КОЛЫМСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАССА (летом)

    Хандыга - Кюбюме - Кадыкчан - Сусуман - Магадан

     Колымская трасса сейчас ведет свое начало от Якутска, хотя на изначально считалось, что она ведет свое начало от Хандыги, о чем гласит соответствующий Нулевой километровый столб, расположенный в Хандыге на берегу Алдана. Трасса, построенная заключенными во времена ГУЛАГа, до сих пор используется, однако находится в плачевном состоянии, а в Магаданской области вообще не поддерживается, что делает прохождение по ней транспорта весьма проблематичным (имеется в виду трасса «Оймякон» от Кюбюмы до Кадыкчана). В период дождей во многих местах образуются размывы, которые преодолеваются при помощи тяжелой техники (КАМАЗ, УРАЛ, ГАЗ-66, ГТТ и т.д.). Кроме того, после Хандыги и вплоть до Кадыкчана практически не осталось целых мостов, и в период разлива рек или после продолжительных дождей машины могут долго ждать спада воды.
    Далее все данные по состоянию на 08.2005.
    При выезде с Якутска необходимо преодолеть реку Лена, моста через которую не существует. Паром, платный даже для пеших пассажиров (54руб.), для машин, тем более грузовых, платный очень сильно, отходит от спец. причала практически за Якутском и приходит в Нижний Бестях с другой стороны. Если идти с Тынды транзитом, то можно его миновать. До Хандыги помимо автодороги пассажирское сообщение ведется по воздуху (раз в неделю) и по воде (два раза в нед). Цены бешеные (ракета 2800, самолет 3200).      Кроме того, периодически появляются частные баржи, на которых туда переправляются несамоходные машины. Груженая баржа может идти до Хандыги (649 км) неделю.      Имеется немалый поток порожних (!) барж из порта Якутск в поселок Джебарики-Хая, которые ходят туда за углем, поселок расположен в 35 км за Хандыгой выше по Алдану.      Ракета по расписанию преодолевает расстояние за 12 часов. В Ытык-Кюэле есть мост через приток Алдана, далее в Сосыльцах машины переправляются на пароме.
    По слухам, имеется опасность в поселке Чурапча, в которой есть некая бойцовская школа, ученики которой любят потренироваться на проезжающих русских (в самом поселке их не живет). Будьте бдительны!
    Хандыга – второй по величине поселок на трассе (8000 чел). Имеет в себе переговорный пункт, интернет, множество магазинов, ДЮСШ, администрацию и прочие атрибуты цивилизации. Цены выше чем в Якутске, однако если у вас проблемы с продуктами, то лучше запасаться здесь. В центре имеются круглосуточные магазины. Есть даже один автобус. Сотовая связь прекращается сразу после Якутска и появляется уже только в Магаданской области. В Хандыге в качестве сотовых местные жители используют радиотелефоны, с которыми перемещаются по городу. Населения больше русского, чем якутского.
    В 73 км от Хандыги – аэропорт Теплый ключ. Вторник и суббота так называемые «Аэропортные дни» (в эти дни там появляются самолеты в основном на Якутск), порождающие количество машин в сторону аэропорта. Встречаются деньгопросы. Так же там можно поинтересоваться на предмет левых рейсов на Оймякон, Усть-Неру,     Магадан. Вдруг повезет. После Теплого Ключа трафик резко падает, большинство машин едут недалеко за грибами-ягодами-наохоту, особенно в выходные. Они изобилуют (если так можно выразиться) до Чистого ключа (100км) или до поворота на Тополиное (почти там же). Также встречаются перегруженные УАЗики Якутск-Оймякон, не берущие по причине 100%-го отсутствия места. Также встречаются вахтовки на Нежданинское – прииски и пр. стратегические точки (200 какой-то километр). По словам проезжавших туда мужиков из Железнодорожного (50рус) у них там есть даже интеренет, но мы там не были. 270км – метеостанция Восточная. 1287 метров над уровнем моря (чем метеорологи опечалены, ибо высокогорной метеостанция считается с 1300 метров и зарплата соответствующая), 4 раза в сутки запускают дизель – можно зарядиться. Татары там простояли рядом в палатке 3 суток, возвели стену :) В гости заезжает большинство трафика, ибо там можно достать ГСМ.
    323 км – развилка трассы. Прямо строится трасса на Усть-Неру. Если все будет ОК с финансированием, то может быть к 2010 году будет нормальная дорога. Пока имеется участок марей от 21км до 79 по разным сведениям, где самостоятельно проехать не возможно, но ходит ГТК или дорожники, которые вытаскивают. Далее имеется переправа через реку Брюнгаде, вмещающая 1 УАЗик. От переправы проехать можно.
    Направо - Кюбюме (Кюбюма) или просто Куба, как говорят местные. Сейчас на Магадан все ездят через нее. Разрушенный поселок, есть заправка, на которой не всегда есть горючее. Магазинов нет. Живут связисты+геологи, работник заправки + бабушка, которая кормит водителей за деньги (50 руб тарелка борща). Мост через реку перед Кубой традиционно смывается минимум раз в 2 года, река широка и имеет несколько главных проток, переправа без проводника проблематична, что вообще характерно для этой трассы. Имеется 9 бродов, которые показывают (100 руб.) или потом вытаскивают самостоятельных (500 руб.). На Кубе нам удалось застопить ГТТ (гусеничный вездеход) с оленеводами – одно из сильнейших впечатлений этой трассы, может и вам повезет :)
    Еще через 94 км Агаякан еле живой поселок.
    Между ним и след. Ючюгеем живет гуцул с молодой (ну если сравнивать с ним) женой. Он имеет свое хозяйство (кони, коровы) и вокруг несколько гектар собственных угодий. Возможна вписка.
    Далее по трассе через 100 км – Ючюгей. Большой поселок оленеводов. Есть магазин. Якутов там нет и местных жителей лучше не называть якутами – обижаются.     Большинство эвенов и эвенков, был долган, но, говорят, уехал. Возможна вписка. Живет примерно 50 семей.
    Еще через 60 км – конгломерат поселков: аэропорт Оймякон с метеостанцией, Томтор со стеллой «Полюс холода» (-71,2), Куйдусун с гостиницами (!). Аэропорт порождает рейсы на Якутск 2 раза в неделю, по словам диспетчера может появится рейс на Усть-Неру, но пока неизвестно. В Томторе несколько магазинов, в Куйдусуне заправка: соляра, АИ76 для своих, А92 был (на момент нашего приезда). В Куйдусуне же пекарня «Крым»(!), работающая нерегулярно в будни и продающая хлеб на вес. Хлебом пахнет всегда. В магазины продукты завозят, в том числе и из Магадана, и на этих КАМАЗах можно попробовать уехать. До Оймякона 42 км и есть трафик. Существует трафик по воде от Оймякона по Индиригрке на Усть-Неру. 2 раза в неделю катер + нерегулярно частные. От Усть-Неры есть стабильный трафик на Магадан.
    Еще 74 км – Куранах-Салла (или просто Салла) 2 домика связистов+гостиница(?). Магазинов нет. В Салле находится контрольный участок (КУ), который обслуживет НУПы – домики/блиндажики связи, расположенные вдоль трассы через каждые 20 км. У каждого КУ по 6 НУПов в подчинении с каждой стороны. Подобные КУ есть на Кубе, в Теплом Ключе и Сусумане. Связисты являются здесь одними из главных порождателей трафика. Кроме НУПов они ездят также по своим делам, например за продуктами, на охоту и т.д., могут подвезти и вас.
    Куранах-Салла – поворот на Адыгаллах – самый трудный участок трассы, 124 км. Машин может не быть несколько дней. В сезон попадаются охотники и рыболовы, едущие на близкое расстояние. Скорее всего, они остановятся, даже если вы не будете голосовать ни в какую сторону. Дорога необычайно красива, и, помимо бродов, изобилует лужами по фары КАМАЗа и провалами, выложенными кусками батарей. Если вас привезли в Саллу, пройдите километра 4 дальше по трассе – есть классная стоянка на берегу ручья. Ручей имеет мост для легких машин, воду для вашего питья, дрова вокруг и горностая, живущего на берегу (если не переедет).
пов. на Адыгаллах – официальные Ебеня2005 (о чем гласит табличка, сделанная татарами) 4 суток зависа по причине полного отсутствия трафика во всех направлениях. В самом поселке, отмеченном на всех картах со времен СССР, по теплому времени живет 3 человека. Имеет смысл идти пешком дальше, до трассы ок. 60 км. Начинают появляться рыбаки-охотники, приехавшие с Кадыкчана-Мяунджи (в сезон чаще по выходным).
    Далее трасса становится оживленной, приличное количество бензовозов-углевозов, попадаются и легковушки. Вы выбрались!
    Далее в поселках и городках попадаются и магазины и, даже, придорожные кафешки, правда, не дешевые. Кроме основной трассы, есть еще так называемся старая трасса – Тенькинская, уходящая вправо перед пос. Большевик и выходящая обратно в Палатке :) проходящая через Усть-Омчуг. Тенькинская трасса короче, по рассказам местных, живописнее, но по разным данным является хорошим автобаном и раздолбанной грунтовкой одновременно. Большинство трафика идет по «Колыме».

   Авторы: Странница, Сказочник, Барлог, Луц, Удав, Дина. Лето 2005-г.

    См.также Колымская трасса (зимой).


line1.gif (4491 bytes)

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний

Вы находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть список всех автодорог РФ.
     Основной текст - указанных в подписи авторов - предназначен, главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят водители, хранящие в бардачке распечатку с нашего сайта.
    Мы надеемся, что водители, читающие этот текст, не будут проезжать мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
    Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел "Литература"