Втроём по Байкалу. посмотрите схему путешествия по Байкалу gif (69 кб.)
27 июля, понедельник это свершилось! Вот впереди заблестела светлая гладь воды. Вот остается въехать на последнюю гору и более 5 000 км позади! Машина мчится по шоссе. Слева гора, справа – Священное Море. Самый глубокий пресноводный водоём планеты. Байкал встречает меня хорошей погодой и довольным Стасом, сидящем на двух рюкзаках у обочины дороги. Я так залюбовался, что проехал мимо музея. Высадился воле Стаса. Тут из прибрежных камней вылезла и Надя. Они, оказывается, уже посмотрели музей и сейчас гуляли вдоль берега. Оставив им свой рюкзак, иду в Байкальский Лимнологический Музей АН. В музее много фотографий и рисунков, рассказывающих о Байкале во всех его уникальностях. Есть чучела местных животных, фотографии и образцы рыб, моллюсков и других жителей. (См. «Байкал» Вольн. Энциклопедия) Осмотрев музей, снова присоединяюсь к Наде и Стасу. Далее мы решили путешествовать втроём. Посёлок Листвянка представляет собой длинную улицу-шоссе, протянувшуюся вдоль берега почти на пять километров от устья Ангары. По всему побережью Байкала горы подступают вплотную к воде, а кое-где даже обрываются в прозрачную глубину. Из-за этого, при строительстве чего-либо на берегу, приходится разрушать часть склона и на этой «полочке» строить дороги, дома и прочее. Лишнего клочка земли не остаётся. Однако, местные жители, «примостившие» свои домики между дорогой и скалой, умудряются содержать немыслимое количество коров. Кажется, что на каждого приходиться по 4-5 Бурёнок. Самих коров это не устраивает, т.к. пастись им негде. Видимо, в знак протеста, они выходят на шоссе и «пасутся» прямо посреди асфальта. Водители машин к этому привыкли. Когда коровы живописно гуляют по осевой линии и по обеим полосам движения, водители выделывают чудеса автослалома, оправдываясь словами: «Ведь у коровы заднего хода нет. А у меня – есть!» Получается, что Листвянка – это такая «маленькая Индия», где корова – Священное животное. Есть в Листвянке и несколько «нормальных» улиц, которые взбираются вверх по ущельям, вдоль многочисленных речушек и ручьёв. В начале одной такой улицы стоит указатель «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ». Я тут же вспомнил о неком Сибирском художнике, воспетым А. Кротовым в книге «Вперёд, к Магадану». Мы решили обязательно сходить в Галерею, только сначала дойти до пристани и узнать, когда отходит паром через Ангару, в порт Байкал. По дороге прошли здание Администрации Национального Парка. Там можно было купить карты, позвонить в Иркутск. Судя по тому, что на кухне у них сидел пьяный иностранец, они охотно вписывают богатых туристов за деньги. На этой же улице-набережной расположена почта. Мы пока не решили, что куда отправлять и пошли дальше. В порту было несколько частных кораблей и яхт, которые никуда плыть в ближайшее время не собирались. «Паром» представлял собой пароход «Бабушкин», который возил чрез Ангару за 5 рублей. Мы переписали расписание, и зашли в местные магазины. Цены на продукты оказались не дороже Иркутских, но у нас уже было всё куплено. Угостили себя мороженным. Стали совещаться, ехать через Ангару сегодня или завтра? Решили идти сначала к Художнику, затем, без рюкзаков, подняться к Камню Черского – посмотреть Байкал сверху. До Картинной Галереи оказалось довольно далеко. Порядком запыхавшись, дошли до нужных ворот. За воротами стояли совершенно оригинальные деревянные дома. Оказалось, что Художник, Владимир Пламеневский, ещё и архитектор. Он сам сконструировал и построил на своём участке здание для Галереи, Мастерскую с жилым помещением. В обоих домах, на втором этаже оборудованы «помещения для Вписчиков», как я бы их назвал. У Художника постоянно проживало очень много друзей: художников, скульпторов, поэтов, бардов, автостопщиков и прочих. Специально для них были построены еще и отдельные домики. В один из таких домиков нас и определили после осмотра Галереи. Ужин мы приготовили на электроплитке. Умывались прямо из горного ручья под звёздным небом. Неподалёку шумела детская дискотека, это на близкой турбазе был Праздник Последней Ночи пред закрытием смены.
28 июля. Листвянка. Проснулись в «Домике для гостей», часов в 10. Художник куда-то уехал по уехал по своим делам. Сварили куриный суп, сфотографировались и пошли обратно к Байкалу вместе с рюкзаками. Сначала зашли на почту. Написали домой открытки. Попросили разрешения у работников почты оставить у них рюкзаки, пока мы будем лазить в гору. Нам сказали, что скоро они закроются. Обед на почте с 13- 30 до 15-00. Мы обрадовались «бесплатной камере хранения» и пошли, уже «налегке» по главной улице-набережной к устью Ангары. От Байкальского музея, вверх шла асфальтированная дорожка. Подъём был очень долог и утомителен, но это компенсировалось красотой того пейзажа, который открывался со смотровой площадки на вершине горы: Прямо перед нами простиралась лазурная гладь Байкала. На горизонте виднелись горные хребты противоположного берега. Несмотря на отличную погоду, над тем берегом постоянно висели плотные облака, как будто том шло извержение вулкана. Совсем близко, внизу справа, из Байкала вытекала Ангара. На том берегу устья был крохотный посёлок Байкал, на его железнодорожной станции стояли несколько вагонов, непонятно зачем сюда загнанных. Если повернуться спиной к Байкалу, то видно Ангарское водохранилище и посёлок Большая Речка на правом берегу. Горные склоны вокруг покрыты могучими соснами, и над всем этим, ослепительно солнечное небо. Стоя на вершине, я подумал о том, что поэтам было бы очень хорошо черпать из всего этого то Вдохновение, которое так трудно приходит в квартире. Мы уже довольно долго стояли на вершине и никак не могли заставить себя спуститься вниз. Невозможно было оторваться от этой красоты. Однако в 16-10 отходил «Бабушкин» и нам надо было спешить на почту за рюкзаками. Чтобы сократить путь, спускались не по асфальтовой дорожке, а по горным тропинкам. В 16-00 почти прибежали на почту, подхватили рюкзаки и погрузились на палубу теплохода. Уже после отхода от Листвянки, к нам подошла тётушка-кондуктор. Конечно, можно было бы сказать, что у нас нет денег. Ведь не выбросит же тётушка нас за борт?! Но это было как-то «неспортивно» и неэтично по отношению к ней, поэтому мы честно заплатили по 5 рублей. Когда теплоход шёл вдоль берега, мы всё пытались рассмотреть дно. Ведь прозрачность Байкальской воды – 40 метров! Однако сколько мы не вглядывались в изумрудную глубину – никаких камешков так и не увидели. Позже, местные жители объяснили нам, что уклон дна здесь почти 45 градусов. Поэтому столь маленьких глубин (до 40 метров) мы увидеть почти не могли. Теплоход шёл вдоль Листвянки почти в километре от берега, а мы ещё надеялись что-то увидеть на дне! Зато мы вдоволь нафотографировались на фоне устья Ангары, на фоне водной глади Байкала и на фоне гор, покрытых тайгой. Вот мы причалили в порту посёлка Байкал. Здесь начинается действующий участок знаменитой Кругобайкальской железной дороги. Сначала мы узнали расписание поезда «Мотани», который ходил здесь один раз в сутки до посёлка Слюдянка на Транссибирской ж/д. Вокзал «Байкал» был без зала ожидания. На всякий случай я заглянул в контору порта, дабы выяснить возможность приготовления еды у них. Людей я там не обнаружил. На окошке «КАССА» висело объявление, напоминающее о том, что все работники порта должны сдать до такого-то числа заявления в суд на собственную администрацию, дабы добиться от нее (администрации) выплаты хоть какой-то зарплаты. Мне стало жалко работников порта и я покинул здание, так и не найдя людей. Мы вернулись к Дежурной по станции и, поговорив о свойствах поездов и расписаний на КБЖД, оставили у нее в комнате рюкзаки. Дежурная заперла их на ключ и пошла обедать. Мы же, налегке, пошли гулять по посёлку и собирать Полезные Сведения для «В.Э.» Из книги Кротова следовало, что существует такое место, где рельсы уходят в воду Ангары, затопившей участок от Иркутска до Байкала, при строительстве ГЭС. В поисках этого «достопримечательного» места, мы прошли в устье Ангары по рельсам. К сожалению, рельсы пропадали в обыкновенной луже, ещё дальше некоторое время виднелась грунтовая дорога. Мы уселись на берег и стали кидать камушки в Ангару. Надя же, как будущий геолог, стала собирать камушки на память, для коллекции. Навалявшись на прибрежной траве, мы пошли по магазинам. Цены в них оказались уже существенно выше, чем в Листвянке. В одном из магазинов нам сказали, что в посёлке есть своя пекарня. Мы обрадовались, что сможем купить горячий свежий хлеб, и пошли искать указанный дом. Пекарня располагалось в совсем маленьком домике, который когда-то, «до разрухи и Перестройки», был проходной порта. Сам порт представлял собой очень печальное зрелище: Ворота упали, рельсы сломаны и засыпаны всяким хламом, вокруг валяются разные конструкции и даже ржавые краны стоят покосившись. Теперь там можно снимать какой-нибудь фильм о катастрофе. На дверях «пекарни» висел замок, но местные жители охотно указали нам дом, где живёт пекарь. Я зашёл к ней, и сын пекаря сходил в пекарню, открыл замок и продал нам две тёплые буханки. Одну буханку мы убрали в рюкзак, а вторую я понёс в руках, рассчитывая забрать остальные вещи и приготовить чай. Однако Дежурная ещё не пришла, и мы пошли на берег Байкала, прямо позади Вокзала, уселись там на скамейку, стали щипать горячий хлеб от буханки и есть его, глядя на течение прозрачной воды. Здесь была ещё не Ангара, но её течение уже ощущалась. Так, рассуждая о Природе и Красоте, мы склевали полторы буханки хлеба. Потом пошли к дверям вокзала и, в ожидании Дежурной, скормили оставшиеся полбуханки местным курам. Пока мы кормили кур, пришла местная женщина с ребёнком и стала расспрашивать нас «кто – откуда». Рассказав ей о путешествиях Мудрейшими Способами, я попросил у неё помочь нам в приготовлении обеда. Она тут же стала звать нас в гости, но мы отказались, так как должны были сначала дождаться Дежурную по станции, чтобы забрать у неё наши рюкзаки. Женщина ушла «поставить воду на плиту» и пообещала вернуться через 15 минут за нами. Вот пришла Дежурная, мы забрали рюкзаки и стали ждать. Дождались прибытия поезда из Слюдянки. Зрелище довольно забавное: Нужно заметить, что свободной земли в посёлке Байкал ещё меньше, чем в Листвянке. Коров же тоже весьма много. Животные, не имея другого места для выпаса, «паслись» прямо на рельсах станции. Некоторые бродили и искали на шпалах редкие пучки травы, большинство же коров, просто лежало на рельсах. И вот, прибывает тепловоз, которого здесь зовут «Мотаня». Он покрашен в красивые красно-голубые цвета, состоит из двух пассажирских и двух товарных вагонов. Машинист сигналит гудком, а коровы, лежащие в нескольких метров от поезда поперёк пути никак на эти сигналы не реагируют. Машинист останавливает тепловоз, высовывается из окна и кричит: «Тра-тарам, тара-та-та! Убирайте своих коров! Парам-тарам! А не то я их всех прам-тарам!» Из ближайшего дома выбегает маленькая девочка в светлом платьице и прутиком поднимает по очереди каждую корову. Корова, медленно и важно, перелезает на соседний путь и сразу ложиться. Все местные жители реагируют на это всё не больше, чем на крик петуха. Видимо, такое случается изо дня в день. Для нас же, приезжих, всё выглядит настолько дивно, что никто даже не догадался достать фотоаппарат. А можно было бы снять маленький фильм, пародию на известный сюжет из немого кино "Прибытие поезда" ;-) Поскольку женщина, ушедшая «ставить воду» так и не появилась, а ждать отправления "Мотани" обратно в 2-40 ночи нам не хотелось, мы решили пойти пешком по рельсам в сторону Слюдянки. Если же нам надоест шагать, рассуждали мы, то сядем на Мотаню где-нибудь дальше. Дежурная по станции объяснила, что следующая станция будет через 2,5 км, а затем – через 20 км. Но, по её словам, поезд можно остановить «по требованию». Для этого нужно делать круговые движения рукой по часовой стрелке, стоять при этом на прямом участке, чтобы машинист мог нас заметить издалека. Мы очень хотели посмотреть туннели и мосты, построенные ещё в Царские времена, и бодро пошли вперёд, предвкушая «Локомотивный стоп». На окраине посёлка обнаружили ещё несколько магазинов, так же дорогих. Ещё там стояло некое здание с вывеской КЛУБ «ВОДНИК». Надя не оставляла надежды найти рыбаков и раздобыть у них рыбы, для приготовления ухи. Наконец, возле клуба, нам попался некий человек, внешне похожий на рыбака. Он объяснил нам, что рыбу ловят возле противоположного берега. А здесь слишком большие глубины и ловить её не удобно. Этот же человек посоветовал нам место для ночлега. На 78 км у него есть «огород», он очень боится, что какие-либо «несознательные» туристы выкопают у него картошку. Но нам он «доверяет» и разрешает остановиться рядом с его огородом, тем более что там есть стол и место для палаток. Мы пошли пешком по рельсам Кругобайкальской Железной Дороги. Когда-то этот участок был частью Транссиба, но после поднятия уровня воды в результате образования Ангарского водохранилища, часть дороги ушла под воду. Участок же от устья Ангары до Слюдянки сохранили исключительно для нужд местных жителей и туристов. Основной же поток поездов идёт из Иркутска по новой ветке, через специальный тоннель в горах. КБЖД проложена ещё в начале века по самой кромке Байкала. Дело в том, что озеро образовалось в результате тектонического разлома в земной коре. В результате природный берег в этих местах настолько крут, что огромные скалы подчас отвесно обрываются в воду и продолжаются под водой с таким же уклоном. Чтобы проложить по такому «побережью» железную дорогу, пришлось согнать сюда множество каторжников, которые вырубили на краю скалы маленькую полочку, шириной в две колеи. Там где скалы были слишком велики, были построены тоннели и галереи. В других метах возведены многометровые «противооползневые» стенки, подпирающие склоны гор. Всё это, вместе с каменными мостами через ущелья и речки, прекрасно сохранилось до наших дней. Только путь остался всего один, ибо по трассе ходит только один тепловоз раз в сутки. Так мы и шагали по шпалам, любуясь слева красотой Байкала, а справа, над головой – горами, покрытыми лесом. Местами казалось, что растительность не отличается от Подмосковья: те же берёзки, сосенки, кусты. Но иногда, на отвесной стене вдруг попадался совершенно неописуемой красоты цветок, будто ярко-красная тропическая бабочка села отдохнуть на камень и уснула. Кое-где на камнях росли совсем уж диковинные растения, похожие на кактусы. Мы прошли горные ручьи, вода в которых была очень чиста и обжигала холодом (вот откуда у Байкала столь прозрачная и холодная вода!), прошли по каменным мостам, на опорах которых выросли деревья и кусты, однако они не дали ни одной трещины. Вот и первый тоннель. Стены его не бетонные, а выложены изнутри камнями. Как в начале века смогли создать столь сложные сооружения – непонятно!? Перед тоннелем мы встретили человека, идущего нам навстречу с рюкзаком и маленьким ребёнком. Солнце ещё не успело сесть за горизонт, и я попросил человека сфотографировать нас всех троих. Человек выполнил просьбу, но на фотографии получилось четверо, т.к. любопытный ребёнок тоже влез в кадр. Получилось, будто он ходил с нами. Вот и долгожданный столб «78». Действительно, место хорошее. Есть ровная площадка, кострище, стол со скамейками. К воде ведёт тропинка. Спустились к Байкалу и оказались на прекрасном галечном пляже – все камушки были очень мелкие и скруглённые. Нам очень понравилось это место, и решили не стопить этой ночью Мотаню, а устроить здесь днёвку. Поставили мою палатку (у Нади и Стаса тоже была палатка, но я так и не увидел её до конца путешествия, ибо она была без тента, и мы её не ставили). За дровами пришлось лезть по горным кручам. После ужина лежали на берегу озера и смотрели на необыкновенно яркие звёзды. Хотелось говорить о Вечности, о том, что ты – песчинка в огромном пространстве… …под утро я слышал сквозь сон, как прогрохотал мимо тепловоз. Интересно, как же его ночью остановить на такой скорости? Проснулись поздно, – солнце уже жарило во всю. День обещался быть жарким. После завтрака Стас ушёл бродить по сопкам – он давно рвался вверх, в этих порывах только рюкзак сдерживал его до сих пор. Мы же пошли на «пляж», где попытались купаться. Эти попытки не увенчались большими успехами, ибо вода была столь холодна, что можно было лишь запрыгнуть и тут же выпрыгнуть обратно с такой же скоростью. Зато загорать на ковриках-пенках можно было сколько угодно. Тут я осуществил свою давнюю мечту – устроить «ванну» из Байкальской воды: в горячей гальке мы выкопали неглубокую яму, застелили её полиэтиленовой плёнкой (которая служила у Нади тентом). После проверки на герметичность оставалось только наносить в «ванну» воды с помощью большого мешка. Теперь нужно дождаться, когда вода достаточно нагреется от июльского солнца и горячих камней. Тут как раз пришёл Стас, мы поручили ему присматривать за лагерем, а сами пошли гулять по горам. Стас, по его словам, добрался до самых вершин, где смешанный «подмосковный» лес, сменяется кедровыми лесами. Мы же с Надей, весьма утомившись, поднялись до «высокогорных лугов». Здесь росли очень буйные травы самых неожиданных пород. Большей частью мы не знали названия этих «лопухов, кактусов и плющей». Было очень интересно открывать для себя непривычные соцветия и странные листья с красными прожилками. Сами же цветы были настолько красивы и разнообразны, что хотелось немедленно собрать гербарий. К счастью, как Гринписовец, я не мог себе позволить такого варварства на территории Заповедника; Надя же, как Геолог, больше интересовалась скальными выступами и набрала изрядное количество камней «для коллекции». Как я и ожидал, спуск вниз был ещё более утомителен, чем подъём. Ноги скользили по густому травяному покрову, царапались колючками и подворачивались на камнях, скрытых в траве. Когда мы снова оказались на берегу, то были мокрые от пота и грязные от пыльцы и семян цветов. Ещё раз попробовали искупаться в Байкале, на этот раз с мылом и в неглиже. Ели смогли помыть головы и сразу разлеглись на горячих камнях. Вскоре решили что «ванна» достаточно согрелась, и стали по очереди фотографироваться в ней. Тут как раз и обеденное время подоспело. После обеда пошли прогуляться пешком до ближайшей «станции», взяли котелок для рыбы, на случай встречи с рыбаками. Примерно через километр показалась База Отдыха. Несколько деревянных домиков, коротенькая «платформа» и строящаяся пристань. Расспросили местных рабочих о перспективе «тепловозостопа» и наличии станций дальше по маршруту. Нам сказали, что «застопить» Мотаню маханием рук вряд ли получиться из-за его большой скорости. Лучше всего садиться на станции. Следующая «станция», по их словам, через 700 метров, затем – через 20(!) километров, далее – через каждые 4-6 км. Рыбы у них так же не оказалось. Мы присели на скамеечку возле Байкала. Погода была ясная, был виден противоположный берег, до которого оказалось 42 км! Горные хребты были по прежнему окутаны облаками. С пустым котелком вернулись назад. Обсудили со Стасом информацию о «станциях». Решили завтра утром идти пешком 20 км, чтобы посмотреть хорошенько остальные тоннели и мосты. Затем «впишемся» на станцию и будем ждать ночного проезда Мотани. После ужина, слили воду из «ванны» и повесили плёнку на куст, сушить. Неожиданно вид светлой плёнки на тёмных кустах привлёк внимание проплывавшего по Байкалу катера. Я подумал, что это должно быть егеря, желающие нас оштрафовать. Катер причалил прямо к нам, спустились сходни, и на берег посыпались … дети с рюкзаками. Оказалось, что это детский тур клуб из Ангарска, «гидростопом» добрался до КБЖД, далее, с утра, они намеревались за 5 дней дойти пешком до Слюдянки. Мы помогли им выгрузиться, поставить палатки, уступили им стол и костёр, ибо они были голодные, а мы уже поужинали и собирались спать. С детьми десятилетнего возраста, был бородатый руководитель и его жена. Я подумал, что коли все инструкторы так любят носить бороду, то и мне когда- нибудь придётся её отпустить? 29 июля, среда. Утром встали пораньше, чтобы позавтракать до детей. Вышли в 7-30 по Москве, начался дождь. На прощание, подарили турклубу газету «Вольный Ветер». Прошли, не задерживаясь две турбазы, одну – через километр, другую – ещё через 700 метров. Дождь усилился. Жилья не попадается. Туристов, которые, по словам Кротова, «стоят с палатками через каждый километр» тоже невидно. Отдыхаем от дождя в многочисленных тоннелях. Хотя в них сыро и холодно, но зато за шиворот не капает. В одном тоннеле оказались «окна», выходящие на Байкал проёмы в стене. Прошли заброшенную «станцию» – здание вокзала без крыши, дров нет, укрыться негде. По воде нас обогнала одинокая байдарка. Неожиданно навстречу нам проехал некий «ремонтный» поезд, мы решили стопить его, когда он поедет обратно. Так мы и шли, сильно промокнув, пока дождь не кончился к 14 часам. Стас, ходящий под рюкзаком сильно быстрее нас, ушёл вперёд, чтобы дождаться на станции. Мы же, шли не спеша, с остановками, ели землянику и собирали грибы прямо возле рельсов. Наконец пришли на станцию-турбазу. Я поговорил с местными работниками, нас впустили на кухню, чтобы мы могли приготовить супчик на газовой плите. Только мы сняли с себя мокрые одежды и поставили на огонь котелок с водой, как на станцию приехал тот самый «ремонтный поезд». Мы смогли его рассмотреть в окно. Он состоял из тепловоза и некоего голубого вагончика. Как нам сказали отдыхающие, в этом вагончике возят железнодорожное начальство. Вспомнив о вписке Кротова в рельсосмазывательную машину, я подбежал к вагончику, и сказал людям, сидящим там: - Добрый день. Мы путешественники-автостопщики, путешествуем в сторону Слюдянки. Не могли бы Вы нас подвезти? - Какие автостопщики? - Из Москвы. - О, мы тоже из Москвы! А сколько вас? - Трое. Мы много места не займём… - А, ладно. Залазьте быстрее. Мы всё равно скоро выходим. Доедете прямо до Слюдянки. Я бегом побежал на кухню. Там Надя уже хлеб режет, и вода в котелке закипает. И вот, кипяток выливается под куст, хлеб летит в котелок, мы хватаем в охапку все вещи и бегом бежим в вагон. Оказывается, это богатые туристы арендовали этот вагон. Там внутри стоит столик и кресла вокруг него. Отделка вагона весьма шикарна. «Туристы» сидят на креслах, пьют вино, закусывают импортной колбаской и любуются в окна на Байкал, тоннели и скалы. Нас усадили к заднему лобовому стеклу и на протяжении всего пути мы могли любоваться великолепными видами КБЖД. Было видно и горы вверху, окутанные облаками, и просторы озера, по которым ветер гнал мелкую рябь. Тоннели и станции сменяли друг друга. «Туристы» вышли на какой-то очередной турбазе. Мы подарили им грибы, собранные почти на рельсах и поехали дальше одни. В Маритуе пропустили Мотаню. Наш тепловоз отцепился. Вагон оказался самоходным, где-то внизу зарокотал двигатель, и мы поехали самостоятельно в Слюдянку. По пути мы подобрали ещё несколько пассажиров. Машинист «вагона» пытался неназойливо взять с них некую плату, но и не выгонял никого. Когда прибывали в Слюдянку, то нам давали «Зелёную улицу», как большому начальству. Высадили нас прямо возле здания вокзала. Зал ожидания был «условно платный», почти все места были заняты промокшими туристами, смотрящими ТВ. Туалет «М» оказался закрыт. Умывальник был только в «Ж». В торце здания располагалось кафе. Попросили разрешения воспользоваться плитой для приготовления гречневой каши. Кашу и чай нам приготовили без нашего участия. Мы сидели за столиком и обсуждали дальнейшие действия. Дело в том, что Стас собственно, добирался домой, в Читу. Куда и приглашал заехать Надю. Надя же, поехала исключительно для того, чтобы посмотреть Байкал. Стаса она взяла «для компании». Стас не был автостопщиком, и всё время рвался пересесть на поезд. Теперь мы решили отпустить Стаса домой. Я и Надя собирались ещё попутешествовать по Байкалу, после чего я отвезу Надю домой в Ижевск и через Казань, вернусь в Москву. На протяжении всего путешествия нас не оставляла мысль, что где-то должны быть на Байкале тёплые заливы, пригодные для купания. Нам называли бухту Песчаную, но туда нужно было добираться на дорогом катере из Листвянки. Существовали также тёплые заливы на острове Ольхон. Но это было ещё дальше, следовательно, дороже, да и катер из Листвянки ходил туда два раза в неделю. Наконец, мы узнали о полуострове Святой Нос. Воле него был Баргузинский залив, в котором, по словам знатоков, была очень тёплая вода и песчаные пляжи. Мы раскрыли атлас автомобильных дорог и увидели, что к полуострову Св. Нос существовала некая грунтовая дорога, соединяющая бурятские посёлки на Восточном берегу Байкала. Раз есть посёлки, значит, люди должны как-то перемещаться, следовательно, рассудили мы, по этим дорогам возможен автостоп. А раз нас остаётся всего двое, то мы вполне можем съездить туда и вернуться обратно в Иркутск в течение пяти дней. Столь грандиозные замыслы решили отпраздновать покупкой литровой банки томатного сока. Тут как раз нам «подали» полный котелок гречневой каши с сублимированным мясом. Как ни старались, смогли съесть только 2/3 котелка. Напились чаю, закупились хлебом и вермишелью. Стас купил билет на поезд до Читы (всего-то 1000 км.) а мы переупаковали тяжёлые вещи и продукты в мой рюкзак. У нас получилось на двоих: две палатки, два котелка, два спальника, изрядное количество круп и макарон, почти полная бутылка обезвоженного мяса в форме маленьких шариков. Попрощались со Стасом, и пошли на трассу. Трасса Иркутск-Чита, довольно хорошая по качеству, проходила прямо через посёлок, позади станции. Уже темнело, ставни домов закрывались на ночь, когда мы начали стопить машины. Как я выяснил, Надя никогда не видела, как стопят машины иначе, чем протянутым кулаком с оттопыренным большим пальцем. (Забегая дальше, не без гордости скажу, что к выезду обратно, Надя стала уверенно стопить машины, применяя как «жёсткую» так и «мягкую» технику голосования.) Сейчас же мне пришлось «ставить руку» Наде на почти ночной трассе. Отпустив несколько близких машин, застопили автобус до посёлка Утулик. Там он сворачивал на базу отдыха. Мы отказались от приглашения вписки на базе и, пройдя несколько метров вперёд, при помощи фонарика поставили палатку справа от дороги, за кустами. =дальше, следующую главу=
Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©
Zip архив всей книги (160 кб.)