М8 "Холмогоры"

    Магистральная федеральная автомобильная дорога М-8 "Холмогоры"
    Москва—Архангельск—Северодвинск
имеет протяженность 1271 км.
Дорога проходит по территории Московской,
Ярославской, Вологодской и Архангельской области.


    Дорога имеет подъезд к г. Кострома (72 км) и объезд г. Сергиев-Посад (35 км). На основном
протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м. На уча-
стках с 28 по 51 км и с 64 по 94 км устроена разделительная полоса.

    Трасса дороги проходит в условиях лесистой и лесисто-болотистой местности. Климатические
условия по трассе разнообразны — от умеренно-континентального климата в начале (средняя
температура января -10°С) до континентального на территории части Архангельской области
(средняя температура января -18°С). С конца августа по ноябрь преобладают пасмурные дни с частыми
туманами. С ноября до середины апреля — устойчивый снежный покров, частые метели и зано-
сы на дорогах.

    Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя
- с крутыми спусками и подъемами (101 км, 109 км, 114 км, 248 км);
- с крутыми поворотами (205 км, 207 км, 279 км, 469 км, 641 км, 720 км, 807 км, 850 км);
- с ограниченной видимостью (103 км, 316 км, 711 км).

    Дорога пересекает значительные реки: Волгу (у г. Ярославль), Вологду (у г. Вологда), Сухону
(у н.п. Слобода), Вель (у г. Вельска), Ледь (у н.п. Одинцовская), Емцу (у н.п. Емецк). Мосты
длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-100 т. Трасса на ряде участков проходит по дамбам:
1057 км (1,6 км), 1062 км (0,5 км), 1104 км (0,5 км).

    Пункты мед. помощи: 97, 127, 140, 160, 183, 222, 248, 275, 286, 293, 320, 333, 342, 348, 360,
362, 497, 578, 646, 722, 726, 754, 807, 972, 1064, 1117, 1149, 1154.
Посты ГАИ: 32, 46, 79, 126, 235, 726, 975, 1217, 1230.
Расстояния до объектов сервисного обслуживания даны в км от начала дороги.
Пункты питания по трассе расположены в среднем через 40-50 км.

    Начало автомобильной дороги

в г. Москве (8957 тыс. жителей) — столице Российской Федерации.
Далее по трассе интерес представляют:

    - г. Сергиев-Посад (113 тыс. жителей) — районный центр Московской области. Прошлое города
тесно связано с Троице-Сергиевой лаврой (до 1744 г. — монастырь), основанной в 1340 г. На террито-
рии Троице-Сергиевой лавры расположены Московская духовная академия и ее семинария.

    - г. Ярославль (634 тыс. жителей) — областной центр, основан в начале XI в. Город входил в
состав Ростово-Суздальского княжества, с 1463 г. — в состав Московского государства. В городе оби-
лие исторических памятников и архитектурных шедевров — Спасо-Преображенский собор (XVI в.),
церковь Богоявления (XVII в.), храм Ильи Пророка (XVII в.) и др.

    - г. Вологда (278 тыс. жителей) — областной центр, расположен на р. Вологде. Упоминается в
летописи с 1147 г. В городе сохранились памятники истории и архитектуры — Софийский со-
бор(XVI в.), Воскресенский собор и др.

    - г. Архангельск (416 тыс. жителей) — областной центр, крупный портовый город. В прошлом
город был сплошь деревянным с дощатыми тротуарами. Исключением был лишь каменный Гостин-
ный двор(XVIIв.), частично сохранившийся до наших дней. Основу индустрии города составляют лесная
и деревообрабатывающая промышленность, лесохимия, судоремонт.

    - г. Северодвинск (239 тыс. жителей) расположен на берегу Белого моря, в устье Сев. Двины.
Конечный пункт автомобильной дороги М-8 и ж,-д. ветки от линии Обозерская-Архангельск. В
городе имеется ряд заводов машиностроения и пищевой промышленности, мебельная и швейная
фабрики.

   Великая автомагистраль «Холмогоры», соединяющая столицу с северными регионами. поначалу насыщена машинами. Участок Москва – Ярославль проходится автостопом стандартно за 4 часа, ездится не хуже питерской М10, хотя на большом протяжении дорога двухполосная, крайне холмистая и суперскорости на ней затруднительны. Между Даниловым и Грязовцом идёт заметный спад потока, а самый сложный участок – Верховажье – Вельск (граница Вологодской и Архангельской областей), который можно сравнить с М18 в северной Карелии.

    Потоки: легковушки с номерами 33 RUS – до Двориков, они едут в Александров, берут хорошо; 44 и 76 RUS – до Ярославля (первые берут плохо), 35 RUS – до Вологды, чаще грузовики, берут хорошо. Дальнобойщики, как правило, едут на Ярославль, Вологду и Череповец (сворачивая в Данилове), гораздо реже – в Архангельск (в основном, это «КамАЗы» и Freightliner`ы). В Московской области – типичный пригородный участок с движением преимущественно московских и подмосковных машин. За Торбеевским постом (объездная С-Посада) начинают преобладать межобластные машины. После Ярославля транспорта с московскими и подмосковными номерами мало, после Вологды – очень мало. Движение до Ярославля и близ крупных городов происходит чаще на легковых машинах и «ГАЗелях», на участках Данилов – Грязовец и Чекшино – Вельск – с дальнобойщиками, дальние легковушки переполнены и их мало.

    Расчётное время автостопного прохождения трассы М8 от Москвы: Переславль – 2-2.5 ч., Ростов – 3 ч., Ярославль – 4 ч., Данилов – 6 ч., Пречистое – 6-6.5 ч., Грязовец – 7 ч., Вологда – 8 ч., Кадников – 9.5-10 ч., Сямжа – 11-12 ч., Верховажье – 13-14 ч., Вельск – 15 ч.

    Есть возможность продублировать маршрут по ж/д, однако это гораздо медленнее. Может быть полезно на участке Вологда – Вельск, а также (ночью) – Вологда – Ростов. Перебираться с трассы на ж/д в Ярославле очень долго, а в Ростове трасса проходит рядом с вокзалом.

    Итак, во избежание зависания, придерживайтесь следующих позиций.

    (0) МОСКВА, МКАД. По мнению составителя этой книги, самая лучшая позиция этой многоуровневой развязки (с хорошей видимостью, местом для остановки и довольно низкими скоростями) находится на лепестке, соединяющем внутреннюю сторону МКАД с лепестком, идущим к М8 от внешней стороны МКАД (через тоннель). Голосовать следует примерно через 50-70 метров после выхода из тоннеля. Отсеивайте многочисленные машины, идущие в Мытищи, Королёв, Болшево, и уезжайте минимум до пушкинского поворота.

    (16) пов. Пушкино/Ивантеевка. Довольно неудобная развязка с заброшенным постом ДПС, у которого нужно стопить. Второй поворот на Пушкино более предпочтителен.

    (19) пов. Пушкино/Красноармейск. Развязка. Позиция с нормальной обочиной и хорошей видимостью – за развязкой.

    (32) ДПС Софрино (пересечение с А107). Позиция с хорошей видимостью и низкими скоростями – на прямике перед мостом.

    (48) Сергиев Посад, начало объездной. Ключевая низкоскоростная позиция, точное место выбирайте на свой вкус.

    (66) ДПС Тоpбеево Озеpо (пересечение с А108). Одна из главных ключевых позиций на этой трассе – на подъёме, перед примыканием лепестка с А108 (для голосования приготовьте обе руки!) Ценители собственного времени могут спокойно выжидать машину на Переславль, Ростов и Ярославль; нетерпеливые могут воспользоваться многочисленными владимирскими машинами, доехав на них до Двориков или границы областей.

    (82) Граница Московской и Владимирской областей, конец С-Посадской объездной. Здесь можно выйти, если вы не любите голосовать в населённом пункте, но учтите, что многие автомобили с номерами «33 RUS» сворачивают через километр! Зато это место более спокойное, водители сбрасывают скорость, т.к. М8 из «автобана» превращается в обычную двухполоску. Стопьте сразу за сужением трассы.

    (83) Дворики, пов. Александров. Голосуйте у автобусной остановки – далее идёт затяжной спуск.

    (121) КПМ ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. Крупный пост со знаком STOP и весовым контролем; часто осматривают большегрузные машины. Сразу за постом направо уходит объездная, по которой идут все грузовики, транзитные легковушки же (в т.ч. "ГАЗели") идут напрямую через город, сокращая путь на 17 км. В случае, когда ваш водитель едет в сам Переславль, выходите на этой развилке и голосуйте «на город», вылавливая машину на Ярославль. Если вас двое – встаньте на разных дорогах и стопьте оба потока. Если вы один и не брезгуете грузовиками, можете доехать на транспорте, не достигающем Ярославля, до конца объездной; но в парном варианте делать этого не следует.

    (133) Конец Переславской объездной. Позиция хороша лишь для грузовиков, делающих 90-градусный поворот. Легковушки несутся с приличной скоростью и, несмотря на нормальную видимость и широченную обочину, стопиться желают крайне редко. Берите машину до Ярославля: Петровск и Ростов – не позиции!

    (243) ДПС ЯРОСЛАВЛЬ. Фонари, STOP-контроль, но обочина часто бывает забита грузовиками. Если Ярославль вам нужно пройти транзитом, а ваша машина следует в Кострому, то удобнее выйти здесь, дабы застопить какой-нибудь транспорт до центра или хотя бы до Крестов (ул. Нефтяников). От Крестов до центра города ходит троллейбус № 9; выходите на Красной площади, ищите остановку авт. 21, 21-а и маршрутки 93, пересекайте на ней мост ч/з Волгу и вылезайте на остановке «Сельхозтехника» - вы на вологодском выезде. При целеустремлённом резвом передвижении такой транзит составляет 40 минут.

    Большегрузные машины идут по очень длинному обходу города, потом всё-таки заходя в центральную часть, т.к. мост через Волгу один. Подобное прохождение этого пути грузовиком занимает порой более часа.

    (264) пов. Очапки, выезд на Вологду. Позиция – немного скоростной, но хорошо освещённый прямик, часто заполненный тюленями. Зайдите за них. Уезжается легко.

    (270) пов. Тутаев. Хорошая позиция, отсеивающая ярославский локал – левый поворот, за ним довольно резкий изгиб трассы вправо. Снижение скорости, отличная видимость!

    (321) ДАНИЛОВ, начало объездной. Неприятный затяжной спуск, узковатая обочина. В Данилов идёт большинство ярославских машин, поток на Вологду резко снижается. Также учтите, что часть его составляют дальнобойщики Москва – Череповец, сворачивающие ч/з 7 км на Пошехонье! Здесь можно очень долго провисеть; всеми силами пытайтесь выбраться в конец объездной!

    (331) Данилов, конец объездной. Ключевая позиция! Т-образный перекрёсток, большинство машин – вологжане. Можно доехать до Грязовецкого поворота.

    (392) пов. КС-17. Если вы уж здесь оказались… Крупный освещённый пост ДПС – «ворота Вологодчины», знак STOP, дальнобойщиков задерживают минут на 10.

    (405) пов. ГРЯЗОВЕЦ. Большая, освещённая развилка в форме ромба с комплексом АЗС «Лукойл» в середине. Берите вологодскую машину.

    (444) ДПС ВОЛОГДА у въезда в город. При движении на север как позиция не актуален.

    (445) пов. ул. Конева. Сюда уходит большая часть потока, однако это не самая удобная дорога ни для транзита, ни для въезда в этот старинный город. Выходите на повороте и стопьте дальше – до кольцевой развилки. При голосовании имейте ввиду, что жест «до круга» местные водители понимают.

    (447) «Круг», развилка дорог на Норобово, ж/д вокзал и Череповец (собственно объездная). Транзит города в направлении Архангельска можно осуществить двумя способами. Общественным транспортом: пройдите от развилки немного «в город», к остановке «Бывалово» (она же «Больничный комплекс») и сядьте на троллейбус № 4, который привезёт вас через всю Вологду на северную окраину города – к остановке «Бригантина». За ней можно уже начинать голосовать, а можно пересесть в авт. 29, 101(кстати, идущих от ж/д вокзала) и др., чтобы доехать до ключевой выездной позиции в Прилуках. Выходите перед Спасо-Прилуцким монастырём, сворачивайте по стрелочке на Архангельск и стопьте на горке за ж/д переездом – минимум до пов. на «Трубку» (1-й поворот на Сокол).

    Второй вариант транзита предполагает полностью автостопное прохождение на сильно локальном автотранспорте. Стопьте машину «до самолёта» (3 км; это памятник напротив подшипникового завода – ВПЗ), затем совершаете километровую прогулочку до Леншоссе (развилка на Череповец). Если повезёт, вам может попасться прямая машина от «Круга» до Леншоссе. Там проходите «в сторону Череповца» мимо сборища тюленей, за остановку, и уезжаете в соседнее Ватланово (2 км). (Внимание! Показывайте водителям правый поворот!) В Ватланово встаёте по стрелочке на Кириллов и берёте машину до поста ДПС на кирилловской дороге (4 км), у которого начинается недавно построенная объездная-автобан, ч/з 10-12 км выходящая прямо на М8, уже за Прилуками, у поворота на Аэропорт. Автостоп на Вологодчине хороший, так что такой способ объезда Вологды вполне реален.

    (481) 1-й пов. Сокол, он же пов. на «Трубку». Уходит немалая часть потока.

    (486) 2-й пов. Сокол. Сюда уходит ещё большая часть потока.

    (495) КАДНИКОВ, начало объездной. Развилка в лесу с критериями нормальной позиции.

    (521) ДПС Чекшино, поворот на Тотьму, Никольск, Великий Устюг. Туда уходит не меньше трети машин и большая часть автобусов. Поток на Архангельск существенно снижается – до 1 маш. в 5-10 мин., из них большинство - «КамАЗы», перевозящие по будням кирпич в Вельск, а также лесовозы в различные лесопункты Вологодчины. «Газели» и прочие схожие микроавтобусы с легковушками – редки и забиты людьми. На позиции часты тюлени, причём голосующие лишь в сторону севера.

    (572) СЯМЖА. Большое транзитное село-райцентр, пешком проходится минут за 20. Освещённая заправка на выезде. Отсюда до Вельска самый трудный участок с минимумом движения, покрытие – частично плохой бетон.

    (679) пов. ВЕРХОВАЖЬЕ. Просто поворот в лесу. Вот вы и почти всю Вологодскую область проехали. Отсюда до Вельска машин мало, особенно в выходные дни, хотя можно рассчитывать на существующий поток из Верховажья. Если за день, выходя из Москвы, вы достигли Вельска, угостите себя шоколадкой!

    При движении обратно желательно придерживаться следующих позиций: пов. Верховажье – Сямжа (выезд) – ДПС Чекшино – Кадников (южный конец объездной) – пов. Сокол – пов. на «Трубку» - Вологда. При прохождении города на общественном транспорте действия аналогичны; при автостопном транзите пунктами следования будут: начало объездной у пов. на Аэропорт, пост ДПС на кирилловской дороге (от него пройти пешком порядка 1 км до поворота вправо, на Ватланово), Ватланово, Леншоссе, «Круг», ул. Конева. От ул. Конева прогуляйтесь до выездного поста ДПС и ждите машину до пов. Грязовец. Далее: Данилов (начало объездной), пов. Пошехонье (отойти вниз, за заправку), Данилов (конец объездной, на горке), Ярославль. Правильный транзит Ярославля происходит следующим образом: вы оказываетесь на Автовокзале, куда идёт немало городских автобусов и троллейбусов, и садитесь в пригородный автобус 104, 105 или 110-го маршрута. За 5 руб. 20 коп. он вывезет вас к выездному ярославскому посту ДПС. Сразу за постом будет остановка по требованию (!), именуемая «Спицыно» - не проследите её! От остановки проходите чуть вперёд и стопите сразу же за развилкой. Первая машина – минимум до вокзала в Ростове, от которого до неплохой позиции – ж/д переезда – останется порядка 300 м (прямо-направо-налево). Из Ростова уезжайте в Переславль, в нём тоже есть свои нюансы. Можно выйти на северном конце объездной и стопить легковой поток на Москву, идущий через город; а можно выйти в самом Переславле, пересечь его насквозь на авт. 1, после чего прогуляться порядка 2.5 км до поста КПМ. За постом КПМ – удобнейшая ключевая позиция: низкие скорости, нормальная видимость, хорошее освещение. Выжидайте машину до Москвы. Если машина до столицы не доходит, а ехать всё-таки хочется, приемлемым местом высадки послужит пов. Ашукино (но не ДПС Софрино!) Впрочем, рекомендую его как позицию лишь в светлое время суток.

   Егор Паагирев; использованы материалы Сергея Болашенко, Константина Гришина и др. (02.2005)


line1.gif (4491 bytes)

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний

Вы находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть список всех автодорог РФ.
    Текст в начале статьи, выполненный наклонным курсивом - официальная информация
из атласа автомобильных дорог "Россия-Транзит".
     Остальной текст - указанных в подписи авторов - предназначен, главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят водители, хранящие в бардачке распечатку с нашего сайта.
    Мы надеемся, что водители, читающие этот текст, не будут проезжать мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
    Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел "Литература"