г.)
(zip 203 kb)
– там описаны и технология попадания в Индию, и сами наши приключения. Помните,
что за 12 лет стоимость бананов, виз, автобусов и лепёшек возросла, а авиабилеты
подешевели.
Если вам лень читать книгу и ехать автостопом – купите билет на самолёт. Вообще
не пытайтесь ехать автостопом чисто ради экономии. Трасса не любит халявщиков.
* Ты проводил многолюдные экспедиции, а сейчас нет. Почему?
Большие экспедиции АВП были организованы мной в прошлом тысячелетии, в до-интернетную эпоху, для того, чтобы люди, отправившись в путешествие и познав возможность таких путешествий, приобрели опыт и рассказали об этом другим. Поездка автостопом и на электричках на Русский Север (1994), путешествия в Салехард (1997), в Индию (1998, 8 человек), в Судан (1999, 5 человек), в Нарьян-Мар (2000, 18 человек), ТрансАфриканская экспедиция (2000-01, 10 человек + провожающие) и т.д., имели одной из целей популяризацию вольных путешествий. Сейчас уже в таком нет нужды: все желающие узнали о путешествиях из моих книг, из Интернета, друг от друга, из СМИ, и знают о том, что вольные путешествия возможны для всех. 15 лет назад это было не так очевидно.
Большие экспедиции организовывать хлопотно. Быстрей и удобней путешествовать
самому. Хотите пересекаться с людьми – используйте мозг и Интернет, или
поучаствуйте в проекте «Дом Для Всех».
Общаемся. Так, было 10 участников крупнейшего проекта АВП – ТранАфриканской экспедиции («200 дней на юг»). Прошло десять лет. Какова их судьба?
Сергей Лекай, Владимир Шарлаев, Григорий Кубатьян продолжают очень активно путешествовать каждый год. С.Лекай побывал ещё раз в отдалённых странах Африки, и за два года (вместе с Ольгой Смирновой) совершил очень сложный объезд Африки, подобно К.Степанову и А.Мамонову. Кроме Африки, Лекай был во многих северных экспедициях, плавал по самым отдалённым сибирским рекам и совершил массу других подвигов, о которых, к сожалению, он не пишет. Шарлаев тоже каждый год ездит помногу в разные страны, продолжая оставаться активным гонщиком ПЛАС. Он недавно летал в восточную Африку, пройдя почти по тем же местам, что мы вместе десять лет назад. Большую часть времени путешествует и Кубатьян, ставший специальным посланцем журнала «Гео». Он проехал Тибет на велосипедах, а Африку на мотоцикле, совершив то путешествие, которое не завершил из-за болезней в 2000 году. Через Египет, Судан, Эфиопию и другие страны Гриша добрался до Анголы, откуда улетел (с большими трудностями и с мотоциклом) на грузовом самолёте домой. Кроме Африки и Тибета, Кубатьян побывал в Антарктике и в Арктике, в Австралии, Индонезии, Латинской Америке и ещё много где – примерно в восьмидесяти странах. Подробности о его путешествиях можно прочитать в журналах «Гео» или в Интернете.
Григорий Лапшин, создатель сайта АВП www.avp.travel.ru, продолжает поддерживать наш сайт. Спустя пару лет после ТрансАфрики он летал в Латинскую Америку; затем несколько лет он не путешествовал по причине женитьбы и размножения. Теперь он развёлся и снова продолжил подвижную жизнь. ГриЛ тоже написал книгу о тот нашем путешествии по Африке, но в бумажном виде её нет – только в Интернете. Книга называется «Автостопом через Африку. От реки Волги до реки Оранжевой» и живёт на сайте www.africa.travel.ru, начинается тут: http://africa.travel.ru/Gril.htm.
Олег Костенко и Андрей Мамонов тоже размножились, и ездят только на относительно короткие расстояния. Иногда они появляются на разных фестивалях или мероприятиях. Олег Сенов появляется на мероприятиях АВП редко – он тоже размножен, но всё же переписываемся в интернете. К.Степанов много путешествовал, был в Афганистане, Саудовской Аравии и других местах, а недавно – по слухам – уехал в Йемен, и я его не видел уже больше полутора лет. И только Юрий Генералов, названный в книге «Кактус», совершенно исчез с горизонта АВП, переселившись в буржуазный мир, о котором он так долго мечтал (в Канаду). Там он и растворился, не подаёт знаков о своей жизни.
Я же продолжаю писать и издавать книги, ездить в разные страны, проводить тусовки и мероприятия Академии Вольных Путешествий, всё то, чем занимался и раньше. Мои новости и планы всегда можно узнать на сайте http://a-krotov.livejournal.com.
В 1999 году лиц, путешествовавших по Судану, было пятеро – А.Кротов, В.Шарлаев, К.Шулов, А.Петров и П.Марутенков. Про первых двух вы знаете, Шулов переселился в Австралию, но иногда появляется в РФ, а ещё чаще — в интернете. Марутенкова и Петрова я вижу иногда, примерно раз в год, они выбираются на разные фестивали, но не участвуют в больших международных экспедициях.
Из прежних членов АВП, ветеранов АВП, я пока не поругался ни с одним человеком.
Некоторые, конечно, за прошествием многих лет от путешествий отошли – ну не всем
же ездить всю жизнь, у людей могут быть и свои дела!
* В чем
смысл "самоходных походов"?
Проверить себя, проверить
друзей. Пообщаться (когда ещё, как не в походе?). Узнать друг друга получше.
Размяться от жизни городской.
Традиционно несколько раз в году АВП организует небольшие пешие походы, на один день, ночь или на выходные. Протяженность маршрута – 40-120 км. Принять участие могут все желающие, имеющие ноги, мозги и свободное время. Время и место старта и маршрут объявляются заранее (обычно за месяц), каждый может узнать о ближайших походах по телефону (495)457-8949, (903)500-9850, или на сайте АВП (в Гостевой книге или в разделе Мероприятия), или в ЖЖ Антона Кротова http://a-krotov.livejournal.com .
Опыт показывает, что самоходные люди, то есть прошедшие 40-120-километровую пешую дистанцию, лучше переносят и иные тяготы дороги, даже и не считают их тяготами. А нытик и человек пессимистической ориентации сразу выявит оную, и ему самому станет ясно, что лучше пока не отправляться в дальний путь в компании столь самоходных и оптимистичных людей. Для проверки всех свойств и нужен поход.
Самоходные походы АВП в чём-то проще туристских (нет гор, рек, сложных переправ, есть деревни, магазины, дороги, каждые 20-30 км можно прекратить поход и уехать домой; кое-где по маршруту даже работают мобильники), но в чём-то и непривычнее: все идут в своём темпе, передних не догоняют, задних не ждут. Костров обычно не жгут, еду не варят, идут довольно быстро (50 км за 8-9 часов, а всего подряд до 75-100 км с минимальными привалами). Подробности –на нашем сайте. Или расспросите очевидцев.
Ни смертельных случаев, ни серьёзных членоповреждений, переломов или травм с
участниками самоходных походов АВП пока ни разу не происходило (хотя было более
60 походов общей протяжённостью около 3500 км). Надеемся, и в будущем останется
так.
* Кто вас финансирует?
Никто. Академия Вольных
Путешествий не увлекается поиском спонсоров. Все наши путешествия проводятся на
средства самих путешествующих, а также за счёт изобильности окружающего мира. Мы
знаем, что успех путешествия зависит не от количества денег, а от качества
подготовки и от отношения к окружающему миру того, кто направляется в путь.
Впрочем, отдельные члены АВП иногда и предпринимают попытки получить какие-нибудь материальные блага ещё до старта путешествия. Мы благодарны всем, кто откликается на такие призывы. Так, перед нашим путешествием в Африку человек по имени Сергей Бритов подарил нам $300 и фотоаппарат, а также выделил в пользование прибор GPS (спутниковый определитель географических координат), который был впоследствии в ЮАР похищен. Фирма "TRAVEL.RU" является спонсором нашего сайта и даже выделила некоторую сумму создателю сайта, Лапшину Григорию, на африканскую экспедицию. Несколько раз эта фирма поддерживала деньгами выпуск путеводителей АВП, а потом перестала.
Проект «Дом Для Всех», реализуемый нами уже несколько лет, предусматривает создание временных жилищ в разных городах и странах мира, в которых может остановиться любой вольный путешественник и любой человек – переночевать, обрести приют на несколько дней или надолго. На последние пять Домов АВП (в Иркутске, Оше, Каире, Владивостоке, Архангельске) было истрачено мной, суммарно, около 140 тыс.руб., из которых около 90 тыс.руб. вернулось мне назад в виде добровольных пожертвований разных хороших людей, как проживавших в Домах АВП, так и не посещавших их. Список таких людей, внёсших пожертвования, и точные суммы их, перечислены в моей книге «Дом Для Всех» и иногда публикуются в моём ЖЖ http://a-krotov.livejournal.com. Вы тоже можете помочь нашим проектам и выделить часть денег, например, на следующий Дом АВП.
Некоторые люди помогали нам и в Москве, и в пути, разнообразными суммами денег (как правило, в пределах $10-100), а также подвозили, вписывали и т.п., – но это уже естественное "дорожное спонсорство", удел каждого вольного путешественника.
Некоторые фирмы-производители снаряжения выделяли нам предметы снаряжения, которые мы использовали в экспедициях. Мы активно благодарим эти фирмы; и размещаем их рекламу в наших книгах. Денег от них мы не получали, хотя не откажемся, если вдруг дадут.
Если вы хотите подарить нам деньги, снаряжение, компьютеры, предоставить помещение или оказать другую материальную поддержку – мы от этого не отказываемся. Звоните и предлагайте по телефону в Москве (+7-495)457-89-49, (+7-903)500-9850, E-mail: krotov_avp@mail.ru.
* Что
означает лозунг "Наука победит"?
Наукой мы называем
совокупность практических знаний об окружащем мире, – знаний в основном
путешественнического характера. Знать, что окружающий мир изобилен и добр,
знать, что в любом городе можно найти питание и ночлег, что в любом городе и в
любой стране мира тебя встретят хорошо – это и есть наука. Как посмотреть
этот мир, как найти этот ночлег и как делать так, чтобы тебя повсюду встречали
хорошо – это тоже наука. Хорошо относиться к окружающим, принимать
гостей из разных городов, подавать нищим, кормить тех, кто не откажется от
этого, – это тоже наука.
Мы верим и знаем, что человек, владеющей наукой – т.е. знающий устройство окружающего мира, правила пользования оным и своё место в нём, – такой человек будет счастлив; а когда все люди будут знать, как всё вокруг устроено, – это будет вообще здорово, это и означает, что наука победит!
( Если вам непонятно выражение «Наука победит», сравните популярное: «Знание – сила» ).
* Почему
вы называете себя "Мудрец"?
Мудрец –
это у нас в АВП такое корпоративное наименование, термин, относящийся ко всем
людям, кто путешествует и занимается наукой путешествий — в том смысле,
который раскрыт в предыдущем вопросе. В более узком смысле Мудрецы – это
примерно 60 человек, поименованные в списке Мудрецов АВП. Также Мудрецами мы
обычно именуем всех великих путешественников, как-то: А.Воров, В.Кетов,
В.Лысенко, В.Несин, М.Галкина. Есть и другие мудрецы.
* Автостопные
гонки - как это?
Первые автостопные гонки в
современной истории человечества произошли в апреле 1978 г. С тех первых гонок,
по маршруту Ленинград–Нарва, и началась история Ленинградской (а ныне
Петербургской) Лиги Автостопа. С тех пор прошли годы, в ПЛАСе прошло более 100
гонок, проводили соревнования и многие другие современные клубы, – но идея гонок
осталась прежняя: проехать автостопом какой-либо маршрут как можно быстрее,
обогнав соперников. Соревнуются между собой автостопщики-одиночки или пары,
иногда – целые команды. Маршруты гонок всё усложняются; сейчас протяжённость
типичного ПЛАСовского "маршрута выходного дня" составляет примерно две тысячи
километров.
За годы в ПЛАС были разработаны специальные правила гонок, весьма подробные и занимающие несколько страниц (я не буду приводить их). Некоторые клубы, взяв на вооружение идею гонок, берут за основу отточенные временем правила гонок ПЛАС.
Дилетанты думают порой, что победа в автостопных соревнованиях вызывается случайными факторами (попалась прямая / быстрая машина, вот и приехал быстрее всех...). Это не так. Маршруты представляют собой весьма извилистую линию; даже везучие новички редко приходят к победе в гонках. Тут важен гоночный опыт, который вырабатывается годами.
Помимо ПЛАС, нередко гонки устраивает Гильдия Мастеров Автостопа, а изредка – и некоторые другие клубы.
* А почему
ты не участвуешь в гонках?
Надо заметить, что
несколько раз когда-то я участвовал в разных гонках. Были, например Гонки
мудрости Москва-Салехард (в мае 1997 года), это были удивительные соревнования,
настоящие гонки мудрости... с машинами, локомотивами, вездеходами... с переходом
через тающую Обь по льдинам при палящем солнце при +14°C за несколько часов до
ледохода... Участвовал я и в шанинских соревнованиях, именованных "1-м
чемпионатом России по автостопу", на спринтерском забеге, в паре с Танечкой
Колесовой. Мы заняли первое место среди пар, а среди одиночек победил Фил
Леонтьев, ещё тогда член ПЛАС.
Ладно, о гонках. Я сейчас считаю неправильным пользоваться другими людьми (в данном случае водителями) и тратить другие ресурсы – собственное время жизни, например, – для доказательства какой-то собственной крутости. Конечно, это бескорыстное развлечение, оно помогает освоить технологии быстрой езды, а водители знают, что участвуют в гонках, их это забавляет, как азартная игра. Но я, наверное, вырос из игрового возраста и живу не по приколу, а всерьёз. Да и езжу я не настолько быстро, чтобы было чем похвастаться.
* Расскажите
о "Школе автостопа" Валерия Шанина.
Московская
Школа автостопа – это отдельный московский автостопный клуб, созданный раньше
АВП, независимо от нас и от других клубов, человеком по имени Валерий Шанин.
Подробнее о нём написано в книге “Дорожные байки”, в главе “История российского
автостопа”, а также в первых изданиях моей «вопросной книги». В.Шанин – один из
тех редких людей, кто сам пришёл к идее автостопа и организовал свою школу ещё в
1994 г., независимо от других клубов.
Тусовки Школы автостопа до сих пор происходят каждую субботу. На них можно получить консультацию В.Шанина, приобрести книги по автостопу. Народу собирается там немного. В последние годы Валера увлечён большими проектами – кругосветками, написанием путеводителей, съёмками и монтажом фильмов. В.Шанина иногда можно увидеть на некоторых больших автостопных собраниях, он очень общителен, ему можно задать любой вопрос.
Сейчас Валерию около 50 лет. Сайт Школы Автостопа – www.msha-club.ru, а также www.shanin.ru.
Эльба, во-первых, такая река; во-вторых, это сборище автостопщиков из разных
городов, происходящее на природе в заранее определённые сроки. С 1997 года,
дважды в год, на выходные, в мае и в сентябре, 100-150 автостопщиков собираются
на традиционную Эльбу близ деревни Ижицы (на трассе Москва-Питер). Общаются,
жгут костры, варят кашу, кое-кто рассказывает о последних автостопных
путешествиях и достижениях, кое-кто занимается пьянством (это плохо). Потом
долго и упорно разъезжаются – автостопом или на своих машинах (таковых всё
больше). бывал на ижицкой Эльбе раз десять, но потом перестал – отсутствие
главного организатора, на мой взгляд, ухудшило мероприятие, возрос процент
алкоголиков, а серьёзных дальнобойных путешественников там встречается всё
меньше.
Помимо этой, крупнейшей Эльбы, бывают сборища менее людные, именуемые Поволжская Эльба, Украинская Эльба, Сибирская Эльба, и т.д.. Это локальные фестивальчики автостопщиков, на них съезжается обычно несколько десятков человек из ближайших регионов. Есть и Зимняя Эльба, под пос. Пустошка Псковской обл., – я там не был, но говорят, что пьянства там много, людей же – мало. Есть и Белорусская Эльба под Оршей, я там был несколько раз – собрание там вполне интересное, хотя опять же имеются пьяницы. Белорусская Эльба собирает больше 100 человек дважды в год и является второй по величине (после ижицкой).
О том, где и когда пройдёт очередная ближайшая Эльба, можно узнавать через Интернет, на сайте «Вольный календарь», через клубы автостопа или через своих знакомых. Также вы можете приехать на Лесной Трезвый Сход АВП.
* Лесной Сход АВП? Да ещё и Трезвый? Что это такое?
Каждый год, в первые выходные июня, наш клуб – Академия Вольных Путешествий – проводит Лесной Трезвый Сход в Подмосковье. Участники мероприятия, направляясь к нам на Сход, обязуются выполнять несколько простых правил: не употреблять алкоголь (включая пиво) и наркотиков; не курить у общего костра, а если приспичило – в специальных кустах; отправлять естественные надобности – в особо отмеченном месте; не засорять природу пластиком, не сжигать пластмассу и мусор и банки, а уносить их на помойку в деревню; не рубить живые деревья; относиться по-дружески к другим обитателям Лесного Схода и к местным жителям; слушаться А.Кротова, Г.Лапшина и других лиц, руководящих процессами Схода АВП. Место нашего мероприятия можно узнать в Интернете. Каждый год собирается больше ста человек.
На Сходе АВП собираются у большого костра (костёр большой, один на всех, вокруг него может и 150 человек разместиться) и слушают рассказы опытных путешественников, а если вы были в далёких интересных местах, то тоже можете что-нибудь рассказать. Кроме того, бывают лекции не о путешествиях, например религиозные диспуты (всех религий) или песни у костра (трезвые). Если идёт дождь, все могут спрятаться под большим тентом. Есть большие кастрюли для каши и чая. И два организованных туалета, мужской и женский, две большие ямы в лесу (или более двух). И пляж. И водные и прочие игры. А ото всех – посильная помощь в заготовке дров и подготовке места Схода АВП, а по окончании – сборка мусора.
В общем, есть всё большое, хорошее, одно на всех, чтобы всем хватило. Этим и отличается от «эльб». Хотя никому не препятствуем завести свой дополнительный костерок, тентик, туалетик. Приезжайте, будет вам радостно. Если вы издалека -- перед Сходом или после него можете вписаться в Москве, посмотреть столицу, пообщаться с другими мудрецами.
* Если
предлагают выпить, стоит ли отказываться?
Всегда следует отказываться.
Не только я, но и большинство других членов АВП не увлекаются пьянством (да и курением) ни в дороге, ни дома. И такие традиции не только в АВП – например, А.Воров, основатель ПЛАС, совершенно не подвержен алкоголизму.
На ПЛАСовских гонках запрещено участие в нетрезвом виде. Ведь нетрезвый автостопщик – явление ещё более печальное, чем нетрезвый водитель.
* Как создать
свой клуб автостопа?
0).
Во-первых, предупреждаю, что это непросто, и для этого от вас требуется
постоянство намерений. Без этого ничего не получится. Кроме того, вы должны
проживать (или находиться) в достаточно крупном городе, с населением ну не
меньшим, чем 300 тысяч человек. В маленьких городах недостаточно народу, ведь
этим увлечётся не каждый: к путешествиям склонен едва ли один из тысячи людей.
1). Чтобы создать свой клуб, или вообще что-либо, необходимо только одно: нужен человек, который займётся этим всерьёз. У этого человека должно быть желание сделать что-либо, в данном случае клуб автостопа. Он должен посвятить этому достаточно времени и сил, зная, что результат ожидается не сегодня и не завтра, а через несколько месяцев или даже лет.
Все выдающиеся идеи, новшества и свершения в мире происходили только оттого, что находился один человек, отдавший все свои силы и время этому свершению. И наоборот: многие идеи, новшества и дела в мире никогда не были свершены, или заглохли, потому что такого человека не оказалось или он прекратил заниматься этим.
Так что перед тем, как создать свой клуб автостопа / путешествий, вы должны чётко представлять, что именно ВЫ должны его создать! Подталкивать других людей, или, ещё хуже, какую-то аморфную группу лиц словами: "давайте сделаем свой клуб путешествий..." – весьма непродуктивно. Именно ВЫ должны этому посвятить главную часть своего времени. Если вы хотите делать это в перерывах между другими делами, когда есть свободное время между иной работой, учёбой и др., – вы получите пропорциональный результат. Пропорционально количеству тысяч часов затраченного времени. Итак, чтобы у вас был клуб, вы должны заниматься этим всерьёз.
2). Во второй половине 1990-х годов, во многих городах многие люди заявили о создании так нзываемых клубов автостопа и вольных путешествий. Один лишь перечень их названий может ввергнуть в шок. Всякие Суперклубы Всемирного Автостопа, Команды Экстремальных Путешествий и им подобные. Галерея сайтов в Интернете тоже внушительная. Раза два в год на Эльбах – встречах автостопщиков – проявлялся очередной дизайн комбинезона и новое название клуба, созданного его обладателем. (По счастью, эта пена многоклубия уже спала, мода на клубы прошла).
К сожалению, многие товарищи путают причину со следствием.
Если вы потратите 100 дней на изготовление сайта вашего будущего клуба вольных путешествий и только 20 дней на сами путешествия, – то это будет уже не клуб вольных путешественников, а клуб веб-дизайнеров. Такие клубы встречались мне, но забота о внешнем имидже здесь превышала заботу о сущности. Встречались мне клубы комбезных модельеров, клубы искателей спонсоров, клубы разговоров об автостопе и других побочных занятий, – которые отвлекают людей от занятий основных. Все такие лжеклубы недолговечны.
Итак, если вы хотите создать реальный клуб автостопщиков-путешественников, то вам нужно в первую очередь путешествовать автостопом – во вторую очередь уже всякие побочные занятия. Занимайтесь смыслом, а не внешними формами.
3). Некоторые люди вроде бы на словах и желают открыть клуб, но ссылаются на отсутствие других людей, сходных по интересам, среди своих знакомых. Тут уместен третий совет – не столько искать уже путешествующих людей, сколько привлекать новых. Уже путешествующие сами найдутся, когда клуб станет более-менее известен.
Вот как это сделать. Заранее (как минимум, за месяц) назначьте день, время и место сбора, куда вы сможете позвать хотя бы 50, а лучше 100 человек. Это может быть библиотека, аудитория в ВУЗе, ДК или обычная просторная, хорошо вентилируемая квартира. Вам нужно будет собрать туда кучу народу и рассказать о своей жизни, о прошлой и будущей деятельности, об уже существующих автостопщиках, о смысле и цели будущего клуба... Развесьте 500-1000 объявлений (или больше, мы вешали до 24.000 штук), разошлите информацию по Интернету, во все форумы вашего города, на тематические сайты, посвящённые туризму и чему угодно, рассылайте приглашения на встречу Вконтакте, в клубах гостеприимства, привлеките к этому всех своих друзей, если таковые имеются.
4). Вам надо заранее придумать первые, тренировочные маршруты поездок, сперва на один день, потом на большее время, и найти место – обычно это квартира, где народ может собираться время от времени и обмениваться опытом. Туда вы сможете также позвать как-нибудь опытных путешественников из других городов, чтобы они рассказали что-либо. В нескольких городах России начали делать лекции о путешествиях с показом фотографий на большом экране через проектор, вы можете сделать что-то наподобие, но если у вас нет проектора – не грустите: важнее наличие человека-организатора, чем наличие проектора. Можете наладить продажу автостопных книг (покупаете оптом в Москве, продавайте в розницу у себя). Если интерес и число народа уменьшается, нужно повторить агитационную лекцию, описанную в п.3.
Когда наступит срок – если ваши слушатели студенты, то это будет, скорее всего, срок каникул – начните ездить с людьми на дальние расстояния.
Меньше увлекайтесь формальностями: супер-снаряжением, супер-сайтом, поиском спонсоров, системой почётных званий и писаными правилами жизни. Все эти ритуальные вещи придут потом, когда природный запал молодости клуба иссякнет. Куда поехать с народом – зависит от вашей изобретательности и от географического расположения...
Ещё совет – сообщите о своём клубе на сайт АВП (www.avp.travel.ru) и на другие автостопные сайты, развесьте объявления по тусовкам, сами появляйтесь на тусовках автостопщиков в Москве, приезжайте в наши Дома АВП, на Лесной Трезвый Сход, на Эльбы; рекламируйте свой клуб Вконтакте и на всех форумах на туристсткую тему... – Активность!
5). Долгая и интересная жизнь вашего клуба зависит от вашего энтузиазма, товарищ лидер! Пока человек, основавший клуб, занимается им, клуб существует. Смена лидера редко протекает безболезненно. Большинство мелких неформальных клубов (не обязательно автостопных) существуют лишь пока ими занимается их основатель. Но не войдите в иную крайность! Не дожидайтесь того дня, когда вы, как основатель, останетесь единственным членом своего клуба, перелистывающим пожелтевшие списки былых достижений. Занимайтесь поиском новых людей ежегодно – и вырабатывайте свой собственный стиль, свою сущность, своё учение, которое отличит ваш клуб от подобных ему.
Больше думайте о сущности – что делать! Меньше думайте о форме – как показаться, как представить, как оформить, о чём говорить!
Более подробные рассуждения о том, как создать свой клуб, выведут нас слишком далеко от прочих тем этой книги.
* Как
зарегистрировать свой клуб?
Не знаю.
Наверное, нужно пойти в какой-нибудь минюст или его отделение, сочинить устав и
учредительные документы, заплатить пошлину, открыть в банке счёт,
зарегистрироваться в налоговой (и раз в квартал приносить туда отчёты). Прежде
чем регистрироваться, подумайте хорошенько: зачем вам это нужно? Я знаю только
три зарегистрированных: в России – "Школа автостопа" и барнаульская уже
закрывшаяся «Бласт», на Украине – "Магистраль". Но польза от сих регистраций мне
неизвестна.
* Какие
страны посещены, а какие еще не посещены
автостопщиками?
Всё упирается в то, кто есть автостопщик и
что есть автостоп. Так, многие люди порой залетают на самолёте в дальние страны
и там уже катаются по-разному, автостопом в том числе. На больших расстояниях
автостоп сливается с другими видами путешественничества. Мало кто поедет
автостопом через весь мир, и потом на попутных яхтах, например, из Москвы в
островные государства Фиджи, Тонга, да и даже до африканского Свазиленда мало
кто поедет из дома полностью автостопом по земле. Так что просто перечислю
страны, о вольных путешествиях в коих мне ничего (или почти ничего) не известно:
1) В Азии – Бутан, Катар, Бахрейн, Кувейт, Северная Корея;
2) В Африке – Ливия; центральное и восточное Сомали; Либерия; Сьерра-Леоне;
3) Многие мелкие государства-острова, как в Тихом Океане, так и в Карибском бассейне.
Многие страны Северной и Южной Америки были посещены А.Воровым и М.Дуткевичем в известной экспедиции ПЛАС "Автоколумб" (1992-93 гг), но никто, кроме питерцев, с тех пор так и не попадал в Америку автостопом. Перемещение из России на Северо-Восток, через Якутию и Чукотку, возможно только зимой; это очень сложно, требует кучу времени и хорошей подготовки. Не имея таковой, простые люди залетают в Северную и Южную Америку самолётом и уже облазили её почти всю, пользуясь как автостопом, так и локальным рейсовым транспортом, по-моему кроме Суринама, Гвианы и Гайаны.
* Россию-то всю
объездил?
Россия – величайшая страна мира, и её не сможет полностью объездить ни один
путешественник, и ни один политик, и ни один чиновник за всю свою жизнь.
Конечно, это что ещё назвать – "объездить Россию". Россия делится на 89 регионов (сейчас их укрупнили, но для удобства будем считать по-прежнему 89). И если считать, что "объезжание России" заключается в том, чтобы хотя бы раз побывать в каждом из этих 89 регионов, – то такая задача выполнима. Участники экспедиций и мудрецы АВП побывали во всех 89 регионах.
Из 89 регионов России, я лично побывал в 86-ти (на 01.01.2010): всюду, кроме трёх автономных округов — Чукотского, Корякского и Таймырского. Очень много где — в 52-х регионах России — я читал лекции по автостопу и путешествиям. А также я был во всех областях Белоруссии (их 6; в большинстве – с лекциями), и почти во всех регионах Украины (22 из 26, причём в 14-ти регионах я проводил лекции). Я посетил все страны СНГ (уже более десяти лет как – ещё до 01.09.1999) и бывшего СССР и все 15 их столиц. Точное число городов, посещённых мной, я не подсчитывал. Но могу похвастаться, что читал лекции АВП, о вольных путешествиях, более чем в 100 городах бывшего СССР, всего проведя около 400 лекций в самых разных городах. От Вильнюса, Риги, Львова и Калининграда, до Владивостока, Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре. От Архангельска и Сургута до Севастополя, Ташкента и киргизского Оша.
Но и сейчас, несмотря на сотни тысяч километров пройденных маршрутов, Россию всё равно трудно назвать полностью "изученной" или "объезженной" (мной или ещё кем-либо). Регионы России, особенно в восточной её части, сами по себе очень велики. Якутия по величине равна Индии и в десять раз больше Италии; Эвенкия больше Украины или Франции; Иркутская область больше, чем Финляндия и Швеция, вместе взятые... Если мы побывали в Киеве, мы тем самым ещё не увидели всей Украины; если вы добрались до Улан-Удэ, вы ещё не объездили всю Бурятию; если мы отметились по краям 89 регионов Российской Федерации, мы ещё не объездили всю Россию. Возможности для путешествий и открытий в России останутся всегда, даже тогда, когда остальной мир будет объезжен, изучен, поделен и заселён до последнего метра.
* А
что, если все вас послушают и будут ездить
автостопом? Кто же
будет работать?
Если люди
всей Земли от мала до велика в один страшный день бросят все свои обыкновенные
занятия и поедут автостопом в какой-либо дальний путь, настанет крах мировой
цивилизации. То же самое произойдёт, если люди всей земли станут в одночасье все
художниками, или физиками, или космонавтами, или водителями, или чиновниками,
или учителями, или пенсионерами – это было бы ужасно. К счастью, мир устроен
рационально, и никогда не случится такого, чтобы все люди занялись сразу одной и
той же деятельностью.
А что касается работы, то жизнь каждого человека и есть его работа. Один путешествует, другой музыку сочиняет, третий собирает троллейбусы на заводе, четвёртый – финики с пальм. Главное, чтобы вам нравилась ваша работа и ваша жизнь. Если вам совсем не нравится деятельность, которой вы занимаетесь, – бросьте. Проблема нашей страны в том, что многие люди живут так, как им не нравится. Делайте то, что вам больше всего хочется делать, и вы достигнете успеха.
* Какие есть еще книги по автостопу, кроме
твоих?
Многим известны книги Валерия Шанина:
"Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе" (рассказы о путешествиях, 1994),
"Школа автостопа" и "Уроки автостопа" (последние две – книги-альманахи, где
собраны разные произведения не только В.Шанина, но и всех его друзей). Можно
найти его же книгу в суперобложке «За 280 долларов вокруг света» (2009) и разные
путеводители, написанные им же – но те путеводители совсем не автостопные.
Не только у В.Шанина имеются соавторы – они присутствуют и в нескольких моих книгах. Так, книжка о путешествии в заполярный город Нарьян-Мар написана пополам с Егором Паагиревым. Статьи для "Вольной энциклопедии" писали более 100 человек, так что я здесь в большей мере составитель и редактор, чем соавтор. Также в «Вольной Азии» и «Вольной Африке» у меня есть многие соавторы. Путеводители «Египет – по-настоящему» и «Средняя Азия» я написал совместно с Андреем Сапуновым, «Дальний Восток» — с Артёмом Русаковичем.
Помимо сих, есть ещё Владимир Динец, он написал несколько очень весёлых и самобытных книг. «Мир без сказок» и «Превышение скорости» настоятельно рекомендуются к ознакомлению (хотя там не только автостоп). Есть ещё “Страна Погранзона. America Latina”. Прочитайте – вам понравится! Предупреждаю, что в книгах Динца есть также моменты художественного вымысла, так что использовать их как путеводители – не следует.
За десятилетие 2001-2010 гг многие мои друзья, и также и незнакомые мне люди, написали и издали десятки книг, посвящённых автостопу полностью или частично. Другие коллеги выпустили путеводители, с некоторой информацией для автостопщиков. Полный комплект автостопных книг сейчас есть лишь у немногих коллекционеров – общее количество разных изделий является трёхзначным! Среди них можно выделить ещё: книгу Алексея Макеева «Бхарат, или путешествие по Индии XXI века», книгу Владимира Несина «Босиком за тридевять земель» (он и ходит пешком, и автостопит), книгу Татьяны Мазепиной «Что рисуешь? Монголию» (повести самоходной женщины).
В наши дни большинство людей, умеющих писать, но не имеющих желания продавать бумажные версии написанного, – размещают свои сочинения в Интернете. Там вы можете найти немало автостопных произведений. Количество авторов, пишущих в Интернете, сильно превышает количество их бумажных коллег. Интернет становится всё более популярным, и число интернет-авторов растёт, хотя, думаю, в нашем веке тексты электронные не смогут полностью вытеснить наличие книг бумажных.
* Издать свою
книгу - трудно ли это?
Это
вполне доступно каждому. Нужно её написать, сделать оригинал-макет (на
компьютере), найти деньги (заработать или одолжить), договориться с типографией
и напечатать. Зато гораздо труднее будет потом избавиться от полученного тиража!
Можно написать сколь угодно большую книгу, найти деньги и издать её, но большая часть времени и усилий, связанных с книгой, приходится именно на этап продажи. Книги не становятся бестселлерами в процессе написания – они могут стать ими в процессе распространения. Пробуйте, работайте, экспериментируйте – само это не произойдёт!
* Если
нет денег на издание книги, где можно
опубликовать свои
заметки по путешествиям?
Если они
интересны, можно разместить их в Интернете, например, на сайте АВП –
www.avp.travel.ru – или на вашем собственном сайте. Если они компактны и
динамичны, можете попробовать отнести их в местную прессу.
Если ваши писания могут пригодиться ещё кому-нибудь, кроме вас, попробуйте отослать их в редакцию газеты "Вольный ветер" (почтовый адрес: 111020, Москва, а/я 30, Минделевичу С.В.). Это единственная в России газета для любителей самостоятельных путешествий, и в каждом номере есть и автостопная страничка. Е-майл: v_veter@mail.ru.
Я хочу предупредить, что я не читаю повестей, присланных мне по электронной почте. Их мне шлют очень много и часто, а у меня нет времени и желания столько сидеть за компьютером. Если вы хотите узнать моё мнение о ваших творениях, тащите их в бумажном виде. И желательно – не очень длинные.
* Какая
твоя первая книга?
Среди
книг, изданных официально, первая – "Практика вольных путешествий", вышедшая в
августе 1995 года, на ризографе. Общий тираж этого издания составил 1520
экземпляров. Это первая "официальная книга" (ИЧП "Гео", г.Москва, ISBN
5-86639-010-8); она есть у многих коллекционеров автостопной литературы. Но
немногие знают, что за три месяца до неё (7 мая) вышло пробное, "нулевое"
издание "ПВП" (тираж 100 штук), которое я продавал в Москве на Арбате. В этой
древней книге было всего 16 стр. формата А5.
До этого, в 1995 году я занимался выпуском журнала "Почтовый ящик", в котором были всякие литературные произведения нашей тусовки, именовавшейся тогда Клуб "Переписка". Второй номер этого журнала (март 1995) был полностью заполнен творчеством А.Кротова ("Пути по России"). Это первое моё сочинение о путешествиях, вышедшее на ризографе (100 копий). Также у меня сохранились мои описания первых поездок (с 1991 г), как рукописные, так и в файлах или распечатанные на принтере (они пока не стали достоянием широкой общественности).
Что же касается сочинений, не связанных с путешествиями, – в детстве я изготовил немало их. Сперва на печатной машинке, под копирку, тиражом 4-8 экземпляров, это было в советские годы; затем на домашнем принтере. Так, в конце школьной жизни (1990-91) я изготовил "Книгу о культуре", в которой разоблачил все предрассудки человечества; она была напечатана на принтере, существовало с десяток экземпляров. Её читали не только мои одноклассники, но и некоторые из родителей, а также директор школы (отзывы были различны).
Кроме этой книги, в моём архиве хранится не меньше сотни моих ещё более ранних
детских книг, рукописных и машинописных (тираж их не превышал 8 экземпляров). В
этих книгах повествуется о хвощах, об инюках, о стране ККР и т.д., но подробный
рассказ о том, что это такое, увлечёт нас слишком далеко. Также я выпускал
несколько сперва рукописных, а затем и машинописных газет, с новостями своей и
окружающей жизни; одна из этих газет, "Иногдашние новости", выходила с 4 мая
1985 по 31 декабря 1990 г.; всего я выпустил 590 номеров этой газеты. Средний
тираж этой газеты составлял 6 экземпляров, а объём – от одной странички А5 до
нескольких двусторонних листов формата А4... Так что мои писательские свойства
уходят корнями в древние времена.
* Самая твоя лучшая (любимая) книга?
«Практика вольных путешествий». Самая лучшая – последняя, жёлтого цвета, новая версия (2010), с птицей АВП на обложке. Если у вас предыдущая, зелёная или оранжевая или белая – возьмите жёлтую, она лучше, более современная. Книга «ПВП» является самой популярной книгой о путешествиях, среди всех, выходивших в России и странах бывшего СССР, за последние двадцать лет.
Из моих повестей о путешествиях, в первую очередь, рекомендую такие четыре книги –
«Страна А., или Автостопом по Афганистану»,
«Автостопом по Индонезии и к папуасам»,
«Автостопом в Судан» (выходила также под заголовком «Это ты, Африка!»),
«От -50 до +50: автостопом и пешком по России, Азии, Африке».
Читайте. Пользуйтесь. Кто хочет купить бумажные книги – можно их приобрести у
меня (тел. (495)457-8949, (903)500-9850). Электронные версии почти всех моих
книг имеются в Интернете.
* Сколько нужно времени, чтобы написать книгу?
В зависимости от настроения и от загруженности другими делами. И, конечно, от
объёма книги. Но все свои сочинения я пишу не подряд, а урывками, из-за чего
подсчитать скорость непросто. Если настроение и погода хорошие, а дома у меня
живёт не слишком много гостей, я могу писать по 50 тыс.знаков в день.
* Не собираешься ли издавать фотоальбомы?
Собираюсь, но пока жду, чтоб россияне разбогатели их покупать. Себестоимость цветных страниц в несколько раз выше, чем чёрно-белых. Три цветные вкладки в книге «Автостопом к папуасам» (40 фото-страниц) стоят столько же, сколько основная книга (200 страниц текста). С каждым годом количество фотографий в моих книгах растёт, доживём и до полных фото-книг.
А пока можно приобретать диски с моими фотографиями или совершенно бесплатно смотреть их в Интернете (в моём профиле Вконтакте http://vkontakte.ru/id7425734 , на фотохранилищах в интернете на майл-ру http://foto.mail.ru/mail/krotov_avp/ и на фотофайле – ищите и обрящете).
* Почти все твои книги лежат в Интернете. Не уменьшается ли из-за этого спрос на них?
Мне кажется, что люди, привыкшие читать бумажные книги, и читающие только в
Интернете – это разные группы людей, и они не особо пересекаются. Кто привык к
бумажным книгам, купит их, а кто прирос к монитору, никогда не купит бумажной
книги. Так что в целом, для распространения знаний, полезно выкладывать книги в
сеть, и я не думаю, что продажность их от этого упадёт.
* ВЕЩИ В ПУТИ
* НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ *
ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ * СТРАНЫ
И НАРОДЫ * АВТОСТОПНЫЕ КЛУБЫ *
ВПИСКА. ДОМА АВП *
ДЕЛА РАЗНЫЕ *
Задавайте свои вопросы - сюда.
Вы читаете эти ответы на сайте АВП. Версия
25.04.10
Если хотите заказать это в виде
книги, то обращайтесь в раздел "Полезная
литература".