Предисловие.

    Здравствуй дорогой читатель.

    Давайте знакомиться. Я – Лапшин Григорий. (Заранее прошу прощения, что на многих страницах мне придётся слишком часто говорить “я”, никак не смог от этого избавится.)

    Живу и работаю в городе Дубна московской области. Мне – 23 года. Хотя по специальности я слесарь, уже четыре года работаю в Центре Детско-Юношеского туризма и экологического воспитания подростков. Работа мне очень нравиться. Дело в том, что с 12 лет я увлекаюсь туризмом (в основном, на байдарке), с 14 лет – собираю всё, сто связанно с Авторской Песней. Немного позже – увлёкся экологией, с лета 1997г – автостопом. Как Вы уже догадались, при таком количестве увлечений совершенно не остаётся времени, даже на зарабатывание денег. Но, благодаря работе в ЦДЮТ, я могу заниматься всем этим в “свободное от работы время”, как раньше говорили “на общественных началах”. На любой другой работе мне бы не удалось совмещать все эти “нагрузки”.

    Когда у меня зародилась мечта побывать на озере Байкал, я сразу знал, что никаким другим способом, кроме автостопа, мне туда не попасть. Первый раз я проехал автостопом на Грушинский Фестиваль в июле 1997 года (Zip 14кб.), и сразу по возвращении объявил всем, что со следующего Фестиваля поеду дальше за Урал, до Байкала.

    Возможно, кто-то из читателей спросит: “А почему нельзя поехать “цивильно”, например, на поезде?” В ответ на этот вопрос многие автостопщики станут говорить красивые слова о “аромате дороге”, “тяги к странствиям и приключениям” и прочих романтических вещах. Честно признаюсь, что для меня определяющим фактором было банальное отсутствие денег на проезд. Осмысливая всю поездку свысока сегодняшних дней, я думаю, что даже при наличии денег, стоило бы проделать это путешествие автостопом. Почему? Я надеюсь, Вы поймёте, дочитав этот рассказ до конца.

    Прежде всего, я писал эту книгу для тех, кто, также как и я в недалёком прошлом, сидит дома, читает о далёких городах и странах, Фестивалях и походах, и “плачет в жилетку”: …вот, у НИХ есть спонсоры (денежные работы), которые позволяют ИМ поехать, увидеть, поучаствовать… а мне (нам) придётся до конца жизни просидеть в родном доме (посёлке, стойбище) и так, за всю жизнь, никуда может быть и не выберемся…

    Вот для этих людей, романтиков в душе, которых раздирает тяга к странствиям, именно для ВАС предназначено сие писание. Желаю всем успехов!

Несколько слов о подготовке.

    Готовиться я начал, по крайней мере, готовить “морально” своих родителей, ещё за год до путешествия. Это сразу решило проблему, которая часто останавливает людей самых разных возрастов ещё до начала путешествия. Я не хочу, чтобы читатели питали какие-то иллюзии по поводу моих родных. Это вполне “нормальные” люди, которые два раза в год ходят за грибами и беспокоятся всякий раз, когда я ухожу в поход даже на два дня. Однако они не только отпустили меня в столь далёкое путешествие, но и успокаивали прочих моих знакомых, которые выражали сомнение в осуществимости сей затеи. Секрет тут прост: Запомните! Главный принцип - “ПОСТЕПЕННОСТЬ!” плюс отсутствие всяческой лжи или “полуправды”. Ваши родители должны быть уверенны, что Вы не пропадёте ни в каких условиях, выживете с одинаковым успехом в приполярной тундре и многолюдном незнакомом городе. Эта уверенность достигается тренировками и подробными рассказами о Ваших приключениях.

    Перед путешествием, договаривайтесь с родителями заранее о частоте и способах связи. Это их очень успокаивает. Даже если они будет знать, что Вы находитесь “где-то между” Красноярском и Иркутском, то их будет согревать мысль о том, что из Иркутска Вы им обязательно пришлёте сообщение. Помните о Родителях!

    Личную подготовку нужно начинать с планирования маршрута. Каждому автостопщику полезно иметь Атлас Автомобильных Дорог. Освоив методы, изложенные в книге “Практика Вольных Путешествий” Вы сможете передвигаться по Магистральным дорогам Европейской части России с той же уверенностью, как москвичи каждый день перемещаются по веткам метрополитена. При этом Вы не будете зависеть от наличия у Вас денег, еды или знакомых в городах по пути следования.

    Для достижения ещё большей автономности полезно иметь хороший рюкзак, небольшую палатку, спальный мешок и коврик-пенку. К этому “традиционному” списку я добавляю: солдатский котелок, большую кружку с ложкой, запас крупы и макарон в пластиковых бутылках, из расчёта на два дня “автономного” питания.

    Так же полезно взять кассету для прослушивания вместе с водителем в машине; сидушку-"пенопопу", тетрадку для ведения дневниковых записей, в которую Вы будете записывать всякие полезные сведения: расписания, адреса, телефоны и прочее.

    Не забывайте, что автостопщик не должен выглядеть как бомж. Для этого понадобятся привычные предметы гигиены: мыло, полотенце, расчёска, зубная щётка и паста.

    Отдельно нужно сказать об одежде: помимо обычных требований к сохранению тепла, удобства и непродуваемости, одежда автостопщика должна отличать его от местных жителей. Летом выбор не велик – яркая футболка, туристская шляпа, “ксивник” на шее – вот, пожалуй, и весь арсенал. В прохладное время года выбор намного богаче: яркий комбинезон, всякие анорачки, штаны и полукомбинезоны из жёлтой или оранжевой ткани.

    Я ограничился оранжевой анорачкой из капрона. Ночью я надевал на ноги бахилы из оранжевой ткани с нашитой на них катафотной лентой. На руки – такие же нарукавники. Но, если бы у меня были деньги, то непременно сшил бы себе комбинезон – это намного “круче” и практичнее.

    Вот, пожалуй, и всё. Главное – не забудьте паспорт!

    Что касается денег: я взял 200 рублей деньгами, плюс у меня было некоторое количество книжек ПВП, которые я надеялся продать в отдалённых регионах. (Скажу сразу, что 80% из них были раздарены по всяким поводам.) Ещё столько же денег я потратил на продукты: макароны, обезвоженное картофельное пюре, сахар, чай, сухари-баранки, чтобы грызть их в дороге. На популярное у многих сублимированное мясо денег не хватило.

    Вы спросите: “А если бы денег не было вообще?”

    Отвечу: тогда бы всё равно поехал, но не на что было бы покупать хлеб в дороге, больше времени тратил бы на заезды в гости. Может быть, дня два-три пришлось поголодать.

    Пределов экономии не существует вообще! Эту мудрость доказали еще Антон Кротов с Андреем Винокуровым, во время своего путешествия в Магадан (Zip 201 кб.).
      Когда я выехал с Иркутска назад, у меня оставалось около шестнадцати рублей. После возвращения с Байкала, в сентябре-98, вдвоём с попутчицей Олей, мы совершили путешествие по всему Крыму, при этом мы потратили за две недели 10 долларов, посмотрев все музеи и достопримечательности Крыма. И это, не смотря на разгар Финансового Кризиса.

    Вот, пожалуй, и всё, о подготовке.

=загрузить первую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)