ТУРА-2002.
предварительные итоги экспедиции (кратко)
Как известно, на
начало 2002 г. из 89-ти регионов России
оставался только
один, никогда не посещённый автостопщиками -- Эвенкийский автономный округ
(88-rus). Он расположен в самом центре России, но
весьма трудно достижим.
Заехать на машине сюда можно лишь по зимнику, с
января по март.
Круглогодичных автодорог здесь всего
14 (четырнадцать) км., на территории
770 тыс.кв.км. (больше, чем территория Украины!). На
всей этой огромной
территории проживает менее 20 тысяч человек, что и
делает Эвенкию самым
малонаселённым участком земной поверхности
(после Антарктиды). Даже
Гренландия заселена плотнее!
Именно Эвенкийский АО, и его столица --
пос.Тура, расположенная в ~1500 км
к северу от Красноярска, и была объявлена (ещё в
2000 г) целью предстоящей
в 2002 г зимней экспедиции АВП. Технологии езды по
зимникам были уже нами
испробованы в зимней поездке (2000 г) в заполярный
город Нарьян-Мар,
которого тогда достигло 18 человек. Здесь, однако,
ожидались бОльшие
трудности: холод (в Туре все дни нашего
пребывания стоял мороз -48...-52,
да и по всей трассе севернее Байкита было
прохладно), малый поток машин
(ожидание машин 1-2 дня -- нормальное явление),
поголовное пьянство ещё
оставшегося кое-где местного населения.
Каждый год, для завоза продуктов и ГСМ,
с Большой земли в Туру возникает
один или два зимника. Маршрут одного: Красноярск -
Енисейск - Байкит -
Тура, можно и так: Красноярск - Канск - Богучаны -
Байкит - Тура, а другой
путь: Усть-Илимск - Ванавара - Тура. В этом году
машины ходили через
Байкит, а зимник на Ванавару не был к февралю
расчищен.
От Москвы до Красноярска все ехали
своими путями. А.Кротов был приглашён в
некоторые города и читал там лекции по автостопу.
Большое спасибо всем:
Александру Тринееву (Ижевск), Андрею Кутузову
(Тюмень), Сергею Шутову,
Владимиру Нефёдову, Николаю Фрейдлину
(Новосибирск), и Артёму Князькину
(Барнаул), -- подготовившим сии просветительские
мероприятия в своих
городах! Отдельно благодарю и всех тех, кто
приглашал нас в гости и на
вписку во всех городах по пути следования (но к
сожалению, не всех
многочисленных приглашантов нам удалось
посетить, всё же мы были
ограничены во времени).
28 января 2002 г. к 11 часам местного
времени на Главпочтамте
г. Красноярска накопилось двенадцать участников
Великой экспедиции. Это
были: Сергей Березницкий, А.Кротов, Женя Лохматый,
Костя Савва, Илья
Саплин, Митя Ф., Т.Яшникова, Полина Кулешова, Аня, и
трое жителей
г.Волжский Волгоградской обл.: Костя Абрамов,
Руслан Осипов и Маша
Некрасова. Впоследствии обнаружился в мирах и
тринадцатый участник
экспедиции, Саша Казанцев, пропустивший стрелку
и влившийся в наши ряды
неожиданно для всех.
Мурецы, кто 28, а кто и 29-го января,
изошли из Красноярска. Трое --
Яшникова, Полина и Березницкий -- поехали в
сторону Усть-Илимска и
Ванавары, где впоследствии и оказались. Зимника
из Ванавары в Туру у тот
момент не было, и они направились в Туру окольным
путём, о чём и расскажут
сами в своё время.
Прочие десять из нас отправились
единственно прямейшим путём -- на
Енисейск, Епишино и далее в сторону
Северо-Енисейска, Куюмбы, Байкита,
Суринды, и Туры. Добирание было не простейшим.
Машин оказалось немного, и
на 1600 км (Красноярск-Тура) нам потребовалась
почти неделя. Так, в р-не
Суринды мы прожили в лесу около 28 часов в
ожидании машин, разведя костёр
и занимаясь непрерывным лесоповалом. Двое
волжцев (Костя и Маша) отстали
от нас на этом участке, достигли Байкита, прожили
там неделю и поехали
домой. Также покинул нас Митя Ф.,
удовлетворившись достижением Куюмбы, и
Илья Саплин, развернувшийся назад после Байкита.
Все они являлись
студентами и торопились на учёбы.
4 февраля 2002 года, в поздний час вечера,
шесть наиболее успешных
мудрецов ступили на улицы пос.Тура, достигнув
цели нашей сей экспедиции,
покоряя последний, до той поры не посещённый ни
одним автостопщиком,
регион России 88-rus. Имена сих людей уже известны
всем -- это А.Кротов,
К.Савва, Ж.Лохматый, Р.Осипов, Аня (редкая в
природе женщина) и Казанцев.
Последующие дни мы прожили в Туре,
распространяя знания о вольных
путешествиях чрез местные газету "Эвенкийская
жизнь" (тираж 2000 экз.) и
ТВ. Подарили книги по автостопу всем
желающим и даже не желающим того.
Даже губернатор Эвенкийского АО г-н Золотарев
Б.Н. получил в подарок книги
по автостопу -- хотя, вероятно, пока не прочитал
их.
В Дорожном фонде Эвенкии и от
водителей мы узнали о наличии и сущности
всех зимников Эвенкии, и собрали прочую полезную
информацию, которая
войдёт в скоро выходящее издание "Вольной
энциклопедии". Подробное
описании Эвенкии, Туры и иных населённых пунктов
вы прочитаете именно там.
Также будет написан спец.рассказ об этом
путешествии в Туру, а сегодня
мы не будем тратить байты на всё то.
Улёт из Туры в Красноярск осложнялся
нашей множественностью, а также
тёткою Надеждою Ивановною, живущей в аэропорту и
не являющейся поборницей
авиастопа. Впрочем, вероятно, что люди, которые
попытают счастья там в
иные дни, достигнут успеха. Грузовые борта,
именуемые "спецрейс", летают
каждый почти день. Лётчики нормальные. Но мы
избрали иной путь --
возвращения по зимникам.
В поздний вечер воскресенья, 10-го
февраля, Камаз с будкой забрал нас из
великой Туры -- всех, кроме Казанцева, коий
остался в Туре изучать иные
методы возвращения. Ехали мы в кузове впятером
около 85 часов подряд через
Суринду, Байкит, Богучаны, Канск, около 1700 км, и
финишировали в
Красноярске в четверг около 13.30. Таким образом
был поставлен рекорд
дальности проезда в нераздельной пятёрке в одной
машине. Когда мы садились
в машину, было около -50С, а когда выходили, было +2С,
так что можно
сказать, получился и своеобразный температурный
рекорд.
Расстались мы 14-го февраля в
Красноярске. А.Кротов поехал в Москву
поездами цивильно, заезжая попутно к разным
знакомым в гг.Омск, Златоуст и
Саранск. Прочие люди поехали своим ходом.
Яшникова, Полина и Березницкий
нами не были встречены; судя по сообщениям в
гостевой книге сайта АВП, они
посетили Ванавару и собирались всё же попасть в
Туру мудрым путём. Ну да
они сами расскажут о себе.
Таким образом, наука победила вновь!
Успехи сей большой экспедиции АВП,
раскрывшей сущность последнего, до сих пор не
посещённого никем региона
РФ, -- открывают вольным путешественникам новые
горизонты. Подробности о
путешествии в Туру будут сообщены всем на
ТУСОВКЕ АВП
Итак, завершилась очередная, десятая
Большая экспедиция АВП. О прочих
Больших экспедициях (Магадан-96, Салехард-97,
Иран-97, Индия-98, 501-98,
Судан-99, Таджикистан-99, Нарьян-Мар-2000,
Африка-2000-2001) каждый может
прочитать в книгах А.Кротова и на сайте АВП --
www.avp.travel.ru. Там же
через некоторое время появится и полный рассказ
о сей новой поездке.
А.Кротов. Москва, 20
февраля 2002 г.