ПРОЕЗД В ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДАХ

    В старых изданиях книги для проезда в обыкновенных пассажирских поездах
были рекомендованы следующие рецепты: покупка билета на одну остановку,
поездка на крыше вагона, тайное проникновение в "гроб" (рундук),
ящик для белья, стояк для угля и иные. К счастью, за последнее время
наука ушла далеко вперёд, и сейчас, на исходе XX столетия, у нас нет
необходимости прибегать к подобным извращениям.

    Мудрец, билета не имея, но при этом - никого не обманывая, едет
спокойно на полке в вагоне поезда;

    в то же время человек немудрый, тоже билета не имея, содержится на
крыше этого же вагона и страдает от холода, голода и контактного провода.
рисунок А. Кротова
    Проще всего подсаживаться в пассажирские поезда на больших станциях,
где поезд стоит не меньше 15 минут. Вы должны хорошо представлять
себе, до какой станции вы желаете ехать. Двигаться на одном поезде,
скажем, от Хабаровска до Москвы - недопустимое буржуйство, и вряд
ли кто повезёт вас так далеко. Но километров триста - вполне!
Вы должны желать достичь, как минимум, следующей крупной станции,
где поезда имеют длительную стоянку.

    1). "Мудрейший пассажир". В каждом поезде имеется начальник
поезда. Без разрешения оного проводники вряд ли вас пустят. Спросите,
в каком вагоне начальник поезда (обычно - где-то в середине),
и бегите к нему:

    - Здравствуйте! Кто начальник поезда?

    - Это я. Что вам нужно?

    - Пустите, пожалуйста, проехать хотя бы до Тынды. Мы путешественники,
из Магадана домой, в Москву возвращаемся, а деньги кончились, на перекладных
приходится ехать. Пустите, пожалуйста.

    Важно: сперва просьба, потом мотивация, обоснование. Это обязательное
правило, чего бы вы ни просили. "Дайте половинку хлеба, у нас
нет денег." "Пустите проехать, мы путешественники, едем оттуда-то
и туда-то." "Пустите переночевать, так-то и так-то". Если
после первых слов тебе отказали, спрашиваемый человек имеет возможность,
выслушав окончание твоих слов, изменить своё решение, например: "Ну,
вообще-то мы не возим, но раз путешественники, садись." Или: "Ну,
вообще я сейчас не вписываю, но раз уж больше некуда, приходи."
Если же ты сначала "тянешь резину", рассказывая, кто ты есть
и откуда, а потом вдруг просишь, и тебе откажут, - тебе больше
нечего сказать, и ты уходишь.

    Убедившись в вашей мудрости, начальник поезда вам говорит, например:
"Ладно, идите в первый вагон." Это происходит в среднем в
50% случаев; в цивильных регионах заметно реже, скажем, 25%, но это
компенсируется большим количеством поездов.

    Находясь в вагоне, заведите дружбу с проводниками, сопровождающими
поезд милиционерами и другими официальными лицами. Если же вас решили
высадить - например, уверовав в скорое пришествие контролёров,
- спокойно выйдите и не пытайтесь, замаскировавшись в вагоне,
проехать больше, чем позволено.

    Если начальник поезда не убедился в вашей мудрости, идите к машинисту.
Вас могут взять в локомотив пассажирского или пригородного поезда.

    2). "Скрытый пассажир". Иногда случайно попадаешь на
станцию, где поезда стоят не больше 2-3 минут (уговорить начальника
поезда за 2 минуты сложно!). Это плохо, так же, как и стоять на скоростной
позиции в автостопе. Узнайте, будет ли в ближайшие часы пригородный
или рабочий поезд в сторону ближайшей большой станции на вашем маршруте.
Рабочие поезда в расписании обычно отсутствуют, поэтому узнайте это
у железнодорожников. И, уж если никаких способов уехать больше нет,
во время краткой стоянки поезда войдите в тамбур и находитесь там
до момента отправки поезда.

    Когда "скрытый пассажир" будет обнаружен, не беспокойтесь,
а объясните сущность вашей поездки. Желательно, чтобы не стоять в
тамбуре, ожидая неприятностей, - сразу пойти к начальнику поезда
и рассекретиться. У вас есть преимущество: вы уже находитесь в поезде
и избавиться от вас до следующей станции невозможно. Пользуйтесь этим
преимуществом и объясните начальнику суть вашей поездки. Если начальник
будет не в духе, он укажет вам выходить на ближайшей крупной станции,
что, собственно, и требовалось.

    Знайте, что высадка "зайцев" на мелких полустанках, где нет
даже вокзала, запрещена инструкцией.

    3). "Иноземный поезд". Пользуясь тем, что иноземные
поезда не проверяются контролёрами, подойдите к любому проводнику
и попроситесь проехать. Начальник поезда здесь уже не нужен: как сказал
один проводник иноземного поезда Ташкент-Москва, - "Какой
начальник поезда? Я начальник вагона!" Как правило, проводнику
будет на вас глубоко плевать, и вы проедете без проблем.

    4). "Навязчивые услуги". Некто Вокивон из Новосибирска
использует такой способ проезда: днём он едет на электричках, а ночью,
подходя к поездам, просится проехать до следующей большой станции,
предлагая за это подмести, помыть полы в вагоне и т.п. (смотри рисунок
на следующей странице). Я думаю, что этот метод интересен и этически
вполне оправдан.
"навязчивые услуи" рисунок А. Кротова
    Запомните! Ваши шансы - очень велики! Но вы должны отличаться
от местных жителей, и от всевозможных бичей, занятых тем же, чем и
вы - бесплатным достижением какой-либо местности. Вы должны вызвать
интерес сотрудников поезда, любопытство, желание поговорить, -
и тогда вы во многих случаях достигнете успеха.

    Чем меньше поездов в вашем направлении, тем больше вероятность успеха.
Если люди где-либо живут, они должны перемещаться, а если люди перемещаются,
существует метод бесплатно перемещаться, - следовательно, в глухих
регионах вероятность вашего бесплатного уезда равна 100%.

    В местных поездах (N 601-699) вероятность успеха выше, чем в скорых
(N 1-149). Знайте это.

    Мудрый человек Игорь ("Бродячий проповедник"), имеющий стаж
более 340.000 километров, даёт, например, такие советы:

  
*Уметь задавать открытые (т.е. те, на которые невозможно однозначно
ответить "да" или "нет") вопросы, типа: "Когда будет
ближайшая электричка до Твери?" и, в зависимости от ответа, суметь
продолжить беседу.

  
* Прислушиваться к словам собеседника и умело их использовать в своей
речи и действиях. Например, диалог с начальником поезда:

    - Я проповедник и живу на подаяние. В данный момент я не имею
денег, чтобы оплатить проезд. Возьмите меня, пожалуйста, в направлении
Питера...

    - Куда я тебя возьму? У меня ревизоры едут!

    - Я согласен ехать в тамбуре или на третьей полке.

    - Мне не положено никого так провозить.

    - Как тогда вы посоветуете поступить?

    - Подойди к прододнику общего (плацкартного) вагона, если он возьмёт,
то доедешь.

    Разговор с проводником:

    - Мне начальник поезда сказал, что для того, чтобы доехать до
Питера, я могу обратиться к вам.

    - Вечно он мне кого-то посылает, а если ревизоры, то мне отвечать.

    - А если мне поговорить с ревизорами...

  
* Ваши действия должны быть чётко продуманными. Если поезд стоит мало
времени, то лучше заранее узнать (можно у дежурной по вокзалу), где
останавливается штабной вагон. В идеальном случае можно узнать имя
бригадира поезда, познакомиться с ревизорами и рассказать им о себе.

    * Не задавать отрицательных вопросов типа: "Не возьмёте ли в сторону
Новгорода?" Отрицание и неуверенность вызывает подобную же реакцию."

=перейти дальше, на следующую главу=

Вы читаете книгу © А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных Путешествий
(www.avp.travel.ru)

Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.