Часть вторая.
АВТОСТОПЩИКИ НА 4000 М. НАД
УРОВНЕМ МОРЯ.
(«Покорение» Эльбруса.)
…Туда не занесет, ни лифт не вертолет.
Там не помогут важные бумаги…
Туда, мой друг, пешком,
И только с рюкзаком,
И лишь в сопровождении отваги…
(Юрий Визбор)
13 Августа, пятница.
Утром были на рынке Нальчика. Здесь
вполне можно получить впечатление о
том, что такое «восточный базар»: толчея, гомон
продавцов и покупателей. За
все нужно торговаться!
Бананы продают не килограммами, а
гроздьями: эта гроздь – 17 рублей, эта –
14, но можно и за 12 – торгуйся!
Дыни тоже продают не килограммами, а штуками.
Средняя дыня стоит 6-7-8
рублей, как договоришься. Наконец мы нашли нужную
нам гречку.
«Крупяные ряды» повергли меня в смятение.
Представьте себе: длинный ряд
сомкнутых прилавков (метров 400), на прилавках
стоят абсолютно одинаковые
пакеты с крупами, стоят в абсолютно одинаковой
последовательности рис,
пшенка, гречка, манка, перловка, сахар, мука…
Покупателей никого нет.
Продавцов больше сотни. Самое
удивительное – абсолютно одинаковая цена у
всех продавцов. Если у входа на рынок у продавца
гречка по 23 рубля, то и у
всех остальных тоже самое. Мы прошли все 400 метров
прилавков туда
обратно – одинаковая гречка, в одинаковых
мешках, по одинаковой цене, у
более чем сотни продавцов! Я не выдержал и
воскликнул громко, чтобы
слышали 5-10 продавцов: «А смысл?!…»
- Здравствуйте, сколько у вас гречка
стоит?
- Тут же написано – 23 рубля.
- Да, но у ваших соседей столько же.
- ?! Ну и что?
- А почему я должен покупать именно у
вас?
- А я почем знаю?!
- Но вас же здесь больше сотни! Неужели
нельзя цену сбавить хотя бы на 10
копеек? Быстро все продали бы и за счет оборота
покрыли убытки! Рынок
же!
- Больно умный нашелся. Хозяин велел
продавать по 23, вот я и продаю.
- Но откуда же у вас будет прибыль? Ведь
за целый день может никто именно
к вам и не подойдет, покупателей я не вижу!
- Слушай, а! Мне хозяин платит зарплату
за то, что я здесь стою. Остальное
меня не касается!
- И всем остальным «хозяин» то же
платит за то, что они здесь «стоят»?
- Конечно. Разве не понятно.
- Кажется, понимаю. Некий человек
скупил всю гречку в городе, скажем по
10 рублей за килограмм. Теперь он поставил 100
продавцов в ряд по 23
рубля. Даже если будут покупать только у одного,
все равно вся прибыль
ему. 10 рублей с килограмма – ему и продавцам. 3 –
за «крышу».
Получается и он и продавцы довольны!
Это называется «рыночные
отношения», понятно.
- Давай, будешь покупать?
- Нет уж. Не у вас, точно.
Пошли по рядам еще раз. Заглядываю под
прилавки – одинаковые мешки. Что
делать? Выбираем торговку, нам взвешивают 1
килограмм гречки.
Подкладываю своей рукой на противоположную чашу
весов пустой пакетик.
Все продавцы смотрят на меня, как на больного!
«Откуда ты такой взялся?» –
слышу возглас справа…
Купили шербет и халву, копченую
колбасу и консервы, макароны и кетчуп…
По пути домой зашли в магазины.
- Слушай, Наташ. Я вчера вон в том
магазине видел твои любимые
шоколадные пряники. Ценника на них не было. Когда
я спросил продавца,
по чем пряники, он назвал мне некую цену, чуть
выше, чем в Дубне. Сейчас
я останусь на улице, а ты зайди, как будто одна, и
спроси про пряники вон у
того усатого продавца…
- А почему я?
- Наверняка он назовет тебе цену ниже. А
потом еще и поторгуешься!
- Попробуем.
Все вышло именно так, как я и
предположил. У Наташи запросили цену
меньше чем у меня. Когда пошел разговор о покупке
сразу двух килограммов
(ах, как я люблю эти пряники! ах, какие они сдобные
и свежие…), то мы
получили скидку еще на три с половиной рубля.
Единственное, чего я так и не понял, -
как у них работает налоговая
инспекция?!
Нагруженные продуктами вернулись мы
на квартиру. Попрощались с
хозяевами.
Взяли всего 10 минут прямо на проспекте
машину, «до выезда из города, на
Баксан».
. Водитель сказал, что едет в Баксан,
но, узнав, что наша цель – Эльбрус, сам
заехал на баксанскую объездную и высадил нас у
поста-развилки, под
указателем «ЭЛЬБРУС 110».
Недалеко от развилки стояла ГАЗель, ее
водитель ковырялся в моторе.
Проходя мимо, я поинтересовался:
- Прошу прощения, помощь не нужна?
- Нет. Спасибо. А вы куда путь держите,
туристы? – спросил усатый
кавказский водитель, захлопывая крышку капота.
- Да мы, вообще-то, автостопщики.
Автостопом на Эльбрус добираемся…
- А-а! Садитесь ко мне. До Тырныауза
довезу. Все равно здесь вас больше
никто не подберет…
Загрузив рюкзаки в кузов, где ехали
школьные учебники, мы отправились в
путь по красивейшему Баксанскому ущелью.
Оказалось, что осматривать
горное ущелье лучше всего именно из ГАЗели –
лобовое стекло широкое и
высокое, обзор хороший во все стороны, а главное
– вверх смотреть можно
Проехали Кузбурун Первый и Кузбурун
Второй. Вскоре началось легендарное
длинное село Заюково. Я засек – мы ехали через
него по прямой дороге-улице
целых 20 минут. В описании к карте сказано, что
длина села – 8 километров. И
это по состоянию на 1972-й год!
Проехали поселок Былым. И вот уже на
склонах показались строения
вольфрамомолибденового комбината. Тырныауз
встретил нас промышленной
зоной.
- … Ах, как здесь раньше все
кипело-громыхало и дымилось … - сокрушался
водитель о годах СССР.
- А что? Сейчас вольфрам и молибден уже
никому не нужен?
- Да нет. У комбината теперь есть
хозяин. Только работает он в десятую
часть своей мощности…
- Понятно. О! Вот и город. Какие красивые
улицы и дома!
- Это что! У нас есть свой кинотеатр,
бассейн, музыкальная школа… Сейчас
я вас к новому спорткомплексу подвезу –
залюбуешься!
Город стиснут горами, прямо в 5-ти
метрах от домов начинаются скальные
стены. Несмотря на недостаток места, радуют глаз
ухоженные парки и скверы.
У спорткомплекса, на краю поселка, была
конечная остановка автобуса.
Водитель высадил нас, пожелал всего хорошего и
уехал обратно, должно быть
в школу – учебники разгружать. Мы по очереди
заглянули в спорткомплекс,
посетили там туалет, набрали воды и даже оценили
борцовский зал с
огромным, ярким татами посередине.
За автобусной остановкой томились в
ожидании туристов несколько таксистов,
но мы уже были предупреждены водителем ГАЗели об
их назойливости,
поэтому гордо прошагали с рюкзаками мимо. Видя,
что от них уплывает такой
лакомый кусок один из таксистов окликнул нас:
- Эй, туристы! Давай падвэзу! Куда вам?
- Нет. Спасибо. У нас денег нет!
- Эй! А кто тэбэ сказал про дэнги, а?! –
замахал возмущенно руками
«таксист».
- Спасибо. Мы как-нибудь сами… - буркнул
я, чтобы не вступать в
перепалку, и мы ускорили шаг.
Дойдя до выездной таблички Тырныауза,
мы расположились на берегу
Баксана, чтобы подкрепиться творожными сырками с
батоном.
Сфотографировались на память, и почти
сразу подъехал грузовик-«Мерседес».
Веселый водитель вез из Нальчика в
Верхний Баксан трубы. Оказалось, что
обзор ущелья из его кабины ничуть не хуже, чем из
ГАЗели.
На повороте в Верхний Баксан мы
простояли почти полчаса, ибо машин не
было совсем.
Вскоре подъехала «девятка», в которой
уже сидело трое. Ребята оказались
альпинистами из лагеря «Джантуган».
Они возили своего травмированного
товарища в Тырныауз ставить гипс на
лодыжку.
С ними мы проехали поселок Эльбрус –
всего несколько домов и киоски с
пивом-сигаретами, и высадились на развилке в
ущелье Адылсу. Здесь стояло
кафе, у дороги даже работал мини-фонтан. Есть нам
еще не хотелось и мы стали
стопить дальше...
Еще один кабардинец с ребенком подвез
нас до т/б «Эльбрус» возле поселка
Тегенекли.
До Терскола мы доехали с тем самым
таксистом, который окликал нас в
Тырныаузе. Он был очень не доволен, что в его
«владениях» появились такие
«халявщики», как мы, и весь путь выражал
неудовольствие автостопом. На
заднем сиденье рядом с Наташей сидел угрюмый
человек в одежде из полартека
и с ледорубом в руках. Он не выражал желания
говорить вообще.
Когда приехали в ПСС Терскола,
выяснилось, что это немецкий альпинист,
пропавший на склонах Эльбруса. Его искали уже два
дня, а он пешком вышел в
Тырныауз и теперь приехал на такси.
Дежурный спасатель зарегистрировал
нас в специальном журнале и сказал, что
стоять с палаткой можно прямо на поляне Азау. До
поляны мы доехали на
ГАЗике МЧС. Рычаг переключения скорости у них был
выполнен в виде
горнолыжной палки.
Итак, дорога закончилась на высоте 2350
метров, возле нижней станции
канатной дороги.
Сначала я предпринял попытку найти
начальника канатной дороги, чтобы
договориться о проезде «научным» методом. Проезд
стоил 15 рублей в один
конец на каждой очереди (всего их три). Начальник
был наверху, но это нас не
расстроило, ибо сегодня мы не собирались
подниматься на Эльбрус, а решили
посмотреть достопримечательности ущелья. На
ступеньках местного кафе
сидели три японца и русский гид-инструктор.
Познакомились с инструктором, я
достал свою карту (из ЦДЮТ) 1972-го года рождения.
Карта заинтересовала
японцев, а мы пообщались с инструктором насчет
осмотра
достопримечательностей.
…Вскоре мы познакомились с очень
интересной пожилой женщиной -
Галиной Павловной. Она уже 20 лет живет тут, на
поляне Азау, в «лавинной
базе МГУ» и даже была в числе пострадавших при
сходе лавины. Мы прошли с
ней до базы, она показала нам все постройки,
рассказала о ледниках и лавинах,
посоветовала посмотреть водопад в 10 минутах
ходьбы от станции. Проводив
Галину Павловну до дома, мы спустились к Баксану.
Здесь это был стремительный горный
поток – грохот воды о камни был слышен
за десятки метров, вода была белая от пены и такой
холодной, что это
ощущалось даже в 6-7 метрах от воды.
На берегу Баксана уже стояло несколько
палаток, но мы решили что это место
малопригодно для ночевки, из-за холода и сырости
от Баксана.
Немного полазив по скалам и поглядев
на водопад сверху, мы вернулись к
станции. Прямо перед автостоянкой поставили
палатку польские туристы, у них
горел костер. Стали знакомиться-общаться.
Конечно, поляки, для которых
почти вся Европа безвизовая, уже объездили
автостопом много стран. Но о
существовании автостопа в России впервые
услышали от нас:
- Так вы говорите, что по России тоже
можно ездить автостопом?!
- Конечно, я уже 40 000 проехал.
- Но как же так?! Ведь невозможно и шагу
ступить чтобы не попросили:
«Плати за это, отдельно – за то...» Не может в
такой стране быть автостопа!
- Это просто у наших людей такое
отношение к иностранцам. (Мне стало
стыдно за всех «совковых» людей.) Привыкли, что у
иностранца полные
карманы долларов и стараются содрать за каждый
шаг. Ничего не
поделаешь, так уж мы воспитаны...
- Да, мы заметили сразу, как только
впервые в СССР приехали...
- Ну вот, автостопщики, постепенно
будут приучать людей что «человек
человеку друг...» и что не все в этой жизни
измеряется деньгами...
- Да-да. Тяжело вам наверное...
- Конечно, с Европой не сравнить, там
другая культура и жизнь другая...
Так, в разговорах о судьбах Европы
просидели у польского костра почти час.
Благо все знали русский и общение было
непринужденным.
Уже в темноте взяли наши рюкзаки и
пошли на горный склон, поросший лесом,
где еще засветло мы приметили место под палатку.
Насобирав хвороста,
приготовили сытный ужин и легли спать.
Утром 14-го августа собрали
палатку часам к 10-ти. Не тратя время на завтрак,
пошли фотографировать водопад. К нему вела
хорошо утоптанная тропинка, но
людей мы не встретили.
Водопад под яркими лучами солнца
предстал перед нами величественным
зрелищем: горный ручей срывался с высоты более
..цати метров, падал в
ущелье, искрясь на солнце, и разбивался в пыль о
вулканические камни. Радуга
была огромна, блеск брызг ослеплял, и даже в пяти
метрах от водопада вся
одежда тут же промокала. Потратив кучу
фотопленки мы засняли водопад во
всех ракурсах. Я даже рискнул искупаться в
брызгах.
Разыгрался аппетит. Забрав рюкзаки,
спустились к станции и позавтракали,
раздобыв кипятка в кафе.
Вскоре мне показали «самого главного
начальника» – усатого великана, из
заднего кармана джинсов которого торчала
радиостанция. «Главный
начальник» выслушал меня и сказал:
- Все это очень интересно, только все финансовые
вопросы не ко мне...
- А к кому?
- Вот к нему. Он у нас «главный» по этим вопросам.
Показывает на другого человека,
низенького, в белой рубашке, без рации.
- ...Ага, - сказал «второй начальник», - все понятно.
Незачем было столько
слов.
- Так можно нам бесплатно проехать?
- Только не сейчас. Вон у меня сколько
экскурсантов в очереди. Приходите
во второй половине дня, там посвободнее будет,
подниметесь.
- Отлично. Спасибо большое. Значит, после двух?
- После трех подходите.
Время было 13-20. Мы решили отправиться
пока на знаменитую «Поляну
нарзанов», рюкзаки пристроили в квартиру Галины
Павловны.
Первый километр до Терскола мы
прошагали пешком, радуясь солнцу,
снежным вершинам и горным ручьям.
Вскоре нас догнал микроавтобус, но без
всякой таблички.
- Можно с Вами в сторону «поляны нарзанов»?
- Конечно. Только сначала в Чегет заедем.
В Чегете была еще одна канатная дорога,
на гору Чегет. Однако, связанные
договоренностью на одной канатной дороге, мы не
стали проситься на другую.
Проехали Терскол и свернули к воротам
т/б «Чегет». Иностранцы, выходящие
из автобуса, стали торговаться с водителем из-за
оплаты. В итоге водитель
получил «всего» 50 рублей за двоих, и обиделся, что
«грабят средь бела дня».
Провез он их километров пять!
На повороте с Чегета голосовали еще
люди с пустыми бутылками в руках.
- Добрый день. На Поляну нарзанов подбросите?
- Нет проблем. Садитесь.
- Сколько с человека будет?
- По пять рублей.
- Нет уж, спасибо.
Мы поняли, что попали к таксисту, и
выскочили из автобуса со словами
«предупреждать надо!»
Пойдя немного вдоль дороги, обнаружили
в сосновом лесу заросли земляники
и следующие полчаса объедались ягодами.
Наконец Наташа сказала, что уже хватит
земляники и нужно добраться-таки до
нарзана.
Тут же застопили местную машину,
водитель ее был уже осведомлен о нашей
сущности и мы без лишних слов домчались до
«Поляны».
Это была огромная ровная площадка,
периметр которой обрамлял каменный
бордюр. Здесь оборудованы семь нарзанных
источников. Вода в них немного
отличалась по вкусу и степени газированности.
Выбрав самую газированную, мы уселись
на краю ямки, стали черпать кружкой
нарзан и пить в больших количествах, закусывая
шоколадными пряниками. В
итоге каждый выпил литра по два нарзана (поверх
земляники) и, тихонько
булькая организмами, мы пошли на трассу стопить
обратно в Азау.
Минут сорок вообще никто не
останавливался. Потом подъехала «Волга»,
водитель которой быстро сообразил, что значит
«автостопом» и довез нас
прямо к дому Галины Павловны.
Хозяйки дома не оказалось и мы
потратили еще 40 минут чтобы найти ее, и
вызволить наши рюкзаки.
Но Галина Павловна просто так нас не
отпустила. Она стала поить нас чаем с
шоколадом, показывать коллекцию фотоснимков с
Эльбруса, которую собрала
за 20 лет: Эльбрус с самолета, Эльбрус из космоса и
т.п. Целый шкаф у нее был
занят книгами по тематике лавин, ледников,
вулканов и водопадов.
Мы узнали, что Эльбрус- действующий
вулкан. Просто он давно (по
человеческим меркам) не извергался, но в
ледниковых трещинах до сих пор
растут зеленые водоросли. По геологическим
меркам это совсем молодой
вулкан, который еще способен на многое...
Наконец, в начале шестого часа,
поблагодарив Галину Павловну, мы почти
бегом поспешили к станции. На ступенях стоял
«второй начальник».
- А вот и мы! Нам можно?
- А где вы ходите!?
- У Галины Павловны чай пили. Извините
уж нас...
- Ладно. Давайте быстрее в вагон. Если
поедет еще сегодня – успеете
подняться.
Забежали в пустой вагон и ... он поехал!
Первая очередь канатной дороги
проходит над скалами, высокогорными
лугами и горными тропами.
Прибыли на станцию «Кругозор». Высота,
кажется, 2700. Никаких особых
ощущений почувствовать не успели, ибо нас сразу
погнали в следующий
вагончик.
Там уже сидели пять альпинистов из Москвы. Пока
поднимались, рассказывал
об автостопе, менялись визитками.
И вот уже высота 3500 метров – станция
«Мир». Дальше уже не вагончики, а
просто кресла на тросе. Однако, третья очередь
уже не работает. Не
раздумывая, альпинисты отправляются вверх
пешком, по тропе, по краям
которой уже лежит ледник. Ощущение высоты
появилось сразу – усталость
после первых же метров, головокружение от
наклонов.
Неспеша, с чувство меры, поднялись до
3700. Здесь расположены БОЧКИ –
круглые яркие домики для ночлега денежных
туристов. Кто небогатый – ставит
палатку на морене – гряде камней между двух
ледниковых языков.
Познакомились с альпинистами из
Запорожья – приглашают на чай, узнав, что
у нас нет примуса:
- Как же вы без примуса? Здесь же только лед и
камни!
- Почему? Я пока шел уже несколько палок под
ногами видел... Похоже, с
дровами проблем не будет...
- Да вы что? Это вам не в пригородном лесу, это –
Эльбрус. Сюда все с
примусами ходят или с газом...
- Ничего, не пропадем...
- Ну, ... приходите к нам, если что – вскипятим вам
чай.
- Спасибо за приглашение.
Мы решили сначала выбрать место для
палатки, пока еще тепло и не село
солнце. Место нашли замечательное – ровная
площадка, закрытая
ветрозащитной стенкой из сложенных грудой
камней. Правда, высоковато для
первой ночевки – примерно 3850. Значительно выше
БОЧЕК и остальных
палаток. Зато неожиданно много оказалось дров:
щепок, досок, фанеры. Я даже
нашел ветки хвойных деревьев(!). (Удивительно! Как
они сюда попали, на
ледники?)
Поставили палатку, воды полно, кругом
журчат чистейшие ручьи. Вопреки
досужему мнению, макароны в котелке
приготовились обыкновенно быстро.
Приготовили ужин и пили чай уже под звездным
небом.
Проснулись в 9 утра оттого, что
солнце нагрело палатку. На ночь надели всю
теплую одежду, на ручье появилась корочка льда.
Теперь же, стало очень
жарко. Разделись до футболок и готовим на костре
завтрак. Мимо нашей
«кухни» по леднику идут толпы народу на вершину
– прямо таки первомайская
демонстрация! В основном, конечно, иностранцы.
Наших очень мало – только
проводники. Все в пуховках, пластиковых горных
ботинках, «кошках», с
ледорубами... Недоуменно смотрят на «живого
человека», который посреди
льдов разжег костер и варит кашу.
Взяв в рюкзак только теплую одежду и
фотоаппараты, все остальное сложили в
палатку. Присоединились к общему «шествию на
Эльбрус» налегке. Высота
уже не пугает. К головокружению привыкли.
Наверное, я один шагаю среди
«кошек» и ледорубов в обыкновенных кроссовках.
Наташа в «вибрамах».
4000. Погода прекрасная, виды вокруг
замечательные... Снизу едет некий
трактор, предназначенный для выравнивания
горнолыжных трасс. Сейчас он
загрузил полный комплект иностранных туристов и
с трудом карабкается по
голому льду. Кричу Наташе: «Доставай фотоаппарат
и будешь
фотографировать автостоп на 4000!»
Пока достали, пока навели, трактор уже
проехал. Я голосовал и водитель понял
все правильно, показав что он «занят выше
головы». Автостоп не состоялся.
Пока достали, пока навели, трактор уже
проехал. Я голосовал, водитель понял
все правильно, показав жестом, что он «занят выше
головы». Автостоп не
состоялся.
Еще пара остановок, и уже показалось
сгоревшее здание «Приюта 11-ти».
Гостиница на 200 мест была построена еще до войны
на высоте 4200 м. Здесь
альпинисты оставляли рюкзаки, и налегке
поднимались на 4700 до «скал
Пастухова». Потом спускались обратно. Это
называлось «акклиматизацией».
Затем на «приюте 11-ти» они ночевали, а ранним
утром выходили на штурм.
Если с погодой везло, поднимались на Восточную
вершину (5642).
Если появлялись облака – восхождение
отменялось, и все возвращались в приют.
Если непогода заставала людей на верху, многие
люди теряли ориентацию,
попадали в трещины, уходили вниз не в ту сторону...
Возле приюта стоит скала,
вся увешанная табличками с именами погибших
альпинистов. На многих –
строки из песен Владимира Высоцкого.
Посмотреть панораму с южного склона
Эльбруса (108 КБ.) в отдельном окне.
Залезли на скалу, стали фотографировать друг
друга. Пока ели шоколадку со
стороны Карачаево-Черкессии появились облака. За
2-3 минуты туманом
заволокло все вокруг – вершины ГКХ, Эльбрус,
БОЧКИ, и развалины «приюта
11-ти»... Похолодало градусов на 10.
Понятно, что о восхождении выше не
могло быть и речи, хотя еще минуту
назад нам казалось, что до «хижины Пастухова» (4700)
рукой подать. Теперь
же мы почти бежали вниз, подпрыгивая и скользя на
сугробах, чтобы не
провалиться в кроссовках под наст.
Дальше по леднику приходилось прыгать
через многочисленные ручейки.
Небесно-голубого цвета ледник покрыт тысячами
бороздок от ручейков талой
воды – все кругом журчит и струится, и как я ни
старался, ноги все же
промочил. Но палатка была уже рядом. Разложили
вещи на просушку и
разогрели обед.
Собрали платку, и нам вдруг очень
захотелось на Черное море. Глядя на карту,
мы видели, что от станицы Павловская до
Новороссийска километров 260, а от
Кропоткина еще ближе.
«Куда же именно поехать?» - задавали мы
себе вопрос, переводя взгляд с
ледников на карту Кавказа. У меня все время, пока
мы пребывали в
Приэльбрусье, крутились в голове строчки из
песен Юрия Визбора. Вот и
сейчас, рассматривая окрестности Новороссийска
по карте, я увидел знакомое
название «Абрау-Дюрсо».
Вот туда-то мы и хотим! Определившись с
целью, мы взвалили рюкзаки и
пошли быстрым шагом к БОЧКАМ.
Кресельная дорога работала. Взяв
рюкзаки на колени мы проехали почти два
километра, болтая ногами над скалами и ледниками.
На «Мире» оказались толпы туристов –
воскресенье, однако.
Помня завет «второго начальника канатки», мы
пропустили два рейса и
поехали на третьем. На «Кругозоре» народу
оказалось еще больше – даже две
лошади собирались подняться на Эльбрус. Работали
кафе, очередь на спуск
была человек 80. Мы сели у окна и стали ждать,
нежась в теплых лучах солнца,
когда «схлынет народ с билетами».
Чрез полчаса, уже в кабинке канатной
дороги, я познакомился с единственным
русским пассажиром. Оказалось, что он сейчас едет
на машине в Нальчик.
Таким образом, мы затоспили машину, еще
не выходя из вагончика канатки.
Внизу мы успели лишь попрощаться с
Галиной Павловной и забежать в ПСС
Терскола, чтобы нас вычеркнули из журнала.
В 20-15 мы высадились на ДПС у Нижнего
Баксана.
Сам по себе этот пост достоин
отдельной поэмы: стены облицованы белым
мрамором, огромные стеклянные панели открывают
широкий обзор вокруг. На
газоне установлены прожектора, которые ночью
освещают здание подобно
белокаменному мавзолею. Под зданием есть
просторный цокольный этаж с
узенькими окнами-бойницами. «Наверное, там и
сауна с бассейном есть» -
подумалось мне.
На крыше поста расхаживал милиционер с
автоматом и биноклем, подсвечивая
вокруг прожектором. Он улыбнулся нам. А мы ему:
«Эльбрус сверху видно?!»
Отошли за развязку, голосовали до
темноты, но местные водители не склонны
были ехать на ночь глядя в Пятигорск. Уже в
темноте перешли под фонари
поста. В половине десятого сели в ГАЗель «до
кафе», ибо не ели с двух часов
дня (на высоте 3950).
В поселке Прогресс, где свернула
«наша» ГАЗель, не оказалось ни одного
работающего кафе. Воду мне вскипятили в подсобке
магазина. Торговки
продавали батон за 4 рубля. Но у меня было 3-20, это
их вполне устроило.
Заварили вермишель, поужинали и поставили
палатку на краю деревни за
небольшим кустом.
Перейти дальше.