М9 "БАЛТИЯ"

    Магистральная федеральная автомобильная дорога
М-9 "Балтия" Москва — Волоколамск —государственная граница
имеет протяженность 610 км. Далее дорога переходит в автомаги-
страль в направлении Риги. В пределах Российской федерации дорога проходит по территории
Московской, Тверской и Псковской области.

    Дорога имеет подъезды к городам:

Волоколамск (3 км), Оленине (5 км), Нелидово (4 км), Зап. Двина (8 км), Великие Луки (8 км).
На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.
На дороге от 24 до 98 км устроена разделительная полоса.

    Дорога проходит в условиях слабохолмистой местности, на отдельных участках — лесисто-
болотистой. Температурные условия на дороге в основном одинаковые, средняя температура
января -10°С, июля +18°С.

    Дорога пересекает значительные реки: Истру (у г. Истра), Волгу (у г. Зубцов), Межу (у г. Нели-
дово), Вележу и Зап. Двину (у г. Зап. Двина), Торопу (у г. Стар. Торопа), Лювать (у г. Великие
Луки). Мосты через водные преграды длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-80 т. Ряд
участков требует повышенного внимания водителя:
— с крутыми спусками и подъемами (21 км, 136 км);
— с крутыми поворотами и ограниченной видимостью (115 км, 121 км, 206 км, 426 км).

    Пункты мед. помощи: 114, 116, 207, 240, 440.
    Посты ГАИ: 48, 98, 146, 204, 440.
    Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
    Пункты питания встречаются по трассе в среднем через 55-60 км,

    По трассе интерес представляют следующие места:


    — г. Волоколамск (16 тыс. жителей) — один из древних городов России. Первое упоминание
его в летописях относится к 1135 г. В 15 в. город становится центром удельного Волоцкого княжест-
ва, затем входит в состав Московского государства. В городе сохранились земляной кремль, собор
16 в. В настоящее время развита текстильная промышленность, имеются льнообрабатывающий и
кирпичный заводы.

    — г. Великие Луки (113 тыс. жителей) расположен на р. Ловать в 8 км севернее трассы. Впер-
вые город упоминается в Первой новгородской летописи в 1166 г. До 12  в. Луки на Ловати
входили в состав Древнерусского государства с центром в Киеве, затем город был присоединен к Новго-
родской боярской республике. На протяжении почти четырех веков — с конца 12 до конца 15 века
(до времени присоединения Новгорода к Москве) — город надежно охранял русские рубежи от по-
сягательств польско-литовских феодалов и ливонских рыцарей. Во время Отечественной войны
1812 г. крепость была сборным пунктом русских войск, отправлявшихся на борьбу с Наполеоном. В
годы Великой Отечественной войны город стойко вынес тяжелые испытания. Он дважды был окку-
пирован фашистами. В наши дни Великие Луки — благоустроенный город с развитой промышленно-
стью, большим количеством культурно-просветительских учреждений.

    — г. Себеж (9 тыс. жителей) — последний город по трассе на территории Российской Федера-
ции. Первое упоминание о Себеже датируется 1414 г. До 18 в. город неоднократно отторгался от
России и на долгое время оставался за Польшей. Только в 1772 г. Себеж окончательно возвращен
России. В 1773 г. он был уездным городом Полоцкой провинции, а с самого начала 19  в. - Витебской

губернии. В сегодняшнем Себеже хорошо развита пищевая промышленность, имеется обувная
фабрика.

    В 34 км от Себежа трасса дороги пересекает государственную границу с Латвией и имеет
направление на Ригу.


    Представьте себе пустынную дорогу, довольно узкую и с раздолбанным 
асфальтом; вокруг лишь поля с небольшими деревеньками и глухие леса 
Тверского края и Псковщины. И вдруг на этом тихом, почти проселочном 
шоссе появляется крутая фура с прибалтийскими номерами, потом еще 
одна, и еще... Поток фур разбавляют легковые иномарки и изредка - 
старенькие драндулеты 60 и 69 RUS. Магистраль Москва - Рига, связывающая 
нас со страной Латвией - наверно, единственная в России трасса, 
сочетающая в себе столь противоположные вышеописанные качества. Автостоп 
здесь - одно удовольствие: помимо комфортной езды на иностраннных 
супер-машинах со скоростью 70-110 км/ч (груз.) и 90-150 км/ч (легк.), 
вы сможете узнать любую интересующую вас информацию о странах Балтии: 
вежливые водители с удовольствием расскажут вам о жизни в своих странах. 
Трасса М9 для автостопщика - это особый автомобильный мир, краеведческо-интеллектуальный 
коридор между разными народами, оставляющий незабываемое впечатление.

    На М9 проще всего добираться по МКАДу, но если вы - фанат гортранспорта, 
то к вашим услугам авт. 798 от ст.м. "Щукинская" или авт. 
626 от ст.м. "Молодежная", которые ходят очень редко и едут 
все равно через МКАД. Ваша остановка - Промбаза, затем - пешком 
меньше километра до позиции.

    Выбираясь на М9 со МКАДа впервые, ориентируясь по указателям, не спутайте 
старую трассу с новой! Вам нужна та, которая именуется Новорижское 
шоссе.

    Особенности:

    Небольшое число населенных пунктов на самой трассе - на первых 
500 км ок. 10 шт.

    Потоки: Московские и областные машины, Латвия, Литва, Эстония и иногда 
Белоруссия; много машин внутри Тверской области из райцентра в райцентр. 
Крупные потоки возникают и заканчиваются в: Ржеве, Торопце, Великих 
Луках, Пустошке. Со Ржева идет большой поток локалов на Зубцов.

    Потоки машин по времени: Москва - Волоколамск 1-3 маш./мин., 
Волоколамск - Шаховская 1 маш./мин.-1 маш./2-3 мин., Шаховская 
- Госграница 1 маш./1-5 мин., далее - не знаю. Транспорт идет 
круглосуточно, минимальное кол-во его (1 маш./5-10 мин.) наблюдалось 
с 23.00 до 6.00.

    На всех постах ДПС - ограничение скорости (обычно до 20 км/ч), 
и почти везде STOP-контроль.

    Среднее время ожидания машины днем на хорошей позиции меньше часа. 
Ехать по М9 лучше одному, т.к. после Шаховской вы обязательно уедете 
на крутой прибалтийской фуре, которые берут стопщиков очень хорошо, 
и в котрых одно сиденье. Впрочем, довольно часты случаи, что на М9 
в фуру залезали и двое, и трое...

    Важнейшие позиции (километраж приблизительный):

    МОСКОВСКАЯ ОБЛ.

    0 км. Москва. Днем можно стопить сразу за внешним лепестком, у съезда, 
перед АЗС. Ночью - в зоне видимости той же АЗС, освещение которой 
поможет вам уехать. Попробуйте сначала словить что-нибудь до Волоколамска, 
если не пойдет - то отрывайтесь на любом локале строго кроме Красногорска.

    117 км. Волоколамск. Крупный пост ДПС, чем-то напоминающий теплоход, 
за ним - эстакада с отворотками в город. Варианты: 1) сразу за 
постом, не обращая внимание на волоколамские машины; 2) перед мостом 
сразу за отвороткой из города; 3) за мостом. Все позиции неудобны, 
но практика показывает, что уехать довольно легко. Следующую машину 
берите до Шаховской.

    132 км. Афанасово. Заправка, куда едут многие волоколамцы. Не помню, 
но позиция, кажется, лучше Шаховской. Стопить у АЗС.

    147 км. Шаховская. Скорее всего, ваш водитель свернет в начале поселка. 
Пройдите 2 км вперед до перекрестка с давно недействующим постом ДПС, 
поднимитесь чуть выше к АЗС и ищите машину до Ржева. В Зубцов ехать 
не советую, а вообще, в 85 % случаев, стопщики уезжают сразу в Псковскую 
обл. из Шаховской или Ржева с прибалтами.

    ТВЕРСКАЯ ОБЛ.

    209 км. Зубцов. От Москвы: горка перед выездной табличкой. Но это 
крайний случай. Лучше сюда не въезжать.

    224 км. Пов. Ржев. Крупный ДПС: таможенный контроль, STOP-контроль, 
весовой контроль, освещение; рядом пара кафе, а еще см. статью про 
Ржев. По идее, позиция ключевая (Ржев поглощает машины из Москвы и 
порождает их в тверские райцентры на М9), но к сожалению, вблизи поста 
постоянно тусуются разные дети-попрошайки, люди бомжового вида, проститутки 
и пр., назойливо мешающие вам уехать. Бывают они и на прочих больших 
пунктах остановок водителей М9, но здесь их количество/качество - 
рекорд.

    276 км. Пов. Оленино. Развилка, на которой почти всегда стоит патруль 
ГИБДД.

    321 км. Пов. Нелидово. Пост ДПС с фонарями на правой стороне М9. Если 
вам что-то там не понравилось, пройдите 1 км в сторону Москвы, где 
есть неярко освещенный ночью ведомственный ж/д переезд. Он должен 
быть удобен при движении на Москву.

    362 км. Пов. Западная Двина. Поворот в лесу. Похуже Нелидова...

    392 км. Развилка Торопец/Старая Торопа. Тоже в лесу. Сворачивают многие 
машины. При движении от Москвы сразу за мостом М9 крутой спуск.

    ПСКОВСКАЯ ОБЛ.

    439 км. Кунья. Освещенный пост ДПС. Ограничение скорости задолго до 
поста в обе стороны, но позиция так себе. Лучше сюда не попадать.

    463 км. Пов. Великие Луки. Позиция - так себе, голосовать следует 
за мостом у эстакадного лепестка. В город идет авт. 115 (очень редко) 
и маршрутки с табличкой "ДРСУ", "Пос. Дорожный", "Булынино". 
Остановку вы увидите, поднявшись на вершину лепестка в сторону города 
(направо).

    491 км. Пов. Новосокольники. Небольшой пост ДПС, кафе и бензоколонка, 
ярко освещенная с двух сторон. Стопьте у лепестка, по которому идут 
машины из города.

    539 км. Пов. Пустошка (пересечение с трассой М20). Освещенные бензоколонка 
и автостоянка, ограничение скорости до 50 км/ч (в сторону Москвы). 
На М20 уходит немалая часть потока. Следующую машину берите до Себежа, 
можно до Идрицы. Ну и потом - в Латвию. Кстати, многие водители, 
опасаясь больших очередей на себежской таможне, часто ездят через 
переход близ дер. Гавры Пыталовского р-на, сворачивая в Пустошке. 
Немало латышей идет и на Шумилкино - погранпереход в Печорском 
р-не на трассе А212. С ними вы доедете (почти?) до Пскова.

    При движении в Москву все намного проще, благодаря тому, что 85 % 
машин едет именно туда. Если вам не повезло, то стопьте:

    - в Пустошке: за авт. остановкой, находящейся за развязкой (позиция 
плохая, но только с виду). Минимум - Великие Луки.

    - в Великих Луках: 1) за внешним лепестком эстакады, 2) не доходя 
его, голосовать прямо на трассе. Если вас двое, удобно стоять и там, 
и там. Минимум - что-нибудь в Тверской обл., лучше Нелидово или 
Ржев. Если машина идет в Тверь, во Ржеве не выходите: время потеряете, 
зато с Твери уехать проще.

    - во Ржеве. Между постом ДПС и указателем километровых расстояний. 
Минимум - Шаховская.

    -в Шаховской. Где-нибудь у выезда на Москву. Ночью можно стоять 
и у въезда с рижской стороны - там фонари у АЗС. Ехать в Волоколамск!

    - в Волоколамске. За постом ДПС сразу после поворота на Дубосеково. 
Удивительная позиция: на ней я всегда стою не более 15 мин. независимо 
от количества или отсутствия напарников, и уезжаю до Москвы на быстроходной, 
чаще всего иностранной машине в любое время суток! А ездил я так не 
менее двадцати раз!

   
Автор: Егор Пагирев, 01.2002; и др.

line1.gif (4491 bytes)

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний

Вы находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть список всех автодорог РФ.
    Текст в начале статьи, выполненный наклонным курсивом - официальная информация
из атласа автомобильных дорог "Россия-Транзит".
     Остальной текст - указанных в подписи авторов - предназначен, главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят водители, хранящие в бардачке распечатку с нашего сайта.
    Мы надеемся, что водители, читающие этот текст, не будут проезжать мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
    Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел "Литература"