Егор Паагирев

    НЕКОУЗ(ЗЫ)

    29.01.2005

    М-да. Удивительная сегодня поездочка получилась. Сократив свой маршрут по Ярославщине на один день, я, вместе с тем, проехал почти 600 км по просёлкам, да ещё и успел обойти два райцентра :-) Максимальное висение – 12 минут!

    Время по прохождению пути Москва – Углич стало рекордным – 3 ч. 27 мин. на трёх машинах! Выхожу на МКАД/М8, ч/з 4 мин. попадается «ГАЗель» с двумя плотниками аж до С-Посада. По пути впервые в жизни увидел аварию в действии – «ГАЗель», идущую по встречной, раскрутило на льду и вмазало в ограждение. Ограждение – вдребезги, «ГАЗель» - неясно, т.к. машину мгновенно покрыли клубы снега. Шедшие сзади легковая и вплотную за ней «МАЗ» с подъёмным краном чудом успели обойти пострадавшую машину, не врезавшись следом…

    12 минут стояния в начале С-Посадской объездной – и меня увозит «12-я»: мужик с сыном и женой. Разговариваем про «ВЭ-LIGHT», люди тоже оказываются любителями путешествовать:
    - О, вы знаете Костромскую область! Вот там, за Костромой, есть такой городок, может вы знаете…
    - Я все городки за Костромой знаю!
    - … мы туда всё мечтаем съездить. Судиславль он называется. Что там есть интересного?
    - Ну, городище, церковь красивая… И всё, вроде. А почему именно туда мечтаете съездить?
    - Ну как же! Это ведь место, где погиб Иван Сусанин!

    От так. Здрасьте-приехали. Пришлось выводить народ из заблуждения :-)

    Драйвер на прощание скромно признался, что он скульптор по фамилии Хмелевской, и что вот там вот, ну совсем рядом с М8, в пос. Березники стоит его памятник Пришвину…

    Выхожу на Торбеевке – нужно пройти 10 км с двумя перекрёстками, затем повернуть направо. Идиотский участок, где мало машин, и преодолевать его нужно на локале. Ч/з 8 минут – «11-я»: «До второго перекрёстка? А это в сторону Углича?» Мужик едет в Углич! И по зимней дороге держит 100-120 км/ч! Отлично! По пути разговариваем про государственные музеи, затрагивая тему плохого финансирования их сотрудников и абсолютно копеечные стоимости входных билетов. Водитель развёл теорию:

    - Музеи ведь посещают только приезжие! Вон как в Москве и в Питере сделали правильно: иностранцам – вход дороже, чем русским! И в райцентрах надо так же сделать: не местный – плати больше!

    - Ну, вообще-то, очень часто музеи посещают местные школьники. И как им доказывать, что они не приезжие??

    - Ну, во-первых, в маленьких городах все друг друга знают :-) А во-вторых, покажи документ, что ты ростовский или угличский – и проходи задёшево!

    Реформатор. Ещё мы говорили про предприятия общепита, принадлежащие Райпо. Объясняю, что есть столовые, а есть кафе, и что последние отличаются от первых лишь соответствующей вывеской и более высокими ценами – а качество еды, как правило, одинаковое:

    - Вот, кстати, Углич – приятное исключение. Там, на центральной улице, по которой ходят толпы иностранных туристов, среди музеев, художественных салонов и крутых баров есть кафе «Волга» - именно кафе, а не столовая! Всё по-советски, но вкусно, и цены – на бакс отъешься!

    Драйвер с интересом внимает, а в это время мы как раз въезжаем в центр и сворачиваем на Ярославскую. Вот оно, это кафе, я прошу меня у него высадить, «экскурсионно» показывая на вывеску – вот, дескать, о нём я и говорил… и чувствую, что водитель смотрит на меня с подозрением. Бросаю взгляд на вывеску и… Мать моя! Кафе «Волга» стала Столовой «Волга»!!

    Так позорно я себя очень давно не чувствовал... Пошёл заливать горе обломанного триумфа компотом и кофе с молоком – столовая она и есть столовая… :-)

    В Угличе мне нужно было посетить три недавно открытых музея, что я успешно выполнил. По приезду составил их описания, которые и привожу ниже. Удивительна Ярославщина – поддерживает-таки регион своё первое место по количеству необычных музеев!

    * Музей тюремного искусства. Экспозиция «Запретная зона».

    Единственный в России частный музей данной тематики, основанный адвокатом Михаилом Викторовичем Лотковым в 2004 г. Экспозиция – два крошечных зала. В первом представлены настоящие шедевры, изготовленные заключёнными: картины, написанные не только красками, но и тушью, и шариковой ручкой на простынях; множество раскрашенных скульптурных поделок из хлеба; самодельные красочные открытки; ручки; игральные карты; нарды и шахматы; гитара из папье-маше, а также огромный макет деревянного храма. Есть и атрибуты тюремного быта: богатая коллекция заточек, кипятильники, отмычки, приборы для нанесения татуировок, письма и «меню» заключённых… Второй зал представляет собой 100%-ный образец «двухместной» тюремной камеры с фигурами заключённых в полосатых одеждах. Холодное помещение с шершавыми стенами, дверь с глазком, нары, параша и восковые зеки – всё в натуральную величину. За отдельную плату в камере можно фотографироваться.

    В музее продаются интересные частные издания, довольно дорогие (до $5): «Правила выживания в тюрьме», «Словарь тюремного жаргона», литература о татуировках, а также аудиокассеты с записью шансона и блатных песен.

    * Музей-галерея кукол.

    Музей открыт в 2003 г. В экспозиции представлено около ста замечательных разнообразных кукол, изготовленных угличским мастером Ольгой Владимировной Павлычевой из папье-маше, солёного теста и скульптурного пластика. По мнению автора статьи, значительное впечатление от посещения оставляет сильная схожесть кукольных лиц с человеческими. Помимо кукол в музее представлены картины, выполненные в новой, уникальной технике «Изонить» - множество прямых нитей, пересекающихся друг с другом и тем самым образующим узор. Сотрудники музея утверждают, что в России есть всего лишь десяток мастеров, обладающих наукой изонити.

    В музее можно приобрести открытки с изображением кукол (огромный ассортимент, отличное качество!), художественные сувениры авторской работы, в т.ч. небольшие работы стиля изонить.

    * Музей городского быта.

    Находится в небольшом жёлтом домике на площади перед Кремлём, открыт в 2004 г., вмещает в себя три зала, рассказывающих о старом Угличе конца 19 - начала 20 вв. Первый зал представляет собой имитацию городской площади с Торговыми рядами и элементами городского пейзажа. В витринах размещены некоторые предметы повседневного быта и торговли – в основном, из стекла и фарфора. Есть самовары и изразцы. Экспозиция второго зала воспроизводит интерьеры основных комнат (кабинет, гостиная, женская половина, комната горничной) дома горожанина «средней руки» с типичной обстановкой (мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, одежда). Третий зал – это, пожалуй, главная достопримечательность данного музея. Довольно большое подвальное помещение великолепно воспроизводит облик Чайной того времени. Здесь есть все положенные подобному заведению атрибуты: длинные деревянные скамьи и столы с вышитыми скатертями, старинные шкафы с бутылками, посуда, самовары, граммофон, гармонь… На стенах – многочисленные рамки чёрно-белых старинных фотографий Углича и, почему-то, Харбина. В музее за 30 руб. можно арендовать русские народные костюмы для фотографирования в Чайной. К сожалению, по своему прямому назначению (чаепитие) Чайная работает лишь для больших тургрупп.

    В продаже, помимо обычных сувениров, посвящённых Угличу, здесь имеются изделия столового белья, подносы и прочая чайно-столовая тематика. Увы, не угличского производства.

    На выезд, меня ждёт Некоуз! Долбанный Некоуз, который я в 2000 г. видел лишь из окна машины, застопленной в Родионово и направлявшейся на станцию Волга вместе со мной; Некоуз, в который я после этого несколько раз безрезультатно планировал поехать; Некоуз, в котором даже была Лена, но ни хрена про него не написала; Некоуз, в который ехало большинство машин, кои я много раз покидал на развилке на полпути, сворачивая на Мышкин! Ура! Я сделаю сегодня описание этого предпоследнего непосещённого для «ВЭ-LIGHT» райцентра!

    По дороге забегаю в свой любимый магазин на Спасской, покупаю новый вид минералки – «Воды Углича», с изображением церкви Царевича Димитрия на этикетке. Вода оказывается вкусной. Быстрым шагом иду к плотине, стоплю первую же машину, как всегда перевозящую меня через волжский шлюз на левый берег (по пути мужичок за рулём успевает мне поведать, что в городе обнаружилась новая скважина Угличской минералки, богатой магнием), затем ухожу на позицию в конце улицы Кирова. Расслабляюсь, предполагая зависание из-за привычно малого потока, но спустя 12 минут из-за поворота выруливает блестящий изумрудный Toyota Land Cruiser с московскими номерами – ну почему бы ему не застопиться?
:-)

    Водитель в цивильном чёрном пиджаке, в очках с дорогой оправой, видимо, думал также :-) «Некоуз – это в сторону Мышкина?» Да-да, мужик, поехали! Что путешествуете, что ли? В Мышкин на выходные? (Сколько раз меня уже подвозили столичные иномарки, едущие в мышкинские музеи – не сосчитать!) Не-ет, я не в Мышкин, я гора-аздо дальше!.. И тут я замечаю лежащую на сиденье Тверскую «Дунайку»… О!

    - Неужели в Тверскую область?
    - Да. Я еду в Сандово! А к ночью мне нужно быть в Андреаполе!
    - Ни фига себе!! (Сандово – весьма отдалённый глухой пгт на границе с Вологодчиной и Новгородчиной. Андреаполь – город в абсолютно противоположном конце Тверской области, ближе к трассе М9). А причём здесь Мышкин? Дела там?
    - Нет, а разве дорога не через него идёт?
    (Круто! Прямой джип до Некоуза!!) – Нет-нет, вам надо ехать ч/з Некоуз, там я вам дорогу дальше покажу, а сам выйду. Как в Тверскую въедете, в районе Сонково по карте дорога на Красный Холм неправильная – вот, смотрите, куда там свернуть надо…
    (драйвер, с подозрением) – Я могу тебе доверять?
    - Конечно, я с этими картами уже больше семи лет работаю!
    - Хм… А как ты с ними работаешь?
    - Ну, дополнения-исправления вношу, вот как раз это ваше издание Тверской я правил… Только «Дунайка» - фабрика военная, и они мою фамилию не имеют права указать! Я сколько раз их просил…
    (драйвер, с усмешкой) – Ну, и кто у них там щас начальник?
    (я, удивлённо – мужик-то, оказывается, сведующий!) – Был Зевалко, потом он ушёл, а сейчас там… Э… (блин, вылетела из головы фамилия!)
    (драйвер, мечтательно) – Эх, Зевалко-Зевалко!.. Железный Феликс ты наш!.. Как нового зовут?!
    (я, так и не вспомнив, уходя от ответа) – Вы Зевалко знаете?
    -Ну как же, мы с ним в одном полку служили! Я топограф. Как нового зовут?!

    Тут неожиданно звонит водительский мобильник, дающий мне фору на развитие und тренировку памяти, и к концу разговора я выдаю:
    - О! Цуканов!
    - Хм! Цуканов-Цуканов, помню я такого, он ещё хоккеем увлекался… Надо же, теперь он начальник «Дунайки»!.. Вот уж не знал!..

    Рисую водителю подробную схему маршрута Некоуз – Сандово, дабы он не заблудился. Далее идёт разговор о проекте «ВЭ-LIGHT» и о моём с Цукановым устном договоре, разрешающем мне за заслуги перед отечественной картографией бесплатно рекламировать и реализовать изданный в будущем путеводитель в магазине при Дунаевской фабрике. Под конец этой темы въезжаем в Некоуз. Вот она – красивая колокольня, вот они – прямые улицы посёлка, вот она – железная дорога!.. Я в Некоузе!

    - Всё, спасибо, мне выходить! Сонково – туда.
    - Не за что! Удачи тебе в работе, у тебя всё получится!
    - Спасибо! А… Простите за вопрос… Цуканов вас помнит?
    - Меня все помнят! Я у него командиром был!!
    - А можно я ему привет передам от вас? Вам – ничего, а мне – укрепление связей… :-)
    - Конечно, какие проблемы! Скажи – Маланов Олег из 81-й группы!

    Под шумок в Land Cruiser втирается тюлень, стопивший рядом с вокзалом: «До Старого не подкинете? Старый Некоуз, он рядом!» Передаю ему эстафету и спрыгиваю на землю ярославского райцентра Новый Некоуз.

    …Эх! И где только люди, приближённые к «Дунайке», не встречаются!

    НОВЫЙ НЕКОУЗ

    Центр Некоузского района, небольшой посёлок на востоке области, всеми именуемый просто Некоуз. Находится при ж/д станции Некоуз на линии между Рыбинском и Сонково. Посёлок является развилкой автодорог из Углича/Мышкина на Брейтово/станцию Волга и Тверскую область (Сонково).

    Серая кирпичная коробка ж/д и автостанции расположена на северной окраине райцентра. На противоположной стороне, в красном здании базируется круглосуточный Сервис-Центр (телеграф + Интернет), рядом с ним – небольшая гостиница на 10 четырёхместных номеров (1 место – 75 руб.) В пределах видимости вышеперечисленных объектов находятся АЗС и парочка баров (столовой здесь нет). Если идти от станции по улице перпендикулярно ж/д, то можно увидеть приятный сквер с памятником Героям ВОВ и красивым зданием Дома культуры (Администрации?) По идущей параллельно ей дороге на Углич/Мышкин вы выберетесь к главной некоузской достопримечательности – приземистой белой церкви с тёмно-красной трёхъярусной колокольней. Колокольня интересна тем, что на каждой грани второго яруса стоит по миниатюрной башенке с куполочком – смотрится крайне необычно. Церковь действующая. Каких-либо других, сильно выдающихся особенностей в Некоузе не обнаружено – разве что, обилие зелени, делающее посёлок достаточно уютным, и несоразмерное количество частных продуктовых магазинов. Застройка здесь, в основном – деревянные дома, некоторые из них интересны своими наличниками или… раскраской!

    (из черновика статьи для «ВЭ-LIGHT»).

    Телефонный справочник на телеграфе удалось выпросить вообще без проблем, расписание поездов и автобусов было переписано также без каких-либо возможных конфликтов с местными на вокзале. Отсюда я планировал ехать на Рыбинск – Ярославль. Часы показывали пять вечера. Смеркалось. Я начал обзванивать предположительные варианты ночёвки. И вот что получилось:

    1) Станция юных туристов в Рыбинске – не отвечает;
    2) Дешёвая гостиница в Рыбинске – мест нет;
    3) Ещё одна дешёвая гостиница в Рыбинске таковой не оказалась – минимальная стоимость места – 550 рублей! О, ужас!!
    4) Гостиница в Борке (Некоузский р-н). Все номера заняты, возможно лишь подселение.
    5) Гостиница в Некоузе – аналогичная ситуация.

    Поскольку подселение я ненавижу, а поездов, в которых можно было бы и поспать, и проехать в нужную сторону одновременно, в расписании не наблюдалось, я решил, что ничего мне не остаётся, как морозным субботним вечером, в темноте, совершить попытку обратного автостопного уезжания в Москву. Идея, надо сказать, довольно бредовая, т.к. ещё и до Углича надо добраться, и там не застрять. А машин там в такое время-день может и не быть, а гостиницы там дорогущие, ну зато на крайний случай есть вокзал для ночёвки. Решил стопить в течение часа и в случае неудачи вернуться на станцию, дабы уехать на пригородном 19.05 в Рыбинск (далее – до Ярославля, там либо ночую, либо еду ночным стопом домой).

    Прошёл насквозь весь вечерний посёлок (свет фонарей, хрустящий искрящийся снег, лай выбегающих собак, мороз -16, перечёркнутая табличка «Новый Некоуз», начинающаяся пурга… Люблю северную зиму!) Минут 10 простоял, пропустив две машины, затем мимо пролетает «12-я», я оборачиваюсь к ней вслед, мигая фонариком: «Стоять! Задний ход!!» …Надо же, есть задний ход! Молодой парень за рулём едет из Противья (!) (это деревня в Тверской области, на берегу Рыбинки, весьма далеко) аж в Дмитров (!!) Всю дорогу весело болтали «на ты» как старые друзья. Тем нашлось предостаточно, а также нас обоих сильно радовала негоповость друг друга – приятно, всё-таки, так сказать, пообщаться с культурным человеком :-)

    Водитель сделал вклад в мою копилку приколов. Это из серии «- Как Бабушкино выглядит? – Ну… Ты в Верховажье был? – Был! – Вот на Верховажье совсем не похоже!» Здесь было так: «А ты клинские молочные продукты пробовал? – Нет, вроде… - Они очень вкусные, попробуй обязательно! – А что именно? – Да, всё. Там и молоко топлёное, и ряженка, и творог, и паста… - Паста? – Ну, паста – это как сырки. Только сырки – они с изюмом, а паста – она жирнее!»

    М-да. «Летят два крокодила. Один в пилотке, а другой на север».

    Впервые проехал по срезке Нерль – Спас-Угол – Талдом. В Талдоме мы закупились едой для дома, и двинулись на Дмитров. Через полчаса я уже стоял на северном конце объездной этого старинного города и… Нет, не так. Я не стоял. Я выгрузился из машины, перешёл на позицию и спустя минуту застопил «ГАЗ-2410» со странным дедком: «Я до Яхромы! Только заправимся!» Заправлялись почему-то очень долго, потом дедок пришёл: «Слушай! Тебя как зовут? Егор? Егор, дай, пожалуйста, десятку – мне на бензин не хватает. Дай десятку! Или двадцатку? Или десятку?..» Мужик, ну ты определись сначала, что ли :-) Десятку я ему дал, в благодарность он зачем-то решил довезти меня в три раза дальше – до Морозок, где высадил меня аккурат посередине скоростной Дмитровки, убеждая, что это нормально. Ну, я вылез, на обочину перешёл, слышу – сигналят. Оказывается, это мой дедок решил экстренно пересечь А104, прямо перед носом у какой-то машины, а затем рванул в гору по примыкающему одностороннему (!) лепестку против движения (!!) Странно. Вроде, трезвый…

    До улицы 800-летия Москвы меня довозит застопленная в ту же минуту «Ока» с драйвером неопределённого возраста, всю дорогу ругающего коррупцию российских политиков. Мой автобус уходит из-под носа, после чего я безуспешно ожидаю его 20 минут, а потом отправляюсь домой пешком. Между остановками меня обгоняет ещё один экземпляр «Мосгортранса». Ну вас на фиг. Я сегодня машину-то максимум 12 минут ждал – что мне теперь, полчаса на остановке мёрзнуть? 20 минут бодрой ходьбы, привычные 55 секунд на лифте – и вот я уже открываю дверь своей квартиры.

    Итоги поездки: за день посещены три угличских музея, исследован один небольшой районный центр – Новый Некоуз, суммарно пройдено почти 600 км по межрайонным мелким дорогам – и всё это лишь за 13 часов.

   Егор Паагирев, 30.01.2005