ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТРАССА
Иркутск - Чита -
Биробиджан - Хабаровск
"Великая Владивостокская трасса", а точнее, её участок Чита-Хабаровск,
издавна интригует автостопщиков - так же, как интриговал мореплавателей
прошлых столетий Северо-западный проход. Немногие путешественники
пытались достичь Владивостока на резиновых колёсах. Только в 1999
году появились достоверные сведения, что она наконец-то пройдена;
но и поныне проехать там без использования ж/д весьма непросто.
1. История Владивостокской трассы.
1914. Если мы возьмём старый атлас Империи, мы увидим некую дорогу
(тракт) Чита - Хабаровск, идущую через Нерчинск, Сретенск, Горбицу,
и далее вдоль Шилки и Амура через Албазино, Нововоскресеновку, Буссе,
Благовещенск. Что за кобылы ходили по этому тракту, ныне неизвестно.
1960-е, 1970-е, 1980-е. В стандартных атласах минского изд-ва, выходящих
из года в год, "восточной дороги" нет, а есть лишь небольшие,
не связанные между собой участки, идущие как вдоль Шилки и Амура,
так и севернее - вдоль ж/д. Дороги западной части России кончаются
на Чернышевске, восточной - в районе Шимановска. Известная байка
ходит про человека, достигшего автостопом г. Чернышевска. Не передавая
суть этой байки, отмечу, что Чернышевск называют иногда "Город
последнего хиппи", именно потому, что дороги в этом направлении
якобы кончаются.
В эти же далёкие годы некая группа мотоциклистов прошла от Сковородино
на восток вдоль железной дороги, всё время перетаскивая свои мотоциклы
то на одну сторону ж/д, то на другую. Дороги, пригодной для машин,
там не было. См. в биб-ке московского турклуба мото-отчёт Ю.Гриванова
(N 4025; поход 19.07-27.08.1971).
В эти же далёкие годы москвич Г.Гончаров на велосипеде проехал, за
несколько походов, весь путь Москва-Владивосток. На интересующием
нас участке автодороги не было, и кое-где даже приходилось идти пешком
по ж/д насыпи, везя велосипед.
1982. Великий учитель всего человечества Алексей Воров (СПб, ПЛАС)
сумел с большими сложностями проехать автостопом до пос. Аксёново-Зиловское
(около 100 километров после Чернышевска), где и пересел на локомотивы.
1996. Больше всех в изучении Трассы преуспел Андрей Пожидаев из (СПб,
ПЛАС), который достиг автостопом г. Могоча, затем до Сковородино ехал
локомотивами, а далее, опять по трассе, достиг Владивостока.
В этом же году А.Кротов и А.Винокуров, путешествуя в Магадан, проехали
автостопом участок Чита-Чернышевск-Зилово, где, не имея мудрости
г-на Пожидаева, великого мудреца, и пересели на ж/д.
1999-2001. Тим-Волкодав впервые сообщил о прохождении им Владивостокской
трассы на резиновых колёсах. (Такие сообщения появлялись и раньше,
но прежние сообщанты ранее оказывались врунами). Летом 2001 года добрался
до Владивостока житель подмосковного Королёва Егор Золотарский. Сейчас
трасса теоретически проходима в сухой период года и непроходима после
обильных дождей, ибо мостов во многих местах по прежнему нет. Подробности
о движении машин на отдельных участках я опускаю, т.к. существует
ежегодная тенденция к улучщению дороги и через несколько лет, вполне
возможно, там будет регулярное движение машин в любую погоду.
2. Советы.
Пересечь всю Россию, от Владивостока до Москвы (или СПб) можно с разными
целями. Можно проехать это расстояние на скорость спортивным способом.
Тогда путь от океана до океана займёт 11-14 суток (в зависимости от
вашей квалификации и используемых методов). Основная мудрость -
вовремя пересесть с трассы на ж/д и обратно.
Так, в 1997 Андрей Зайцев (mc Hammer) (СПБ, ПЛАС) с напарницей ездил
из Питера во Владивосток и обратно. Туда он пересел на локомотивы
в Шилке, а на трассу - в Белогорске. Обратно он пересел на локомотивы
в Шимановске, а на трассу вышел в Чите. От Владивостока до Питера
он двигался 13 суток. Ещё быстрейшим оказался москвич Андрей Филатов,
в 1999 году научно сев на станции Шилка в прямой поезд до Москвы (6500
км).
Можно проехать от океана до океана и иначе, рассматривая города и
общаясь с людьми. Так Тиль Владивостокский ехал в СПб 4 месяца. Размышляя
о том, выбирайте сначала цель, а потом и способы, в зависимости от
целей.
В любом случае, вpемена, когда тpасса на Владивосток станет так же
пpоходима и легка, как и Петеpбуpг-Москва, - не за гоpами.
Деpзайте!
О передвижении по ж/д более полно -
см.<*Транссибирская ж/д
магистраль>.
Автор: А.Кротов, 1997-2001
До Зилово - новая трасса (без асфальта).
От Зилово, справа от ж/д, на 20 км - высокая, но узкая отсыпка,
дальше несколько километров по болоту дороги нет, но в сухую погоду
- проходима даже "УАЗом". Перед и после Улюхана -
отсыпка, трасса под ж/д мостом переходит на левую сторону Транссиба,
1 км без отсыпки и трасса на Усть-Кару - хороший грейдер. Еще
8 км - Урюм. Дальше - даже слегка отсыпка и много бродов через
Белый Урюм. От Джелонды - хорошая отсыпка и сложный брод через
Черный Урюм. Вода заливалась в кабину "УАЗа"-грузовика и в
мой ботинок. От Сбега строят "федералку" на Зилово. Году в
2003-м путь в Могочинский район будет легким. Сбега - Ксеньевка
- Широкая (это на Горбицу): хороший грейдер, несколько бродиков.
41 км - Кудега: слабая отсыпка, можно ехать и через Кислый Ключ.
Кудега - Могоча: грейдер с автобусным сообщением. В 10 км перед
Могочей на восток уходит "федералка". Отсыпка - на 70
км, постоянные мосты - первые 10 км. В Семиозерном поверните с
нее направо к Шилке и через 12 км налево пойдет хорошая отсыпка с
мостами до Амазара. Ее строили золотари (местн. слово), но добыча
почти прекращена и ездят они очень редко. Основное движение -
охотники на мотоциклах. Через р. Амазар - железобетонный мост.
"Федералка" в виде просеки. Отсыпка вдоль ж/д на 20 км, хороший
деревянный мост через Бол. Чичатку, Дальше - маленькие броды и
большие лужи. "УАЗ" пройдет.
На 7059 км начинается временная отсыпка федеральной трассы. Но темпы
строительства таковы, что на ней уже выросли трехметровые деревья.
Не мы, а наши дети или внуки...
От ст. Аяччи через Ерофей до ст. Омутная - хорошая отсыпка с мостами,
ездят местные. Тяжелый брод через Бол. Омутную. Дальше - тоже
слегка отсыпка до Уруши, но очень глубокие колеи и есть грязные участки.
От Уруши - хороший грейдер, регулярное движение. Мост через Ольдой
открыт в октябре 2001 г., "федералка" отсыпана на 20 км к
западу и на 10 км к востоку от этого моста. В Джалинде делать нечего
- все едут по хорошему грейдеру через Уркан.
Потоки: до Зилово регулярный, на Сбега 1-2-3 машины в день прорываться
будут, до Семиозерного регулярный, дальше, в основном, локальные мотоциклы.
От Амазара до Уруши я шел пешком и ни одна машина за 4 дня не проехала
ни туда, ни обратно. Зато за день до меня проехали золотари до Ерофея
и за два дня - "ГАЗель" на Сахалин.
Мост через Бурею открыт осенью 2001 г. Строится ж/д ветка на юг от
ст. Чара до Наминги (80 км). Финансируют японцы.
Оживленный зимник Могоча - Тупик (автобус круглогодично) -
Наминга - Чара.
Зимой есть автобус Сретенск - Усть-Кара - В.Куларки. Строится
ж/д ветка от ст. Улак (БАМ) к р. Эльга в Зейском районе (300 км к
С.-С.-В. через Становой хребет).
Талдан - Гонжа: "федералка" без асфальта, дальше до Сиваков
- грейдер справа от ж/д. Сиваки - Пов. на Мухино: "федералка";
Берея - Шимановск: опять грейдер справа от ж/д. В Шимановске эстакада
через Транссиб и скверный асфальт на местной дороге мимо Чагояна.
"Федералку" только начали отсыпать. А перед Свободным я ее
не видел вообще! По Свободному, если следовать указателям на Благовещенск,
попадете на противную грунтовку. Также есть гравийные участки и после
него.
Дальнобой с Хабаровска идет через Благовещенск. Мост через Амур в
Хэйхэ - лишь на бумаге. Вода в Амуре - отличная, течение -
не перегрести.
Автор: Егор Золотарский, 16.07.2001
© "ВОЛЬНАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)
Предисловие
на сайте Академии
Вольных Путешествий (АВП)
Для
пользователей, для
авторов, E-mail для добавлений
и замечаний
Вы
находитесь в разделе АВТОДОРОГИ.
Здесь
есть список всех автодорог РФ.
Основной текст - указанных
в подписи авторов - предназначен,
главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят
водители, хранящие в бардачке распечатку с
нашего сайта.
Мы надеемся, что водители,
читающие этот текст, не будут проезжать
мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
Если Вы хотите приобрести "Вольную
Энциклопедию" АВП в виде бумажной
книги
- обращайтесь в раздел "Литература"