М21

    Федеральная автомобильная дорога М-21
Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной
имеет протяженность 360 км. Далее дорога переходит в автомагистраль в
направлении
Кишинев Кишинев.
    В пределах Российской Федерации дорога проходит по территории
Волгоградской и Ростовской области.

    Дорога проходит в условиях степной среднехолмистой местности.

    Покрытие дороги асфальто-бетонное.
     Ширина проезжей части — 7 м.
    Температурный режим по данным многолетних наблюдений не превышает в январе -700.
Лето достаточно жаркое, сухое. Средняя температура июля +23°С.
    Ряд участков требует повышенного внимания водителя:
- с крутыми спусками и подъемами (88 км, 130 км, 275 км);
- с крутыми поворотами (37 км, 355 км, 370 км, 379 км).

    Дорога пересекает Цимлянское водохранилище (у г. Калач-на-Дону), значительные реки:

Чир (у г. Суровикино), Северский Донец (у г. Белая Калитва).
Все мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.

    Данные сервисного обслуживания


    Пункты мед.помощи: 130.
    Посты ГАИ: 18, 87, 130, 260, 304.
Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
    Пункты питания расположены по трассе в среднем через 90-95 км.

    - г. Волгоград (1 млн. жителей) — центр одноименной области. До 1925 г. — Царицын, до 1961
г. — Сталинград. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, протянулся более чем на 75 км
вдоль ее правого берега. На юге города начинается Волго-Донской судоходный канал. Крупный речной
порт и важный ж.-д. узел.
  Город основан в XVI в. на острове, против впадения р. Царицы в Волгу, для обороны волжского
пути на стыке Волги и Дона. С 1782 — уездный город Саратовской губернии. В период Граж-
данской войны героическая оборона Царицына (1918-19 гг.) Красной Армией разрушила планы по со-
единению южной интервенции с восточным фронтом. Во время Великой Отечественной войны, с июля
1942 г. по февраль 1943 г., на подступах и в самом городе происходила героическая битва Советской
Армии с немецко-фашистскими захватчиками. В память о великой битве на Волге на Мамаевом кургане
сооружен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы. В городе много и других памятни-
ков, нашедших свое отражение подвигу защитников Сталинграда.
  Волгоград сегодня — это крупный промышленный и культурный центр. Здесь сосредоточены
крупные предприятия машиностроения, судостроения, химии, металлургии, нефтепереработки.

    - г. Калач-на-Дону (23 тыс. жителей) — речной порт на Цимлянском водохранилище. Центр
машиностроения и пищевой промышленности. Здесь 23 ноября 1942 г. замкнулось кольцо ок-
ружения немецко-фашистской группировки под Сталинградом.

    - г. Морозовск (25 тыс. жителей) — районный центр Ростовской области, узловая ж.-д. станция.
Город расположен на несудоходной реке Быстрой — левом притоке Северского Донца. Из
предприятий города следует отметить локомотивное и вагонное депо, заводы сельскохозяйственного
машиностроения и пищевой промышленности.

    - г. Белая Калитва (44 тыс. жителей) образован в 1958 г., районный центр. Город расположен на
берегу Северского Донца при впадении в него рек Белая Калитва и Лихая. В районе Белой Ка-
литвы много угольных шахт, крупная обогатительная фабрика. В городе расположен мощный
металлургический, завод по производству запасных частей к комбайнам, кирпичный и извест-
ковый заводы и другие предприятия по производству строительных материалов.

    - г. Каменск-Шахтинский (75 тыс. жителей) — пристань на р. Северский Донец, ж.-д. станция на
линии Москва-Ростов. Город вырос из дореволюционной станции Каменской, которая на про-
тяжении почти 120 лет являлась центром крупнейшего Донецкого округа. Ныне Каменск является круп-
ным промышленным городом областного подчинения. В нем около 30 промышленных предприятий,
большой известностью пользуются комбинат искусственного волокна и химический комбинат.
В городе имеются: комбинат стройматериалов, ряд предприятий легкой и пищевой промышленности.

    - г. Донецк (48 тыс. жителей) — до 1955 г. именовался Гундоровской — город областного под-
чинения. Город расположен недалеко от Северского Донца и его притока Большой Каменки. Донецк вы-
рос как центр нового угольного района, где добывается в основном коксующийся уголь. В городе также
имеются предприятия машиностроения и легкой промышленности — мощный экскаваторный
завод, хлопкопрядильная и трикотажная фабрики.

    Далее автодорога пересекает государственную границу с Украиной и имеет направление
Луганск, Днепропетровск, Кировоград, Кишинев.

   Кишинев - Знаменка - Лиховской - Волгоград

    Участок Знаменка - Лиховской.

    Знаменка. Пост ДАI, необычайно свирепый, находится на кировоградском
выезде, там, где ответвляется трасса А285 на Киев. Голосовать лучше
всего ночью, днем очень много местного локала. Ночью освещен.

    Пантаевка. Хороших ночных позиций не обнаружено.

    Александрия. Разъездной пост ДАI на кременчугском повороте. АЗС.
Ночью есть освещение.

    Пятихатки. Мост через ж-д на ремонте (11.1998). Машины пускают в объезд.
Хорошая позиция - переезд через ж-д.

    Щорск. Хороших ночных позиций не обнаружено.

    Маломихайловка. Позиция на криворожской развилке.

    Светлогорское. Хороших ночных позиций не обнаружено.

    Днепропетровск. Пост ДАI на днепродзержинском выезде. От города далеко.
хорошая ночная позиция. На выезде в сторону Донецка - пост ДАI
в районе поселка Подгороднее.

    Новомосковск. Пересечение с трассой М2 (Е95). Трасса М21 в город
не заходит. Упаси Аллах вас заезжать сюда.

    Павлоград. Транзитный город. Два поста ДАI - на въезде и выезде
работают эпизодически. АЗС, придорожные кабаки.

    Петропавловка. Транзитный поселок. Днем работает придорожный рынок.
Хороших ночных позиций не обнаружено.

    Брагиновка. Транзитный поселок. Днем работает придорожный рынок.
Хороших ночных позиций не обнаружено.

    Славянка. Транзитный поселок. Днем работает придорожный рынок. Хороших
ночных позиций не обнаружено.

    Каменка. Граница Донецкой и Днепропетровской областей. Пост ДАI,
освещенная ночная позиция.

    Красноармейск. Пост ДАI не действует. Неудобный транзитный город.
Хороших ночных позиций не обнаружено.

    Селидово. Пост ДАI действует эпизодически.

    Карловское водохранилище. Необычайно узкая плотина с односторонней
пропускной способностью. Есть смысл повпрашиваться в машины, пропускающие
встречный поток.

    Донецк. Трасса в город не заходит: построена объездная. Пост ДАI
на въезде в районе поселка Пески. Время от времени может закрываться.
Проезд троллейбусом ј 10 до шахтоуправления "Октябрьское",
автобусом от ж-д вокзала, либо Путиловского автовокзала. Далее -
пешком около 1 км.

    Ясиноватая. Круглосуточный пост ДАI, объездная дорога - несколько
хороших мест для стопа - возле поста (на Харьков, Луганск, Сталинград,
Ростов) и на объездной дороге (на Днепропетровск, Кишинев. Проезд
из Донецка автобусами 76, 106, 115 от АС "Крытый Рынок".

    Пантелеймоновка. За ж-д мостом - мост через канал "Северский
Донец-Донбасс". Мертвый пост ДАI, резкий правый поворот. Голосовать
сразу за поворотом. Иногда можно увидеть цивильных стопщиков. Ночью
освещения нет.

    Енакиево. Кольцевой поворот на окраине города. Иногда появляется
разъездной пост ДАI.

    Углегорск. Придорожный рынок. Неудобный транзитный городишко.

    Дебальцево. Круглосуточный пост ДАI на пересечении трасс М21 и М19.
Хорошая ночная позиция.

    Артемовск.(не тот, что был Бахмутом). Голосовать на автобусной остановке,
либо на выезде.

    Перевальск. Голосовать на автобусной остановке, либо на выезде.

    Алчевск. Пост ДАI. Город остается слева при движении в Луганск.

    Светлое. (на некоторых картах обозначено как Белое). Голосовать на
автобусной остановке, либо на выезде.

    Луганск. Выезд на Донецк. Находится за поселком Юбилейный. Пост
ДАI и ответвление в сторону краснодонского выезда. Проезд транспортом
в сторону сельхозинститута. Выезд на Краснодон. Автомобильное кольцо
- "клумба" , эстакада для осмотра машин, кафе, стоянка
"индусов", АЗС. Метров через 300 - пост ДАI. Голосовать
лучше именно там. Ночью обе позиции хорошо освещены. Проезд от ж-д
вокзала трамваем N 13, далее от автовокзала- трамваем N 6 или попутными
автобусами до "танка" - памятника, находящегося на окраине
парка "Острая Могила".

    Молодогвардейск. Пригород Краснодона. Круглосуточный пост ДАI на
въезде со стороны Луганска. Ночью освещение слабое.

    Краснодон. Плавно возникает из пригорода. Выезд на Изварино -
ничем не приметная улочка. Ночью освещения нет. Тоскливо...

    Изварино. Украинская таможня. Граница часовых поясов и братских государств.

    Донецк. (райцентр Ростовской области). Российская таможня. Более
серьезно относится к пересекающим границу. Любят вписывать в машины.

    Гундоровский. Свирепый пост ГАИ.

    Лиховской. Пересечение с трассой М4. В сторону Сталинграда голосовать
на съезде с Золотого Моста. В сторону Луганска - на ж-д переезде.

    А.Дмитриевский, 1988

line1.gif (4491 bytes)

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний

Вы находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть список всех автодорог РФ.
    Текст в начале статьи, выполненный наклонным курсивом - официальная информация
из атласа автомобильных дорог "Россия-Транзит".
     Остальной текст - указанных в подписи авторов - предназначен, главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят водители, хранящие в бардачке распечатку с нашего сайта.
    Мы надеемся, что водители, читающие этот текст, не будут проезжать мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
    Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел "Литература"