БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ ж.д. магистраль (БАМ)
-
Около 4 000 километров стальных путей в
сердце тайги, 3 000 мостовых
сооружений, чудеса технической мысли и подвиги
человеческого духа,
таджикские и грузинские вокзалы в сибирской
тайге, самый большой
инженерный проект в мире со времени окончания
Второй Мировой, Байкал и
Кодар, сопки и тайга, отсутствие туристов и
доброжелательность людей – всего
этого более чем достаточно, чтобы взять рюкзак и
поехать на БАМ – великую
комсомольскую стройку второй половины прошлого
века. Рассмотрим же его с
точки зрения вольного путешественника,
движущегося от Тихого Океана в
сторону Европейской части нашей страны.
1 эпизод БАМА
Ванино – Комсомольск
Официально из Ванино через
Комсомольск ходят поезда до Хабаровска и
Владивостока. И тот, и другой – вечером. Вписка в
них возможна и даже
рекомендуется работниками вокзала. Если вы
прибыли утренним паромом с
Сахалина, однако, то ждать до вечера не
рекомендуется, ибо возможности проезда
этими поездами не исчерпываются.
Около 10 утра неофициально (в
расписании отсутствует) по станции идет
хлеборазвозка до Высокогорной. Вписка – в
теплушку или в тепловоз. Поезд сей в
Высокогорной ночует, а утром продолжает свой
путь в Комсомольск-на-Амуре,
чем вы можете воспользоваться, если ночью не
впросились-таки в пассажирские
поезда.
Однако быстрее и надежней ехать в
Комсомольск все-таки по трассе через Лидогу
(это на трассе Хабаровск - Комсомольск, в 185 км от
последнего). Время в пути – 7-
10 часов, машин не много, но беручесть их достигает
100%. Лучше сразу после
схода с парома и прибытия на вокзал бежать на 14
автобус и ехать до его схода с
дороги на СовГавань. Автобус влево – вам направо.
Это и есть новая трасса на
Лидогу. Успеете поймать ваших друзей с парома,
которые тоже везли свои
машины не для того, чтобы оставаться в Ванино.
Позиция хорошая, на пригорке. Впрочем,
бывают и получше. Если освоить еще 10
километров, то можно достигнуть настоящего
поворота на Лидогу. Все
проходящие машины, кроме ремонтных - ваши, ибо 350
км дороги не содержат
ничего, кроме красивых сопок, красивых рек и
некрасивых слепней. Ни одного
домика, одна кафешка, одна заправка – и это на
весь путь. Едут местные в краевой
центр, перегонщики – кто куда, существует и
грузовой поток. Дорога идет по
сопкам и создает ощущение красоты. Состояние –
гравийно-грунтовое, ближе к
Лидоге – 100 км асфальта. Асфальт с каждым годом
увеличивается, в нагрузку к
этому в местах строительства – ужасная грязь.
Возле Лидоги «поток» разделяется.
Комсомольск – направо. На развилке
присутствует сортир, заправка, кафешка, пост ГАИ
– полный комплект.
ГАИшники доброжелательные. Часто идут
междугородние автобусы, как
правило, полные и не останавливающиеся даже за
деньги. До Комсомольска –
покрытие асфальтовое, скорость – 120 км/ч. Лучше
брать машину сразу до
Комсомольска.
2 эпизод БАМа
Комсомольск – Постышево
(Березовый)
Комсомольск - город большой и можно
сказать великий, тем более что в
дальнейшем такого размера населенный пункт
попадется вам только в
Красноярске. Сам город достаточно безликий, но не
лишен опрятности. Люди
суровые, но к автостопу относятся достаточно
хорошо, с пониманием. Содержит
многие атрибуты цивилизации, в том числе
разнообразные вокзалы. Центра как
такового нет, но весь транспорт проходит через
Площадь Металлургов.
Пассажирский вокзал небольшой, но
опрятный. Достигается автобусом 17 и
трамваями 1 и 5 из центра. Был еще трамвай 2, но на
момент пребывания в городе
рельсы были разобраны, и трамвай ходить не умел.
Вокзал содержит зал
ожидания, который на ночь закрывается. Ночевка
при этом проблемы не
представляет, ибо можно сделать этого либо в
парке перед вокзалом, либо, если
погода или обстановка не позволяют этого, прямо в
отделении милиции,
обратившись к сотруднику данного отделения.
Аборигены делают тоже самое,
так что просьба ваша встречена удивленно не
будет. Рядом с вокзалом (спросите,
как пройти дворами) находится переговорный
пункт, которым можно
воспользоваться с 8 до 22 часов.
Пригородных в направлении Постышево
нет, так что в вашем распоряжении
только единственный в этих краях пассажирский
поезд до Тынды. Поезд
содержит удобный общий вагон. Ревизоров больше,
чем пассажиров, поэтому
проводники напряжены выше среднего уровня.
Помочь может либо очень
длинный язык, либо машинист. Машинисты боятся
главного ревизора по
фамилии Жук, и ссылка на него может
поспособствовать мудрецу в его путях
(данные на 2003 год – ревизоры долго не живут).
Железнодорожно-грузовой вокзал
зовется также Комсомольском-Сортировочным,
расположен в другой части города. Там рождаются
товарняки в количестве 2-3 в
день. На этом участке БАМа правила очень строгие,
ибо поездов мало, и у
начальства есть время контролировать
машинистов, поэтому порекомендован
вокзал быть не может – только времени больше
потеряете. Есть еще в городе
вокзал речной, но научного значения для
путешествия по БАМу он не имеет,
посему рассмотрен здесь не будет.
Достаточно реальной альтернативой
вокзальным мытарствам является бамовская
автодорога, которая абсолютно проходима на 300 км
до поселка Джамку. Дальше
идут только Уралы, которые возят на себе
перегонщиков и другой транспорт за
деньги на другой берег Амгуни. Движение до
Березового (станция Постышево) -
5-6 машин в час, легковое и грузовое. Состояние –
грунтовка / гравийка. Водители
плюются, но едут. Небольшой участок в начале –
бетонные плиты, которые клали
военные для дороги до станции слежения. Пусть они
не вводят вас в заблуждение.
Скорость – 60-80 километров в час. Выбор позиции
большой роли не играет,
берут хорошо.
Выезд из Комсомольска – от вокзала
трамваями 1 и 5 до площади Металлургов.
Далее (или сразу от автовокзала) – автобусом
номер 7 (ходит раз в 150 минут) до
поселка Старт, либо автобусом номер 8 (ходит раз в
60 минут) до поста ДПС у
поворота на Солнечный.
Постышево – Ургал
Сам поселок Березовый достаточно
большой и раскиданный, трасса его огибает с
северной стороны, но пройти до любого выхода от
вокзала проблем не
представляет. От станции каждое утро ходит поезд
до Сулука, что удобно, ибо
Сулук находится уже за Амгунью, потому трасса там
активно возобновляется уже
до Алонки (по другую сторону от Ургала). Поезд
состоит из пассажирского вагона
и платформы, на которой активно путешествуют
лесники, грибники, путейцы и
автостопщики. Места красивые, и ехать в платформе
приятно. Обратно поезд
приходит вечером.
Существует редкое грузовое движение, в
основном до Ургала, где происходит
ответвление до Известковой на Транссибе. В
распоряжении вольного
путешественника также имеются АС-ки, но
периодичности в их движении не
существует. С утра из Постышево до Джамку одна
идет точно, иногда утром же
ходит другая на всем протяжении до Ургала, для
начальства. Особые мудрецы
могут вписаться.
До Джамку и после Сулука можно ехать и
в автомобиле, хотя их не много (1-2 в
час). В основном это строители или рабочие,
местные жители на легковом
транспорте также встречаются. Дорога проходит по
очень красивым и диким
местам, где живут путейцы и изредка зеки.
По дороге на восток реально зависнуть
в Джамку, ибо дорога кончается здесь,
поездов мало, товарняки не останавливаются, как
правило. Отчаиваться не стоит,
ибо пропасть не дадут. Вокзал большой, изредка
работает зал ожидания, где есть
широкая и удобная скамейка - там можно спать.
Мудрецы, однако, без проблем
устраиваются в ожидании пассажирского поезда в
сакральной комнате на втором
этаже с замечательным видом на поселок и сопки.
Вписку гарантирует дежурный
по станции, который может выступить и спонсором
чаепития. Сам поселок
находится в депрессивном состоянии, есть пара
таких же депрессивных магазинов
с большим ценами и маленьким ассортиментом.
Ургал –Тында
Ургал Существует обычный Ургал, Ургал
–1, Средний и Новый. Нам интересен
Новый, так как там начинает свой путь транспорт в
сторону Февральска и далее
до Тынды. Аккуратный, небольшой поселок, который
возводили украинские
строители, потому улицы там несибирских имен :
Киевская, Крымская итд.
Поселок находится на великом возвышении, как бы
нависая над вокзалом. На
Крымской, 9 – музей БАМа, который перманентно
закрыт. В центральной части
присутствует торжище и огромный Дом Культуры,
архитектурой
напоминающий большую мечеть в Тимбукту. Рядом
переговорный пункт и
административные здания, где можно получить
разрешение на проезд в кабинах
поездов.
Вокзал большой, содержит бесплатный
туалет, комнаты отдыха и даже
прачечную, где можно привести в порядок свой
дорожный костюм ?. Милиция
лояльна. Имеются поезда в Хабаровск и Чегдомын,
так что если пути по БАМу вас
утомляют, их можно здесь и завершить. Для упорных
же – 2 рабочих поезда
(платформа + вагон) в Этыркен (в пути около 5 часов),
что уже совсем близко к
Амурской области, плюс традиционный утренний
пассажирский на Тынду.
Товарные поезда формируются в 5
километрах и сильно охраняются. На самой же
станции периодически возникают
путеизмерительные и другие странные поезда
на все четыре направления, и счастье возможно.
Трасса проходит через Ургал от Сулука
на востоке до Февральска на западе.
Существует она во многом лишь в теории, ибо
транспорт локален и редок.
Качество – грунтовка, в сезон дождей – болото.
Если все-таки решили проверить
себя и дорожную сеть России, то старт из Ургала
легок. Сама дорога проходит
между вокзалом и поселком, так что остается
только выбрать направление и
покинуть черту города. Позиция в сторону
Февральска находится в 5 км, после
переезда, и – налево. Там начинается болото,
потому лучше запастись
репеллентами. Помните, однако, что моста через
Туюн нет, так что в дождливую
погоду – поезд ваш лучший друг.
Этыркен Небольшой поселок на краю
Хабаровской земли, где завершают свое и
без того не частое хождение рабочие поезда.
Дальше – только локомотивы, ибо
трасса может быть и проходима, не желающих ехать
по ней в Амурскую область
существует катастрофически небольшое
количество. Кроме легендарного поезда
до Тынды в середине дня, возможна поимка
товарных, но они не часты. В общем,
место дикое довольно-таки.
В самом поселке есть вокзал, шумный ДК
рядом с ним и несколько домов.
Котельная выглядит гостеприимно, но ночевка
наиболее легка на вокзале. У
дежурного по станции имеется Интернет, так что
можно отправить весточку
домой. Есть комнатка с плиткой и чайником, так что
с голоду не умрете. Люди в
Этыркене общительные, и ваши истории развеют их
долгое ночное дежурство.
Иса (Федькин Ключ) – первая станция
хоть какого-то значения в Амурской
области при движении на Запад. Здесь
возобновляется движение рабочих
поездов, которые дважды в сутки совершают путь до
Февральска. Сам поселок
производит приятное впечатление, имеется вокзал,
как положено на БАМе,
внушительных размеров.
Февральск - еще одно место, где
уставшие могут покинуть БАМ и отправиться на
Транссиб. В сторону Благовещенска ходят автобусы
по средней паршивости
трассе. Имеется автобусное сообщение и на север,
тупиковая ветка до Экимчана.
Это для любителей исследовать дальние уголки
нашей Родины, мыть золото и
смотреть старинные деревни. Всех остальных ждет
огромное болото долины реки
Селемжа. Тайга, и очень глухая тайга, мари и гари,
населенные пункты не чаще
100 километров, полное отсутствие цивилизации. В
принципе, если вы не
любитель рекордов, на трассу здесь лучше не
соваться, по крайней мере, до
Зейска. Дальше, сказывают не такое гиблое место
все-таки.
Железная дорога содержит рабочие
поезда до Дугды и пассажирский до Тынды с
прицепными вагонами местного формирования, в
которые прямо на месте, без
спешки можно вписаться. Также в Февральске
совершают стоянки пассажирские
поезда, и машинисты менее пугливы, чем в
Хабаровском крае.
Сам поселок стоит на болоте при
слиянии двух рек, потому много покосившихся
зданий и тротуаров, зимой – проблемы с
отоплением. Сказывают, имеется очень
хорошая баня. Свойства вокзала и привокзальных
территорий остались
неизученными.
Дугда Небольшой поселок в 4 часах езды
от Февральска, где завершают свою
жизнь рабочие поезда из этого поселка. По
непроверенным данным, здесь же
зарождаются рабочие поезда до Верхнезейска, и
далее до Дипкуна. Сущность этих
поездов не изучена, как и самого поселка.
Зейск (Верхнезейск) Сам город
находится в 500 метрах от станции. Исторически,
подразумевалось, что город вырастет в столицу
этой части БАМа, но планы
партии претерпели изменения. Люди этим
разочарованы, и над поселком висит
дух угасания. В общем, не стоит задерживаться тут
долго. По непроверенным
данным, существуют рабочие поезда до Дипкуна, а
оттуда и до Тынды можно
добраться. После Дипкуна же и трасса приобретает
более проходимые черты, что
должно помочь достижению Тынды также.
3 эпизод БАМА
Тында – Хани
Тында – столица БАМа, и строилась она,
соответственно, москвичами. В
результате ощущения от пребывания в городе
достаточно необычные.
Московские высотки в окружении тайги и могучих
сопок. Арбат, Пресня,
Сокольники. Даже прохожие побаиваются приезжих,
а на вокзале милиция
проверяет документы.
Тындинский вокзал - произведение
искусства. Кроме эстетической пользы, он
также содержит также кафе, туалеты, комнаты
отдыха, электронную почту и
телефон, бесплатный зал ожидания. Если дорога вас
загрязнила – на вокзале есть
сауна за 50 рублей. Ночевать можно на вокзале, в
комнатах отдыха (110 р за ночь)
и в палатке у реки.
Существует движение на юг до
Транссиба, на Север в Якутию, на Восток – на
Дипкун и далее. С Западом – беда. Не считая
вторнично-пятничного
кисловодского состава, через день ходит
московский, сложновпрашиваемый
поезд. Рабочий поезд ходит до Юкталей рано утром,
по выходным – по особому
распоряжению, но распоряжение это существует
почти всегда.
Весьма реально уехать в локомотиве. Товарных
здесь довольно много, везут
якутский уголь и лес, кроме того, это
приветствуется всеми, даже милицией.
Последняя сильно возражает против наружного
проезда, а машинистов может и
порекомендовать. Технология проста – нужно
просто подойти к будке на
западной окраине станции и запросить локомотив в
нужном направлении. Вскоре
вас познакомят с машинистом, подружитесь с ним –
и путь открыт.
Трасса на Запад проходима до Чильчи,
дальше отсутствует мост через Олекму.
Московский выезд достигается автобусом номер
2(от автостанции). До
автостанции от вокзала добираются автобусом
номер 5, около станции на горе –
телефон с низкими тарифами (до Москвы – 9
руб./минута, для сравнения (2003) -
из Комсомольска – 19 руб., из Усть_Кута – 12 руб.).
В самом городе есть музей БАМа
(Профсоюзная, 3 – за библиотекой), рядом –
новая церковь. На Пресне есть универсам, где
можно приобрести
железнодорожную атрибутику (нашивки итп),
которая теоретически может
пригодиться при движении по БАМу.
Юктали Станция смены бригад в 330 км к
западу от Тынды. Рядом находится
древний город Усть-Нюкжа с этнографическим
музеем. Вокруг – дикая и
нешуточная тайга, и в палатке лучше не рисковать.
Ночевать надежнее у
дежурной по станции или в Доме Отдыха
Локомотивных Бригад.
Хани Единственная бамовская станция в
Якутии, окружена горами и реками.
Граница Дальнего Востока и Сибири, граница
дальневосточной и восточно-
сибирской секций БАМа. Поселок достаточно
депрессивный, хотя все работает, и
люди не только не уезжают оттуда, но даже
приезжают из менее благополучных
регионов. Ежедневно ходит один поезд на Юктали и
два – до Новой Чары,
продолжающие затем свой путь до Куанды. Свойства
вокзала не изучены, вписка
возможна в Доме Отдыха Локомотивных Бригад
(справа от вокзала и чуть вперед).
Хани – Усть-Кут
Добро пожаловать в Сибирь! Место это
еще называют Землей Санникова, ибо до
60-х годов мало что было о нем известно, да и до сих
пор не весь Кодар
обследован. Места сказочно красивые. Поезд от
Ханей идет между Удоканским и
Кодарским хребтами, и панорама по обе стороны
дороги – завораживающая.
Рабочий поезд также содержит бич-вагон, так что
можно совместить приятное с
полезны - бесплатный проезд с восхищением
красотой природы.
Новая Чара Около Новой Чары в 25 км к
северу находятся знаменитые
СахАроподобные Чарские пески – уникальная
барханная пустыня по соседству с
ледниками и вечной мерзлотой. Попасть туда можно
через Старую Чару или
другими хитрыми способами. Если времени много
нет, то можно пройти на юг по
улице Центральной, перелезть через забор и
совершить восхождение на «бочку» -
башню, с которой видна вся Чарская долина,
включая пески, Кодар, Удокан и
людские жилища. Зрелище действительно
уникальное!!
В самом поселке имеются музей БАМа (ул.
Бамовская) и вокзал. Специально для
буржуев установлен работающий банкомат! Стена в
зале ожидания стеклянная и
можно, сидя на неудобных креслах с ручками,
рассматривать окружающие горы.
Рабочие поезда из вагона и маленькой тележки
ходят дважды в сутки (в выходные
– 1 раз) до Куанды и Хани. Есть еще пассажирский до
Северобайкальска, который
ходит вечером и удобен для того, чтобы
притворяться в нем спящим. Вписка
возможна в ЛОВД, так как милиционеры отзывчивы и
любят путешественников, а
также в гостинице «Кодар» напротив вокзала (180
рублей за ночь).
Куанда Станция в Читинской области,
поезда до Чары и Таксимо, большой
вокзал. Считается местом забития «золотого
звена», но это не правда – там просто
проходил праздник. Центральная улица состоит из
коттеджей с лавочками для
посиделок. Автомобильное движение затруднено -
до Чары на Восток озеро
Леприндо порушило все или почти все, с Запада нет
моста через Витим. Из
полезных адресов для вписки – ЦДЮТОР (Виктор
Степанович Рыжий т. 4-41),
Гостиница НГЧ-3 (т.2-41), Дом отдыха Локомотивных
Бригад (т. 2-51)
ТаксимО Крупная станция в Бурятии, где
кончается / начинается
электрификация и кончается /начинается
автодорога. Поезда стоят долго и
теоретически вписка в них более реальна. Само
место производит раздолбайское
впечатление и большого желания оставаться там не
вызывает. В общем, если до
ТаксимО вы добрались, дальше путь вас на Запад
облегчается.
Новый Уоян Попадать сюда лишний раз не
рекомендуется – есть всего одна
собака на Северобайкальск, поселок достаточно
маленький. Рядом расположен
Старый Уоян, там живут реальные аборигены.
Посетите их. В округе много
разнообразных хребтов, к Востоку расположен
знаменитый Северомуйский
тоннель, через который в 2003 году все-таки обещают
пустить поезд. До
Северобайкальска идет гравийная дорога и
существует трафик, так что, вероятно,
стоит воспользоваться трассой.
Северобайкальск Самый ухоженный город
БАМа – самый ухоженный город
Бурятии. Главная улица – Ленинградский проспект,
где путешественник
возрадуется хорошей закусочной, Интернету,
торговому центру и активному и
благоустроенному центру культуры. Некоторые
возрадуются гостинице также.
Справа во дворах – телеграф и телефон. На
привокзальной площади – больница и
паровоз с внушительной надписью СССР. Люди
доброжелательны и общительны.
Если есть желание где-то зависнуть на БАМе –
лучше это сделать здесь. Байкал
находится по другую сторону железной дороги,
налево после моста. Пляж
песчаный / галечный по желанию. Реально
искупаться / помыться / постираться.
К тому же, невероятно красиво.
Вокзал похож на парус, при этом красив
и удобен. Есть комнаты отдыха и зал
ожидания с неправильными креслами на втором
этаже. Чистый и бесплатный
туалет, питьевая вода. В наличии буфет и кипяток.
Ночью вокзал закрыт. Есть
поезда на Москву, Красноярск, Иркутск, много
товарных, которые ожидают
своего отправления тут же. Вписка в локомотивы –
легко. До Киренги – 2 рабочих
поезда, вписываются все желающие. Выход на трассу
в северной части города,
дорога до Усть-Кута достаточно накатана, так что
можно попробовать и этот путь.
Раз в три дня ходит «Комета» до Иркутска, но
вписка в нее затруднительна.
Киренга Небольшой поселок между
Северобайкальском и Усть-Кутом. По одной
несогласованной собаке в обе стороны, товарняки
останавливаются редко,
пассажирские стоят 2-3 минуты. Короче, лучше тут не
задерживаться. Если это
все-таки по каким-то причинам произошло, можно
вписаться у дежурной или
просто выспаться на обширном и пустом втором
этаже вокзала прямо на полу.
Сам поселок находится чуть выше. Слева – здание
столовой и машинистской
вписки. Рядом находятся город Магистральный,
куда ходит автобус, и райцентр
Казачинское, куда любят направляться
фольклорные экспедиции.
Усть-Кут Гигантский город на Лене
протяженностью 40 километров. Состоит из
агломерации поселков. Крупные станции –
Лена-Восточная (официальное начало
великого БАМа), Лена (вокзал маленький, уютный, но
очень бомжовый, так как
зал ожидания бесплатный и содержит уютные
сиденья. Туалет грязный, на
улице). Для ночевки более пригоден вокзал речной
(вверх по аллее), несмотря на
большое количество народа, ожидающего утренних
рейсов в Якутию. Между
двумя вокзалами находится переговорный пункт,
где с легкостью можно
применить метод «голоса в никуда».
На Запад ходит одна собака до
Вихоревки, остальные достигают только станции
Ручей и не являются перспективными, собаки до
Коршунихи отменены, на
Восток – один поезд вечером до Киренги. Грузовые
в разных направлениях
формируются в соответствующих горловинах
станции, депо – к Западу, там
можно узнать о формирующихся составах.
Пассажирские малопригодны для
передвижения, ибо только красноярский поезд
(ходит через день) имеет общий
вагон.
На Запад существует устойчивая
грунтовка до Братска через Хребтовую, и ей
можно и нужно пользоваться, хотя возможно
придется сменить несколько
транспортов. Хорошая позиция на Запад на мосту на
краю объездной.
Достигается от вокзала автобусом
номер 2. Избыточное количество локала, но на
удачу рассчитывать можно. Единственная беда –
рядом ферма, навоз и все такое.
Но разве это беда?
4 эпизод БАМа
После Усть-Кута начинается
неправильный БАМ, а точнее - Тайшето-Ленская
дорога, которая строилась в 40-50 годы прошлого
века и менее интересна как
памятник эпохи лихого комсомола. Знаменит этот
участок наличием
долгоиграющей электрички Вихоревка-Лена,
огромным депо в Вихоревке,
рассогласованностью собак и непрямостью трасс.
Поезда с общим вагоном редки
(один в сутки). Посему, хотя локомотивы и берут
неохотно, это представляется
наиболее эффективной стратегией продвижения к
Транссибу, по крайней мере,
от Вихоревки. Основные перевалочные пункты
Коршуниха (Железногорск),
Братск, Чуна, Тайшет. Приехали!!
"Maxim Mikhalev"
<mmax@buka.ru>
Дата - 08.2003.
Старое описание.
Стратегическая
железная дорога, соединяющая ст. Тайшет с
тихоокеанским
портом Ванино. Строилась как "стратегический
дублёр" <*Транссибирской
ж/д магистрали> на случай войны с Китаем. В
настоящее время её западная
часть до ст. Хани относится к Восточно-Сибирской,
остальное к Дальневосточной
ж/д. Если вы на гонках, то при транзите от Тайшета
на восток предпочтительнее
ехать по БАМу (особенно Западному до Тынды). Ибо
автомобили, контейнеры
и иные ценные грузы идут по Транссибу, а через БАМ
идёт порожняк,
уголь, лес; меньше поимеете проблем с ВОХРами. И,
конечно, удивительные
по красоте места. Островерхие вершины Кодара,
грандиозные тоннели
и мосты, суровая природа не оставят вас
равнодушными. От океана до
Тайшета можно проехать Методом штурма по ж/д за 6
суток.
БАМ условно можно разделить на четыре
участка. Рассмотрим их. Указанные
станции являются станциями пересадки или
переприцепки. Все БАМовские
вокзалы с пластмассовыми сиденьями.
1). Тайшет - Чуна - Вихоревка - Лена (г.
Усть-Кут, порт
Осетрово), электрифицированная двухпутка. Самая
долгая в России электричка
совершает свой путь между Вихоревкой и Леной 1
раз в день (455 км!)
УСТЬ-КУТ - очень длинный город, где грузы с ж/д
грузятся на баржи
для отправки по Лене в Якутию. Вокзал небольшой,
старинный.
2). Лена - Северобайкальск - Новый Уоян -
Таксимо -
Куанда - Нов.Чара - Хани - Юктали - Лопча - Тында.
Однопутка; электрификация до Таксимо. На всех
участках для второго
главного пути сделана отсыпка и опоры всех
мостов. Пригородные поезда
иногда маскируются под "рабочие" (5000-е) и
иногда достигают
следующей переприцепки (Н.Уоян-Таксимо,
Тында-Юктали). Состоят
обычно из одного плацкартного вагона и платформы
или теплушки. КУНЕРМА
- зимой самое снежное место в России.
Соответствующий участок
БАМа с сентября по май покрыт снегом, бывают
заносы.
СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК - порт на Байкале,
изредка ходят "Ракеты"
в сторону Иркутска. Также возможен гидростоп на
частных катерах и
яхтах. Огромный, холодный, неотапливаемый вокзал,
закрывается на
ночь. В буфете можно получить кипяток, попросить
сварить вашу еду.
Восточнее находится СЕВЕРОМУЙСК со своим
знаменитым тоннелем, который
после более чем 20 лет грандиозной стройки,
наконец-таки был запущен
в эксплуатацию на исходе 2001 года.
Амурская область (и дальше на восток)
встретит вас высокими ценами
(дороже, чем в Москве).
ТЫНДА - столица БАМа. Крупный город
с 9-12-этажными домами. Изредка
работает Музей БАМа. Крупная станция,
локомотивное депо, большой
вокзал с телевизорами в зале ожидания и обилием
народа. Диспетчерская
- на последнем этаже башни, торчащей из вокзала,
но делать там
нечего. Лучше ожидать поезда на соответствующей
выходной горловине
станции.
3). Тында - Верхнезейск - Февральск -
Ургал-1 - Постышево
- Комсомольск-Сорт. Пустынные места, однопутка (не
электрифицирована),
единственный пассажирский Тында-Комсомольск
(раз в день из четырёх
вагонов), редкие товарняки (1-4 в день в каждую
сторону). От разъезда
Улак (чуть западнее Верхнезейска) строится ветка
на Эльгинское месторождение
в Якутии (320 км), пересекающая Становой хребет.
Есть проект продолжить
её до Нагаевской бухты, но мы вряд ли до этого
доживём.
ФЕВРАЛЬСК - есть автобусы на
Экимчан и Благовещенск.
УРГАЛ - большой посёлок. Товарная и
пассажирская станция разнесены
на 5 км! Ходят маневровые тепловозы и рабочие
автобусы.
ДУССЕ-АЛИНЬ - тоннель под
Буреинским хребтом длиной более 2-х
км, строился в годы войны заключёнными ГУЛАГа.
Развалины лагеря, памятник.
ПОСТЫШЕВО - станция переприцепки,
но депо нет! Тепловозы приходят
из Комсомольска и из Ургала. Можно ожидать 1-2
товарняка в день в
каждую сторону. Вокзал огромный, туалет чистый,
но пассажиры там не
обретаются. Есть коммерческий ларёк и ментовка. У
дежурного по станции
есть кухонька, там можно сидеть и варить себе еду.
В посёлке еда на
треть дороже московской. Проектируется ж/д по
Амгуни до Николаевска-на-Амуре.
Есть трасса до Полины Осипенко.
4). Комсомольск - Высокогорная - Ванино -
Сов.Гавань,
однопутка (не электрифицирована), глухие места,
несколько поездов
в день. Движение очень медленно. Имеется
пригородный (п.5000) Высокогорная-Сов.Гавань.
СОВЕТСКАЯ ГАВАНЬ. Станция, где
формируются товарняки, где отстаиваются
пассажирские поезда - Сов.Гавань-Сортировочная!
Здесь, по-моему,
накапливаются вагоны, прибывающие из порта
Ванино при помощи маневрового
тепловоза. Ванино - товарняки проследуют без
остановки. Сов.Гавань-Сортировочная
- деревянный вокзал, ночью закрыт, живых людей не
обнаружено,
кроме блуждающего ночного охранника станции. В
1999 году построена
автодорога СовГавань-Хабаровск.
Параллельно БАМу всё время идёт
технологическая автодорога - автоБАМ,
построенная почти одновременно с БАМом. Во
времена строительства магистрали,
в 1974-84 гг., по ней существовало движение
(строители!) Сейчас движение
локальное, но иногда летом умудряются проехать
перегонщики машин.
От Комсомольска до ст. Джамку - хороший
"грейдер" с мостами,
многие из коих железобетонные. До Дуссе-Алиня
есть броды, в т.ч. через
Амгунь. Но работы ведутся и скоро в
Верхнебуреинский р-н можно будет
проехать. Солони-Ургал-Олонка - хорошая дорога.
Чегдомын-Ургал
- асфальт. Через Дугду мост разрушен, через Нору
слегка держится,
через Бурунду разрушен. Ургал-Февральск - участки
дороги провалились
в марь, но проехать можно. Через Гилюй нет моста.
От Тынды до ст.
Чильчи хороший "грейдер" с капитальными
мостами. Броды через
р. Чильчи, Верх.Сувельгу, Ниж.Сувельгу. И, о чудо!
капитальные бетонные
мосты сиротливо стоят над Нюкжей, построенные в
конце 1980-х гг. Через
Талуму новый мост не достроен, а старый разрушен.
Держится старый
мост через Намарак.
Вдоль всего БАМа от Комсомольска стоят
бетонные столбы с оптико-волоконным
кабелем и силовыми проводами на 10 и 35 кВ для нужд
дороги. Стоит
только подвесить на эти столбы контактный
провод, и будет электрификация.
Посёлки запитаны от собственной ЛЭП - 220 кВ,
идущей по окрестным
сопкам.
Желающие проехать через р. Олекма на
своей легковушке дают денег охране
ж/д моста и владельцу "Урала", ставят машину
в кузов и он
едет прямо по шпалам и ещё через пару речек
перевезёт вашу машину
вброд. На Тас-Юряхе старый мост рухнул. Ч/з
Иманган давно сгорел.
Около оз. Леприндо дорогу размыло селем в двух
местах. Над оз. Мал.Леприндо
из поезда виден высокий водопад. У железного
моста через Куанду нет
двух центральных пролётов. И, о чудо!
автомобильный мост через р.
Витим! Им является старый (временный) ж/д мост.
"Ст. Куанда - золотое звено. 1984 г."
От Таксимо, местные говорят, есть
реальная автодорога на запад, а
от Уояна - хорошая гравийная дорога. На Бодайбо
ходит автобус.
От ст. Чара строится ветка (80 км) на Намингу. Есть
оживлённый зимник
Могоча-Чара. А на Улюнхан можно проехать и летом.
В Восточном Баме перегонная скорость
пасс.поездов 60 км/ч, на Западе
70 и 60 км/ч соответственно.
Магистраль Века, воспетая в песнях и
стихах, опередившая своё время
и переживающая из-за этого трудности, работает и
будет работать на
благо России!
Автор: Е.Золотарский,
2001
1) Чуна, Новый Уоян,
Куанда - больше не являются станциями
переприцепки либо станциями смены
локомотивных бригад. Товарняки на них не
останавливаются, и лучше туда не попадать.
2) Кроме того: Лопча, Постышево и
Хурмули - станции весьма небольшие. Только
некоторые
товарняки там останавливаются, многие проходят
без остановки. Если ваша цель - скорость,
рекомендую
избегать вписки в товарняки, следующие до этих
станций, иначе можно зависнуть надолго (если,
конечно,
нет цели посмотреть именно эти посёлки).
На некоторых станциях БАМа сотовой
связи нет вообще. На больших станциях если она и
есть, то
представлена только в виде Дальтелекома. Так что
при отправлении на БАМ позаботьтесь о том, чтобы
у вас
работал национальный роуминг.
Автор: Василий из Вязьмы (ahtartam#mail.ru) 02.2005 г.
Город Тында и БАМ
http://www.tynda.newmail.ru
Сайт посвящен прошлому, настоящему и
несостоявшемуся будущему
Тынды и Байкало-Амурской магистрали.
Можно виртуально прогуляться
по городу и посмотреть пейзажи.
E-mail: sas@krug.tynda.ru
Вы находитесь в разделе ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
© "ВОЛЬНАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)
Предисловие
на сайте Академии
Вольных Путешествий (АВП)
Для
пользователей, для
авторов, E-mail для добавлений
и замечаний