М8 "Холмогоры"
Магистральная федеральная
автомобильная дорога М-8 "Холмогоры"
Москва—Архангельск—Северодвинск
имеет протяженность 1271 км.
Дорога проходит по территории Московской,
Ярославской, Вологодской
и Архангельской области.
Дорога имеет подъезд к г. Кострома (72
км) и объезд г. Сергиев-Посад (35 км). На основном
протяжении дорога имеет асфальтобетонное
покрытие с шириной проезжей части 7-8 м. На уча-
стках с 28 по 51 км и с 64 по 94 км устроена
разделительная полоса.
Трасса дороги проходит в условиях
лесистой и лесисто-болотистой местности.
Климатические
условия по трассе разнообразны — от
умеренно-континентального климата в начале
(средняя
температура января -10°С) до континентального на
территории части Архангельской области
(средняя температура января -18°С). С конца августа
по ноябрь преобладают пасмурные дни с частыми
туманами. С ноября до середины апреля —
устойчивый снежный покров, частые метели и зано-
сы на дорогах.
Ряд участков дороги является опасным
для движения и требует особого внимания водителя
- с крутыми спусками и подъемами (101 км, 109 км, 114 км,
248 км);
- с крутыми поворотами (205 км, 207 км, 279 км, 469 км, 641
км, 720 км, 807 км, 850 км);
- с ограниченной видимостью (103 км, 316 км, 711 км).
Дорога пересекает значительные реки:
Волгу (у г. Ярославль), Вологду (у г. Вологда),
Сухону
(у н.п. Слобода), Вель (у г. Вельска), Ледь (у н.п.
Одинцовская), Емцу (у н.п. Емецк). Мосты
длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-100 т.
Трасса на ряде участков проходит по дамбам:
1057 км (1,6 км), 1062 км (0,5 км), 1104 км (0,5 км).
Пункты мед.
помощи: 97, 127, 140, 160, 183, 222, 248, 275, 286, 293, 320, 333, 342, 348, 360,
362, 497, 578, 646, 722, 726, 754, 807, 972, 1064, 1117, 1149, 1154.
Посты ГАИ: 32, 46, 79, 126, 235, 726, 975, 1217, 1230.
Расстояния до объектов сервисного обслуживания
даны в км от начала дороги.
Пункты питания по трассе расположены в среднем
через 40-50 км.
Начало автомобильной дороги
— в г. Москве (8957
тыс. жителей) — столице Российской Федерации.
Далее по трассе интерес представляют:
- г. Сергиев-Посад (113 тыс.
жителей) — районный центр Московской области.
Прошлое города
тесно связано с Троице-Сергиевой лаврой (до 1744 г.
— монастырь), основанной в 1340 г. На террито-
рии Троице-Сергиевой лавры расположены
Московская духовная академия и ее семинария.
- г. Ярославль (634
тыс. жителей) — областной центр, основан в начале
XI в. Город входил в
состав Ростово-Суздальского княжества, с 1463 г. —
в состав Московского государства. В городе оби-
лие исторических памятников и архитектурных
шедевров — Спасо-Преображенский собор (XVI в.),
церковь Богоявления (XVII в.), храм Ильи Пророка (XVII
в.) и др.
- г. Вологда
(278 тыс. жителей) — областной центр, расположен на
р. Вологде. Упоминается в
летописи с 1147 г. В городе сохранились памятники
истории и архитектуры — Софийский со-
бор(XVI в.), Воскресенский собор и др.
- г. Архангельск
(416 тыс. жителей) — областной центр, крупный
портовый город. В прошлом
город был сплошь деревянным с дощатыми
тротуарами. Исключением был лишь каменный
Гостин-
ный двор(XVIIв.), частично сохранившийся до наших
дней. Основу индустрии города составляют лесная
и деревообрабатывающая промышленность,
лесохимия, судоремонт.
- г. Северодвинск (239 тыс. жителей)
расположен на берегу Белого моря, в устье Сев.
Двины.
Конечный пункт автомобильной дороги М-8 и ж,-д.
ветки от линии Обозерская-Архангельск. В
городе имеется ряд заводов машиностроения и
пищевой промышленности, мебельная и швейная
фабрики.
Великая
автомагистраль «Холмогоры», соединяющая столицу
с северными регионами. поначалу насыщена
машинами. Участок Москва – Ярославль проходится
автостопом стандартно за 4 часа, ездится не хуже
питерской М10, хотя на большом протяжении дорога
двухполосная, крайне холмистая и суперскорости
на ней затруднительны. Между Даниловым и
Грязовцом идёт заметный спад потока, а самый
сложный участок – Верховажье – Вельск (граница
Вологодской и Архангельской областей), который
можно сравнить с М18 в северной Карелии.
Потоки: легковушки с номерами 33 RUS – до
Двориков, они едут в Александров, берут хорошо; 44
и 76 RUS – до Ярославля (первые берут плохо), 35 RUS –
до Вологды, чаще грузовики, берут хорошо.
Дальнобойщики, как правило, едут на Ярославль,
Вологду и Череповец (сворачивая в Данилове),
гораздо реже – в Архангельск (в основном, это
«КамАЗы» и Freightliner`ы). В Московской области –
типичный пригородный участок с движением
преимущественно московских и подмосковных машин.
За Торбеевским постом (объездная С-Посада)
начинают преобладать межобластные машины. После
Ярославля транспорта с московскими и
подмосковными номерами мало, после Вологды –
очень мало. Движение до Ярославля и близ крупных
городов происходит чаще на легковых машинах и
«ГАЗелях», на участках Данилов – Грязовец и
Чекшино – Вельск – с дальнобойщиками, дальние
легковушки переполнены и их мало.
Расчётное время автостопного
прохождения трассы М8 от Москвы: Переславль – 2-2.5
ч., Ростов – 3 ч., Ярославль – 4 ч., Данилов – 6 ч.,
Пречистое – 6-6.5 ч., Грязовец – 7 ч., Вологда – 8 ч.,
Кадников – 9.5-10 ч., Сямжа – 11-12 ч., Верховажье – 13-14
ч., Вельск – 15 ч.
Есть возможность продублировать
маршрут по ж/д, однако это гораздо медленнее.
Может быть полезно на участке Вологда – Вельск, а
также (ночью) – Вологда – Ростов. Перебираться с
трассы на ж/д в Ярославле очень долго, а в Ростове
трасса проходит рядом с вокзалом.
Итак, во избежание зависания,
придерживайтесь следующих позиций.
(0) МОСКВА, МКАД. По мнению составителя
этой книги, самая лучшая позиция этой
многоуровневой развязки (с хорошей видимостью,
местом для остановки и довольно низкими
скоростями) находится на лепестке, соединяющем
внутреннюю сторону МКАД с лепестком, идущим к М8
от внешней стороны МКАД (через тоннель).
Голосовать следует примерно через 50-70 метров
после выхода из тоннеля. Отсеивайте
многочисленные машины, идущие в Мытищи, Королёв,
Болшево, и уезжайте минимум до пушкинского
поворота.
(16) пов. Пушкино/Ивантеевка. Довольно
неудобная развязка с заброшенным постом ДПС, у
которого нужно стопить. Второй поворот на
Пушкино более предпочтителен.
(19) пов. Пушкино/Красноармейск.
Развязка. Позиция с нормальной обочиной и
хорошей видимостью – за развязкой.
(32) ДПС Софрино (пересечение с А107).
Позиция с хорошей видимостью и низкими
скоростями – на прямике перед мостом.
(48) Сергиев Посад, начало объездной.
Ключевая низкоскоростная позиция, точное место
выбирайте на свой вкус.
(66) ДПС Тоpбеево Озеpо (пересечение с А108).
Одна из главных ключевых позиций на этой трассе
– на подъёме, перед примыканием лепестка с А108 (для
голосования приготовьте обе руки!) Ценители
собственного времени могут спокойно выжидать
машину на Переславль, Ростов и Ярославль;
нетерпеливые могут воспользоваться
многочисленными владимирскими машинами, доехав
на них до Двориков или границы областей.
(82) Граница Московской и Владимирской
областей, конец С-Посадской объездной. Здесь
можно выйти, если вы не любите голосовать в
населённом пункте, но учтите, что многие
автомобили с номерами «33 RUS» сворачивают через
километр! Зато это место более спокойное,
водители сбрасывают скорость, т.к. М8 из
«автобана» превращается в обычную двухполоску.
Стопьте сразу за сужением трассы.
(83) Дворики, пов. Александров. Голосуйте
у автобусной остановки – далее идёт затяжной
спуск.
(121) КПМ ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. Крупный
пост со знаком STOP и весовым контролем; часто
осматривают большегрузные машины. Сразу за
постом направо уходит объездная, по которой идут
все грузовики, транзитные легковушки же (в т.ч.
"ГАЗели") идут напрямую через город,
сокращая путь на 17 км. В случае, когда ваш
водитель едет в сам Переславль, выходите на этой
развилке и голосуйте «на город», вылавливая
машину на Ярославль. Если вас двое – встаньте на
разных дорогах и стопьте оба потока. Если вы один
и не брезгуете грузовиками, можете доехать на
транспорте, не достигающем Ярославля, до конца
объездной; но в парном варианте делать этого не
следует.
(133) Конец Переславской объездной.
Позиция хороша лишь для грузовиков, делающих 90-градусный
поворот. Легковушки несутся с приличной
скоростью и, несмотря на нормальную видимость и
широченную обочину, стопиться желают крайне
редко. Берите машину до Ярославля: Петровск и
Ростов – не позиции!
(243) ДПС ЯРОСЛАВЛЬ. Фонари, STOP-контроль,
но обочина часто бывает забита грузовиками. Если
Ярославль вам нужно пройти транзитом, а ваша
машина следует в Кострому, то удобнее выйти здесь,
дабы застопить какой-нибудь транспорт до центра
или хотя бы до Крестов (ул. Нефтяников). От Крестов
до центра города ходит троллейбус № 9; выходите
на Красной площади, ищите остановку авт. 21, 21-а и
маршрутки 93, пересекайте на ней мост ч/з Волгу и
вылезайте на остановке «Сельхозтехника» - вы на
вологодском выезде. При целеустремлённом резвом
передвижении такой транзит составляет 40 минут.
Большегрузные машины идут по очень
длинному обходу города, потом всё-таки заходя в
центральную часть, т.к. мост через Волгу один.
Подобное прохождение этого пути грузовиком
занимает порой более часа.
(264) пов. Очапки, выезд на Вологду.
Позиция – немного скоростной, но хорошо
освещённый прямик, часто заполненный тюленями.
Зайдите за них. Уезжается легко.
(270) пов. Тутаев. Хорошая позиция,
отсеивающая ярославский локал – левый поворот,
за ним довольно резкий изгиб трассы вправо.
Снижение скорости, отличная видимость!
(321) ДАНИЛОВ, начало объездной.
Неприятный затяжной спуск, узковатая обочина. В
Данилов идёт большинство ярославских машин,
поток на Вологду резко снижается. Также учтите,
что часть его составляют дальнобойщики Москва –
Череповец, сворачивающие ч/з 7 км на Пошехонье!
Здесь можно очень долго провисеть; всеми силами
пытайтесь выбраться в конец объездной!
(331) Данилов, конец объездной. Ключевая
позиция! Т-образный перекрёсток, большинство
машин – вологжане. Можно доехать до Грязовецкого
поворота.
(392) пов. КС-17. Если вы уж здесь
оказались… Крупный освещённый пост ДПС –
«ворота Вологодчины», знак STOP, дальнобойщиков
задерживают минут на 10.
(405) пов. ГРЯЗОВЕЦ. Большая, освещённая
развилка в форме ромба с комплексом АЗС «Лукойл»
в середине. Берите вологодскую машину.
(444) ДПС ВОЛОГДА у въезда в город. При
движении на север как позиция не актуален.
(445) пов. ул. Конева. Сюда уходит большая
часть потока, однако это не самая удобная дорога
ни для транзита, ни для въезда в этот старинный
город. Выходите на повороте и стопьте дальше – до
кольцевой развилки. При голосовании имейте ввиду,
что жест «до круга» местные водители понимают.
(447) «Круг», развилка дорог на Норобово,
ж/д вокзал и Череповец (собственно объездная).
Транзит города в направлении Архангельска можно
осуществить двумя способами. Общественным
транспортом: пройдите от развилки немного «в
город», к остановке «Бывалово» (она же
«Больничный комплекс») и сядьте на троллейбус №
4, который привезёт вас через всю Вологду на
северную окраину города – к остановке
«Бригантина». За ней можно уже начинать
голосовать, а можно пересесть в авт. 29, 101(кстати,
идущих от ж/д вокзала) и др., чтобы доехать до
ключевой выездной позиции в Прилуках. Выходите
перед Спасо-Прилуцким монастырём, сворачивайте
по стрелочке на Архангельск и стопьте на горке за
ж/д переездом – минимум до пов. на «Трубку» (1-й
поворот на Сокол).
Второй вариант транзита предполагает
полностью автостопное прохождение на сильно
локальном автотранспорте. Стопьте машину «до
самолёта» (3 км; это памятник напротив
подшипникового завода – ВПЗ), затем совершаете
километровую прогулочку до Леншоссе (развилка на
Череповец). Если повезёт, вам может попасться
прямая машина от «Круга» до Леншоссе. Там
проходите «в сторону Череповца» мимо сборища
тюленей, за остановку, и уезжаете в соседнее
Ватланово (2 км). (Внимание! Показывайте водителям
правый поворот!) В Ватланово встаёте по стрелочке
на Кириллов и берёте машину до поста ДПС на
кирилловской дороге (4 км), у которого начинается
недавно построенная объездная-автобан, ч/з 10-12 км
выходящая прямо на М8, уже за Прилуками, у
поворота на Аэропорт. Автостоп на Вологодчине
хороший, так что такой способ объезда Вологды
вполне реален.
(481) 1-й пов. Сокол, он же пов. на «Трубку».
Уходит немалая часть потока.
(486) 2-й пов. Сокол. Сюда уходит ещё
большая часть потока.
(495) КАДНИКОВ, начало объездной.
Развилка в лесу с критериями нормальной позиции.
(521) ДПС Чекшино, поворот на Тотьму,
Никольск, Великий Устюг. Туда уходит не меньше
трети машин и большая часть автобусов. Поток на
Архангельск существенно снижается – до 1 маш. в
5-10 мин., из них большинство - «КамАЗы»,
перевозящие по будням кирпич в Вельск, а также
лесовозы в различные лесопункты Вологодчины.
«Газели» и прочие схожие микроавтобусы с
легковушками – редки и забиты людьми. На позиции
часты тюлени, причём голосующие лишь в сторону
севера.
(572) СЯМЖА. Большое транзитное село-райцентр,
пешком проходится минут за 20. Освещённая
заправка на выезде. Отсюда до Вельска самый
трудный участок с минимумом движения, покрытие –
частично плохой бетон.
(679) пов. ВЕРХОВАЖЬЕ. Просто поворот в
лесу. Вот вы и почти всю Вологодскую область
проехали. Отсюда до Вельска машин мало, особенно
в выходные дни, хотя можно рассчитывать на
существующий поток из Верховажья. Если за день,
выходя из Москвы, вы достигли Вельска, угостите
себя шоколадкой!
При движении обратно желательно
придерживаться следующих позиций: пов.
Верховажье – Сямжа (выезд) – ДПС Чекшино –
Кадников (южный конец объездной) – пов. Сокол –
пов. на «Трубку» - Вологда. При прохождении города
на общественном транспорте действия аналогичны;
при автостопном транзите пунктами следования
будут: начало объездной у пов. на Аэропорт, пост
ДПС на кирилловской дороге (от него пройти пешком
порядка 1 км до поворота вправо, на Ватланово),
Ватланово, Леншоссе, «Круг», ул. Конева. От ул.
Конева прогуляйтесь до выездного поста ДПС и
ждите машину до пов. Грязовец. Далее: Данилов (начало
объездной), пов. Пошехонье (отойти вниз, за
заправку), Данилов (конец объездной, на горке),
Ярославль. Правильный транзит Ярославля
происходит следующим образом: вы оказываетесь на
Автовокзале, куда идёт немало городских
автобусов и троллейбусов, и садитесь в
пригородный автобус 104, 105 или 110-го маршрута. За 5
руб. 20 коп. он вывезет вас к выездному
ярославскому посту ДПС. Сразу за постом будет
остановка по требованию (!), именуемая «Спицыно» -
не проследите её! От остановки проходите чуть
вперёд и стопите сразу же за развилкой. Первая
машина – минимум до вокзала в Ростове, от
которого до неплохой позиции – ж/д переезда –
останется порядка 300 м (прямо-направо-налево). Из
Ростова уезжайте в Переславль, в нём тоже есть
свои нюансы. Можно выйти на северном конце
объездной и стопить легковой поток на Москву,
идущий через город; а можно выйти в самом
Переславле, пересечь его насквозь на авт. 1, после
чего прогуляться порядка 2.5 км до поста КПМ. За
постом КПМ – удобнейшая ключевая позиция: низкие
скорости, нормальная видимость, хорошее
освещение. Выжидайте машину до Москвы. Если
машина до столицы не доходит, а ехать всё-таки
хочется, приемлемым местом высадки послужит пов.
Ашукино (но не ДПС Софрино!) Впрочем, рекомендую
его как позицию лишь в светлое время суток.
Егор Паагирев;
использованы материалы Сергея Болашенко,
Константина Гришина и др. (02.2005)
© "ВОЛЬНАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)
Предисловие
на сайте Академии
Вольных Путешествий (АВП)
Для
пользователей, для
авторов, E-mail для добавлений
и замечаний
Вы
находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть
список всех автодорог РФ.
Текст
в начале статьи, выполненный наклонным курсивом -
официальная информация
из атласа автомобильных дорог
"Россия-Транзит".
Остальной текст - указанных
в подписи авторов - предназначен, главным
образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят
водители, хранящие в бардачке распечатку с
нашего сайта.
Мы надеемся, что водители, читающие
этот текст, не будут проезжать мимо авторов,
сделав
"морду кирпичом" ;-)
Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в
виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел
"Литература"