ПЛАВАНИЕ НА
ГРУЗОВЫХ СУДАХ
Уголь, бензин, соль, цемент, автомобили
и другие вещества в северные
посёлки доставляются летом по рекам и по морю.
Таким же способом туда
могут проникнуть и путешественники. При движении
"туда" надо
обязательно узнать: 1) точку отправления, 2) сроки
навигации, 3) регулярность
судоходства, 4) время в пути.
Главное - найти порт отправления. Это,
как правило, одна из точек
пересечения речных и морских путей с железной
дорогой или трассой
(Мурманск, Архангельск,
Ванино, Находка, Владивосток...
- для
посёлков побережья Сев.Ледовитого океана;
Печора, Новосибирск, Красноярск,
Усть-Кут, Якутск...
- для движения на север по соответствующим рекам).
Возвращение домой из отдалённой
местности проще: вы ищете любой теплоход
на Большую землю и стараетесь уплыть на нём.
Крупнейшие морские порты, даже на
севере (Дудинка,Мурманска,
Магадан...)
навигабельны круглый год, другие только летом. С
июля по сентябрь
действуют практически все речные и морские
порты.
Расписания грузовых
рейсов не существует вообще. Есть некая
средняя интенсивность движения. Так, из Магадана на Большую землю
(Владивосток, Находка, Ванино) идет 1-2-3 теплохода в неделю.
Из Находки
на Камчатку суда ходят раз в неделю, а в Певек -
несколько раз
в год. Из Мурманска в Дудинку ходит 1-2 теплохода в месяц,
а на Хатангу
- не более одного рейса в год. Постарайтесь узнать
регулярность
судоходства заранее, чтобы не провести в порту
долгие месяцы.
Скорость морских судов - 300-500 км в
сутки.
Скорость движения по рекам сильно
варьируется (от 330 до 50 км в сутки)
в зависимости от реки, от вида судна, от того, по
течению или против
течения идёт судно, от времени года. Движение по
течению, естественно,
быстрее, чем движение против течения;
нефтеналивные суда идут на 10-20%
быстрее сухогрузных; по глубокой воде - быстрее,
чем по мелкой.
Так, нормативная
скорость движения барж по Волге
-
200 км в сутки по течению, 110 против течения; по Оби -
210/100
соответственно; по рекам Волхов, Паша, Оять, Сясь -
всего 60 км
в сутки по течению, 50 км - против течения.
Чтобы уплыть грузовым рейсом,
необходимо: а) узнать о наличии теплохода,
б) проникнуть в порт и на борт судна, в)
договориться с капитаном, г) не заскучать на
борту.
Итак:
В каждом порту есть диспетчерская, в
которой вам сообщат, куда в ближайшие
дни пойдут суда. Здесь есть тонкость. Если
теплоход ещё разгружается,
иногда невозможно установить, куда он идёт затем.
Капитан может неожиданно
принять решение идти на Чукотку,
во Владивостокили в
Сан-Франциско.
Но если началась погрузка, - будьте уверены, что
порт прибытия
уже определён. Поэтому нужно регулярно, даже
несколько раз в день,
наведываться в диспетчерскую, пока вам не укажут
теплоход, идущий
туда, куда вам нужно.
(На маленьких пристанях никаких
диспетчерских нет, поэтому надо караулить
суда ещё тщательнее, узнавая о времени их
возможного появления у местных
жителей.)
Погрузка и разгрузка - процессы,
длящиеся от нескольких часов
до нескольких дней. Поэтому торопиться стоит,
только если теплоход
собирается уходить пустым.
Как только такой теплоход найден, вам
нужно проникнуть в сам порт.
Многие порты находятся на пограничном режиме и
охраняются. Тогда можно:
а) уговорить охранника пропустить вас; б) найти
дырку в заборе (в
любом протяжённом заборе есть дырка),
местонахождение дырки можно
спросить у того же охранника или у рабочих порта;
в) выписать пропуск
за деньги (так, в навигацию 1996 года суточный
пропуск на 1 человека
в Магаданский торговый порт стоил 9300 старых
рублей). Есть и неохраняемые
порты.
Пускать гидростопщиков или нет -
решает непосредственно капитан.
На борту судна всегда есть вахтенный, но он
ничего не решает. Будьте
настойчивы и требуйте встречи с капитаном.
Перевозка людей на грузовых судах не
является чем-то запрещённым.
Например, плавают (правда, за деньги)
сопровождающие груз. От перевозки
людей теплоход ничуть не страдает. Так, для судна
с грузом 3000 тонн
лишние 100 кг - сущий пустяк. А крупнейшие суда
перевозят до 50
тысяч тонн - это в 600.000 раз превышает массу
человека! Ясно,
что перевозка дополнительного гидростопщика не
должна стоить ни копейки.
Мы, пассажиры, имеем свойство питаться,
поэтому с вас могут попросить
некую сумму денег на питание (скажем, 20 рублей на
человека в день),
или вы сами закупитесь некоторым большим
количеством еды. Конечно,
при полном отсутствии денег можно питаться и
бесплатно, но если деньги
есть, объедать команду просто стыдно. В любом
случае это примерно
в 10-20 раз дешевле, чем лететь на самолёте.
Итак, вы должны идти к капитану с
внутренней уверенностью в своей
правоте, зная, что никакого убытка от вас не
будет. Напротив, вы можете
вызваться поработать. (Сложного вам не поручат, а
без работы плыть
скучно.) Я оцениваю вероятность успешной
подсадки на теплоход более
75%.
Единственная реальная причина отказа -
перенаселение теплохода
другими людьми. Здесь решающую роль играет не
объём и не вес пассажиров,
а количество спасательных средств. В дальнем
морском плавании этот
фактор - серьёзный ограничитель, в то же время,
скажем, на барже
это может не играть никакой роли.
Погрузившись на борт судна, вам
необходимо не умереть от скуки в пути.
Хорошо, если есть работа, но она никогда не
занимает всё время. Спите,
читайте, пишите письма, отъедайтесь. И не
забудьте вернуться домой
до окончания навигации!
Известно, что из Якутска в
Хандыгу по автодороге летом
проехать невозможно, грузы и машины перевозят по
воде. Мы с Андреем
преодолели этот участок (более 600 км.) за шесть
дней на попутной
барже. Плыли мы бесплатно, но предварительно
закупили еду. Единственное,
что осложняло плавание - на барже плыл
"Камаз" со 140
ящиками водки, и вся команда и иные пассажиры
часто занимались пьянством.
Стараясь вернуться из Магадана домой, мы
уплыли оттуда
в порт Ванино на
грузовом теплоходе. Поиск и ожидание теплохода
длились
4 дня, ещё три дня мы плыли, ещё день простояли в
бухте Ванино, ожидая,
когда освободится причал. Перевозка была
бесплатной, но за еду мы
заплатили 153 тыс.стар.руб. Подробно о наших
гидростопах вы можете
прочитать в книге "Вперёд, к
Магадану!"
Известный автостопщик Ф.Леонтьев и его
друзья за трое суток
переплыли на танкере Каспийское море (из
Красноводска в Астрахань,
в мае 1998 г). Танкер шёл дальше в Мариуполь, но
стопщики не последовали
туда, поскольку торопились домой.
Возможен и "межконтинентальный"
гидростоп. Так,
великий учитель всего человечества А.Воров (ПЛАС)
и его спутник М.Дуткевич,
завершая свою кругосветную автостопную
экспедицию "Автоколумб",
переплыли на грузовом теплоходе Атлантический
океан, двигаясь из Буэрнос-Айреса
(Аргентина) в Европу в 1993 г. Плавание их длилось
около двух недель.
=перейти дальше, на следующую главу=
Вы
читаете книгу ©
А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных
Путешествий
(www.avp.travel.ru)
Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.