ПОЕЗДА

    Большинство крупных городов России и СНГ соединены железными дорогами.
Общая протяжённость этих дорог составляет 140.000 км. Умение ездить
по железным дорогам (в поездах, электричках, дизелях, товарняках,
с билетом, без билета, в локомотивах и другими способами) полезно
и доступно каждому человеку.

    Поезда бывают пассажирские, местные, пригородные, грузопассажирские,
почтово-багажные, хозяйственные, рабочие, грузовые и иные, - различные
по своему номеру (1-9098), внешнему виду и по методам проезда в них.
Классификацию поездов по их номерам смотрите в Приложении 1.

    ЕЗДА В ЛОКОМОТИВАХ

    Случалось ли вам ездить в локомотивах товарных поездов? Нет, для этого
не обязательно поступать в техникум железнодорожного транспорта и
становиться машинистом. Автостоп 2-го рода - езда в кабинах
локомотивов - широко применяется как путешественниками, так и
местным населением в глухих регионах (где почти нет автодорог и электричек,
а также денег на оплату проезда). Я видел, как на БАМе в заднюю кабину
локомотива залезало (с согласия машиниста) по 6-7 безбилетных пассажиров,
и машинисты утверждали, что это далеко не предел.

    Распространено мнение, что в локомотивы подсаживать не будут, потому,
мол, что это запрещено. Если вы будете проситься в локомотивы где-нибудь
в Москве на Курском вокзале, это мнение может поначалу даже укрепиться.
Однако, стоит вам попасть на одну из перефирийных ж.д. веток, вы убедитесь:
подсаживают! Технология езды на локомотивах, разработанная А.Воровым,
а впоследствии и Ф.Леонтьевым из ПЛАС, делает ваш успех не случайным,
а закономерным. Автостоп 2-го рода оказывается весьма удобным, а порой
и единственным средством передвижения. Изучим сущность его.

    Понятно, что никто из мудрых не стоит на рельсах, пытаясь остановить
движущийся товарный поезд (хотя при некоторых условиях, вероятно,
он может застопиться). Сущность метода - ожидать нужный локомотив
на грузовой станции и договариваться с машинистом во время стоянки.
Ехать можно не со всякой станции, а с крупной, являющейся, как говорят
железнодорожники, станцией переприцепки (или смены бригад).

    Итак, вы на грузовой станции, где формируются товарняки в нужную вам
сторону. Внимание! Грузовая станция часто не совпадает с пассажирской!
Узнать, где находится товарная станция, можно у железнодорожников
или, во многих случаях, из книги "Вольная энциклопедия".

    Если на станции в данный момент нет сформированных составов
в нужную сторону, найдите дежурного по станции (или диспетчера). Как
найти его, вам объяснит любой железнодорожник. Дежурный по станции
обычно сидит за большим пультом в помещении с надписью "Посторонним
вход воспрещён!" Постучитесь и войдите туда.

    - Здравствуйте! Не подскажете, когда ближайший состав на Лопчу?

    Помните! Грузовые поезда не имеют заранее определённого расписания!
А дежурный по станции ведает о движении поездов только на своём и
соседних участках. Поэтому он может сказать: пока нет, когда будет
- не знаю. Также вы можете услышать ритуальную фразу: "А вы
знаете, что на грузовых поездах ездить запрещено?" Объясните,
что вы будете ехать только в случае согласия машиниста. "Ну-ну,
- может ответить дежурный (или диспетчер), - вон, на пятом
пути формируется поезд, попробуйте."

    Движение товарняков на нужное направление может оказаться разной интенсивности
- от одного до десятков в день. Пока нет локомотива, можно найти
рабочую столовую (на каждой большой станции) - там можно дёшево
и вкусно поесть. Обычно такие столовые работают круглосуточно. На
маленьких станциях столовых нет, но у дежурного есть электроплитка;
попросите разрешения поставить чай; расскажите, какие вы удалые путешественники,
подружитесь с железнодорожниками, это может помочь при вписке в локомотив. Параллельно
следите, не созрел ли состав.

    Когда вы увидите, что поезд сформировался, но локомотива ещё нет,
- летом полезно провести осмотр состава на предмет наличия пустых
(полупустых) вагонов, чтобы проехать в них в случае отказа машиниста.
Зимой ехать в товарном вагоне (особенно открытом) не следует из-за
холода. Наиболее удобен для проезда товарный вагон с крышей, называемый
"теплушка", "столыпинский вагон", "бич-вагон"
и т.д., разумеется, если он пустой и хотя бы одна из двух дверей его не заперта.

    На станции, особенно крупной, вас может обнаружить охранник. Он может
помешать вашему движению и прогнать вас со станции. Но не убегайте
от него, чтобы он не подумал, что вы из железнодорожных воров. Напротив,
чем ярче и круче вы выглядите, тем лучше. Имейте паспорт, неплохо
и какой-нибудь документ, командировочное удостоверение или иное свидетельство,
что вы - "не просто так". Если вы в комбинезоне, с рюкзаком,
и вообще отличаетесь от местных бичей - это вам на руку. Но можно
и не иметь комбинезона, командировочного удостоверения и т.п.: главное
- ваше спокойное, уверенное поведение.

    Когда мы видим локомотив, уже прицепленный к нашему поезду, или одиночный
локомотив (следующий резервом), ожидающий сигнала светофора, -
быстро бежим к нему. В локомотиве машинист сидит справа, а помощник
- слева. Обращаться надо именно к машинисту.

    - Здравствуйте! Можно с вами на Урушу? Мы путешественники, едем
туда-то и затем-то, ... - объясните, что вы не простые бомжи.

    Если машинист сказал "нет", попробуйте уговорить его. Помните,
автостоп 2-го рода существует! Вероятность успешной подсадки зависит
от местности; в глухих регионах (республика Коми, Казахстан, трасса
БАМа
...) берут два локомотива из трёх, в центральной России и на Транссибе
- возможно, один из трёх или меньше. Чем ближе цивилизация, тем
реже берут в локомотив, и наоборот. В локомотив пассажирского поезда
берут реже, чем в локомотив товарного.

    Когда согласие получено, быстро поднимайтесь в дверь, ведущую в заднюю
секцию локомотива (если машинист специально не пригласил в переднюю).
В задней кабине находятся два (иногда три) сиденья, часто - охранник,
а иногда - уже и прочие пассажиры.

    Пребывая в задней кабине локомотива, ведите себя тихо, не трогайте
никаких рычагов. Можно лечь спать - на полу кабины, постелив предварительно
коврик. Несколько раз в час в заднюю кабину заходит помощник машиниста,
щёлкает тумблерами, смотрит на приборы. Подружитесь с ним. Вас могут
позвать в переднюю кабину - сходите, подружитесь и с машинистом
тоже. Проходя из задней кабины в переднюю (и наоборот), соблюдайте
максимальную осторожность! Без нужды в переднюю кабину переходить
не следует - это опасно, можно в полумраке налететь на какой-нибудь
прибор 27.000V или зацепить вращающийся вентилятор.

    Товарняки могут идти и несколько тысяч километров, но локомотивная
бригада обычно сменяется через каждые 4-5 часов (200-350 км) -
на каждой крупной станции. С каждой новой бригадой надо договариваться
отдельно, если машинист сам не замолвит словечко перед следующим машинистом.

    Если поезд идёт в нужную сторону, но машинист отказывается брать
вас в локомотив, спросите, можно ли подсесть в какой-нибудь пустой
вагон. Ехать можно как в случае положительного ответа, так и отрицательного;
но согласие машиниста желательно в случае неприятности с охраной.
Как уже упоминалось, часто в локомотиве едет охранник. Его миссия
- не допускать проезда всяческих автостопщиков, поэтому, если
в задней кабине обретается человек, будьте осторожны, идите по возможности
в конец поезда, если время позволяет.

    К хвосту поезда подцепляют малоценные грузы и пустые вагоны, и среди
ближайших к хвосту состава обычно бывает пустой вагон-теплушка, где
можно ехать. К товарнякам с ценными и опасными грузами обязательно
прицепляют с хвоста 1-2 пустых вагона, часто они открыты. Желательно
заранее обнаружить их; но, если вы пришли на станцию, поезд готов,
машинист не берёт - грузитесь в любой вагон, кроме вагона с углем. В
некоторых товарных вагонах иногда имеются так называемые "тормозные
площадки", а на них - безопасное сиденье, под навесиком. Безбилетствующие
в тёплую погоду часто пользуются ими.

    Если дорога не электрифицирована, избегайте первых вагонов, в коих
дым от тепловоза достанет вас. Если вагон открыт, размещайтесь у передней
стенки вагона, чтобы спрятаться от ветра и от дождя. Если вы едете
в "гондоле" (открытом низком вагоне), залезте в спальный мешок
и закройтесь от ветра полиэтиленовой плёнкой, если у вас есть эти
приспособления.

    Двигаясь зимой, избегайте проезда в холодных, продуваемых ветром вагонах,
чтобы не погибнуть от холода!

    Также: перемещаясь в товарняке (в вагоне его), помните, что остановка
поезда по требованию "пассажиров" бывает только на БАМе. В
других случаях товарняк может ехать без остановки километров 300.

    Один человек, сказывают, решил пройти пешком вдоль Московской
окружной железной дороги (в черте г. Москвы). Вдруг он увидел товарняк
и решил подъехать на нём. Вскоре товарняк разогнался, и человек никак
не мог слезть и достиг г. Бологое (331 км. от Москвы), откуда долго
не мог вернуться.


    (Если вы едете в кабине, и вам потребовалось выходить, на неоживлённых
линиях машинист может снизить скорость до 10-20 км/час, чтобы вам
удобно было прыгать. Если у вас есть перчатки, наденьте их, чтобы
не ободраться в случае падения.)

    ...Достигнув станции, где локомотив отцепляется или меняется локомотивная
бригада, повторите процедуру впрашивания в локомотив. Если следующая
бригада вам откажет, опять садитесь в товарный вагон, а лучше ищите
дежурного по станции (диспетчера) и выявляйте, когда будет следующий
состав в нужную вам сторону.

    Распространена гипотеза, что, в отличие от товарных, локомотивы
пассажирских поездов
"вообще не берут". Если грузовая станция
совмещена с пассажирской - попробуйте! Конечно, здесь вас возьмёт
далеко не каждый машинист. Но - примеров успешного проезда предостаточно.
Пробуйте!

    Двигаясь автостопом 2-го рода, можно рассчитывать на 500-600 км. в
сутки, а на двухпутных ж.д. магистралях с большим грузопотоком -
и на большее (до 1000 км). В Европейской части России автостоп 2-го
рода может показаться сравнительно медленным средством (однако дающим
возможность выспаться и обсохнуть), а вот далеко, за Уралом, езда
в локомотивах быстрее, чем езда на попутных машинах.

=перейти дальше, на следующую главу=

Вы читаете книгу © А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных Путешествий
(www.avp.travel.ru)

Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.