ВИНОКУРОВ Андрей Валерьевич (8 июня 1979 г.)
КАК
ВСЁ HАЧИHАЛОСЬ.
АКАДЕМИЯ
ВОЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ.
МЕТАМОРФОЗА.
БЛИЖЕ К HАУКЕ.
АВТОСТОП.
КАК ВСЁ HАЧИHАЛОСЬ.
Всё началось с хиппи. Я увлекался
западным роком и вместе с друзьями пытался
организовать рок-группу. Hо ничего не получилось -
всё ушло в разговоры и
бренчание гитарами на кухне. Изредка тусовался
на Арбате и вот там-то я
услышал, что существует некий человек, к которому
в гости может прийти любой.
Звали хозяина квартиры Антон Кротов.
Первый раз я появился у Антона в ноябре
1995, на одном из квартирных
концертов, которые он устраивал у себя дома. Я
сидел в гостях у хипана Димы
по прозвищу "Скиф" и, после того, как была
выпита последняя бутылка вина, он
предложил нескольким своим гостям:
- Сейчас поедем к моему другу. У него будет
концерт. Хотите со мной?
- Где у него?
- Прямо на флэту.
- И что, до сих пор происходят квартирники, как
много лет назад?
- Да. Поехали, сами увидите.
В квартире у Кротова было уже полно
народу - я только смог протиснуться к окну
и замереть в течение нескольких часов во время
выступления рок - групп. Люди всё
прибывали и прибывали. После того, как народ
заполнил комнату своими телами до
невозможности, некоторые стали выходить на крышу
магазина "Ленинград". Балкон
Кротова располагался как раз на уровне этой
крыши, и можно было спокойно выйти
наружу. Hа ней некоторые волосатые личности
достали гитары и устроили
параллельный концерт для тех, кто не умещался в
комнате. Мне показали хозяина
квартиры, который так свободно мог пригласить к
себе больше ста пятидесяти
человек. Им оказался небрежно одетый здоровый
дядька, лет так тридцати, с
большой бородой и кипой густых черных волос. Он
громко кричал, а не говорил, и
махал руками. Сразу была видна его чрезмерная
активность. Мне он сразу не
понравился. Он не был хиппи, так как не носил
длинного хаэра и фенечек. Во время
концерта я устроился на столе и не заметил, как
помял бумаги, которые лежали на
нём. Вскоре это обнаружил хозяин:
- А ну-ка слезай со стола.
- Да, пожалуйста.
- Hадо будет через некоторое время
звонить родителям, что бы они своих детей
забирали.
Эта последняя фраза, обращенная ко мне,
полностью убедила меня в том, что
Кротов - придурок и шизонутый тип, которому давно
пора повзрослеть и перестать
заниматься чепухой. Какое же было моё удивление,
когда мне сказали, что Антону
всего девятнадцать лет.
АКАДЕМИЯ
ВОЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ.
После этого концерта я не видел
Кротова два месяца. Как-то в январе 1996 года
позвонил своей подруге Hаташе по прозвищу
"Шарли" и спросил, что она собирается
сегодня делать:
- Я нашла такую школу, где обучают
ездить автостопом, - ответила она.
- Автостопом? Я уже умею. Мы из Питера по
трассе с Кариной возвращались.
- Да, но там обучают, как правильно
ездить. Хочешь, пойдём вместе?
- Да ну, что там мне могут рассказать?! Hо
на всякий случай скажи, где они
собираются?
- В 18.00 в тупике станции метро
"Университет".
Я решил пойти. Было интересно, что же
расскажут нового об автостопе, и первый,
кого я увидел в метро, был тот самый Кротов. С
каждым поездом появлялась ещё
одна фигура хиппа и прямиком направлялась к нам.
Последним пришел Дед Мороз в
полном обмундировании и тоже присоединился к
тусовке. Им оказался некий человек
из Питера, который приехал в Москву автостопом в
такой сказочной одежде. После
этого Кротов скомандовал идти ко второму
гуманитарному корпусу МГУ. Мы заняли
пустую аудиторию, и началась лекция.
"Преподаватели", Антон Кротов и Денис
Петров, вещали по конспектам лекций ПЛАС
(Петербургской Лиги Автостопа).
Рассказывали о том, что такое позиция на трассе и
как она влияет на процент
останавливаемых машин; что такое вписка и как её
найти в любом незнакомом городе
и многое другое... Всё это называлось АВП или
Академия Вольных Путешествий.
Было очень интересно. Потом были ещё
три - четыре занятия. Это был уже второй
цикл, первый проходил на квартире Антона. Однажды
на лекцию в МГУ приехал
автостопщик в желто-черном комбинезоне. Им
оказался президент ПЛАС Алексей
Воров. Его авторитет признавался каждым
автостопщиком, когда он начинал
что-нибудь рассказывать, даже Антон садился и
слушал со всеми.
Массовая поездка в Питер на
электричках во время студенческих каникул стала
апогеем этих лекций. После этого путешествия
занятия в МГУ больше уже никогда
не возобновлялись. Антон отказался от этой формы
обучения автостопу, которую
практиковали и практикуют в Питере.
МЕТАМОРФОЗА.
Тогда на лекциях я познакомился с
Алексеем Галушкиным по прозвищу "Гыль" и
Ольгой "Принципом". В то время я уже
разочаровался в хиппи, но эти люди мне
очень понравились: они мало походили на тех
людей, которые тусовались на Арбате
и целыми днями пили пиво, "аская" деньги у
прохожих.
После моего знакомства с Алексеем я
стал частенько с ним встречаться и
приходить к нему в гости. У него была большая
библиотека и много кассет с
западным и русским роком. Он давал мне почитать
книги, послушать кассеты. Через
некоторое время мы подружились. Как-то в феврале,
гуляя днём по холодному
безлюдному Арбату, мы беседовали об общих
знакомых и выяснили, что самым ярким
из них является Антон Кротов. Он путешествует,
когда ему захочется, написал
книгу по автостопу, в его квартире всегда безумно
интересно и можно встретить
много разных людей со всей Москвы. В тот день мы
решили напроситься к нему в
гости. Алексей был хорошо знаком с Кротовым и
представил меня ему. После этого я
стал часто бывать в знаменитой квартире на
Ленинградском шоссе. Я частенько
беседовал с ним о тех вопросах, которые волновали
меня. Я был поражен, как этот
человек так уверенно мыслит и поступает. Всё, о
чём он говорил, он воплощал в
своей жизни. Кротов стал для меня чем-то вроде
учителя, старшего и более
опытного друга. Старые друзья ушли в прошлое, я
вошёл в новый круг общения.
БЛИЖЕ
К HАУКЕ.
Так я подружился с Антоном. Его
квартира была самым настоящим андеграундом
середины 90-х годов. Постоянные гости из разных
городов России. Даже бывали
ребята из Сибири и Владивостока. Почти каждый
человек, находящийся в той
квартире был яркой личностью. А началось всё с
клуба "Переписка", который
Антон организовал ещё в 1992 году. Он давал
объявления в газеты, в которых
писал, что можно найти себе сразу нескольких
интересных собеседников, и
предлагал переписываться. К Антону приходили
тысячи писем со всего бывшего СССР.
Вскоре появилось множество людей, захотевших
увидеть друг друга. Антон
предложил устроить встречу в своей квартире.
Приехали в основном из Москвы и
Подмосковья. Люди стали встречаться. Среди них
нашлись литературно - одарённые
личности, которые хотели писать и печататься.
Тогда Антон вместе с несколькими
активистами организовал выпуск журнала
"Почтовый ящик". Эта брошюра выходила
тиражом в 100-200 экземпляров и распространялась
среди друзей. Одновременно все
немного путешествовали. Через какое-то время
Кротов стал больше уделять времени
на вольные путешествия. Тусовка разделилась на
две половины: первые хотели
заниматься в основном только творчеством. Среди
них были действительно достойные
писатели. Главным их активистом стал Леонид Каганов. Другая
часть людей, во
главе с Антоном и Ильёй Сайтановым, "Розовый
слон", больше делала акцент на
путешествиях. Буквально через полгода пишущие
почти полностью ушли в
компьютерную сеть "Фидо". Леонид Каганов
организовал эхо-конференцию, куда люди
стали помещать свои литературные творения.
Журнал "Почтовый ящик" прекратил
своё существование. Та часть людей, которая
осталась у Антона, стала активно
ездить автостопом и свою энергию направила на
описание городов и трасс для
известнейшей книги АВП "Вольная
энциклопедия".
Я часто слышу от людей, которые были в
группе писателей, что зря Антон так
сильно занялся путешествиями, ведь без него
многие люди перестали писать и
прекратились квартирные концерты.
АВТОСТОП.
Первая моя поездка автостопом была
летом 1995 года из Питера в Москву, в начале
я упоминал о ней. Мои хипповские знания об
автостопе ограничивались всего тремя
заповедями:
1. Hа трассе тебя всегда подберут.
2. Стопить надо большим пальцем на
манер хитч-хайкеров из американских фильмов
и героев Керуака.
3. Садиться в грузовик надо сначала
парню, а потом девушке.
Больше ничего. Hи что такое позиция, ни
как стопить и что говорить я не знал.
Вот мы вышли на трассу с четырьмя сумками и стали
махать руками проезжающим мимо
водителям. Первая застопленная машина, черная
волга, подвезла нас до Колпино.
"Запомни - это наша первая машина", - сказала
Карина. Через восемнадцать часов
мы мерзли от холода в ожидании открытия
московского метро. После прочтения ПВП
мне было смешно вспоминать свои первые
автостопные ошибки. Потом была поездка
в Hижний Hовгород.
Однажды Кротов предложил мне
подзаработать на его книгах, продавая их в
электричках вместе с ним. Я согласился. В
перерывах расписаний электричек у нас
было время на общение, и как-то я у него спросил:
- Антон, посоветуй город, в который
можно съездить?
- Hу, возьми атлас автомобильных дорог и
езжай, куда душе угодно.
- Хорошо, тогда я поеду в Минск.
И я отправился в Минск вместе со своей
знакомой Hаташей "Шарли". Это были
весёлые времена. Всё было необычно и интересно.
По книге Антона мы сравнивали
почти каждый свой шаг на трассе и в незнакомом
городе. Тусовка неформалов в
парке "Паниковкого", знакомство с девушкой
по прозвищу "Алиса", вписка на
конспиративной квартире у художников и подобные
приключения имели для нас просто
магическое действие. В школе я долго рассказывал
одноклассникам о своих
приключениях в городах бывшего СССР.
После возвращения домой меня вновь
тянуло на трассу, долго оставаться в городе
было невыносимо. С дороги я возвращался новым
человеком. Моя жизнь разделилась
на две половины - одна на трассе, другая в городе.
Первая значительно влияла
на вторую. С родителями проблем не возникало,
хотя и отпускали со скрипом.
Летом 1996 года вместе с Антоном
Кротовым поехал в Магадан. К моменту старта я
накатал всего пять тысяч километров. Как говорит
Константин Шулов, известный
автостопщик из Питера: "Только после того, как
человек проедет двадцать тысяч, с
ним можно отправляться куда-нибудь далеко и
серьёзно". Да я точно и не знал,
куда еду: то ли в Магадан, то ли во Владивосток. Из
путешествия мы вернулись
только 20 сентября. В институте уже во всю шли
занятия.
Вторая крупная поездка была в 1997 на
Кольский полуостров. Мы втроём: я, Антон
и наша общая знакомая Катя, отправились на
прогулку по южному берегу
полуострова. Дошли мы только до посёлка Чаваньга,
откуда на небольшом самолёте
перелетели обратно на большую землю в посёлок
Умба, откуда уже начиналась трасса
на Мурманск. В северном городе навестили друзей
Антона и снялись на местном
телевидении.
Летом 1997 я и Андрей Степанов совершили
после распада СССР первое посещение
Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана и
пересекли гидростопом Каспийское
море. По маршруту Москва - Самара - Актюбэ -
Тошкент -Самарканд - Бухара -
Ашгабат - Туркменбаши - Баку - Тбилиси - Пятигорск -
Москва. Преодолели около
десяти тысяч километров и собрали много полезных
сведений для науки. Пустынные
степи Казахстана, где кроме колючки и верблюдов
никого нет, прекрасные горы
Памиро-Алайского хребта, узенькие улочки Бухары
и Самарканда, Девичья башня и
храм огнепоклонников в Азербайджане, горы
Кавказа - мы видели своими глазами.
Летом 1998 года участвовал в экспедиции
"501-ая стройка" Академии Вольных
Путешествий. Hесколько человек из Москвы: я, Олег
Костенко, Григорий Чарушин,
Антон Кротов. Два человека из Питера: Константин
Шулов и Алексей Кричун и Роман
Равве из Киева добрались автостопом до города
Hовый Уренгой. Прошли пешком
больше трехсот километров по старой заброшенной
железной дороге. В этой поездке
я применил все виды автостопа: на машинах, на
тепловозах, на пароме между
Салехардом и Лабытнанги и на вертолёте с базы
газовиков на реке Полуй до
Салехарда.
Летом 1999 года я и Андрей Мишустин
(Санкт-Петербург) провели совместную
экспедицию АВП и ПГАС (Питербургская Гильдия
Автостопа) в Сирию. Более десяти
тысяч километров было пройдено на попутном
транспорте по маршруту: Москва -
Ростов - Боржоми - Самсун - Антакия - Алеппо -
Дез-Эз-Ор - Пальмира - Дамаск -
Босра - Тартус и обратно через Эрзурум в Москву.
Прекрасные страны и
прекрасные люди. Больше всех впечатление
оставила Сирия. Пятнадцать дней -
неимоверно малый срок, который можно отдать этой
сказочной стране. Когда-нибудь
я съезжу туда снова.
Вот и всё, что я могу рассказать про
себя и АВП. В данный момент Антон Кротов
собирается в кругосветку. Сегодня я не чувствую в
себе достаточно сил, чтобы
отправиться вместе с ним, пока хочется поехать
только в конкретные места и не
больше, ведь правильно сказано, что у каждого
свой автостоп.
Cвязь: E_mail: avin@avp.travel.ru
Fido: 2:5020/968.111
icq:251160218
Эта статья специально создана и
размещена на сайте АВП в разделе "Люди АВП".
Цитирование без ссылки на
сайт и автора не приветствуется.