ПОВЕДЕНИЕ В МАШИНЕ
Остановить машину - это половина дела;
надо с ней уехать, да и
водитель чтобы остался доволен. Итак, подбегаем к
дверце, начинается
общение с водителем. Многих автостопщиков
интересует: что говорить?
Вот один из вариантов вопроса:
- Здравствуйте, можно с вами
сколько-нибудь проехать по трассе?
Обычно следует ответ "садись" или
"а куда?" Я, как
правило, называю свой конечный пункт: "я,
вообще, в Москву, -
но, сколько с вами по пути". Дальний пункт
назначения сразу вызывает
интерес водителя и может стать темой для
последующего разговора. Можно
говорить и так: "Здравствуйте, можно с вами
сколько-нибудь проехать
в сторону Москвы?" - "Москвы, - удивляется
водитель,
- я только до Туймазы", - мы соглашаемся, и
начинается
разговор: "В Москву-у-у??" и т.д.
Если я знаю, что перед городом N.
ближайшая хорошая позиция, я могу
спросить так:
- Здравствуйте, можно с вами до N?
...Многих интересует вопрос: о чём
разговаривать с водителем?
Здесь нужно избегать крайностей. Одни
начинающие автостопщики, к каковым
относился и я, готовы непрерывно сообщать
водителю различные "телеги"
(истории), длиной 100, 200, 300 км, в зависимости от
скорости и дальнобойности
машины. Другие, наоборот, молчуны. Однако,
наиболее мудр тот, кто
заставляет разговориться самого водителя. Сам
мудрец при этом спокойно
воспринимает информацию, задаёт вопросы, но
основную речь произносит
водитель, радующийся, какого интересного
собеседника в вашем лице
он нашёл.
Темы для разговора могут быть
различны. Спросите водителя, куда он
едет, и расспросите об этом городе. Что в этом
городе интересного?
Старинный ли он? Как живут люди? Какие там цены?
Сколько времени туда
ехать? Если водитель - дальнобойщик, спросите его,
приводилось
ли ему быть в местах, которые вас интересуют.
Давно ли работает дальнобойщиком?
А раньше где работал? Предоставьте водителю
возможность живописно
рассказать, как развалилась та отрасль народного
хозяйства, в которой
он работал, прежде чем стал дальнобойщиком.
Если водитель перегоняет машины с
Запада, спросите его, как живут
на Западе. Убедите его, что у нас лучше. Если
машина - крутая
иномарка, расспросите о её свойствах. Спросите,
часто ли пристают
гаишники.
А вот темы, которые вам лучше не
поднимать: политика; зарплата; мудрость
или немудрость каких-либо музыкантов или певцов.
Если же водитель
сам поднимет одну из этих тем, поддержите его.
Водители являются источником
ценнейшей информации о дорогах, о транзите
городов, об особенностях трассы, а иногда - и о
местных достопримечательностях. Не
упускайте возможности вытрясти из водителя эту
информацию. Вы узнаете
куда больше, чем если будете всем навязывать одну
и ту же свою историю. Ну
а если водитель заинтересуется и вами, тогда дело
в шляпе, и вы будете
довольны общением вдвойне.
Ночью автостопщиков обычно берут
именно для того, чтобы отогнать сон
интересной беседой. Ночью спать в едущей машине
категорически запрещается!
Начинающих волнует вопрос оплаты
проезда. Однако, легко убедиться,
что большинство водителей на всех трассах России
и многих странах
бывшего СССР не требует (и не ожидает) никакой
оплаты! Даже на выезде
из большого города (Москва, Питер) просят деньги
только 20% остановившихся
водителей или того меньше. Причём "таксист"
сразу спросит:
"А сколько дашь?" Если при посадке в машину
водитель не сообщил
об оплате, то этот вопрос и дальше не возникнет.
Некий журналист Юрий,
человек весьма цивильный, выдвинул
теорию: "Все водители ожидают денег, но когда
ты вылазишь, не
заплатив, они боятся и не возникают". Я
предложил ему проехать
автостопом по Московской кольцевой
автомобильной дороге (МКАД). В
каждой из шести машин, в коих мы ехали, перед
выходом я задавал вопрос:
"Сколько мы вам должны?" - водители
удивлялись и отказывались
от оплаты. Только один из шести водителей,
пенсионер на "Запорожце",
сказал: "Ну, как хотите, если вы работаете..."
Мы ему вручили
2.000 рублей (старыми). Так разрушилась теория Юрия.
Однако в крупных городах оплата
проезда может подразумеваться, поэтому
лучше в городе сразу сказать, что нет денег (чтобы
не было потом неприятностей).
Если автостопщик в машине, общаясь, наладил
хороший контакт с водителем,
то об оплате никто и не вспомнит. Более того,
некоторые водители стараются
накормить автостопщика и даже дать ему денег на
еду или на дорогу.
С другой стороны, автостопщик сам
обязан проявить заботу о водителе. Если
у вас есть продукты питания, или питьевая вода,
или жвачка - обязательно
надо предложить. Хотя водитель, как правило,
отказывается, нужно использовать
шанс отблагодарить его. Подарите ему книгу "Практика вольных
путешествий".
А уж если вы подружились с водителем,
он провёз вас, и уже выходя
из машины, вы услышали неожиданный возглас:
- А на бензин???
. ..Случаются ли вообще такие случаи?
Крайне редко, но случаются. За
всю жизнь у меня было три таких казуса на
российских дорогах. В первый
раз (МКАД, 1995) я пожертвовал 800
рублей (старыми), больше не имелось
("хм, на стакан кофе," - удивился водитель); во
второй
раз (Подмосковье, 1995) денег у меня вовсе не
оказалось, водитель
огорчился и уехал; в третий раз (в Бурятии, летом
1996) водитель хотел
25 тысяч, мы сторговались на 14, заплатили, и он
уехал.
Некоторые люди предлагают в подобных
случаях врать, что денег вообще
нет. Но если вы не предупредили водителя заранее,
и у вас есть деньги,
экономить их глупо. Деньги экономить - что воздух
экономить. Ну
а если денег у вас действительно нет, так и
скажите.
Вообще, если водитель, подвезший вас,
спрашивает: "а деньги??"
- это показатель непрофессионализма
автостопщика. Тут уж порою
приходится платить за свой непрофессионализм:
значит, вы не смогли
правильно объяснить водителю свою сущность.
Поэтому, если вы имеете
подозрение, что водитель - деньгопрос, тактично
предупредите его:
платить нечем. Особенно аккуратным нужно быть в
городе, а также в
некоторых дальних странах типа Индии, где оплата
проезда может подразумеваться.
Всё сказанное выше про поведение в
машине полезно в том случае, если
вы сам автостопщик. Если вы, читатель, являетесь
не автостощиком,
а водителем, примите нижеследующие советы.
1. Одиночки и пары, молодые и не очень, в
ярких комбезах и без оных,
иногда стоящие с рюкзаками на обочинах дорог и
махающие руками -
это автостопщики.
Как правило, они совершенно безобидны и
безопасны.
Если у вас есть место в машине - подвезите их.
Денег "на бензин"
они не заплатят, но зато вы можете скоротать
время интересной беседой,
узнать нечто новое о трассах, городах и регионах.
У некоторых стопщиков
есть при себе аудиокассета (вам-то, вероятно, уже
надоело слушать
тысячу километров одни и те же песни!)
Автостопщики помогут вам не
заснуть ночью и тем самым избежать различного
рода аварий.
2. Некоторые автостопщики, хотя и
являются и источником ценнейшей
информации о дорогах, о транзите городов, об
особенностях трассы,
об ошибках в вашем "Атласе автодорог", а
иногда - и о
местных достопримечательностях, поначалу
стесняются рассказывать.
Разговорите их на эту тему; узнайте, долго ли они
стояли на трассе
перед тем, как вы подобрали их; спросите, как
относятся к их путешествиям
родители, друзья и милиционеры.
3. Многие автостопщики, как ни странно,
редко встречают себе подобных.
Некоторые не знают о клубах автостопа, о
существовании различных технологий
езды в локомотивах, теплоходах и т.п.. Расскажите
им о том, что узнали
из жизни и из книг. Если есть возможность,
подарите автостопщику книгу
"Практика вольных
путешествий".
? Какая ещё бывает от вас польза?
...Однажды мы с Русланом ехали в
легковой машине по заснеженным трассам
горной Армении. Когда мы выходили, водитель
открыл багажник и попросил
наполнить его камнями с обочины, килограмм
двести, что мы и сделали.
Пока мы ехали вместе, всё было нормально, а теперь
водитель испугался,
что его слишком лёгкую машину занесёт при
гололёде. Так что автостопщики,
например, полезно утяжеляют Вашу машину...
=перейти дальше, на следующую главу=
Вы
читаете книгу ©
А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных
Путешествий
(www.avp.travel.ru)
Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.