КАК
ВЫБРАТЬ РЮКЗАК?
Е. АВЛАСОВИЧ
(“АВЛ-ЛЕН”)
"Ну что, по коням?" - сказали рюкзаки.
Выбор рюкзака -
дело тонкое, сложное и ответственное, ведь рюкзак
должен стать вашим
лучшим другом, а не злейшим врагом. Поскольку
универсального рюкзака не бывает, для начала мы
попробуем разобраться с рюкзаками походными, т.е.
такими, которые значительную часть пути едут
на плечах своих хозяев.
Первым делом надо определиться с
объемом будущего рюкзака. Первая ошибка - слишком
маленький рюкзак. Увы, спальный мешок, коврик и ...
всё, больше ничего не лезет! Вторая ошибка -
слишком большой рюкзак. Он, как известно,
провоцирует напихать туда лишнего, ну а женщина,
как
известно, - это газ, полностью заполняющий весь
предоставленный ей объем рюкзака (своего, а по-
рой и чужого). Эту же ошибку регулярно совершают и
мужчины. Третья ошибка - попытка обзавес-
тись рюкзаком, подходящим для всего. Случай из
моей практики - клиент хотел получить рюкзак, с
которым можно было бы постоянно ходить по городу,
но при случае в нем можно было бы унести
байдарку "Таймень-3", этакая "Мечта
оккупанта". Почти все, кто пытался
самостоятельно сшить
рюкзак, так или иначе, совершали эти ошибки, автор
- не исключение.
Оптимальный объем рюкзака зависит, в
основном, от:
1) вида туризма,
2) возраста носителя,
3) пола,
4) физической подготовки.
Для подростков 10 - 13 лет объем не должен
превышать 40-50 литров, для юношей и девушек
от 14 до 17 лет - 65-80 литров, но это, конечно, зависит
от конкретного человека.
Для "походов выходного дня" и
поездок на дачу обычно достаточно 40 - 65 литров,
тем более
что это - обычно удел не самых крепких и
подготовленных. Ну а вот для того, чтобы дотащить
все
припасы на какой-нибудь "Разгуляй" или
"Грушу", порой и 130-и маловато будет.
Ну а если серьезно, то для взрослых
людей я бы рекомендовал следующие значения:
Вид туризма
Мужчины
Женщины
пешеходный
80 - 130 л
65 - 80 л
горный
100 - 110 л 65 - 80 л
водный
от 130 л
80 - 100 л
лыжный
от 130 л
80 - 100 л
Женский рюкзак должен
быть меньше мужского, хотя бы пропорционально
росту и весу, а что каса-
ется сачкующих особей, так это вопрос воспитания,
в том числе и в походе. С другой стороны, если
так произошло, то это, в первую очередь,
недоработка руководителя или инструктора, и
вопрос так-
тики похода, а не методики подбора рюкзака.
Собственно, объемы я рекомендовал исходя из
собст-
венной практики, не более. А с другой стороны, в
несложном походе девушка должна радовать глаз,
ухо, вкус и обоняние (посредством хорошей пищи)
туриста, а не служить вьючным животным. А что
до сложных походов, то дама, добравшаяся до
«пятерки», уже не девушка, а настоящая боевая под-
руга, и знает что да как не хуже самых матёрых
мужиков.
Для походов высокой сложности выбор
объема и конструкции рюкзака становится частью
выбора
тактики всего похода, и этот вопрос должен
рассматриваться отдельно и весьма основательно.
Рюкзаки для велопоходов (имеются в
виду рюкзаки-«штаны», устанавливаемые на
багажник) выби-
раются исходя из других соображений:
"Походы выходного дня"
30-50 л или обычный городской рюкзачок;
и велопрогулки (без ночевок)
Походы начальных
обычно достаточно до 75 л;
категорий сложности
Сложные походы
до 100 л;
Очень сложные походы
от 100 л и более;
Во всех случаях, когда велопутешествие
включает в себя еще и поездку любым другим видом
транс-
порта, крайне желательны съемные лямки.
Выбор и свойства материалов для
рюкзаков я уже рассматривал в другой статье, и
здесь рассматри-
ваться отдельно уже не будет. (см. специальную статью
"РЮКЗАЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ")
Еще одна проблема - выбрать рюкзак
мягкой или жесткой конструкции? Попробуем
немного в
этом разобраться.
Все многообразие моделей рюкзаков
сводится к трем основным типам: 1) рюкзак станковый,
2) рюкзак мягкий, 3) рюкзак каркасный.
1) Станковый рюкзак состоит из
жесткой металлической или пластиковой рамы, к
которой
крепится подвеска (подвеска - это всё то, чем
рюкзак присоединяется к человеку - лямки, пояс,
спин-
ные и поясничные опоры), самой подвески и мешка,
который обычно можно снять и закрепить на
раме какой-нибудь объемный груз - классический
экспедиционно-забросочный вариант.
2) В мягком рюкзаке подвеска
полностью пришита к мешку. Иногда такой рюкзак
называют
"анатомическим", хотя обычно при этом
имеется в виду обычный рюкзак с грузовым поясом,
профи-
лированными лямками и развитыми спинными
опорами. Но сейчас-то что-либо другое и за рюкзак
не
считают. Так что я не очень понимаю, что такое
"анатомический" рюкзак, хотя порой вижу в
продаже
рюкзаки, скажем так,
"патологоанатомические".
3) Каркасный рюкзак
представляет собой, по сути, мягкий рюкзак, в
спинку которого встав-
ляются пластиковые или металлические детали,
обеспечивающие вертикальную и поперечную жест-
кость всей конструкции. Обычно используют
вертикальные пластины - "латы", а также П- и Н-
образные рамки. Велорюкзачок с упругой
пластиной, натягивающей сетчатую спинную опору,
тоже
относится к каркасным.
Однозначно сказать, какие из них лучше,
нельзя. Для всех этих типов есть свои наиболее
под-
ходящие области применения. Например, если вы
предполагаете использовать рюкзак скорее в каче-
стве прикроватной тумбочки, то жесткие
конструкции, безусловно, удобнее. С другой
стороны, в по-
пытках сэкономить выходной вес многие
обращаются к мягким рюкзакам и с ужасом
вспоминают
растопыренный рогатый "Ермак". Опять же, в
последние годы станки как-то вышли из моды, но
это,
видимо, связано с тем, что сделать хорошую раму
сложно и дорого - аргонная сварка стала вещью,
практически недоступной - овес, то бишь аргон,
нынче дорог, да и позакрывались те советские НИИ,
где он водился.
Пока же я приведу аргументы как за,
так и против, применительно к каркасным
(моей конструкции)
и мягким (вообще) рюкзакам.
Мягкий рюкзак
ЗА: а) дешевле, б)
легче, в) компактнее складывается пустой.
ПРОТИВ: а) требует более
тщательной укладки, б) при переноске
деформируется, особенно в на-
чале похода, пока вещи ещё не обмялись.
Каркасный рюкзак
ЗА: а) проще в укладке, б)
нести гораздо удобнее, так как он более плоский, и
поэтому
центр тяжести заметно ближе к спине, в)
практически не деформируется при переноске, г)
рамку
каркаса при необходимости можно вынуть и
получить обычный мягкий рюкзак.
ПРОТИВ: а) дороже, б) тяжелее -
примерно на 300 граммов, в) за счет того, что рюкзак
более
плоский, он имеет несколько меньший реальный
объем (уменьшение – 5 – 15%, чем меньше рюкзак,
тем это заметнее).Увы, наши недостатки зачастую
продолжения наших достоинств.
Так что, господа, выбор за вами, но
помните - настоящего путешествия не бывает без
настоящего
рюкзака!
А теперь порассуждаем о всяких
"прибамбасах":
1) ГРУЗОВОЙ ПОЯС. Абсолютно необходимая
деталь современного походного рюкзака.
Позволяет коренным образом
перераспределить точки (точнее, поверхности)
приложения веса
рюкзака к организму. Правильно сделанный и точно
подобранный пояс: а) позволяет перенести на
бёдра до 50--60% веса рюкзака, разгружая переднюю
часть плеча (ключицу) и позвоночник (помните,
радикулит -- профессиональная болезнь туриста!);
б) позволяет опустить точку крепления лямок
примерно до уровня середины лопатки, при этом
самая широкая часть лямки будет более эффективно
распределять груз по задней стороне плеча; в)
чётко фиксирует рюкзак на спине, не давая ему
раскачиваться, что очень важно, особенно на
сложном рельефе. Всё это вместе даёт возможность
либо резко увеличить объём рюкзака, увеличив его
высоту, либо при том же объёме сделать его
более плоским и приблизить центр тяжести к спине.
ТОЛЬКО наличие эффективно работающего
грузового пояса позволяет получить современный
узкий высокий рюкзак!
Пояс должен быть достаточно широким
(примерно полторы ладони, не меньше!) и толстым
(8--12
мм), в меру мягким, в идеале -- иметь набивку
переменной жёсткости: чем ближе к организму, его
пользующему, тем мягче. Силовая стропа должна
быть достаточно широкой (40--60 мм) для лучшего
распределения нагрузки. Длина крыльев пояса
должна быть такой, чтобы в рюкзаке, надетом на вас
в
футболке и шортах, концы крыльев не доставали
друг до друга 8--20 см. Необходимо, чтобы
неподвижная часть пряжки опиралась на крыло
пояса, а не висела прямо на стропе, иначе она
будет
неприятно давить на живот. Застёгнутый и
отрегулированный пояс должен вместе с
поясничной
опорой образовывать некоторую коническую
поверхность, то есть застёгнутый на уровне талии
пояс
легко двигается вверх и вниз, но при опускании
рюкзака ниже пояс опирается на бёдра и
заклинивается, короче, сам находит своё место. На
хорошей женской фигуре это происходит
идеально, а вот на упитанном мужчине как-то не
очень, но работает.
АБСОЛЮТНО необходима надёжная
пряжка. Вы должны иметь возможность МОЛНИЕНОСНО
расстегнуть её одной рукой, причем любой, в любом
положении, как на себе, так и на товарище. Это
-- требования техники безопасности (иной раз
быстро избавиться от вещмешка -- это значит
остаться
в живых). На мой взгляд, этим требованиям
соответствует пока только так называемая
"пряжка-
самосброс", в идеале -- металлическая.
Существует так называемая «Пряжка Ковача»,
применяемая,
к примеру, на американском армейском рюкзаке
«ALICE», остроумная и удобная конструкция, но
для её изготовления необходим очень
качественный пластик. Совсем недавно эту пряжку
начала
выпускать питерская фирма «Апри», но почему-то
под крайне редкую стропу 60 мм, да и качество
пластика, используемого «Апри», неоднократно
вызывало нарекания. "Трезубцы", "фасты",
"фастоксы" -- самая распространённая вещь, но
расстёгивать их сложнее, а применять можно
только
от проверенных изготовителей. Упругие
запирающие элементы этих пряжек довольно быстро
ломаются, боятся холода и ультрафиолета, тяжёлых
ботинок и аэропортовских грузчиков. Лучшие из
тех, что я видел -- "Nexus" (Швеция), все
остальные фирмы их копируют. То, что от
производителя
"No name", происходит ли оно из Азии, Польши или
России, не важно, обычно живёт не дальше
прилавка.
На горнолыжных и сноубордических,
роликовых, заплечных велосипедных и подобных
лёгких
рюкзачках пояс служит лишь в качестве фиксатора
(чтобы рюкзак не болтался). Тут обычно вполне
достаточно широкой стропы с пряжкой.
2) КАРМАНЫ. Карманов нужно ровно
столько, сколько действительно нужно, и не
больше. И если
в городском рюкзачке нужно разложить ключики,
телефончики, зонтики, книги и книжечки, основ-
ную боевую косметичку и пудреницу быстрого
реагирования, и т.д. и т.п., то в походе избыток кар-
манов неуместен - они за всё цепляются, особенно
если рюкзаки транспортируют отдельно на верев-
ках, всегда есть шанс что-то утерять из
недозакрытого или надорванного кармана, или
приложить
обо что-нибудь твердое. Разумный минимум - один
карман спереди, один - на клапане и пара на бо-
ках - под длинномерные предметы.
3) КАРМАНЫ ПОДВЕСНЫЕ. Попытка
радикально отрегулировать объем рюкзака. А так
как рюк-
зак ВСЕГДА набивается полностью, то
просочиться с этакими "слоновьими ушами" в
любой транс-
порт под радостные крики толпы: "Куда прёшь?
Сперва люди, потом - туристы!", становится
затруд-
нительно. А заставить рюкзак миновать купе
проводника удается только после долгих уговоров.
Ви-
димо, поэтому подвесные карманы уже выходят из
моды.
4) НАРУЖНЫЕ ПОДВЕСКИ для ледоруба,
кошек, веревки, кружки, ложки, кроссовок, сохнущих
носков и т.п. Вещь полезная, а в альпинизме (при
ограниченном объеме штурмового рюкзака) - про-
сто незаменимая. Однако не стоит цеплять снаружи
всё, что только можно, и уподобляться вертолёту
Ка-50 на боевом курсе. Ну а палатку, каримат и
спальник лучше убрать внутрь - так надежнее.
5) ГРУДНАЯ СТЯЖКА. По идее,
должна: а) помочь зафиксировать рюкзак на спине -
и с чем, в
общем-то, справляется применительно к
горнолыжным, велосипедным, роллерским и т.п.
рюкзакам -
здесь применение оправданно и даже полезно; б) на
больших рюкзаках должна удерживать лямки, не
давая им сваливаться с плеч в стороны, и, видимо,
необходима при неудачных профилях подвески.
Но при фиксации на вдохе - на выдохе не работает, а
при фиксации на выдохе - не дает толком
вздохнуть, представьте такую подлость на седле
Эльбруса, где каждый вздох не вес золота. На рюк-
заке с хорошо подобранной подвеской - излишня.
Теперь о более ответственных вещах - о
так называемой "плавающей", или
регулируемой, подвеске
и о нижнем входе в рюкзак - о "мышиной норе".
6) ПЛАВАЮЩАЯ ПОДВЕСКА позволяет
подогнать один и тот же рюкзак на людей,
значительно
отличающихся ростом. Этакий прокатный вариант.
Придумана американцами (плавающая подвеска
раньше так и называлась - "американкой") с
целью продать одно и то же кому угодно. Таки
достоин-
ство, да... Однако эта конструкция, да и вся идея в
целом, имеет серьезные недостатки:
а) Недостаточно жесткая фиксация
рюкзака на спине - его ощутимо водит из стороны в
сторону на
ходу.
б) Достаточно большая толщина деталей
на спине - рюкзак отстоит от спины дальше, чем в
обычной
конструкции, что не здорово.
в) Более тонкий момент - с изменением
роста обычно пропорционально меняется и объем
грудной
клетки, что при подгонке под рост вызывает
необходимость изменять и длину лямок, что
практиче-
ски невозможно. То есть, рюкзак с плавающей
подвеской, в пределе рассчитанный на достаточно
рослого и крупного мужчину, можно подогнать под
рост и весьма миниатюрной барышни, но только
под рост. При этом окажется, что лямки для этой
барышни слишком длинны и широки.
г) Не буду долго ругать одну
распространенную конструкцию, но лично я не верю
в надежность сис-
темы, в которой 30-40 кг груза висит на двух
липучках, а отрывающее усилие сосредоточено в
двух
точках (т.е., всё висит на двух ниточках).
Разумная альтернатива - изготовление
рюкзака НА ЗАКАЗ, с учетом всех личных
требований и осо-
бенностей организма.
7) НИЖНИЙ ВХОД в рюкзак ("мышиная
нора"), обычно арочной конструкции, глядит на
нас из
всех каталогов, поражая своей крутизной.
Осталось догадаться, как им пользоваться, и для
чего он
вообще нужен. Вот несколько соображений, по
которым "мыш.нора" противопоказана
правильному
походному рюкзаку:
а) Принципиальная ненадежность
нагруженной молнии, какой мощной бы она ни
казалась.
б) Представьте себе душераздирающую
картину: из тщательно упакованного и хорошо
обтянутого
рюкзака вы что-то достали через эту самую нору, а
затем пытаетесь втолкнуть это "что-то"
обратно.
Опаньки! Вспомнили банку с дождевыми червями у
Дж. Джерома? Вот то-то! Я смог предложить
только один способ: распустить все затяжки,
перевернуть рюкзак вверх дном, долго-долго
трясти его,
а потом ногами запинать в него это бедное
"что-то"!
в) Говорят, в норе хорошо возить
спальник, дабы извлекать его, не трогая всего
остального. Конеч-
но, спальнику самое место на дне, но сама идея
недораспаковать рюкзак порочна в корне. Лень-
матушка вперед нас родилась, но последующая
попытка догрузить рюкзак приведет к тому, что
рюк-
зак сначала сам приобретет весьма затейливую
форму, а потом придаст ее носителю.
С другой стороны, нижний вход не просто
удобен, а очень даже полезен в рюкзаках,
предназначен-
ных для поездок, путешествий, отдыха и т.п. Короче,
не Памир, но Анталья. К примеру, туда свали-
ваются пляжные тапки, мокрые купальники, грязные
носки и прочее. Вот против такого использова-
ния норы ничего не возразишь.
Поговорим о более цивильных вещах.
Существует множество не походных рюкзаков. Это
из-
делия для горнолыжников и сноубордистов,
роллеров, бегунов и обычных лыжников, различные
го-
родские рюкзачки, школьные ранцы, косметички
типа "рюкзачок-с-кулачок", всякие штучки для
экс-
тремальщиков, а также рюкзаки для поездок по
делам и на отдых - своего рода "чемоданы на пле-
чах". Список можете дополнить сами. Требования,
предъявляемые к ним, очень разнообразны и
очень противоречивы, единственным общим, как ни
забавно, оказываются высокие требования к
внешнему виду, порой в ущерб функциональности.
Иногда даже хочется спросить, как в старом
анекдоте: "Вам что нужно, чтобы с шашечками, или
чтобы ехало?"
Тем не менее, выбор даже такого рюкзака
надо начинать с определения функциональных тре-
бований к нему, то есть, решить для себя, "что
там будет лежать, как я всё это буду носить, и
вообще,
зачем мне он нужен?" Не смейтесь, последний
вопрос гораздо более актуален, чем кажется - мы
все
подвержены действию моды на то или иное, даже на
рюкзаки.
Пример: молодая и небедная
пара выбирает себе горнолыжные рюкзаки. Они -
явные новички,
судя по виду - сторонники куда более спокойного
отдыха, но... Президент-то горнолыжник, и вот уже
все работники административного фронта
торопятся приобщиться, весь бомонд уже там. Они
соби-
раются в Андорру. Поэтому покупаются весьма
серьезные ботинки и лыжи (тут просто - дороже,
значит круче!), лыжи пакуются в чехлы, и вдруг им
на глаза попадает рюкзак для ботинок. Дальше
процесс выглядит примерно так:
"Рюкзаки для ботинок - берем? -
Зачем? -
Положено, вроде как входит в комплект. -
Тогда берем! Хотя стой! Там же в Европе
все подъемники в двух шагах от отеля! -
Тогда не берем! -
А по магазинам пройтись, не с кошелкой
же ходить? -
Тогда берем! -
А может, побольше взять, все шмотки
туда запихнем? -
Скажите, а почему он такой маленький, он что,
только для пары ботинок? -
("Ну, - отвечаю - чтобы с ним
кататься, вот и пояс, чтобы удобнее с ним
ехать!") -
А этот зачем такой большой? -
("А этот специально для двух пар
ботинок") -
А можно туда одну пару положить? -
("Ну, а почему бы и нет? Одну пару и
кучу вещей") -
А куда остальное девать? Сюда ведь
всё не влезет! -
("Остальное - в чехол!) -
Вот здорово! Возьмем один большой и
один поменьше! -
Скажите, а где тут лямки? Или это не
рюкзак? -
("Это не просто рюкзак, это -
рюкзак-чемодан! Его носят вот так, вот так, а еще и
вот так! А если с
лямками, то получится вот так!") -
Круто! Берем!"
Вот такая история, как говорится, имела
место быть. Так что, выбирать вам, и я ничего
конкретного
посоветовать не могу, ну, разве что покопаться у
нас в загашнике - там наверняка найдется что-
нибудь походящее.
НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ
СОВЕТОВ О ТОМ, КАК ВЫБРАТЬ И ОТРЕГУЛИРОВАТЬ
РЮКЗАК.
Выбрав подходящий по внешнему виду
рюкзак, неплохо проверить, как он сидит на плечах,
и нау-
читься подгонять его подвеску под себя, любимого.
Запомните простые правила:
1) Если рюкзак неудобен уже сейчас, в походе будет
еще хуже.
2) Настраивать рюкзак нужно заполненным (вставьте
хотя бы коврик) и с порядочным грузом, только
так можно оценить его поведение на спине.
3) Регулировка подвески производится СНИЗУ
ВВЕРХ!
О регулировке подвески
поподробнее.
А) Нагружаете рюкзак, подтягиваете
лямки, оставив некоторый запас, и надеваете его.
Б) Первым делом устанавливаете на
место пояс. Пояс потому и называют грузовым, что
он берет на
себя до половины веса рюкзака. Он должен
опереться на бедра так, чтобы выступающие концы
тазо-
вых костей оказались примерно посередине
крылышек пояса (забудьте про рекламу - крылышки
именно пояса). Затягивать пояс надо достаточно
плотно, так, чтобы он держал груз, но, по возможно-
сти, не мешал ни дышать, ни двигаться.
В) Затем подтягиваете ленты, идущие от
лямок к углам рюкзака, так, чтобы вес
распределился между
лямками и поясом более-менее равномерно, ну, или
хотя бы одинаково неудобно. Место пришива
лямки должно при этом оказаться примерно
посередине, или чуть выше середины лопатки. Если
это
место рюкзака оказалось или заметно выше, или
ниже, необходимо переставить плавающую подвес-
ку (если таковая имеется), или просто подобрать
рюкзак, более соответствующий вашему росту.
Г) В последнюю очередь подтягиваете
верхние плечевые оттяжки до положения, при
котором не
ощущаются колебания рюкзака вперед-назад. Очень
важно не перестараться и не перетянуть оттяж-
ки, иначе будет очень неудобно - нагрузка на лямки
не распределится по всему плечу, в том числе и
по его задней части, а придется только на
переднюю часть плеча - на ключицу. Ощущение - как
буд-
то вас распяли на собственном рюкзаке, при этом
теряется весь смысл использования подвески с
гру-
зовым поясом. Если так все же получилось, не
поленитесь снять рюкзак, отпустить оттяжки и
заново
отрегулировать их.
НУ,
ВОТ, СОБСТВЕННО, И ВСЁ. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
Е. Авласович, ООО "АВЛ-ЛЕН"
февраль 2003 (Avl-family@mtu-net.ru)
Специально для раздела "снаряжение" на
сайте АВП.