КОНТАКТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВЛАСТИ

    Нередко в пути и в жизни происходит контакт с милицией, с гаишниками,
с контролёрами, с проводниками, с ОМОНом. Если в момент контакта вы
делаете что-то нехорошее (например, воруете продукты из магазина,
или перевозите наркотики) - вы сами допрыгались, и советов на
этот случай не будет. Но обычный добропорядочный путешественник задерживается
милиционерами (ГАИ, ОМОНом...) не за столь вредные, а за вполне обычные
действия.

    Перешёл улицу на красный свет; просился в поезд или в локомотив поезда;
не имел местной прописки (регистрации); спал в подъезде; громко разговаривал;
находился с рюкзаком в общественном месте; чем-то напоминал кавказца
(а на Кавказе - напротив, отличался от местных); проезжал без
билета; спрашивал дорогу на Омск... - да мало ли поводов, способных
задеть за живое блюстителя нашего, пост-советского, порядка!

    Первое, что сделает блюститель порядка, - спросит ваши
документы. При поездках весьма желательно иметь паспорт, воинский
или хотя бы студенческий билет! Если это милиционер, гаишник или иной
облечённый властью господин - покажите паспорт. Если это простой
человек, волею судьбы ставший, например, контролёром - покажите
студенческий билет (если он у вас есть) или ничего не показывайте:
могут отобрать.
рисунок А. Кротова
    Дальше вас, задав пару вопросов, обычно оставляют в покое. На вопросы
отвечайте честно! Если вы из Москвы (Питера, Урюпинска) - так
и говорите. Если едете в Магадан (Питер, Урюпинск) - так и говорите.
Если автостопом, тоже не скрывайте этого факта. Вы должны помнить
про себя, что ваш путь велик и достоин того, чтобы вас, во всяком
случае, расспросили и накормили.

    Длинный язык - посох путешественника. Помните это. Пусть
будет ваш язык при необходимости так же длинён, как и путь, вами преодолеваемый.
рисунок А. Кротова
    Правда - двигатель мудреца! Не врите даже в мелочах - это
вредно.

    Не уклоняйтесь от беседы. Чем больше интересного и неожиданного от
вас они узнают, тем лучше. На одно слово отвечайте двумя. Очень хорошая
вещь - ксива, официального вида бланк, желательно с печатью,
показывающий, что вы - важная экспедиция, что вы не "сами
от себя", а посланы кем-то. Это уменьшит желание задерживать вас
на долгое время. В качестве ксивы пригодится даже командировочное
удостоверение. Но можно обойтись и без неё.

    Вас могут обыскать - не обижайтесь. Обыск - лишний повод поговорить.

    Итак, основные компоненты правильного поведения: 1) подчинение, 2)
документ/ксива, 3) загруз информацией. Не убегайте от милиционера
и не сопротивляйтесь ему. И, естественно, не будьте пьяны и не перевозите
наркотики.

    Возвращаясь из Магадана, мы с Андреем были задержаны вохровцами
на станции Чара (БАМ) за попытку переговорить с машинистом локомотива.
Мы охотно подчинились, и, рассказав историю нашего путешествия, получили
в подарок хлеб, сало, лук, чай, сахар и другие продукты. Потом нас
переправили милиционерам. Жизнь сложилась так, что мы подружились
и с ними, поужинали, помылись и переночевали в гостях у начальника
ЛОВД, после чего специально вызванный конвой отвёз нас в купейном
вагоне поезда на 300 км. ближе к Москве - до ст.Таксимо, где конвой
вышел, а мы продолжили путь свой в поезде том.


    Гаишник обычно так занят извлечением штрафов из водителей,
что к нашему пешему житию относится более сочувственно. Документы
(паспорт) может посмотреть. Иногда может, по вашей просьбе, застопить
вам нужную машину, но к его услугам прибегать не рекомендуется, т.к.
гаишник и связанные с ним люди воспринимаются водителями отрицательно.
Помните - обращение к тёмным силам за помощью не приводит к победе!
Иногда бывает удобно заночевать на посту ГАИ (в глухой местности).

    Контролёры электрички имеют свойство спрашивать билет. Если
у вас нет никакого билета, можно (по желанию) всё же поискать его,
а можно честно сообщить: нет билета, а на предложение оштрафоваться,
отвечать: нет денег. Документы контролёрам не показывать. При предложении
выйти из электрички - перейти в тамбур (желательно соседнего вагона)
и стоять в нём. Высадка из электрички - явление очень редкое и
происходит не чаще, чем 1 раз за 5000 км. путей. Вызова милиции не
стоит пугаться, но если милиционер появится и спросит документы, их
можно показать.

Это картника НЕ КРОТОВА! Копирайт есть, но чей не знаю.

    Интересно, что штраф, равный повсеместно 10% от минимального размера
месячной заработной платы, составляет сейчас 8 р. 40 коп. (лето 1998),
что значительно меньше стоимости проезда в обычной электричке -
скажем, Тверь-Москва. Контролёр получает в свой карман небольшой процент
штрафа, так что будет удовлетворён тайно врученной мелкой мздой, разумеется,
без квитанции.

    Контролёра электрички, как болезнь, желательно предупредить ещё до
наступления трудностей с оным. Так, на многих оживлённых направлениях
существует негласное правило: контролёр не трогает торгующих. Поэтому,
зная, что в электричке имеется контролёр, полезно пронести, торгуя,
по вагонам навстречу контролёру некую вещь, например, эту книгу.

    Есть и другой метод. Если контролёров не один, а двое, и электричка
непуста, проследите - в каком вагоне находятся эти прихватчики,
занятые своим неблагодарным делом, - войдите в этот вагон, пока
его проверяют, и встаньте в уже проверенную часть его. Контролёры,
пройдя вагон с обоих сторон, объединятся в середине его и пройдут
мимо вас, на уже "проверенных" пассажиров внимания не обращая.

=перейти дальше, на следующую главу=

Вы читаете книгу © А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных Путешествий
(www.avp.travel.ru)

Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.