Отвечает Григорий ЛАПШИН (Дубна), АВП.

    ВОПРОСЫ  РАЗНЫЕ

line1.gif (4491 bytes)

Ты всегда ездишь только автостопом (на «халяву»)?
Часто ли ты бываешь ли ты дома?
Это же кем надо работать, чтобы столько путешествовать?
А как же семья, дети?
Зимой тоже путешествуешь?
Часто ночуешь в палатке?
А как питаешься?
А как вы поддерживаете связь с Родиной, с родителями?
Какие качества для напарника ты считаешь главными?
Как ты относишься к журналистам?
Ты пишешь свои книги по дороге или дома?
Какое у тебя образование?
Автостоп - это принцип или стиль жизни?
Какую музыку слушаешь?

Почему у тебя такой громкий голос?
Ты веришь в Бога?
А какой у тебя знак Зодиака?
Боишься смерти?
Что ты будешь делать, когда состаришься?
Верно ли все, что написано в этой книге?


line1.gif (4491 bytes)


    * Ты всегда ездишь только автостопом (на «халяву»)?

    Это заблуждение. Подобно и А. Кротову, я предпочитаю называть то, чем я занимаюсь, «вольными
путешествиями». Вольный путешественник не связан какими-либо обязательствами, как-то - ездить «только
автостопом», или «только за деньги». Когда это удобно, я могу и Москву обогнуть по МКАДу автостопом
(реально быстрее, чем любым другим способом,) чтобы добраться до другого края столицы, а когда идет дождь, или
стекла машин заляпаны грязным мокрым снегом, или просто «нет настроения», а есть желание прочитать
новую книгу – сажусь на электричку и даже покупаю билет.

    * Часто ли ты бываешь ли ты дома?

    В последний год, даже больше чем хотелось бы. Если в 1998-2001 годах я пребывал дома, в среднем, 3-4
месяца в году, то сейчас, когда мои путешествия стали очень дальними и продолжительными, приходится
зарабатывать деньги год-два, чтобы потом путешествовать год-полтора.

    * Это же кем надо работать, чтобы столько путешествовать?

    Каждый вольный путешественник сам себе ищет такую работу, которая позволяла бы без конфликтов и ущерба
для «производства» уезжать на несколько месяцев «по собственному желанию». Кто-то занимается
собственным бизнесом (Кротов – книгоиздательским и книгописательским), кто-то предпочитает устраиваться
на солидную должность и каждый раз «увольняться», есть и такие, которые перебиваются лишь случайными
заработками (и запросы их весьма скромны). Я подрабатываю в Москве, промышленным альпинистом.
    Создаю и поддерживаю сайты, пишу очерки о путешествиях – в свободное от основной работы время. Денег за
это не получаю.

    * А как же семья, дети?

    В сентябре 2004-го года у меня появилась настоящаяя любимая жена, Ирина. Он не из "автостопных" кругов, но

разделяет со мной увлечения путешествиями, байдаркой, фестивалями и т.п. В связи с рождением ребенка, в 2006-ом
году мы уменьшим путешественническую активность, а потом собираемся путешествовать и с детьми.
    Примеры удачных автостопных (путешественнических) семейн мне хорошо известны. Так что не теряю
надежды.

    * Зимой тоже путешествуешь?

    Гораздо меньше. Причин для России несколько.
    Во-первых: на трассах уменьшается количество машин и увеличивается количество аварий.
    Во-вторых: жару люблю больше чем холод, и даже часовое стояние в самой теплой одежде на ветру и морозе
сильно портит мне удовольствие от поездки.
    В третьих: зима – «горячая пора» для альпинистов в Москве – чистим крыши, срубаем сосульки –
зарабатываем деньги на летние поездки.

    * Часто ночуешь в палатке?

    Хорошая палатка, чтобы мало весила и хорошо защищала от дождя – стоит 200-300 баксов.
    Идти по самому дешевому пути – не метод. Автостопщик, у которого самая большая часть снаряжение – 4-х
килограммовая брезентовая палатка – вызывает только жалость. К тому же, даже самую хорошую и дорогую
палатку Вам не захочется сворачивать утром сырую от дождя или росы. А ждать пока высохнет – почти
наверняка упустить «утреннюю волну».
    Так что я беру палатку только тогда, когда собираюсь жить где-либо «на природе» продолжительное время
(Байкал, Крым, горы…) или, например, в Африку я брал 300-граммвую палатку без стоек и тента. В сухих
странах она защищала от ночных посетителей, а в дождливых местах я ставил ее под крышей, для защиты от
малярийных комаров. К тому же, от настоящего тропического ливня все равно никакой тент не спасет –
потоками воды смывает даже деревья и машины.

    * А как питаешься?

    Либо готовлю сам из купленных продуктов, либо ищу дешевый общепит, где питается местный пролетариат.
На вписку прихожу тоже со своими продуктами. В ресторане за свой счет был только один раз в жизни – в
Иордании, в четырех-звездочной гостинице, где дежурный администратор (после ужина) бесплатно устроил
меня на ночлег.

   * А как вы поддерживаете связь с Родиной, с родителями?

    По электронной почте. Интернет проник (на сегодняшний день) даже в самые удаленные уголки мира. Он есть
во всех глухих заповедниках, госпиталях, зимовьях, кордонах. Я уже не говорю про туристические места.
    Везде где есть интернет, можно попросить 10 минут бесплатного доступа, объяснив свою сущность. Мне
отказывали всего лишь примерно в 10% случаев, но еще в 10% тут же предлагали ночлег, еду и другие блага.
    Если на вписке в отдаленной стране обнаруживается телефон, то есть смысл отправить в Россию, электронной
почтой, номер телефона. Родителям звонить из дома, как правило, гораздо дешевле, чем Вам к ним из далекой
страны. Да и словообилие родителей будет ограниченно не вашим (худым и потрепанным), их (домашним и
полным) кошельком ;-)

    * Какие качества для напарника ты считаешь главными?

    Для автостопщика - контактность – умение находить общий язык с различными людьми. Поскольку мой
напарник почти всегда – девушка, то здесь главные черты характера: не капризность, не избалованность.
Умение улыбаться и сохранять оптимизм в любой ситуации. Всему остальному, пожалуй, можно научиться в
пути (воспитать в себе).

    * Как ты относишься к журналистам?

    Журналисты бывают разные. К сожалению, на сегодняшний день, качество статей и телепередач, мягко
говоря «оставляет желать лучшего». Как центральные, так региональные (местные) СМИ излишне увлеклись
криминальной хроникой, сводками происшествий, бандитскими разборками… Когда же к ним приносят
позитивные материалы, то они мягко выпроваживают авторов, со словами «нашим читателям (вариант –
издателям) это не интересно.»
    Кстати, интернет – единственное место, где можно найти материалы «с обеих сторон баррикад». Может быть
поэтому бумажные СМИ так любят пугать своих читателей (еще не знакомых с всемирной паутиной) тем, что
«интернет – огромная свалка рекламы, порнографии, педофилии и пособий для террористов!»
    Итак, рассмотрим три распространенных случая:
    1. Журналиста просят написать «об автостопе» по заданию редакции. Чаще всего он делает кошмарные
«вариации на тему» о том, как он сам (ни разу не ездивший автостопом) видит это явление из своего кабинета.
    Получается кошмар. За примером ходить далеко не надо, любая поисковая система выдаст Вам сотню таких
статей.
    2. Гораздо лучше, когда автор статьи сам попытается (для начала), проехать автостопом. Но не каждый
автостопщик возьмется везти такую «бомбу замедленного действия», справедливо опасаясь, что журналист
потом даст в номер «взрывной материал» в котором от сущности автостопа «камня на камне не останется».
    И не всякому журналисту, находящемуся во власти стереотипов («сейчас никто за просто так не возит, все
люди – волки»
и т.п ) улыбнется удача в самостоятельном автостопе при первом выходе на трассу. Однако нам
уже легко определить, прочитав статью, имеет ли автор реальный опыт автостопа.
    3. Есть и совсем редкий вид журналистов, которые приходят в журналистику как раз после того, как сами
начинают путешествовать, общаться с людьми, открывать для себя народы и страны «по-новому». На них уже
не давят «стереотипы», их материалы меньше окрашены «криминалом», но и гонорары их гораздо скромнее.
Я бы сказал, что эти люди идут в журналистику не для того чтобы «заработать на жаренном», а чтобы
рассказать читателям о том то мир реально светлее, добрее и интереснее, чем они до сих пор себе
представляли. Таких журналистов я знаю меньше десятка, кому интересно – обращайтесь, помогу с ними
связаться.
    Так что, начинающим путешественникам совет: от журналистов типа 1 лучше держаться подальше и не давать
им темы для очередного опуса типа «секс в автостопе». С журналистами типа 2 нужно «держать ухо востро». И
прежде чем везти их на трассу, давать интервью или свои материалы, лучше заранее оговорить, чтобы перед
публикацией Вам дали «на прочтение», то, что он напишет. Но так как таких «экспериментаторов» гораздо
меньше типа 1, то наш долг поддержать их. Третий же вид вообще, «занесен в Красную книгу» и имеет шанс
на выживание лишь только в том случае, если мы, автостопщики, сами будем писать.
    Итак, запомните, что чтобы получить хорошие деньги, журналисту нужен ЗАБОЙНЫЙ МАТЕРИАЛ. А то, о
чем он пишет, чаще всего ему абсолютно «по барабану».

    * Ты пишешь свои книги по дороге или дома?

    Во время дальней поездки, записываю все машины, населенные пункты, встречи с людьми и иные события, в
тетрадку, в конце каждого дня. Потом, напечатав фотографии, обложившись картами и схемами, уже на
компьютере пишу книгу. Поэтому, думаю, африканскую книгу без фотографий будет читать неинтересно.
    Надеюсь, через несколько лет на сайте появятся мои книги про Латинскую Америку. Будут ли они в
«бумажном» виде? Возможно, все зависит от спонсоров. Но однозначно, в бумажную книгу не вставишь
несколько сотен уникальных фотографий. Я не гонюсь за «славой писателя», главное чтобы людям было
полезно и интересно читать. Пока, вроде, отрицательных откликов не было.

    * Какое у тебя образование?

    Обычная школа, потом «профессиональный лицей» по специальности «слесарь механосборочных работ».
Еще различные курсы: педагогические, инструкторские, спасательные… Останавливаться не намерен, потому
что учусь не «для ритуала», а для самообразования. Чтобы не остаться с какого-то момента «на обочине» из-за
нехватки знаний. Высшее образование в моей нынешней жизни мне не требуется. А так как я вполне счастлив,
то и не жалею о том, что потратил лучшие шесть лет на походы и путешествия, а не на просиживание за партой
и заучивание чужих мнений и мыслей. Убежден, что институт отучает человека мыслить самому, а учит только
жить чужими знаниями и суждениями.
    Периодически у меня случаются такие диалоги с различными «дипломированными» людьми:
- Что ты со мной споришь? Какое у тебя образование?
- Среднее специальное. Но я утверждаю то, что испытал на своей шкуре!
- А у меня красный диплом МГИМО! И ты мне еще будешь доказывать, что эти люди «добрые и хорошие»,
когда я среди них уже четыре года живу…
- Вы, уважаемый, не «живете среди них», а смотрите на них сквозь решетку на окне посольства. И если за
четыре года Вы никуда из столицы не выезжали, и без своей машины ни разу не перемещались, то и не
говорите что «знаете» этих людей…


    * Автостоп - это принцип или стиль жизни?

    Автостоп – это способ путешествия, позволяющий понять и увидеть намного больше, чем путешествия
любым другим способом.

    * Какую музыку слушаешь?

    Авторскую песню.

    * Почему у тебя такой громкий голос?

    Привычка говорить с большими массами шумящих подростков.

    * Ты веришь в Бога?

    Нет. Я верю только в то, что могу увидеть и оценить САМОСТОЯТЕЛЬНО, без помощи «святой книги»,
церкви, гуру и других толкователей «смысла жизни». Материалист я. В то же время, я имел счастливую
возможность сравнивать многие мировые религии, и наиболее «симпатично» мне мусульманство.

    * А какой у тебя знак Зодиака?

    В зодиаки не верю.

    * Боишься смерти?

    Если все время «боятся смерти», то зачем тогда жить? Как раз «страх смерти», вернее, вера в «страшный
суд» толкает людей в цепкие лапы церкви, секты и т.п. Тем самым, отвлекая от более полезных занятий или,
наоборот, более вредных! Кому как.

    * Что ты будешь делать, когда состаришься?

    Буду ездить меньше. Если хватит здоровья, поеду по Европе на велосипеде. Если здоровье не позволит,
поселюсь в небольшом домике (недалеко от трассы), буду писать книги, редактировать сайт и принимать
гостей-путешественников.

    * Верно ли все, что написано в этой книге?

    Глупый вопрос. Неужели я бы сел писать эту книгу для того, чтобы ввести читателя в заблуждение?
Наоборот! Я старался рассеять домыслы и убрать поводы для нелепых слухов.

line1.gif (4491 bytes)
    Вы прочитали ответы на вопросы РАЗНЫЕ на сайте АВП. Отвечал Григорий ЛАПШИН.
Вы можете задать свой вопрос, а так же посмотреть ответы на вопросы других путешественников.
Или перейти к вопросам по другим темам: ОБ  АВТОСТОПЕ, О  КЛУБАХ  АВТОСТОПА, О  БЕЗОПАСНОСТИ 
И  ЗДОРОВЬЕ
, О  СТРАНАХ  И  НАРОДАХ, О  САЙТАХ  И  ИНТЕРНЕТ