Краткая история автостопа в России и странах СНГ
до 1978 года
Владимир
Динец 2002 г.
Хотя автостоп в узком смысле слова,
естественно, не существовал до изобретения
двигателя внутреннего сгорания, попутным
транспортом люди пользовались с
незапамятных времен. На протяжении тысячелетий
гидростоп и караваностоп были
важнейшим источником знаний о далеких землях.
Первыми на территории СНГ стопщиками,
о которых имеются хотя бы косвенные
сведения в исторических источниках, были
вавилоняне. При раскопках древних
городов в окрестностях Еревана, относящихся к
эпохе царства Урарту, были
обнаружены упоминания о вавилонских
ремесленниках, приходивших на север с
попутными ассирийскими караванами в восьмом
веке до н. э. Впрочем, неизвестно,
платили ли они за проезд.
Первым, пусть легендарным, стопщиком
по территории СНГ, имя которого история
сохранила, был популярный в народе греческий
герой Геракл. Согласно мифам, в
Каптосе (нынешние Салоники, Греция) он застопил
попутный корабль "Арго" под
управлением Язона, следовавший в Колхиду (район
современного г. Поти). Сойдя с
корабля на территории нынешней Абхазии, Геракл
продолжил маршрут пешком,
пробрался глубоко в горы Кавказа и освободил
прикованного к скале Прометея. Мифы
недвусмысленно утверждают, что Язон подвез
Геракла бесплатно, и что впоследствии
они оставались друзьями. Хотя многие историки
считают, что мифы о Геракле и
Язоне имели реальную основу, был ли в
действительности Геракл на Кавказе,
сказать трудно.
А вот о путешествии греческого
историка Геродота (примерно 480-425 до н. э.) нам
известно совершенно точно. Совершив гидростопом
путешестие по Черному морю, он
оставил подробное описание маршрута, а также
нравов и обычаев скифов (предков
нынешних осетин). Геродот побывал в Колхиде, в
районе Сочи, в Крыму, на Днепре и
Южном Буге.
К третьему-четвертому векам до нашей
эры относятся первые упоминания о
путешествиях караваностопом по Средней Азии.
После похода Александра
Македонского греческие и римские ученые
ненадолго получили возможность свободно
передвигаться по землям бывшей Персидской
империи, добираясь до Александрии
Дальней (ныне г. Худжанд в Ферганской долине).
"Золотой век" гидростопа на
территории СНГ наступил в восьмом-девятом веках
нашей эры, когда норманны проложили знаменитый
путь "из варяг в греки" и
основали первые города вдоль этой трассы - прежде
всего Киев. Они также
проложили регулярные маршруты на Каспий и в
Зауралье. В числе многочисленных
путешественников, стопивших варяжские ладьи, были
арабские, армянские,
западноевропейские и греческие туристы.
Некоторые из них (Ибн Фадлан, в
частности) были авторами интереснейших путевых
дневников. Особенно глубокий след
в истории и культуре Руси оставили византийские
стопщики - Максим Грек,
например.
В конце десятого века князь Владимир
провел в Киеве знаменитый слет стопщиков,
на котором обсуждался вопрос: какую религию
следует принять Руси? Поскольку в то
время наиболее популярным маршрутом был путь в
Царьград (ныне Стамбул), князь
решил, что принятие православия облегчит
путешествия в этом направлении. Выбор
был неудачен: Византия вскоре пришла в упадок и
была завоевана мусульманами, в
то же время Россия оказалась изолированной от
Западной Европы. Последствия
княжеской ошибки российские путешественники и
поныне ощущают на себе всякий раз,
когда пытаются получить Шенгенскую визу.
Впрочем, князь сам, естественно,
стопщиком не был, и подобно правителям более
поздних времен плохо в этом
предмете разбирался.
Таким образом, искусство гидростопа в
странах СНГ надолго погрузилось в упадок.
Но вот пришли с востока монголы, и
наступила величайшая в истории эпоха
караваностопа. Благодаря созданной монголами
прекрасной дорожной сети стало
возможным легко и быстро путешествовать по
большей части Евразии. То время
оставило нам имена многих знаменитых стопщиков,
в основном арабов и китайцев, но
самым известным был, пожалуй, венецианец Марко
Поло, пересекший в 1272 году с
попутным караваном таджикский Памир на пути в
Каракорум - тогдашнюю столицу
Орды. Отец и дядя Марко пересекали Азию
трижды, и их рассказы послужили основой
для описаний Крыма, Прикаспия, Поволжья и Средней
Азии в его книге.
С распадом Орды и началом
многовекового конфликта между Россией и
татарскими
ханствами, а впоследствии Турцией, самоходные
путешествия в этой части мира
стали почти невозможными. Лишь несколько
еврейских стопщиков, имевших
возможность посещать как христианские, так и
мусульманские страны, оставили нам
свои записки в XIV-XVI веках. Единственным
исключением был тверской купец
Афанасий Никитин, да и он отправился в
маршрут с собственным караваном. Под
Астраханью караван был разграблен, и Никитин
вынужденно продолжил путешествие
стопом. Он посетил Индию, Эфиопию и Аравию и
вернулся в Россию в 1475 году. К
сожалению, измученный многолетними странствиями
Никитин скончался в Смоленске,
так и не достигнув родного города.
Превращение России в бюрократическое
государство в XVI-XVII веках сделало
вольные путешествия практически невозможными:
для перемещений по империи или за
границу требовались подорожные и прочие
документы, получение которых было делом
сложным и дорогим. В то время стопщиками были в
основном беглые крепостные,
добиравшиеся на Дон, Волгу, Яик (ныне Урал) и в
Сибирь, а также староверы и
прочие религиозные меньшинства, бежавшие от
гнета государственного православия в
Закавказье, Европу и обе Америки. Путешествовать
легально имели возможность лишь
дворяне, в стопе не нуждавшиеся.
К XIX веку относятся несколько
самоходных путешествий за границу - например,
знаменитый кругосветный маршрут графа Федора
Толстого. С отменой крепостного
права из России хлынул в соседние страны поток
эмигрантов-крестьян,
пользовавшихся любыми способами, чтобы
оказаться как можно дальше от родины.
Самый знаменитый стопщик
девятнадцатого века, однако, двигался в обратном
направлении. Вплоть до завоевания Россией,
Средняя Азия была закрыта для
туристов - проникавшим в Бухару или Самарканд
европейцам немедленно отрубали
голову. В 1864 году венгерскому еврею Арминию
Вамбери все же удалось попасть в
Хиву, Бухару и Самарканд с попутными караванами.
Для этого путешественнику,
обладавшему уникальными способностями к
изучению языков, пришлось в совершенстве
освоить турецкий и провести три года в облике
бродячего дервиша. Несколько раз
за время пути он едва не погиб, но в конце концов
благополучно выбрался в
Афганистан, находившийся в то время под
британским контролем.
К тому же времени относится начало
развития в России железнодорожной сети.
Путешествия без билета на поездах немедленно
полюбились народу и прочно вошли в
фольклор - они упоминаются во многих песнях того
времени.
С 1917 по примерно 1950 год самоходные
путешествия на поездах были основной
формой передвижения по России, а затем СССР.
Однако тотальная шпиономания,
приобретшая форму всенародного помешательства в
конце 1930-х, сделала прочие
формы автостопа и вообще самостоятельные
путешествия крайне трудным делом.
Неожиданный поворот в политике партии
наступил в 1960 году, когда вернувшийся из
поездки в США Хрущев решил внедрить в СССР
кое-что из увиденного - не только
всем известную кукурузу, но и всеобщую
автомобилизацию, а также автостоп. Сейчас
про это мало кто помнит, но в начале 60-х годов в
СССР проводились официальные
чемпионаты по стопу на трассе Москва-Ялта, газеты
печатали статьи, призывавшие
водителей подбирать попутных пассажиров, а
швейные фабрики шили специальную
автостопную униформу. Продолжалось все это,
впрочем, недолго - около двух лет.
К 1970-м годам автостоп практически
перестал существовать в США, но в СССР
потихоньку развивался. В 1978 году, когда я впервые
вышел на трассу, слово это
было известно многим водителям. О том, что было
дальше, можно прочитать в книге
Антона Кротова на сайте АВП.
Специально для сайта АВП www.avp.travel.ru