Егор
Паагирев
НЕКОУЗ(ЗЫ)
29.01.2005
М-да. Удивительная сегодня поездочка
получилась. Сократив свой маршрут по Ярославщине
на один день, я, вместе с тем, проехал почти 600 км
по просёлкам, да ещё и успел обойти два райцентра
:-) Максимальное висение – 12 минут!
Время по прохождению пути Москва –
Углич стало рекордным – 3 ч. 27 мин. на трёх машинах!
Выхожу на МКАД/М8, ч/з 4 мин. попадается «ГАЗель» с
двумя плотниками аж до С-Посада. По пути впервые в
жизни увидел аварию в действии – «ГАЗель»,
идущую по встречной, раскрутило на льду и вмазало
в ограждение. Ограждение – вдребезги, «ГАЗель» -
неясно, т.к. машину мгновенно покрыли клубы снега.
Шедшие сзади легковая и вплотную за ней «МАЗ» с
подъёмным краном чудом успели обойти
пострадавшую машину, не врезавшись следом…
12 минут стояния в начале С-Посадской
объездной – и меня увозит «12-я»: мужик с сыном и
женой. Разговариваем про «ВЭ-LIGHT», люди тоже
оказываются любителями путешествовать:
- О, вы знаете Костромскую область! Вот
там, за Костромой, есть такой городок, может вы
знаете…
- Я все городки за Костромой знаю!
- … мы туда всё мечтаем съездить.
Судиславль он называется. Что там есть
интересного?
- Ну, городище, церковь красивая… И всё,
вроде. А почему именно туда мечтаете съездить?
- Ну как же! Это ведь место, где погиб
Иван Сусанин!
От так. Здрасьте-приехали. Пришлось
выводить народ из заблуждения :-)
Драйвер на прощание скромно признался,
что он скульптор по фамилии Хмелевской, и что вот
там вот, ну совсем рядом с М8, в пос. Березники
стоит его памятник Пришвину…
Выхожу на Торбеевке – нужно пройти 10
км с двумя перекрёстками, затем повернуть
направо. Идиотский участок, где мало машин, и
преодолевать его нужно на локале. Ч/з 8 минут – «11-я»:
«До второго перекрёстка? А это в сторону Углича?»
Мужик едет в Углич! И по зимней дороге держит 100-120
км/ч! Отлично! По пути разговариваем про
государственные музеи, затрагивая тему плохого
финансирования их сотрудников и абсолютно
копеечные стоимости входных билетов. Водитель
развёл теорию:
- Музеи ведь посещают только приезжие!
Вон как в Москве и в Питере сделали правильно:
иностранцам – вход дороже, чем русским! И в
райцентрах надо так же сделать: не местный –
плати больше!
- Ну, вообще-то, очень часто музеи
посещают местные школьники. И как им доказывать,
что они не приезжие??
- Ну, во-первых, в маленьких городах все
друг друга знают :-) А во-вторых, покажи документ,
что ты ростовский или угличский – и проходи
задёшево!
Реформатор. Ещё мы говорили про
предприятия общепита, принадлежащие Райпо.
Объясняю, что есть столовые, а есть кафе, и что
последние отличаются от первых лишь
соответствующей вывеской и более высокими
ценами – а качество еды, как правило, одинаковое:
- Вот, кстати, Углич – приятное
исключение. Там, на центральной улице, по которой
ходят толпы иностранных туристов, среди музеев,
художественных салонов и крутых баров есть кафе
«Волга» - именно кафе, а не столовая! Всё по-советски,
но вкусно, и цены – на бакс отъешься!
Драйвер с интересом внимает, а в это
время мы как раз въезжаем в центр и сворачиваем
на Ярославскую. Вот оно, это кафе, я прошу меня у
него высадить, «экскурсионно» показывая на
вывеску – вот, дескать, о нём я и говорил… и
чувствую, что водитель смотрит на меня с
подозрением. Бросаю взгляд на вывеску и… Мать
моя! Кафе «Волга» стала Столовой «Волга»!!
Так позорно я себя очень давно не
чувствовал... Пошёл заливать горе обломанного
триумфа компотом и кофе с молоком – столовая она
и есть столовая… :-)
В Угличе мне нужно было посетить три
недавно открытых музея, что я успешно выполнил.
По приезду составил их описания, которые и
привожу ниже. Удивительна Ярославщина –
поддерживает-таки регион своё первое место по
количеству необычных музеев!
* Музей тюремного искусства.
Экспозиция «Запретная зона».
Единственный в России частный музей
данной тематики, основанный адвокатом Михаилом
Викторовичем Лотковым в 2004 г. Экспозиция – два
крошечных зала. В первом представлены настоящие
шедевры, изготовленные заключёнными: картины,
написанные не только красками, но и тушью, и
шариковой ручкой на простынях; множество
раскрашенных скульптурных поделок из хлеба;
самодельные красочные открытки; ручки; игральные
карты; нарды и шахматы; гитара из папье-маше, а
также огромный макет деревянного храма. Есть и
атрибуты тюремного быта: богатая коллекция
заточек, кипятильники, отмычки, приборы для
нанесения татуировок, письма и «меню»
заключённых… Второй зал представляет собой 100%-ный
образец «двухместной» тюремной камеры с
фигурами заключённых в полосатых одеждах.
Холодное помещение с шершавыми стенами, дверь с
глазком, нары, параша и восковые зеки – всё в
натуральную величину. За отдельную плату в
камере можно фотографироваться.
В музее продаются интересные частные
издания, довольно дорогие (до $5): «Правила
выживания в тюрьме», «Словарь тюремного жаргона»,
литература о татуировках, а также аудиокассеты с
записью шансона и блатных песен.
* Музей-галерея кукол.
Музей открыт в 2003 г. В экспозиции
представлено около ста замечательных
разнообразных кукол, изготовленных угличским
мастером Ольгой Владимировной Павлычевой из
папье-маше, солёного теста и скульптурного
пластика. По мнению автора статьи, значительное
впечатление от посещения оставляет сильная
схожесть кукольных лиц с человеческими. Помимо
кукол в музее представлены картины, выполненные
в новой, уникальной технике «Изонить» - множество
прямых нитей, пересекающихся друг с другом и тем
самым образующим узор. Сотрудники музея
утверждают, что в России есть всего лишь десяток
мастеров, обладающих наукой изонити.
В музее можно приобрести открытки с
изображением кукол (огромный ассортимент,
отличное качество!), художественные сувениры
авторской работы, в т.ч. небольшие работы стиля
изонить.
* Музей городского быта.
Находится в небольшом жёлтом домике на
площади перед Кремлём, открыт в 2004 г., вмещает в
себя три зала, рассказывающих о старом Угличе
конца 19 - начала 20 вв. Первый зал представляет
собой имитацию городской площади с Торговыми
рядами и элементами городского пейзажа. В
витринах размещены некоторые предметы
повседневного быта и торговли – в основном, из
стекла и фарфора. Есть самовары и изразцы.
Экспозиция второго зала воспроизводит интерьеры
основных комнат (кабинет, гостиная, женская
половина, комната горничной) дома горожанина
«средней руки» с типичной обстановкой (мебель,
предметы декоративно-прикладного искусства,
одежда). Третий зал – это, пожалуй, главная
достопримечательность данного музея. Довольно
большое подвальное помещение великолепно
воспроизводит облик Чайной того времени. Здесь
есть все положенные подобному заведению
атрибуты: длинные деревянные скамьи и столы с
вышитыми скатертями, старинные шкафы с бутылками,
посуда, самовары, граммофон, гармонь… На стенах
– многочисленные рамки чёрно-белых старинных
фотографий Углича и, почему-то, Харбина. В музее
за 30 руб. можно арендовать русские народные
костюмы для фотографирования в Чайной. К
сожалению, по своему прямому назначению (чаепитие)
Чайная работает лишь для больших тургрупп.
В продаже, помимо обычных сувениров,
посвящённых Угличу, здесь имеются изделия
столового белья, подносы и прочая чайно-столовая
тематика. Увы, не угличского производства.
На выезд, меня ждёт Некоуз! Долбанный
Некоуз, который я в 2000 г. видел лишь из окна машины,
застопленной в Родионово и направлявшейся на
станцию Волга вместе со мной; Некоуз, в который я
после этого несколько раз безрезультатно
планировал поехать; Некоуз, в котором даже была
Лена, но ни хрена про него не написала; Некоуз, в
который ехало большинство машин, кои я много раз
покидал на развилке на полпути, сворачивая на
Мышкин! Ура! Я сделаю сегодня описание этого
предпоследнего непосещённого для «ВЭ-LIGHT»
райцентра!
По дороге забегаю в свой любимый
магазин на Спасской, покупаю новый вид минералки
– «Воды Углича», с изображением церкви Царевича
Димитрия на этикетке. Вода оказывается вкусной.
Быстрым шагом иду к плотине, стоплю первую же
машину, как всегда перевозящую меня через
волжский шлюз на левый берег (по пути мужичок за
рулём успевает мне поведать, что в городе
обнаружилась новая скважина Угличской минералки,
богатой магнием), затем ухожу на позицию в конце
улицы Кирова. Расслабляюсь, предполагая
зависание из-за привычно малого потока, но спустя
12 минут из-за поворота выруливает блестящий
изумрудный Toyota Land Cruiser с московскими номерами –
ну почему бы ему не застопиться?
:-)
Водитель в цивильном чёрном пиджаке, в
очках с дорогой оправой, видимо, думал также :-)
«Некоуз – это в сторону Мышкина?» Да-да, мужик,
поехали! Что путешествуете, что ли? В Мышкин на
выходные? (Сколько раз меня уже подвозили
столичные иномарки, едущие в мышкинские музеи –
не сосчитать!) Не-ет, я не в Мышкин, я гора-аздо
дальше!.. И тут я замечаю лежащую на сиденье
Тверскую «Дунайку»… О!
- Неужели в Тверскую область?
- Да. Я еду в Сандово! А к ночью мне нужно
быть в Андреаполе!
- Ни фига себе!! (Сандово – весьма
отдалённый глухой пгт на границе с Вологодчиной
и Новгородчиной. Андреаполь – город в абсолютно
противоположном конце Тверской области, ближе к
трассе М9). А причём здесь Мышкин? Дела там?
- Нет, а разве дорога не через него идёт?
(Круто! Прямой джип до Некоуза!!) – Нет-нет,
вам надо ехать ч/з Некоуз, там я вам дорогу дальше
покажу, а сам выйду. Как в Тверскую въедете, в
районе Сонково по карте дорога на Красный Холм
неправильная – вот, смотрите, куда там свернуть
надо…
(драйвер, с подозрением) – Я могу тебе
доверять?
- Конечно, я с этими картами уже больше
семи лет работаю!
- Хм… А как ты с ними работаешь?
- Ну, дополнения-исправления вношу, вот
как раз это ваше издание Тверской я правил…
Только «Дунайка» - фабрика военная, и они мою
фамилию не имеют права указать! Я сколько раз их
просил…
(драйвер, с усмешкой) – Ну, и кто у них
там щас начальник?
(я, удивлённо – мужик-то, оказывается,
сведующий!) – Был Зевалко, потом он ушёл, а сейчас
там… Э… (блин, вылетела из головы фамилия!)
(драйвер, мечтательно) – Эх, Зевалко-Зевалко!..
Железный Феликс ты наш!.. Как нового зовут?!
(я, так и не вспомнив, уходя от ответа) –
Вы Зевалко знаете?
-Ну как же, мы с ним в одном полку
служили! Я топограф. Как нового зовут?!
Тут неожиданно звонит водительский
мобильник, дающий мне фору на развитие und
тренировку памяти, и к концу разговора я выдаю:
- О! Цуканов!
- Хм! Цуканов-Цуканов, помню я такого, он
ещё хоккеем увлекался… Надо же, теперь он
начальник «Дунайки»!.. Вот уж не знал!..
Рисую водителю подробную схему
маршрута Некоуз – Сандово, дабы он не заблудился.
Далее идёт разговор о проекте «ВЭ-LIGHT» и о моём с
Цукановым устном договоре, разрешающем мне за
заслуги перед отечественной картографией
бесплатно рекламировать и реализовать изданный
в будущем путеводитель в магазине при Дунаевской
фабрике. Под конец этой темы въезжаем в Некоуз.
Вот она – красивая колокольня, вот они – прямые
улицы посёлка, вот она – железная дорога!.. Я в
Некоузе!
- Всё, спасибо, мне выходить! Сонково –
туда.
- Не за что! Удачи тебе в работе, у тебя
всё получится!
- Спасибо! А… Простите за вопрос…
Цуканов вас помнит?
- Меня все помнят! Я у него командиром
был!!
- А можно я ему привет передам от вас?
Вам – ничего, а мне – укрепление связей… :-)
- Конечно, какие проблемы! Скажи –
Маланов Олег из 81-й группы!
Под шумок в Land Cruiser втирается тюлень,
стопивший рядом с вокзалом: «До Старого не
подкинете? Старый Некоуз, он рядом!» Передаю ему
эстафету и спрыгиваю на землю ярославского
райцентра Новый Некоуз.
…Эх! И где только люди, приближённые к
«Дунайке», не встречаются!
НОВЫЙ НЕКОУЗ
Центр Некоузского района, небольшой
посёлок на востоке области, всеми именуемый
просто Некоуз. Находится при ж/д станции Некоуз
на линии между Рыбинском и Сонково. Посёлок
является развилкой автодорог из Углича/Мышкина
на Брейтово/станцию Волга и Тверскую область (Сонково).
Серая кирпичная коробка ж/д и
автостанции расположена на северной окраине
райцентра. На противоположной стороне, в красном
здании базируется круглосуточный Сервис-Центр (телеграф
+ Интернет), рядом с ним – небольшая гостиница на
10 четырёхместных номеров (1 место – 75 руб.) В
пределах видимости вышеперечисленных объектов
находятся АЗС и парочка баров (столовой здесь нет).
Если идти от станции по улице перпендикулярно ж/д,
то можно увидеть приятный сквер с памятником
Героям ВОВ и красивым зданием Дома культуры (Администрации?)
По идущей параллельно ей дороге на Углич/Мышкин
вы выберетесь к главной некоузской
достопримечательности – приземистой белой
церкви с тёмно-красной трёхъярусной колокольней.
Колокольня интересна тем, что на каждой грани
второго яруса стоит по миниатюрной башенке с
куполочком – смотрится крайне необычно. Церковь
действующая. Каких-либо других, сильно
выдающихся особенностей в Некоузе не обнаружено
– разве что, обилие зелени, делающее посёлок
достаточно уютным, и несоразмерное количество
частных продуктовых магазинов. Застройка здесь,
в основном – деревянные дома, некоторые из них
интересны своими наличниками или… раскраской!
(из черновика статьи для «ВЭ-LIGHT»).
Телефонный справочник на телеграфе
удалось выпросить вообще без проблем, расписание
поездов и автобусов было переписано также без
каких-либо возможных конфликтов с местными на
вокзале. Отсюда я планировал ехать на Рыбинск –
Ярославль. Часы показывали пять вечера.
Смеркалось. Я начал обзванивать
предположительные варианты ночёвки. И вот что
получилось:
1) Станция юных туристов в Рыбинске –
не отвечает;
2) Дешёвая гостиница в Рыбинске – мест
нет;
3) Ещё одна дешёвая гостиница в
Рыбинске таковой не оказалась – минимальная
стоимость места – 550 рублей! О, ужас!!
4) Гостиница в Борке (Некоузский р-н).
Все номера заняты, возможно лишь подселение.
5) Гостиница в Некоузе – аналогичная
ситуация.
Поскольку подселение я ненавижу, а
поездов, в которых можно было бы и поспать, и
проехать в нужную сторону одновременно, в
расписании не наблюдалось, я решил, что ничего
мне не остаётся, как морозным субботним вечером,
в темноте, совершить попытку обратного
автостопного уезжания в Москву. Идея, надо
сказать, довольно бредовая, т.к. ещё и до Углича
надо добраться, и там не застрять. А машин там в
такое время-день может и не быть, а гостиницы там
дорогущие, ну зато на крайний случай есть вокзал
для ночёвки. Решил стопить в течение часа и в
случае неудачи вернуться на станцию, дабы уехать
на пригородном 19.05 в Рыбинск (далее – до
Ярославля, там либо ночую, либо еду ночным стопом
домой).
Прошёл насквозь весь вечерний посёлок
(свет фонарей, хрустящий искрящийся снег, лай
выбегающих собак, мороз -16, перечёркнутая
табличка «Новый Некоуз», начинающаяся пурга…
Люблю северную зиму!) Минут 10 простоял, пропустив
две машины, затем мимо пролетает «12-я», я
оборачиваюсь к ней вслед, мигая фонариком:
«Стоять! Задний ход!!» …Надо же, есть задний ход!
Молодой парень за рулём едет из Противья (!) (это
деревня в Тверской области, на берегу Рыбинки,
весьма далеко) аж в Дмитров (!!) Всю дорогу весело
болтали «на ты» как старые друзья. Тем нашлось
предостаточно, а также нас обоих сильно радовала
негоповость друг друга – приятно, всё-таки, так
сказать, пообщаться с культурным человеком :-)
Водитель сделал вклад в мою копилку
приколов. Это из серии «- Как Бабушкино выглядит?
– Ну… Ты в Верховажье был? – Был! – Вот на
Верховажье совсем не похоже!» Здесь было так: «А
ты клинские молочные продукты пробовал? – Нет,
вроде… - Они очень вкусные, попробуй обязательно!
– А что именно? – Да, всё. Там и молоко топлёное, и
ряженка, и творог, и паста… - Паста? – Ну, паста –
это как сырки. Только сырки – они с изюмом, а
паста – она жирнее!»
М-да. «Летят два крокодила. Один в
пилотке, а другой на север».
Впервые проехал по срезке Нерль – Спас-Угол
– Талдом. В Талдоме мы закупились едой для дома, и
двинулись на Дмитров. Через полчаса я уже стоял
на северном конце объездной этого старинного
города и… Нет, не так. Я не стоял. Я выгрузился из
машины, перешёл на позицию и спустя минуту
застопил «ГАЗ-2410» со странным дедком: «Я до
Яхромы! Только заправимся!» Заправлялись почему-то
очень долго, потом дедок пришёл: «Слушай! Тебя как
зовут? Егор? Егор, дай, пожалуйста, десятку – мне
на бензин не хватает. Дай десятку! Или двадцатку?
Или десятку?..» Мужик, ну ты определись сначала,
что ли :-) Десятку я ему дал, в благодарность он
зачем-то решил довезти меня в три раза дальше –
до Морозок, где высадил меня аккурат посередине
скоростной Дмитровки, убеждая, что это нормально.
Ну, я вылез, на обочину перешёл, слышу – сигналят.
Оказывается, это мой дедок решил экстренно
пересечь А104, прямо перед носом у какой-то машины,
а затем рванул в гору по примыкающему
одностороннему (!) лепестку против движения (!!)
Странно. Вроде, трезвый…
До улицы 800-летия Москвы меня довозит
застопленная в ту же минуту «Ока» с драйвером
неопределённого возраста, всю дорогу ругающего
коррупцию российских политиков. Мой автобус
уходит из-под носа, после чего я безуспешно
ожидаю его 20 минут, а потом отправляюсь домой
пешком. Между остановками меня обгоняет ещё один
экземпляр «Мосгортранса». Ну вас на фиг. Я
сегодня машину-то максимум 12 минут ждал – что мне
теперь, полчаса на остановке мёрзнуть? 20 минут
бодрой ходьбы, привычные 55 секунд на лифте – и
вот я уже открываю дверь своей квартиры.
Итоги поездки: за день посещены три
угличских музея, исследован один небольшой
районный центр – Новый Некоуз, суммарно пройдено
почти 600 км по межрайонным мелким дорогам – и всё
это лишь за 13 часов.
Егор Паагирев, 30.01.2005