500
километров дорожных баек от Антона Кротова.
ОГЛАВЛЕНИЕ (предисловие автора)
21. ПОД ПСЕВДОНИМОМ "АНТОН КРОТОВ"
Как я уже, наверное, писал выше -
некоторые журналисты готовы
любыми путями выманить у меня материалы и
фотографии, напечатать в
искажённом виде под своим именем и заработать на
этом свою журналистскую
копейку. Вот какое приключение произошло недавно
с одним из этих странных
журналистов. Его псевдоним - Андрей Странников
(настоящая фамилия
Сотников) - как раз выдаёт его странность, чего я
сразу не понял.
Так вот. Стоило мне вернуться из
Афганистана и напечатать свою (настоящую)
статью в еженедельнике "Большой город", этот
страннюк пишет
мне такой E-mail:
* "С сожалением узнал, что ваша
статья про Афганистан в
"Большом городе" была сильно сокращена.
Нельзя ли получить от
вас полный вариант этой статьи? И ещё: хотелось бы
создать интересный
материал про Афганистан в газету "Московские
новости", для
чего от вас нужны фотографии. За них газета
выплатит вам гонорар,
не очень маленький. Мой телефон: ..., Андрей
Сотников."
Из добрых побуждений, а возможно и
корысти ради, я послал ему по Е-mail'у
текст моей афганской статьи. Вскоре А.Сотников
зашёл ко мне в гости,
с целью взять для печати несколько фотографий в
статье. Зная уже сущность
журналистов, я попросил в залог паспорт.
Журналист долго отнекивался,
паспорт давать не хотел, предлагал мне в залог (за
комплект фотографий)
аж целых сто рублей. Я побоялся, что фотографии не
вернутся, и паспорт
всё же забрал.
И вот - он пропал на пять месяцев. Да,
журналисты, поистине, готовы
на всё, лишь бы украсть мои фотографии. Одни, было
дело, на полгода
оставил у меня своё редакционное удостоверение;
сей же - паспорт.
Попросишь в залог голову, даже голову оставит, а
фотографии унесёт!
Через пять месяцев, уже 23 апреля, звонит мне его
жена.
- Вот, наконец-то материал напечатали,
хотим получить обратно
паспорт и вернуть фотографии, - говорит она.
В каком из журналов напечатали? В
жунале "Персона", -
был ответ. На вопрос о гонораре был ответ, что
таковой отсутствует.
Забили стрелку в центре метро "Проспект
мира".
Приходит он сам, отдаёт фотографии. А
где журнал?
- Нету, - говорит, - мне всего 1 экз. дали
гонорарный,
и его я сегодня подарил, извини.
Вот те раз! Пять месяцев фотографии
мурыжили, и нет ни обещанных денег,
ни даже журнала не подарили на память.
- Какой гонорар? - обижено восклицал
А.Сотников, - вот
неблагодарность! Я тут раскручиваю ваше имя, о
вас узнает весь мир...
Я вас рекламирую в престижных изданиях... А вы с
какими-то гонорарами
лезете!
- А координаты, телефон наш указал в
статье?
- Ну конечно, конечно, так что вы сами
должны добавить мне ещё
и за рекламу...
Я настоял поехать вместе за журналом.
Оказалось, что он продаётся
(якобы) только в одном месте г.Москвы, весьма
удалённом. Ехали на
метро, потом шли по каким-то переулкам, журналист
был злой и молчаливый.
Наверное, хотел от меня смыться.
Интересно, как он напечатался? Или он и
статью, и фотографии сделал
под своим именем? Но я тогда смогу доказать, что
фотографии мои, а
не его. Он-то в Афганистане не был! Или он сделал
статью под своим
именем, а фото А.Кротова, и получил гонорар и
расписался за меня.
Тогда тоже приду в редакцию и устрою
неприятности. Надо только увидеть
журнал.
Всё-таки пришли в какой-то подвал,
старуха открыла книжную лавку и
достала журнал "Персона" N2/2003 г. Он купил. Я
беру, открываю
статью и - о чудо! вот не думал, не гадал!
Сей журналист написал всю статью от
первого лица <под псевдонимом
"Антон Кротов">!
При этом автор материала в моём
мифическом лице объединил всех участников
поездки: и настоящего меня, и Книжника ("По
глупости я взял с
собой гитару, в чём скоро раскаялся..."), и
В.Шарлаева с Лекаем
- вероятно, он посетил тусовку АВП, в Музее
Маяковского, где рассказывалось
про Афган, и нужное выписал из наших рассказов и
моей статьи "Бурубахайр"...
И на фотографиях гордо стоит "фото
автора".
Ну и ну! Спёр не только мои фотографии,
но и имя. А теперь ещё попытался
отобрать экземпляр журнала: посмотрел, мол, и
хватит! Говорит: <Я
этот журнал купил для себя!>
- Стоимость журнала вычтешь из
гонорара за фотографии, а сейчас
поедем в редакцию, - сказал я ему. Редакция
находилась на Новом
Арбате. Величину гонорара, в том числе за
фотографии, журналист тщательно
скрывал. Видимо, провалы в памяти на самом
интересном месте. Медлено
идя, весь злой, он горевал:
- Буду знать: никогда больше не буду с
вами связываться!
- Я тоже не буду никогда с вами
связываться, - отвечал я.
- Столько из-за вас мороки, из-за
каких-то денег, и фотографий!
- Это из-за вас столько мороки, из-за
каких-то денег, и фотографий!
- отвечал я. ... Пришли в редакцию.
Конечно, у него был редакционный
пропуск, а у меня не было. Страннюк
хотел сходить сам в редакцию, но я видел, что он
хочет избавиться
от моего общества, и не допустил такого прокола.
- Звони в редакцию!
- У меня нет карточки, - обрадовался он,
увидев в проходной
карточный телефон.
- Зато у меня есть, - злорадно отвечал я,
доставая телефонную
карточку.
- Я не умею пользоваться таким
телефоном! - воскликнул злодей-журналист,
таким образом пытаясь отдалить момент истины.
- Зато я умею, - отвечал я, вставляя
карточку в щель телефона.
- Это несложно!
Позвонили в редакцию; да, 600 рублей -
невеликие деньги за две
фотографии, но я боролся не за деньги, а против
хамства! Весьма горюя,
Андрей Сотников, он же "Андрей Странников",
он же (якобы)
"Антон Кротов" (един в трёх лицах, свинья!)
извлёк из кошелька
600 руб. Я благородно сдал ему 30 рублей сдачи - за
тот журнал,
что он купил сегодня в подвальном киоске, и взял
журнал себе.
- Никогда больше не буду с вами
связываться. - тихо сказал
он.
- Я тоже.
* * *
Статья в "Персоне" - не
единственное произведение А.Сотникова
на афганскую тему. Такую же статью он поместил в
газету "Русская
мысль". Уверял меня, что найти бумажный вариант
невозможно, что
газета очень дорогая и в России не продаётся, и
редакционного пункта
здесь никакого нет. Этим же вечером в Интернете я
нашёл её; статья
точно такая же, но уже не под псевдонимом
А.Кротов, а иначе: А.Кротов
рассказывает А.Сотникову свои приключения, - и
тут же фотография,
типа: А.Кротов и моджахеды, но фотография не моя и
вообще меня там
нет! Там какие-то душманы и танк! Интересно, у кого
он спёр эту фотографию?
Если к вам, когда-нибудь, обратится
журналист Андрей Сотников, он
же Странников, с предложением написать про вас
статью в престижные
СМИ мира, - будьте очень внимательны с этим
человеком!
22. ЛЕКЦИИ ПО АВТОСТОПУ
...Некоторые люди, отплёвываясь,
говорят: ну какие про автостоп могут
быть лекции? Мы и так сами всё знаем! Спросите
любого хиппи, он вам
скажет, как без копейки денег доехать до
Амстердама! А лучше ничего
не спрашивайте, и не рассказывайте: каждый сам
должен это прознать,
и прочувствовать на своей шкуре! Пусть сам
помёрзнет на трассе, поторчит,
пусть изобьют его менты, пусть посидит в
детприёмнике, пусть его высадят
из электрички контролёры, и он поймёт сам, на
своём опыте, то, что
испытали <мы>, когда... когда... - нередко
такое приходится
слышать.
Про то, что "пусть сам помёрзнет"
(с вариациями) - это
разговор отдельный. Сейчас просто история: как
возникли лекции по
автостопу, которые сейчас так же присущи АВП, как
и самоходные походы.
Откуда изначально взялись лекции: в 1995
году обучение в АВП имело
лекционную сущность, мы собирались в тупике
метро "Университет"
дваджы в неделю, шли в одну из пустующих
аудиторий МГУ (вахтёрская
система была тогда ещё не такая строгая, как
сейчас, и 20 человек
легко проходили), - и там проводили лекции на ту
или иную тему:
автостоп, железные дороги, жизнеобеспечение и
прочее, всё почти как
в книге - первом издании "ПВП". Потом лекции
сошли на
нет, начались просто собрания, обычно на квартире
у А.Кротова, рассказы
о путешествиях, кто где был и кто куда едет, а
теория осталась в книге,
и каждый желающий прочитает её.
Наверное, многим интересно, какой был
списочный состав АВП шесть-семь
лет назад. Вот я недавно нашёл файл со списком и
оглашаю его:
* Галушкин Алексей, Журбин Григорий,
Кротов Антон, Илья Сайтанов
(он же "Розовый Слон"), Паша Пичугин, Ира
Пичугина, Рейтман
Александр, Зубцов Сергей, Парамонова Лада,
Мезенцев Андрей, Наташа
("Шарли"), Винокуров Андрей, Моренков Олег,
Хейфец Илья, Игорь
Шнипов, Степан, Борис ("Амиго"), Андрей
Степанов, Сергей Нагайцев,
Сергей, Паша (мечтающий о Тибете), Лена Крымская,
Максим Крупнов (г.Тверь),
Николай (г.Королёв), Оля ("Дюдюка"), Сергей,
Виталий Семёнов.
Итого в списке 28 человек. Первые имена
списка - стоявшие у истоков
АВП (1995), последние - это уже май 1997 года, после
Гонок Мудрости.
С мая 1997 года по 2001 год учёт АВП-шников не вёлся;
теперь мы опять
составляем список, в нём уже больше ста человек.
Из этой сотни -
восемь ветеранов из вышеуказанного списка. Ура!
Ура, ура,
- но я, как обычно, отвлёкся, а хотел
рассказать про лекции.
* * *
Итак, началось всё с лекций в Москве, а
потом они плавно прекратились,
и как-то постепенно я начал ездить в другие
города, рассказывать там
об автостопе, отвечать на вопросы
интересующихся, вписываться, продавать
книги, раздавать интервью всяким журналистам.
Первый такой выезд,
насколько я помню, был в Иваново в феврале или
марте 2000 года (вскоре
после поездки в заполярный город Нарьян-Мар).
Каждый год там проводится
фестиваль "Увлечения". Что это такое? Это в
школе, или в вузе,
два дня (суббота-воскресенье) тусуются в разных
кабинетах люди с разными
увлечениями и рассказывают-показывают: кто йогу,
кто танцы, кто язык
эсперанто, кто историю, кто гитарную игру, кто
рукопашный бой, кто
психологию, кто шахматы, кто автостоп. Мы как раз
должны были представлять
автостоп, а поехали мы вдвоём: я и Егор Пагирев. Я
ехал электричкой
до Владимира и далее автобусом, Егор - автостопом,
и мы встретились
в Иваново.
Пришли на вписку (к организаторам
фестиваля), потом в эту школу, где
всё происходило. Когда настал момент нашего
выступления, мы подготовили
фотографии из разных поездок, карту путешествий
АВП, книги по автостопу.
Был величайший аншлаг, мы переманили людей со
всех прочих "презентаций"
и заполнили слушателями весь класс (человек 50).
Обратно в ночь до
Александрова доспали поездом, а далее до Москвы -
электричкой.
Таким образом и начались мои
регулярные выезды в разные города, с
лекциями и рассказами. За три минувших года были
посещены (в алфавитном
порядке, на середину 2003 г.): Барнаул, Белгород (3
раза), Волгоград
(2 лекции) и соседний г.Волжский, Вологда (2 раза),
Воронеж, Донецк,
Дубна, Екатеринбург (2 лекции), Зеленоград,
Иваново (2), Калуга (2),
Ижевск, Йошкар-Ола, Кез, Котлас, Ниж.Новгород,
Новосибирск (2 лекции),
Обнинск, Самара, Сумы, Тольятти (2 лекции), Томск,
Ульяновск, Харьков,
Чебоксары, Ярославль, Ярцево... плюс лекции в
самой Москве и Подмосковье.
Спасибо всем, кто позвал и организовал данные
просветительские мероприятия!
Долго и трудно, а может и нудно для
читателя, будет описание всех
лекций последовательно. Так что вспомню кое-что
урывочно.
В Барнаул меня позвали жители местного
клуба БЛАСТ (Барнаульская Лига
Автостопа). Заехал в Барнаул по дороге в Туру, 25
января 2002 года.
Публики было очень мало (человек 10), что
организаторы объяснили каким-то
студенческим праздником. Зато нас очень хорошо
вписали в Барнауле
и покатались на двухэтажном автобусе: Барнаул
пока единственный город
в России, где ходят таковые.
В Белгород меня регулярно зовут Марина
Шубина и Сергей Белый (клуб
"Движение"). Приезжаю на поезде, очень милый,
тихий город,
хорошая реклама, набегает больше чем по 100
человек; было уже три
лекции. Первые две проходили в зале городской
библиотеки (29 мая и
10 октября 2002), третья - в Университете (15 марта 2003).
Спасибо!
В Волгограде всё было шикарно усилиями
Николая Жукова, а также Руслана
Осипова из города Волжский. Мы были втроём (Антон
Кротов, Антон Веснин
и Сергей Березницкий). Было три лекции - на севере,
в центре и
на юге этого 100-километрового мегаполиса;
побывали на телевидении
и радио. На ночной радиопередаче (2.00 ночи)
какой-то гневный голос
позвонил и ругался, что не может доехать до
Ахтубинска (но я об этом
уже писал).
Кроме ночного радиоэфира, была
приятная прогулка по Мамаеву Кургану,
посмотрели самую большую статую в России -
Родину-мать; на набережной
Волги ко мне подошёл какой-то парень (с Камчатки!!
В Волгоград приехал
на математическую олимпиаду) - видевший меня в
телевизоре; попросил
мою книгу и тотчас получил её! И был осчастливлен!
После трёх дней в Волгограде
Березницкий поехал домой, а мы с Антоном
Весниным - в Ростов-на-Дону; местные
тусовщики-автостопщики (из
клуба "КВО" - "Конец всех ограничений")
ничего
не организовали и нас не предупредили. Такой же
дефект оказался и
в Макеевке; на сей раз тамошний активист
А.Дмитриевский никакой лекции
также не организовал и меня также не предупредил.
Глупая проводница
поезда Мариуполь-Москва, которой я предложил
взятку за проезд до Москвы,
узнала меня из телевизора, предложение о проезде
отвергла, но я в
вагоне скрылся и незамеченным до столицы доехал,
к горю и безумному
возмущению проводницы, выявившей меня-таки под
Москвой!
В Вологде, в аудиториях
пед.университета, два раза собрал людей
вологодец
Сергей Книжник. Во второй приезд была намечена
также лекция в Котласе
(ноябрь 2001), и как здорово это было! Мы с Егором
Пагиревым доехали
автостопом из Вологды в Котлас, вписались у
котлашан и два дня наслаждались
городом, спасибо Михаилу Чепенко, у которого мы
жили! Лекция была
хотя и немноголюдная, но приятная.
В Дубну на лекцию я чуть не опоздал (в
декабре 2002 г). Решил поехать
на автобусе, автобус отменили, добрался до
Дмитрова, а далее автостопом.
(Вообще на лекции, фестивали и прочие "рабочие
выезды" я езжу
обычно на рейсовом транспорте, не автостопом.
Чтобы не опоздать, да
и рюкзак с книгами везти по трассе неохота.) Но
вот поехал автостопом
и едва успел, приехал за 20 минут до лекции.
Наверное, это единственный
в истории случай, когда я реально мог не успеть на
свою лекцию.
В удмуртский посёлок Кез мы приехали с
Егором Пагиревым летом 2001
года. Я ехал с фестиваля "Ильмены", а Егор
только что посетил
город Кудымкар, столицу Коми-Пермятского АО. (На
сегодняшний день
Кудымкар - ближайший к Москве не посещённый мной
административный
центр России - это так, к слову.) А в Кез нас позвал
тов. Дима
из Кеза, картофельный бизнесмен. Он решил сделать
бизнес на картошке,
но отечественному производителю
сельхозпродукции никак не везло: картошки
выросло ненамного больше, чем было посеяно, а
оптово-скупочная цена
на картошку была тогда всего 2 рубля. Но сейчас
разговор не о самом
сельском хозяйстве, а о пос. Кез. Сей населённый
пункт невелик, содержит
несколько тыс. жителей, упрятанных в деревянные
домики с огородами.
Там было повешено штук 50 объявлений, и в
назначенный день и час мы
прибыли в маленький ДК на окраине посёлка (Дима
нас доставил на мотоцикле).
Чудом из чудес явилось то, что на лекцию пришло
чуть ли не 40 человек,
частью пожилые тёти, частью дети, частью дяди
сельско-пьянского вида.
Нам с Егором удалось даже рассказать кое-что в
этой необычной аудитории
и продать с десяток книжек. Помимо лекции, мы
посетили на Димино картофельное
поле и помогли в прополке картошки, приобщившись
к сельскому труду.
В городе Обнинске, куда меня позвал
Паша Марутенков - выступить
в каком-то клубе, - было всего два десятка
слушателей. Один из
них, злой дядька, после лекции подошёл ко мне и
сказал примерно следующее:
- Всё это вы врёте! Нигде вы не были!
Просто ездите по городам
и собираете деньги!
Единственный аргумент дядька привёл
такой: когда я рассказывал про
Таджикистан, я сказал, что местные исламисты в
разговоре с нами называли
себя моджахедами. Дядька был на 200% уверен, что ни
один таджик никогда
так себя называть не будет, следовательно я вру -
причём во всём.
Что же насчёт собирания денег,
оказывается, вход в клуб и на лекцию
был платным, и нам с Пашей достался супер-гонорар
аж по 25 рублей
(я и не ожидал!). Ещё один раз небольшие деньги за
выступление я получил
в Донецке, куда меня позвал А.Дмитриевский
выступать в Донецком институте
туристского бизнеса. Все остальные лекции я
читал безгонорарно, но
не забывал при этом предложить книги по
автостопу.
В Самаре была очень маленькая лекция,
пришло человек десять. Вообще
удивительно, что в Самаре, на родине Грушинского
фестиваля, до недавних
пор не было вообще никакого клуба автостопа. И
только недавно он появился.
(Также странно-непонятно отсутствие активых
автостопных клубов в Екатеринбурге
и Новосибирске.) Но зато сама Самара очень
приятный, столицееобразный
город, очень понравился.
Всего же, суммарно, свыше 3000 человек
присутствовали на лекциях АВП
в разных городах, не считая Москвы. В большинстве
случаев - спасибо
всем позвавшим! - в городах, где я выступаю, меня
ожидает очень
хорошая встреча и душевный народ. Несколько было
обломов, когда местные
люди обещали устроить лекцию, однако так ничего и
не сделали; но это
скорее исключение, чем правило. В среднем 50-60
человек собирается
на лекцию, бывает и меньше, и больше.
А вот какие вопросы мне, случается,
задают:
* <Какие документы дают органы ООН в
Москве для путешествия
автостопом? >
* <Если человек паталогически склонен
всегда и за всё платить
(последствия воспитания): есть ли у него шанс
стать автостопщиком?
Поддаётся ли тренировке способность
напрашиваться на бесплатный ночлег
и проезд, если деньги на момент напрашивания
есть?>
* <Есть ли среди автостопщиков
болельщики "Спартака",
которые выезжают на игру любимой команды в
города России? Спасибо.>
* <Автостопщики в поездках обходятся
без секса?>
* <Антон! Что делать (не кто
виноват!), когда 1/2 часть
дня идёшь по оживлённой трассе и тебя никто не
берёт? Варианты: а)
сойти с трассы и помыться, б) стоять и ждать, хотя
бы ночь и дождь,
в) другое.>
* <Христос сказал, всякий грех (т.е.
всякое убийство, обман
и т.д.), все грехи простятся человекам (см.Матф.12,31,
Марк 3,28).
Прав Христос или ошибся? Как вы считаете? -
В.Чеботарёв.>
* <Скажите мне, пожалуйста, чем
отличается автостоп самолётами
от трассы? И как вообще начать летать бесплатно? -
Ольга, 10 ряд.>
* <Приходилось ли вам пугать местных
жителей?>
* <Знакомы ли вы с Андреем
Макаревичем?
* <Случались ли у вас в поездках
контакты с представителями
внеземных цивилизаций?>
...Вы также можете организовать лекцию
по автостопу в своём городе.
Сперва нужно определиться с помещением - это
может быть турклуб,
библиотека, аудитория ВУЗа, зал в кинотеатре, ДК,
или просторная,
хорошо вентилируемая квартира, куда не жалко
позвать людей. Я, а возможно
и другие представители АВП, с удовольствием
приедем к вам и поделимся
знаниями о вольных путешествиях, покажем
фотографии, привезём книги,
ответим на все интересующие вас вопросы. Но надо
знать, что дату и
время лекции нужно обговорить ЗАРАНЕЕ !! Если это
Москва, Подмосковье
или города в радиусе 300 км от Москвы -
договариваться надо минимум
за две недели, если это дальше - то обсудить надо,
разумеется,
раньше, например за месяц или несколько месяцев.
Холодное время года
- лучшее время для лекций, летом народ собрать
труднее.
Когда договорились о дате с нами и с
владельцами помещения, -
начинайте изготовление и развешивание
объявлений. Не жалейте объявлений
- в среднем на 1 объявление приходит 1 человек, так
что сделайте
на ризографе 60-100 экз. и развесьте в ВУЗах, школах,
турклубах, туристских
и музыкальных магазинах, в любых местах
скопления возможных слушателей
(в сельской местности - на магазинах и столбах). Вы
сами можете
приготовить макет объявления; если время
позволяет, мы можем заранее
прислать вам некоторое количество по почте.
Текст объявлений может
быть, например, такой:
В четверг
3 апреля, 19.00, в кинотеатре "ПОЛЕТ"
(ул.Нелидовская, 10/1, 5 мин.пешком от м.Сходненская)
>
Антон КРОТОВ, >
вольный путешественник, >
преодолевший более 400,000 км по дорогам разных
стран мира, >
писатель, автор 20 книг, >
основатель Академии Вольных Путешествий >
РАССКАЖЕТ ВАМ >
О ПУТЕШЕСТВИЯХ АВТОСТОПОМ >
ПО РОССИИ, СНГ, АЗИИ и АФРИКЕ !! >
Вход свободный. Выход - тоже. >
Приходите - будет интересно. >
Можно будет посмотреть прикольные фотографии, >
сделанные в разных точках планеты, >
приобрести книги по автостопу. >
Справки по телефону: (телефон организаторов).
* Развешивание объявлений - большая
отдельная работа. Это
не так-то просто. Если вешать их просто по городу,
то за пол-дня человек
может повесить до 100 объявлений, вдвоём - до 150. В
городах,
где есть метро, можно цеплять мелкие объявы прямо
там - в Москве
за 5-6 часов можно прицепить до 1000 объявлений, по 8
штук на вагон
(над каждой дверью). КПД такой массовой развески,
конечно, невелик.
В Музее Маяковского на 1000 объявлений в метро
приходило 50 человек;
200 объявлений по району дают не более 50
посетителей. Ежеутренне
в Москве и крупных городах объявления сдирают
дворники; в провинции
объявы повисят дольше, но подвижность людей там
ниже. Высок КПД целевой
расклейки: в ВУЗах, библиотеках, турклубах,
школах, в тусовочных местах,
в туристских и неформальских магазинах. Но
вешать там надо заранее,
дней за десять, и периодически смотреть, не
оборвали ли их. В общем
и целом, расход денег на производство самих
объявлений значительно
меньше, чем затраты труда на их правильное
распространение.>
Если вы хотите, например, создать новый
клуб автостопа в своём городе,
расширить автостопную тусовку и выйти на новых
людей, которые также
интересуются вольными путешествиями, - такая
лекция будет весьма
полезна. Туда придут многие новые люди,
интересующиеся автостопом,
а также журналисты, которые распространят
информацию о вас и далее. Вы
сможете оставить свои координаты для тех, кто
захочет присоединиться
к вашему будущему клубу; вы можете также взять на
реализацию книги
по автостопу и распространять знание в массах.
23. КАК КНИЖНИК ЗА ПРАВДУ БОРОЛСЯ
Известный многим Книжник - он же Сергей
из Вологды - известный
правдозащитник. Умение отбалтываться от
милиционеров, контролёров
и иных вредных личностей у него весьма развито.
Ездили мы однажды в Курскую область на
фестиваль "Соловьиные трели"
(летом 2001 года). Фестиваль обещался большой, чуть
не в 25.000 человек,
и поляна была огромная, и продавцов куча, а вот
народу почему-то меньше
тысячи, может быть всего триста или пятьсот
человек. Все продавцы
пирожков и газировки откровенно скучали, да и
продажа мудрых книг
шла неважно. Певцы выступали плохо, никто их не
слушал, а наибольший
интерес пивной публики вызвал чемпионат
фестиваля по армрестлингу.
Поторговали (кисло) и вечером решили
уезжать. Добрались автостопом
до Курска, а там до вокзала маршрутка. За пять руб.
Скидываемся по
пятаку, но "Газель" не трогается с места.
- Кошелёк на колёсиках не забудьте
оплатить, - пробурчал водитель.
Хм? Что бы это значило? Оказалось, он
имеет ввиду наш то ли рюкзак,
то ли сумку.
- Багаж, ещё 5 рублей! - и не едет.
Я ранее не видел, чтобы в маршрутке
брали деньги за багаж и молча
удивился; Книжник выразил своё возмущение устно:
- Какой это багаж? Это ручная кладь! Она
перевозится бесплатно!
Покажите мне правила проезда! Где написано, что
это багаж?
Водитель вернул нам по 5 руб. и говорит:
- Всё, выходите, я вас не повезу.
Садитесь на другую маршрутку,
куда хотите.
- Это как это вы нас не повезёте?! -
вскипел Книжник. -
Да какое вы имеете право! Мы вам честно заплатили
по 5 руб., а вы!
Где правила проезда? Где ваша лицензия? Поехали
на вокзал, я вас сейчас
же в милицию сдам!
Пассажиры, торопясь (маршрутка всё
стояла), понукали водителя:
- Ну что уж там, поехали, поехали!
- ...Вы нарушаете правила перевозки
пассажиров! На видном месте
должны быть размещены правила проезда и
лицензия! У вас должен быть
кассовый аппарат и билетопечатающая машина! Вы
должны иметь график
движения и соблюдать его! Сейчас вас на вокзале
сдам в милицию, немедленно!
Водитель не утерпел, и минут через
пять, устав слушать Книжника, молча
тронулся. На вокзале мы вышли, также молча;
Книжник, недовольно пыхтя,
думал: сдать ли водителя в милицию или нет? - но
всё же простил
его.
* * *
Другой случай связан с электричкой.
Ехали мы - по-моему, осенью
того же 2001 года - с автостопной "встречи на
Эльбе" электричками,
опоздали куда-то и в пять утра ждали утреннюю
"собаку" из
Твери на Москву. Было холодно, сыро, туманно,
электричка опаздала
на 15 минут, которые мы стояли и мёрзли на утренней
платформе. Был
с нами ещё Роман Печёнкин.
Наконец, электропоезд подали, мы сели -
вернее легли - и отключились
где-то до Клина. Будят контролёры.
Я уже мысленно приготовил десятку на
штраф, но сперва они напали на
Книжника, который отвалясь в углу к окну, храпел.
Пассажиров оказалось
вокруг немеряно, все сидячие и стоячие места были
заняты - видать,
пока мы спали, люди сели на промежуточных
остановках.
- Молодой челове-е-ек! Ваш биле-е-ет! -
трясли Книжника контролёры,
мужского пола двое. - Нет - выходите в тамбур!
- Не выйду! Не мешайте спать!
- Платите штраф! 10 руб. плюс стоимость
проезда!
- Это как это я вам буду платить? Это вы
мне будете платить! Я
из-за вас на работу опаздываю! - проснулся и
оживился Книжник.
- Электричка опоздала! Вы мне должны заплатить
компенсацию!
* ...следующая станция Подсолнечная...
осторожно, двери закрываются...
- Выйдите, гражданин! Вот люди стоят с
билетом, а вы сидите! -
и пытаются вдвоём вытащить 100-килограммового
Книжника из сидения.
Минут через десять им это удалось. Книжник,
продолжая непрерывно балаболить,
всё же взял свою гитару и сумку и, толкаемый
контролёрами, вяло задвигался
в тамбур. Я тоже оказался в тамбуре - скорее для
интереса, т.к.
контролёры меня пока не застукали.
- Какие проблемы? Это у вас будут
проблемы! - шумел Книжник.
- Это у вас электричка опаздывает, я стоял на
платформе, теперь
холодно, я простудился, теперь не только опоздаю
на работу, но и заболею!
Вы причинили мне финансовый ущерб!..
- Выйдите, гражданин! выйдите!
Претензии, пожалуйста, не к нам
предъявляйте! Выходите!
* ...следующая станция Поварово...
осторожно, двери закрываются...
- Как это я выйду? Я на работу опаздываю!
До чего довели страну!
Попробуйте меня только высадите! Я тогда выйду и
под поезд брошусь!
И буду вам во сне являться!
Контролёры, видя тем временем, что времени на
проверку остальной электрички
уже не осталось - высаживание Книжника длилось не
менее 15 минут
- и сами решили выйти на ст.Крюково. Осознав свою
неспособность
совладать с Книжником, на прощание они ответили
ему (глядя на его
гитару):
- Молодой человек! Стойте спокойно! И
хватит возмущаться! А то..
МУЗА ВАС НЕ ПОСЕТИТ !!
* ...посадка закончена... следующая
Сходня... осторожно, двери
закрываются...
...А ТО МУЗА ВАС НЕ ПОСЕТИТ !!
...Так Книжник сдавал в милицию
водителя маршрутки, высаживал из электрички
контролёров, и занимался другими делами, ратуя за
правду, о чём мы
расскажем ещё как-нибудь в другой раз.
Перейти
к следующим рассказам
Вернуться в оглавление
Вы читаете ДОРОЖНЫЕ БАЙКИ
от Антона КРОТОВА ©.
Версия 2003 г. на сайте АВП. (zip-архив 111 кб.)
Если у Вас появились вопросы
к автору, то посмотрите раздел "ответы
на Ваши вопросы"