КОНТАКТЫ С
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВЛАСТИ
Нередко в пути и в жизни происходит
контакт с милицией, с гаишниками,
с контролёрами, с проводниками, с ОМОНом.
Если в момент контакта вы
делаете что-то нехорошее (например, воруете
продукты из магазина,
или перевозите наркотики) - вы сами допрыгались, и
советов на
этот случай не будет. Но обычный добропорядочный
путешественник задерживается
милиционерами (ГАИ, ОМОНом...) не за столь вредные,
а за вполне обычные
действия.
Перешёл улицу на красный свет;
просился в поезд или в локомотив поезда;
не имел местной прописки (регистрации); спал в
подъезде; громко разговаривал;
находился с рюкзаком в общественном месте; чем-то
напоминал кавказца
(а на Кавказе - напротив, отличался от местных);
проезжал без
билета; спрашивал дорогу на Омск... - да мало ли
поводов, способных
задеть за живое блюстителя нашего,
пост-советского, порядка!
Первое, что сделает блюститель
порядка, - спросит ваши
документы. При поездках весьма желательно иметь
паспорт, воинский
или хотя бы студенческий билет! Если это
милиционер, гаишник или иной
облечённый властью господин - покажите паспорт.
Если это простой
человек, волею судьбы ставший, например,
контролёром - покажите
студенческий билет (если он у вас есть) или ничего
не показывайте:
могут отобрать.
Дальше вас, задав пару вопросов, обычно
оставляют в покое. На вопросы
отвечайте честно! Если вы из Москвы (Питера,
Урюпинска) - так
и говорите. Если едете в Магадан
(Питер, Урюпинск) - так и говорите.
Если автостопом, тоже не
скрывайте этого факта. Вы должны помнить
про себя, что ваш путь велик и достоин того, чтобы
вас, во всяком
случае, расспросили и накормили.
Длинный
язык - посох путешественника.
Помните это. Пусть
будет ваш язык при необходимости так же длинён,
как и путь, вами преодолеваемый.
Правда -
двигатель мудреца! Не врите даже в
мелочах - это
вредно.
Не уклоняйтесь от беседы. Чем больше
интересного и неожиданного от
вас они узнают, тем лучше. На одно слово отвечайте
двумя. Очень хорошая
вещь - ксива, официального
вида бланк, желательно с печатью,
показывающий, что вы - важная экспедиция, что вы
не "сами
от себя", а посланы кем-то. Это уменьшит желание
задерживать вас
на долгое время. В качестве ксивы пригодится даже
командировочное
удостоверение. Но можно обойтись и без неё.
Вас могут обыскать - не обижайтесь.
Обыск - лишний повод поговорить.
Итак, основные компоненты
правильного поведения: 1) подчинение, 2)
документ/ксива, 3) загруз информацией. Не убегайте
от милиционера
и не сопротивляйтесь ему. И, естественно, не
будьте пьяны и не перевозите
наркотики.
Возвращаясь из Магадана, мы с Андреем были
задержаны вохровцами
на станции Чара (БАМ) за попытку
переговорить с машинистом локомотива.
Мы охотно подчинились, и, рассказав историю
нашего путешествия, получили
в подарок хлеб, сало, лук, чай, сахар и другие
продукты. Потом нас
переправили милиционерам. Жизнь сложилась так,
что мы подружились
и с ними, поужинали, помылись и переночевали в
гостях у начальника
ЛОВД, после чего специально вызванный конвой
отвёз нас в купейном
вагоне поезда на 300 км. ближе к Москве - до
ст.Таксимо, где конвой
вышел, а мы продолжили путь свой в поезде том.
Гаишник обычно
так занят извлечением штрафов из водителей,
что к нашему пешему житию относится более
сочувственно. Документы
(паспорт) может посмотреть. Иногда может, по вашей
просьбе, застопить
вам нужную машину, но к его услугам прибегать не
рекомендуется, т.к.
гаишник и связанные с ним люди воспринимаются
водителями отрицательно.
Помните - обращение к тёмным силам за помощью не
приводит к победе!
Иногда бывает удобно заночевать на посту ГАИ (в
глухой местности).
Контролёры
электрички имеют свойство спрашивать билет.
Если
у вас нет никакого билета, можно (по желанию) всё
же поискать его,
а можно честно сообщить: нет билета, а на
предложение оштрафоваться,
отвечать: нет денег. Документы контролёрам не
показывать. При предложении
выйти из электрички - перейти в тамбур
(желательно соседнего вагона)
и стоять в нём. Высадка из электрички - явление
очень редкое и
происходит не чаще, чем 1 раз за 5000 км. путей.
Вызова милиции не
стоит пугаться, но если милиционер появится и
спросит документы, их
можно показать.
Интересно, что штраф, равный
повсеместно 10% от минимального размера
месячной заработной платы, составляет сейчас 8 р.
40 коп. (лето 1998),
что значительно меньше стоимости проезда в
обычной электричке -
скажем, Тверь-Москва. Контролёр
получает в свой карман небольшой процент
штрафа, так что будет удовлетворён тайно
врученной мелкой мздой, разумеется,
без квитанции.
Контролёра электрички, как болезнь,
желательно предупредить ещё до
наступления трудностей с оным. Так, на многих
оживлённых направлениях
существует негласное правило: контролёр не
трогает торгующих. Поэтому,
зная, что в электричке имеется контролёр, полезно
пронести, торгуя,
по вагонам навстречу контролёру некую вещь,
например, эту книгу.
Есть и другой метод. Если контролёров
не один, а двое, и электричка
непуста, проследите - в каком вагоне находятся
эти прихватчики,
занятые своим неблагодарным делом, - войдите в
этот вагон, пока
его проверяют, и встаньте в уже
проверенную часть его. Контролёры,
пройдя вагон с обоих сторон, объединятся в
середине его и пройдут
мимо вас, на уже "проверенных" пассажиров
внимания не обращая.
=перейти дальше, на следующую главу=
Вы
читаете книгу ©
А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных
Путешествий
(www.avp.travel.ru)
Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.