ВЫБОР МАРШРУТА

    При движении автостопом надо заранее представлять себе маршрут -
не только через какие города, но и по каким дорогам он пройдёт. Среди
путей, соединяющих два города, самый короткий - не обязательно
самый быстрый!
Количество машин, их скорость, характер движения,
качество покрытия на разных дорогах сильно различаются. На одних дорогах
автостоп удобен, на других непредсказуем, а третьи дороги, указанные
в атласе, уже давно заросли бурьяном, и движения по ним нет.

(Полный список автодорог РФ смотрите здесь.)

    При выборе нового, неизвестного вам маршрута можно пользоваться двумя
правилами:

    1).
Классификация автодорог.Автодороги на территории России
и бывшего СССР классифицируются по значению. Каждая дорога имеет своё
обозначение, состоящее из буквы (это может быть М, А, Р, Н) и номера,
например: М60, Р418.

    М - "магистральные дороги общесоюзного значения"
(например, М1: Москва - Минск - Брест). Эти дороги, соединяющие
крупные города, почти всегда асфальтированы, большой поток машин,
много дальнобойщиков. Возможен автостоп.

    А - "прочие дороги общесоюзного значения" (например,
А114: Санкт-Петербург - Вологда). Машин обычно меньше, чем на
магистральных дорогах. Тут ездить уже труднее.

    Р - "дороги республиканского значения". В реальности
это могут быть зимники, проходимые лишь вездеходами, а могут быть
и более-менее приличные дороги. Автостоп не всегда возможен. Преобладание
местного движения.

    Н - дороги местного значения. В реальности их может вообще
не быть. Если дорога всё же есть, то движение на ней местное -
между всякими колхозами и деревнями. Планировать маршрут по ним нежелательно.
Особенно тоскливо попадать на такие просёлочные дороги вечером и ночью.

    Планируя новый маршрут, помните, что лучше (в смысле: обычно быстрее)
проехать 500 км по "общесоюзным" М-дорогам, чем 300 км по
"республиканским"; лучше проехать 300 км по "республиканским",
чем 100 км по местным пройти пешком за отсутствием транспорта.

    Из Москвы в Обнинск можно проехать двояко: по старому Калужскому
шоссе (А101) и по Киевскому (М3). Хотя эти дороги примерно одинаковой
длины (84 и 89 км соответственно), по Киевскому шоссе вы доедете автостопом
за 2 часа, а по старому Калужскому... - попробуйте.

    Из Москвы в Юрьев-Польский можно проехать несколькими способами.
1) По М7 до Владимира, затем по Р118 до Юрьева-Польского; 2) по А103
до Черноголовки, затем по местным дорогам. Первый маршрут (228 км)
проходится за 4-5 часов, второй, более короткий (141 км) проходится
за долгое время.


    2).
Анизотропия. Скорость и успех автостопщика зависит от направления
его движения. Наибольший поток машин, наилучшее качество покрытия
и наибольшие успехи в автостопе наблюдаются на шоссе, ведущих в Москву
(из Москвы): это тяготение к Москве ощущается даже на расстоянии 2000
км. Неплохо ездить по трассам, ведущим в Питер (из Питера) или в любой
другой мегаполис, скажем, Челябинск: такие города "стягивают к
себе" машины с расстояния в несколько сотен километров.

    И наоборот: дороги, перпендикулярные основным, для автостопа лучше
не использовать. Повторюсь: лучше сделать крюк и проехать лишних 200
км, чем пройти пешком лишних 50; лучше лишних четыре часа проехать
в машине, чем лишних шесть часов простоять на трассе.

    Так же областные (краевые, республиканские...) центры "тянут на
себя" машины из области (края, республики...). Райцентры притягивают
локальные машины из района.

    На границе областей машин меньше, чем в центре области. Трасса, пересекающая
три области, проходится труднее, чем такая же по качеству и расстоянию,
но в пределах одной области.

    Мегаполис и любой город подобен магниту, стягивая машины из всех окрестностей.
Чем больше магнит, чем дальше от него другие магниты, тем больше его
радиус действия. Движение "по силовым линиям" приведёт к успеху,
движение поперёк силовых линий - труднее. Между двумя магнитами
(на границе областей) силовое поле отсутствует, машин меньше всего,
автостопщик дольше всего "торчит".

    Двигаясь из Владимира в Рязань, не поддавайтесь искушению
срезать путь через Спас-Клепики (232 км), а выбирайте обходной путь
через Москву (343 км). Пытаясь сократить дорогу, вы можете сильно
задержаться.


    Каждому человеку полезно иметь Атлас автодорог. Наиболее распространены
Атласы минского издательства, выпускаемые ежегодно. Эти атласы охватывают
всю территорию бывшего СССР. К сожалению, вплоть до 1997, из года
в год эти атласы содержали в себе одни и те же ошибки. Одни дороги,
обозначенные как "Асфальт", никогда не были асфальтированы,
другие проходятся только пешком, третьи дороги, по которым ежедневно
проезжают сотни машин, в Атласе не показаны вообще. В 1997 году в
продаже появились новые минские атласы - многие ошибки там устранены,
но некоторые, наоборот, появились. Ещё лучше иметь зелёный атлас омского
издательства, содержащий многие мелкие дороги и даже автозимники Сибири;
его основной недостаток - страны СНГ, кроме России, показаны плохо
(не подробно). В любом случае помните, что Атлас, как и любую мудрую
книгу, не стоит воспринимать буквально, и за ваше застревание на трассе
картографическое издательство ответственности не несёт!

    В апреле-мае многие дороги закрываются "на просушку".
Просушка означает, что машинам больше определённой нагрузки на ось
(обычно 5 тонн/ось) запрещается ездить без специального пропуска.
Пропуск стоит больших денег; машины без пропуска платят каждый раз
гаишникам или дорожным мастерам. Это следует учитывать, т.к. просушка
уменьшает количество машин - особенно на мелких дорогах! На местные
"закрытые" (т.е. "просушивающиеся") дороги особенно
не следует соваться в выходные дни, когда мало "рабочих" машин.

=перейти дальше, на следующую главу=

Вы читаете книгу © А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных Путешествий
(www.avp.travel.ru)

Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.