Трасса с воды
опус-отчет о поездке ОСА в мае 2005го года в
Тотемский район.
В мае этого (2005-го) года ОСА из Вологды в
четвертый раз
провела автостопно-водный поход по Сухоне и ее
притокам.
Анализ бассейна Сухоны в среднем и нижнем
течении дал
труд «Малые реки Сухонского бассейна» и десять-двенадцать
интересных и уникальных водных маршрутов по
незаселенным,
малозаселенным и просто очень отдаленным
районам
Вологодской и Архангельской областей. В
прошедшие годы нам
с большим или меньшим успехом удалось посетить
при помощи
автостопа и надувных лодок реки Стрельна и
Уфтюга, а также
пройти по Сухоне от Нюксеницы до места ее слияния
с Югом в
г. Великий Усть-Юг. На этот раз объектом нашего
внимания
стали акватории малых рек-притоков Сухоны в
Тотемском
районе, а именно: Старая Тотьма, Леденьга и Царева.
Начать
было решено с последней.
Царева имеет два со-притока: Тафта и
Вожбал. На реке Тафта
стоит печально знаменитый поселок
лесозаготовителей
Дружба, который раньше являлся конечным пунктом
узкоколейки из Семигородней, а ныне по причине
того, что
она пришла в упадок, умирает и сам. Если и можно
было
раньше пройти по Тафте, используя для попадания в
ее
верховья узкоколейную железную дорогу
Семигородняя –
Дружба, то теперь эти времена ушли в прошлое.
Вожбал «оброс» в своем среднем течении
каким-то аномальным
кустом деревень, тогда как все окрестности
на «двухкилометровке» сплошь зелены – леса. Итак
мы,
компания в составе Татьяны Асафовой, Романа
Подгорного,
Алексея Червякова и автора, едем на
урбанизированный
Вожбал, который сливается с Тафтой у села Красный
Бор, где
и начинается собственно Царева-река.
По трассе М8 из Вологды до Чекшино,
затем по Сухонскому
Тракту до моста через Цареву нам предстоит
километров
двести. Долетели на удивление быстро: первый
желтый
ОСОвский жилет прибыл на место на Романе и на ВАЗ2114
уже
в 11-30. За ним через час еще двое на Volvo S60 и еще
через час последний жилет, аж на Audi A8. А как
компанейски неспешно все начиналось от Вологды
до Сокола,
на «буханке», с туристом-водником за рулем и… с
гробом в
заставленном салоне. Но мы не суеверны, ибо
суеверия –
противники истинной веры.
В сотне метров от моста через Цареву (под
которым нам
предстояло проплыть несколько дней спустя),
начинается
грунтовка в нужные нам деревни. К нашему
удивлению, на
указателе стояло «Вожбал 12». Селения с таким
названием (в
отличие от реки) на карте нет, так что это был
первый в
нашей практике случай, когда дорожные службы
воспользовались собирательным и устоявшимся в
народе
названием куста из полутора десятков
самостоятельных
деревень. Впрочем, дальше мы увидим, что
градостроительные
особенности русских селений на Вожбале, их
взаиморасположение и единство с ландшафтом,
действительно
позволяет объединить все деревни в одно
поселение.
По нужной нам дороге хоть и было кое-какое
движение, но
почему-то только в ненужную нам сторону. Может,
они ездят
тут по кругу? Или может, туда едут по четным дням,
а
обратно по нечетным? Не разрешив этой загадки,
двое из нас
отправились в деревню Коровинская к маячившему
там
колесному трактору. Из прицепа трактора
доносился
соответствующий запах, мужики рядом курили,
усевшись на
двух рядах сруба будущей баньки. Везти нас они
отказались,
сославшись на занятость, а скорее восприняв двух
бородатых
людей в желтой форме как представителей власти
или науки
или еще чего-то, бесконечно им чуждого и не
имеющего к ним
и их невеселой повседневности никакого
отношения.
Попрощались с нами они гораздо теплее,
чем встретились. Не
расстроившись, мы отправились пешком. Благо,
конструкция
нашего надувного судна Ватерфлай и его вес
позволяли
проходить нам значительные расстояния без
особых
физических затрат.
Предоставив нам проверить это, через
девять километров
пути нас догнала пустая вахтовка с печкой-буржуйкой
в
салоне, так что к месту первой ночевки у моста
через
разлившийся местами метров на шестьдесят Вожбал
в деревне
Шулево мы прибыли с шиком.
Почему Вожбал можно рассматривать в
целом как поселение и
не делить его на отдельные деревни? Это, пожалуй,
замечательный пример формирования традиционной
жилой среды
на Севере – деревни «лежат» на мягких склонах
холмов,
вдоль русел реки – в самых удобных и красивых
местах. За
домами вниз спускаются изгороди, пашни, и на
новый холм к
следующим домам поднимаются луга и изгороди
новой деревни.
Вожбал – это поселение, составленное
как мозаика из
участков земли и деревень в одну улицу, в
рациональную
единую и эстетически привлекательную
архитектурно-
пространственную композицию. Слияние происходит
и на
социальном уровне: подбежавшие «проверить» нас
недружелюбного вида пареньки из деревни
Лодыгино,
говорили: «…я отсюда, я на Вожбале живу».
На утро мы прошлись по «холсту» ногами
– нам предстояло
пересечь территорию до места, откуда река Вожбал
начинает
свое течение по селу Вожбал и захватить таким
образом
максимально протяженный участок реки. На погосте,
который
можно отнести к деревне Мишуково, как водится,
стоит
полуразрушенная церковь. Детально изучить ее
изнутри
довольно проблематично, доступен только нижний
храм.
Лестница в верхнюю часть, видимо,
размещалась в крыльце,
которое теперь утрачено и попадание наверх, в
буквальном
смысле этого слова, стало затруднительно.
Наконец, настал час для третьего, после
автостопного и
пешего, этапа нашего небольшого похода – сплава
по воде. В
этом году у нас появилось новое снаряжение, в том
числе
надувное судно Ватерфлай-2, производства
Петербургской
компании Time Trial. Необходимо сказать, почему мы
остановились именно на этой, достаточно новой
для
российского водника и тем более для нас, лодке.
В силу сложившейся традиции и по ряду
технических
характеристик (вес, легкость обслуживания,
компактность),
для нас были приемлемы только надувные суда. По
конструкции их можно разделить на монокорпусные,
и суда с
воздухонепроницаемыми камерами и их оболочками.
Не
вдаваясь в подробное сравнение тех и других,
скажем: на
сегодня технологии изготовления монокорпусных
судов из
лодочных тканей просто современнее, а значит
предпочтительнее для людей, не обремененных
личными
пристрастиями. На российском рынке есть ряд
подобных
предложений, но далее всех на наш взгляд в
большинстве
компонентов, в том числе в дизайне, продвинулись
производители надувной байдарки Ватерфлай.
Первое испытание ее началось задолго
до воды – нам нужно
было проверить экспериментально, могут ли пара
людей в
полной комплектации перемещаться при помощи
автостопа (на
определенном участке нашего пути альтернативы
этому
способу путешествий не предвиделось). Так вот, мы
неплохо
разместились вдвоем с двумя рюкзаками на заднем
сиденье
Volvo S60 и даже не заняли его уже занятый багажник.
Что
уж говорить о грузопассажирской Газели, в
которой мы и
вовсе ехали втроем. Радует в этой лодке, помимо
компактности и веса, простота и скорость сборки.
Поскольку
мы обрели ее прямо перед отъездом, так получилось,
что
впервые мы увидели наш экземпляр W-2 в
боеготовности прямо
на месте старта. Причем место оказалось
неудачное с точки
зрения сборки судов – надувать их приходилось
буквально в
зарослях кустов между стволами и не растаявшими
снежными
заносами. С Ватерфлаем проблем не возникло: три
клапана,
подушка, при желании – ремни коленных упоров.
На воде мы сразу почувствовали себя
уверенно, хотя лично я
от себя этого не ожидал. Течение, скоростью около
2,5-3
м/с, подхватило лодку и друзья на берегу вместе с
нами
удивленно смотрели как мы сами собой
разворачиваемся на
весле против хода воды и левым бортом спокойно
без суеты
заходим в заводь, из которой стартовали.
Резиновые
надувные суда, которые мы использовали до сих пор,
не
позволяли сопротивляться течению и гораздо
более слабой
силы. Лодка вообще провоцирует на постоянное
движение по
воде, перемещение по потоку, проскальзывание в
узких
заросших ивой местах, сопротивление течению и
остановку
перед сложными участками и крутыми изгибами
русла для их
осмотра с воды. Вследствие чего имеет смысл
рациональнее
расходовать силы, особенно в первые дни пути.
Пожалуй, в
этот раз мы впервые испытали наслаждение не
только от
культурной составляющей нашего сплава, но и от
спортивной
его части.
Курс при быстром течении лодка держит
только на хорошем
ходу. Если веслами особо не махать, ее начинают
подкручивать многочисленные подводные
завихрения. Сильно
ровность хода (и обратно пропорционально
–маневренность)
зависит от расположения гребцов. По нашим
наблюдениям, чем
больше расстояние между ними, тем ровнее идет
судно. Может
быть, на курс влияло отсутствие самоотлива – мы
попросили
Time Trial не ставить люверсы для слива воды на нашей
лодке. С другой стороны, это очевидно добавляло
ей ходовых
качеств. Кстати, за счет того, что конструкция W-2
осталась стандартной, на нашем Ватерфлае
образовался некий
буфер между бортами и дном, где скапливались в
течении дня
незначительные объемы воды, попавшей в кокпит и
при этом
не создающей гребцам дискомфорт. Позже мы
проверили – два
ведра может бултыхаться там спокойно, и с этой же
водой
через нос или корму легко удаляется весь мусор.
Мы, пользуясь случаем, выражаем
искреннюю благодарность
компании Time Trial, изготовившей для нас эту лодку, и
лично Сергею Петрову и Анастасии Поздняковой,
при
партнерстве которых и стал возможен наш сплав в
этом году.
Что касается маневренности, она нам очень скоро
понадобилась. И для прохождения затопленной
деревянной
гидростанции, и для уверенного прохода под двумя
мостами.
На опоре одного из них, несмотря на
бурность течения, в
глаза бросилась надпись «Добро пожаловать в
солнечный
Вожбалистан!». Впрочем, мы как раз покидали его.
Нас ждал
поселок лесозаготовителей Красный Бор,
полноправная
административная единица РФ, хоть и не центр
поселкового
совета. Почта, магазин, клуб. Школа по виду на 250
учащихся. Учится, по словам пенсионерки из
магазина,
двадцать человек. Рядом со школой детский сад,
участок с
верандой. Автобус соединяет это место с городом
Тотьмой
дважды в неделю, мы им не воспользовались,
продолжив путь
привычным образом, теперь уже по Цареве.
В верхнем течении она малоинтересна,
но вскоре ее
пересекает тот самый мост, у которого начался наш
путь по
этим местам. Здесь же появляются и деревни; как
правило,
они активно жилые, ближе к цивилизации и не
отличаются уже
той чистотой северорусского стиля в архитектуре,
как
поселения Вожбала. Недалеко от деревни Исаево, на
берегу,
мы обнаружили остатки странного деревянного
сооружения,
предположительно промышленного назначения, но
какого – два
архитектора и дизайнер к стыду определить не
смогли.
Своеобразным финалом этого дня пути
стал храм в селе
Царева, центр уже другого куста из двадцати жилых
и
заброшенных деревень, вытянувшихся на двадцать
километров
вдоль реки и вдоль Сухонского Тракта. Храм в
Цареве
поражает своим величием, и снаружи и изнутри.
Колокольня с
многочисленными колоннами сложного ордера и
мини-
портиками, «барабаны» под куполами в форме
колоколов,
мраморные ангелочки и круглые окна по фасадам.
Внутри
много света, прекрасный обзор, можно разглядеть и
остатки
росписей и фресок. Эта обитель избежала участи
промышленного использования и до сих пор,
несмотря на
сильные разрушения, сохраняет облик прекрасного
произведения зодчих Русского Севера рубежа 19-20
веков.
Мы завершили свой путь на этот раз у
Игначево – последней
деревни по течению Царевы, а Алексей добрался до
Тотьмы. В
Игначево, прямо у дороги на Великий Устюг, на
высоком
обрыве, кто там проезжал – должен был видеть,
стоят три (с
дороги видно два) огромных усадьбы-пятистенка с
резными
балкончиками в светлице. Они – как живой
памятник
монументальной северной жилой архитектуре,
достойны того,
что бы остановится на минуту и насладится ею. А
уже потом –
выйти на трассу и через два с половиной часа быть
в
Вологде.
Несмотря на скоротечность сплава по
сухонским притокам-
2005, он оставил о себе самое приятное впечатление.
С
новой «лодкой автостопщика» W-2 мы связываем
большие
надежды и планов очень много. На личной карте
появился
очередной флажок – Вожбал, – место, являющееся
по сути еще
одним жилым архитектурно-этнографическим
национальным
парком. В этот раз снова удалось пополнить
материал для
нашего исследовательского проекта «Архитектура
заброшенных
поселений», который уже постепенно начинает
приобретать
четкость форм. Фото-раздел его, можно будет
увидеть в сети
по ссылке: http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?author_id=48053&series_id=9494#listStart
За любой другой информацией
обращайтесь в ОСУ, г. Вологда:
(ОСА-35 (Организация
Северного Автостопа)
Председатель - Сергей Книжник тел.
(8172) 22-35-80
Отв. секретарь - Денис Медведев
(Ден) тел. (8172) 21-08-20
medve-denis#yandex.ru и medve-denix#e-mail.ru или в
Fido-net на 2:5014/2.8
Алексей Червяков тел. (8172) 23-15-73, Fido
2:5014/4.138 alext#edu.vologda.ru )
или ко мне по
почте: asafov#omen.ru
Попутного вам ветра.
Вы читаете этот текст на сайте Академии
Вольных Путешествий.
Вернуться в раздел
"Творчество разных авторов" на сайте АВП.