АВТОСТОП В ЧЕЧНЕ
Игорь Фатеев
взято с http://www.chat.ru/~autostop/story13.htm
Около пограничного поста села Верхний
Курп остановилась серая "Волга".
Только до поселка Горагорского, но
все же лучше, чем мерзнуть на холодном ветру.
Правда, вскоре выяснилось, что печка в машине
сломана.
Я завел с шофером и его товарищем
разговор о сознании Кришны. Оказалось,
что они о нем уже слышали:
- Во время войны кришнаиты в Грозном и в
Назрани кормили людей.
Мы попали в поселок уже в темноте и
заехали домой к одному из моих спутников.
Меня посадили меня около печки -
отогреваться.
Напоили чаем с бутербродом из хлеба, масла и
сыра. Предложили остановиться у них на ночь.
Но я вежливо отказался. Очень уж хотелось
доехать до Грозного уже этим вечером.
Узнав, как попасть на Грозненскую трассу, я
попрощался.
Трассу я нашел легко, но место для
голосования там было не очень удобное.
Развилка где-то далеко впереди, а
дорога идет круто вверх.
На "УАЗике" меня подбросили до
села Побединское. Там я попал в "Жигуленок",
где уже содержалась слегка пьяная компания в
количестве четырех человек.
Они сразу же начали расспрашивать:
- Ты кто такой? Куда едешь?
Потом заинтересовались моим рюкзаком.
Убедившись, что в нем нет
ничего примечательного, с руганью развернули
машину, и
прямо-таки вытряхнули меня из нее:
- Убирайся обратно к себе в Россию! Если
еще раз встретим
тебя в Чечне - убьем!
Я пошел в направлении Грозного. Когда
меня обгоняла белая "Нива"
с красным проблесковым фонарем на крыше, я
машинально поднял руку.
Машина, не замедляя скорости, промчалась
мимо. Но затем, включив
задний ход, подъехала ко мне. Человек,
сидевший рядом с шофером, открыл дверь:
- Тебе куда?
- До Грозного возьмете?
- Садись, - сказал он и, выйдя из машины,
помог мне сесть на заднее сидение.
Там я оказался между двух бородатых
мужчин средних лет с автоматами
Калашникова - бойцов 101-ой дивизии особого
назначения. Как они мне объяснили,
в их задачу входит патрулирование территории
республики и борьба с организаторами терактов.
Мы приехали в "казарму" - обычную
квартиру в одном из немногих уцелевших
домов с электричеством и газом
(правда, вода на улице). Вскоре появился и
командир дивизии - бывший зоотехник. Я завел
разговор о Кришне, потом стал петь
мантру Харе Кришна, а боевики мне подпевали.
Шел месяц Рамазан, поэтому есть сели
только вечером. Меня угостили варенным
рисом с растительным маслом, хлебом и чаем с
сахаром. Потом предоставили возможность
самому выбрать место для сна...
Утром, после завтрака, я помог принести
воды из колонки во дворе, вымыл посуду
и убрал со стола. А когда боевики занялись
чисткой оружия, я показал, что тоже умею
разбирать и собирать автомат Калашникова.
Мне дали автомат, заряженный по
чеченскому обычаю двумя обоймами, сцепленными
между собой изолентами, и мы поехали в
центральный штаб всех отрядов вооруженных
формирований Чечни. Пропетляв по
разрушенному городу, мы приехали к зданию школы.
Пока боевики совещались, я
прогуливался по двору. Здесь же познакомился с
симпатичным парнем лет тридцати пяти,
оказавшимся начальником отдела милиции
Заводского района. Спросил его про
кришнаитов. Он не удивился:
- Я помню, как они во время войны
раздавали пищу на территории моего района.
Могу показать тебе, где тогда находилась
гуманитарная миссия "Харе Кришна.
Пища жизни".
Мы сели на белую "Волгу" и поехали
в школу-интернат.
- Вон там, в здании столовой и
находилась гуманитарная миссия, - сказал
начальник
и пожав на прощанье руку заверил, - Если у тебя
возникнут какие-нибудь проблемы,
можешь обращаться ко мне за помощью.
В столовой был только сторож. Игорь
(Гарик) рассказал, что познакомился
с Движением сознания Кришны еще в 1988 году.
Работал в миссии во время войны.
Но после августа 1996 года никого из преданных
не видел и не знает, остался ли
кто-нибудь из них в Грозном.
После разговора с Гариком я отправился
в Старую Сунжу проведать своих друзей.
Нашел автобусную остановку, но вскоре
выяснилось, что регулярного городского
транспорта не существует. Только частный
извоз. Я сел в "УАЗик" и тот чеченец,
который
вызвался мне помочь найти нужную улицу,
оплатил мой проезд.
Анзор и его семья приняли меня со
свойственным кавказским гостеприимством:
приготовили место, чтобы я мог отдохнуть, и
накормили. Они сравнительно благополучно
пережили войну. Правда ФСБ-шники дважды
ставили Султана (отца Анзора) к стенке,
грозясь расстрелять, но Аллах спас. А сейчас
Султан работает в пресс-центре администрации
президента, часто общается с Шамилем
Басаевым.
Стемнело. Я собрался уходить, Анзора
это удивило:
- Ты не забывай, в каком месте
находишься. Тебя здесь в любой момент могут убить
или взять в заложники. Лучше
переночуй у нас, а завтра утром отправишься
по своим делам.
Но я уже обещал Гарику, что буду
ночевать у него, поэтому наотрез отказался
от предложения. Тогда Анзор предложил
отвезти меня на своей машине в центр
Грозного и предупредил:
- Ты смотри, на улице ни с кем не
разговаривай.
Я шел по пустынной темной улице,
осторожно обходя воронки от снарядов и
авиабомб. Никого из прохожих не было. Только
время от времени на моем пути
попадались торговцы бензином, гревшиеся
возле ведер, в которых горела салярка.
Забыв совет Анзора, я захотел уточнить
правильность своего направления и
обратился к двум стоявшим у обочины
парням. Они сразу же потребовали с меня 10
тысяч рублей. А когда, я сказал, что у меня
денег нет, мне показали какое-то удостоверение.
Назвавшись сотрудниками Министерства
государственной
безопасности, парни попросили мой паспорт
для проверки. Я дал.
Один из них, посмотрев мой паспорт,
сунул его в карман и сказал:
- Придешь за ним завтра в Министерство.
Такой порядок дел мне не понравился. Я
возмутился:
- Верните мне паспорт.
Паспорт мне не вернули. Остановив
проходившую мимо машину, парни посадили
меня в нее и куда-то повезли. По дороге мы
познакомились. Одного из парней звали
Муслимом (он якобы был племянником Шамиля
Басаева), второго - Айрат. Приехав
в один из новых районов города, мы зашли в
обычную двухкомнатную квартиру.
Там парни устроил досмотр моих вещей. Изъяли
банку клубничного варенья. Поставили чайник.
Айрат сбегал за хлебом, и мы устроили
чаепитие.
Но на этом досмотр не закончился. Они
стали докапываться до каждой закорючки
в моих записях и тщательно перетряхивать всю
мою одежду. Потом я по их просьбе рассказал
о Кришне и спел мантру.
Все вооружение МГБэшников состояло из
пистолета времен гражданской
войны и гранаты "лимонки". Видимо, он
нечего делать, Муслим решил сыграть в
"русскую рулетку". Он зарядил наган
одним патроном и приставил его к моему
виску.
Я продолжал повторять мантру и рассказывать
о вечности души.
Щелкнул курок, но выстрела не последовало.
Тогда Айрат бросил мне под ноги гранату.
Она не взорвалась (как потом выяснилось, из
гранаты был вынутбоек).
А я просто сидел на диване и на четках
повторял мантру.
Мое спокойствие их удивило:
- Почему ты остаешься спокойным? Ведь в
любой момент ты можешь расстаться с жизнью.
Я объяснил, что смерть меня не пугает:
- Я знаю, куда я отправлюсь после смерти
- рассказывать о Кришне на других планетах
этого материального мира. Вы же не знаете, что
вас ожидает после смерти. Поэтому и боитесь
- в этот момент Айрат, дрожа от страха,
вставлял боек во взрыватель, который в любой
момент мог
взорваться прямо у него в руках.
Мы легли спать. Когда наступило утро, и
светлое небо осветило комнату, я встал с дивана,
который
угрожающе скрипнул. Кровь застучала у меня в
висках. Но сон "товарищей" нарушен не был.
Я потихоньку собрал вещи и открыл
входную дверь. Опять никто не проснулся. Тогда я
перенес
свои вещи в соседнюю квартиру, и посмотрел
вниз с балкона. Вид открывался неутешительный:
квартира находилась на седьмом этаже. Звать
на помощь смысла тоже не было: окна выходили
на пустырь. Тогда я решил толкнуть посильнее
дверь на площадку, и неожиданно
она сразу распахнулась
Потихоньку я вернулся обратно в
квартиру своего заточения. Все продолжали спать.
Я тихо оделся и вышел. Забрав рюкзак из
соседней квартиры, я вышел на лестничную
площадку.
Не торопясь, чтобы не привлекать к себе
внимания, начал спускаться по лестнице.
Выйдя из подъезда, у проходившего мимо
мужчины я узнал адрес этого дома и спросил, как
мне
попасть в районное отделение милиции
Заводского района. Только собрался идти, как
услышал
сзади автомобильный гудок. Обернулся и
увидел в машине Анзора с Султаном. Я сразу же
рассказал
им о своих приключениях.
Втроем мы поднялись в квартиру.
Заспанный Муслим, спросонья протирая глаза,
долго не мог
понять, что делают незнакомые люди в его
квартире и почему я, еще недавно спавший рядом с
ним,
сейчас стою одетым.
Султан предъявил МГБэшникам
удостоверение работника администрации
президента и потребовал, чтобы мне вернули
паспорт.
Вернувшись в машину, мы вместе доехали
до администрации президента.
Оттуда я пошел к Гарику. Оказалось,
что он уже и не надеялся увидеть меня живым,
решив,
что меня либо убили, либо взяли в заложники.
Рядом со столовой находилась казарма
федеральных войск с большой надписью белой
краской на стене:
"Одень бронежилет - тебя ждут дома!".
Обойдя колючую проволоку, мы зашли с Гариком
внутрь.
Пол был усыпан автоматными гильзами,
валялись ржавые каски, стены были в маленьких
ямочках от пуль.
Во дворе стояла брошенная БМП.
Центральный стадион был весь в
канавах, оставленных танковыми гусеницами.
А в стене Гарик нашел неразорвавшуюся
гранату - мы решили ее взорвать вечером.
На одной из улиц, где во время августовского
сражения шли наиболее ожесточенные бои,
Гарик показал место, на котором погиб его
друг Андрей Савицкий:
- Сотрудники "Food for life", проявив
детское любопытство, собирали в
зонах военных действий различные боеприпасы:
автоматные патроны, гранаты и другое.
Потом наш склад обнаружили боевики, и меня -
других кришнаитов в это время в республике
уже не было - посадили на несколько дней в
подземный подвал-тюрьму.
На следующий день я отправился на
поиски своих знакомых в районе "Минутки".
Спросил, как туда
пройти, у прохожего. Он привел в Уголовный
розыск Заводского района. Там стали
допытываться, на
какую разведку я работаю. Я сразу же
потребовал, чтобы меня привели к начальнику
отделения милиции.
Но попал только к заместителю начальника
уголовного розыска. Тот, как оказалось, с
уважением
относится к религиозным проповедникам. Он
решил меня сразу отпустить. Напоследок я
попросил:
- Может, вы напишете мне какую-нибудь
бумажку. Иначе, стоит мне спросить у кого-нибудь
дорогу,
как я сразу же опять окажусь в МГБ или в
милиции.
Зам. начальника пошел мне навстречу и
на официальном бланке с
печатью выписал мне справку о том, что я
"был проверен и отпущен".
Для выезда из города я воспользовался
"городским" автобусом, больше похожим на
автобусное такси.
В Грозном сейчас любой чеченец, имеющий в
своей собственности автобус, набивает его битком
пассажирами и развозит их не по какому-то
заранее определенному маршруту, а исключительно
по их требованию. Естественно, что ни
маршрутов движения ни расписания у таких
автобусов-такси нет.
Они беспорядочно кружат по городу между
развалин домов как слепые котята, объезжая
воронки
от снарядов и бомб.
Пассажиры посоветовали мне выйти в
районе Черной Речки. Там я и начал голосовать.
Однако,
мои жесты "движение прямо" приводили в
недоумение шоферов. Они либо пожимали плечами,
либо также жестами показывали мне
"вправо", "влево" или даже "вниз".
Наконец мне удалось остановить серую
"Волгу". Водитель, узнав, что я из России,
рассказал мне о том,
что чеченскую границу я смогу перейти легко и
просто - нигде нет ни колючей проволоки, ни
милицейских
кордонов; что чеченцы никогда к русским плохо
не относились, даже после войны; что отдельные
межнациональные разборки в действительности
основаны на межличностных конфликтах, а не на
национальных и т.д. и т.п. Подводя итог его
речи, можно сказать, что "чеченцы - лучшие
представители
земной расы: дружелюбны, гостеприимны,
мужественны, но никогда не поменяют своей
независимости на советское рабство. А если
вам встретился чеченец не обладающий хорошими
качествами, то вспомните: много ли
воспитанных и замечательных русских встречается
вам на
жизненном пути. Иными словами, как гласит
кавказская поговорка:
"Нет плохих народов, есть плохие люди".
У поворота на станицу
Оржоникидзевская меня подобрал белый
"Жигуленок".
- Ремни пристегнуть? - спросил я
по-привычке.
- А где ты видишь ремни? - удивился
шофер.
Я огляделся. На месте, где должны быть
ремни, были... две аккуратные дырочки.
- Ничего, Бог защитит.
- Да, Аллах поможет. А ты чем
занимаешься?
- Проповедую Харе Кришна.
- О, Харе Кришна, - это хорошо. Ваши
ребята здесь кормить много людей во время войны.
Из-за них не умирать с голоду мой семья и мои
друзья.
В Назрани меня поразило полное
отсутствие машин с ингушскими номерами - 07RUS.
Можно было увидеть автомобильные номера
любого другого региона России. Особенно
много московских, новосибирских,
ленинградских и владимирских.
Шофер объяснил:
- Сейчас по России можно проехать
только если автомобильный номер не выдает твоей
"кавказской национальности".
На развилке с Владикавказской трассой
я встретил первый блок-пост российских войск -
грубое одноэтажное здание из бетонных блоков
с бойницами для пушечных и автоматных
стволов. Возле бронетранспортера стояло три
милиционера в бронежилетах и с автоматами.
- Откуда ты взялся и куда едешь? -
спросили меня, увидев, как я высадился из машины,
приехавшей с чеченской стороны.
- Из Грозного в Тбилиси.
- Документы есть?
Я протянул им паспорт со справкой. Они
посмотрели паспорт и прочитали справку:
- Тебе что, жить надоело? И куда ты
прешься? Радуйся что тебя дурака в Грозном не
убили.
И вообще, иди встань туда - они показали
площадку в двухстах метрах от поста, - Мы не хотим
брать ответственность за твою жизнь на себя.
Поэтому - мы тебя не знаем!
- Спасибо.
Вскоре меня забрала черная
"Волга" и повезла в окрашенный
багрянцем заходящего солнца Владикавказ.
www "страница Бродячего Проповедника" vagrant-preacher.com