Автостопом в Карелию.


Предисловие.

Краткая историческая справка о мероприятии " автостопная Эльба"
Старт.
Тверь - Эльба - Питер.

В Петрозаводске.
Гидростопом в Кижи.
Дорога в Кемь.
А где же порт?!
Обратно, на юг.
День рождения Петербурга.
ДОМОЙ!
ИТОГ

    ПРЕДИСЛОВИЕ.

    В мае 2000 г у меня появилось две недели отпуска. Поездку в Карелию я замышлял уже давно,
ибо изъездил большую часть России, а вот севернее Питера ни разу не поднимался (даже в
Хибинах не был). Из года в год намечал эту поездку именно на май (чтобы не было комаров), но
всегда какие-то обстоятельства заставляли ее откладывать...

    Изначально цель поездки – посещение Соловецких островов на Белом море. Очень хотелось
побывать так же и на Полярном Круге, да и Петрозаводск манил своими Кижами, а проехать
автостопом столь северную магистраль как М-18, можно сказать, «дело чести» каждого
автостопщика.

    Из различных электронных источников получил информацию, что навигация на Белом море
открывается весьма поздно, но когда точно начинает ходить пассажирский транспорт на
Соловки – никто сказать не мог. Известно только, что в середине июня по пути к Соловкам
катера частенько обходят скопления льда.

    Перед выездом решил: доеду до Петрозаводска, там попытаюсь попасть гидростопом на Кижи.
Если не получится – сразу двину на север, чтобы побольше времени осталось на Соловки.

    Но сперва мой путь лежал на весьма интересное мероприятие «Эльба-11».

    Краткая историческая справка: Встречи автостопщиков под названием «Эльба» назвались так
потому, что изначально это задумывалось, как встреча московских и питерских клубов
автостопа. Этаких «двух могучих держав на нейтральной территории». Место было выбрано
примерно посередине между Москвой и Питером, на трассе М-10, возле деревни Ижицы
Валдайского района Новгородской области. Так как там наличествовала и речка (Ижица) то
название "встреча на Эльбе" наиболее метко отражала суть мероприятия. Место оказалось
весьма удачным: родник, сосновый лес, обилие дров, тишина и уединенность от городских
жителей    ... Вскоре на встречу стали приезжать не только клубы двух столиц, но и «...все, кому
интересна тематика автостопа...» Сейчас Эльбы проходят в Ижицах два раза в год (в мае и
сентябре) + промежуточная «зимняя Эльба» в пос. Гаево Псковской области.
Общая фотография-1. (100 кб.) Эльба-11- 21.05.00. Ижицы, Новг.обл. Фото © Г.Лапшина
    На последних Эльбах в Ижицы съезжалось на два-три дня порядка 150-ти автостопщиков со
всего СНГ: от Калининграда и Вильнюса, до Омска и Новосибирска. Наибольшее количество
стопщиков представляло все же Москву и Питер, достаточно посмотреть любой «Эльба-лист»
на любом из «Эльба-сайтов» (См. приложение).

    На Эльбу традиционно выезжает много новичков, чтобы послушать-посмотреть на «бывалых» и
познакомиться с автостопщиками из других городов. Некоторым людям случалось совершать
свою первую поездку автостопом именно до столба «412» км. По-моему, это не слишком легкое
занятие, ибо трасса «Москва-Питер» хоть и считается самой оживленной, но в дни заезда-
выезда на Эльбу на ней наблюдается явное перенаселение автостопщиками. Лучше уж
потренироваться в другие дни, а до Валдая доехать по железной дороге – либо поездом «за
деньги», либо электричками если денег мало.

Фото-2. Эльба-11 - 21.05.00 Ижицы, Новг.обл. Фото (106 кб.) © Г.Лапшина

    Я же имел возможность выехать до «основной волны автостопщиков», в пятницу утром, и
добраться на Эльбу «нормально», т.е. автостопом.

Эльба-11 Фото сверху © Г.Лапшина

    В этот раз я должен был встретить в Твери начинающего автостопщика Дмитрия (жителя
Зеленограда) чтобы «обкатать» его по пути до Эльбы.


СТАРТ.

    В пятницу, 19-го мая, мне нужно было добраться до Твери, заночевать, а утром в субботу
встретиться с Дмитрием на Тверской объездной, перед мостом через Волгу.

    От парома через канал им. Москвы до Конаково меня довез красный «Форд-транзит». В городе
у к/т «Россия» я застопил АЗЛК своего воспитанника и соседа Александра, который ехал с
отцом в деревню Тверской области навещать бабушку. Вот так, неожиданно, моя
педагогическая работа принесла автостопные результаты.

    С соседями по дому я расстался на Конаковском КПМ. Других автостопщиков на столь
популярной позиции не наблюдалось и через 20 минут «восьмерка» забрала меня в Тверь.


    ТВЕРЬ - ЭЛЬБА - ПИТЕР.

    Автостоп в Твери, даже с большим рюкзаком, оказался весьма плодотворным занятием, и
вскоре я был на проспекте Ленина, где договорился о ночлеге с начинающим автостопщикам
Александром В. Сталинский дом 7/33 стоит прямо на проспекте, куда подевались дроби с 1 по
32 – загадка. Пообщался за ужином с Александром и его матушкой, утром позавтракал, подарил
ПВП, Саша побежал в школу (он учится в 11-ом классе), а я на трамвай до «Нового полиграф-
комбината» (так называется остановка у моста).

    Машин на проспекте в столь ранний час оказалось мало, трамвай пришел раньше чем я
дождался попутки. Приобрел за 1-50 билетик для коллекции Егора Паагирева.

    Дмитрий должен был приехать в Тверь из Зеленограда на первой электричке, которая
прибывает в 7-40. Трамвай в Твери оказался ужасно медленным видом транспорта: на каждой
остановке стоял более минуты, потом долго скрипел и стучал метров 100 до следующей
«стоянки», я прибыл на место встречи с опозданием. Дмитрий приехал с вокзала на следующем,
столь же медленном трамвае, мы вместе занялись автостопом:
Дмитрий голосовал по тем машинам, которые ехали по объездной, я - по тем, что выезжали из
Твери и могли бы довезти нас до следующей позиции – поста ГИБДД в конце объездной.
Светофор регулировал нашу очередность, а я корректировал технику голосования Дмитрия,
показывая различные жесты автостопщика и объясняя ответные реакции водителей.
Воскресным утром большинство машин направлялись на дачи.

    Минут через 20 Дмитрий застопил самосвал-МАЗ. Водитель показал жест «только одного», я
же показал пальцем на Дмитрия и отправил попутчика до конца Тверской объездной.

    Не прошло и пары минут, как за светофором остановился красный «Джип» и «новый русский»
высадил из него двух «плечевых». Когда он отъехал, я остановил его кивком головы и
попросился «прямо по трассе». Бизнесмен ехал в деревенский дом Новгородской области.
Проституток он подвозил так же «автостопом», они возвращались с работы домой.

    За несколько минут успел объяснить водителю, что у меня еще есть «ученик», который будет
ждать нас за постом. Со словами «давай, возьмем твоего мальчика» мы подъехали к посту и
увидели Дмитрия, вылезавшего из МАЗа. :-) «Мальчик» оказался лысоватым, очкастым, выше
меня ростом, но отступать было некуда, и Дмитрий влез на заднее сиденье, подпирая плечом
мой рюкзак и держа свой на коленях.

    Так начался наш автостоп в этот день. «Джип» летел со скоростью 160 км/ч, мы махали руками
машущим нам автостопщикам, водитель рассказывал о своей нелегкой доле:

    «... торгую я медесодержащим ломом. До __ миллиардов рублей каждый год через мою фирму
проходит. А все считают меня бандитом! :-( Представляешь как обидно? Раз богатый – значит
вор или бандит. А я, между прочим, 250 человек работой обеспечиваю, чтобы они не воровали
или пили, а могли честно свой кусок зарабатывать... А все равно у всех людей в глазах читаю
«бандит поехал», ну как наш народ перевоспитать?! Вот, строю себе дом на Валдайском озере.
Там народ еще добрый, приветливый, нет такой ненависти как здесь... да, да. Только в глубинке
доброта Российская и сохранилась. Идешь по деревне, а незнакомые тебе дети говорят
«здравствуйте», аж до слез приятно!...»

    Так мы доехали до деревни Едрово, на границе Новгородской области. Бизнесмен отправился в
кафе обедать (нас не позвал), а мы, в 11-15 снова занялись автостопом. Решили разделиться –
чтобы Дмитрий смог сам почувствовать себя автостопщиком, он пошел вперед, а я остался
возле кафе, на случай если зависнем, я его подберу снова.

    Через 10 минут я застопил фуру «VOLVO» до Питера, сиденье было лишь одно. Помахав друг
другу, с Дмитрием расстались до вечера.

    У выездной таблички «ИЖИЦЫ» уже сидела группа встречающих. Каждого прибывающего
встречали радостными возгласами и аплодисментами водителю. Фура съехала на песчаную
обочину, высадила меня, а тронуться сразу не смогла – колеса буксуют в рыхлом песке. Я
быстро подбросил под скат пару веток, водитель сдал назад, выехал на трассу и заслужил
вторую порцию аплодисментов от встречающих.

    Про Эльбу рассказывать не буду. Пусть читатель сам пригласит к себе в гости автостопщика
(или подсадит в машину) и получит самый подробный рассказ об этом увлекательном
мероприятии. К утру понедельника в списке зарегистрированных было 166 человек, если я не
ошибаюсь.

    С Эльбы решил уезжать в понедельник, освобождая трассу для тех людей, которые едут в
воскресенье, чтобы утром быть на работе. Таких «бездельников», как я, осталось еще человек
40. Собирался, завтракал и прощался довольно долго, лишь в 11-45 вылез к табличке
«ИЖИЦЫ», глянул на холм и возрадовался что на Питер больше никого нет.

    Честно проголосовав ровно час, взял МАЗ-фургон, который вез из Белгорода железнодорожное
оборудование на станцию Чудово.

    В 14-10 я высадился на повороте в Чудово, всего в 105 км от Санкт-Петербурга. Самая жара! В
автостопной куртке быстро взмок, захотелось пить, обнаружил, что забыл в кабине бутылку с
родниковой водой и сидушку-пену. Бутылка пускай останется водителю, а вот без сидушки на
севере будет очень тоскливо: на ней можно сидя ожидать что-либо в любом месте, можно
ползать вокруг костра, раздувать костер, подложить между спиной и рюкзаком и делать еще
множество вещей. В общем, решил добраться до станции и разыскать этот МАЗ. Прошел
километр пешком, потом подъехал за 1-50 на местной маршрутке до станции.

    Станция Чудово оказалась чудовищно огромной! Много километров путей, заборов, грузов,
складов и площадок. Побродив около часа самостоятельно и не обнаружив следов искомой
машины, зашел в диспетчерскую, там стали по моей просьбе звонить в различные
подразделения и спрашивать: «Алле! ... к вам сегодня машина с оборудованием из Белгорода
приходила? Как нет? Точно?!» и т.п. Но даже таким мудрым способом машину обнаружить не
удалось. Остается уповать что водитель, разгрузившись, как он обещал «часа через два», поедет
обратно на Москву и подберет кого-нибудь еще в Ижицах. Может и вернется когда моя
сидушка.

    Вскоре образовалась электричка на Питер. По расписанию она должна быть проходящей с
Малой Вишеры, но почему-то отправлялась из Чудово с совсем другой платформы.
Я зашел на вокзал, в большом зале ожидания все стены были покрыты различной информацией-
агитацией. Размышляя, не попытаться ли продать в электричке несколько ПВП, я прочел такой
плакат:

    Пассажир!
Помни: билет на электричку -
Это документ о том,
Что ты не заяц, а человек.
Хватит жить по-заячьи, пора бы и по человечески!!!
Чтобы нервы сохранить
Надо бы билет купить!

Тут же у меня родилась пародия для продажи книги «Практика вольных путешествий»:

    Человек!
Помни: ПВП в твоем кармане –
Пособие в том, чтобы стать вольным путешественником.
Хватит гнить дома, пора бы и путешествовать!!!
Чтобы нервы сохранить
Надо ПВП купить!

    Касса была открыта, а вот кассира в ней не оказалось. Я не смог выполнить рекомендации
плаката и купить билет хотя бы на одну остановку. Да и сто рублей разменивать не хотелось.

    В вагоне было очень пыльно, жарко, народу мало, дачники. Ходить с рюкзаком по вагонам,
чтобы продать ПВП, расхотелось. Сделал мелкий ремонт своего снаряжения и вышел на
станции Любань, где по карте возле железной дороги есть пост ГАИ.

    Пост оказался закрыт. Машин не прибавилось. Через полчаса остановился старенький
«Москвич-412» с Питерскими номерами.

    - Добрый день. Извините, я не заметил вашу собаку.
    - Пустяки. Я могу положить твой рюкзак на свои ящики сзади, а собаку ты возьмешь на
колени. Согласен?
    - Что-то она как-то странно замерла и не смотрит на меня даже...
    - Это не обращай внимания. Она такая смирная у нас. Прижмется к твоей груди и не
шелохнется всю дорогу...

    Так и получилось. Через час я вылез возле метро «Звездная», посадил собаку на место и
попрощался с дачником.

    Возле рынка «Звездный» есть стоянка машин. Поднялся в будку охранника и постучал в
окошко:

    - Добрый день. Я еду автостопом на Соловки, можно от Вас по городу позвонить, чтобы
узнать где ночевать?
    - А, автостопщик значит. Ну и как автостоп?
    - Нормально. Грузовиков что-то мало...
    - К вечеру будут. Ну звони, только не долго.


    * * *

    В ПЕТРОЗАВОДСКЕ.

    На следующий день я поучил у Алексея Ворова заказанный для кругосветки экспедиционный
рюкзак ПЛАС. Сразу решил испытать его, свозив в Карелию, а свой оставил в Питере, захвачу
на обратном пути. Еще забыл в ванной бритву и зубную щетку.

    Как не утрамбовывал мои вещи, из 80-ти литрового «фабричного» рюкзака в ПЛАСовский они
не умещались. Пришлось Алексею еще и навесной пакет изготовить. Здесь же обрезал коврик,
изготовив новую сидушку. Пока обедал, то-да-се, выбрался из метро «Улица Дыбенко» лишь в
16-30. Меж тем денег оставалось всего 50 рублей, а маршрут только начинался.

    Через 10 минут «9-ка» подвезла меня по городу до круговой развязки на Мурманское шоссе.
Пост ГАИ, по словам водителя, был за эстакадой, метров через 300. Остановил «до поста»
огромную машину-буровую. Она провезла еще километров 25 до следующего поста, уже за
Невой.

    Там обнаружилось почти полное отсутствие дальних машин и обилие быстрых легковых с
номерами 78 rus. Полчаса вылавливал что-либо не Ленинградское, но успеха не достиг. Решил
отрываться от города на локале. Микроавтобус с солдатом до Синявино; почти сразу шикарная
иномарка до Войбокало; тут же «Опель-Омега» до следующего поста у поворота на Волхов.
Здесь уже примыкали машины с московского направления. Нужно было обязательно взять что-
либо не ближе Петрозаводска, время-то уже восьмой час!

    Всю Ленинградскую область меня преследовало странное природное явление: как только я
садился в очередную машину, начинался сильный дождь. Как только меня высаживали – дождь
прекращался, хотя в 50-ти метрах от меня стояла стена из потоков воды. Снова сажусь в
машину, снова нас поливает. Так, размышляя, насколько долго продлиться это везение, я
беспокойно поглядывал на небо и голосовал.

    Вот и удача. Всего через полчаса уехал на новенькой «LADA-10» с Карельскими номерами.

    Дорога была хорошая, грузовиков не много, населенные пункты все в стороне. Так что летели
не меньше 100 км/час.

    В 23-30 «десятка» заехала на стоянку в Петрозаводске. Удивляясь солнечному небу (белые ночи
однако!), опять пошел в сторожку звонить. Роман, обещавший мне вписку дома не
обнаружился, но его матушка, предупрежденная о моем приезде, сказала мне адрес, это
оказалось близко, на улице Ровио д.32.

    При свете северной ночи читаю табличку: «Густав Семенович Ровио (1887 – 1938 гг.) –
революционер, в 1917 г. в Хельсинки, укрывал находившегося в подполье В.И.Ленина.»

    В 1 час ночи, 24-го мая 2000 года на этой же улице и меня пытались укрыть постелью, хотя я и
настаивал на сне в собственном спальнике. Сошлись на том, что мне дадут простыню, а
спальником я укроюсь своим.

    Засыпал, на улице были сумерки. Проснулись в 6-30 - солнце уже высоко над горизонтом. Опять
жарко!

    25 мая 2000 г.

    После завтрака Роман повез меня на автобусе на выставку «Туризм в Карелии-2000».

    Воспользоваться автостопом не дал, мотивируя это тем, что в 9-00 на выставке меня ждет некая
журналистка. На автобусной остановке во мне признал автостопщика один из людей,
ожидающих автобус. Так петрозаводский клуб автостопа пополнился еще одним стопщиком.

    Сначала меня переселили в другую квартиру, в соседний микрорайон, к англичанину Уорду
Реймонду. Рэй живет в России уже несколько лет, весьма молод, работает в проекте «Тасис» и
вполне сносно говорит по-русски. Оставил у Рея большинство вещей, рюкзак я все же взял, «для
антуража». Опять на автобусе едем на выставку.

    Как и следовало ожидать, выставка оказалась весьма «буржуйской». От Карелии там были
только турбазы и санатории, а в остальном продавались туры, шеры, страховки со скидками...
Т.е. примерно то, что Вы получите, набрав слово «туризм» в поисковой машине интернета.
Эти «туристы» уже давно забыли, как одевать рюкзак...

    Обрадовало, что некоторые фирмы раздаривали открытки и проспекты с фотографиями
Карелии. Я набрал сувениров, обменялся визитками с коллегами из Петрозаводского РЦДЮТ.
Лишь за одним столиком я узрел неких очень матерых туристов, сразу видно, они прямо с
плота слезли. Дал им визитку АВП, они прочитали и сказали: «ОК. Передадим от тебя привет
Алексею Ворову!»

    Журналистка (симпатичная молодая девушка) усадила меня за столик на улице и задала кучу
вопросов. Получив в ответ лавину информации, убрала диктофон. Развела руками, выдохнув:
«Абзац, мне нужно это осмыслить», - убежала по своим журнальным делам.

    Наконец, смог распрощаться со всякими гидами-проводниками и отправиться смотреть
Петрозаводск. Город поразил меня, прежде всего, обилием городов-побратимов. Повсюду
виднелись следы этого «братания»: памятники, фонтаны, фотографии... Вообще, Петрозаводск
оказался очень "прозападным". Карельский язык очень похож на финский. Все надписи в
городе, даже театральные афиши, сделаны в виде двух зеркальных половинок – на русском и
финском. Все машины и солнечным днем и чуть сумрачной ночью ездят с включенным
ближним светом. На мой вопрос «зачем?» Водители отвечают: «Так в Финляндии положено, а
мы хотим быть во всем как финны!» Финны, действительно, повсюду. Если видишь
праздношатающихся людей, никуда не спешащих - обязательно финны. Если человек идет
грустно-сосредоточенно глядя себе под ноги – русский. Я сильно выбивался из общей картины
своим рюкзаком, автостопной курткой и тягой к достопримечательностям. На всякий случай
тоже улыбался, чем я хуже «горячего финского парня»?!

    Краеведческий музей на ремонте, в центре меняют асфальт, красят заботы... к чему все это? Вы
правильно догадались! ВВП должен приехать через неделю, на юбилей города.

    Посмотрел отдел природы и ВОВ. Купил напиток «Снежок» и булку.

    Гуляю в сторону порта.

Порт на Онежском озере. Петрозаводск.

    Начался дождь, набережная опустела. Вот пришла «Ракета». Пассажиры выходят. Больше
никакого обитаемого транспорта не видно.

    - Добрый день. Вы капитан?
    - Да я. Что Вы хотели?
    - Я хотел бы узнать, ходит ли еще какой-либо транспорт на Кижи, кроме «Ракет»?
    - Зачем Вам? Можете заказать «Ракету» на любое удобное время...
    - Дело в том, что я путешествую автостопом, и ищу какой-нибудь частный катер для
перевозки туристов, чтобы проехать бесплатно...
    - Бесполезно. Кроме «Ракет» ничего не ходит. Билет стоит 47 рублей в одну сторону, можете
купить на вокзале заранее, или прямо на борту.
    - А если бесплатно?
    - Ну, это вряд ли...
    - А Вы завтра идете на Кижи?
    - Мы – нет. Но другие «Ракеты» будут точно. Несколько раз вдень.
    - Замечательно. Когда первая?
    - В восемь утра, примерно. Потом в 12 ...
    - Спасибо. Всего хорошего, приду завтра утром.

    Походил еще по причалу, поговорил с капитанами маленьких катеров, с диспетчером на речном
вокзале, с работниками порта. Все говорят, что кроме «Ракет» на Кижи ничего не ходит,
проехать на них бесплатно невозможно, ибо горючее дорогое весьма.

    Решил для себя так: завтра утром приеду с рюкзаком в порт, поговорю с капитанами. Если не
получиться на Кижи, то сразу поеду в Кемь, чтобы попасть на Соловки.

Набережная Петрозаводска. Фото © Г.Лапшина

    Недалеко от набережной обнаружил здание Карельского филиала АН России. Помня, что в
новосибирском Академгородке в каждом НИИ был свой «профильный» музей, зашел в главный
вход и расспросил начальника охраны. Да, музеи есть. В геологическом должен быть на месте
директор, остальные откроются лишь завтра в 10 утра.

    Пошел в геологический, на улице дождь хлещет уже конкретный.

    Директор:

    - А-а! Из Дубны?! (Ударение поставил правильно, на «Ы», чудо!) Очень рады! У нас есть из
вашего города экспонаты...
    - ??? У нас же кроме глины и торфа ни одного ископаемого нет! (Неужели и с Дубной успели
«побрататься»?)
    - Вот, проходите, видите что на табличке «Работа ученого-физика из Дубны И. Маляревского».

    На витрине лежит портрет А.С.Пушкина, выполненный из слюдяных пластинок известным
дубненским художником Икаром Анатольевичем Маляревским. Человек сей никогда не имел
отношения к физике, но я уже привык, что все жители Дубны «автоматически» становятся
учеными-физиками, приезжая в какие-либо научные учреждения.

    Почти полтора часа Виктор Григорьевич Пудовкин рассказывал мне о геологическом строении
Карельского края: где какие минералы, руды, редкоземельные элементы. Оказалось, что
Карелия имеет все, вплоть до урана и золота. Даже газ вроде бы обнаружили. Вот только
непонятно, как добывать все это богатство, не уничтожая уникальной природы.

    Вот и закончился дождь. Выглянуло солнце, я гуляю по центральному проспекту и закупаю в
магазинах зубную щетку, консервы, хлеб. К концу дня у меня остается 17 рублей, но я уверен,
что проживу на своих продуктах не меньше недели, а к тому времени и отпуск мой закончится,
надо будет возвращаться домой.

    Представилась долгожданная возможность поездить автостопом по Петрозаводску. Рэй живет в
отдаленном районе Древлянка. Доехал туда на попутке через небольшой лес с настоящей
карельской речкой.

    Великобританская молодежь ничем не отличается от нашей: в холодильнике стоит лишь
початая банка кукурузы, посуда не мыта неделю, по всей квартире валяется грязная одежда.
Такая же картина будет у любого нашего студента, если ему снимать персональную квартиру.

    Посуду помыл, сварил рис, съели с килькой на двоих.

        *  *  *

        ГИДРОСТОПОМ В КИЖИ.

    Кстати, правильно произносить Кижи, с ударением на первую «И».

    Первая же утренняя машина довезла меня из Древлянки в центр города.


Театр в Петрозаводске.

    Подошел к причалу.
Стоит несколько «Ракет», в одной из них спущен трап. Кладу рюкзак у поручней и спускаюсь на
судно.

        - Тук-тук-тук! Есть кто на судне?
        - А что Вам нужно? – Молодая симпатичная девушка в синей униформе и с веником в руке.
        - Я бы хотел переговорить с капитаном.
        - Его нет. Он будет через час.
        - А кто сейчас главный на судне?
        - Я главная. – Сказала девушка, улыбнулась, облокотилась рукой о стенку и я увидел
несколько рядов бисерных браслетов у нее на запястье. – Так что собственно нужно?
        - Дело в том, что я путешествую автостопом по Карелии и очень хотел бы поглядеть Кижи.
Но денег осталось всего 17 рублей. Может быть, капитан согласится взять меня, если
свободные места останутся...
        - Не думаю. Наш капитан очень негативно относиться к безбилетникам. Скорее всего, он тебя
не возьмет...
        - Какой же выход? Ведь другого транспорта на Кижи не существует!
        - Верно. Но один выход есть. – Улыбается.
        - И какой же?!
        - Я могу сказать, что ты мой знакомый-однокурсник.
        - Замечательно. Давай знакомиться. Я – Гриша. Вот моя визитка.
        - Я – Лариса. Но это тебе будет не просто так, есть одно условие...
        - Все что угодно! Могу полы подмести, стену покрасить...
        - Хуже!
        - Что может быть хуже?
        - Тебе придется смотреть Кижи в моем обществе и сфотографировать меня. А то я там раз
двадцать уже была, а сфотографировать меня некому...
        - Ну, это я с огромным удовольствием. Вдвоем даже интереснее! Тем более что я здесь
впервые.
        - Давай, иди сейчас погуляй. Мы отправляемся в половине двенадцатого. Придешь в 11, я
тебя пропущу. С капитаном сама переговорю.
        - ОК. До встречи в 11.

    Не совсем веря в такую удачу, немного ошалелый от счастья, иду на набережную и сажусь на
скамейку читать экологическую газету, подаренную вчера на выставке.

    Набережная Петрозаводска украшена скульптурами – подарками городов-побратимов. Среди
них есть черное дерево из пластика, на нем белое ухо на высоте метра и табличка «ПРОШЕПЧИ
ЖЕЛАНИЕ».

    Иностранцы - просто дети! Вот приехал двухэтажный автобус, вышли туристы увешанные
камерами и стали в очередь друг за другом, терпеливо ожидая, пока впередистоящий нашепчет
желание и разогнет свой зад. Потом фотографировались в разных наборах. Глядеть на них со
стороны – сплошное умиление.

    Пора на причал. В «Ракету» грузятся финны. Терпеливо жду на причале появления Ларисы. Вот
она показалась на палубе и делает знак мне глазами. Хватаю рюкзак и прыгаю на крыло
«Ракеты». В проходе возникает капитан:

        - А ты куда?
        - Я с Ларисой.
        - Это тот самый, я говорила, – Вступается Лариса.
        - А почему рюкзак такой большой?
        - А он дальше потом едет, в поход.
        - Ну ладно.

    Меня проводят в кормовой отсек. Здесь сильная вибрация от старенького двигателя и
пассажиры предпочитают сидеть в носовом салоне. Вот отдали швартовы и стали пятиться
задним ходом. Обязанности Ларисы на судне состояли в том, чтобы пересчитывать пассажиров
при посадке, проверять билеты, раздавать гигиенические пакеты (но их еще не завезли, завезут
числа 10-го июня) В остальное время – скука страшная. Весь экипаж – угрюмые мужики за 40.

    «Ракета» встала на крылья. Вот уже петрозаводский берег тает в дымке. До Кижей идти час с
четвертью. Беседуем с Ларисой «за жизнь», рассказываю про автостоп.

    Вот начались узкие извилистые проливы между скалистыми островками. Фарватер обозначен
вешками. Сбавляем ход и крадемся осторожно. Говорят, Кижи очень живописно возникают из-
за горизонта, но я этот момент упустил, общаясь с Ларисой и любуясь радугой за кормой.

    Пришвартовались в Кижах. Капитан не склонен отпускать Ларису на берег. Стоянка два с
половиной часа, а ей придется поправлять чехлы на всех 136-ти сиденьях и пересчитать
запасные чехлы в больших мешках. Чтобы побыстрее разделаться с работой, помогаю ей в этих
делах, тем самым косвенно отрабатывая свой проезд.

    Кижи вблизи довольно мрачны, особенно в контровом освещении. Дерево почернело от
времени, все кругом окутано противопожарными датчиками и трубопроводами. Деревянные
тротуары. Бар и киоски с сувенирами. Калитка и домик администрации музея. Одна половина -
милиция, другая – касса. Показываю удостоверение «Краевед России», но даже так пропускают
без денег неохотно.

    Гуляем по музею, смотрим экспозиции внутри строений. В самый большой храм не пускают,
только в церквушку рядом. Все надписи на четырех языках в последовательности: на русском,
на финском, на английском, на немецком. Все строения, кроме самого большого храма, были
привезены сюда их разных мест Карелии.

    Фотографируем друг друга своими фотоаппаратами.

    Работают реставраторы: у ветряной мельницы сгнила и выпала одна лопасть. Изготовили новую
– точную копию старой. Нужно поднять ее на веревках и вставить в паз. Работа тяжелая,
рабочих рук явно не хватает. Впрягаюсь в благородный труд. Чувствуется, что моя помощь
кстати.

    Если будете на Кижах, посмотрите внимательно на мельницу – одна лопасть новее остальных.
Это та самая!


    Вот уже пора и на посадку. Вместе пересчитываем пассажиров. Финны показывают билеты,
купленные еще в Петрозаводске. Все пришли. Домой!

    Теперь Кижи уже тают за кормой. Снова проливы-острова.

    Показываю фотографии, меняемся с Ларисой адресами. Если кому нужно побывать на Кижах, а
денег нет, то пишите, похлопочу!

    К шести часам прибываем в порт. «Ракета» пойдет еще в одну деревню, так что рабочий день у
Ларисы сегодня до полуночи. Прощаемся.

    На набережной толпы молодежи. Сегодня в школах Последний Звонок. Выпускницы где-то
добыли забытую уже школьную форму, надели белые банты и курят на парапете. Увидав меня,
такого оранжевого с картой в руках, думают что я – финн. Оказалось – русский. Неинтересно.

    *   *   *

    ДОРОГА В КЕМЬ.

    В 18-30 доехал автостопом до выездного поста на Мурманск. Солнце, как у нас в полдень.
Светлое время суток на трассе – почти всю ночь.

    Через пятнадцать минут застопил крутейший черный Джип, но недалеко, километров на 30
всего. Высадил возле кафе с дальнобойщиками, развернулся и уехал назад. Населенный пункт
Шуя. 438-ой км. от Питера.

    Через 20 минут останавливает «Нива». Водитель долго расспрашивает: кто я такой, зачем и куда
еду, только потом загружает в машину. Едет в Сегежу, почти 300 км.

    В Петрозаводске тепло стало лишь неделю назад. Только зацветает черемуха. Водитель рвет для
жены букет, в Сегеже черемуха еще не распустилась. Едем быстро, обгоняем редкие грузовики,
населенных пунктов на трассе нет, только повороты-указатели через несколько десятков
километров. По обочинам появляются горы камней, потом и скальные выходы. Больше всего,
конечно, озер. Самых разных, некоторые зарастают, есть и плоские болота – уже заросшие
озера. Между ними острова леса и скал.

    Дорога довольна приличная по качеству. Есть и мурманские машины, в основном – грузовики.
Вот нас обгоняет крутая «Ауди» с молодыми парнями. Номера карельские.

    В 22-05 прощаемся на повороте в Сегежу. Пост ГАИ переоборудовали в кафе и повесили знаки
«остановка запрещена» в сторону Мурманска. Стоит уже знакомая «Ауди» (владельцы в кафе),
и красный спортивный «Форд». Водитель «Форда» брать меня не хочет, иду на трассу и сразу
подсаживаюсь в «Ауди» до Беломорска. На заднем сидении так же лежит букет черемухи –
Беломорск еще на 80 км севернее.

    Ребята говорят, что поворот на Беломорск для меня совершенно непригодное место. В двух
километрах есть стоянка и кафе, в поселке Пушное. Там меня и высадили без десяти
одиннадцать.

    От Пушного до следующего жилья 58 км! Никто не хочет ехать так далеко в ночь. Все заезжают
на стоянку, ужинают и готовятся спать. Безрезультатно простояв на совершенно пустой и
светлой трассе до половины двенадцатого, решаю последовать примеру водителей.

    Захожу в кафе «Русские пельмени». Мухи и два водителя ужинают. За стойкой – лысый амбал,
на стойке лежит пьяный парень в камуфляже. Объясняю амбалу, кто я такой и прошу кипятка.
Он молча уходит в глубь кухни. За него отвечает «камуфляж»:

    - Ничего он тебе бесплатно не даст.
    - Это почему же? Ты откуда знаешь?!
    - Я здесь охранником работаю. Кипяток тоже денег стоит, шесть рублей литр.
    - Интересно! На Украине и в Сибири, на Кавказе и в Крыму, в Казани и Мордовии – везде
мне всегда давали кипяток бесплатно. А здесь, на Карельском севере – не дадут?!
    - Не дадут.
    - Вам есть чем гордиться!
    - ...
    - До свидания.

    Вышел на улицу, костер делать в полночной деревне – будить всех собак.

    Вот идет по улице человек с удочкой и ведром. В такие светлые ночи можно ловить и до
полуночи. Оказывается, я правильно догадался, что он рыбак. Он правильно догадался, что я –
автостопщик. Николай заводит к себе домой, включает старенькую грязную плитку и говорит:

    - Покушаешь и переночуешь у меня. Я пойду пока разберусь, кто это там сегодня в
пельменной, что не дал тебе кипятка...
    - Ой, не надо скандала только!
    - А скандала и не будет. Они там все меня знают...

    Сварил каши и чаю. Возвращается Коля с еще одной плиткой:

    - Вот. Это они тебе передали. Оказывается у них там час назад стрельба была. Ждали хозяина
и милицию. Вот тебя и отвадили.
    - Понятно. Я, пожалуй, пойду на трассу еще проголосую. Есть больше не хочу, спать тоже,
раз ночь такая светлая, может еще кто поедет до Кеми. Всего 70 км осталось, обидно!
    - Ну, как знаешь. Если что – заходи.

    Хозяин принялся чистить рыбу. Процесс это долгий, потом он ее еще жарить будет, потом
угощать, потом выпьет сам... лучше уж в палатке на сытый желудок поспать, а утром, никого не
беспокоя, уехать.

    Трасса по-прежнему пуста. Углублюсь в лес, прихватив охапку прошлогодней соломы.
В лесу даже под елками светло так, что читать можно. И это в два часа ночи!

    Неспешно ставлю платку, сено под пол и спать.

26.05.00.

    Утром водители все не спешат просыпаться. Те же фуры стоят на своих местах со вчерашнего
дня. Видимо, здесь популярны поздние подъемы.

    Минут через 40 водители появляются возле машин и идут в пельменную завтракать.

    В 10 утра меня подбирает ЗИЛ - автодорожники едут на 836-ой километр, забрать какую-то
технику.

    Как я и опасался, место оказалось совершенно пустынным и скоростным. Машин нет ни в одну
сторону. Только зайцы через дорогу бегают. «Пожалуй, если дорожники уедут, а я останусь
здесь, то через час ко мне выйдут медведи» - размышляю, озираясь по сторонам.

    Рабочие погрузили технику и развернулись обратно в Беломорск. Нет уж, лучше снова в
Пушное, чем здесь одному торчать!

    Вот удача! Мурманский МАЗ остановился по малой нужде водителя. До Кеми, всего 35 км!
    - Пожалуйста, садись!

    В 11-35 высаживаюсь на повороте в Кемь, за электростанцией. Меня уже ждет старенький
автобус-вахтовка. Еду в город по берегу реки Кемь. По сторонам – ряды колючей проволоки,
вышки, разрушенные дома – то ли заброшенный лагерь, толи воинская часть.

    В полдень въезжаем в город.


    А ГДЕ ЖЕ ПОРТ?!

    Высадили возле магазина – Рабочеостровск прямо, 7 км. Ходит автобус-еденица «Ж/Д ВОКЗАЛ
– ПОРТ». Ну, думаю, наверное очень большой порт, если специально туда автобус пустили. Не
легко будет охрану уговорить...

    Пока же захожу в магазин «ГОРЯЧИЙ ХЛЕБ КЕМСКОГО ХЛЕБОКОМБИНАТА».

    Хлеб весьма дорог: буханка непонятного свойства – 6-50, батон – 5-70. На Соловках будет еще
дороже. Закупаюсь хлебом здесь на все оставшиеся деньги. Вывернул бумажник: 17 рублей 20
копеек. Прошу «на все!» Получается: 1 буханка, 1 батон, и еще ровно на сдобную булочку с
повидлом. Булочка в ПЛАСовском рюкзаке никак не сохранится, сажусь на стул в углу и ем ее,
запивая компотом, подаренным вчерашним водителем «Нивы».

    Продавщица спрашивает, а куда это я собрался? Объясняю. Появляется чай, конфеты, печенье,
сахар. Сижу прямо в магазине и гоняю чаи. Прощаясь, продавщица дарит еще один батон
бесплатно. Спасибо!

    Автостопом по Кеми, сначала на автобусе-«электромонтаж», потом на двухдверной «Тойоте».

    - Тебе на Соловки? Я тебя прямо в порт провезу сейчас!
    - Спасибо. Там наверное охрана, вон сколько колючей проволоки вокруг штабелей бревен и
кранов...
    - Нет, это деревообрабатывающий комбинат. Порт у нас отдельно и без охраны. Вот и
приехали, вылезай.
    - А где же порт?!
    - Он и есть. Вот у причала катера поспрашивай. Счастливо!

    Осматриваюсь вокруг. Под ногами щепки и песок. Позади домики Рабочеостровска. Прямо
передо мной залив Белого моря и куча гнилых бревен. В нагромождении трухи и головешек с
трудом угадываются очертания деревянного пирса. Когда-то это были портовые стены из
бревен, нанизанные штабелями на бетонные конструкции. Бревна сгнили и сгорели, останки
конструкций соединены шаткими скрипучими мостиками из сухих побелевших досок.

    Из всех «портовых» зданий существует только новенький бар «Морской», работающий с 20 до
22 часов. Стоят несколько баркасов на воде, без людей. Еще несколько догнивают на берегу.

    Все!

    Ни здания порта, ни диспетчерской, ни кассы, ни милиции... НИЧЕГО!

    Взошел на «пристань» перепрыгивая через дыры. На море поднимается ветер. Написал куском
угля на плите среди других надписей www.avp.travel.ru . То-то удивляться буржуйские туристы
увидев такую надпись на развалинах причала!

    Вот приходит местный житель:

    - На Соловки?! Вчера был катер, да. Когда будет? А кто его знает... Сходи к батюшке в
церковь, может он скажет что....
    - А батюшка типа диспетчера здесь?
    - Нет. Но у него есть связь по рации с Соловками.

    Иду по деревянным тротуарам до указанной крыши. Церковь не церковь – непонятно что.
Оказалось, что это типа «посольство Соловецкого монастыря на Большой земле», как это
правильно называется по церковным правилам – не запомнил. Походил по двору, покричал,
вышел парень лет 16-ти. Говорит: «Батюшка трапезничает. Подожди»

    Сажусь прямо на доски тротуара и жду. Вот и Батюшка. В рясе, с бородой, но не очень старый.

    - Что Вам угодно?
    - Добрый день. Я приехал автостопом из Подмосковья. Очень хочу Соловки посмотреть.
Местные жители посоветовали у Вас спросить, когда катер будет?
    - Э-э. Ты слишком рано приехал. Навигация еще не открылась. Первый катер в этом году 2-го
июня будет, а так обычно числа 10-го.
    - Жаль. А что Вы мне сейчас посоветуете?
    - На пристани есть частные баркасы?
    - Есть, но без людей.
    - Подожди, может кто поедет и тебя заберет.
    - А сколько ждать?
    - Не знаю. Может день, может и больше.
    - Спасибо. До свидания.

    По пути назад набрал в колонке бутылку воды, решил чай устроить пока катеров нет. Погода
меж тем начала портиться, ветер усиливается, по заливу волна.

    Только спрятался за камень и сложил костер – тарахтит с моря маленький частный катерок.
Батюшка приехал на машине встречать. Говорит – с Соловков.

    Ветер на пристани уже такой сильный, что срывает шапки. Из пляшущего на волнах катера
бросают конец. Подтягиваем к стенке. Вот и пассажиры: женщина пожилая с сумками,
небритый мужик типа «рыбак», парень лет 20-ти паломнического вида с небольшим рюкзаком,
девушка с картиной в руках, в длинной куртке. Из под куртки сразу длинные стройные ноги, как
будто больше никакой одежды под ней нет. Интересный вид, учитывая что до революции на
Соловки вообще не пускали ни одной женщины сотни лет...

    Все, кроме парня, сразу убегают в поселок. Оказалось, что парень тоже автостопом приехал, из
Мурманска. На Соловки его отвезли на другом катере, удалось договориться бесплатно. А вот за
проезд на Большую Землю пришлось отдать кожаную куртку.

    - Добрый день. Кто капитан?
    - Я капитан. Что угодно?
    - Я автостопщик. Мечтаю на Соловки попасть...
    - Вижу что автостопщик. Только я ведь тоже не на воздухе хожу...
    - А вы пойдете сегодня на Соловки?
    - Пойдем. 150 рублей.
    - Это меня не устраивает. Я на последние деньги хлеба купил. Я хотел бы с вами бесплатно,
все равно ведь по пути...
    - Нет. Это исключено. Я со всех туристов по 150 рублей беру...
    - Как же мне быть?
    - Будешь сидеть здесь на пристани, пока не надоест.

    Пригласил к костру мурманчанина, сварили суп, обедаем.

    Тем временем к катеру пришли еще пассажиры. По внешнему виду – жители Соловков.

    Женщины кутаются в плащи, ветер рвет из рук сумки, мужчины поднимают воротники, дети
заплакали.

    Я гляжу на волну в заливе и представляю, какие волны будут на море! Ход моих мыслей был
таков: даже если я уговорю капитана взять меня «попутно и бесплатно», то не факт, что завтра
получится вернуться обратно хотя бы из-за непогоды. Застревание на Соловках, даже на день-
два, приведет к тому, что свое 25-тилетие придется встречать на Мурманской трассе, в лучшем
случае. К тому же, если эти отважные люди все же пустятся в столь маленьком катере по такой
большой волне, меня укачает, и все прелести Соловков мне будут не нужны. Даже на
слабенькой волне и в большой посудине меня всегда очень укачивало. На Соловках буду не
наслаждаться жизнью, а страдать в предвкушении обратной дороги... Опять же, погода может
испортиться весьма надолго...

    В общем, домыл я посуду, уложил рюкзак и отправился в обратный путь. Посещение
Соловецких островов оставил до лучших времен и лучшей погоды.

    *   *   *


    ОБРАТНО, НА ЮГ.

    Автобус приветливо распахнул двери для пассажиров, в салоне виднелась кондукторша. Денег
нет, поедем автостопом. Вот и «шестерка», как раз до вокзала. Обгоняем автобус, переписываю
на вокзале расписание и скорее в сторону трассы.

    Из пригородных поездов существует только «Кемь – Маленга» отправлением в 17-15 и
«Маленга – Кемь» прибытием в 3-35.

    Прошел пешком вдоль дороги, подголосовывая, около километра. Подобрала 10-ка, как раз до
тех заборов из колючей проволоки между Кемью и мурманской трассой. Ничего! Вот рыбаки,
до трассы предлагают подбросить.

    В 18-50 попал на АЗС-харчевню на правом берегу р. Кеми. Время еще совсем не позднее, кто-
нибудь обязательно возьмет, хотя бы до знакомого Пушного. Вот только к ветру прибавился
еще и дождик. Натянул плащ поверх рюкзака, все равно снимать при посадке в машину. Сижу
на камешке, высматривая с горки редкие машины. К сожалению, все дальнобойщики едут с
напарником, мурманские легковые спешат в отпуск, заваленные барахлом, «свободные»
машины приезжают лишь заправиться и вернуться в Кемь. Радует только то, что до следующей
харчевни на север 145 км, на юг все те же 58 км. Ни одна не местная машина мимо не
проезжает, останавливается сама, покушать-заправиться.

    Прошло больше двух часов. Дождик то усилится, то утихнет. Заправщики и хозяева кафе уже
знают, кто я и откуда. Одна 10-ка с тремя пассажирами обещала забрать меня до Пушного на
обратном пути из Кеми.

    Привозят на буксире «девятку» у которой кончился бензин. Машина-«тягач» отстегивается и
уезжает. Водитель «девятки» заправляется, вот тут я его и стоплю.

    Нам по пути аж за Петрозаводск! Он едет в Сортавалу, сворачивает в Пряже (всего 150 до
Лодейного Поля остается!). Андрей служит моряком в Мурманске, а семья в Сортавале.
Бывал во многих местах Африки, пугает меня голодом, болезнями и нищетой.

    Трасса пустынна весьма, летим быстро, слушаем авторскую песню... В половине первого ночи
снова кончается бензин! Водитель ругает себя нехорошими словами, ругает машину, что жрет
бензина в полтора раза больше, чем всегда.

    - Я же знаю, где и когда мне заправляться на этой трассе! Я уже раз пятьдесят на этой
машине здесь ездил!
    - Ну и что теперь орать и метать. Давай лучше включай оба поворота, я буду стопить
машину.
    - Да тут ночью ни один водитель не остановится! Смотри как темно! (По сравнению с
Мурманском, конечно) Я один раз два часа голосовал – никто не остановился. Все, теперь
придется здесь до утра стоять.
    - Не придется. У тебя есть автостопщик. Сначала реши, что тебе нужно: если буксироваться –
то давай мне в руку трос, если бензина – давай мне пустую канистру...
    - Да какая разница!? Что то, что это - все равно никто не остановится.
    - Щас увидишь. Врубай аварийку.

    Останавливаю второю проезжавшую машину. ГАЗель. Предлагают довести одного из нас до
АЗС на 12 км. Поскольку не хочу брать на себя ответственность за машину, оставляю водителя
сторожить, а сам с канистрой сажусь в ГАЗель. В час ночи светящийся человек с канистрой
приходит на заправку и просит пять литров бензина. Налили!

    Снова на трассу. Рюкзак остался в машине, в руках канистра. Все должно быть понятно без
слов. Опять останавливаю вторую проезжающую машину. Люди берут ведра на колени чтобы
уместить меня.

    Вот и темная «девятка» на обочине. В салоне никого нет! Оказалось, Андрей, не веря в мое
скорое пришествие, откинул сиденье и лег спать. Подъем!

    Залили 5 литров и доехали до АЗС.

    В половине второго ночи на всей скорости влетели в колдобину и пробили переднее колесо.
Поменяли запаску.

    В 2-35 высаживаюсь на повороте в Сортавалу. Все кафе в Пряже погружены в сон. Поднимаюсь
на холм, натягиваю платку между сосен и уподобляюсь прочим нормальным людям, несмотря
на рассвет.


    ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА.

    27.05.00 город Санкт-Петербург празднует свой очередной «день города», но мне об этом не
было известно пока.

    Проснулся около 9-ти утра. Ветер, кажется, еще больше усилился. Представляю, что сейчас
твориться на Белом море! С трудом собрал вырывающуюся из рук палатку и спустился к трассе,
умываться и завтракать в кафе.

    На стене висит огромная шкура медведя, с когтями. Таких больших медведей я не видел ни в
одном зоопарке, да и чучела такие большие в музеях не встречались. Интересно, местного ли
происхождения зверюга?

    Кипяток дали без проблем и еще периодически подливали в кружку, когда она пустела. На
вписках всю дорогу я варил макароны или гречку, а в кафе заваривал геркулесовые каши
быстрого приготовления.

    В 10 утра на этой трассе просыпаются еще весьма мало водителей. Но мне повезло, долго стоять
на сумасшедшем ветру не пришлось. В 10-40 вышел из кафе, а в 10-42 уже ехал в «восьмерке»
до Олонца. В центре весьма длинного Олонца машина свернула на Сортавалу. Объездной у
города нет, трасса петляет вдоль реки, все пешеходы попрятались по домам от ветра, только
одинокого автостопщика качает порывами, не смотря на большой рюкзак.

    Через 15 минут подобрала женщина на «Ниве», с ребенком на переднем сиденье и собакой на
заднем. Девочка успокаивает собаку, мама выясняет, в каком месте на выезде из города меня
лучше высадить.

    Тут кстати подвернулся Ж\Д переезд. Удачно проскочил город всего за 10 минут и позиция
замечательная! Теперь бы машины дождаться.

    Вот и черный крутой «Форд» с мурманскими номерами. Бизнесмен ехал всю ночь, чтобы завтра
быть в Вильнюсе на очень важной встрече. Собирается спать под Волховом. Рассказывает, как
служил в армии в Таджикистане, как правильно готовить настоящее мясо. Название блюда я
забыл, но звучит это примерно так:

    - ... Нужно взять молодого горного козла, зарезать его при растущей луне. Причем, когда
режешь, нужно чтобы он обязательно смотрел головой на восток!
    - Постой. Почему именно на восток? А если ночью режешь?!
    - Э-э! Слушай и запоминай! Был тут у нас один парень, из кулинарного техникума... он тоже
говорил что глупости все это... так вот. Мы с ним резали одинаковых козлов из одного
приплода (братья они). Я повернул морду козла на восток, а он своему - на запад. Все
остальное делали в одном котле, абсолютно одинаково. Так вот, кусок мяса из его козла
получился жестче, чем у «правильного» козла, моего то есть.
    - !!!
    - То-то же! Традиции – великая вещь!

    Потом он объяснял, как «правильно» нужно пить и заваривать «настоящий чай по-таджикски»
и многие другие удивительные для меня вещи. Рассказал даже о неком подземном озере с
сорокоградусной водой и двадцатиградусным воздухом в Таджикистане.

    Мне нужно было забрать в Питере рюкзак, расстался с южным бизнесменом на уже знакомом
посту возле моста через Неву.

    Через 15 минут остановилась черная «Волга». За рулем молодой парень, справа то ли сестра, то
ли еще более молодая жена. Едут с дачи, слушают попсовую музыку. Когда подъезжали к
городу, я предложил послушать «Песни нашего века». Водитель пришел в такой восторг, что не
захотел расставаться со мной возле метро и предложил отвезти меня по нужному адресу, лишь
бы дослушать кассету до конца. Спутница его все дорогу ворчала: «опоздаем на сериал, ...
кушать хочется, время пятый час...» но любовь к авторской песне победила.

    Константина Ш., у которого я забыл еще во вторник зубную щетку и бритву, не оказалось дома.
Поехал за рюкзаком на Васильевский остров. Там и пообедал.

    В ночь с субботы на воскресенье меня пригласил ночевать мой давнишний друг Валентин Е.,
проживающий на набережной Мойки возле самого Исаакиевского собора. Из квартиры на 14-ой
линии Васильевского я вышел, имея за плечами весьма громоздкую конструкцию: большой
экспедиционный рюкзак ПЛАС, под ним привязан контейнер с палаткой и тентом, сверху за
головой – упаковка с моим старым рюкзаком. Как сравнил Алексей, прощаясь, «ЗИЛ с двумя
прицепами» :-)

    Тащить такой багаж на себе пешком через Неву мне показалось неразумно. В Питере было
тепло, даже жарко. В отличие от Олонца, ветра почти не было, девушки ходили в маечках и
коротких юбочках.

    Решил переехать через Неву автостопом. Дошел до набережной и стал голосовать.
Остановилась третья по счету машина – темно-серый «Мерседес».

    - О! Автостоп?!
    - Точно!
    - Куда?
    - Да через Неву.
    - Садись.
    - Спасибо. Из Карелии еду, сейчас ночевать на Исаакиевскую площадь, к другу...
    - Все понятно. Довезу. А че не на троллейбусе?
    - Так денег даже на городской транспорт нет. Последние еще в Кеми потратил...
    - !!!?? Ну ты и эсктремал!

    Только собрался залезать по душ у Валентина, как звонит еще одни мой знакомый, Алексей Ш.
Оказывается, сегодня в Питере будет салют в честь «дня города»! Такое событие нельзя
пропустить, сидя в квартире. Быстро помылся и бегом через Дворцовую площадь к Атлантам.
Там встречаемся всей компанией и выходим вдоль узенького канала на Дворцовую
набережную. Сколько народу! Все столбы, парапеты, тротуары запружены молодежью.
Скандируют «Питер-Питер!» и хлопают в ладоши. На Неве собрались все плавающие
посудины, какие только могут пройти под мостами.

    Солнце нехотя скрылось за Петропавловской крепостью. Прямо с катеров начали салютовать.
На розовом небе виден летящий в высь темный заряд, вспышку и цветные огни не видно,
видены лишь темные дымы от разрывов. Очень экзотично!

    Салют продолжался полчаса по нарастающей, все сильнее и сильнее. Толпа свистит и
улюлюкает, в Неву летят пивные бутылки и туалетная бумага. Вот и кульминация праздника.

    На обратно пути снова заходим к Атлантам. Во время массовых гуляний здесь, возле чугунной
ограды Миллионной улицы, тусуются КСПшники. Звучат гитары, много знакомых лиц. Но в 12
хочется лечь спать, чтобы утром на свежую голову ехать домой. Ввоскресенье – день для
автостопа тяжелый.

    Погуляли еще полчаса по набережным и вернулись на квартиру. Спокойной ночи!

*   *   *


    ДОМОЙ!

28.05.00.


    Завтра днем меня ждут в дубненском лесу на соревнованиях по технике туризма для
школьников.

    Используя жетон нижегородского метрополитена (они абсолютно идентичны, но стоят в два
раза дешевле, будете в Нижнем – запасайтесь для Питера) приехал на станцию «Звездная».

    Как и ожидалось – сплошной поток дачников. Показывают пальцами, что скоро сворачивают,
все номера питерские, все сиденья заняты рассадой и детьми.

    Через 15 минут выловил «10-ку» до Колпино. Возле колпинского поворота махал руками
полчаса. Решаю сменить позицию хоть на местной машине. Вот подходящий «Форд-транзит» 78
rus, старенький, но без пассажиров.

    - Можно с вами прямо по трассе, хотя бы до поста ГАИ?
    - Клади рюкзак в кузов и садись.
    - Спасибо.
    - Тебе куда?
    - Да, вот, из Карелии в Дубну подмосковную возвращаюсь... а Вы далеко едите?
    - В Москву.

    Вот попал! Плетется в лучшем случае 90 км/ч. А в среднем 75 выйдет. Но и бросать как-то тоже
неудобно. Ведь не скажешь же: «Я вас покидаю, чтобы выловить более быструю машину. Мне
бы «Джип» покурче, чтобы пораньше в Конаково попасть...»

    Водитель оказался радушный. Угощает яблоками, чаем, домашними бутербродами. Только вот
чувствую, что не успеваю я раньше восьми на Конаковский поворот. К тому же начинаются
всякие остановки: покушать, попить чай, умыться в роднике, помыть стекла...

    Восемь часов ехали только до Твери!

    На «родном» Конаковском повороте я был в 20-40.

    Машин на Конаково нет совсем. Они есть конечно, но в таком жалком количестве и качестве... в
то время как на Москву едут дачники на крутых иномарках, бампер к бамперу трутся, все домой
хотят, а я тем более...

    Подъезжает автобус «Завидово-Конаково» с кондуктором. Захожу, чего уж тут выпендриваться!

    - Добрый вечер. Я прошу прощения, можно я до города бесплатно проеду?
    - ?
    - Я автостопом из Карелии в Дубну возвращаюсь...
    - Что, совсем денег нет?!
    - Еще в Кеми закончились.
    - Так у нас билеты дорого стоят, Вы знаете?...
    - Так я и не говорю что они у Вас дешевые. Мне даже все равно какие, ибо ни одной монеты
нет. Вряд ли Вас будут проверять котроллеры в воскресенье вечером...
    - Ладно уж, езжай.

    Автобус проехал две остановки и ... сломался. Вот так фокус! Водитель долго копается в
моторе, пробует завестись, двигатель кашляет и чихает, снова глохнет.
Прошло 40 минут. Я предложил водителю свою помощь, но мне сердито отказали.

    Лишь в 10 часов вечера въехал на дребезжащем автобусе в город Конаково, всего в 27-ми
километрах от моего дома. По городу проехал на автокране и встал на самой лучшей позиции –
освещенном ж/д переезде. Трасса на Дубну из Конаково и в рабочий полдень глуховата, а с
наступлением вечера она просто мертвеет.

    Поток машин – по одной локальной в 15 минут. Все недалеко и уезжать с ними с такой позиции
не имеет смысла. В Подмосковье уже проснулись комары и облепили меня плотной тучей.
Достал карандаш «Dipterol», намазал лицо и руки, больше не обращаю на насекомых внимания.
И Вам, читатель, советую таким карандашом обзавестись.

    Без пяти одиннадцать не выдержал и согласился проехать в «Шестерке» до Дмитровой Горы.
Это 15 км. но до дому еще столько же.

    Простоял в темной деревне целый час. Проехала на Дубну только одна машина, притормозила,
разглядела, и умчалась в даль. Так я и не понял, в чем причина: места в ней нет, или водитель
сволочь.

    В полночь залез на заброшенный участок заколоченного дома, поставил палатку на заросшей
грядке и уснул.

29.05.00.

    Правильно сделал, что не пошел вчера на голодный желудок пешком до дома. Сегодня хоть и
умылся без завтрака, но на второй же машине взяли до парома через канал.

    Паромщица удовлетворилась фразой «денег нет» и тем, что я закинул цепь пришвартовавшегося
парома и ей не пришлось лишний раз нагибаться. Этот «гидростоп» я использую довольно
часто.

    В 10 утра был дома.

*   *   *

    ИТОГ.

    На все путешествие израсходовал всего 100 рублей. Почему так мало? Потому что нужно
экономить деньги для Кругосветной экспедиции. Да и не голодал я: привез домой еще пачку
геркулеса с Эльбы, раскрошенное печенье, буханку хлеба из Кеми, довольно много заварки и
сахара.

    Привез около 17-ти фотографий, камушек с Кижей, значки и открытки из Петрозаводска и,
конечно же, кучу ярких впечатлений и положительных эмоций: от общения с людьми севера, от
прекрасной но суровой Карельской природы, от зеркальной глади озер, отражающих розовые
облака и черный лес, от седых ледниковых скал и мягких бревен Рабочеостровского причала.


Причал на Белом море. Фото © Г.Лапшина

    Не удалось попасть на Соловки, так и не увидел Мурманск, но ведь это лишний повод
отправиться в те места еще раз, имея побольше времени и таблетки против качки.

    Спасибо всем! Приезжайте на север, не пожалеете!


    Дубна. 04 июня 2000 г.
© Григорий Лапшин.

  для сайта АВП