ЛАПШИН Григорий Александрович (02.06.75)

ТУРИЗМ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
ЗНАКОМСТВО С АВТОСТОПОМ И С КРОТОВЫМ

ВОЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И КЛУБЫ

    ТУРИЗМ И АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

     Родился, и т.п. как у всех людей ...
  ... стал в свое время пионером, был когда-то чемпионом школы по сбору металлолома, макулатуры и
... рисованию стенгазет.

    В 6-ом классе (13 лет) случайно попал на зимний турслет – просто потому что любил лыжи. Там
познакомился с моим будущим наставником Блинниковым Николаем Николаевичем и
записался к нему в турклуб «Сполох» при доме пионеров.

    Первый поход с ночевкой был летом. Там, во время грозы, старшая дочь нашего руководителя
спела для нас «чайников» несколько песен под гитару. Помню: «Здесь вам не равнина...» «Если
друг оказался вдруг...» «все перекаты...»

    Моя мама дома подробно расспрашивала меня дома о том, что мне запомнилось в походе. Я,
кажется, тогда рассказал ей, какие удивительные песни поют туристы под гитару: в них есть
СМЫСЛ – переживание, сомнения, нервы и отчаянье...

    Через несколько недель мама принесла мне из магазина пластинку «На концертах В. Высоцкого
– 4» и сказала, что как раз там есть те самые песни...

    Зимой 1988 все (тогда еще государственные СМИ) «вспомнили» о 50-тилетии Высоцкого.
Появились статьи в газетах. Сначала я вырезал и сохранил одну статью, потом вторую, потом
журнал... вскоре я облазил все читальные залы в поисках материалов о Владимире Высоцком.
Библиотекари, удивленные таким серьезным интересом 14-ти летнего паренька (все мои
сверстники слушали «Ласковый май»!) натравили на меня местных газетчиков. Вышла большая
статья с фотографией, и началось: мне звонили и шли люди со всего города: кто-то хотел
подарить газетную вырезку, кто-то рукописный сборник из 400-от песен, несли кассеты с
записями и для записи, несли календари и афиши, билеты на концерты 67-го года и фото с этих
концертов... Короче, у меня дома открылся, по выражению мамы, «филиал музея Высоцкого».

    Совершенно неожиданное продолжение получило мое увлечение туризмом. Когда я оканчивал
школу, то никак подумать и не мог о том, что сам буду работать педагогом. Но вот начались
задержки зарплаты на родном заводе, и я решил искать работу «не для кошелька» а «для души».
Окончил инструкторские курсы в Москве и стал работать в одном коллективе с моим первым
инструктором, в центре детско-юношеского туризма.

    Попутно набрал и еще «общественных нагрузок»: экология, озеленение, краеведение,
фотография...

    ЗНАКОМСТВО С АВТОСТОПОМ И С А.  КРОТОВЫМ

    Летом 1996-го года, на Грушинском фестивале "наткнулся" на А. Винокурова (тогда я еще не знал
что это Винокуров), разложившего на земле некие белые книжечки с нарисованными машинками,
самолетами, пароходами... полистал. Спрашиваю:

    - А где автор? Говорят, тут где-то автор должен быть?
    - Был, был. Только вот отошел на несколько минут. Подожди, если хочешь, он подойдет и
распишется тебе...
    - Да ладно. Возьму и так, может пригодиться.

    В другом конце поляны стоит Валерий Шанин. Рекламирует книгу «Хитч-Хайкинг».

    - Сколько стоит  книга?
    - Десять рублей!
    - Дорого. Вот я купил уже книгу Кротова за 3-60.
    - А моя какая толстая и красивая!
    - Но ведь если она полезная для людей, то должна быть доступна по цене...


    В тот год неопознанный мной Винокуров и не увиденный мной Кротов так и уехали в Магадан.

    Следующим летом я пришел в редакцию газеты «Вольный Ветер», которая тогда располагалась
в обыкновенной комнате квартиры главного редактора. Сижу, выбираю книги (ведь всегда
дешевле купить книги прямо в редакции, сокращая почтовые расходы!). Заходит некий
«матерый человечище» с бородой, и начинает выкладывать из огромных баулов книги и
кассеты. Редактор ему: «Антон сода, Антон туда» Я не выдержал:

    - Ты – Антон Кротов.
    - Я и есть.
    - А у меня есть твоя книжка!
    - Ну и как, помогает?
    - Еще не пробовал.
    - Попробуй!
    - Давай я куплю сейчас вторую твою книгу, «Все электрички России», а  ты поставишь мне
автограф на нее, а то первую я дома оставил.
    - А где ты живешь?...

    Так, слово за слово, состоялось наше знакомство. Мы вместе дошли, беседуя, до метро. Уже в
вагоне обменялись телефонами и расстались на станции «Белорусская». Хорошо помню, что
Антон ничего не сказал мне тогда о тусовках на своей квартире. О них я узнал только «задним
числом» через год...

    На Грушинский-97 у меня неожиданно «обломался» автобус. (Какое счастье! – думаю я сейчас)
Тогда я был совершенно подавлен сиим обстоятельством, но решил, что доберусь до Поляны во
что бы то ни стало, даже автостопом!

    Перечитав ту самую ПВП, я вышел на МКАД и ... доехал до Тольятти за 28 часов стопа и 5
часов сна. Не смейтесь! Ведь тогда я был убежден, что лучше всего голосовать с табличкой
«САМАРА. ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ» и что ездить можно только на грузовых машинах.
Однако, первое мое путешествие автостопом (на Грушинский и обратно) настолько потрясло
меня, что я не смог уснуть после возвращения домой, пока не записал все путешествие в
тетрадку в клеточку. Оно запомнилось мне на столько ярко, что я смог восстановить всю дорогу почти
поминутно, даже не ведая в те годы что такое «хроника», а компьютер у меня тогда вообще был
«Спектрум». Так что если бы я сказал, подобно многим, что из первого автостопа я вернулся
«другим человеком», то не сказал бы этим ничего. Ибо я вернулся сразу и «вольным
путешественником» и «журналистом». Ведь тот рассказ о первом в моей жизни автостопе
ZIP. (14 кб)
опубликовала та самая газета «Вольный Ветер», которая и свела меня с А. Кротовым. Без
личного контакта с Антоном я бы никогда не подумал, что путешествия автостопом
доступны «простым смертным», а думал бы что это удел таких «знаменитостей», как Федор
Конюхов или Дмитрий Шпаро.

    ВОЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И КЛУБЫ

    В августе того же года я съездил в Питер (там у меня уже были друзья по КСП). По пути туда я
«открыл» что и легковые машины тоже пригодны для автостопщика :-)

    По возвращении из Питера журналист из дубненской газеты опубликовал про меня еще
одну статью «Бензин ваш, разговоры наши» и я снова ненадолго стал «местной
знаменитостью». К слову, сейчас этот журналист, под моим влиянием, сам ездит в Харьков к родителям
автостопом, и его жена «приобщилась».

    Примерно зимой 97-98 я впервые попал в «знаменитую» квартиру А. Кротова. Узнал о
существовании клубов «спортивного автостопа», в ноябре 98-го приобрел свои первые СОПы,
тогда же попал на лекцию ПГАС в Твери... уже имея за плечами 4,5 тысячи км. стажа. Но все равно
узнал на той лекции много нового и интересного!

    Еще по возвращению с Грушинского-97, решил, что следующим летом поеду с фестиваля
прямо на Байкал. Тогда же начал подготавливать к этой затее моих родителей. Нужно отметить,
что мои родители в этом отношении очень прогрессивные люди, надо им за это сказать спасибо.
Они всегда отпускали меня в поездки и походы, даже вольные путешествия не вызвали у них
никаких возражений. Со своей стороны, я всегда держал их в курсе своего местонахождения.

    К лету 1998-го у меня появился компьютер, тогда еще без Сети, у Кротова появилась идея
"Вольной Энциклопедии"

    Отправившись на Байкал от «нулевого километра» в центре Москвы, я проехал до Иркутска
только «чистым» автостопом, заезжая на день-два во все города, посещая музеи, турклубы,
достопримечательности, перемещаясь по всем городам автостопом, и составляя описания для ВЭ.

В пути я вел хронику и подробный дневник, зная заранее, что по возвращению он
превратиться в книгу с фотографиями.

    В байкальском путешествии я использовал все виды автостопа, научного питания, вписки и
контактов с людьми. Даже нашел на выезде из Иркутска свою первую попутчицу Надю,
студентку геофака МГУ.

    1998 год стал для меня годом настоящего «открытия» России. Я стал другими глазами читать
газеты, смотреть репортажи по ТВ, и обсуждать с людьми происходящие события.

    Активно участвовал во многих «Эльбах», знакомился с автостопщиками, осваивал интернет,
делал первый сайт. После Байкала, в разгар «кризиса-98» съездил в Крым с другой уже попутчицей,
с 10 долларами на весю поездку. Проехали Москва - Севастополь - Феодосия - Москва с кучей

впечатлений и приключений.

    Летом 1999 года, между походами, вновь вырвался на Грушинский. Но дальше поехал не на
восток, а вниз по Волге, через Самару-Сызрань-Саратов-Волгоград-Астрахань
ZIP (28 кб.)
К сожалению, все описания этих городов пропали вместе со сломавшимся жестким диском :-(

    В августе-99 с воронежской подругой Наташей съездил автостопом на Эльбрус, с заездом на
обратном пути к Черному морю, в Абрау-Дюрсо. Подробный рассказ
ZIP (47 кб) с фотографиями
об этой поездке так же можно увидеть на нашем сайте.

    Заграничные поезки начал ...с шестимесячного путешествия через Африку. Проехал от реки Волги

до реки Оранжевой, в основном, в одиночку, но на разных этапах воссоединяясь с другими участникам
2-ой африканской экспедиции АВП.

    В начале 2001-го года вернулся из Африки самолетом домой и начал зарабатывать деньги на продолжение
путешесвия по Ю.Америке
. По ряду причин эта "подготовка" затянулась до янвря 2004-го года, когда
вмсте с уфимской путешествнницей В.Сунгатовой перелетел сначала в Лондон, а затем в Боготу.
Из Колумбии через Эквадор, Перу, Боливию добрался до Аргентины, откуда так же самолетом вернулся
к любимой невесте... Фотографии и сообщения из путешествия ПРЯМО СЕЙЧАС можно посмотреть на
http://www.shanin.ru/forum/index.php?showtopic=38&st=315

    11 сентября 2004-го года благополучно женился,  (дочь Полина, родилась 02.02.06). Прекратил дальние
путешествия и все ресурсы направил на поддержание семьи и решение квартирного вопроса.
 Увы, в августе 2008-го жена со мной развелась, по непонятным мне причинам. Теперь обдумываю планы
будущих путешествий. Кто интересуется многомесячными самостоятельными путешествиями по Африке
- пишите, обсудим планы.

    Дубна. 2000-2008 гг.

    Эта статья специально создана и размещена на сайте АВП в разделе "Люди АВП".
    Цитирование без ссылки на сайт и автора не приветствуется.