Егор Паагирев

   АВТОСТОП ВО СНЕ

«Знаю я, есть края
Походи, поищи-ка попробуй…»
(Гарик Сукачёв)


    Этой ночью мне приснился удивительный сон про секретный несуществующий город, находящийся на территории Костромской области. Сон был настолько реалистичным, что я счёл нужным зафиксировать его сюжет на бумаге. Рассказ по приколу может называться также «Костромская Атлантида» или «Шамбала Паагирева», или ещё как-нибудь похоже ?

    Начну с того, что в реальности, в последнюю неделю моя голова постоянно забита планами проведения Новогодней поездки на Урал. Видимо, именно поэтому во сне я вышел на трассу Кострома – Киров, устремившись в сторону Востока нашей страны. Точнее, сначала было не так. Сначала я был в Москве, отдыхал в субботу от своей курьерской работы, а потом вдруг оказался где-то за городом, причём с компанией каких-то хиппов и несколькими другими моими знакомыми. Ощущение было такое, будто бы мы только что закончили некий несложный поход: мы вышли на трассу, и тут поступило предложение устроить линейные гонки до Москвы. Народ радостно загалдел и стал стопить целой кучей в 5-7 (или сколько нас там было) человек. Я возмутился их дилетантством, заставив разделиться на пары и одиночки, что сразу же дало результат – некоторые стали потихоньку разъезжаться. Потом я осознал себя стопящим на той же трассе, но уже в другую сторону. В голове возникли мысли: «Я же еду на Урал! Зачём мне в Москву?» Мысли подтверждались туго набитым воровским экспедиционником, висящим за спиной. Вокруг царило приятное лето – трассу окружала ярко-зелёная листва деревьев, не совсем, однако, характерных для Костромской области (что-то типа зарослей осины). Ярко светило и грело солнышко, комаров и слепней не было – впрочем, и с машинами было негусто. Настроение – радостное, состояние – умиротворяющее. В плане географического местоположения я ощущал себя либо где-то за Судиславлем, либо не доезжая Кадыя.

    Следующий момент сна перенёс меня в застопленный автобус – что-то иностранное, типа Скании или Неоплана. Автобус ехал в Мантурово, но это был не обычный рейсовый автобус. Не был он и челночным; судя по контингенту пассажиров, он напоминал нечто вроде плацкартного вагона поезда: интеллигентного вида тётушки с дорожными сумками, не сильно пролетарского вида добродушные мужики. Водитель благосклонно отнёсся к моей просьбе подвезти, о деньгах речь не шла, о конечном пункте (Мантурово) было сообщено сразу же. Я сел на второе за водителем сиденье рядом с каким-то вызывающим доверие мужиком и стал болтать с водителем (через два сиденья! ну, это же сон…)

    Проехали Кадый. Я отчётливо помню, что всё это время у меня на коленях покоилась костромская карта-Дунайка, в которую я периодически заглядывал.. Сон не исказил её абсолютно – я мог по ней правдиво ориентироваться даже там! Между тем, речь опять зашла о пункте назначения. «Мы только ещё на Москву заедем» - несколько виновато, как бы оправдываясь, что не предупредил раньше, сказал водитель, - «Там пол-автобуса выйдет, и столько жё новых зайдёт. Ну, небольшая стояночка, а потом дальше поедем». Сперва я всполошился – какая Москва, она же в противоположной стороне! А в следующую секунду успокоился, подумав: «А, это же наверное, очередное местное название какого-нибудь посёлка! Интересно, вот не знал! Ну что ж, новая информация для Дунайки будет!» «Скажите, а Москва – это что? Ну, как она по-другому называется?» - спросил я, переводя взгляд с карты на водителя. «Ну, как же! Это же Москва-Третья-Начальная, он всегда так называлась!» «Это лесопункт, что ли, какой-то?», - недоумевал я. «Да нет же, какой лесопункт? – вдруг добродушно откликнулся мой сосед – это Москва-Третья-Начальная, тебе ж водитель щас это сказал!» «???» - шокировано посмотрел на него я. Я очень хорошо знаю Костромскую область, но о таком населённом пункте слышал впервые. «А… Что там есть? Что это такое вообще?» «Да-а, понимаешь, в своё время там хотели построить самолётное депо, да потом законсервировали всё, ты ж нашу страну знаешь… Теперь одни самолёты остались, да город…» «Но почему я по него ничего не знаю?! Где он? Почему его на картах нет??? Он что, закрытый?» - офигевал я, предчувствуя сенсацию. «Ну, постороннему туда сложно проехать» - что-то типа этого ответил пассажир, абсолютно не смущаясь того, что наш автобус, тем не менее, направлялся именно туда. «А какие населённые пункты рядом есть?» - попытался я задать наводящий вопрос. «А никаких нет. Вообще. Там один лес вокруг» - зевая, равнодушно заявил один из пассажиров.

    Тут я почувствовал себя усталым и, уютно устроившись на сиденье тёплого автобуса, заснул (!) Кем-то считается, что, когда человек засыпает во сне, у него «улетает душа», т.е. временно уходит из своего тела. Очень приятное ощущение, кстати. Так вот, я уснул, а когда проснулся и посмотрел в лобовое стекло, заметил, что покрытие узкой дороги стало лучше, а рельеф гораздо холмистее и что-то было не так… Через пару вдумчивых минут я понял: встречных машин абсолютно не было. Не было также и указателей – никаких вообще. На вершине очередного, самого трудного подъёма, нас ожидал сюрприз – дорога была перекрыта мощными воротами, похожими на «серьёзные» ворота воинских частей; при этом, никаких постов, патрулей и чего-либо ещё вокруг не наблюдалось в принципе. Ворота представляли собой одну громадную «отъезжающую» створку, бока которой скрывались за листвой. Тем не менее, автобус неведомым образом продолжил свой путь (я временно вырубился на пару минут, а потом осознал себя едущим уже по ТУ сторону ворот) и через несколько километров свернул на терявшуюся в зарослях неприметную грунтовку, присыпанную булыжником. По своей ширине и состоянию эта дорожка, на первый взгляд ну совсем не походила для нашего Неоплана (или что это там было), ветки стучались в окна (напоминало поездку в узкоколейном поезде), но никто из пассажиров не высказывал удивления – все были на редкость спокойны, как в обычном междугороднем рейсовом автобусе. Когда заросли кончились, перед нами открылась красивейшая панорама: сначала золотистые луга, очень холмистые, как в Мордовии, сбегавшие вниз, к речке; за речкой эти луга продолжались, но по бокам темнели кромки леса… Но, что меня поразило – за рекой, помимо этих кромок высились огромные городские новостройки – 12-этажки из красного кирпича, виднелись какие-то непонятные промзоны… Я сразу вспомнил Саров – больно похоже. Но удивляло, что к этому городу, с населением явно более 50 т.ж., ведёт такой странный грунтовый подъезд, и даже мостик через речку был деревянный, т.е. автобус даже на ту сторону не переезжал! За мостиком стояло здание, похожее не то на советское здание местного аэропорта, не то на маленькое типовое НИИ, точнее на его застеклённую проходную.

    Автобус остановился. Половина салона принялась покидать свои места, захватывая с собой всякие тюки, пакеты и сумки. «Иди, погуляй пока. Стоянка пока будет, меньше часа» - говорит мне водитель. Я, не веря во всё происходящее, выхожу на землю Москвы-Третьей-Начальной, перехожу мостик и поднимаюсь по высоким ступенькам, ведущим в этот «аэропорт-НИИ». Внутри – обстановка, как на автовокзале: люди, сидящие в ожидании неведомого транспорта, со всякими авоськами в руках, скамейки «без ручек», кафельный пол. Но это – только наполовину. Вторую половину застеклённого помещения занимает некое ведомство, которое я про себя назвал «КБ» - действительно, очень похоже на конструкторское бюро советского периода с пыльными столами, лампами, какими-то чертежами и людьми, восседающими за них с учёно-занятым видом. Вид из окна (помимо вида на мой автобус) со стороны КБ являл собой природную идиллию – речка, извивающаяся по зелёной поляне, с мостиками, беседками и пр. архитектурными украшениями. Со стороны «автопорта» ожидающие пассажиры могли видеть только странные остовы недоделанных самолётов и ангаров (при этом, с виду – не заброшенных, а как бы законсервированных на небольшое время). Я сразу вспомнил слова моего автобусного соседа про «самолётное депо» и попытался разговориться с находящимися в зале людьми. «Скажите, а что это за строения вокруг? Что у вас в городе делают?» В ответ на это я получил порцию раздавшихся с разных сторон идентичных откликов: «Ты что, шпион? Всё тебе интересно так, да?» Причём, сказано это было без наезда, с этаким добрым приколом – подобная ситуация довольно часто встречается в реальных поездках. Я, как обычно, стал «держать марку», с улыбкой отвечая: «Да, конечно, я шпион – по мне же сразу видно!» Народ не отставал, я тоже. К сожалению, никакой новой информации, как про всё то же «бывшее самолётное депо» («Всё развалили, сволочи! А раньше был – эх!») я получить так и не смог, как не смог получить и сведения о ближайших населённых пунктах (для идентификации местности). Ожидающие засуетились, ринувшись вниз по ступенькам «автопорта», и я увидел, что они садятся в автобус. «Вот и мне пора», - с некоторой грустью и не покидающим меня весь этот час глобальным удивлением подумал я. И внезапно в моей голове вспыхнула мысль: «Как же я забыл всё это сфотографировать?! Это же будут уникальные кадры – наверное, самые уникальные из всей уральской поездки!» И я дрожащими от спешки и от боязни фотозапрета руками достаю фотоаппарат и начинаю направо и налево снимать всё вокруг (включая кадры через стекло). К сожалению, я настолько волнуюсь, что получается откровенная фигня. Вскоре я это осознаю, беру себя в руки и делаю несколько нормальных кадров. С замиранием сердца пробегаю мимо уже заметившего мои манипуляции мента, мчусь по мостику и запрыгиваю в автобус. «Ну как, посмотрел? А теперь уже в Мантурово поедем» - слышу я голос драйвера. Моё оцепенение постепенно проходит, автобус вновь забирается на горку, скользя шинами по каменистой грунтовке, выезжает на ту же асфальтированную дорогу без указателей, минует всё те же необычные ворота, я засыпаю с Дунайкой на коленях… И опять оказываюсь на трассе Кострома – Киров, вертя в руках карту и пытаясь осознать – где же находится Москва-Третья-Начальная и в какую сторону мы вообще сворачивали… В лобовом стекле виднеется моя любимая пельменная рядом с автостанцией города Макарьева…

    …

    - Егор, просыпайся! Восемь часов, тебе на работу! – приводит меня в сознание голос Веры.

    Я просыпаюсь и ещё где-то час крайне отчётливо прокручиваю в памяти все мельчайшие детали этого удивительного сна. Что самое необычное – я по-настоящему во сне смог посетить секретный город, приехав туда автобусным стопом, побыв в нём и умудрившись уехать обратно, с соответствующими не сбивающимися образами-иллюзиями!      Так что, если вас заинтересует это странное место, знайте, что Москва-Третья-Начальная находится где-то в глухих далёких лесах между Макарьевым и Мантурово, слева от трассы (по направлению к Брантовке). Хотя, есть предположения, что это совсем в противоположной стороне Макарьевского района – а именно в районе дороги на Тимошино ?.

    Егор Паагирев
Москва, 16 декабря 2005 года