ТОЛКОВЫЙ
СЛОВАРЬ АВТОСТОПЩИКА
составитель -
Г. Лапшин. (ГриЛ)
Авторов определений - множество, среди них: А.Кротов, ВладиславК, СантаД,
и пр.
Всех их указать невозможно, так что и не буду
стараться.
Основная часть словаря появилась на сайте в 1999-ом году.
Последнее обновление - июль 2009-го.
- Авиастоп -
автостоп "третьего рода". Передвижение через
моря, океаны и зарытые для посещения страны на попутном самолете.
- Автостоп (стопить, голосовать на трассе) –
бесплатный способ перемещения на попутном
транспорте. Термин - французского происхождения, в англофонных странах
говорят hitching или hitch-hiking
Автостоп
первого рода –
на резиновых колёсах;
Автостоп второго рода
– всё, что катиться по рельсам;
Автостоп
третьего рода –
всё, что ходит по воде, сплавляется и т.п.;
Автостоп четвёртого рода – всё, что летит
над поверхностью планеты.
-
Автобусный стоп - технология вольных путешественников, отличная от
спортивного автостопа. О сущности читайте соотв. главу ПВП.
- Академия
Вольных Путешествий (АВП) –
самая крупная в СНГ (и в Мире!) некоммерческая организация Вольных
Путешественников,
созданная Антоном Кротовым. Цель АВП –
находить, собирать и распространять информацию,
связанную с Вольными Путешествиями. Инересы АВП -
Россия, Африка, Азия и страны Востока. АВП регулярно проводит
бесплатные мероприятия, выездные
лекции, а так же
самоходные походы.
Отдельное развитие получил проект "Дом АВП" в разных регионах мира.
Тел для контактов: (495) 457-89-49 Антон.
- Слово из жаргона хиппи,
означает способ добычи денег путем выпрашивания (англ. ask) у населения,
фактически синоним нищенства. В крайних случаях (например, ограбление)
применяется вольными путешественниками.
Спортивные автостопщики и цивилы предпочитают получить
деньги денежным переводом.
- Бакшиш
(арабск. - "подарок", на французском - кАдо) мелкая сумма денег в качестве:
1) Платы за незаказанные услуги 2) плата хелперу 3) взятка чиновнику или
полицейскому, который что-то запрещает из-за того, что это якобы "очень
опасно".
- Бандана
-
платок, повязываемый на голову. Используется
самыми различными людьми (далеко
не только автостопщиками): туристами, рыбаками,
панками, рокерами...
- Брать
(машину, автостопщика, тюленя)
- Научный
автостопщик машину именно "берет", а не "ловит". "Ловят" попутку как раз
тюлени. Но иногда драйверы
и сами "берут" автостопщика.
Например: в легковушке два (три) человека, или
явно едет недалеко. Автостопщик ее селектирует
и сознательно не голосует
по этой машине. Но драйвер
сам останавливается и говорит: "Садись,
поехали...
будешь
телеги грузить, а
то засыпаю за рулем..." Встречаются и такие
драйверы, которые по дороге "подбирают" всех, как грибы.
-
Буржуи ("белые мистеры") -
цивильные путешественники из богатых стран, которые
часто за неделю тратят денег больше, чем местные жители зарабатывают (а
вольные путешественники тратят) за много месяцев жизни.
-
- От англ. backpacker,
которое, в свою очередь, происходит от backpack - "рюкзак". Буквально:
рюкзачник. На Западе - самостоятельный путешественник, ездящий с рюкзаком, в
отличие от цивилов, которые обычно берут чемоданы.
Иногда бэкпэкер считается синонимом вольного путешественника, иногда бэкпэкер - самостоятельный
путешественник, обычно из буржуйских стран,
который, в отличие от вольного путешественника, не использует
научные методы и путешествует с относительно большим
(хотя и скромным по меркам цивилов) бюджетом.
Разделение на "вольных путешественников", "цивилов", "бекпекеров" вообще
весьма условно. Один и тот же человек в разные периоды жизни (и даже одного
путешествия!) может быть любым из трех организмов.
- Важная бумага (в Китае и
Азии - дацзыбао) - см. Дорожная Грамота.
-
Вахта
(Вахтовка) - микроавтобус либо
грузовик-фургон, приспособленные для перевозки в
нем
людей, в основном рабочих, на отдаленные от
города объекты. В. особенно хороша зимой, ибо
часто в ней содержится печка. Бывают В.
приспособленные для ночлега – с кроватями,
столами, умывальниками... но это уже ближе к
строительному вагончику или домику сторожа.
- Ведомый
(ведомая) - при передвижении по трассе в
паре, тот, кто подчиняется ведущему,
как
правило, менее опытный автостопщик. Бывает, что в
качестве В. выступает просто ослабленный
болезнью или не выспавшийся человек. Ведущий и ведомый могут меняться ролями
уже и в процессе путешествия.
- Ведущий
- человек, который во время передвижения в паре,
принимает основные решения,
"ведет" своего напарника: определяет
позиции, голосует, договаривается с драйвером,
машинистом локомотива...
- Время, в течение
которого разрешен въезд в страну, выдавшую визу. Исчисляется со дня выдачи
визы. Обычно - несколько месяцев. В тех странах, законодательство которых не
предусматривает визового коридора, срок действия визы исчисляется с момента
выдачи, а не с момента въезда в страну. Не уложившимся в "коридор" нужно
делать новую визу.
-
Висеть
(зависать) - в отличие от
общемолодежного слэнга на котором
"зависать" означает
просто «находиться где-либо, тусоваться», у
автостопщиков имеет ярко выраженную
отрицательную окраску. Висеть – значит стоять на
позиции, и в силу ряда
причин, не иметь
возможности с нее уехать. Но, как любит
говаривать Валера Ша: "Мы не зависаем, мы
просто
ждем своего драйвера" :-)
-
ВКонтакте (vkontakte.ru) - еще одна социальная
сеть, страшно популярная в России и Украине. В отличии от ЖЖ, куда меньше
простора для анонимности - для полноценного поиска друзей всем нужно
регистрироваться под реальным именем, с указанием многих других личных
сведений. Так же существуют "сообщества" и "группы" по любой теме. Удобна
для организации и рекламы событий - мероприятий, тусовок, походов, выездов
на природу и т.п.
- Волна
- 1) Автостопный термин, введен А.Воровым.
Явление, когда дальние машины
предпочитают выходить из города А в город Б в некий временной интервал.
Например, из больших городов волна выходит утром. Чем дальше от большого
города, тем позже туда придет волна. Стопщик,
подстраивающийся под волну, имеет больше шансов быстро доехать,
отселектировать дальнюю и быструю машину. 2)
При езде "на собаках" - последовательность
пригородных поездов, согласованных друг с другом на конечных пунктах. Волны
позволяют сократить до минимума время ожидания следующей собаки на
пересадочных станциях. Чтобы научно поймать собачью
волну, нужно заранее изучить
соотв. раздел
специального сайта АВП "Все электрички России и СНГ" alltrains.ru Есть и
специальная версия для
КПК.
-
ВОХР
(ВОХРА, ВОХРанники) - военизированная
охрана.
Может обитать где угодно, начиная от ж\д
вокзалов, заканчивая проходными студенческих
общежитий.
Как правило, к ВП охранники
относятся с большим пониманием, чем милиция.
- Вписка – место, где вольный
путешественник может получить всяческие
блага:
ночлег, плиту или еду, вымыться-постираться,
просто отдохнуть какое-то время. Подразумевает бесплатность и взаимное
гостеприимство. Например, если вас пустили бесплатно ночевать в отель
или на территорию воинской части - вы
вписались, а если вы так же бесплатно переночевали на вокзале или
в парке - это НЕ вписка. Вписки есть в
каждом(!) городе, нужно только знать их
адреса-телефоны или место нахождения.
Автостопщики ведут между собой регулярный обмен
адресами-телефонами В. Если Вы пришли на В., то познакомьтесь
со всеми вписчиками, обменяйтесь с ними адресами.
Если хозяева к вам доброжелательны, на вписке
можно задержаться и на более длительное время.
Не стоит только злоупотреблять гостеприимством
хозяев.
В 21-ом веке почти все вписки находятся заранее, через специализированные
интернет-ресурсы: форумы, ГК АВП,
ЖЖ-сообщество
и т.п.
На сайте АВП есть "Правила вписки у
А. Кротова", но на других вписках они могут
отличаться!
Вписчик - человек, который вписался. Обрел вписку.
Вписыватель - хозяин Вписки, тот,
кто вписывает других на своей жилплощади.
- Взять (взял, взятый) – подсесть в машину по приглашению драйвера или другого
автостопщика.
- Виза -
специальная наклейка или штамп в паспорте, разрешающая гражданину находится
на территории страны на законных основаниях. Бывает одноразовая (сингл),
многоразовая (мульти), транзитная, рабочая, учебная и т.п. Виза
считается открытой (распакованной) с момента проставления въездного штампа и
закрытой (погашенной) с момента проставления выездного штампа. Визовое
содружество - спец.договор между несколькими странами, позволяющий
обладателю открытой визы одной из стран содружества законно находится и в
других странах, в период действия визы. В некоторые "особые" районы,
для иностранцев, кроме визы нужен еще и пермит.
-
Вольный
Путешественник (ВП) - человек,
путешествующий научными методами, описанными в ПВП.
ВП получает радость от посещения новых мест,
обретения новых друзей и впечатлений, ведет здоровый образ жизни. При этом он не
зависит в своих путешествиях от наличия денег, еды и других материальных благ, всегда может
найти вписку, приготовить "научную"
еду и т.п.
Главные качества ВП - оптимизм,
открытость к миру, уверенность в себе и контактность.
- Газета “Вольный Ветер” (В.В.) – единственная газета в России,
которая пишет для
тех путешественников "которые с рюкзаком”.
Выходит шесть раз в год.
Самая полезная газета для ВП-ка и "прогрессивного
человечества", без политики и
"криминальной
хроники"... Публикует бесплатные объявления,
рекламу производителей и продавцов снаряжения.
Редакция торгует литературой по
туризму, альпинизму, автостопу, спелеологии,
выживанию и авторской песне. www.turizm.ru/veter
- Гопники -
непродвинутая часть молодежи, представители
«непрогрессивного человечества»,
частию бритая и спортивноштанная, негативно
относятся к любым проявлением
"непохожести".
Статистика показывает, что Г. находятся на втором
месте, после милиции, по потенциальной
опасности для ВП-ка.
И первые и вторые нападают на вольных
путешественников когда скучно,
делать нечего, а другого способа проведения
времени не просматривается. Еще чаще вторые произрастают из первых... И к тем и к другим
можно применять метод «длинного языка».
-
Дальнобойщик
- драйвер, который едет далеко, например больше,
чем за 1000 км. К сожалению, в импортных грузовиках всего одно пассажирское
место, а дальнобойщик-камазист явление вымирающее. Науке известны случаи,
когда дальнобойщик прятал второго автостопщика на спальном месте, несмотря
на риск штрафов. За пределами РФ, во многих странах, дальнобойщик может
брать сколько угодно пассажиров и их грузов (в кабину, на крышу, и т.п.) и
это никак не преследуется.
- Дежурный по станции (диспетчер)
– человек (или несколько людей)
сидящий за большим пультом, который ведает
прохождением и формированием поездов на своём
участке.
Он также может узнать по радиосвязи о
нахождении поездов на соседних участках. В комнате Д. часто бывает чайник
(электроплитка). Многие Д. благоприятно относятся к
ВП-кам, т.к. они
скрашивают одиночество и
прогоняют скуку во время дежурства.
-
Деньгозаменители - красивые бумажки, только внешне похожие на
деньги, но не имеющие реальной стоимости (или мизерную стоимость). Например
- "билеты МММ", "украинские купоны", "молдавские леи", "советские рубли" и
т.п. Чем больше на них нулей, портретов королей и водных знаков, тем легче
их выдать за реальные деньги. Деньгозаменители нужно использовать осторожно.
В АВП считается НЕ этичным расплачиваться
деньгозаменителям за реально оказанные услуги и иные полученные блага. И
наоборот, если вольного путешественника грабят (угрожая физической расправой
- оружием, насилием и т.п.) то вполне можно заплакать-закричать "дяденька не
убивайте!" (на понятном грабителям языке) и отдать "все деньги, сколько
есть!". Так же, в исключительных случаях, можно расплатиться
деньгозаменителями со скрытным деньгопросом.
Хотя это автостопщик должен объяснять водителю свою сущность, а не водитель
угадывать сущность незнакомого ему (возможно) явления. Для уличных
грабителей (гопников, карманников) полезно специально носить в кошельке
некоторое количество деньгозаменителей.
- Деньгопрос.
От выражения "просить деньги". Термин введен А. Кротовым. Обозначает
человека, просящего (или вымогающего) у путешественника деньги в тех
ситуациях, когда, рассуждая логически, оплата денег не подразумевается.
Например, драйвер, просящий денег за подвоз
автостопом, является деньгопросом (таксист
предупредит заранее!), так же, как и милиционер, вымогающий взятку. С другой
стороны, продавец в магазине или билетер в общественном транспорте - это НЕ
деньгопрос. Термин имеет подчеркнуто негативный эмоциональный характер.
Вольные путешественники стараются не
давать денег деньгопросам, за исключением чрезвычайных ситуаций.
Помните, что давая деньги деньгопросам, вы провоцируете их на дальнейший
"заработок" таким нечестным способом! В крайнем случае, если деньгопрошение
плавно перерастает в ограбление (вымогательство), то можно расплатиться
деньгозаменителями.
Прилагательное - деньгопросный.
-
Длинного языка (метод) -
научный способ разрешения
конфликтных ситуаций между ВП-ком
и представителями "реакционного
человечества": ментами, гопниками,
деньгопросами, алкашами...
Важно не доводить дело до драки (изымания денег,
снаряжения, документов) а, уболтав окружающих
словесами о своем путешествии, выйти из
нежелательной ситуации с наименьшими потерями
для обеих
сторон. Идеальный вариант - после "загрузки
телегами" собеседники сами должны
перейти в ряды прогрессивного
человечества. Здесь много психологии (как и в
автостопе вообще) и личностных качеств
ВП-ка.
-
Дорожная грамота. (ДГ) Документ от
некой организации (возможно, и не имеющей к путешествиям никакого
отношения), удостоверяющий личность предъявителя, объясняющий его
присутствие в данной стране / регионе и положительно его рекомендующий. С
незапамятных времен дорожные грамоты использовались путешественниками с
целью облегчения получения виз и пермитов, общения с полицией, даже
бесплатного проезда на общественном транспорте. В бюрократизированных
странах выгода от правильно составленной дорожной грамоты может быть
огромной. Изготовление дорожных грамот входит в число
научных методов. В Китае и Азии, с легкой руки В. Динеца, используется
термин дацзыбао. В АВП дорожная грамота
может иметь вид "справки АВП".
- Драйвер
- продвинутый водитель.
Так называют того водителя, который не
проезжает мимо, сделав морду тяпкой, а наоборот
подбирает и везет. Если Д. не может
подвезти, то сделает извиняющийся жест
(сворачиваю, еду недалеко, нет места). Если завидя
автостопщика он отводит взгляд в другую сторону
(начинает копаться в бардачке, показывать
неприличные жесты), то это уже не «драйвер», а
«водила». Одна из благородных задач научного автостопщика –
делать Д. из таксистов, бомбил,
водил и прочих...
Наука доказала, что в СНГ большинство водителей-дальнобойщиков
можно уже заочно отнести к драйверам.
- Дыра -
1. Место, откуда трудно уехать по причине малого
колличества машин и других транспортов, отсутствия "волн", или даже
дорог. 2. Пробел (на несколько часов) в потоке
машин, когда неоживленная трасса пустеет. Например с часу ночи до пяти
утра. Из обоих дыр научный
путешественник может выбираться либо на локальном
транспорте, либо даже "цивильно",
т.е. на рейсовом и за деньги. Еще можно пройтись пешком или лечь спать.
-
ЖЖ (Живой Журнал) - социальная livejournal.com, наиболее популярная
в СНГ. В ЖЖ есть так называемые "сообщества" по интересам. В т.ч. и
"автостоп", "поиск вписок" и т.п. Каждый пользователь ЖЖ может не только
вести свой дневник (с фотографиями, ссылками и т.п.), но и комментировать
записи других пользователей, принимая участие в обсуждениях и т.п.
- Ксивник - специальная сумочка (кошелек) с
множеством карманов для документов, блокнота, рингушника,
хроники, денег,
авторучки и прочих мелочей.
Как правило, К. носится на шнурке, на
шее у человека и часто может служить
признаком принадлежности к прогрессивному
человечеству.
- КСП
(КСПшники) – Клубы Авторской
(Самодеятельной) Песни – объединения людей,
занимающихся сбором, изучением, и пропагандой
авторской песни.
Как правило, в КСП приходят из туризма
(альпинизма и т.п.). Многие КСПшники сами используют
"научные"
методы для достижения своих фестивалей,
а потом и сами превращаются в ВП-ков.
-
Локал
(локальный) – говориться обычно о
машине, которая движется зачастую довольно
быстро, но недалеко. Однако эти машины можно
использовать для смены позиции,
выезда из
города.... говорят так: «...оторвался на локале от
города...»
- Локомотивная
столовая
(железнодорожная столовая для
локомотивных бригад) – круглосуточный пункт горячего
питания на каждой большой станции. Предназначена, главным образом, для
работников железной дороги.
Отличается фантастически дешёвыми ценами. Как правило, питаться в ней могут все
желающие, но местонахождение её широко не
афишируется.
В поисках ЛС следует опрашивать работников
станции.
-
Один из научных методов, состоящий в проезде
значительных расстояний на общественном транспорте с билетом, действительным
лишь до некоторой (след. после посадки) остановки. Позволяет обходить
контроль на входе в поезд или автобус. Последние несколько лет
АВП не одобряет использование этого метода, он является
НЕ этичным, т.к. суть - разновидность обмана. Пример исключения - когда
иностранному белому мистеру
проезд на то же расстояние стоит в неск. раз больше, чем нормальному
человеку. Тогда будет вполне этично (научно)
взять билет лишь на стоимость "нормального" проезда и ехать до нужного
места.
-
Повышенное внимание представителей власти к личности
вольного путешественника.
Проявляется в постоянных проверках документов и доставок в отделение с целью
выяснения личности, попыток не пустить в тот или иной район на том
основании, что там "опасно". Распространен в "горячих точках" и странах с
диктаторскими режимами. В России еще недавно был популярен у местных
милиционеров, мечтающих увидеть "временную регистрацию" у каждого
приезжего...
-
Микроавтобус
(микробус)
– вместительная вещь. Бывает грузовым (два места
для попутчиков) и
пассажирским – до 14 человек в ГАЗели, например.
- МКАД – Московская Кольцевая
Автомобильная Дорога им. Ю.М.Лужкова.
Скоростная магистраль (почти автобан),
опоясывающая Москву 109-километровым кольцом. Имеет по пять
рядов в каждую сторону, хорошее освещение и разноуровневые развязки. Подобно западным
скоростным
автодорогам, стопить следует на выезде на МКАД, ибо на самой МКАД в правых рядах едет только
локальный или медленный транспорт
и даже на посту Вы ничего дальше след.съезда не остановите.
- Мудрец
- это у нас в АВП такое
корпоративное наименование, термин, относящийся
ко всем людям, кто путешествует и занимается "наукой".
Выдающийся Мудрец - вольный
путешественник, посетивший уникальные (редко посещаемые, трудно
достижимые) места и предоставивший информацию об этих местах для "Вольной
Энциклопедии" АВП. Полный список Мудрецов АВП всегда
доступен в специальном разделе сайта АВП.
- Налобник (циклоп)
- налобный фонарик туристический.
Продается во многих магазинах
турснаряжения. Советские налобные фонари представляли собой
вращающийся рефлектор, закрепленный на налобной
резинке. Включался он поворотом рефлектора по часовой
стрелке. Батарейка в футляре закрепляется на
затылке. Наука усовершенствовала этот
вариант: делается выносной выключатель на
проводе, чтобы можно было моргать левой рукой, голосуя
правой. При использовании в мороз,
батарейка также выноситься на провод, и
закрепляется под одеждой (при отрицательной температуре батарейка
быстро разряжается). Если Вы увидите на ночной трассе автостопщика с
таким фонарем - значит этот человек начинал ездить автостопом еще во времена
СССР! В 21-ом веке все уже давно перешли на светодиодные фонари, способные
работать десятки часов от трех "мизинчиковых" батареек. Для привлечения внимания
водителей ночью, используются желтые или
оранжевые светофильтры, но лучше всего - зеленые.
- Наука
- этим термином мы, АВП-шники, называем совокупность
практических знаний об окружающем
мире, - знаний в основном путешественнического
характера. Знать, что окружающий мир изобилен и добр, знать, что в любом городе можно найти
питание и ночлег, что в любом городе и в любой стране мира тебя встретят хорошо - это и есть "наука".
Как посмотреть этот мир, как найти этот
ночлег и как делать так, чтобы тебя повсюду
встречали хорошо - это тоже "наука".
Хорошо относиться к окружающим, принимать гостей из
разных городов, подавать нищим, кормить тех, кто не откажется от этого, - это тоже
"наука".
Наука имеет и
этический аспект: неэтичные методы не считаются научными. Мы наем, что человек, владеющей
наукой - т.е. знающий устройство
окружающего мира, правила пользования оным и
свое место в нем, - такой
человек будет счастлив; а когда все люди будут
знать, как все вокруг
устроено, - это будет вообще здорово, это и
означает, что "наука
победит!"
-
Научный
путешественник – вольный
путешественник, автостопщик, поклонник так
называемого "научного
автостопа", обычно едет туда, где никто еще
не бывал, открывает новые
города, трассы и страны, закрывает белые пятна на стопнике. Опыт, обретенный во
время своих
путешествий пытается довести до сведения как
можно большего числа прогрессивного
человечества и даже «цивилов».
НП-ку всегда есть что рассказать, Вы наверняка не
пожалеете об общении с ним. Добытые НП сведения систематизируются в «вольной
энциклопедии АВП».
Научные методы позволяют максимально
эффективно достичь своих целей и добраться до места назначения. Периодически
научные методы пересматриваются, добавляются новые, а старые отбрасываются
или ограничивается сфера их применения
. Большинство "научных методов" описаны в ПВП. Сей «наукой»
могут заниматься и цивильные люди.
-
Неделимый
(неделимая) - употребляется по
отношении группе автостопщиков (2 чел и более), которые, в силу
ряда причин, не желают разделяться.
- Номер
региона – двух-трехзначная цифра
на Гос. номере ТС рядом с надписью RUS и флагом РФ.
По номеру региона, можно определить, где
зарегистрировано конкретное транспортное
средство.
- Обкатка
- действо, во время которого более опытный
автостопщик (ведущий)
выводит менее
опытного (ведомого) на
трассу, после чего последний приобретает
полезные автостопные
навыки и, постепенно, меняясь с ним местами,
приобретает «навыки
самоходности». Обкатывать можно не только людей, но и
предметы снаряжения - новый комбинезон, палатку, обувь и т.п.
-
Отмашка
(техника голосования) - жест, при
помощи которого автостопщик останавливает
машину. Чем научней
и спортивней автостопщик,
тем хитроумнее его жесты.
-
Переход (погранпереход) - место
легального пересечения границы между государствами. Нелегальными переходами
АВП не занимается и научно
не изучает!
-
От англ. permit - "разрешение". Слово из жаргона международных
путешественников, означает официальную бумагу, разрешающую проезд в те зоны,
где свободное перемещение иностранцев ограничено. Выдаются обычно в полиции
или иммиграционном управлении, имеют ограниченный срок действия и обычно
стоят денег. В России аналог пермита - пропуск в погранзону.
Запермиченный район - район, куда
легально можно попасть только по пермиту. Во франкоязычных странах пермиты
называют "лессе-пассе". В некоторых случаях пермит может заменить
важная бумага с фотографией и печатью (дорожная грамота).
- ПЛАС –
Петербургская Лига Автостопа
– старейшая и наиболее солидная организация
автостопа, основанная ещё в 1978 году
Алексеем Воровым.
Внешне ПЛАСовцы легко различимы по характерным
жёлто-чёрным комбинезонам. Проповедуют учение “Спортивного
автостопа” – ездить как можно быстрее,
разработали и внедрили собственную технику
эффективного голосования. Применяют специальное снаряжение,
проводят гонки и соревнования по автостопу.
- Плечевая
- изначально "боевая" подруга драйвера-дальнобойщика,
которая едет с ним не за ради
денег, а "по любви". Сейчас употребляется по
отношению ко всем проституткам на трассе, коих
там превеликое множество. Больше всего из-за
плечевых страдают девушки-автостопщицы.
Пока наука еще не нашла
способа решения этой проблемы иначе, как ездить
девушкам только в
комплекте с парнем.
- Позиция
– 1) удобное место
для голосования: за постом, за перекрёстком,
светофором,
за какой-то особенностью, где водители
сбрасывают скорость и становятся более
внимательными. Плохая позиция – неудобное для голосования
место – машины едут с большой скоростью,
трудно угадать дальнейшее направление их
следования, висит знак, запрещающий остановку и
т.п. 2) место (на длину тормозного пути машины) от
голосующего автостопщика.
"Занять позицию"- выйти (и начать голосовать) на такое место первым.
- Пост ДПС
– стационарный пункт Дорожно
Патрульной Службы ГИБДД МВД РФ. Как правило, Посты ДПС (КПМ - контрольные посты
милиции) освещены ночью,
возле них часто висит знак ограничения скорости.
Посты, таможни – являются хорошими позициями для автостопа. Однако голосовать
на них нужно так, чтобы тебя не приняли за
представителя власти. На некоторых постах, кроме ГИБДДшников обитают еще и
менты. Со всеми своими заморочками.
-
Автостопный термин, означает количество машин,
проходящих по трассе за единицу времени. Чем больше поток, тем легче
автостоп.
- Практика Вольных
Путешествий (ПВП) - Главная
книга Вольного
Путешественника и настольная книга всего прогрессивного
человечества.
В этой книге популярно и практично
изложены методы вольных путешествий.
Вот содержание книги: автостоп
(как, не затрачивая денег, ездить на попутных машинах и автобусах; выбор маршрута, тактика, техника,
снаряжение автостопщика). Поезда (как бесплатно ездить в локомотивах,
на электричках, в пассажирских поездах).
Гидростоп (попутные грузовые и пассажирские
теплоходы, баржи). Жизнеобеспечение (питание и ночлег в городе,
в сельской местности, на вписке,
в монастыре и т.д.).
Контакты (с местными жителями, с
контролёрами, милиционерами и другими представителями власти,
со своими
родителями; бесплатная связь).Пользуясь методами, изложенными в "ПВП",
вы сможете преодолевать до 1000 км в сутки и даже больше, в России и других странах,
правильно питаться и ночевать, не затрачивая ни копейки денег,
и при
этом никого не обманывая.
Более того, вы узнаете, как
относиться к людям и миру, чтобы такие путешествия доставляли вам радость. ПВП
(с картинками А. Кротова) переведена на пять языков.
-
Прогрессивное
человечество -
Выражение из жаргона хиппи. Означает
различных неформалов, состоящих во всяких клубах по интересам, в том числе
автостопщиков и вольных путешественников. Противоположность прогрессивному
человечеству - гопники, пьяницы, наркоманы.
- У международных
путешественников: дата окончания срока действия визового
коридора
-
Проходная - машина, провозящая
автостопщика сквозь населенный пункт, минимум до
нужного выезда. Проходную специально селектируют,
чтобы не тратить время на выбирание из города пешком или общественным
транспортом и на разборки с таксистами.
Правильный драйвер может специально подбросить
автостопщика поближе к выезду или к остановке маршрутки, следующей на нужный
выезд из города. Если драйвер специально меняет свой маршрут и везет
(бесплатно) туда, куда нужно автостопщику (а не драйверу) - на
выезд, на вписку и т.п., то такое явление в
спортивном автостопе называется "шланг" и карается снятием
экипажа с гонок.
- ПСС (ПСО)
– поисково-спасательная служба
(отряд) МЧС России.
Там служат спасатели, как правило, – сами туристы
экстра-класса. В ПСС есть телефон и рация, другая
техника и оборудование для проведения
поисково-спасательных работ. Если Вы собираетесь в
самоходный поход и знаете, что рядом есть ПСС –
обязательно зайдите и зарегистрируйтесь
(бесплатно)
для Вашей же безопасности.
- Рингушник
(Вписник) – записная книжка
автостопщика с адресами Вписок
в
разных городах и др. полезными записями. Сейчас уже может иметь электронный
вид.
-
Самоходность
(самоходные свойства) – качества
человека, позволяющие ему свершить
какое-либо путешествие и не потерять при этом
своего здоровья, оптимизма и прочих качеств
своего организма. Самоходный человек не пропадет
в любых условиях и найдет выход из любой
ситуации. У Антона Кротова С.С. подразумевают еще
и способность проходить большие
расстояния пешком (по бездорожью, например).
-
Селектировать
(селективом заниматься) - стоя на хорошей
позиции, отфильтровывать из потока машин только самые быстрые (дальние).
Близкоедущие (локал)
и медленные машины спортивные
автостопщики могут игнорировать и даже
"отпускать", ежели они стопятся
самопроизвольно. Иногда гораздо эффективнее дождаться
дальней и быстрой машины, чем уезжать на чем
попало и куда
повезет. Но бывают и исключения - научный
путешественник может уехать на медленной
машине из чувства взаимовыручки, чтобы отогнать своими
телегами сон от уставшего драйвера.
Ведь он же не на гонках!
- От англ.
city - "город" и фр. autostop. Использование автостопа вместо городского
транспорта, то есть внутригородской автостоп.
Автобусный стоп (и просто "проезд
зайцем") не является разновидностью ситистопа.
- Собака
-
так некоторые люди называют пригородные
электропоезда.
По некоторым теориям, название
произошло оттого, что электричка, подобно собаке,
останавливается у каждого столба. Однако, вероятнее, термин
'собака' возвращает нас в те времена, когда на
севере ездили на перекладных, меняя собачьи
упряжки (как сейчас пересаживаются с одной
электрички на другую, направляясь в дальний путь).
Основное
свойство С. - они образуют непрерывную сеть на ж.д.
России, и можно с пересадками доехать куда угодно.
Соответственно "собака
с теткой", это не "дама с
собачкой", а пригородный поезд (дизель)
по вагонам которого курсирует тетя-билитер и
громко вопрошает в каждом вагоне: "Все купили
билетики?" Бывает и "поезд за теткой" -
типа есть проводник, но кроме как за проверку
билетов на входе, сей "проводник" ни за что не отвечает.
- Собачий
путь - маршрут путешествия,
методом пересадки с одной электрички ("Собаки") на другую.
Например: Москва - Харьков - Семфирополь; Москва
- Питер...
- СОПы
-
светоотражающие полосы. Вы можете
увидеть их на форме ГИБДД, МЧС и других спецслужб
в виде белых колец
на рукавах и штанинах, а так же горизонтальных
полос на груди и спине.
Эти СОПы изготавливаются на тканевой основе,
переносят перепады температуры и стирку одежды. Приобрести СОПы можно в
швейных отделах и магазинах спецодежды. Стоимость их от 1
доллара за метр (при ширине 1,5 см) Еще бывают цветные СОПы на полиэтиленовой
основе, менее долговечные, но, зато более дешевые,
попадаются в свободной продаже. Самые эффективные для автостопа
- СОПы и
катафоты зеленого цвета.
Автостопщики применяют СОПы для
ночного автостопа. Рекомендуется вертикальное
пришивание на одежду СОПов, чтобы Вас не принимали за
представителя спецслужб.
-
Спортивный
автостоп - учение разработанное и
введенное ПЛАСом.
Отличное от вольных
путешествий учение, но ВП-ки активно
используют учение СА сами. СА исключает использование любого
рейсового транспорта даже с согласия водителя и
всех пассажиров. Есть и другие отличия. СА-ки очень любят
выяснять кто из них круче ;-) даже проводят соревнования по
СА, пытаются создать типа "вид спорта".
- Разновидность
дорожной грамоты, выдаваемая ТОЛЬКО
мудрецам АВП. С фотографией, печатями и подписью А.
Кротова. Полезность справок АВП была доказана неоднократно. Начинающим
АВПшникам может выдаваться "студенческий билет" АВП, по которому, в
частности, уже неоднократно изготавливали международный студенческий билет "Айсик".
-
Стаж
автостопа - Большинство автостопщиков
учитывают преодоленное расстояние по атласу автомобильных дорог (см. стопник)
Как правило, в стаж входит спортивный автостоп
только первого
рода и второго рода.
СА может служить неким условным показателем
опытности автостопщика, но не следует превращать
его в самоцель. Наибольший СА имеет Алексей
Воров (ПЛАС) - около 1 400 000 (!)
километров. Чтобы продемонстрировать отрыв А. Ворова
приведем здесь и второй по величине стаж - примерно 450 000 км. имеется за плечами Бр.
Проповедника (И.Фатеева). Большинство известных науке
автостопщиков бросают подсчитывать стаж после 100 тыс. км. или двух
экваторов. У женщин стаж растет
объективно медленнее, чем у мужчин.
- Стопник
– атлас автомобильных дорог
автостопщика. Как правило, в него включены всякие
полезные сведения, например, дороги,
не обозначенные ни на одной карте. Стопник научного
путешественника имеет весьма потрепанный
вид. В последнее время отпала необходимость возить с собой толстый бумажный
атлас. Легче скачать в интернете карту и распечатать нужный лист, который
потом не жалко выбросить или подарить драйверу.
- Таксист
– человек, зарабатывающий тем, что
подвозит людей за деньги. При этом машина может быть любой марки,
с любой символикой, любого региона и любого цвета.
Среди таксистов тоже попадаются “нормальные” (прогрессивное
человечество?) люди,
которые не прочь повезти автостопщика. Таксист отличается от деньгопроса
тем, что уже при посадке спрашивает "А сколько дашь?!"
Научный путешественник может в таком случае
извиниться, пожелать "счастливо заработать", и отпустить машину, а
может попробовать сделать из таксиста драйвера.
Спортивный автостопщик просто
обязан это сделать! Вольный
путешественник, по-желанию, может и заплатить некоторую сумму, но
при этом нужно тщательно объяснить таксисту свою сущность, чтобы "не
развращать" его на деньгопрошение в будущем. Часто таксист сам предлагает
ехать с ним "бесплатно, до первого клиента". Подумайте, стоит ли вам терять
в таком случае хорошую позицию? Клиенты
таксистов обитают как раз на плохих позициях для автостопа. Если Ваша
позиция и так уже настолько плохая, что кроме таксистов никто не
останавливается - соглашайтесь! Наука знает множество примеров, когда
таксисты превращались в автостопщиков, а автостопщики в таксистов.
- Телеги
(грузить телеги, толкать телегу) -
интересные рассказы из жизни Вольного Путешественника
или его друзей. Телеги бывают разные: смешные, философские, поучительные и т.п. Соотв. и
применяются Т
в разных ситуациях - при беседах с драйверами
(чтобы не заснуть), при общении на вписке, при контактах с гопниками,
ментами и т.п.
- Торпеда
- чаще всего полторалитровая пластиковая бутылка
для заливания в нее жидкостей,
либо для засыпания в нее сыпостей. Хороша на
трассе – найти легко, выбросить не жалко, весит
мало и не протекает.
- Траффик (От
англ. traffic - дорожное движение)
- см. Поток.
- Тюлени
- непродвинутые организмы, частенько
возникающие на трассе в местах,
где перемещение между городами на рейсовом или
железнодорожном транспорте
проблематично. Т названы так за любовь к большим
тусовкам (стопят обычно неделимыми
пятерками-шестерками, чем напоминают
пожизненных тюленей, отвисающих на пляже) и за то,
что при голосовании их правая рука совершает
жесты, напоминающие размахивание ластами.
Ничего плохого в них нет, напротив, тяжела их
жизнь, но стопить иногда мешают... А еще они
иногда деньги драйверам
платят! ("Вот такие как вы и разлагают все наше
движение!")
Тюлени часто не соблюдают элементарные
правила безопасности, выбора позиции
и приоритета. Для остановки
таксиста это и не нужно! Научный
путешественник может подойти к ним, и
вежливо объяснить им их ошибки, подарить ПВП...
-
От англ. help - "помощь". Человек, постоянно предлагающий путешественнику
свою помощь. Однако, слово "хелпер" несет негативное эмоциональное значение,
"помогателя" назовут хелпером только в том случае, если его помощь либо не
нужна, либо если она сопряжена с корыстным интересом самого хелпера
(ожиданием бакшиша). Обычно хелперы очень навязчивы в
своих предложениях "помочь", а потом еще и оказываются
деньгопросами. Хелперы особо распространены в
некоторых странах третьего мира, типа Индии, а также вокруг популярных
туристических достопримечательностей. Дав хелперу бакшиш, вы провоцируете
его (и его друзей) на дальнейшее паразитирование за счет иностранных
туристов. Развращают и размножают хелперов, кстати, отнюдь не
вольные путешественники, а
цивилы и буржуи.
- Хроника
- еще один атрибут спортивного
автостопа. С. автостопщик заносит (с помощью специальных знаков) в свою записную книжечку
(хронику) каждую посадку и высадку из машины, время отдыха и
чистого
автостопа, марку машины, встреченных
соперников по гонкам, и др. события. По окончании гонок все хроники
участников сдаются судье, анализируются и сравниваются, после чего судья назначает
штрафы за нарушение правил или (и) некорректное ведение хроники.
Научные
путешественники тоже иногда ведут
своеобразные хроники, после окончания путешествия они превращаются в
научные рассказы, которые, (в
отличии от "телег")
основаны на реальных фактах и событиях.
Очень помогает, для фиксирования времени и события, цифровая камера:
вышел - снял - проголосовал - сел - снял и т.д. Многие хроники легли в основу описаний "вольной энциклопедии"
и художественных отчетов о путешествиях.
- ЦДЮТ (СЮТур)
– Центры Детско-Юношеского
Туризма (Станции Юных Туристов)
– муниципальные учреждения Министерства
образования РФ. Там, (подобно ПСС)
так же
работают туристы.
Очень полезные заведения для
вольных
путешественников – можно получить нужные
сведения,
телефон, чай, тепло, иногда и вписку.
Адреса всех ЦДЮТов и СЮТуров есть в Вольной
Энциклопедии.
- Цивил
- обычный человек, далекий от всяческих
"неформальных течений". Тот, кого в 21-ом веке называют
"офисный планктон". Отнюдь не
потерянные для прогрессивного
человечества люди. ("Блаженны цивилы -
ибо быть им со временем среди нас")
- Чайники (пионеры) –
суть новички. Многие клубы автостопа устраивают
для чайников
обучающие семинары: лекции, лабораторные работы,
массовые заезды... помогает и полезная
литература. См. так же «ведомый».
- Штурмовик - см. "Воровский
рюкзак".
-
Улевитировать - купить билет на самолет за деньги. В 21-ом
веке, благодаря распродажам на интернет-сайтах, случается так, что улететь
на самолете за "смешные" деньги даже дешевле, чем доехать автостопом. Хотя,
конечно, автостопщик больше познает жизнь и страны, цивильная работа и семья
заставляет вольных путешественников
все чаще прибегать к авиа-распродажам... Если удается улететь
бесплатно (на транспортном, военном или частном самолете), то это уже "автостоп
3-го рода".
- Ультра-Автостоп
– ещё одна, теперь уже "почти мифическая", организация спортивного автостопа
из С-Пб. Основана выходцами из ПЛАСа.
В апреле 2003 г. команда "Ультра-Автостоп"
приостановила свою деятельность.
- Фестиваль
авторской песни – (слет КСП).
Со всей страны съезжаются (в том числе и
автостопом) поклонники авторской песни. Устраивают конкурс авторской песни, по
нескольким номинациям среди ансамблей,
авторов и исполнителей. Могут иметь место "творческие мастерские" для
начинающих и т.п. Летом ФАП проходит “на природе”, в
холодное время года – на турбазе или в ДК.
Организует фестиваль КСП
ближайшего города (иногда при поддержке
спонсоров и городской
администрации). На фестивалях часто бывают
концерты знаменитых бардов, при этом, участники
фестиваля могут присутствовать на концерте
бесплатно. Особой “изюминкой” всех ФАП бывает
неформальное общение участников между собой, “открытие”
новых клубов, авторов и т.п. О всех событиях в мире АП
можно узнать в "Всемирной
афише" Д. П. Соколова
которая размещается в эхоконференции
SU.KSP сети FIDONet, в Internet на www.bardafisha.ru
-
Форум "Бпклаб" - самый популярный
русскоязычный интернет-форум
для автостопщиков и вольных путешественников. За многие годы на форуме
образовались уже свои автостопные династии, субкультуры, традиции, праздники
и т.п.
- Чистое время
автостопа - время, когда с.автостопщик
занимается автостопом. Когда говорят
"прошел за ... часов чистого автостопа" -
значит, что эти часы автостопщик потратил на
собственно
передвижение + голосование.
Всякие отдыхи, обеды, общения с аборигенами и
развлечения сюда
не входят. Иногда говорят "эффективное
время". Для подсчета времени очень помогает
хроника или цифровая фотокамера.
Конец "толкового словаря
автостопщика" на сайте АВП.