"Ответы на вопросы обо всем"


    ВЕЩИ В ПУТИ

line1.gif (4491 bytes)

* Что ты берёшь с собой?
* Какой одеждой и обувью ты пользуешься?
* А оружие для самообороны?
* Сколько нужно брать с собой денег?
* Хранить деньги лучше на карточке?
* Хорошо (этично) ли путешествовать без денег?
* Еду с собой берёте?
* Карта обязательна?
* Часто при голосовании используете таблички?
* Возите ли вы с собой видеокамеру?
* Что собой представляет "воровский" рюкзак?
* А где можно заказать комбез?
* Автостопщики всегда ездят в комбезах?
* Если автостопщик без формы, то как отличить его на трассе?
* Где купить рюкзак, спальник, палатку, примус и т.д.?
* Где найти адреса для вписки?
* Как разработать самый быстрый маршрут из Новосибирска в Киев?
* Можно ли по дороге подрабатывать деньги?

* Сколько денег ты тратишь? На что именно?

*
Самое дорогое и самое дешёвое путешествие
*
Как зарабатывают деньги твои друзья, которые путешествуют годами?


line1.gif (4491 bytes)


    * Что ты берешь с собой?

 
Из наиболее универсально полезных в дороге вещей следует назвать мозги и рюкзак. Лично я, вообще говоря, барахольщик, и с каждым годом таскаю с собой всё больше вещей: большую кружку или заменяющий её котелок, довольно много географических карт, свои книги и иные бумаги, паспорт (с 1992 г), фотоаппарат (с 1994), спальник (с 1995), иногда палатку (с 1996), запасную одежду, кипятильник, ложку, "торпеду" (прозрачную пластиковую бутылку) – для воды в жаркое время или для крупы в холодный период года... Получается так, что за десять лет моих поездок вес моего барахла всё увеличивается. В путешествииях в Африку и в Азию я регулярно таскал с собой 15-18 кг вещей. Больше – уже неудобно.

 (Когда же я езжу на фестивали, груза ещё больше, 40-75 кг, в основном это книги на продажу. К счастью, такие грузы я вожу не автостопом, а ж.д. рейсовым транспортом.

Во Владивосток, жить в Доме АВП, я отправлял 300 килограммов книг, фотоальбомов, вещей, но тащил их не с собой, а отправлял отдельно от себя через транспортную фирму, а сам ехал с обычным рюкзаком. Так много вещей вам, вероятно, не потребуется!)

Если вы отправляетесь в дальний путь, на пару месяцев или более, то можете особо не беспокоиться о комплектности вещей. Ненужное всё равно потеряете, подарите или выбросите, а если какая-то вещь на вашем маршруте реально нужна, то вы её купите, найдёте или получите в подарок. И через 2-3 месяца в вашем рюкзаке будет идеальный комплект вещей, отобранный естественным путём.


    * Какой одеждой и обувью ты пользуешься?

Обычная простая одежда, в какой я и в городе хожу. Обычные чёрные ботинки из магазина “Спецодежда” (“Восток-сервис”), в них я и в Москве, и на трассе, и в Африке. Ботинок мне хватает примерно на 200 дней непрерывной носки. Очередная пара новых ботинок, купленная мной в «Спецодежде» в начале 2010 года, обошлась мне в 233 рубля, хотя там и были некоторые модели в два раза дороже.

Автостопного комбинезона у меня нет, езжу, так сказать, "по гражданке". Был когда-то в 1997 году комбез, но теперь уже много лет езжу без оного. Хотя на трассе стараюсь одеваться ярко – в жёлтую или оранжевую куртку.

Галстука и пиджачного костюма у меня тоже нет. Главное, чтобы удобно было.

И дёшево. Пока ни разу в жизни я не потратил больше 600 рублей ни на один предмет своей одежды (по состоянию на январь 2010 года).

Автостопные комбинезоны Кировского клуба автостопа. Март 2000.

 
    * А оружие для самообороны?

   
Никогда. Оно и не требуется. Лучшее оружие – правильное поведение. Живите хорошо, и никакие газовые баллончики, пистолеты, автоматы Калашникова и др. вам не понадобятся.


    * Сколько нужно брать с собой денег?

Ваши расходы в путешествии будут равны вашим расходам дома. Если в бытовой жизни вы тратите, например, 200 руб. в день, то так же вы будете тратить и в поездке (пока деньги не кончатся). Человек, привыкший к иному уровню комфорта, и тратящий дома 100 долл. в день, потратит столько же и в пути (это – почти независимо от страны, где происходит путешествие, и от времени года). У нас в Африке уходило в первую поездку (1999 год) примерно по 70 долл. в месяц на человека, включая визы и всё остальное; во вторую поездку  (2000) – по 100 долл.; в третьем африканском путешествии (2003) у меня улетало уже по 250 долларов в месяц – столько же, как правило, я тратил и дома в России. В 2010 году мои расходы в дороге ещё подросли – сравнивайте с тем, сколько у вас уходит дома.

Обычно человек выезжает из дома с некоторой суммой денег, в процессе поездки её тратит и под конец переходит в безденежный режим. Не надо этого бояться и медленно растягивать момент наступления "часа Х"; не надо и беречь заначку-НЗ. Когда все ваши деньги перейдут в поддержку экономики окружающего мира (вы их потратите, или их украдут) и у вас не останется ничего, – вы неожиданно для себя окажетесь в полностью коммунистическом обществе. То, что вы так долго усердно покупали, вам будет доставаться даром, совершенно незнакомые люди будут дарить вам деньги и еду, без вашей на то просьбы.

Когда же вы вернётесь домой, помните доброту незнакомых людей и изобильность окружающего мира, и помогайте по мере сил тем, кто и сейчас в пути, и тем, кто не имеет денег, чтобы и они чувствовали изобильность мира и всемирное братство людей.



    * Хранить деньги лучше на карточке?

  
Если ваше путешествие невелико (например, вы едете на Байкал, или, скажем, в Египет), то наличные деньги удобнее (если они у вас есть). Как в России, так и за рубежом по кредитке работают только самые дорогие магазины. А самые простые, дешёвые, вкусные вещи нигде не продаются "за кредитки" – только за деньги.  Во многих странах, типа Узбекистана, Судана, Ливии, Эфиопии, Конго-Заира, Анголы кредитки вообще бесполезны. Попробуйте купить что-нибудь на кредитку на Ошском базаре...

     А вот в богатых странах, типа стран Западной Европы или Южной Африки, где еду покупают в супермаркетах, карточки весьма удобны, так как при покупке деньги автоматически переводятся и никакая комиссия не взимается.

    Так что в бедных и средних странах, а также в коротких путешествиях по одной стране, включая нашу, лучше иметь наличность; а вот если вы многие месяцы катаетесь по куче разных стран, среди коих есть и богатые, то карточка может и пригодиться. Более того, в современном мире (2010) многие товары, авиабилеты и прочее можно купить задёшево по Интернету, но для этого нужно иметь приличную карточку. Так что для таких покупок иметь карточку очень желательно (на крайний случай подойдёт друг/подруга с такой карточкой). Некоторые банки порой в рекламных целях выдают кредитки бесплатно; воспользуйтесь сей возможностью.

    В некоторых посольствах и на границах карточка, даже пустая, может служить эквивалентом "показных денег" – некоторые богатые страны ожидают принять у себя в гостях только состоятельного туриста, и кредитка помогает прикинуться им. Можно иметь даже несколько кредиток одновременно, разных банков. Главное – не хранить на них слишком много денег – не давайте банкирам власти над своим имуществом!

    * Хорошо (этично) ли путешествовать без денег?

    Специально выезжать из дома без денег, оставляя средства дома, надеясь, что водители либо попутчики накормят, оденут и спонсируют – конечно же, нехорошо. Когда я покидаю Москву и отправляюсь в дальний путь, то обычно беру с собой все имеющиеся на данный момент деньги, или большую их часть.

    Другое дело, если человек оказался без денег в процессе путешествия: бывает, что деньги утратились (например, похищены ментами), или просто кончились. В ХХ веке это нередко происходило, о чём знают читатели моих разнообразных книг. Когда мы ехали из Магадана в 1996 году, из Индии в 1998 году, из Судана в 1999 году, так оно и бывало – деньги кончались. Но это не повод для паники: продолжать путешествие, и возвращаться назад в Москву, можно и с пустым кошельком. Ничего от этого не изменяется, разве что начинают очень много дарить еды, если вы проболтаетесь о своей безденежности. Так что лучше о своей безденежности не говорить, чтобы окружающие не подумали, что у вас какие-то проблемы, и не побежали все вместе в милицию, в посольство или ещё куда решать вашу проблему за вас.

    В далёкие времена 1990-х, однако, почти не были распространены Интернет, мобильная связь, быстрые международные денежные переводы и другие современные явления.  Сейчас уже XXI век, и мы живём в другой стране – в богатой и цивильной России 2010-х. Один месяц любого производительного труда в Москве приносит денег на полгода непринуждённых путешествий по странам второго и третьего мира (если не буржуйствовать особо). Конечно, комфортнее деньги иметь, и даже если они неожиданно утратились, украдены или кончились, сейчас можно написать Емайл или позвонить домой, чтобы кто-то из друзей выслал денег в долг. Это гораздо проще, чем продавать завалявшиеся в рюкзаках металлические монеты, зимние варежки и советские открытки на далёких азиатских рынках. Исключением являются ещё оставшиеся глухие страны типа Судана, где нет международных денежных переводов: там можно и без денег, если кончились вдруг – продолжаем без них.

    Итак, сейчас, в XXI веке, если российский путешественник долго и усердно путешествует, рекламируя всем свою безденежность, то это не хорошо, по меньшей мере странно. Если у нас нет денег, или нам жаль их тратить, или нам лень трудиться в России, или неудобно одалживать, или мы у всех уже всё одолжили и не отдали, или мы так привыкли жить не по средствам, отчего любые деньги кончаются, не успев начаться — не нужно говорить об этом на каждом перекрёстке, всем водителям и торговцам. Это портит ваш имидж, и позорит Россию в дополнение к тому. Рекламировать нужно свои достоинства, а не недостатки.

     «Я несчастный путешественник, у меня год назад украли все деньги (или я их проел), дайте мне 1 фрукт» — НЕПРАВИЛЬНО. «Я счастливый путешественник, я целый год путешествую вокруг света, подарите 1 фрукт» — лучше так.

    Поиском спонсоров, крупных или мелких, занимаются многие уважаемые люди. Просить подвезти бесплатно, или получить в подарок овощ на базаре, или попроситься даром в какой-нибудь музей или национальный парк – это можно, ничего в этом страшного или греховного нет. Люди угощают нас, подвозят, зовут в гости, дарят нам различные предметы одежды, снаряжения и даже деньги, при этом им приятно сделать доброе дело – одарить приятного им человека. Сами, находясь дома, при средствах, не жадничайте и тоже делайте добрые дела, одаривайте других хороших людей, одним словом – поступайте с другими людьми так же хорошо.


    * Еду с собой берете?

Довольно глупо будет выглядеть человек, отправляющийся в путешествие на 2-3 месяца или даже на год с полным запасом продуктов, купленных дома. Полярные путешественники обычно таскают с собой по 100-200 кг груза, зная, что путь их лежит по ненаселённой местности Арктики или Антарктики и пополниться будет негде. Что же касается автостопщика, путешествующего по местам населённым, – вам вряд ли понравится таскать с собой больше припасов, чем требуется на день. Торпеда с крупой, немного сахара, кусок хлеба – вот и все запасы, которые можно быстро использовать, быстро и пополнить.

Если у вас есть деньги, вы заметите, что в разных регионах страны и мира существуют разные виды дешёвой еды. Где-то очень дёшевы арбузы, где-то хлеб, где-то бананы на рынке, где-то – батоны и молоко под вечер в супермаркетах... Если вы готовите сами, вам не потребуются харчевни. 100 граммов любой крупы на человека достаточно, чтобы сварить еду и поесть. Более того, еду едят во всех жилищах и в гостях. Едой в мире так часто угощают, что проблема обычно в другом – как бы это всё съесть?


    * Карта обязательна?


    Географическая карта очень полезна и удобна, но не обязательна. Обязательны только мозги.

    * Часто при голосовании используете таблички?

   
Весьма редко. Обычно автостопщики голосуют рукой, а уже когда водитель останавливается – сообщают ему свой пункт назначения. Хотя, известно, что в Европе многие голосуют именно табличками, привлекая внимание водителей названием их родного населённого пункта.

В тёплых странах, где большая часть людей не умеет читать даже на своём родном языке, таблички не особо нужны. Особо, странно было бы голосовать табличкой где-нибудь в Буркина-Фасо, где лишь 18% взрослых знают, что такое буквы. В таких странах ваше белое лицо привлекает водителей лучше и эффективнее, чем табличка.

Голосование с табличкой. Фото Т. Яшниковой

 
    * Возите ли вы с собой видеокамеру?

 
Пока что среди членов АВП немного людей, кто бы таскал в дальние путешествия видеокамеру. Тут много технических проблем: её нужно где-то заряжать, нужно её беречь от воды, от ударов, от воров и от ментов; неплохо также уметь прилично снимать.

 Но самое важное, что нужно потом хорошо смонтировать все эти материалы. Валерий Шанин в своей кругосветке три года проездил с видеокамерой и снял множество часов видеоплёнки. Смотреть эти бесконечные черновые записи подряд, однако, было довольно скучно. Прошло ещё долгих семь лет, прежде чем Валера выбрался-таки смонтировать свой фильм «За 280 долларов вокруг света» — в нём оказалось около сорока серий! Желающие могут познакомиться с ним в Интернете. Также, из моих друзей, — Григорий Кубатьян снимает нередко свои путешествия. Неплохие фильмы я встречал ещё у нескольких человек. Да, думаю, в ближайшее десятилетие автостопных фильмов будет всё больше – аппаратура дешевеет, а вместо записи копий на кассетах можно просто выложить итог в Интернете.

Фотографы АВП работают в Сахаре. 1999 г.

    * Что собой представляет "воровский" рюкзак?

   
А.Воров является дизайнером и изготовителем некоторых предметов снаряжения. Самым популярным его произведением является рюкзак оригинальной конструкции. Он небольшой, с фронтальной загрузкой, при езде помещается на колени; бывает в двух вариантах – "штурмовик" (объём около 30 литров) и "экспедиционник" (чуть побольше). Они весьма прочные и надёжные; сотни автостопщиков ходят и ездят с ними. Изготовляет рюкзаки непосредственно А.Воров; по причине большой популярности изделия наблюдается большая очередь заказов. В магазинах эти рюкзаки не продаются. В Москву рюкзаки завозит Татьяна Яшникова (Козырева), к ней за изделиями и обращайтесь.

В отличие от рюкзаков – фирменные ПЛАСовские комбинезоны посторонним лицам не изготовляются и напрокат не выдаются, они исключительно внутриклубные.


    * А где можно заказать комбез?

 
В нескольких крупных городах России существуют люди, занимающиеся пошивом разных комбинезонов. Дизайн их различен. Но все они изготовляются индивидуально, по договорённости с пошивщиком; какого-то общего дизайна нет; не наблюдается и массового производства комбинезонов.

У нас в АВП по поводу комбезов полная свобода: большинство из нас ездят в обычной одежде; некоторые люди имеют комбезы, пошитые разными людьми, разного цвета, в разном стиле. Массового производства и даже стандарта на АВПшные комбезы нет.

Человеку, желающему иметь комбез, следует озаботиться этим заранее. Познакомиться с людьми, которые уже имеют комбез; узнать достоинства и недостатки данной модели; узнать, кто пошил сей агрегат, попробовать найти этого человека и заказать схожий. Люди, занимающиеся пошивом, обычно весьма занятые; материала на ваш комбез обычно у них нет; поэтому готовьте сани летом, а комбез – зимой.

Разнообразие автостопных комбезов на Эльбе-6. Фото Т. Яшниковой

 

    * Автостопщики всегда ездят в комбезах?

   
Далеко не всегда. Комбинезон объективно повышает скорость передвижения, особенно ночью. Поэтому спортивные автостопщики, из ПЛАСа и иных подобных клубов, обычно торопящиеся люди, которые пять дней в неделю работают, а в оставшиеся выходные хотят покататься по полной программе, – они обычно имеют комбез и часто ездят в нём.

А вот неторопливые и неспортивные автостопщики, например из "Школы автостопа" В.Шанина, ездят без комбезов. Скорость таких граждан наглядно показал так называемый 2-й чемпионат России по автостопу, когда представители ПЛАС проехали дистанцию в 3000 км за 2-3 суток ходового времени, а все прочие, включая самого Шанина, вообще не добрались до цели больше чем за неделю отпущенного на это времени. Впрочем, отсутствие комбеза не помешало В.Шанину уже двадцать лет совершать большие путешествия.

Представители АВП занимают в этом раскладе двойственное положение. Одни из нас имеют комбез и ездят в оном, и даже принимают участие в гонках, организованных питерцами; другие же не имеют, и на гонки не ездят, предпочитая дальние неторопливые экспедиции. У меня когда-то (в 1997 г) тоже был комбез, но позже он пострадал в кефирной аварии, и был впоследствии продан. С тех пор у меня нет спец. ”автостопного” комбеза, но есть жёлтые куртки, часто езжу в них.



Экспедиция АВП в Нарьян-Маре. Фото А. Кротова


    * Если автостопщик без формы, то как отличить его на трассе от
остальных голосующих?
Это просто шутка - не пугайтесь!

   
Обычно автостопщик имеет рюкзак; местные жители чаще ездят с сумками. Автостопщик чаще стоит на удобной позиции, вне населённых пунктов; местные жители тяготеют к своим деревням и к автобусным остановкам.  Иногда также на одежде автостопщика есть светоотражающие полосы, но это не обязательно.

 

   * Где купить рюкзак, спальник, палатку, примус и т.д.?

    В магазинах туристского снаряжения.
Их множество! Спросите любого туриста или автостопщика, вам подскажут. Найти адреса можно в Интернете, или на сайте АВП, или в газете “Вольный ветер”.

    В Москве можно порекомендовать: из недорогих – магазин "Бивак" (м.Таганская, ул.Александра Солженицына – бывшая Бол.Коммунистическая – дом 17, вход со двора). Из дорогих и фирменных – “Альпиндустрия” (м.Измайловский парк), “Баск” (м.Рижская). Самый большой выбор – на рынке снаряжения “Экстрим” на улице Смольная – маршрутка от метро “Речной вокзал” и 300 метров от моего дома. Там представлено около 200 фирм на трёх этажах здорового павильона, ассортимент огромный, цены – любые.

    В С-Петербурге известны магазины фирм "Терра" и "Снаряжение". Жителям иных городов лучше всего поехать в Москву или в Питер и купить здесь, это дешевле, заодно и опыт ваш увеличится.

     Если у вас никогда не было предмета снаряжения, который вы хотите купить – возьмите с собой знающего человека, чтобы он посоветовал, что лучше взять. И никогда не берите с собой в дальний путь новый, неопробованный в коротких путях предмет – лучше старый, но испытанный, чем новый, но с незнакомыми свойствами. Будьте осторожны с новыми, малоизвестными производителями, соблазняющими дешевизной или, напротив, дороговизной. И ботинки, и рюкзак нужно брать в поход уже испробованными.



    * Где найти адреса для вписки?

    Готовых адресов во всех городах я вам не дам - ищите сами. Пользуйтесь советами, данными в книге "Практика вольных путешествий"
: изучайте тусовки, монастыри, турклубы, общежития... Также помните, что есть заводы, котельные, пожарные части, религиозные заведения, собрания по интересам…  Дружите с другими путешественниками и обменивайтесь адресами с ними. Сами почаще зовите в гости иных людей, приглашайте к себе иногородних, обменивайтесь адресами на фестивалях, “Эльбах” (автостопных сборищах), на концертах… Впишите у себя дома, для начала, ну человек сто (не обязательно сразу, можно по нескольку человек и в разные дни), возьмите у них адреса и потом приедте к ним сами. Зайдите на сайты www.hospitalityclub.org и www.couchsurfing.org и вступите во всемирную систему обмена вписками. Найдите на нашем сайте www.avp.travel.ru гостевую книгу, сообщите о себе: я, такой-то, из города Н., ищу вписку в городе М. в таких-то числах такого-то месяца; найдите Вконтакте группу «АВП» и напишите в неё тоже (а так же у нас в "группа-друзьях" найдите группы автостопщиков в нужном Вам городе!); в живом журнале тоже есть сообщества, посвящённые впискам; есть темы на форуме; наберите "ищу вписку" в поисковой системе!… Озаботьтесь этим заранее. В современный век Интернета это сделать всё проще!

    Сами оказавшись в гостях, ведите себя на вписке хорошо, не будите по ночам хозяев, приносите продукты и готовьте еду, мойте посуду и полы, в результате вас будут любить и рекомендовать на другие вписки.

    И наоборот, если, например, вы припрётесь ко мне без предварительной договорённости, в полночь, разбудите меня и других лиц, утром встанете шумно и опять разбудите всех, съедите всё, что найдёте на кухне, и оставите после себя залитый чаем стол и недоспущенный унитаз, – то, разумеется, я остерегусь давать вам адреса других хороших людей!

    Кстати, я не люблю гостей, приходящих ко мне утром или днём без предварительной точной на то договорённости. Я могу спать или заниматься своими делами. Обязательно предварительно позвонить и обговорить время прихода! Мой телефон (495) 457-89-49, сотовый (903) 500-98-50 (звоните, на смски не отвечаю). Звонить, и приходить, лучше в вечернее время, с 19.00 до 22.00 московского времени.


    * Как разработать самый быстрый маршрут, например, из Новосибирска
в Киев?


    Выбирайте маршрут, проходящий по оживленным магистральным дорогам, даже
если он окажется чуть длиннее прямой линии, начертанной на карте. Из
Новосибирска в Киев, равно как из Питера в Казань, из Минска в Волгоград и
т.п., быстрее всего ехать через Москву. Предпочитайте трассы,
обозначенные буковками "М" (магистральные всероссийского значения); по
трассам "не-М" старайтесь ездить поменьше. А еще лучше -
проконсультируйтесь перед выездом с опытными автостопщиками.

    # Почитайте «Вольную Энциклопедию АВП»! #

    * Можно ли по дороге подрабатывать деньги?

 
    Да, если у вас в запасе неограниченное количество времени. Многие люди, знакомые мне лично, путешествуют автостопом по разным городам и даже странам, застревая в некоторых местах на месяцы и даже годы, зарабатывают деньги разными способами, а потом возвращаются домой или продолжают путь. Но строго говоря, это не есть заработки в дороге. Человек временно (на день, месяц, год) прекращает путешествовать и превращается в оседлого человека, например, в программиста, грузчика, туристического гида или разносчика рекламных листовок, зарабатывает деньги и затем вновь превращается в путешественника. Многие мои друзья устраивались: туристскими гидами (для русских) в Таиланде; подрабатывали в Индии в качестве актёров в бомбейском кинематографе; собирали киви и другие фрукты в Новой Зеландии; выполняли всякие разные работы в Австралии и США; занимались видеосъёмкой в Иордании; преподавали английский язык, официантили, торговали, и прочее. Все эти занятия требуют, как правило, задержки на несколько недель, или месяцев, в одной местности. Требовался для этого, как правило, и работодатель, что неудобно.

    Некоторые пишут статьи в российские или зарубежные СМИ (и отправляют их по интернету). Некоторые продают фотографии – электронные, выкладывая их в разные фотобанки. С каждым годом таких работников будет всё больше – ноутбуки всё легчают, интернет дешевеет, а деньги получать можно по карточке – их тоже всё больше. Удобно тем, что не нужно задерживаться надолго в одном месте и искать работодателя в пунктах назначения.

    Редкие мудрые люди научились зарабатывать деньги, не прекращая при этом путешествовать, и не применяя работодателя. Пример такого путешественника – петербургский художник-велосипедист В.Кетов. Не автостопом – на велосипеде он, стартовав из Ленинграда в 1991 году, объехал по побережью Европу, Африку, Азию и обе Америки и вернулся в Санкт-Петербург десять лет спустя, побывав примерно в 80 странах. Зарабатывал он на визы и на жизнь ремеслом портретиста, рисуя людей в портовых городах.

    Или ещё пример. В апреле 1999 года мы повстречали интересного человека в городе Атбара (Судан). Человек (звали его Измаил) путешествовал по странам Юга уже 20 лет! В молодости он отправился на велосипеде из Франции (где зародился) в Индию, да так и не вернулся домой! Давно утратив велосипед, изучив 5 языков, сменив 8 паспортов, он ездил вокруг всего земного шара всеми способами, и в основном на попутном транспорте.  Зарабатывал себе на жизнь он сперва всячески, то строителем, то рыбаком, то водителем... 4 года назад ему явился некий мудрый человек и сказал прекратить это. Пиши на рисе! И он стал зарабатывать так: пишет микроскопические надписи на зёрнышках риса и продаёт сие. Вот это и есть пример универсальной работы.

    Третий же старик, из Хабаровска, с большой седой бородой, появился у меня на вписке в конце 2009 года. Он – известный настройщик пианино, роялей и других агрегатов. В каждом большом городе России и Европы он находит себе вписку и подработку своим ремеслом настройщика.

    Музыкант, художник и рукодельник всегда сможет найти себе универсальную работу и зарабатывать во всех странах, независимо от наличия работодателя. Но сия работа индивидуальна у каждого. Человек, который найдёт себе универсальную работу, сможет честно путешествовать хоть всю жизнь по всем странам мира. Универсальная работа – важная вещь, но придумать, освоить и полюбить таковую – большое искусство.

    Пока (если) же вы не нашли себе такую работу – заработайте дома и возьмите с собой деньги, чтобы не быть обузой в дороге для своих попутчиков и для окружающих людей. И позаботьтесь о том, чтобы дома (в Москве или в другом городе) был человек или люди (ваши друзья, родители, дети, коллеги и пр.) оставались люди, способные в крайнем случае одолжить вам денег и прислать их. Особенно это важно, если вы едете в дальние заграничные страны: иногда такие экстренные ситуации бывают. Готовьтесь заранее к ним.
 

* Сколько денег ты тратишь? На что именно?

    Могу привести точный отчёт за год (вернее, за период с 20 февраля 2009 по 19 февраля 2010 включительно). В этот год я был в России и странах СНГ, в дальние страны не выезжал. 101 день я прожил в Москве (и ближнем Подмосковье), 264 дня потратил на путешествия.

    Предприятия пищевой промышленности и торговцы едой, получили от меня 29.840 рублей — по 81 руб 75 копеек в день. Покупал еду я везде, от Калининграда до Южно-Сахалинска, самую разную, от овсянки до икры; это чуть менее 2500 рублей (80 долларов) в месяц. Производители и продавцы газет получили от меня 1570 рублей. Любовь к компьютеру и интернету обошлась мне в 7440 рублей (620 рублей в месяц), что включает интернет дома и посещение интернет-кафе в разных городах страны. На фотографии я потратил 3371 рубль, напечатал около 900 снимков. На сотовую связь в России у меня ушло аж 4718 рублей (рекордная годовая сумма за всю мою жизнь), на городской телефон — 3657 рублей. Жильё мне обошлось в 33.837 рублей, из них половина — 17.162 рубля — это убытки от проекта "ДОМ ДЛЯ ВСЕХ" (разница между стоимостью Домов во Владивостоке и Архангельске и собранными на них пожертвованиями); вторая половина — московская квартплата. На снаряжение и одежду я потратил 3913 рублей в год, включая две пары ботинок "Крафт" (одни за 450, другие за 238 рублей) и одни новые джинсы (400 руб).  Перепало от меня и банкирам —они спёрли у меня в виде комиссий целых 445 рублей.

    Российские стоматологи получили от меня 4164 рубля за два похода к ним, а я лишился зуба. А производители медикаментов меньше процвели — я купил себе аптечных товаров всего на 71 рубль (пластырь и йод). Музейным сотрудникам от меня перепало 355 рублей, а банщикам — 235 рублей (два похода в бани на острове Бревенник). В остальное время я мылся дома и на вписках.

    Вольный путешественник может обойтись как большими, так и значительно меньшими суммами.
 

* Самое дорогое и самое дешёвое путешествие?

    Семимесячное путешествие через всю Африку в 2000-01 году обошлось мне примерно в $800, плюс столько же стоил мой «принудительный» улёт из Анголы. Примерно столько же ($1600) стоила Третья Африканская экспедиция с улётом из Эфиопии. Путешествие по Индонезии и к папуасам стоило, также, около 1600 долл., из которых большая часть была потрачена на перелёт. Наземные же путешествия, без полётов, были гораздо дешевле – трёхмесячное путешествие в Судан и назад стоило около $350, поездка в Магадан и обратно (76 дней) -- $400 на двоих, путешествия по Центральной части России я проводил с гораздо меньшими суммами денег ($10-100), а бывало и вообще без них.
 

* Как зарабатывают деньги твои друзья, которые путешествуют годами?

    Некоторые трудятся дома, в России, и путешествуют в оставшееся время. Россия – богатая страна, два месяца труда в Москве окупят почти любое путешествие. Программисты, промышленные альпинисты, курьеры, самостоятельные продавцы, журналисты и писатели, составители путеводителей, фотографы, переводчики и многие другие добывают деньги в России и вывозят во внешний мир. Туристические гиды, обслуживая наших толстопузых соотечественников в Таиланде, Хургаде и Гоа, порой везут деньги, наоборот, в Россию. В принципе, можно же заниматься любым делом, лишь бы оно вам нравилось. Желательно при этом отсутствие начальника, т.е. работать самому на себя. Иначе при отъезде в каждое путешествие придётся спрашивать разрешения у кого-либо. Но есть люди, сидящие на обычных работах, и путешествующие в отпуск, в каникулы или в перерыве между увольнением с одной работы и устройством на другую. Вообще, среди путешественников встречаются любые профессии – можно быть и гендиректором фирмы, и пенсионером, и разносчиком листовок.

* ВЕЩИ В ПУТИНЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ * ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ * СТРАНЫ И НАРОДЫ * АВТОСТОПНЫЕ КЛУБЫ
ВПИСКА. ДОМА АВП * ДЕЛА РАЗНЫЕ *

line1.gif (4491 bytes)
  Задавайте свои вопросы - сюда

Вы читаете эти ответы на сайте АВП. Версия 25.04.10
    Если хотите заказать это в виде книги, то обращайтесь в раздел "Полезная литература".