на фото - Антон Кротов

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АВТОСТОПА
line1.gif (4491 bytes)

    (Краткая история автостопа в России и странах СНГ до 1978 года. Владимир Динец)

    (Виртуальный музей советской системы перевозки туристов на попутном транспорте "Автостоп" А. Дмитриевский)

СОДЕРЖАНИЕ 1-ой части (1999 г.):

МЕЗОЗОЙСКАЯ ЭРА


АВТОСТОПНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: 1991-1995

НОВОЕ ВРЕМЯ: 1996-1999. ПОЕЗДКИ.

НОВОЕ ВРЕМЯ: 1996-1999. ЛЮДИ.

2-я часть (2002 г.)
НЕИССЛЕДОВАННЫЕ РЕГИОНЫ:

РОССИЯ
СНГ
АЗИЯ
АФРИКА
АМЕРИКА
АВСТРАЛИЯ и Океания  
ЕВРОПА 
АНТАРКТИДА
КОСМОС

ПРОГНОЗ

    С каждым годом всё новые поколения людей приходят в обширный мир автостопа
и вольных путешествий. Знание о путешествиях распространяется всё
шире. Этому помогают книги, статьи, интернет и другие информационные
технологии. Но с каждым годом в автостопных кругах остаётся всё меньше
людей, которые начинали ездить в эпоху СССР. Прошлое становится уже
историей; и как всё начиналось, мало кто помнит. Вот я и решил написать
сей небольшой исторический очерк.


   МЕЗОЗОЙСКАЯ ЭРА

Давным-давно, когда наша страна была значительно большей, чем сегодня,
а дорог и машин было значительно меньше, и когда нас самих ещё не
было на этом свете... В общем, и тогда по дорогам великой Империи
уже передвигались автостопщики.

Не все они были, в нашем понятии, профессионалами; но кто от безденежья,
кто просто случайно, кто из интереса или по любви к свободе -
люди выходили на трассу и передвигались. Кто в соседний город, кто
из Москвы в Петербург или в Крым... Думаю, что число таких неорганизованных
автостопщиков на дорогах Империи, в течение последних 40 лет, было
примерно одинаковым.

Однако, в эту мезозойскую эру автостопа практически отсутствовала
такая вещь, как информационное поле. Не было ни компьютерной сети
фидо, ни интернета, ни газет бесплатных объявлений, ни свободы печати.
Поэтому информация о многих родах деятельности человека, в том числе
и о неорганизованных, вольных путешествиях, распространялась плохо.
Обычный туризм был популярен - ведь в совковом государстве хороший
турист это и хороший будущий солдат, партизан и т.д., а вот вольные
путешествия партии и государству не нужны. Но путешественники всё
равно были.

Итак, без современных средств коммуникации, рассказы о достижениях
отдельных лиц переходили из уст в уста, теряли важные детали, обрастали
подробностями, принимая форму сказок и легенд.

Многим из нас ещё приходилось встречаться с этакими сказителями, которые
до сих пор пребывают в том мезозойском периоде и вещают, например,
о тайных конских тропах, ведущих из безумно далёкой Читинской области
в ещё более далёкий, сказочный Тибет; или об асфальтовых дорогах,
проложенных до Владивостока и, далее, до Магадана, или о тайных переходах
западной советской границы и последующих нелегальных путешествиях
по всем странам мира, или о магических заклинаниях и действиях, способных
в самой безнадёжной ситуации остановить любую машину.

Мы, в XXI веке, порою смеёмся над подобными сказителями и их байками,
пришедшими из далёкой старины. А ведь не так давно вся наука о вольных
путешествиях находилась на зачаточном, мифологическом уровне, и многие
верили этим былинам, ибо другого знания не было.

В 1978 году в Петербурге (тогда ещё Ленинграде) возникла Ленинградская
Лига Автостопа (ЛЛАС
). Здесь впервые возникла наука об автостопе,
плодами которой мы пользуемся по сей день. Техника, тактика, стратегия,
снаряжение, ночной стоп, яркие автостопные комбинезоны - всё это
появилось около двадцати лет назад.

ЛЛАСовцы, которых почти никто никогда не видел, сами превратились
в легенду. На Украине возникла Днепропетровская лига автостопа. Члены
ДЛАС не имели комбинезонов и всегда голосовали на ходу, идя вдоль
дороги с протянутой рукой и оттопыренным пальцем. О существовании
ЛЛАС коллеги-ДЛАСовцы не знали; но сходство названий и эпохи говорит
о том, что уже тогда какие-то легенды о ЛЛАС кочевали по стране. Где
же автостоп не получался, ДЛАСовцы ездили на электричках и собирали
их расписания - целый сборник у них был, охватывающий (согласно
легендам) всю страну.

Лет двенадцать назад под явным (уже не легендарным) влиянием ЛЛАС
возникли Вильнюсский и Тверской клубы автостопа. Теория автостопа

ЛЛАС передалась им в явном виде. Но в целом распространение знания
об автостопе происходило в основном путём личных контактов, а большие
массы людей пребывали по-прежнему в незнании или в мире мифов и легенд.


 
    АВТОСТОПНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: 1991-1995

    В 1991 году распался СССР; в этом же году открылись внешние границы,
и каждый сильно желающий того человек смог получить загранпаспорт
и возможность путешествовать за рубежом. С распадом Системы увял организованный
туризм, а вольные путешествия, напротив, расцвели. Бедность большинства
россиян в начале 1990-х делала автостоп самым дешёвым и доступным
способом путешествий.

    Большинство автостопщиков подались на Запад. Нашим соотечественникам
издревле вбивают в голову, что всё западное лучше нашего. Примеры:
призвание Рюриков (IX в.); реформы Никона (XVII в.) и Петра (XVIII
в.); демократизация по западному образцу (XX в.) и др. и др. Вот и
автостопщики кинулись осваивать вожделенный Запад - с визами и
без оных.

    Но не все были столь стереотипны. В феврале 1992 года из Петербурга
стартовала кругосветная экспедиция автостопом "Автоколумб".
Четверо её участников (Алексей Воров, Михаил Дуткевич, Кирилл Баранов
и Виктор Григорьев) намеревались пройти маршрут за полгода. Но из-за
визовых и финансовых сложностей маршрут завершили только двое участников
(А.Воров и М.Дуткевич), в мае 1993 г. Они проехали через Москву на
Якутск, затем по зимникам - в Усть-Неру, Певек, Эгвекинот, далее
авиастопом на Аляску, далее по трассам Нового Света в Канаду, США
(где потом и застряли оставшиеся два участника), Мексику, Латинскую
и Южную Америку, достигли Буэрнос-Айреса (Аргентина), затем на попутном
русском судне достигли Португалии, пересекли Европу и финишировали
в Питере.

    Сейчас мы даже не можем себе представить, насколько сложно было проехать
таким маршрутом в те годы. Никто ничего не знал! Не было интернета;
не было опытных людей, посещавших дальние страны и получавших экзотические
визы; расположение зимников в Якутии и Чукотке и интенсивность движения
по ним также никем ранее не изучалась; не было денег (найти даже $100
в тогдашней России было почти невозможно!). Якутские морозы (до -55)
и мексиканская жара, неопределённость с гидро- и авиастопом, и -
не надо забывать - весь маршрут пройден был исключительно на нерейсовом
транспорте!

    Можно провести такое сравнение. Первые покорители Северного и Южного
полюсов испытывали грандиозные лишения, многие из них гибли -
всё потому, что они были первопроходцами, и у них не было информации.
А кто владеет информацией, тот владеет миром, и сейчас совершить кругосветку
(пусть по более простому маршруту) может практически каждый.

    Удивительно, что такая уникальная экспедиция, как "Автоколумб",
прошла и завершилась почти в неизвестности для российских вольных
путешественников. Что касается меня, я узнал о Петербургской лиге
автостопа и величайшей экспедиции лишь в конце 1993 г. от Александра
Нетужилова, тогда стажёра ПЛАС. Ведь информационного поля тогда ещё
не было.

    Московская Школа Автостопа и Академия Вольных Путешествий возникли
в Москве в эти далёкие времена (МША - в 1994, АВП - в 1995
г). Эти два клуба сконцентрировали в себе своеобразные подходы к автостопу.
В понятии ПЛАС автостоп - это спорт; у АВП это наука; у МША это
халява; и подобное различие сохраняется во многом и до сих пор. Другие
клубы автостопа, возникшие в последующие годы, взяли что-то от ПЛАС,
АВП и МША, но в разной пропорции. Своего нового учения никто, кроме
ПЛАС, МША и АВП, не создал.

    НОВОЕ ВРЕМЯ: 1996-1999. ПОЕЗДКИ.

    Несколько лет назад началась эпоха расцвета отечественного автостопного
движения. В кои-то веки автостопщики соединились знаниями друг с другом.
Опираясь на знания коллег и предшественников, мудрецы автостопа совершили
настоящий прорыв в изучении дальних (не-европейских) стран, а также
нашей России.

    Вполне возможно, что и до 1996 года редкие одиночные мудрецы совершали
поездки, исполненные величайшего героизма. Но об этих поездках мне
почти не известно. Ведь даже такое достижение, как кругосветка ПЛАС
в 1992-93 годах, прошла почти незамеченной (а про Чемпионаты В.Шанина,
кои проходили несколько лет спустя, узнали миллионы!). Поэтому ясно,
что целый ряд мудрецов-одиночек ещё в 1991-95 годах, или ранее, объездили
автостопом весь мир, но никто не знает об этом. Вероятнее всего, они
ездили не чистым спортивным стопом, а "как попало" - где
автостопом, где на автобусах, на электричках и т.п.

    Ещё в большей мере сие касается автостопщиков не-российского гражданства:
мы не знаем об их путях и достижениях, хотя они, несомненно, велики
(да у буржуев и не было ранее проблемы "закрытых границ",
как у нас). Есть и автостопщики-профессионалы, типа одного чешского
парня, проехавшего через кучу стран, включая Афганистан и Пакистан,
исключительно автостопом (ни автобусов, ни поездов он не применял)
- его мы встретили на индо-пакистанской границе в апреле 1998
г. Но о таких людях мы знаем до обидного мало.

    Появление многих новых клубов автостопа относится также к этому периоду.
Казанский ТРАК, киевская Магистраль, питерская Гильдия, чебоксарская
ЧУША и иные известные клубы возникли в эти годы. Тогда же появилась,
а затем и исчезла, РАКА - Российская ассоциация Клубов автостопа,
которую создали представители клубов с целью решать межклубные вопросы.
    Однако, из-за бесконечных споров и противоречий между разными клубами
Ассоциация была недееспособной и вскоре распалась.

    Итак, известные мне героические автостопные поездки 1996 года:

    1) СЕНЕГАЛ. Тогда еще 57-й номер Петербургской Лиги Автостопа Ф.Леонтьев
совершает 18000-километровое путешествие по маршруту Питер - Европа
- Марокко - Зап.Сахара - Мавритания - Сенегал -
Мавритания - Португалия - Питер. Впервые достигнута Африка, да еще так круто!

    2) МАГАДАН впервые достигнут летом. 20000 км по маршруту Самара -
Иркутск - Якутск - Магадан - Ванино - Северобайкальск
- Москва проехали москвичи А.Кротов и А.Винокуров (применяя разные,
в т.ч. неспортивные, методы).

    3) ВЛАДИВОСТОК. Член ПЛАС Андрей Пожидаев, направился во
Владивосток, пытаясь проделать весь путь по трассе. Ему удалось прорваться
до города Могоча, на 400 км улучшив предыдущее достижение А.Ворова
пятнадцатилетней давности. Дальше Могочи даже Пожидаев не пробился
и пересел на локомотивы. Трасса на Владивосток всё ещё ждала своего
первопокорителя.

    Наиболее известные поездки 1997 года:

    1) Достиг СИРИИ и ИОРДАНИИ впервые в истории науки шанинец П.Подъячев
(через Вост.Европу и Турцию). Хотя он применял и разные платные методы,
- возможность путешествовать по арабскому миру была неожиданна
для многих.

    2) В те же дни начала 1997 года В.Шанин с дочкой впервые (среди известных
мне людей) прошли по маршруту "Черноморского кольца". Неожиданным
открытием оказалась для них зимняя послевоенная ГРУЗИЯ.

    3) Летом ИРАН достигнут впервые в истории нашего автостопа (москвичи
А.Кротов, О.Моренков и В.Разживин). Изучен наземный маршрут в Индию,
получение иранской и пакистанской виз. В Иране передвигались как
научными, так и платными методами.

    4) В это же время, впервые после распада СССР, москвичи А.Винокуров
и А.Степанов прошли автостопом "КАСПИЙСКОЕ КОЛЬЦО" (Москва
- Ташкент -- Ашхабад - Красноводск - вписка на паром - Баку - Тбилиси - Москва).

    5) КАМЧАТКА достигнута на попутных военных самолетах тремя представителями
комнады "Ультра автостоп", что стало первым известным случаем
дальнего авиастопа (локальные перелеты были известны и до того). Маршрут
Москва - Омск - Тикси - Анадырь - Петропавловск был
проделан за 26 дней, обрано (напрямую) за 8 часов.

    В 1998 году:

    1) ИНДИЯ. В начале 1998 года АВП организует путешествие в Индию (через
Грузию, Армению, Иран, Пакистан). Впервые автостопщики достигли Пакистана
и Индии.

    2). САХАЛИН. Летом 1998 года житель подмосковной Покровки С.Болашенко
достиг Сахалина и вернулся домой (впервые среди известных науке людей).

    3). В это же время не автостопщица, но известная людям М.Галкина летает
авиастопом в АНАДЫРЬ, совершая 1000-километровое пеше-водное путешествие
по Чукотке и возвращается домой.


    Летом 1998 достигают Надыма и идут на запад пешком (по заброшенной
"501-й" ж.д.), в разное время, аж 9 человек; москвич О.Матвеев
посещает Марокко; поездки на Кавказ, в Среднюю Азию, в Турцию, на
Байкал и даже во Владивосток перестают быть редкостью - их совершают
все, кому не лень.

    В 1999 году:

    1). СУДАН. В начале 1999 года представители АВП едут в Судан (через
Грузию, Турцию, Сирию, Иорданию, Египет) и обратно. В полной мере
изучаются возможности путешествий, питания и ночлега в мусульманских
странах Юга.

    2). ТИБЕТ. Летом 1999 года трое москвичей побывали в Тибете. Вадим
Должанский и его подруга достигли автостопом города Али (Зап.Тибет),
а Сергей Лекай по западно-тибетской дороге достиг самой Лхасы, а затем
вернулся назад, через Голмуд - Урумчи.

    3). ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТРАССА - ЕСТЬ! В этом же году впервые в истории
науки проехал автостопом (не пересаживаясь на железную дорогу) до
самого Владивостока известный народу шанинец Тим-Волкодав, призер
1-го чемпионата по автостопу, о коем писалось выше.

    4). МОНГОЛИЯ. Питерцы К.Шулов и Б.Сосновский, а также москвич А.Филатов,
совершили научное путешествие в Монголию и обратно впервые в истории
отечественного организованного автостопа.

    5). Автостоп в ЯПОНИИ и перепарохоживание туда изучает на опыте москвич
О.Матвеев, принося людям интересные знания о Японии и гидропароходстве.
До Владивостока и обратно он добирался цивильно.

    6). ТАДЖИКИСТАН с Киргизией посетили участники летней экспедиции АВП
(москвичи А.Кротов, А.Степанов, О.Сенов и Д.Федоров). Однако вероятно,
это делали и другие путешественники-одиночки в последние годы, о коих
науке не известно.

    В этом же году: москвич А.Винокуров и питерец А.Мишустин вновь достигают
СИРИИ; И.Фатеев ("Бродячий проповедник") и жена его Даша совершают
путешествие на САХАЛИН; туда же, но независимо от них, ездит казанец
ЛУЦ; науку гидро- и авиастопа познают москвички Лена ("Ван Гог")
и ее подруга, совершая путешествие на Камчатку; поездки в Иран (с
получением визы в Ереване) перестают быть редкостью... В конце 1999
года в великий южный путь отправился В.Шанин с учениками, а также
С.Фокин. Путь их лежит в Китай, Лаос, Тайланд и другие страны.

   
Итак, к январю 2000 года достоянием мировой науки стали большинство
регионов РФ (86 из 89), вСНГ и континентальной Европы, Англия и 12 южных стран.


    Помимо автостопа 1-2 рода, отдельным гражданам удавалось
использовать (в основном - внутри России) гидро- и авиастоп. Страны
Нового Света, достигнутые в 1992-93 г мудрецами ПЛАС, больше никем
не достигались автостопом. Остальные туда попадают на самолётах: либо
на заработанные (как В.Шанин), либо на выпрошенные деньги (как Фатеевы).

    В последующие три года наука продвинулась ещё далее: в ходе Трансафриканской
экспедиции АВП
автостопщики пересекли Африку и посетили более двадцати
(!) африканских стран (Египет, Судан, Эфиопию, Джибути, Кению, Танзанию,
Замбию, Малави, Мозамбик, Зимбабве, Боствану, Намибию, ЮАР, Анголу,
Конго, Камерун, Чад, Нигер, Мали, Мавританию, Сенегал, Марокко
), причём
большинство этих стран откупорили двое мудрецов - А.Мамонов и
К.Степанов. Шанин достиг Австралии и Новой Зеландии, Макс Штыб -
Паланы, зимняя экспедиция АВП 2002 года завершилась покорением последнего
в России неизведанного региона - Эвенкии... Оман, Йемен, Норильск,
Тикси, Нахичевань и многие другие географические названия появились
на карте вольных путешествий.

    НОВОЕ ВРЕМЯ: 1996-1999. ЛЮДИ.

    Информационный бум, достигший всех людей цивилизованного мира, не
прошёл и мимо нас. Появилась обширная автостопная бумажная литература.
Нет смысла (и места) перечислять и описывать её. Скажу лишь, что за
четыре года было продано более 60.000 экземпляров книг по автостопу.
А статьи, посвящённые этому виду путешествий, печатались неоднократно
во всех, хоть сколько-нибудь известных, газетах и журналах.

    Стремительная компьютеризация пришла и в нашу страну. На сегодняшний
день число читателей автостопщиков-фидошников и интернетчиков, хотя
и меньше, чем число читателей бумажных книг, но растёт очень быстро.
Всё большее число людей узнают о вольных путешествиях через компьютеры.

    Множество людей, начавших путешествовать самостоятельно, в сии годы
познакомилась с автостопной писаной культурой и автостопными учениями.
Интересно, что многие люди, как, например, Игорь Фатеев (Бродячий
проповедник)
, проездив уже около 250.000 км, только тогда узнал о
существовании автостопных клубов и тусовок. Есть и другие весьма продвинутые
люди, неожиданно узнавшие о существовании коллег через книгу, газетную
статью или интернет.


    КЛУБЫ автостопа стали множиться, как грибы, и их число на сегодняшний
день примерно равно числу инициативных автостопщиков, в принципе способных
на создание своей фракции или клуба. Есть в городе инициативный человек
- появляется клуб. Нет такого человека - нет и клуба.

    Существующие сейчас в России клубы, как правило, являются совсем молодыми.
Исключением является ПЛАС (осн.1978 г). На четырнадцать лет моложе
её Московская Школа Автостопа им.Валерия Шанина (1994), ещё моложе
- Академия Вольных Путешествий (1995). Упомянутые три клуба имеют
значительные различия. Эти различия касаются и общего стиля путешествий,
и внешнего вида, и географической и целевой направленности. Что же
касается других клубов (их в СНГ можно насчитать до 20-ти штук) -
они почти все ещё не выработали свой индивидуальный стиль, являясь
в значительной мере подделками друг под друга.

    Люди начали ездить всё дальше и дальше. Проснулся интерес к странам
Азии и Африки. Информация о трассах и маршрутах, о методах автостопа
и получении виз появилась в Интернете, на всеобщем обозрении. Статьи
про автостоп, передачи на радио и ТВ сделали автостоп чуть ли не модным.
Среди некоторых молодых людей считать себя автостопщиком кажется "крутым",
что-то вроде "экстремала", даже если ты никуда не ездил, кроме
трассы Москва-Петербург. Так спортивный, научный и путешественнический
автостоп, из занятия узкого круга элиты, стал массовым - со всеми
хорошими и плохими сторонами массовости. Что будет дальше, покажет
время.

--------------------------------------------------------------------------
    Антон КРОТОВ.
©
1 января -- 7 февраля 2000 года. Москва.

    НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ АВТОСТОПНОЙ НАУКИ.
(с) А.Кротов, 2002

    Три года назад я написал статью "История и перспективы развития
российского автостопа". Она висела только в Интернете, и нигде не была
опубликована. Я так бы и забыл про неё, но тут приехал из Киева Андрей
Сапунов и спросил: а почему бы тебе не обновить эту статью? Написать,
какие места в мире уже посещены автостопщиками, а какие пока не посещены?
Это повысит интерес к неисследованным пока местам и повысит радость
первооткрывателей!

    Я подумал и согласился, и вот вкратце изложил состояние нашей планеты на
карте вольных путешествий, и перспективы по дальнейшему заполнению этой
карты. Историю автостопа я перепечатывать не стал -- она описана в той,
старой статье. А сейчас мы говорим не о прошлом, а о настоящем и будущем.
Итак...

    НЕИССЛЕДОВАННЫЕ РЕГИОНЫ

    С каждым годом остаётся всё меньше уголков России и мира, не изученных
вольными путешественниками.

    РОССИЯ: посещено. Три года назад оставалось всего три не посещённых
субъекта РФ: Корякский, Таймырский и Эвенкийский автономный округа. С тех
пор положение изменилось. В 2001 году Макс Штыб добрался до Паланы
(Корякский АО), А.Дмитриевский проплыл гидростопом по Енисею и достиг
Таймыра; в феврале 2002 г. пал последний бастион -- участники очередной
экспедиции АВП прибыли в зимнюю Эвенкию. Таким образом, на сегодняшний
день автостопные пути соединили все 89 регионов Российской федерации.

    При этом все регионы, кроме Корякии, были хотя бы раз достигнуты наземным
или наводным транспортом; Камчатка, Чукотка и Таймыр достигались как по
воздуху, так и по воде. Единственный "не приземлённый" регион -- Корякский
АО: он пока не соединён с остальным миром маршрутами по поверхности Земли.

    Следует тут заметить, что путешествие по земле интереснее и познавательнее
(и дольше), чем перелёт по воздуху. Независимо от метода перелёта,
наземное достижение тех или иных удалённых точек нашей страны представляет
громадный научный интерес.

    Тут следует вспомнить достижение г.Тикси: А.Сапунов и А.Дмитриевский,
мудрецы из украинского клуба "Магистраль", проплыли гидростопом по реке
Лене в 2002 году и достигли Тикси -- одного из самых северных населённых
пунктов мира. Хотя незадолго до них в Тикси оказались г-да Костя Савва и
Полина, а ещё за 4 года до них залетал транзитный Фил Леонтьев и Ко, --
попасть в Тикси по реке несравненно интереснее и мудрее, чем с применением
авиаспособов (хотя самолётом, конечно, быстрее, что вышеупомянутые
магистральцы и продемострировали на обратном пути).

   РОССИЯ: осталось

    Все магистральные и большинство основных автотрасс России уже пройдено
автостопщиками. Все 89 регионов и их столицы посещены. Все крупнейшие и
крупные города тоже достигнуты. Во все города (и посёлки) населением более
50 тысяч человек проложили свои маршруты вольные путешественники.

    Тем не менее, Россия была, есть и остаётся навсегда страной с
безграничными возможностями путешествий и открытий. Россия -- крупнейшая
страна мира, и только у нас остались ещё уголки, куда вообще никогда не
ступала нога человека; а также населённые пункты, попадание куда весьма
затруднено.

    Тут следует напомнить, что вольные путешествия -- это путешествия от
одного населённого пункта к другому, большей частью -- с помощью
транспорта, методами, используемыми и обычными людьми. Поэтому
ненаселённые и бестранспортные места мы в большинстве своём отсечём, а для
мудрецов оставим такие неизученные места:

    1. "Северный полюс" автостопщиков -- пос.Диксон, до которого чуть-чуть не
доплыл по Енисею мудрец А.Дмитриевский из клуба "Магистраль". А в более
широком смысле -- гидростоп по Северному Морскому Пути. Человек,
преодолевший гидростомом Севморпуть, а особенно -- самую сложную и
северную его часть, пролив Вилькицкого (78 гр.с.ш.), -- будет подобен
покорителю Северного полюса.

    2. Гидростоп вообще по российским рекам мало изучен, а по рекам Севера
представляет большой научный интерес. Яна, Индигирка, Колыма, Омолон и
прочие реки, где сохранилось судоходство -- голубая мечта любого
гидростопщика. Недостаток всех этих маршрутов -- трудно проплыть за год
больше одного.

    3. Наземное попадание на Камчатку, участок Магадан -- Гижига -- Палана --
Петропавловск пройти по земле, а не по воздуху, и тем самым присоединить к
карте наземных вольных путешествий Корякский Автономный Округ.

    4. Изучение возможности попадания в Норильск по зимнику. До сих пор нет
ясности в этом вопросе -- есть ли по льду Енисея сквозной зимник или нет?

    5. "503-я стройка Гулага", с пешим переходом по второй части заброшенной
Трансполярной ж.д. магистрали, от реки Енисей до реки Таз. С
подъездами-отъездами и самим переходом потребуется целый летний сезон.

    6. Пересечение России от Мурманска до Тихого океана наиболее северным
путём (по дорогам, ж.д. и зимникам). За одну зиму невозможно, но возможно
по частям. Представляет большой научный интерес, так как основные
транспортные потоки идут из района Транссибирской магистрали на Север, а
как в широтном направлении? В эту проблему входит изучение возможности
проезда зимой Уренгой--Норильск, а также зимники по рекам Лена и Вилюй.
Участок от Якутска до Мыса Шмидта уже пройден в 1992 г. кругосветчиками
ПЛАС.


    7. Кольский полуостров по периметру.

    8. У России не так много постоянно обитаемых островов (проникновение на
полярные станции мы не рассматриваем). Их не так много: Сахалин, Курилы,
Командоры; остров Колгуев на Белом море, остров Ольхон на Байкале...
Интересно составить полный список-перечень обитаемых островов и
разработать попадание на них.

    9. Составление полной карты российских зимников.

    10. Изучение гидростопа по притокам Енисея, где он возможен. Изучение
других рек, где ещё остался водный завоз грузов. Выявление населённых
пунктов, где нет ни зимников, ни речного/морского завоза. Таких пунктов
весьма небольшое количество. Можно составить список таких пунктов (он
небольшой) и разработать попадание туда, хотя бы теоретически.

    P.S. Важно: населённым пунктом можно назвать такое поселение, где люди
живут всю жизнь и размножаются. Мёртвые города, военные части,
метеостанции, дрейфующие станции, зимовья охотников населёнными пунктами
не являются. В задачи нашей науки входит попадание лишь в населённые
пункты.

    СНГ. Интересно отметить, что во всех странах СНГ, кроме России, не
практикуется ни гидростоп, ни езда по зимникам. Все регионы СНГ соединены
более-менее сносными, круглогодичными дорогами. Всё, что иногда сдерживает
путешественников -- большие расстояния и политические дрязги между
странами СНГ. Яркие примеры: гражданам РФ, для посещения Туркмении и
Грузии с недавних пор необходимо иметь визу; Абхазско-грузинская граница
весьма плохо проходима, а граница между Арменией и Азербайджаном и вовсе
закрыта; особенно не повезло Нахичеванской АО, которая, будучи частью
Азербайджана, отделена от него территорией Армении (и граница закрыта).
Итак, здесь уже не климат, не транспорт, а козни политиков затрудняют
путешествие.

    Но даже последний клочок СНГ - Нахичевань был впервые исследован
тов. Жвирблисом в начале 2003 г., а вскоре Наничевань из "медведьего
угла" СНГ стала настоящим проходным двором, поскольку самый лёгкий
путь в Турцию проходит именно здесь.

    Все остальные области и регионы всех стран бывшего СССР неоднократно
посещены различными вольными путешественниками, и продолжают посещаться.

    АЗИЯ. До 1996 года здесь была огромная чёрная дыра. Выражение "за
границу" означало исключительно "на запад", а про прочие страны мира
распространялись лживые слухи. Но настала очередь и крупнейшего
континента. Первым человеком, объехавшим Чёрное море (через Румынию,
Болгарию, Турцию, Грузию) и рассказавшим об этом, стал известный В.Шанин
(1996); а его друг П.Подъячев посетил Сирию и Иорданию и достиг Акабы на
Красном море в том же 1996 году (правда, его наблюдения сводились к тому,
что автостопа в арабских странах не существует). Настал черёд и АВП; в
1997 году мы, впервые в истории научного автостопа, побывали в Иране; в
1998 году проехали автостопом через Грузию, Армению, Иран, Пакистан до
Индии и обратно; в 1999 году -- через Турцию, Сирию, Иорданию, Египет
достигли Судана и вернулись домой.

    Тем временем К.Шулов с попутчиками побывал в Монголии; С.Лекай и
В.Должанский -- в Тибете; и даже самый главный европоман В.Шанин обратил
свой взор на юго-восток и проехал через Монголию, Китай, Лаос, Тайланд,
Малайзию, Индонезию до Австралии; схожим путём прошли С.Фокин и
Г.Кубатьян. Мудрецы О.Костенко и В.Шарлаев впервые в истории автостопа
побывали в Омане и Йемене, направляясь в Африку (летом 2000 года); в 2002
году в ходе очередной экспедиции АВП был, наконец, "распечатан"
Афганистан. Иран и Сирия стали весьма популярны среди российских
автостопщиков; мудрецы проникли и в Ливан. Были посещены автостопщиками и
все страны Юго-Восточной Азии.

    Тут следует сделать отсупление, касающееся радости "первооткрывательства".
Когда мы говорим, например, что некто впервые достиг, например, Индии или
Малайзии, мы не хотим сказать, что он вообще первый человек, который
побывал там, среди всего человечества. Мы, конечно, знаем, что в
"открываемых" нами странах задлого прежде нас побывали: аборигены самих
этих стран и соседних с нею; древние купцы, европейские мореплаватели,
колонизаторы и географы; российские "челноки", автомобилисты, спортсмены,
бизнесмены, дипломаты -- и, возможно, даже и автостопщики, имена которых
мы не знаем.

    Однако, сейчас мы рассматриваем некое, сложившееся за последнее
десятилетие, информационное поле, совокупность взаимно известных
людей, как-либо сообщивших другим известным людям факты своего
путешествия. Ибо, например, если какой-то безымянный мореплаватель нашёл в
море какой-то остров, и никому об этом не сказал, -- для истории и науки
это то же самое, что его не было вовсе. Или какой-то горец залез из
любопытства на какую-то гору, возвышающуюся над его селением, но никаких
маршртуных книжек у него не было, и записку на вершине он не оставил, и
вообще никому не сказал, что был на священной горе (опасаясь гнева или
непонимания сородичей). А потом, через сто или тысячу лет, из далёкой
страны приехал человек, залез на эту гору, повесил там свой флаг,
сфоторграфировал вид сверху, и всем об этом рассказал, и он считается
первовосходителем. Или какой-нибудь учёный открыл новый закон мироздания,
но никому не сказал, или сказал, да слишком тихо; а через двадцать лет
другой учёный открыл то же самое и опубликовал своё открытие, и получил
славу первооткрывателя, и, пользуясь его открытием, люди создали всякие
агрегаты и продвинулись в счастье и в науке.

    А вот такой ещё, например, случай с В.Шаниным. Он побывал в Грузии в 1996
году. До него там были миллионы человек, ещё в годы СССР (не говоря о
более старом времени). И автостопщики были в Грузинской ССР многократно.
    Но те люди были совсем в другой стране, в другое время, в других
обстоятельствах. Тут страна изменилась, мир изменился, и в Грузию никто
не ездил пять лет -- одни слухи: война, голод, убивают и прочее. Хотя,
опять же, кто-то и ездил, но никому не сказал, и в нашем информационном
поле этого нет. А тут В.Шанин съездил и как бы заново открыл страну
-- для автостопщиков, в данном случае. И мы в 1997 году открыли Иран, а в
1998 году -- Пакистан и Индию, тоже, для вольных путешественников, хотя до
нас и ездили туда другие люди, но их открытие стало достоянием лишь
небольшой группы их друзей и знакомых.

    Это всё было об открывателях. Итак, на конец 2002 года в нашем
информационном поле есть сведения о большинстве стран Азии
.

     Только некоторые остаются для нас не-открытыми. Это Саудовская Аравия и несколько
мелких стран Залива (Эмираты, Бахрейн, Бутан, Кувейт и Катар). (Ирак,
после свержения Саддама, стал в 2003 году весьма известен и посещён
уже несколькими людьми; первыми из туристов, побывавших в послевоенной
стране, стали Ю.Болотов и Г.Кубатьян из Питера.)

    Наиболее экзотические из списка оставшихся стран, вероятно, Бутан
и Северная Корея. Обе страны - заповедники прошлого; Первый -
заповедник тибетского буддизма, второй - чучхейского коммунизма.
Правда, вряд ли вам дадут визу Сев.Кореи без экскурсионно-коммунистического
тура, а с туром, переводчиком и стукачом КНДР не представляет научного
интереса (некоторые люди попадали в такой тур). В Бутан тоже есть
туры, но вольному путешественнику нужно именно путешествие, а не тур.

    Читатель скажет: что же тут неясного, ведь миллионы человек побывали
в шоп-турах в Эмиратах, в Корее, а также на хадже в Саудовской Аравии,
и прочее, и прочее?

    Тут тогда нужно уточнить, что для нас значит -- "открыть страну".

    1) Во-первых, в неё нужно добраться наземным (или наводным) путём (из
России или из другой, уже открытой страны);

    2) Во-вторых, такой путь должен быть доступен каждому самостоятельному
человеку, чтобы каждый мог сам туда поехать.

    Поэтому, например, ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты), куда залетают
самолётами российские "челноки", пока не открыты в нашем понимании -- пока
кто-нибудь не разработает проникновение туда (например, водным путём из
Ирана); а также, пока не будет разработана технология самостоятельного
получения виз (даже если вы не хотите участвовать в туре, организованном
турфирмой). Также и священная Саудия останется для нас тёмным пятном на
карте, пока не будет изобретена и опробована технология самостоятельного
получения виз.

    Так что вот, среди всей необъятной Азии, осталось всего девять стран, не
нанесённых пока на карту научных вольных путешествий. И ещё две, Непал и
Мьянма (Бирма), куда люди ездили, но досконально не изучили. Тот же Непал,
для горолаза или сплавщика -- это одно, а для автостопщика -- другое!

    Кстати, такая известная всем страна, как Израиль, часто посещается
автостопщиками, но они туда залетают, или заплывают на пароме из Греции,
или с Кипра, или живут там на ПМЖ. А вот попадание через страны арабского
мира (Сирию+Иорданию) разработано лишь теоретически. Также до сих пор не
раскрыта технология получения израильских (либо палестинских) виз обычным
человеком (без приглашения и тура). (Виза, разумеется, должна быть на
отдельном листочке, иначе через Сирию не пропустят.) Человек, который
получит визу сам, и доедет от Москвы до Иерусалима по земле и обратно по
земле, может рассчитывать на шоколадку от меня!

    АФРИКА. В Африке расположено около 50 государств, и до недавних пор
вольные путешественники туда не забредали. В Африке трудно провести
разделение между путешествием автостопом, между научным путешествием, и
"просто" путешествием. Человек, отправляющийся в Африку, применяет там
разные транспорты, движется на попутных машинах (платно или бесплатно --
для науки не важно), на автобусах, паромах, по железной дороге и т.д.. В
науке вольных путешествий о странах Африки важно знать метод получения
визы и попадание. Внутри каждой страны Африки, по идее, существуют свои
правила и своя наука, но мы этого пока не касаемся, и оглядываем Африку в
общем. Итак, на конец 2002 года вольные путешественники АВП побывали в
таких 24 странах Африки:


    Ангола, Ботсвана, Гамбия, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Камерун,
Кения, Конго (Браззавиль), Мавритания, Малави, Мали, Марокко, Мозамбик,
Намибия, Нигер, Сенегал, Судан, Танзания, Тунис, Чад, Эфиопия, ЮАР.


    Помимо мудрецов АВП, в природе существуют, и известны нам, и другие
путешественники. От них известно ещё о семи странах: Алжир, Конго (Заир),
Кот-Дивуар, Ливия, Руанда, Уганда, ЦАР. Впрочем, про Ливию и Алжир ещё не
всё так ясно, из-за трудностей с получением визы. А Конго-Заир огромен, и
там, как нигде, возможны настоящие путешествия и открытия. А вот страны, о
которых ничего нам не известно:


    1) Эритрея и Сомали, представляющие первоочерёдный научный интерес,

и до сих пор (на ноябрь 2003 года) ещё не "раскупоренные";

    2) Габон, Нигерия и Мадагарскар, важные своей величиной,

    3) Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Коморские
острова, Лесото, Либерия, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сьера-Леоне,
Того, Экваториальная Гвинея, не привлёкшие пока внимания известных нам
путешественников из-за своей малости. Специально в них вряд ли кто поедет,
а вот транзитом -- их посещение весьма вероятно.

    АМЕРИКА. Попадание автостопом в любую часть Американского континента
весьма затруднительно. Впервые в новейшей истории это проделал А.Воров со
товарищи в процессе кругосветной экспедиции "Автоколумб": весной 1992 г
мудрецы достигли (по зимникам) крайнего Северо-востока Чукотки и
перелетели авиастопом через Берингов пролив. Двигаясь весьма быстро, они
добрались от Питера до Аляски примерно за 2 месяца
. Спустя три года другой
петербуржец, Л.Замятнин, повторил путь А.Ворова (ему потребовалось три
месяца
). Больше никто из автостопщиков из Чукотки на Аляску автостопом не
попадал. В обратном направлении переправиться удалось В. Шарлаеву (начало
2002 г). Лёд в проливе, гонимый ветрами и течениями, практически не
замерзает, и, не летая на самолёте, весьма трудно переправиться даже с
лодкой (известному путешественнику (не автостопщику) Шпаро это удалось
лишь с третьей попытки). Вопреки слухам, никакого зимника из России в
Америку нет!

    Известны и некоторые случаи пересечения Атлантического океана гидростопом.
В 1960 году из Бомбея в Нью-Йорк уплыл основатель кришнаизма А.Ч. Шри
Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада
; в 1993 году из Аргентины в
Португалию переправились А.Воров и М.Дуткевич, завершая упомянутую выше
кругосветку ПЛАС. Возможно, были и другие редкие случаи переправы мудрецов
через Атлантику.

    Но довольно говорить об этом. Фактически, американский континент
представляет собой большую изолированную область, попадание куда возможно
лишь с применением самолёта: случаи не-самолётного попадания редки и для
масс людей непригодны, так что можно их не изучать подробно. Зато в самой
Америке (Северной+Южной) возможны различные виды путешествий, автостопом
1, 2, 3 и 4 родов, и многие люди, закидываясь самолётом на Американский
континент, изучали его немногочисленные страны. Насколько мне известно,
Гайана, Суринам и Гвиана пока мудрецами не посещены. Передвижение по
дороге из Панамы в Колумбию также не разработано; на этом участке --
разрыв Панамериканского шоссе, и все там летят или плывут. Не разработан
(а если кем-то и разработан, то мне не известен) гидростоп по островам
Карибского моря.

    Большинство стран Американского континента довольно просты для умудрённого
вольного путешественника. Но есть две страны, Канада и Бразилия, где ещё
есть, что узнавать и исследовать. Те люди, кто в них уже побывал,
приглашаются написать обзор методов вольных путешествий в этих двух
странах, я же не специалист в сём.

    Возможность управляемого международного гидростопа из американских портов
в Россию, или Евразию, или Африку -- вопрос большого научного
исследования. Надеюсь, последующие поколения вольных путешественников
прояснят этот вопрос. Также любопытна возможность попасть в Гренландию (с
севера Американского континента) или в Антарктиду (с юга) (хотя там делать
нечего). Интересно также комбинацией гидро- и иного стопа, или возможно
пассажирских паромов, соединить Канаду, Гренландию, Исландию и
континентальную Европу.


    АВСТРАЛИЯ и Океания. Путь в Австралию, через Китай, Лаос, Тайланд,
Малайзию, Индонезию и Восточный Тимор был проложен В.Шаниным, а вслед за
ним -- Г.Кубатьяном и другими людьми. На сегодняшний день этот маршрут
можно назвать магистральным, многие люди двигаются здесь даже в тот
момент, когда вы читаете эти строки. Здесь наиболее интересна в
путешественническом плане Индонезия, страна одиннадцати тысяч
островов. Между островами Индонезии ходят паромы и гидростопные суда.
Большой интерес представляет попадание на Филиппины, в Папуа-Новую Гвинею,
на Соломоновы острова и в прочие мелкие островные государства к востоку от
Индонезии. Индонезия и её соседи заселены достаточно густо, так что есть
надежда, что много там и всяких морских плавучих сообщений.

    Вообще Океания -- наименее изученная вольными путешественниками часть
мира. Расстояния большие, острова маленькие. Управляемый международный
гидростоп не разработан, а цивильный улёт на самолётах не так интересен.
    Интересно вообще составить каталог обитаемых стран-островов, узнать, на
какие из них хотя бы раз в год ходят грузовые суда и можно ли на них
вписаться.

    Но скорее всего, занятие это бесплодное, и мудрецу-путешественнику
придётся довольствоваться яхтами, которые плавают по всему жидкому миру.
    Узнав направление ветров и течений, можно выявить сезон, когда в нужном
направлении движется наибольшее количество яхт. Но яхтостоп -- особая
наука, находящаяся лишь в самих истоках. Только супруги Фатеевы, да
С.Фокин, пока занимались ею и даже кое-где поплавали (Фатеевы -- на
острова Зелёного Мыса, Фокин -- в районе Тайланда). Если у вас есть пара
лет времени -- Юго-Восточная Азия, Индонезия и острова к востоку от них,
вероятно, лучший полигон для тренировки и изучения возможностей
яхтостопа
. Наверное, полюс автостопной недоступности -- какая-нибудь
мелкая страна типа Науру, где нечего смотреть и яхты куда не ходят.

    ЕВРОПА. Старушка-Европа -- наиболее изъезженная российскими
автостопщиками часть мира; почти все её страны изучены вдоль и поперёк.

Жаль, что пока мало кто изучал возможности гидростопа на грузовых судах
или на яхтах из многочисленных огромных европейских портов.

    АНТАРКТИДА. Наука вольных путешествий не особо интересуется
попаданием в Антарктиду, в которой нет населённых пунктов, а есть лишь
действующие научные стации со сменным населением. Путешествия по самой
Антарктиде -- занятие для туристов-экстремалов, лыжников, парашютистов,
спортсменов учёных и прочих подобных лиц. Вольному путешественнику, не
особо обременённому деньгами и снаряжением, в глубине Антарктиды делать
нечего, да и на побережье, откровенно говоря, тоже.

    КОСМОС. Вольный путешественник перемещается за счёт изобильности
окружающего мира, и пользуется случаями, когда мест в транспорте, в жилище
и т.п. больше, чем владельцы могут заполнить. В космосе такая ситуация
невозможна, все космические аппараты заполнены грузами, топливом,
космонавтами. Вне Земли нет и постоянно населённых пунктов. Поэтому
автостопщикам в космосе места нет: летать некуда, не на чем и незачем.

Размышления об этом - пустая трата букв.

    ПРОГНОЗ. В ближайшие пять лет, как можно предположить, маршруты
вольных путешествий соединят все крупнейшие, крупные и средние страны
мира, включая те, что на данный момент пока не посещены: Ирак,
Сауд.Аравию, Нигерию, Мадагаскар, Папуа-Новую Гвинею, Бутан,
Буркина-Фасо... На территории СНГ закроются последние "белые пятна" --
зимники и реки Севера и Востока и Нахичевань. Больше будет известно о
яхтостопе. С каждым годом всё большее количество россиян будут
отправляться в путешествия по миру, чтобы год или несколько лет
странствовать по разным странам, подобно тысячам их европейских и японских
коллег.

    Автостопная кругосветка, совершённая мудрецами ПЛАС в 1992-93 гг,
останется образцом строго автостопного путешествия, но никем не будет
повторена. Кругосветчики всех видов уже заполонили мир, но все они или не
завершат своих путей, или воспользуются хоть где-то платным или рейсовым
транспортом (что, в принципе, не такой уж и грех). Автостоп будет
смыкаться с другими способами путешественничества.

    Путешествия автостопом по России и СНГ, пережившие в последние десять
лет пик популярности, - потихоньку пойдут на спад. Одни люди купят
машину, другие предпочтут поезда, и те, кто ездил автостопом из-за
бедности (в 1980-90-х гг), или разбогатеют, или постареют. Автостопщики-принципиалы
больше увлекутся посещением других стран; для других это будет скорее
спорт или игра; но средний уровень российских автостопщиков будет
снижаться в сторону среднеевропейского (уже сейчас достаточно низкого).

    К 2008 году останется лишь несколько мелких стран, не посещённых нашими
вольными путешественниками - в Африке и на островах. Но благодаря
Интернету и современным средствам коммуникации они не будут уже казаться
такими белыми пятнами, как в начале 1990-х гг.

    Посетят люди и все непризнанные (или мало кем признанные) страны,
обладающие своей территорией. Уже сейчас кое-что известно о Западной
Сахаре, Южном Судане, Тайване, восточной части Конго-Заира. На территории
бывшего СССР хорошо изучены Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия,
Нагорный Карабах. Остальные непризнанные государства ждут своих исследователей
и, вероятно, какого-то своего реестра...

    Почти все известные на сегодня автостопные клубы будут существовать
ровно столько, сколько будут продолжать путешествовать их основатели
и создатели. Однако, самые большие перспективы будут у того клуба,
в стенах которого, впервые в истории отечественного автостопа, на
смену основателю клуба вырастет преемник, новый настоящий мудрец.
А это весьма непросто.

    Телевизионно-газетная мода на автостоп потихоньку пройдёт, как проходит
всякая мода. Молодые люди в комбезах, гордящиеся тем, что они -
"автостопщики-экстремалы", займутся своими, взрослыми делами.
    Спадёт и масса людей, идущих в автостоп от безденежья - многие
подтвердят, что путешествовать автостопом в России дороже, сложнее
и медленнее, чем на транспорте. Россия приблизится к Западу по дороговизне
хлеба и рабочего часа, уменьшится и процент свободных людей, способных
выделить, например, два месяца для путешествия во Владивосток и обратно.
    Но увеличится число машин, и редкий человек, который выйдет на трассу
Москва-Петербург в начале 2010-х, будет почти сразу же увезён -
водителями, бывшими автостопщиками 1990-х.

    Автостоп сольётся с другими видами путешественничества. Русские международные
бродяги пополнят (уже пополняют) армию международных бродяг, слоняющихся
годами по дорогам дешёвых стран третьего мира. Пешком, автостопом,
на самолётах и поездах они заберутся в самые удалённые концы нашей
маленькой Земли.

    Технический прогресс, проникающий во все уголки мира, изменит и путешественничество.
Обилие средств транспорта и связи упростит его. Всё труднее будет
найти уголки планеты, где возможно настоящее приключение. Макдоналдсы,
асфальтовые дороги, кредитные карточки, Интернет, телевизор, европейская
одежда и Кодак-сервис распространятся по всей Земле. Последние уголки
самостоятельной жизни сохранятся лишь ненадолго - там, где постоянные
войны или дурной климат затруднят проникновение всемирных денег и
вещей.

    Примерно к 2030 году мир станет практически одинаковым. Последние
места, где останутся народы, живущие своеобычной жизнью, где люди
до последних дней сохранят свою одежду, язык, жилища и стиль житья,
- будут объявлены заповедниками. Их обнесут забором, поставят
билетёра на входе, и туристы со всех богатых стран понаедут смотреть
на "настоящих" суданцев, афганцев и эфиопов, так же как они
сейчас наслаждаются платными масаями в Кении и бедуинами в Эмиратах.
А сами "настоящие" герои, вечером, сменив самошитый дедами
халат на галстук и джинсы, сядут в джип, спрятанный возле хижины,
и отправятся в ближайший городок - тратить заработанные сегодня
на туристах деньги.

    Последние куски неокультуренной природы останутся в России; впрочем,
и у нас поймут, что на всём можно делать деньги, и организованные
туры по Колымской трассе, по зимникам Индигирки и Колымы будут не
менее популярны, чем сейчас заброски на Северный полюс. Гостиницы,
автосервисы, Интернет-кафе и полицейские кордоны встретят иностранцев
на самых отдалённых трассах России, а ряжёные ханты, чукчи и эвенки
в бутафорских хижинах родят долгожданный приток валюты. Прежний же
дух первопроходчества в этих районах навсегда будет утрачен.

    Одинаковость мира, впрочем, принесёт и пользу: в мире останется меньше
трудных виз, всё больше стран будут легко пускать россиян, а асфальтовые
дороги и миллионы машин быстро умчат автостопщиков будущего в любую
из клеток одинаковой планеты.

    Антон Кротов, 30.03-3.11.2003.

line1.gif (4491 bytes)
Специально для сайта АВП www.avp.travel.ru