В Иркутск.
Разбудила Алена в 6-30 по местному времени. Уже в 4-40 по Москве я был на выездном посту ГАИ. Первые 30 км от города я проехал на Тойоте. Поворот, где меня высадили, был не очень удобен для автостопа, однако, вскоре меня подобрал газетчик на «Волге». Водитель промышлял тем, что «содержал» несколько газетных лотков в области. Сейчас он вез свежие газеты из Красноярска, и все заднее сидение его «Волги» было занято пачками различных газет. Конечно, я подарил ему «В.В.», рассказав, какая замечательная это газета и пожелал ему заняться распространением «Вольного Ветра» в Красноярском Крае. Как раз в этот момент мотор начал глохнуть и нам пришлось остановиться для мелкого ремонта. Остановились мы рядом с «Нивой», у которой были Читинские номера, и она тоже чинилась. Я вышел из машины и стал поглядывать через плечо на «Ниву». Возле «Нивы» тоже крутился один бородатый пассажир, который смотрел на меня. Подошел знакомиться. Оказалось – это тоже стопщик, едет из Иркутска в Самару. Мудрейших Методов он не знает и поэтому, на Фестиваль уже опоздал. Я подарил ему «В.В.» и ПВП с дарственной надписью и E-mail. Пока я быстро рассказывал ему про АВП, водитель Волги уже закончил ремонт и надо было ехать дальше. В спешке, забыл записать имя стопщика. Газетчик свернул в Партизанское, купил у меня еще и книгу ПВП. Стал голосовать на повороте. Рядом была АЗС и несколько вагончиков-кафе. Я попросил там холодной воды, но мне объяснили, что воду привозят из грязного источника и пить ее, без кипячения, нельзя. Машин было мало, однако через пол часа я подсел в КАМАЗ с прицепом, который вез в Канск пустые бутылки. По пути водитель рассказывал о суровой жизни в этих краях. Показывал перед Канском военный аэродром. Прощаясь, он предложил мне взять у него консервы. Их дают здесь вместо зарплаты. Я выбрал гречневую кашу с мясом и сгущенные сливки. Водитель предлагал еще, но рюкзак мой и так был слишком тяжел от надаренных продуктов (так и не съел все то, что вез с Грушинского Фестиваля). Канск имеет объездную дорогу, с постом ГАИ на развилке. КАМАЗ поехал в город разгружать бутылки, а я вышел в 9-00 у поста, т.к. водитель убедил меня, что лучше проехать Канск по объездной. На развилке также стояло кафе, кажется «ТРАНЗИТ» называлось. Время было обеденное (13 часов), а рюкзак мой отягощали две железные банки… В кафе согласились разогреть для меня кашу в микроволновой печи. Когда миску с кашей вынули из печи, аромат мяса наполнил весь вагончик. Зашедшие водители сразу говорили: «Как у Вас тут вкусно пахнет! Сделайте нам этого самого». К тому же на кухне еще и блины жарились, и меня тоже угостили. Короче, обедал я целый час, несмотря на услуги микроволновки. Еще двадцать минут я пытался голосовать на объездную. Однако все машины ехали с нее, и никто на Тайшет. В город же был довольно заметный поток транспорта. Решив осмотреть и Канск, я подсел в пустой автобус. На окраине города мы подъехали к трехэтажному кирпичному зданию, похожему на АТП. На крыше здания – большими буквами «ГРУЗОВАЯ СТАНЦИЯ СИУМНИК». Водитель автобуса вытащил откуда-то 50-ти литровую алюминиевую флягу и попросил меня помочь ему. Оказалось, что это совсем не то, что я предположил а … Спиртовой Завод (подпольный!?) В большом помещении, заставленном ящиками с бутылками (вот куда разгружался КАМАЗ!) стояла огромная бочка с краном. На белой бочке красными буквами была написана известная многим формула. В коридоре и комнатах толпилось изрядное количество «страждущих» мужчин с блестящими глазами и разнокалиберной тарой. Разливала женщина, при помощи шланга и «мерного» ведра. Для получения вожделенной жидкости, «клиенты» предъявляли ей маленький квадратный листик бумаги. Где его получали, я не видел. Согласно написанным в листочке цифрам человек получал в свою тару литры, и сам тащил все «на выход». Пока я помогал нести флягу с 40 литрами спирта, из-под крышки расплескалось изрядное количество, и руки мой стали «проспиртованными» как у хирурга. Нужно заметить, что я-то совершенно спокойно относился к такому количеству спирта, а вот водитель «возбуждался» с каждой минутой, видимо опасаясь, что флягу могут отнять и он не успеет «…пока не началось!»… Из автобуса я высадился в 10-43, возле Парка Культуры. Здесь выяснилось, что через город протекает речка Кан. Купание в ней оказалось одним из самых приятных моментов в моем путешествии. Пляж был длинный и многолюдный. Течение стремительно, река не глубока, вода тепла и чиста. Накупавшись и навалявшись до предела, поймал Тойоту и проехал на ней 1 км через мост. Водитель довез до Заправки у ж\д переезда. Возле магазина рядом стояла ГАЗель с подмосковными номерами. Вот так встреча! Купил мороженое и сел ждать водителя. - Добрый день. Вы действительно из Подмосковья? - Да, действительно. - И я тоже, я из Дубны автостопом на Байкал еду… - А я сам из Люберец. - Здорово! А куда Вы едете? - Никуда ни еду. (Улыбается) Эта машина уже четыре месяца здесь живет. - Очень жаль… Водитель ГАЗели уехал в город, а я еще 40 минут голосовал на окраине Канска. Все это время машины ехали мимо и показывали жестами, что скоро сворачивают. Невдалеке виднелась железная дорога. Устав голосовать я сделал попытку пересесть на локомотив. Рядом оказалась станция Иланка. Дежурная по станции сказала, что здесь кроме пригородных поездов ничего не останавливается. Чтобы переговорить с машинистом локомотива, мне нужно вернуться в Канск на пригородном электропоезде, который будет через сорок минут. Такой вариант меня не устраивал. Поблагодарив Дежурную, снова вернулся на трассу, проголосовал еще 10 минут и пошел пешком до поста ГАИ у выезда из Канска. Место там оказалось более удобное, отсеяв несколько местных машин, через 20 минут взял «Девятку» в Иланский. На большой станции Иланской формировались товарняки в обе стороны. Сначала зашел на вокзал и переписал расписание электричек в обе стороны для В.Э. Вокзал хранил на себе многочисленные следы пребывания господина Ж., который проезжал здесь сегодня утром на специальном «Агитпоезде ЛДПР». Все заборы, стены и даже некоторые вагоны были обклеены плакатами с изображением Ж. На вокзальном туалете «типа Сортир» с двух сторон, как и положено, были нарисованы крупные буквы «М» и «Ж». Так вот, возле буквы «Ж» как раз приклеили цветное изображение господина Ж., даже не посмотрев на назначение домика. Когда я пришел в Комнату Диспетчеров, меня очень хорошо там приняли, стали поить чаем и угощать салом в ожидании локомотива на Восток. Дежурные рассказывали мне, как Ж. раздаривал на митинге фуражки и пиджаки, разбрасывал в толпу медные деньги, а «народ» давился и кричал. Теперь, когда поезд уехал, те, кому не хватило фуражек, обиженно стыдили тех, кто успел отхватить. Однако газет и плакатов хватило всем. Даже на пульте Диспетчерской, под часами, показывающими Московское время, висел портрет Ж. и как будто спрашивал: «Ты, записался в ЛДПР?!» Подъехал локомотив до станции Решоты, но диспетчеры отговорили меня вписываться в него, объяснив, что с той станции меня никто не увезет, т.к. там расположены «Зоны» и, к тому же, могут быть неприятности с тамошней милицией. В 18-50 я вписался в локомотив, который ехал через Решоты до самого Тайшета. Заботливо прихватив у Диспетчеров газету Ж., я постелил ее на полу задней кабины и лег спать, оперевшись спиной на рюкзак. В Решотах поезд немного поманеврировал, неожиданно зацепив состав с другой стороны, и мне пришлось поменяться с машинистами кабинами. Прибыли в Тайшет, когда в Москве была уже полночь, а здесь 5 утра. Небо на востоке уже розовело. Локомотив отправлялся в парк. Попрощавшись с дружелюбными машинистами, я покинул кабину и стал расспрашивать редких ж\д рабочих, где находиться трасса. Женщина в оранжевом жилете предложила меня проводить. Когда мы проходили ворота станции, у них оказался ГАЗик. Женщина знала водителя и попросила его довезти меня до трассы. На трассу я высадился в предрассветных сумерках, возле столба «1215 – 670». Вокруг стояли бараки с темными окнами и какие-то заброшенные здания, поросшие бурьяном. Только что кончился дождик, и трава была мокрая. Когда я начал искать место для палатки, то неожиданно решил не ночевать в сырой траве, а поискать ночлег в пустующем здании. Когда-то здесь располагалась администрация какого-то авто предприятия. Сейчас окна и двери были выломаны, многие комнаты несли следы пожара и были завалены хламом. Я ходил по второму этажу с фонариком, выбирая самую «чистую» комнату для ночлега. Мне показалось, что самая «чистая» это та, в которой навалено больше всего бумаги. Постелив на пол, поверх бумаги, палатку, разложил сверху коврик и спальный мешок. Через окно комнату уже заполнил утренний рассвет. Натянул на глаза шапку и решил поспать хотя бы часа четыре. По Иркутской области. Тайшет. 23 июля 1998г. Проснулся в разрушенной комнате в 6-30. Оказалось, что ночью комната выглядела более «привлекательно» чем при дневном свете. Сфотографировал свое «лежбище» на память. Собрал рюкзак и неумытый вылез на трассу. Тут как раз мимо ехали на стареньких «Жигулях» дед и бабка. Они вывезли меня из Тайшета. Голосовать решил возле ж\д переезда. Рядом оказался источник воды, и удалось напиться-умыться. Голосование не принесло результатов, не смотря на удобную позицию. Я заметил, что в ближней деревне, машины сворачивают налево. Дошел пешком до развилки. Стою посреди деревни. Хочется есть. Местные жители, сидя возле калиток, наблюдают за мной с любопытством, как за диковинным животным, сбежавшим с зоопарка. В половине девятого не выдержал и подошел с котелком к ближайшему «наблюдателю» и попросил вскипятить кипятка. Мужик предложил поставить электрочайник, мол, так быстрее. Я согласился и сказал, что пойду голосовать дальше, а он пусть позовет, когда чайник вскипит. В 8-40 остановил «Волгу», которая ехала в Нижнеудинск. Помахав рукой мужику, который выбежал с горячим чайником, сажусь в «Волгу» на голодный желудок. Асфальтовая дорога кончается за деревней. Дальше идет пыльная грунтовка, местами, подсыпанная щебнем. Вокруг лес, все придорожные деревья белые от пыли. Неожиданно начинается совсем новое шоссе, прямо «автострада», с разметкой и загорождениями вдоль дороги по крутым склонам. С 9-30 до 10 часов остановились в совсем новом кафе. Я заварил картофельное пюре и чай, водитель попил кофе. Асфальт кончился так же неожиданно, как и начался. До самого Нижнеудинска была грунтовая дорога, более-менее качественная. В 11-35 водитель вывез меня на выезд из города и высадил возле закрытого поста. Голосую на окраине города. Начался дождь, едет много дачников. Дальнобоев нет совсем. Через два часа, сажусь в ГАЗик и возвращаюсь в город. По моей просьбе, водитель довозит прямо к ж\д вокзалу. Пришел к Диспетчеру. Он говорит: «Вон, на третьем пути, стоит «Почтовый» до Иркутска, иди, попробуй». Подхожу к машинисту, излагаю проблему, а он и отвечает: - Да не могу я никого возить! Вон, начальство узнает, с работы выгонят! - Да никто не узнает. Я на пол сяду, и не видно будет. - Кто-нибудь обязательно увидит как ты залезаешь, и донесет. - Ну, пожалуйста, возьмите меня хоть до следующей станции, а то ночевать на вокзале придется… - Нет, не возьму. Иди, вон, в вагоны к почтовикам просись… Может они возьмут. «Почтовики» сидят в открытых дверях и молча курят. - Добрый день. Я автостопщик, путешествую на Байкал без денег от Москвы. Возьмите хотя бы до Тулуна. - Да ты что! Нам «строжайше» запрещено даже пускать в вагон посторонних! - А никто не узнает. - Ну да. У нас на любой станции проверка может быть. Не положено! Сколько не уговаривал по всем вагонам, никто не взял «под страхом увольнения». Вернулся к Диспетчеру, пить чай. Следующий товарняк через два часа. На улице льет. Диспетчеры сменились. Все еще пью чаи. Вот и долгожданный товарняк. Применил все свое красноречие, все доводы, какие только смог придумать. Машинист ни в какую! «Уволят!» и все тут. Говорит: - Я могу везти только с разрешения начальника депо. Есть у тебя такое разрешение? Нет. И быть не может. Потому что приказ МПС «Пассажиров не брать!» Я даже работников железной дороги возить не могу. - Но ведь меня уже везли. И ничего не случилось. - Где? - Да хоть до Тайшета. - Ну, там, наверное, не так строго, как у нас. - А если я схожу к начальнику Депо, и он разрешит, возьмете? - Сходить-то ты можешь. Только он не разрешит. Не имеет права нарушить Приказ Сверху. - Как найти этого начальника? - Вон, видишь, два человека с портфелями и в фуражках. Иди с ними, они подскажут. - Сейчас схожу. Люди в железнодорожной форме, оказались тоже какими-то начальниками. По пути они убеждали меня, что говорить с Начальником Депо мне бесполезно, он все равно никого посадить в локомотив не может. Тогда я решил изменить цель разговора. Мне показали Начальника Депо. Я остановил его в дверях стеклянного кабинета. - Добрый день. Я путешественник-автостопщик. Еду без денег от Москвы до Байкала. Хотел Вас попросить: Пожалуйста, выдайте премию той локомотивной бригаде, которая сейчас с третьего пути на Иркутск отправляется… - ?! - Я двадцать минут их уговаривал подвезти меня… - Это зря. У нас приказ по МПС. Никого возить нельзя! - Совершенно верно. Они мне тоже так сказали. Вот поэтому, я и прошу выплатить им премию «За образцовое выполнение Инструкции и самую крепкую дисциплину…» - Это я уж как-нибудь сам разберусь. - Вы, конечно, разберетесь, только я прошу Вас, именно этой бригаде… …Очень Вас прошу. Вокруг столпились удивленные нашим разговором железнодорожники. Многие кивают головами: «Да. Правильно говорит…» и улыбаются. Убедившись, что нужный эффект достигнут, я желаю Начальнику Депо «Успехов в труде и Большого Счастья в личной жизни!» Трясу ему руку, прощаюсь и ухожу в город. Все это конечно здорово, только скоро ночь, идет дождь, а я еще никуда не уехал. Вышел на улицу города и не знаю, в какую сторону идти. Прохожих нет, т.к. плохая погода и сумерки. Останавливаю белую Тойоту: - Добрый вечер, Вы не подскажете, в какую сторону мне выбираться к выезду на Иркутск? - ?! Ты что? Пешком пойдешь? - Нет, я автостопщик. Буду попутку ловить. - Слушай, у меня тут ребенок сзади. Я сейчас его отвезу, тут недалеко. А ты постой здесь, я тебя вывезу куда надо. - Спасибо. Если только еще кто-нибудь к этому времени меня не увезет… - Подожди, я мигом… Стою. Мокну. Возвращается через несколько минут. Еду в тепле и комфорте. Вот и знакомое место на выезде. Прощаюсь с водителем Тойоты. Машина разворачивается и едет в город. На позиции уже стоит молоденький милиционер. Он добирается домой, в деревню. Уже около получаса стоит. Ну, если уж милиционер не уехал, то мне и подавно не светит! Встал позади него, по всем правилам автостопа. Через 15 томительных минут на шоссе выскакивает «Волга», визжа покрышками и разбрызгивая грязь. Интересно, кто это так спешить может? Милиционер, уже знающий все машины в городе комментирует: «Это местный, он далеко не едет». Однако мне можно и не далеко, лишь бы сменить позицию. Голосую. - Ты куда собрался? – голос немного выпившего человека. Нет, думаю, с пьяным я не поеду. В этот момент струя холодной воды затекла мне за воротник, и я пренебрег последствиями, утешая себя, что он «все равно далеко не едет» а сменить позицию на нем можно. - Да вообще на Байкал. - Откуда? - От Москвы еду. - Ну даешь! Ха-ха! Из Москвы?! - Подвезите, сколько по пути. - Да я тут в городок геологов еду, всего 25 км. - Хорошо. Хоть немного с Вами проеду. Сажусь в «Волгу». Сразу пристегиваюсь, чем вызываю бурю возмущения у водителя. «…Да я подполковник милиции! Меня здесь каждая собака знает. Я вот сейчас в отпуске и пью вторую неделю. И ни о чем не жалею!» По дороге мчимся под 110, разбрызгивая грязь и пугая собак. Въехали в поселок. Я говорю: - Вы бы хоть фары включили… Уже темно, дождь застилает стекла, а он едет без фар. - Да зачем мне фары, все и так знают, что я еду! Действительно, многие люди, завидев ревущую «Волгу», отбегают от дороги заранее. Подполковник расспрашивает, кем я работаю и где. - Слушай, говорит, я тебя сейчас отвезу к одному Художнику, у нас в поселке. Он такой же «чокнутый» как и ты. Тоже в походы на байдарках ходит. Тебе обязательно надо с ним познакомиться! - Поехали к нему. Может, переночую у него. - Сейчас, только к другу здесь заеду, на минуту… Я остался в машине, а он пошел к другу. Выходят вдвоем, подполковник тыкает в меня пальцем сквозь мокрое стекло и говорит другу, будто редкого зверя поймал и хвастается: - Вот, видишь, не вру. На попутках к Байкалу едет. Друг: -А ну-ка, дай посмотреть. Ты, правда, на Байкал едешь? Ну вот, сейчас, наверное, будут кусочки шерсти на память отстригать… - А может, устроим коллективный просмотр? А то ведь вся деревня сейчас будет подходить и рассматривать. - Нет, мы тебя сейчас к Художнику отвезем. А потом, извини уж, я с другом пить стану, и сегодня дальше не поеду. Едем втроем к Художнику. Его дом на краю деревни, у речки. Окна не светятся. Я говорю: - Ну, если он в походы ходит, то наверняка сейчас в походе. Ведь лето у вас короткое тут… - Да, не подумали… Ну, ничего, сейчас мы тебя на трассу короткой дорогой вывезем. Короткой дорогой оказалась глиняная колея, петлявшая среди деревьев. «Волга» летела с выключенными фарами, по раскисшим склонам и ухабам, метаясь между близких сосен в разные стороны. Неожиданно мы с ревом взлетели на крутой склон, пропахав днищем глину, и замерли у источника света. Источником света оказалось круглосуточное кафе в вагончике. Рядом стояло несколько иномарок и …знакомый милиционер. Вот так встреча! За прошедшие полчаса он доехал лишь до этого кафе. Стопил до 19-00. Машины были, но ехали они лишь до кафе. Здесь все выгружались и шли гулять в вагончик. В полночь по местному времени я пришел туда же, с целью поужинать. Никто не удивился моему появлению, видимо подполковник уже всем про меня рассказал. Однако и накормить меня никто не вызвался. (Безобразие! Распустились, понимаешь!) Пришлось самому просить кипяток и заваривать макароны и чай. После ужина пошел в лес, наткнулся на забор. Поставил возле него палатку и в 20-00 лег спать. 24 июля. Проснулся, когда на часах было 4 часа. Дождь льет еще сильнее, чем вчера. Ночью выдернулся колышек, и залило нижнюю часть спальника. На герметичном полу палатки – лужа воды. Хорошо же «серебрянка» держит воду! Запихнул мокрые вещи в рюкзак. Кое-как собрал отяжелевшую палатку. Скорее бы куда-нибудь! В 5-00 встал на трассе, на вчерашней позиции возле кафе. Через пять минут останавливается грузовик с камнями на 50 км. Едем, разговариваем про погоду. Водитель говорит, что такой сильный дождь здесь ждали уже давно. Стояла сильная засуха, и были пожары. Я же, напротив, надеюсь, что дождь утихнет. Вот, здесь я выхожу. Поливает так, что дворики на стекле не справляются. Куда я лезу?! Не успел я впитать и первое ведро воды как вижу фары легковой машины. Новый ВАЗ 21053 остановился сразу. Удивительно, но, сколько не голосовал по «перегонным» машинам, с бумажным номером на стекле – ни разу «в хорошую погоду» не останавливались. А этот застопился моментом. Видимо, из-за дождя! Водитель перегоняет машины из Самары в Иркутск. В 8-15 проехали небольшой поселок Тулун. Дальше, до Куйтуна, ехали по каменистой грунтовке. За Куйтуном, проехали участок строительства дороги и дальше до самого Иркутска мчались по отличному шоссе. Дождь кончился неожиданно, вместе с началом асфальта. Далее, я записывал каждый час километровые столбы: в 10-00 - столб «300=1585», в 11-00 – «212=1673». В 12-45 до Иркутска оставалось 100 км. В 13-35 мы перекусили пирогами и фантой в сельском магазине. В 14-20 мы проехали стеллу «ИРКУТСК»! =дальше, следующую главу=
Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©
Zip архив всей книги (160 кб.)