Подробности о поездке на Русский Север в конце
мая 2001-го года.
Версия 3.5. © ГриЛ
Путешествие началось 28-го мая 2001-го
года из города Пушкино.
Приехал в Пушкино в воскресенье
вечером и заночевал у известной многим Ане
Истоминой,
чтобы в понедельник поймать «утреннюю волну».
В восемь утра вышел пешком из Пушкино
на ярославское шоссе. Первый водитель
провез около 10 км, а вот сразу за ним, попался
очень деловой мужик, который возвращался в
Вологду на «Волге». Переславль, Ростов и
Ярославль прошли транзитом через центр. Перед
самой Вологдой погода стала портиться, да и
дорога ухудшилась, по сравнению с другими
"М"-
магистралями.
В 13-30 высадился на первой автобусной
остановке в Вологде. Драйвер посоветовал
сесть на автобус до центра. Так и поступил, тем
более что дождь все усиливался. Кондуктору 3
рубля, Егору Паагиреву – билетик. Вышел возле ВПУ
(Вологодского Политехнического
Университета).
Забрел в студенческую столовую, позади
дома культуры. Работает по будням с 11 до 15.
Обед стоил 15 рублей: щи, котлета с картошкой,
салат из капусты, два компота с булочкой,
хлеб. Прошел из столовой в главный корпус ВПУ но
бесплатного телефона не нашел.
Под дождем смотреть Вологду нет
никакого желания. Есть в Вологде клуб
автостопа - ОСА-35 (Организация Северного
Автостопа)
Председатель - Сергей Книжник тел. (8172) 22-35-80
Отв. секретарь - Денис Медведев (Ден) тел. (8172) 21-08-20
Алексей Червяков тел. (8172) 23-15-73 Fido 2:5014/4.138
Дима Санталов (8172) 73-01-12 Fido 2:5014/4.116
Дошел до площади Ленина и из автомата
(1руб монета) позвонил "секретарю" Дену
Медведеву. Договорились, что я подожду его в
политехнической библиотеке, чтобы не мокнуть
под дождем. Библиотека произвела впечатление:
список периодических изданий на двери
читального зала – более двух сотен наименований.
Кроме бумажного чтения библиотека так же
устраивает прослушивание фонограмм,
ксерокопирование, бесплатный доступ через спец
телефон к своему серверу, электронная почта…
Жалко, что стрелку забили в фойе, и я не смог
воспользоваться чем-либо…
Денис вызвался проводить меня на
вписку к Сергею Книжнику. По пути купили
батарейки в фотоаппарат, печать фотографий 10Х15
стоит 3р 30 коп.
Когда приехали к Книжнику, решили что
по плохой погоде никуда сегодня уже не
ездить, а осмотр Вологды отложить на более
хорошую погоду. Денис обещал быть моим
экскурсоводом в воскресенье, когда я поеду
обратно.
Утром 29-го мая Сергей проводил
меня до автобуса, который вывез на северную
окраину города. Подстопил до выездной таблички и
встал возле плаката «ВЕЛИКИЙ УСТЮГ –
РОДИНА ДЕДА МОРОЗА». Деда мороза «вписал» в Устюг
московский мэр, будучи в гостях у
вологодского губернатора. С тех пор по всем
перекресткам вологодчины поставили красивые
рекламные щиты, показывающие сколько километров
отсюда до «родины всех дедов-морозов»
и как туда проехать.
Когда голосовал возле этого плаката
мимо меня проехал крутой Джип с «братками». Я
их стопил еще в городе, но они где-то задержались
и снова увидев меня весело замахали
руками. Уехал на маленьком Форде, типа ижевского
«каблука». Молодой человек их Питера
объезжал магазины вологодской области собирая
заказы на поставку продукции «Кока-кола».
Доставка грузовиками на второй день. Сегодня его
«объезд» начинался от города Кадников. На
окраинной АЗС мы с ним и расстались.
Вскоре ко мне подошел религиозный
человек, по виду – странствующий монах – в
темной церковной одежде и шапочке. В возрасте лет
40 по виду. Вместо котомки паломника он
держал в руках полиэтиленовый пакет:
- Бог в помощь. Куда путь держишь?
- Спасибо. На Север путешествую. А Вы?
- А я с севера. А ты крещенный?
- Нет. И не дождетесь. – Сразу решил я
прервать эту тему, чтобы не нарываться на
«уговоры».
- Ага. Ясно. Не хочешь продаваться
«ловцам человеческих душ» – Заявил «монах»,
совершенно неожиданно для меня отгадав мое
отношение к религиям.
- Точно сказано. А Вы куда
направляетесь?
- Я еду в Мурманск.
- Почему по трассе? Ведь у вас есть
«святомудрый» пароход из Архангельска на
Соловки, а там и до Кеми бы сразу добрались бы…
- Нет. У меня есть «задание» – найти
место для основания нового мужского
монастыря.
- Неужто монастырей мало? Сначала бы
Соловецкий восстановили и другие,
которые уже есть… а то вот уж сразу и новый
захотели!
- Нет. Мне нужно место для нового
найти… А ты куда еще ездил? Самое дальнее?
- На Севере я впервые. До этого ездил на
юг.
- А я пешком дошел от Пскова до
Иерусалима! Изучил четыре языка, несколько лет в
Германии жил…
- Интересно! Вот вам реклама нашего
клуба, будете в Москве, приходите в гости.
Наверное, есть что рассказать!
- О! Да! Я единственный человек, который
пешком по мосту через Босфор прошел!
- Так уж и единственный?!
- Да! Там никого пешком не пускают.
Только меня пустили!
- Ну ладно. Приходите в гости, там
расскажете, только позвоните – вот телефоны.
- Хорошо, зайду. Меня Фема зовут, запиши,
если память не дырявая. Удачи тебе.
- И вам всего хорошего!
Монах ушел на заправку, а я через две
минуты застопил тот самый Джип с «крутыми»,
заднее сиденье у них было пустое.
- Вы че, здесь просто катаетесь что ли?!
Я вас в третий раз обогнал!
- Ну, садись, рассказывай кто да
откуда…
«Крутые» катались в сторону Устюга.
Рассказывали мне о своей нелегкой жизни, я им о
более интересной жизни своей. Как и всех богатых,
их прежде всего интересовал вопрос о моих
доходах-расходах. Сначала я позволил им
самоутвердиться в собственной крутости, а потом
мягко раскрутил на чай с оладушками в кафе, на
повороте возле Чекшино.
Вышел у отворота на Тотьму – уж очень
не хотелось пропускать сей замечательный
город. Почти сразу меня увезла в центр города
машина-вахтовка с геодезистами. Высадили
посреди грунтовой улицы. Точнее «лужи морем,
земля – перешейком», красивая церковь
отражалась в лужах, вдоль домов тянулись
скрипучие тротуары из досок.
В этой церкви был «музей мореходов». В
прихожей музея меня встретил человек с топором.
- Добрый день. Можно войти?
- Куда прешь! Не видишь – ремонт!
- Ничего на двери не написано. А в зале
свет горит. Позвольте мне аккуратно пройти
через ремонтируемую раздевалку и посмотреть
экспозицию самому.
- Нет. Запрещено.
- Но я специально в Тотьму заехал, чтобы
этот музей посмотреть!
- Ремонт. Никого пущать не велено.
- А где начальник? Позвоните мне
старшего или директора музея!
- Директор в краеведческом сидит. Вот и
ступай туда.
- И пойду и обязательно еще вернусь!
Краеведческий музей располагался в
старинном особняке. Я попросил директора
позвонить в «Музей мореходов», чтобы меня
пропустили «в порядке исключения». После
краеведческого я прошел к набережной реки
Сухоны, где в высокой церкви располагался
«Музей церковной старины». Узенькая лестница
вела на верхнюю площадку звонницы, откуда
открывался замечательный вид и на город и на
речку.
Река был полноводна весьма,
примерно на
полтора метра больше своего летнего уровня.
Этому удивлялся не только я, но и местные
жители. В этом году май выдался необычайно
дождливый и холодный даже для этих мест.
Кассирша из церковного музея объяснила как
пройти в тотемскую станцию юных
туристов. СЮТур располагалась в деревянном доме,
на берегу реки, в километре выше по
течению от колокольни-музея.
Зато идти туда нужно вокруг бани по
многочисленным
деревянным мосткам. Эти «скрипучие тротуары»
местами поднимались на высоту до двух
метров над многочисленными лужами и ручьями. Без
них нормальное хождение по поселку
было бы очень проблематичным. Удачно гармонируя
с серыми деревянными домами и яркими
крышами церквей, эти тротуары создавали тот
неповторимый пейзаж Русского Севера, который
я и попытался запечатлеть на фотографии.
В СЮТуре сидели только две тетушки. Мы
пожаловались друг другу на низкие
зарплаты педагогов, я пожелал им найти-таки в
своем городе энтузиастов-мужчин, которые
смогли бы водить детей в походы. Попил чаю, а от
вписки на ночь отказался – еще успею до
Устюга добраться.
Снова вернулся в музей Мореходов.
Теперь там появилась девушка - научный
сотрудник, которая и показала мне скромную
экспозицию, повествующую о хождениях по
морям тотемских купцов. Именно выходцы из этого
города осваивали «Русскую Америку» от
Аляски и даже дальше на юг, почти до Ванкувера. В
доме самого знаменитого первопроходца –
Ильи Кускова устроили даже отдельный
мемориальный музей.
Его смотрительница поведала
мне, что во время майского подъема воды по Сухоне
ходят из Вологды пароходы с туристами,
один из них ушел на Устюг лишь вчера.
Поглощая сладкий напиток «снежок» и
мягкий батон, дошел до автостанции. Три
километра до объездной автодороги меня подвез
местный милиционер на стареньком ГАЗике.
Машин на трассе почти не было, погода снова
портиться. Лишь через час в райцентр
Нюксеница поехал ЗИЛ-молоковоз.
В четырех километрах от этого села
построили в 1999-ом году новый мост через
Сухону. На ту сторону реки я подъехал на местной
«шестерке», водитель которой никогда в
жизни не выезжал за пределы своего района.
Высадился на перекрестке местных дорог возле
кабака под названием «К деду Морозу». Однако
звуки, доносившиеся изнутри, совсем не
походили на детский праздник – то и дело к кабаку
подъезжали машины из окрестных деревень
высаживали в меру пьяных пассажиров и забирали
по домам уже совсем напившихся. Мне же
стопить эти машины совсем не хотелось.
Размышляя о родине и земляках Деда
Мороза, чуть не пропустил новый грузовик-
"бычок", который перегоняли из Москвы в
город Коряжму. Разговаривая с водителями о
холодных погодах
и глобальном потеплении климата, мы промчались,
разбрызгивая лужи до Великого Устюга.
Перед городом мост, снова на левый
берег Сухоны, за мостом пост милиции и
указатель «До вотчины Деда Мороза 12 км.» на
восток от города. К счастью, на дачу к Деду
Морозу (а точнее по соседству с ним) ехал житель
Устюга, который и подвез меня к самым
воротам «вотчины», все-таки оказавшимся в 15-ти (а
не в 12) км от поста. На воротах, возле закрытой за
поздностью часа будки «КАССА» стоял ВОХР и курил
«беломор».
- Добрый вечер. Это и есть «Вотчина деда
Мороза»? – Спросил я, разглядывая
деревянные коттеджи в «ново-русском» стиле.
- Да. Вот прейскурант. Будете селиться?
– Без воодушевления спросил охранник.
- Пожалуй нет. А можно пообщаться с
начальником этого «пионерлагеря»? – На
всякий случай, раз уж заехал – добавил я
мысленно, разглядывая «прейскурант»:
фото на территории 20 руб., входной билет 10 руб. на
ребенка, фото с Дедом-
Морозом в его дворце - … рублей.
- Щас позвоню. Подожди.
Ночным начальником оказалась
городская тетка с мобильным телефоном. Она
проводила
меня в бар, где заправлял уже совсем мордоворот с
московской харей. А где же «помощники
деда-Мороза» в валенках и шапках-ушанках?!
Оказалось, что «вотчина» – пионерлагерь для
Новых Русских, а так же для «национальной охоты»
личных гостей вологодского губернатора.
Самый маленький домик стоит 300 долларов на одну
ночь (со слов жителей Устюга). Позже,
местные жители рассказали мне, что к услугам есть
и зверинец, и бассейн и сауна с «элитными
снегурочками». Короче, мне стало противно, что из
такой светлой сказки сделали кормушку для
барыг. Даже не угостив меня чаем, всех
автостопщиков обозвали бомжами и я ушел на речку
даже не сказав им «до свидания».
Вышел через сосновый лес на берег
Сухоны. Солнце к девяти часам пробилось в узкую
щель между облаками и горизонтом, окрашивая в
розовый цвет соседний берег и дровяные
склады на фоне темного леса… Ночевать я
разместился в пустом дровяном сарае – если ночью
снова пойдет дождь, то не нужно утром ничего
сушить.
30-го мая утром прибыл в сам город
Великий Устюг. Погода наладилась, луж почти не
осталось. Город весьма зелен и благоустроен в
центральной его части. На заре 20-го века на
набережной Великого Устюга располагалось 14
церквей, сейчас осталось всего семь, но и то
впечатляет! Все они свежевыкрашенны, крыши
обновили, кресты позолотили – через два дня
празднуют День Города. В большинстве церквей
расположились музеи и выставки – церковной
утвари, икон, местных берестяных и деревянных
промыслов… Музеи открыты с 10 до 15 часов,
выходной – понедельник.
В школе номер 11, с 10 до 15 часов, по
будним дням, работает самая дешевая столовая –
обед из трех блюд и булочки всего 10,5 рублей. По
слухам, еще более дешевая столовая на
щеточной фабрике, но это на окраине и я там не был.
В центре города открыт «Офис
Деда-Мороза». Очень милые женщины принимают
сотни писем примерно такого содержания: «Дорогой
дедушка Мороз! Меня зовут Ваня, я у
мамы не один, еще три сестренки и братишка. Пришли
мне, пожалуйста, к Новому Году си-ди
плеер…» Работает сервер www.ded-moroz.com
, сотни детских рисунков украшают тронный зал,
где заседает дед-мороз и принимает посетителей.
Специальное отделение связи ставит
фирменный штамп на фирменный конверт и каждому
ребенку дед-мороз пишет ответ на
письмо. Самая популярная просьба в письмах…
Правильно! Подарить компьютер. Неужели
дети, которые уже доросли до компьютера не
понимают, что дед-мороз не Билл Гейтс, и
высылать компьютеры не может? Многие адресаты
вкладывают в конверт свою фотографию
возле елки. Их набралось уже десятки альбомов –
любой зашедший в офис может посмотреть.
Еще открыли музей «Новогодняя
игрушка». Здесь для детей делают экскурсии, чтобы
показать как украшали елки их бабушки и родители,
когда сами были маленькие. Есть елка «30-х
годов», елка «50-х годов» и т.д. Все очень
трогательно и мило. Как в офисе, так и в музее
можно полюбоваться на сотни подарков, которые
присылают самому Деду: от цветных валенок
до теремов из печенья.
В центре города кроме церквей есть еще
и старинный монастырь, на территории
которого расположен автомобильный техникум. А
вот экскурсии по его соборам только через
предварительные заявки в краеведческом музее.
Кроме музеев я посетил речной вокзал.
Диспетчер сказал что Двина обмелела и сейчас
только редкие баржи ходят по ней в весеннюю воду.
В Архангельск ходит только водометное
судно «Заря», но лишь один раз в 10-14 дней и до
летнего падения воды.
Недалеко от пристани обнаружилось
речное училище, которое в этом году празднует
свое 80-ти летите. Несмотря на отсутствие
навигации на Двине, ежегодно училище выпускает и
трудоустраивает около 200 молодых
специалистов-речников. Курсанты щеголяют в
матросской
форме, среди них есть даже девушки. Чтобы попасть
в музей училища мне пришлось
познакомиться с его директором. Николай
Александрович Бритвин так искренне обрадовался
моему появлению, что просто-таки уговорил меня
остаться на ночь в их общежитии. Я прошел
два квартала на север и мне выдали ключ от
двухместной комнаты второго этажа. Это
называлось «гостиница для родителей» и имелся
даже отдельный выход на улицу, ибо
курсантов в 22 часа запирали на ключ на 1-ом этаже..
В столовой мне бесплатно навалили
котелок гречневой каши. Без рюкзака я до поздней
ночи гулял по городу, солнце коснулось горизонта
только в первом часу, а в конце июня здесь
совсем белые ночи.
Рано утром 31-го мая выехал на
«каблучке» за город. Трасса на Котлас и
Архангельск
здесь не имела дальноедущих машин. Пришлось
ехать на локальном транспорте от деревни к
деревне. Зато проходя пешком до выезда из
очередного селения, можно было понаблюдать
рабочие будни жителей севера. Избы их сделаны из
огромных бревен, окна с резными
наличниками в двух метрах над землей. Позади дома
– крытые сени, сараи и хозяйственные
постройки. Для проходов от дома к дому и к каждому
строению настланы уже знакомые
деревянные тротуары. Многие деревянные магазины
еще сохранили вывески «КООП». Был,
например, обнаружен магазин под названием «КООП -
Бар – Дискотека». За районным центром
Красноборск асфальт окончательно исчез.
Покрытие ненадолго появлялось в некоторых селах,
а
современные мосты через притоки Двины заменили
деревянные только в прошлом году. До
поворота на переправу в село Речегда, меня
подвозил бортовой грузовик из Ярославля. Когда
проезжает встречная машина, поднимается туча
пыли, которая через щели проникает в кабину
и въедается во все предметы и полости тела.
- Ну и пылища! – Заявляет пожилой,
видавший виды водитель. – Прямо как в
Африке!
- Точно, как в пустыне Сахаре! –
Авторитетно подтверждаю я.
Перед Архангельском покинул
КАМАЗ-Лесовоз и в Северодвинск приехал на
Девятке,
которую перегоняли из Москвы. Одиннадцатый час
вечера – светит солнце, с моря холодный
ветер. Люди ходят в длинных плащах и пальто, дождя
не было уже дня два.
У меня был адрес некой Юли,
познакомились мы через сайт АВП. К сожалению, на
звонки в дверь никто не открыл. Решив идти искать
вписку в какое-нибудь общежитие, я стал
писать для Юли записку. В это время на площадку
поднялся подвыпивший сосед из квартиры слева..
- Что это ты тут делаешь с рюкзаком?
- Записку пишу вашей соседке.
- А что ты хотел? почему с рюкзаком
ночью?
- Я приехал в гости, из Подмосковья. Но к
сожалению, ее нет дома…
- А-а! И куда же ты пойдешь теперь?
- Куда-нибудь в общежитие…
- Вот еще глупости. Давай ко мне домой.
Положим тебя в большой комнате…
- Да ты сначала к жене своей спросись, а
то она тебя выгонит самого, гляди…
- Нет проблем, щас спросим.
Уже через пол часа, чисто вымытый и
переодетый, я кушал гречневую кашу с
сосисками, когда в дверь позвонила Юля. Сосед уже
заснул, когда я перебрался к ней с вещами
пить чай. Надо будет утром зайти и поблагодарить
за такое замечательное северное
гостеприимство.
Юля оказалась супер-самоходной
девушкой. Уже пять лет она самостоятельно
путешествует по России. Из далекого
Северодвинска ездила на Алтай,
Байкал, Урал…
Прошедшей осенью доехала автостопом до
Владивостока и сходила гидростопом на Камчатку.
До поздней ночи я рассматривал фотографии
вулканов, фумарол, гейзеров… (За лето 2001-го
года,
Юля посетит Киргизию и Таджикистан, станет
первой, известной науке автостопщицей,
проехавшей
самую высокогорную трассу СССР -
"Хорог-Ош")
Кто хочет составить симпатичной девушке
компанию?
Пишите на meda@severodvinsk.ru
В первый день лета потеплело даже
в Северодвинске. Юля отправилась на работу, дав
мне вписки в Архангельске, а я поехал на запад от
города в урочище Куртяево, где находиться
древний взорвавшийся вулкан, минеральные
источники и аномальная зона. Километров 15
пришлось ехать на грузовиках по гравийной дороге
среди заболоченного редколесья. Урочище
находиться в заповеднике, но Юля объяснила как
найти избушку сторожа и лесник сам
проводил меня к старой деревянной часовне, возле
которой и была та самая «аномальная
поляна». Но так как ни я, ни лесник, во всякую
аномальщину не верили, то ничего интересного
среди травы не обнаружили. А всякие экстрасенсы
сюда идут десятками, для «подзарядки».
Вода в источниках была холодной, но
действительно минеральной, в разной степени.
Только в
Приэльбрусье она уже с газом, а здесь нет. Все
деревья вокруг покрыты повязочками – многие
люди верят что каждый источник излечивает от тех
или иных болезней и приезжают сюда
лечиться.
Через два часа, на новеньком УАЗике
вернулся в город. Решил поехать городским
автостопом к порту. В первой же машине водитель
сам предложил «показать мне город и море».
Но в порт нас не пустили (нужен пропуск, а его дают
только по веским причинам) и даже
«дежурная дырка» в заборе была заделана. К морю
мы все же выехали прямо на «жигулях».
Вода была почти не соленая, и теплее чем в Двине.
Обычно в июне здесь уже купаются.
Северодвинский краеведческий музей
почему-то выходной не в понедельник, как все, а
в пятницу. Напоследок я съездил на островной
микрорайон Северодвинска (по мосту), где
девятиэтажные дома стоят прямо на берегу Белого
моря.
Обнаружились даже некие песчаные дюны на
пляже.
Однако, ветер в этот день был суров и холоден, купаться желания не возникло.
Пообедать за 16 рублей
удалось в столовой автотранспортного
предприятия. К восьми
часам, нагулявшись по Северодвинску досыта, я
приехал автостопом в Архангельск, на улицу
Поморская, к человеку по имени Рик-рыболов. Хотя
хозяина дома не было, другие вписчики
были предупреждены Юлей, и даже согрели ведро
воды (горячий водопровод летом – редкая
роскошь даже в северных городах). Единственная
неприятность на вписке у Рика – сильная
закуренность помещения – даже глаза слезятся.
Так что если сами не курите, то лучше не
задерживаться в сей гостеприимной квартире.
2-го июня 2001 года мне исполнилось
26 лет.
Первую половину дня провел осматривая
Архангельск, набережную Северной Двины.
Морской музей рассказывал об истории
освоения Арктики и о трагических временах войны,
когда в Архангельск с боями прорывались
«северные конвои» из Англии и США с поставками
техники и вооружений по «ленд-лизу». Посетив еще
несколько исторических музеев и
картинную галерею я вернулся на вписку, пообедал,
и с рюкзаком поехал в деревню Малые
Карелы, где в 25-ти километрах восточнее
Архангельска собранны предметы деревянного
зодчества северных народов.
Самые лучшие образцы деревянных
церквей, домов, мельниц и
амбаров свозились сюда на протяжении десятков
лет из разных труднодоступных деревень.
Здесь все постройки
реконструировались, сейчас за символическую
плату можно ходить,
снимать и фотографировать сколько угодно.
Территория довольно большая, много
оврагов и
лесов, птички и белки привыкли к людям и
подбегают довольно близко. Зимой, в голодные
времена, берут пищу из рук посетителей.
Очень хорошие люди милиционеры – охранники.
Помогли мне избавиться на два часа от рюкзака.
К восьми часам вечера я перешел пешком
Северную Двину по новому мосту,
сфотографировав плоты из бревен. На станции
Исакогорка я поинтересовался поездом номер
600, который по сведениям О. Болашенко в 1997-ом году
был рабочий бесплатный в 21-50 до
Няндомы. Но такого поезда теперь нет, в 22-10 идет
671-ый пассажирский, платный.
Выездной пост милиции был совсем рядом
со станцией, в 15 км. от Архангельска. Но
вечером субботы никто не ехал дальше ближайшей
дачи. Простояв за постом два часа, пошел
спать в незапертый вагон-теплушку на ближайшей
даче.
03-го июня, воскресенье.
Рассуждаем так: чтобы деловому
человеку попасть в Москву в понедельник к утру,
ему
надо выезжать на легковой машине из Архангельска
в первой половине дня воскресенья.
Прождав «своего драйвера» (как
говаривал Валера Ша) с 6-30 до 8-30, я подсел в ВАЗ
21063 к архангельскому бизнесмену, едущему в
Москву. С учетом двух перекусов и некоторого
блуждания в Вологде, я высадился возле Сергиева
Посада в час ночи. На дороге в Дмитров
автостоп в такое время малоэффективен. Пришлось
поставить палатку в придорожном лесу и
поспать до семи утра.
В начале девятого, на КАМАЗе из Кирова
я доехал в Дмитров, а в девять был дома.
Вот так и закончилось путешествие на
Русский Север. На следующий раз пришлось
оставить славный город Каргополь и подробный
осмотр Вологды. Уж очень не хотелось в
воскресный день высаживаться из прямой машины.
Григорий Лапшин. Дубна м.о.
2001.
Специально для сайта АВП. © ГриЛ