Четверо автостопщиков.
	Из Тюмени в Челябинск, если смотреть в атласе, можно проехать двумя 
дорогами: через Курган или через Екатеринбург. По какой дороге больше 
машин - мы не знали. Решили выяснить у местных таксистов на привокзальной 
площади. Мнения таксистов по этому поводу неожиданно разделились. В конце 
концов, мы решили это определить во время автостопа по городу. 

	 По совету таксистов мы перешли по мосту через станцию и стали ловить 
попутки на выезд из города. 

 	Город показался нам довольно чистым и зелёным. Машин было много, нас 
быстро довезли до перекрёстка Курган-Екатеринбург. Здесь на обочине дороги 
мы обнаружили большой МАЗ, водитель которого укладывался спать. Мы 
поговорили с ним об транспортных потоках, и он убедил нас ехать в Курган. 

 	Уже начинало темнеть, но мы надеялись проехать еще 206 км до Кургана. 

	Машин было совсем немного, ибо воскресенье вечером ехали только дачники. 

	Через 20 минут нам предложил проехать 25 км один симпатичный мужик на 
«Жигулях». Он ехал в санаторий за своей женой. По пути он рассказывал нам о 
своей службе на границе с Монголией, прощаясь, подарил несколько огурцов. 
Ещё пять километров до поста ГАИ мы проехали на местной машине. 

	 На Посту оказалось довольно темно, службу здесь несли совсем молодые 
ребята, лет двадцати. Служба в это время у них была не напряжённая, ибо 
редкие машины ехали лишь в соседний посёлок Червишево. Местное время 
было 22-10, ни одной машины дальше этого посёлка мы не дождались. 

 	Я предложил Наде стоять до одиннадцати часов и тогда уже идти ночевать в 
«Кемпинг», ибо именно туда приглашал всех указатель на ближайшем 
повороте. 

 	Пока мы стояли, на дорогу вышла компания из семи девчонок лет 14-16 и 
стала голосовать прямо на посту, у нас под носом. Тут же подъехал Мерседес, и 
пятеро из этих девчонок уехали на нём. Мы с Надей очень удивились такому 
явлению, но оставшиеся две девушки объяснили, что они пришли пешком из 
этого самого посёлка и просто все местные водители их знают. 

 	Вот машин уже совсем не стало, и мы пошли ночевать.

	 «Кемпингом» оказался бывший пионерлагерь, переоборудованный для 
ночёвок водителей. У ворот стоял мангал, житель южных стран жарил шашлык 
и принимал постояльцев. 

	 В очередной раз, сказавшись мужем и женой, мы рассказали о нашем Великом 
пути. Спать нас определили на веранду, но зато бесплатно. Ужин приготовили 
на огне, только сахар у нас заканчивался. 

 17 августа

	 Проснулись в 5-30 на веранде. Все спят. Умылись. Хлеба нет, сахара нет. 
Пошли на трассу голодные. 

	 В 6-35 были на уже знакомом посту ГАИ. Удивительно, но машин не 
прибавилось. Лишь в 7-03 взяли «Жигули» на три километра, в посёлок, купить 
хлеба. Купили на последние деньги буханку чёрного за 3-20. В 7-15 снова 
вышли на трассу. Через пол часа останавливаем Икарус. Автобус едет в Курган, 
везёт каких-то служащих. Они охотно соглашаются подвезти двух 
путешественников. Когда проехали километровый столб «100», заехали на 
стоянку «размяться». На стоянке стояло некое железобетонное сооружение под 
названием «опорная стена». «Опорный Пункт» все, наверное, слыхали, а вот 
«Стену»… 

	 Назначение её следующее: когда водитель-дальнобойщик заезжает на стоянку 
ночевать, то есть большая вероятность, что ночью из лесу выбегут разбойники, 
вскроют его машину и разворуют весь груз. Так вот, если водитель, 
останавливаясь на ночь, подъедет задом вплотную к стене, то вскрыть дверь, 
будет невозможно – нужно или ломать «стену», или отгонять машину. Вот 
такая своеобразная борьба с преступностью и забота о безопасности. 

	В 9-55 нас высадили из автобуса на объездной дороге Кургана. Если Вы 
помните, Курганская объездная имеет две кольцевые развязки на перекрёстках 
с Тюменской и Свердловской трассой. Мы стали голосовать по всем машинам, 
желая уехать хотя бы до следующего перекрёстка. Через 10 минут нас подобрал 
мужик на шустрых «Жигулях». Он согласился нас подвезти до следующего 
поворота но, расспрашивая нас по пути, увёз на 30 километров в сторону 
Челябинска. Во время разговора я честно сказал, что сегодня утром мы 
потратили на хлеб последние деньги. Водитель довёз нас к кафе на берегу 
озера, высадил, зашёл в вагончик и разменял сторублёвку. Пятьдесят рублей он 
протянул мне и сказал «Вот вам на еду». 

	Это был первый случай, когда я не стал отказываться от предлагаемых денег. В 
качестве благодарности я подарил ему «Вольный Ветер» и «Практику Вольных 
Путешествий». Прощаясь, мы обменялись адресами. 
	Водитель был из Надымского района, посёлка Пангоды. 
Звали его Борис Тапанадзе. Спасибо этому доброму и щедрому человеку! 
	Щедрый водитель развернулся и поехал обратно в Курган, а мы стали 
завтракать, попросив в кафе кипятку, заварив кашу и чай. 

	В 11-20 начали голосовать возле кафе. Позиция неудобная – все машины едут 
очень быстро. Остановилась одна, водитель говорит: «Раз путешественники – 
ходите пешком!»

	 Вот такие вот разные водители встречаются в Кургане. 

	 В 12-00 нас взял УАЗ до Шумихи. В салоне ехал электрик Юра со своими 
приборами. Едем, болтаем с Юрой «за жизнь». Вдруг вижу, на обочине стоит 
машина, а рядом с ней два жёлтых комбинезона! Кричу в кабину: «Стой! На 
две минуты дайте сбегать, знакомого увидел!» Выпрыгиваю и к комбезам. 
Оказалось это автостопщики из «Санкт-Петербургской Гильдии автостопа». 
Ездили с Грушинского фестиваля на Байкал, затем взяли машину, которая 
ехали в Братск (прямо как у нас!) и решили посмотреть Братскую ГЭС. Сейчас 
едут домой из Казахстана. Обменялись приветствиями и сведениями, уже пора 
расставаться. 

 	В 13-25 были на повороте в Шумиху. Кругом кукурузные поля. Рядом стоят 
торговцы и продают мелкие красные яблочки. Угостили Надю, яблоки сладкие. 

 	Вскоре я полез в заросли кукурузы выбирать самые зрелые початки. В этот 
момент вижу, по трассе едут два здоровенных красных грузовика VOLVO и 
SKANI. Бросаю кукурузу и бегу к Наде. Она уже остановила их и разговаривает 
с водителем. Оказалось – Турки, не понимают ни русского на английского; 
знают лишь несколько слов на том и этом. В основном пришлось объясняться 
знаками. Залезли вдвоём на одно сиденье и поехали в Челябинск. 

 	В 14-40, на границе Курганской и Челябинской областей Турки устроили 
«перекус по-турецки»: лаваш из Алма-Аты, брынза, арбуз, порезанный на 
квадратные кусочки. Ели, в основном, руками. После обеда, водителя 
объяснили нам, что ехать втроём в одном грузовике нельзя, нам с Надей нужно 
разделиться по разным кабинам. Надя согласилась. Я сел во вторую машину, 
водитель поставил кассету с турецкой музыкой. Она напоминала нечто среднее 
между песнями из Индийских фильмов и восточными напевами Муллы. 

 	Возле развилки на Екатеринбург–Копейск водитель начал волноваться и 
показывать знаками, что они будут сворачивать направо. Первая машина тоже 
остановилась. Я подбежал, и Надя сказала, что они просят денег. Это мне не 
понравилось, ибо при посадке мы несколько раз повторяли «ноу мани!» и они 
согласно кивали головами. Расставшись с разволновавшимися турками, мы 
почти тут же взяли Тойоту. Водитель приобрёл микроавтобус во Владивостоке 
и теперь гнал его для продажи в Ульяновск. Машина была сильно забрызгана 
грязью, с трудом можно было понять, какого она цвета. Это результат того, что 
между Ишимом и Курганом, на той самой грунтовке, по которой я ехал месяц 
назад в Омск, водитель попал под дождь. «Хорошо ещё, что дождь был совсем 
короткий, – говорил водитель, – а то простоял бы там целую неделю, или 
пришлось бы 600 рублей местным трактористам платить.

 	Когда ехали через Челябинск, я попросил водителя остановиться возле 
продуктового рынка. Там я купил: хлеб, лаваш, кефир, овсяное печенье и два 
бублика – решил отпраздновать возвращение в Европу. 

	 В 16-50 мы выехали из Челябинска на Москву! 
	Можно сказать, «Финишная прямая».

	 Едем, общаемся, жуём лаваш с кефиром. В 17-20, на пятидесятом километре 
вижу знакомые жёлтые комбинезоны. Предлагаю водителю подобрать 
автостопщиков из Питера. Медленно подъезжаем к интенсивно голосующему 
Сергею. Приглашаем их в машину – вместе веселее! 

	Выясняется, что у них из всей еды только пол стакана сахара и блок 
подаренной жвачки. Водитель начинает угощать. Готовим на примусе, 
ужинаем до 18 часов. 

	 Дальше ехали вчетвером в салоне микроавтобуса. Сергей начал рассказывать 
мне и Наде об автостопных клубах Петербурга, водитель просит говорить 
погромче, ему тоже интересно. В итоге всё кончилось конкурсом анекдотов. 

 	В темноте проехали столб «ЕВРОПА – АЗИЯ» и заехали на стоянку ночевать 
возле городка Сим. 

 	Водитель сказал, что утром уедет часов в шесть. Сергей предложил поставить 
палатку рядом, чтобы не проспать. Однако нам так рано вставать не хотелось. 

	Лирическое отступление:

	Дело в том, что Питерские Клубы «спортивного» автостопа проповедуют 
несколько другие принципы путешествия, нежели московская Академия 
Вольных Путешествий. Я считаю, что путешествовать надо с максимальным 
комфортом и пользой для души, так, чтобы получать удовольствия от новых 
мест, людей и городов. «Спортивные»-же автостопщики считают, что посещать 
города (пусть даже в них у тебя есть друзья) – неразумная трата времени. Ведь 
намного быстрее будет поставить палатку в кустах у дороги, а утром сразу 
уехать дальше. Таким образом, они достигают очень высоких скоростей в 
своих перемещениях. Например, Москва-Владивосток за 6 дней! 

	 Я же полагаю (как и Антон Кротов, председатель Академии Вольных 
Путешествий), что путешествовать нужно не ради скоростей и километров, а 
ради познания мира, приобретения новых друзей. Во время своих поездок, мы 
строим маршрут от одного города к другому, так, чтобы можно было, заехав в 
гости, помыться, постираться, отоспаться в квартире. Посмотреть музей и 
достопримечательности, даже если для этого придётся потратить несколько 
дней и сделать какие-то радиальные выезды. 

 	Вот из-за этой «разницы в идеологиях» многие москвичи стремятся попасть в 
Питерские Клубы, а многие жители северной столицы вообще не приживаются 
ни в одном из тамошних Клубов. 
	Мы никак не могли решить: ставить платку «по спортивному» или идти искать 
ночлег «по научному». Всё же мне удалось убедить Сергея и его попутчицу 
Настю, сегодня переночевать методами Академии Вольных Путешествий. При 
этом я пообещал им кровать и обильную еду. 
 По автостоянке ходил некий человек с мешком – типа «собиратель бутылок». 

	Я спросил его:

	- Есть ли поблизости жильё? 
	- Да как не быть. Вон, в двух километрах, город Сим.
	- А поближе, какая-нибудь деревушка есть?
	- Нет, только Сим.
	- А вон там, в поле, что за огни горят?
	- А, это – посёлок газовиков. Там вагончики. Вас туда не пустят, сторожат 
там.
	- Ну, вот с этого и надо было начинать! Мы на 25% геологи. А там – 
газовики, можно сказать, «братья родные геологам». Туда и пойдём. 

	Освещая путь фонариками, идём к вагончикам. Несмотря на то, что Надя 
учиться на кафедре почвоведения геологического факультета, договариваться 
пришлось мне. 

	Дверь в крайнем вагончике открыла женщина, за её спиной столпились 
любопытные дети:

	- Что вам нужно в 12 ночи?
	- Да вот, мы – автостопщики…
	- Это я и так поняла. А кто вас сюда послал?
	- Да никто не посылал.
	- Откуда же вы знали, что здесь вам дадут ночлег?
	- Вот, один человек на автостоянке сказал, что здесь – «посёлок газовиков», я 
подумал, что газовики наверняка не прогонят…
	- Ох, хорошо что мы завтра уезжаем, а то ходят каждую ночь…

	 Кто «ходит каждую ночь» я выяснить не успел, так как женщина скрылась за 
дверью. Вскоре она вышла с ключами и открыла нам свободный соседний 
вагончик. Там были кровати и другая мебель, но не было электричества. 
Посреди вагончиков стоял освещённый стол, женщина без всяких просьб 
принесла туда горячий чайник и мы устроили «пир на четверых»: Заварили 
вермишель, сделали сладкий чай, пили его с овсяным печеньем. 

 	После ужина никак не могли прекратить рассказывать анекдоты – прямо 
«прорвало» всех на юмор. 

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)