Краткая история автостопа в России и странах СНГ до 1978 года
line1.gif (4491 bytes)

    Владимир Динец  2002 г.

    Хотя автостоп в узком смысле слова, естественно, не существовал до изобретения
двигателя внутреннего сгорания, попутным транспортом люди пользовались с
незапамятных времен. На протяжении тысячелетий гидростоп и караваностоп были
важнейшим источником знаний о далеких землях.
    Первыми на территории СНГ стопщиками, о которых имеются хотя бы косвенные
сведения в исторических источниках, были вавилоняне. При раскопках древних
городов в окрестностях Еревана, относящихся к эпохе царства Урарту, были
обнаружены упоминания о вавилонских ремесленниках, приходивших на север с
попутными ассирийскими караванами в восьмом веке до н. э. Впрочем, неизвестно,
платили ли они за проезд.
    Первым, пусть легендарным, стопщиком по территории СНГ, имя которого история
сохранила, был популярный в народе греческий герой Геракл. Согласно мифам, в
Каптосе (нынешние Салоники, Греция) он застопил попутный корабль "Арго" под
управлением Язона, следовавший в Колхиду (район современного г. Поти). Сойдя с
корабля на территории нынешней Абхазии, Геракл продолжил маршрут пешком,
пробрался глубоко в горы Кавказа и освободил прикованного к скале Прометея. Мифы
недвусмысленно утверждают, что Язон подвез Геракла бесплатно, и что впоследствии
они оставались друзьями. Хотя многие историки считают, что мифы о Геракле и
Язоне имели реальную основу, был ли в действительности Геракл на Кавказе,
сказать трудно.
    А вот о путешествии греческого историка Геродота (примерно 480-425 до н. э.) нам
известно совершенно точно. Совершив гидростопом путешестие по Черному морю, он
оставил подробное описание маршрута, а также нравов и обычаев скифов (предков
нынешних осетин). Геродот побывал в Колхиде, в районе Сочи, в Крыму, на Днепре и
Южном Буге.
    К третьему-четвертому векам до нашей эры относятся первые упоминания о
путешествиях караваностопом по Средней Азии. После похода Александра
Македонского
греческие и римские ученые ненадолго получили возможность свободно
передвигаться по землям бывшей Персидской империи, добираясь до Александрии
Дальней (ныне г. Худжанд в Ферганской долине).
    "Золотой век" гидростопа на территории СНГ наступил в восьмом-девятом веках
нашей эры, когда норманны проложили знаменитый путь "из варяг в греки" и
основали первые города вдоль этой трассы - прежде всего Киев. Они также
проложили регулярные маршруты на Каспий и в Зауралье. В числе многочисленных
путешественников, стопивших варяжские ладьи, были арабские, армянские,
западноевропейские и греческие туристы
. Некоторые из них (Ибн Фадлан, в
частности) были авторами интереснейших путевых дневников. Особенно глубокий след
в истории и культуре Руси оставили византийские стопщики - Максим Грек,
например.
    В конце десятого века князь Владимир провел в Киеве знаменитый слет стопщиков,
на котором обсуждался вопрос: какую религию следует принять Руси? Поскольку в то
время наиболее популярным маршрутом был путь в Царьград (ныне Стамбул), князь
решил, что принятие православия облегчит путешествия в этом направлении. Выбор
был неудачен: Византия вскоре пришла в упадок и была завоевана мусульманами, в
то же время Россия оказалась изолированной от Западной Европы. Последствия
княжеской ошибки российские путешественники и поныне ощущают на себе всякий раз,
когда пытаются получить Шенгенскую визу. Впрочем, князь сам, естественно,
стопщиком не был, и подобно правителям более поздних времен плохо в этом
предмете разбирался.
    Таким образом, искусство гидростопа в странах СНГ надолго погрузилось в упадок.
    Но вот пришли с востока монголы, и наступила величайшая в истории эпоха
караваностопа. Благодаря созданной монголами прекрасной дорожной сети стало
возможным легко и быстро путешествовать по большей части Евразии. То время
оставило нам имена многих знаменитых стопщиков, в основном арабов и китайцев, но
самым известным был, пожалуй, венецианец Марко Поло, пересекший в 1272 году с
попутным караваном таджикский Памир на пути в Каракорум - тогдашнюю столицу
Орды. Отец и дядя Марко пересекали Азию трижды, и их рассказы послужили основой
для описаний Крыма, Прикаспия, Поволжья и Средней Азии в его книге.
    С распадом Орды и началом многовекового конфликта между Россией и татарскими
ханствами, а впоследствии Турцией, самоходные путешествия в этой части мира
стали почти невозможными. Лишь несколько еврейских стопщиков, имевших
возможность посещать как христианские, так и мусульманские страны, оставили нам
свои записки в XIV-XVI веках. Единственным исключением был тверской купец
Афанасий Никитин, да и он отправился в маршрут с собственным караваном. Под
Астраханью караван был разграблен, и Никитин вынужденно продолжил путешествие
стопом. Он посетил Индию, Эфиопию и Аравию и вернулся в Россию в 1475 году. К
сожалению, измученный многолетними странствиями Никитин скончался в Смоленске,
так и не достигнув родного города.
    Превращение России в бюрократическое государство в XVI-XVII веках сделало
вольные путешествия практически невозможными: для перемещений по империи или за
границу требовались подорожные и прочие документы, получение которых было делом
сложным и дорогим. В то время стопщиками были в основном беглые крепостные,
добиравшиеся на Дон, Волгу, Яик (ныне Урал) и в Сибирь, а также староверы и
прочие религиозные меньшинства, бежавшие от гнета государственного православия в
Закавказье, Европу и обе Америки. Путешествовать легально имели возможность лишь
дворяне, в стопе не нуждавшиеся.
    К XIX веку относятся несколько самоходных путешествий за границу - например,
знаменитый кругосветный маршрут графа Федора Толстого. С отменой крепостного
права из России хлынул в соседние страны поток эмигрантов-крестьян,
пользовавшихся любыми способами, чтобы оказаться как можно дальше от родины.
    Самый знаменитый стопщик девятнадцатого века, однако, двигался в обратном
направлении. Вплоть до завоевания Россией, Средняя Азия была закрыта для
туристов - проникавшим в Бухару или Самарканд европейцам немедленно отрубали
голову. В 1864 году венгерскому еврею Арминию Вамбери все же удалось попасть в
Хиву, Бухару и Самарканд с попутными караванами. Для этого путешественнику,
обладавшему уникальными способностями к изучению языков, пришлось в совершенстве
освоить турецкий и провести три года в облике бродячего дервиша. Несколько раз
за время пути он едва не погиб, но в конце концов благополучно выбрался в
Афганистан, находившийся в то время под британским контролем.
    К тому же времени относится начало развития в России железнодорожной сети.
Путешествия без билета на поездах немедленно полюбились народу и прочно вошли в
фольклор - они упоминаются во многих песнях того времени.
    С 1917 по примерно 1950 год самоходные путешествия на поездах были основной
формой передвижения по России, а затем СССР. Однако тотальная шпиономания,
приобретшая форму всенародного помешательства в конце 1930-х, сделала прочие
формы автостопа и вообще самостоятельные путешествия крайне трудным делом.
    Неожиданный поворот в политике партии наступил в 1960 году, когда вернувшийся из
поездки в США Хрущев решил внедрить в СССР кое-что из увиденного - не только
всем известную кукурузу, но и всеобщую автомобилизацию, а также автостоп. Сейчас
про это мало кто помнит, но в начале 60-х годов в СССР проводились официальные
чемпионаты по стопу на трассе Москва-Ялта, газеты печатали статьи, призывавшие
водителей подбирать попутных пассажиров, а швейные фабрики шили специальную
автостопную униформу. Продолжалось все это, впрочем, недолго - около двух лет.
    К 1970-м годам автостоп практически перестал существовать в США, но в СССР
потихоньку развивался. В 1978 году, когда я впервые вышел на трассу, слово это
было известно многим водителям. О том, что было дальше, можно прочитать в книге
Антона Кротова
на сайте АВП.

line1.gif (4491 bytes)
Специально для сайта АВП www.avp.travel.ru