МОСКВА - С.-ПЕТЕРБУРГ

    Научные путешествия по железной дороге из Москвы в Петербург и обратно 
имеют богатую полуторавековую историю. Доподлинно известно, что первые 
вольные путешественники по сей ж/д появились ещё задолго до её официального 
открытия. Однако, настоящий расцвет на этом направлении начался в 
1960-х годах, в связи с введением на протяжении всего маршрута электропоездов 
("собак"). С них-то и начнём.

    "На собаках" из Москвы в Питер.

    <Выезжаем в ночь.>

    Выезжаем в 22.00, прибывающей в Тверь в 0.46 ночи. В электричке могут 
содержаться ночные контролёры (редко), спортивные фанаты, туристы 
и другие едущие в Питер граждане (часто). Прибыли в Тверь, где четыре 
часа отсиживаемся на вокзале. Новый вокзал, соединённый подземным 
переходом со старым, имеет множество сидячих и немного лежачих мест, 
спешите занять их. В час ночи по вокзалу пойдут менты, извлекая бомжей 
и иных лиц, не имеющих никаких билетов. От изгона можно избавиться 
трояко: 1) купить пригородный билет на пару остановок в автомате или 
кассе на старом вокзале, 2) заплатить 5 (пять) рублей - такова 
цена ночного проживания на вокзале, 3) увидев ментов, покинуть вокзал 
и сходить куда-либо, например, в круглосуточный магазин "Горячий 
хлеб" (по главной улице в сторону Волги пять минут пешком, магазин 
легко найти по запаху хлеба, порождаемого хлебозаводом). Когда вы 
вернётесь, купив хлеб, ментов уже не будет (они ходят один раз за 
ночь), но, возможно, что ваше лежачее место уже займут.

    Можете ближе к 1.00 встать в очередь в кассу и притвориться ожидающим 
появления билетов. Ждать придётся около получаса, после этого менты, 
выгнав бомжей, уйдут из вокзала навек, и вы вернётесь в мир сна.

    В 4.24 пойдёт утренняя собака на Бологое. Нередок перронный контроль 
и даже контролёры внутри, причём дважды - под Тверью и пред Бологим. 
Первые контролёры лечатся длинным языком или билетом, купленным заранее 
для проживания на вокзале; бологовская тётушка-билетёр не будет огорчаться, 
если вы не воспользуетесь её услугами.

    Прибыв в 7 утра в Бологое, сходите в круглосуточную столовую, в доме 
отдыха путейских бригад, расположенном которой см. в статье "Бологое". 
Всего за 10 рублей вы сможете там вкусно поесть. Если вы не взяли 
хлеб в Твери, сделайте это в ближайшем бологовском магазине, открываемом 
в 8.00. Торопитесь - пассажиры на Окуловку уже спешат занять свои 
места.

    Шестивагонная холодная собака на Окуловку привлечёт вас в оный град 
без каких-либо осложнений; обилечивание добровольное. Ещё недавно 
(в 1989-99 гг.) утренняя собака из Бологого стояла в Окуловке всего 
десять минут и шла далее в Малую Вишеру; ныне же вы проведёте в Окуловке 
примерно час, за который можно успеть посмотреть маленький музей Миклухо-Маклая 
(его расположение см. в статье "Окуловка") или приобрести 
сладкий кефир "Снежок" в магазине у автостанции.

    В Малой Вишере очередное ожидание, и вот примерно в 18.30 вы достигли 
Северной Столицы, миновав 650 км. Запомнили узловые станции, имеющие 
значение для путешественника? Вот они: Москва, Тверь (1/4 пути), Бологое 
(1/2), Окуловка (5/8), Малая Вишера (3/4), С-Петербург. Теперь рассмотрим 
иные варианты.

    <Выезжаем с вечера.>

    Можно выезжать не столь поздним вечером, а пораньше. В 2001 году появилась 
удивительная возможность покинуть Москву в 20.00 (имеются контролёры), 
достичь Твери и там сесть на последнюю, скоростную, ночную электричку 
на Бологое (23.30-1.50). Слабый перроный контроль имеется, а билетёрша 
под Бологим, ясное дело, отсутствует. Около двух часов ночи вы попадаете 
в Бологое, идёте в деповскую столовую и далее продолжаете путь на 
Окуловку (6.50-8.20)... В Окуловке - повторный осмотр музея Миклухо-Маклая, 
и в Питере - ещё засветло. Однако смотрите, чтобы ночную электричку 
Тверь-Бологое не отменили - заранее проверьте это!

    <Выезжаем днём.>

    Выезжая в 13 часов, можно дотянуть до Окуловки, где и заночевать на 
бесплатном сквозняковом вокзале. Зато в Питере - в ранний час.

    <Выезжаем с утра.>

    Волна отправлением 6.20 из Москвы (8.45 в Твери) менее удобна. Во-первых, 
в Твери по расписанию вы имеете всего 15 минут на перебежку в Бологовскую 
собаку, а ведь московская может опоздать. Во-вторых, позднее прибытие 
в Питер, а в случае отмены хотя бы одной электрички вы обламываетесь 
и ночуете в Малой Вишере, что неудобно из-за отсутствия там нормального 
вокзала (старый сгорел).

    Если у вас всё благополучно, вы торчите в Бологом с 12 до 15 часов, 
а там немного достопримечательностей. В 15.00 вы, наконец, выезжаете 
в Окуловку, где ещё часок разгуливаете, зато из четвёртой собаки в 
пятую перебегаете очень быстро. В Питере - примерно в 23.00, а 
транспорт в северной столице замирает в районе полуночи, и если вам 
далеко ехать, вам остаётся последнюю часть маршрута преодолеть ситистопом.


    Расписания собак остаются, по сути дела, неизменными из года в год, 
но подвержены небольшим сдвигам на несколько минут туда-сюда. Изредка 
вводят новые поезда, изредка отменяют бывшие прежде, но сущность волны 
остаётся, как правило, прежней. Время, указанное в этой статье, относится 
к 2001 году. Уточнённое время узнавайте из книги "Все электрички", 
на станциях и вокзалах, от друзей и знакомых и в других доступных 
вам местах. Наиболее мудро перед выездом, накануне, позвонить из дома 
на интересующие вас вокзалы и уточнить расписания, не отменилось ли 
чего на такое-то число.

    "На собаках" из Питера в Москву.

    Одна наиболее удобная волна, отправлением из Питера в 8.43 и прибытием 
в Москву около 23.00. Зимой и в будни часты отмены, но и летом в выходные 
никто от них не застрахован.

    Из Питера выехали, вероятно, пообщались с контролёрами, а в М.Вишере 
быстро перебежали на другую собаку. Летом это делают многие питерские 
дачники, так что не ошибётесь. В Окуловке - отдых, ждём собаку 
на Бологое. В Бологом мягкая, быстрая собака подхватит вас до Твери, 
если её не отменят, а там уже Москва не за горами.

    Если вы выйдете из Питера раньше - в 7 утра или даже 4.39, первой 
электричкой на Малую Вишеру, не обольщайтесь. Тем больше вам придётся 
просидеть в Окуловке! Вышедший в 4.39 просидит в Окуловке часов шесть, 
если не будет никаких отмен. Днём скорые поезда почти не ездят, товарняки 
в Окуловке почти не останавливаются и вы обречены. Выехав в 4.39, 
выходите на трассу в Чудово.

    Летом в пятницу есть особая волна, с вечерним выездом на Малую Вишеру 
и оттуда - почти ночной собакой на Окуловку. В Окуловке ночью 
на вокзале сквозняки и холодно, но летом вполне сносный метод прибытия 
в Москву ещё в рабочее время дня. Но эта волна крайне нестабильна. 
Тщательно проверьте расписания перед выездом!

    Выезжающий из Питера на собаках после 13 часов, по всей вероятности, 
заночует в Окуловке. Я думаю, ему не понравится это.

    Чтобы заночевать в Бологом, нужно выехать из Питера около 13 часов. 
Тогда вы прибудете в Москву тоже в 13 часов следующего дня. Но лучше 
в Бологом не скучать, а подсаживаться в поезда, - это ускорит 
вас. Вокзал в Бологом бесплатен, велик и неплох.

    Чтобы заночевать в Твери, нужно выехать из Питера примерно в 10.25. В 
Твери тоже можно не скучать, подсаживаясь на скорые поезда.

    На вокзалах в Москве и в Питере.

    Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Питере - недостойные 
места для ночлега. В Москве вообще почти нет бесплатных сидячих мест, 
холодно, менты докапываются. А в Питере около 2 часов ночи большое 
здание вокзала вообще закрывается. Закрыты ночью и кассы. Все бомжи 
собираются в каком-то буфете и мёрзнут. Если уж очень хочется спать 
на вокзале, идите на Финляндский, он круглосуточно открыт.

    Переход с ж/д на трассу и наоборот.

    Во многих случаях в последние годы путешествующих из Москвы в Питер 
и обратно на собаках сталкиваются с отменой собак. В таких случаях 
полезно помнить о трассе. Также, если при путешествии из Питера в 
Москву вы столкнулись с отменой машин, полезно вспомнить о собаках. 
Вот основные пути перехода с ж/д на трассу и обратно:

    ТВЕРЬ. Платф. Пролетарская (одна остановка от вокзала в сторону Бологого). 
Вышли, увидели трамвайные пути, идущие под ж/д налево (на запад). 
Идите или едьте по ним, и вы попадёте на тверскую объездную в месте 
пересечения оной с трамвайными рельсами.

    БОЛОГОЕ. От вокзала по главной улице направо, мимо церкви, мимо кладбища, 
километра 2-3 - конец города, бензоколонка. Стопьте. Отсюда почти 
все машины достигают Куженкино (15 км) на трассе М10.

    ЕДРОВО на линии Бологое-Валдай. Вышли с дизеля лицом к вокзальчику, 
идём по диагонали вперёд-налево, спрашиваем жителей. В 4 минутах ходьбы 
- М10. Освещённый пост ДПС. К более удобной позиции можно попасть, 
пройдя 0,5 км по шпалам обратно к Бологому, затем по подъездному пути 
Выползовского военного полигона еще 2 км - до пересечения с М10.

    ВАЛДАЙ. В 10 минутах ходьбы от круглосуточного вокзальчика - трасса 
и известное валдайское кафе.

    ОКУЛОВКА. Если вам повезло застрять в Окуловке, вы можете выбраться 
на трассу М10, в Крестцы (50 км), следующим образом. Трасса на Крестцы 
проходит в 3 км к северу от ст. Окуловка; подъезжая к городу на собаке 
с севера, вы увидите трассовый мост над путями - это и есть ниточка, 
связующая Окуловку с М10.

    Дорога Крестцы-Окуловка-Боровичи пересекает железку в одной 
остановке от Окуловки к северу (полчаса пешком). Но из Окуловки на 
трассу лучше выбраться иначе. Отправляясь от вокзала на северо-запад, 
найдите дорогу, ведущую к дороге на Крестцы и двигайтесь по ней автостопом, 
желательно поодиночке, т.к. трасса населена грузовичками с одним свободным 
местом. Автобусы на Великий Новгород идут тоже по этой трассе. Прибыв 
в Крестцы, действуйте по своему усмотрению.

    Из Крестцов в Окуловку попасть тоже можно. Найдите поворот (там ещё 
указатель: ОКУЛОВКА 54) и голосующих местных жителей. Станьте за ними 
и уезжайте.

    МАЛАЯ ВИШЕРА. Остаётся посочувствовать неудачнику, застрявшему при 
движении на собаках в М.Вишере. Если вы ехали в Москву - ещё не 
поздно одуматься, вернитесь в Питер и отоспитесь. Если вы ехали в 
Питер и застряли в М.Вишере на ночь, лучший и быстрейший метод - 
подождите поезда и проникните в него.

    Товарняки. Локомотивы. Поезда.

    Большой поток товарняков, идущих не реже раза в час в обоих направлениях, 
нередко давал повод мечтать о движении на них. Однако, в Москве и 
Питере, на отправных сортировочных станциях, много ВОХРы, которая 
мешает путешественникам. Редким людям удавалось уехать из какой-либо 
из столиц в товарняке.

    А вот переприцепочная станция Бологое - вполне благостное место 
для подсадки в локомотив как товарного поезда, так и пассажирского. 
Интересная деталь - машинисты-деньгопросы - подмечена была 
когда-то г-ном AleXY и др. Однако, уехать из Бологого можно.

    Что касается уездов с Твери, Окуловки и М.Вишеры на товарных, - 
рассчитывать на это не стоит. Как правило, они проходят сии станции 
без остановок.

    В Твери и Малой Вишере, на подъезде соответственно к Москве и Питеру, 
можно подсесть в какой-либо пассажирский поезд. Бдительность проводниц 
при приближении к пункту назначения притупляется, стоянка поезда всего 
2 минуты, а высаживать на ходу вас не имеют права... Но не злоупотребляйте 
этим. Первого и последнего вагонов избегайте.

    Если в кассах нет билетов, но вы хотите уехать - и обязательно 
цивильно - подойдите на вокзале к проводникам. Однако, цена, назначаемая 
ими, может быть любой. Так, в ночь на 1 мая 2001 г. проводники мечтали 
перевозить людей в Москву за 1000 руб.

    На поездах с билетом.

    Между двумя столицами ежедневно курсирует около 15 пар пассажирских 
поездов (зимой меньше, летом больше). Большинство поездов, как из 
Москвы, так и из Питера, отправляется между 20 и 2 часами, и находятся 
в пути около 8 часов. Плацкартный билет стоит сейчас (февраль 2002) 
около 260 рублей. Ночной поезд с общим вагоном сейчас отменён. Билеты 
в день выезда почти всегда есть; однако, <в ночь пт/сб и вск/пн 
и на праздники бывают проблемы с билетами>.
Тем, кто не позаботился 
заранее, могут достаться только самые отходы, типа люкс. Если нет 
дешёвых билетов из Москвы в Питер, попробуте взять на поезд Москва-Великий 
Новгород до Чудово. В этом поезде есть и плацкартные, и общий вагон; 
а покинув поезд в Чудове, вы быстро погрузитесь в утреннюю электричку 
до Питера.

    Ночью в Бологом останавливаются все поезда; в некоторых из них есть 
и общий вагон. На Москву это - п.41 и п.181 (время - 1.21 
и 7.18 соответственно); на Питер - п.78 Ржев-Питер (1.36, 
пн,ср,пт) и п.608 Сонково-Питер (2.36 пн,пт). Общие билеты из 
Бологого как до Москвы, так и до Питера стоят (11.2001) по 130 руб.; 
плацкартные - порядка 180 руб.

    Два-три поезда идут днём, они отличаются большой скоростью, неудобством 
и дороговизной. Поезд 23/24 "Юность" (Москва-Питер 12.27-20.50, 
Питер-Москва 13.05-20.54) содержит сидячие "самолётные" 
кресла и стоит примерно столько же, сколько ночной лежачий плацкарт. 
В пути 8 часов. Билеты проверяют на входе, надрывают и оставляют пассажирам. 
Это лучший из дневных поездов. В ходу ежедневно, билеты всегда есть.

    Поезд 159/160 "Аврора" (Москва-Питер 17.20-23.11, Питер-Москва 
16.00-21.51) идёт значительно быстрее (6 часов) и содержит крайне 
неудобные "сиденья", расфасованые в купе, по шесть человек 
(билет вдвое дороже плацкарта - 550 руб.) Здесь невозможно откинуться, 
некуда вытянуть ноги, некуда положить багаж и очень трудно спать. 
Билеты собирает проводница и вовремя оповещает вас о прибытии. Мелкий 
ужин, входящий в стоимость билета, никак не компенсирует все неудобства 
этого поезда. В ходу ежедневно, дорогие билеты всегда есть. Есть в 
"Авроре" и лежачее купе по цене 750 руб. за место.

    Единственный "экспериментальный" в России электропоезд ЭР-200
самый быстрый и дорогой поезд России, внешне он напоминает большую 
бело-голубую электричку, внутри - поезд "Юность", а по 
цене - вчетверо дороже плацкартного. Единственным достоинством 
этого поезда-аттракциона является возможность ощутить аромат быстрой 
езды, а какой русский её не любит (средняя скорость 130 км/час, в 
пути 5 часов). Раньше он шнырял лишь раз в неделю; сейчас - несколько 
раз в неделю, бывает и утром и вечером. Говорят, что также он (иногда?) 
курсирует между Питером и Великим Новгородом.

    На собаках по смежным линиям.

    Из Твери в Торжок имеется ночная, безостановочная собака, приходящая 
в Торжок в районе двух часов ночи. В расписании её нет. Найдите в 
расписании последнюю, пятую собаку "Торжок-Тверь", и, 
как только она прибудет, сядьте в неё. Свет погаснет, и через малое 
время собака, не объявляясь, пустая (мы не в счёт), пойдёт в сей славный 
град. Днём из Твери в Торжок идёт ещё четыре, более медленных, электрички.

    Из Бологого есть пригородные/местные поезда на Валдай-Старую Руссу-Дно, 
на Удомлю-Максатиху-Сонково и на Осташков-Великие Луки. 
Подробности см. в статье "Бологое" (69 RUS). Собака пригородно-местного 
значения Бологое-Дно идёт в пять утра, а со Дна можно попасть 
и в Псков. Лицам, имеюшим студенческие или иные скидки на проезд в 
пригородных поездах, с 1 октября по 15 мая сие - самый дешёвый 
и довольно быстрый способ достичь Пскова.

    По ж/д ветке Валдай-Крестцы пассажирского движения нет.

    Подробности о ночлеге на вокзалах и свойствах разных городов см. в 
статьях Тверь, Вышний Волочек, Бологое, Окуловка, Малая Вишера.

    Автор: А.Кротов, 1999-2002

line1.gif (4491 bytes)

Вы находитесь в разделе ЖЕЛЕЗНЫЕ  ДОРОГИ

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний