М-29
"Кавказ"
Краснодар (от Павловской) —
государственная
граница с Азербайджаном
имеет протяженность 1118 км и
проходит по территории Ростовской
области, Краснодарского и Ставропольского кр;
Кабардино-Балкарии, Северной
Осетии, Ингушетии, Чеченской
республики и Дагестана.
Дорога имеет подъезды к: г. Армавир (10
км), г. Грозный (12 км), а также объезды: г. Пятигорск
(12 км), Махачкала (13 км).
Покрытие дороги асфальтобетонное
Ширина проезжей части 8м.
Климатические условия в основном
благоприятные, мягкая малоснежная зима
(средняя температура января от -2°С до -5°С), жаркое
лето.
Дорога проходит в условиях горной
местности.
Ряд участков требует повышенного
внимания водите.
- с крутыми спусками и подъемами (179 км, 216 км, 3??км,
488 км, 857 км, 937 км, 939 км, 991 км);
- с крутыми поворотами (372 км, 558 км, 579 км, 797 »861 км,
970 км);
- с ограниченной видимостью (539 км, 882 км, 1114 к
На 1164 км дорога проходит в туннеле
длиной 1,8 км.
Дорога пересекает значительные
реки: Кубань (г. Кропоткин), Терек (у
с.Эльхотово),
Аргун (у г. Аргун)
Мосты имеют грузоподъемность
60 и более т.
Пункты мед.помощи: 75, 164, 188(3),
212(3), 224, 254, 289(6), 370(1), 475(1),
480(1), 482, 494(4).
Посты ГАИ: 222, 237, 474, 480, 494, 508, 535,
882, 933, 946, 970, 1009б
1053, 1060, 1066, 1092.
Расстояния до объектов даны в км от
начала дороги.
В скобках даны удаления объектов от магистрали в
км.
Пункты питания расположены по трассе в среднем
через 40 км.
Основная автомагистраль Северного
Кавказа. От Ростова до Беслана
(поворот на Владикавказ) трасса весьма оживлена
круглосуточно, кругый
год.
Особенности:
1) Между Южной Осетией и Дагестаном
трасса проходит через Чечню. Нестабильная
обстановка в Чечне привела к полному отсутствию
транзита (Ростов-Баку,
Ростов-Махачкала...) Дагестанские (и более южные)
машины, двигаясь
в Россию, вынуждены объезжать Чечню, сворачивая в
р-не Хасавюрта.
Восточнее Назрани машин и автобусов (даже
местных) становится меньше.
По слухам, въезд в Чечню возможен
только на машине с чеченским номером
(20-RUS или ЧИ). Игорь ("Бродячий
проповедник") проехал автостопом
через Чечню в 1997 г и посетил г.Грозный, так что
автостоп в Чечне
возможен. Из Пятигорска ч.Нальчик ходит (1998) и
автобус на Грозный.
На трассе до самого Ростова часто попадаются
чеченские фуры, их немилосердно
"штрафуют" ГАИшники.
2) Много легковушек, летом - забитых
(едут отдыхать на юг); фуры-фруктовозы.
Летом днем движение по трассе весьма небыстро
из-за обилия легковушек
в обе стороны (невозможность обгона).
3) Большая плотность населения, много
городов и поселков, очень много
автобусов (в т.ч. дальние ночные!) Автобусный стоп
действует хорошо.
Днем, бывает, раз в 20-30 мин проходит междугородний
автобус. Возможно
продублировать маршрут и другим "рейсовым"
способом -
по параллельной ж.д. Ростов-Нальчик-Беслан-Баку.
Есть
поезда на Грозный и Баку. Электрички -
см.Расписания.
4) Близость Чечни порождает большое
количество постов и ментов, интересующихся
не только водителями, но порою и людьми.
Итак, поехали:
Ростов имеет 28-километровую объездную,
довольно оживленную (при движении
транзитом в город не заезжать!), отходящую от М4
поворотом налево
(на Аксай). Объездная обычно проходится с
применением локала.
В 2 км после развилки начинается Аксай -
хотя в нем имеется городской
транспорт, лучше в него не ехать. Ждите машину
хотя бы пересечь Дон,
которым и завершается упомянутый город Аксай.
В 10 км после моста - оживленный поворот
на Волгодонск. Волгодонские
автобусы (В/д-Р/н/д) и машины выходят из этого
поворота, идут
по объездной на юг и заходят в Ростов с юга.
Применяйте этот поток.
Поворот на Сальск, Ставрополь -
оживленный. Кстати, если Ваша
машина - скоростная легковушка на Ставрополь,
езжайте с ней! Оттуда
всего 50 км до Невинномысска и пост ГАИ на выезде.
А вот машинами
на Сальск не соблазняйтесь.
Наконец - ура! южный выезд из Ростова.
Начало М29.
Кущевская (ж.д.ст.Кущевка).
Зимой 4, а летом и более электричек, содержа
билетера, ежедневно ходят от Ростова до Кущевки и
обратно. В самой
Кущевке имеется местный автобус (1 руб), вывозящий
от ж.д.вокзала
прямо на трассу, где находится автостанция. Ехать
в этом автобусе
минут двадцать.
Крупное ГАИ на повороте на Краснодар.
Уходит большой поток машин.
Ночью освещен.
Крупное ГАИ на повороте на Тихорецкую.
Ночью хорошо.
Кропоткин (ж.д.ст.Кавказская)
имеет очень интересную позицию в черте
города. На одном, весьма оживленом перекрестке
находятся: светофор,
пост ГАИ и (напротив) автовокзал. Позиция удобна
тем, что можно бегать
на автовокзал смотреть расписание автобусов,
бегать в столовую за
кипятком (зимой это актуально) и проч. Неудобно
большим количеством
локала и подъемом.
От выезда из города до вокзала раз в 20 минут ходит
автобус номер 1.
При езде на север отрывайтесь на
локале.
Армавир имеет несколько
поворотов на себя, на одном из коих находится
пост ГАИ. До центра города километров 10.
Городской транспорт ходит
плохо, хотя сам город велик (до 400 домов на одной
улице). Автовокзал
глубоко в городе, заезд туда займет не менее
получаса; если вы едете
днем на транзитном бесплатном автобусе, лучше
выгрузиться на трассе,
чем заезжать в город и потом выезжать из него.
Кстати, от Армавира до Москвы летом,
при хорошем движении, одни ходовые
сутки.
Невинномысск ("Невинка")
начинается поворотами на Ставрополь-Черкесск
(пост ГАИ). Через несколько километров вдоль
трассы начинается сам
город. Желательно в него не заезжать, а ждать
проходную машину на
вышеуказанном повороте.
Минводы - трасса идет по
окраине города. На севере города -
поворот на Аэропорт. Далее вы можете встретить
повороты на Железноводск
и Кисловодск.
Пятигорск имеет имеет
окружную, которая проходит через крупнейший на
Кавказе рынок
«Людмила» и там часто возникают пробки. В
городе - трамваи, гора Машук и Центр
Детско-юношеского туризма (Теплосерная, 53).
Баксан - объезная. Поворот в Приэльбрусье.
Нальчик (от
Москвы 30-35 ходовых часов). Трасса М29 идет не по
центру
города, а немного в объезд. Вообще М29 в Нальчике
имеет две объездных:
длинную и пустынную (в 5-10 км от города), а также
короткую и оживленную
(по окраине города). Проезжая транзитом, идите по
второй. Хотя это
и почти через город, - выйдет быстрее!
Автовокзалов в городе два.
Урух - граница с Северной
Осетией: пост ГАИ.
Карджин - поворот на Алагир.
Желающим попасть в Алагир или Цхинвали
выйти здесь, пройти направо, по мосту через ж.д.
примерно 800 м, и
там, после выезда из Карджина, начинать стопить.
Дорога сильна локальным
движением; до Алагира всего 27 км, дальше поток
усиливается прибавлением
с Владикавказа (автобусы и машины с В/кавказа на
Цхинвали).
Беслан - после города
развилка на В/кавказ-Тбилиси (направо)
и Назрань-Грозный-Баку (прямо). Желающим попасть в
Тбилиси
ч.В/кавказ свернуть здесь. В/кавказ имеет
объездную, но, возможно,
лучше ехать через город.
(Дальше Беслана я не ездил.) По трассе:
Назрань (столица Ингушетии),
и - добро пожаловать в Исламскую Республику
Ичкерия!
(А.Кротов, 5.1998)
© "ВОЛЬНАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)
Предисловие
на сайте Академии
Вольных Путешествий (АВП)
Для
пользователей, для
авторов, E-mail для добавлений
и замечаний
Вы
находитесь в разделе АВТОДОРОГИ.
Здесь
есть список всех автодорог РФ.
Текст в начале статьи,
выполненный наклонным курсивом -
официальная информация
из атласа автомобильных дорог "Россия-Транзит".
Остальной текст - указанных
в подписи авторов - предназначен,
главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят
водители, хранящие в бардачке распечатку с
нашего сайта.
Мы надеемся, что водители,
читающие этот текст, не будут проезжать
мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
Если Вы хотите приобрести "Вольную
Энциклопедию" АВП в виде бумажной
книги
- обращайтесь в раздел "Литература"