Третья Африканская Экспедиция АВП  
Последнее обновление этой страницы: 14.04.07

предварительные итоги

    Все помнят две предыдущие Африканские Экспедиции АВП.

    В ходе первой из них (1999 год) мы покорили страны ближнего Востока
(Турцию, Сирию, Иорданию) и впервые в истории науки проникли автостопом в
Египет и Судан, изучив методы жизни и путешествий в этих странах, а затем
вернулись домой. В экспедиции участвовали: А.Кротов (руководитель),
А.Петров, П.Марутенков, В.Шарлаев, К.Шулов; провожающие: Г.Кубатьян,
А.Казанцев (до Египта), М.Венедиктов (до Сирии), М.Кошелев (до Турции).

    Спасибо всем !

    Вторая африканская экспедиция АВП (2000-2002 годы) стала гораздо более
многолюдной. А.Кротов, С.Лекай, В.Шарлаев, Г.Лапшин, К.Степанов,
А.Мамонов, О.Сенов, О.Костенко, Г.Кубатьян, Ю.Генералов
, -- побывали во
множестве стран Африки, соединив их путями автостопа. Египет, Судан,
Эфиопия, Кения, Танзания, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Намибия, Мозамбик,
ЮАР, Ангола, Малави, Камерун, Конго, Чад, Мали, Нигер, Сенегал,
Мавритания, Марокко -- вот неполный список стран, посещённых
вышеперечисленными мудрецами. Некоторе провожали нас (Т.Копейко,
Т.Кутузова, В.Ветров, М.Кошелев, Митя Ф.), иные -- пересекались с нами в
пути (Фатеевы). Было проведено величайшее покорение и исследование Африки.
Всем участникам благодарность и низкий поклон !

Маршруты ВСЕХ участников экспедиции АВП в Африку.

    Подробности об этих африканских путешествиях см. в книгах
"АвтоSTOPом в Судан", "200 дней на юг", в путеводителе
"Автостоп в Африке", на сайте www.africa.travel.ru.

    Но остались ещё страны, а в странах и отдельные уголки, не покорённые до
сих пор вольными путешественниками. Нет нужды указывать эти места; любой
человек, знакомый с географией, укажет вам их. И в эти-то места и
направляются ныне участники очередной, Третьей Африканской экспедиции АВП.

    ТРЕТЬЯ АФРИКАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ !

    НОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ и ЕЁ ЦЕЛИ

    Всё меньше белых пятен для путешественников остаётся на земной карте; и
большинство из них -- в Африке. Сомали в наше время -- наименее изученная
путешественниками страна (среди крупных стран). После падения центрального
правительства в 1991 г. страна распалась на территории, подконтрольные
местным кланам и вооружённым группировкам; возникло множество стран, не
признанных никем, кроме себя: Сомалилэнд, Пунталэнд, Джуббалэнд,
Соединённые штаты Сомали, и другие. Туристы, путешественники, коммерсанты
и журналисты почти не посещают этот край, и ценная информация о визах,
границах, передвижении остаётся сокрытой. Мы постараемся узнать её.

    Кроме Сомали, -- у нас имеется и несколько других целей. Одна из них --
Дарфур, западная провинция Судана (возле границы с Чадом). Из-за огромных
расстояний, плохих дорог, из-за медлительности суданцев и наличия местного
повстанческого движения этот регион (здесь расположены города Эль-Фашейр,
Ньяла, гора Джебель-Марра...) ещё никогда не был достигнут автостопом.
Достаточно сказать, что от Вади-Халфы (граница с Египтом) до Западного
Дарфура примерно 14 суток автостопного пути.

    Есть подобное место и в Эфиопии. Вся западная половина страны (к западу от
дороги Гондар--Аддис-Абеба--Мояле) незнаком не только автостопщикам, но и
многим другим путешественникам. Изучение подобных "Белых пятен" на карте
Африки позволит нам, наконец, углубить наши познания, усовершенствовать
путеводитель "Автостоп в Африке" и открыть новый, доселе неведомый
большинству из нас мир -- для всего прогрессивного человечества.

    Итак, часть участников собираются достичь Африки и Сомали уже "классическим"
путём -- проехать через Турцию, Сирию, Иорданию, Египет, Судан, Эфиопию.
Другие участники намерены пересечь Иран, Оман, Йемен и, возможно, Джибути.
Ориентировочное время прибытия в Сомали -- ноябрь 2003 г. Движение по двум
различным маршрутам в целом повышает шансы на успех экспедиции, если даже
какой-то путь по политически-визовым причинам окажется непроходим.


    СНАРЯЖЕНИЕ

    Самую большую благодарность я приношу московской фирме "Альпиндустрия"
(www.alpindustria.ru), выделившей рюкзак, палатку с тентом и пару спальников.

Спасибо фирме "Альпиндустрия" за предоставленное снаряжение!

    Благодарим также московскую фирму "ActivEra" (www.activera.ru), выделившую
на растерзание рюкзак и два спальника.

    Также спасибо фирмам "AVL" (два рюкзака) и "Sinto" (рюкзак). Спасибо им
всем!

    Отдельное спасибо посольству Судана в Москве, снарядившему нас
двухмесчными суданскими визами.

    Благодарим также за консульскую поддержку посольства Сирии, Иордании и
Сомали.

    ФИНАНСИРОВАНИЕ.

    Как и все прошлые экспедиции АВП, -- Африканская поездка финансируется из
кармана самих участников. За период подготовки никакие организации и
частные лица не высказывали громкого желания профинансировать деньгами
экспедицию или кого-то из её участников. Впрочем, это никогда не поздно
сделать! Поспешите обрадовать нас лично (до нашего отправления) деньгами,
фотоаппаратами, фотоплёнками, географическими картами и пр., -- и мы будем
вам чрезвычайно благодарны!

    Если после нашего отъезда кто-то захочет нам что-либо подарить, ловите
Сергея Березницкого (если он ещё не уехал), или обращайтесь к Егору
Пагиреву (тел.905-97-98) или к родителям А.Кротова (тел.458-37-71).
У этих же людей можно приобрести большую партию книг по автостопу
и тем самым поддержать нас на нашем удалённом маршруте. Всем спасибо!

    А.Кротов, 9.08.2003.


предварительные итоги
--------------------------------------------------------

    Как известно, в августе 2003 г. стартовала Третья Африканская Экспедиция
АВП.
Её участники намеревались пройти более 15.000 километров автостопом
по дорогам Ближнего Востока и Африки. Как обычно, каждый участник поездки
способен передвигаться как вместе с другими участниками, так и
самостоятельно; раздельное передвижение позволяет собрать больше
информации и повышает шансы на успех экспедиции. Впрочем, на объявленные
заранее места встреч (в Сирии, Иордании, Египте и Судане) автостопщики
приезжали исправно; связь по дороге поддерживалась по Интернету (в
основном -- через Гостевую книгу на сайте АВП).

    Сейчас, спустя 2.5 месяца после старта, некоторые участники уже вернулись
домой, другие же продолжают своё путешествие. Вот предварительные итоги и
маршруты участников экспедиции:

   УЧАСТНИКИ ЭКСПЕДИЦИИ и их маршруты

    1) Илья АЛИГОЖИН (г.Ярцево): Москва -- Баку -- Нахичевань -- Турция -- Ирак
-- Сирия -- опять Ирак -- Иордания -- Египет -- Судан -- Эфиопия. Улетел
из Аддис-Абебы в Москву 25 октября. По дороге он успел дважды посетить
Ирак, переночевать на вершине пирамиды Хеопса и отснять более 40
фотоплёнок в странах юга. В свои 18 лет Илья был самым младшим участником
экспедиции.

    2) Сергей БРАСЛАВСКИЙ (г.Вологда): Москва -- Баку -- Нахичевань -- Турция --
Сирия -- Иордания -- Каир (Египет) -- Иордания -- Ирак -- Турция --
Нахичевань -- Баку -- Москва (вернулся в октябре). Его эксперименты --
заработать деньги игрой на гитаре в странах арабского мира -- увенчались
успехом и принесли много новых знаний человечеству. Сергей -- самый
старший участник экспедиции (30 лет).

    3) Дмитрий ЗВЕЗДИН (г.Архангельск): провожающий до Иордании.

    4) Наталья КИСЛИЦКАЯ (родом из г.Липецк): Москва -- Баку Нахичевань --
Турция -- Ирак -- Сирия -- Иордания -- Египет -- Судан. Наталья (18.5 лет)
стала первой в истории самоходной женщиной, достигшей автостопом Судана. В
его столице, Хартуме, Нотка отделилась от оставшихся членов экспедиции и
впервые в истории проникла в Южный Судан (где уже 20 лет идёт гражданская
война). Ей удалось доплыть на попутных пароходах вверх по Нилу до
г.Малакаль, где она и попала в тюрьму и вскоре была возвращена на попутном
самолёте в Хартум... Добравшись до Египта, Наталья вернулась в Москву на

чартерном самолете за 100 долларов.

    5) Антон КРОТОВ (г.Москва): Москва -- Турция -- Сирия -- Иордания -- Египет
-- Судан -- Эфиопия. Организатор поездки. Вынужденно улетел из Аддис-Абебы
в Москву 25 октября и сразу же приступил к подготовке новых книг и
путеводителей по Азии и Африке.

    6) Андрей САПУНОВ (г.Киев), хотя и находился в схожее с нами время в странах
Юга, к сожалению не пересёкся с остальным составом экспедиции. О его приключениях,

особенностях путешествия с Украинским паспортом и т.п. можно узнать на сайте киевского
клуба "Магисталь" http://mainroad.org.ua

    7,8) Сергей ЛЕКАЙ и Ольга СМИРНОВА (г.Москва) выехали в начале октября-2003г. Их автостопный
маршрут прошел через Россию, Армению, Иран, Оман, Йемен в Джибути. Посетив новую для нас страну

Эритрею
, они въехали в Эфиопию, где прожили почти два месяца, и отдохнув на океане в Кении, уехали в Уганду.
    Еще два месяца попутешествовав по Уганде, в конце августа они получили в Кампале
визу Заира и таким образом у Величаших Мудрецов появилась реальная возможность
осуществить мечту всех африканских путешественников - пересечь континент от Красного моря
до Атлантического океана!
260 км. пешком по африканским джунглям пришлось пройти пешком
от угандийской гранцицы в сторону первого заирского города Кисангани!
    Еще почти месяц сплавлялись на барже до Кинашсы, не дождавшись от тамошних чиновников визы Анголы,
двинулись в сторону Замбии. К сожалению, в городе Киквите их задержали КГБшники
и "предоставляли услуги по проживанию" почти месяц. В последние дни 2004-го года их
отправили на самолете обратно в Киншасу, где посадили в КПЗ. Только с помощью родственников
других задержанных, им удалось сообщить о своей беде в посольство РФ. Наутро наш консул
выкупил их из КПЗ и новый год наши путешественники смогли встретить на свободе.
    В январе Сергей и Ольга покинули Заир и переправились в город Браззавиль, где снова подали
документы на визу Анголы, и поехали на побережье Атлантического океана, город Point-Noire, завершив-таки
свой маршрут "Африка наискосок от океана до океана"
    (Сообщения от Сергея и Ольги можно прочитать внизу этой страницы)
    Пожелаем им успеха!

    9) Сергей БЕРЕЗНИЦКИЙ Проехал след.маршрутом: Москва - Баку -
Нахичевань - Турция - Ирак - Сирия - Иордания -Египет - Судан - Эфиопия -
Кения - Уганда - Танзания, совершил успешное самостоятельное восхождение на высочайшую
гору Африки, и двинулся на север: Кения - Эфиопия - Сомалилэнд - Джибути,
посетив доселе незведанную часть Сомали (под названием Сомали-Ленд).
    В Джибути Сергей прождал пару месяцев визу Йемена. Так и не получив ее, за 27 дней проехал по обратному
маршруту: Джибути - Эфиопия - Судан - Египет - Иордания - Сирия -Турция - Нахичевань - Баку
и 11.07.2004 благополучно вернулся в Москву автостопом!

   ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЕЗДИЛИ

    Путешествие по Африке -- это путешествие во времени, когда в течение
одного дня вы можете перенестись из средневековья или даже из каменного
века в век 21-й. Вы можете побывать в соломенных хижинах, в глиняных
домах, поесть пищу, приготовленную на огне, в том селении, где никогда не
было электричества, газовой плиты, магазинов и газет. Вы увидите, как до
сих пор живут люди в домах, построенных самостоятельно, как готовят пищу
из лично выращенных ингредиентов и думают свои личные мысли, не
замствованные из книг, телевизора или Интернета. И в тот же день вы
можете оказаться в современном мегаполисе и зайти в Интернет-кафе, чтобы
послать весточку домой, увидеть людей в западной одежде, смотрящих по
восточному телевизору далёкие северные новости.

    Мир стремительно становится одинаковым, всё приводится к одному
знаменателю, строятся дороги и порты, доставка товаров дешевеет, а оптовое
производство всегда дешевле розничного. Почти все товары и услуги в мире
уже есть повсюду, и примерно за одинаковую цену, люди одеваются в
одинаковую европейскую одежду и смотрят одни и те же телефильмы,
а ремёсла, кустарные производства, независимые народы и независимые мысли
исчезают навсегда.

    И только несколько осталось уголков в мире, в Азии и в Африке, где плохие
дороги, войны, политическая нестабильность или ужасный климат затрудняют
проникновение всемирных денег и вещей. Мы ездили бросить последний взгляд
на эти своеобычные места, ещё живущие своей самостоятельной жизнью. Завтра
их уже не будет.

    ЧТО НАМ ПОКА НЕ УДАЛОСЬ

    К сожалению, на данный момент нам (вернувшимся членам экспедиции) не
удалось попасть в Сомали, ещё одну удивительную страну, до сих пор не
покорённую автостопщиками. Более того: мы (А.Кротов и И.Алигожин) при
попытке попасть в Сомали получили выездной эфиопский штамп, а вот
сомалийцы нас не пустили (несмотря на бумаги из посольства Сомали в
Москве; но данная часть Сомали считает себя независимым государством
"Сомалилэнд"). Пришлось возвращаться в Эфиопию с уже имеющимся выездным
штампом в паспорте. Когда же мы выезжали из Эфиопии вторично, уже в
сторону Джибути (с джибутийской визой), эфиопы на границе нас задержали за
наличие уже одного выездного штампа. В результате нас этапировали в
столицу, мы оказались в тюрьме и были вынуждены депортироваться из страны
за наш счёт на самолёте в Москву (улёт именно в Москву был обязательным
требованием обозлившихся на нас чиновников). Подробнее об этом приключении
мы расскажем устно на наших мероприятиях (их перечень см. в конце), а
также письменно в книге А. Кротова "Третья африканская" и Интернете.

  
    СНАРЯЖЕНИЕ

    Некоторые фирмы-производители снаряжения выделили нам образцы своей
продукции для Африканской экспедиции. Мы благодарим:

    1) фирму "Альпиндустрия" (www.alpindustria.ru) -- за отличный рюкзак
"LoveAlpine", спальники и сетчатую палатку "MSR" от насекомых;

    2) фирму "ActivEra" (www.activera.ru) -- за очень хороший рюкзак "Milo" и
отличный спальник;

    3) фирму "Filon" -- за непромокаемые куртки;

    4,5) фирму "AVL" и фирму "Sinto" -- за рюкзаки.

    Реклама и координаты этих фирм будут размещены в очередных автостопных
книгах, которые сейчас готовятся к выпуску и выйдут в феврале-марте
наступающего года.

    БЛАГОДАРНОСТИ

    Огромное СПАСИБО :

    1) Всем простым людям, жителям южных стран, которые подвозили, приглашали
на ночлег, угощали и просто улыбались и махали нам вслед и тем самым
сделали возможным ещё одно удивительное путешествие;

    2) Нашим родителям и друзьям, которые терпеливо дожидались нас дома;

    3) Работникам посольств РФ в Судане и Эфиопии, сотрудникам Российского
госпиталя в Аддис-Абебе, и прочим соотечественникам, с которыми мы
встречались в странах Юга;

    4) Григорию Лапшину, создателю сайта АВП;

    5) Руслану Кокорину (г.Дублин), за денежный кредит;

    6) Сергею Бритову (г.Москва), три года назад подарившему мне фотоаппарат
"Pentax", который до сих пор ещё работает, несмотря на несколько пережитых
падений и других злоключений;

    7) Всем участникам этой и прошедших экспедиций -- спасибо за участие; а
тем кто ещё продолжает путь -- удачного путешествия и успешного
возвращения.

    До встречи!

    А.Кротов, 29.10.2003, добавления - ГриЛ-2004.

    После возвращения А. Кротова, в Африке остались еще два участника "Третьей Африканской экспедиции АВП.
Ниже публикую
некоторые письма от Сергея Лекая и Ольги Смирновой

    *    *    *

февраль-2004. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Привет, дорогие друзья!
    Слава Аллаху, мы еще живы! Позавчера завершился наш недельный круиз по морям-океанам на «sambuke»
(арабское деревянное судно, для плаванию по морю, больше «фелюки»). Это очень смешно и грустно, вот уже и весна началась, а мы опять в Адене (портовый город в Йемене)
    22-го февраля нас посадили на судно, идущее в Берберу (непризнанное государство Somali-Land на территории Сомали). Это была рыболовная лодка, не более 20-ти метро в длину. Йеменский капитан был не в курсе, что у нас не та виза (виза Сомалийской Демократической Республики, столица - Могадишо, которая выдается во всех посольствах, действительна только для попадания на самолете в те регионы, которые контролирует «официальное правительство» Сомали), поэтому мы его убедили нас взять (бесплатно). Когда мы вышли в открытое море, я «пожалела что родилась на свет»! Лодку швыряло как щепку, все в ней ходило ходуном, вперед-назад, вправо-влево и по кругу. Волны почти заливали через край лодки, нас обдавало брызгами, меня беспрерывно тошнило. Это было похоже на бесконечное катание на «американских горках», или на тренажер для космонавтов. Так отвратительно я себя не чувствовала никогда в жизни!
    Ничто не имело смысла, я не осознавала на чем лежу, кто что говорит, где Сережа… Я только мечтала, что лодка перевернется и мои мучения закончатся. К вечеру я «обрела покой», похожий больше на состояние комы – не могла пошевелиться, говорить, снять ботинки, одеться и т.п. Только под утро я нашла в себе силы найти носки в подушке
(самостоятельные путешественники возят всю чистую одежду в наволочке и используют ее как личную подушку), и одевала их минут 10-15, периодически отдыхая. Туалет – отдельная история! Привязанный к борту, он то почти касается воды, то подлетает на несколько метро вверх, как на качелях. (Далее текст вырезан цензурой.) На следующий день мне стало получше, появились ощущения и мысли, но ходить могла только с трудом.
    Серега
(Лекай) вообще все это переносил нормально, даже кушал.
    Через 27 часов мы пришли в Берберу. Сомалийцы нас вообще не хотели выпускать на берег, потом все-таки отвезли в какую-то будку в порту, там посидели час, с начальником поговорить не дали, куда-то позвонили и отослали нас обратно на лодку. Сказали, что отправили факс в Хоргейсу
(столица Сомали-Ленда) и завтра будет ответ. Больше на берег мы не ходили. На следующий день утром нам сообщили, чтобы мы убирались откуда приехали. Отсутствие у нас йеменской визы их не смутило (без визы путешественник не может сойти на берег и, по международным правилам морских перевозок, должен оставаться на судне до тех пор, пока оно не зайдет в порт той страны, куда путешественнику виза не нужна, или его родной страны). Нам задавали странные вопросы - «Не журналисты ли мы? Откуда имеем информацию о Сомали-Ленде?» и т.п.
    Потом отдали капитану наши паспорта и «умыли руки». Поговорить с начальником так и не дали. Я была в ужасе, т.к. наша лодка не спешила обратно в Аден, а шла в море ловить рыбу. Это западня!
    В общей сложности, мы провели на лодке неделю. Я страдала страшными муками, почти ничего не ела, похудела и теперь выгляжу как скелет. По вечерам меня преследовали тараканы. Они выползали из всех щелей, маленькие, средние и огромные, размером с мух.
    Стоит отвернуться на секунду от тарелки с едой – и вот в ней уже копошиться парочка крупных экземпляров! Крысы появлялись по ночам, но не причиняли беспокойства, только прогрызли все пакеты с едой.
    Итак, наловив 8 тонн рыбы, мы вернулись в Аден, и ступили на твердую землю. Я счастлива! А Сережу второй день качает, все плывет перед глазами. Выездной штамп нам аннулировали. Поставили вторую въездную визу еще на две недели.
    В Адене есть посольство Сомали. Завтра пойдем туда. В зависимости от результата поедем либо в Mohu либо в Mukallu
    Информация: из Адена летают самолеты в Berberu и Bosasu за 200$. И в Mogadishu - 250$. Переплыть из Mukally в Bosasu для местных стоит меньше 20-ти долларов. Был из Адена большой индийский деревянный пароход в Kismayu
(порт, недалеко от границы с Кенией), но капитан нас не взял. Такие оказии редки.
    ….
    Не волнуйтесь, мы снова бодры, веселы, готовы к следующим плаваниям!

    Olga & Sergey

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

13.10.2004. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!
Наконец-то мы добрались до Кисангани! 560 км пешком. Машины начинаются в 56 км от города.
    Наш приход совпал с визитом президента в Кисангани. Ментов больше чем людей.
Цены как в Магадане: сахар 1,5$, хлеб 1,5$, бензин 1,5$, интернет 1,5$ и так далее
    С дальнейшим передвижением непонятно. Прямой баржи в Киншасу нет. Можно плыть с пересадками.
Пока узнаём все и отдыхаем. Большая ООН-миссия, много русских.
    Повстанцев нету, народ "Ю"
(как в Эфиопии) не кричит, нищих мало, попрошаек тоже. В гости не зовут,
да и не куда звать - хижины из веток и грязи. Люди питаются рисом с гусеницами и обезьянами.
    Виза продлевается вручную с помощю гелевой ручки. Месячная на 4 -месячную. Пока рулит :)
Хвала Аллаху!
    В Ниа-Ниа болел малярией, не очень силно. Вылечился "лариамом".
По дороге много змей разных размеров и расцветок. Октябрь - пик сезона дождей.
В некоторых лужах на дороге можно заниматся дайвингом и ловить рыбу.
Транспорт - только велосипеды и иногда мотоциклы. Все с грузом.
    От Бени до Кисангани мы потратили около пять недель.
    Интернетимся в ООНе. Неизвестно, сколько придется здесь висеть, пешком в Лубумбаши идти не хотим.
Визы не хватит.
(гелевая ручка кончилась!) :-)
    Все хорошо! Ещё напишем как пройдет визит президента.


=====================================================================
конец письма

    *    *    *

07.11.2004 Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Уже шесть дней как мы плывем в Киншасу на "Ebale", это название баржи, и она его оправдывает. Проплыли 130 км :)
4 дня стоим в деревне Исанги, так как. наш буксир ушёл вверх по притоку Конго-ривер за пальмовым маслом. Только что он вернулся, почти
полностю под водой: масла мнооогооо! :)
Живем в палатке на палубе.
    Сегодня мы в гостях у французских врачеи.
Завтра утром плывем далше, иншалла.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

21.11.2004 Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!
    Нацонец-то мы в Киншасе. Плыли 23 дня, притомились. На барже тучи комаров, ещё раз переболели маляриеи,
одновременно. На барже дурдом: после Бумбы набились сотни людей, свинеи, коз, крокодилов, обезян, кур, черепах и др.
живности. При силном ветре волны перекатывались через палубу. Каждый раз, когда начинался дождь, люди впадали в
безумство, пытались затоптать нашу палатку. Мы держали оборону. В Лисале на соседнеи барже, ещё более забитой, увидели
" белого мистера "! Им оказался неизвестный ранее науке путешественник Игорь Зинченко из Москвы. Он прилетел в Кению, а
дальше по земле по сходному маршруту. Так как он перемещался быстрее, догнал нас. Дальше он собирался в Бразавиль,
Чад... 2 дня стояли вместе в Лисале, потом мы уплыли. Надеемся встретится с ним в Киншасе.
    Киншаса дермовый город, как
( в ы р е з а н о   ц е н з у р о й ). Народ - буйные дегенераты. Каждый день видим разборки и драки. Встречаются
лже-менты в штатском. Это грабители. (
Подруливают к туристам и отбирают деньги и ценности) Все очень дорого, питаемся деликатесами из супермаркета, ассортимент товаров круче чем в Москве. Зато нам дарят деньги быстрее чем мы их тратим. Завтра идем в Россииское посольство продлевать мой
паспорт. Пару дней ещё будем здесь. Нам подарили десять часов интернета - напишем ещё.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

27.11.2004. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!
    Выезжаем из Киншасы в сторону Замбии. Подались на визу Анголы
(сдали документы в посольство), но сразу визу не дают, надо ждать две недели.

Ждать не будем, будем делать в других странах.
    Виза Бразавиля стоит 50$, делается три дня. Ничего особенного для этого не надо.
    Затарились разнообразными лекарствами от малярии - в Конго её много. 10 часов дареного интернета подходят к концу, пора в путь.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

12.01.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Услуги по проживанию или чёрная свобода!
    Спешим поведать всему миру о событиях, происшедших с нами за последние полтора месяца. Разобравшись со всеми делами, 27
ноября мы выехали из Киншасы в сторону Киквита и Замбии. 540 км асфальта, показанного на карте, заняли почти 5 суток.
Асфальт и правда кое-где был, но в основном на уровне наших голов (а ехали мы в кузове поверх многочисленного груза на
высоте 5 м от земли). Машины своими 4x4 и 6x6 проездили глубокую траншею, а иногда почти туннель в дороге. Но поток
неплохой, пара десятков машин в день. После восточного Конго, где поток исчислялся парой машин в год (и то не каждый), это
был прогресс.
    В Киквите мы вздохнули с облегчением, предвкушая отдых, еду, сон и другие блага, он не тут-то было. Первыми были
секъюрити. Нас отвели к большому начальнику, попроверяли часок документы и вещи, сказали, что всё ОК и отпустили. Вторым
нас отловил Иммигрэйшен (Immigration). Мы не хотели проверяться, а хотели сначала найти вписку, но, повозмущавшись,
сдались. Начальник Иммигрэйшен был крайне туп. Нам предъявили стандартные обвинения: что мы солдаты, шпионы, мусульмане,
террористы, наша виза просрочена и нету у нас бумаги из Киншасы. А также шеф попытался украсть фотографию моей собаки,
насилу отобрали взад. Мы не очень удивились, т.к. в Конго проблемы с ментами бывают почти в каждом городе, а заканчиваются
они, как правило, денежными вопросами: они просят - мы не даём.

    В общем, у нас забрали паспорта, перерыли все шмотки и поселили в пустой комнате Иммигрэйшен офиса, где мы и прожили
почти месяц. Там не было ни электричества (как и во всём городе), ни воды (она продаётся за деньги). На следующий день
начальник сказал, что он позвонил в Киншасу, и нас приказали отправить обратно за наш счёт. Но счёта у нас не
обнаружилось, да мы и не хотели обратно. Мы подумали, что всё само рассосётся, как это бывало ранее, в течение 2-3 дней,
но это был не тот случай. Тогда я сбежал и пошёл жаловаться мэру. Мэр пообещал во всём разобраться и решить наше дело
лучшим образом, а также пообещал еду, воду и другие блага. Всё это оказалось враньём. Надо сказать, что за месяц общения с
начальством всех уровней, ни один из них не сказал нам ни слова правды (хотя это скорее национальная особенность, а не
свойство начальства). Нам каждый день обещали: отпустить; отправить в Киншасу на лодке, машине, самолёте; принести еду,
воду, бензин и т.д. и т.п. Всё это было ложью.
    Постепенно про нас начали забывать, а мы стали налаживать быт. Нам разрешили ходить по городу сначала с сопровождением,
потом самим (сопровождение думало, что мы будем возить их на такси и запротестовало, мы-то ходили пешком). Еду готовили на
примусе, а когда бензин кончился, мы стали жечь бумажный архив, который хранился во многих ящиках и шкафах. Его бы хватило
на год, наверное. Все соседи видели, что мы жгём бумагу, но никто не додумался спросить, откуда она. Мы рассказывали всем
людям, что нас безвинно арестовали, не кормят, не поят, но всем было пофиг. Нам отвечали: "Вас же не убивают, чего вы
переживаете?" На что мы выдвигали идею, что, наверное, нас хотят съесть!
    Тогда мы решили привлечь к нашей проблеме общественное внимание. Первое безобразие произошло у кафедрала
(главного храма),
после воскресной службы. Мы пришли с плакатом "Au secours", что значит "Помогите" на французском, и стали
просить о помощи. Собралась большая толпа, но никто не хотел въезжать в нашу проблему, люди складывали деньги в наш
большой пакет и давали советы, где в Киквите лучше аскать. А мы не говорим по-французски, и не могли объяснить, что
происходит. Мы прошествовали с нашим плакатом через полгорода до дома
(до комнаты в Иммигрэйшн). Скандала не получилось, но бюджет пополнился.
    Второй раз я пошёл один к мэрии и сел с плакатом "Au secours" на парадном входе. Результат был примерно такой же. Никто и
не подумал удивиться, просто клали деньги в пакет+
    Третье безобразие возымело шумный успех. На мой день рождения мы с вечера принялись за дело: расписывать стены в приёмном
зале Иммигрэйшена (из нашей комнаты туда был проход). Работа кипела до глубокой ночи. Мы передвигали большой шкаф, и я с
него писал на потолке и верхней части стены чёрным жирным углем на русском, английском и французском языках. Ольге
досталась нижняя часть стен, и писала она по-русски. Надписи были примерно следующего содержания: "ПОМОГИТЕ!", "СПАСИТЕ
РАДИ БОГА!", "МЫ ТУРИСТЫ ИЗ МОСКВЫ, 2 НЕДЕЛИ УЖЕ ТУТ ОТБЫВАЕМ, БЕЗ ЕДЫ, БЕЗ ВОДЫ!", "ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО
МИЛОСЕРДНОГО, КРОТОВ СПАСИ!", "ЗАЧЕМ ПОШЛА Я В АВП?!", "ЗДРАВСТВУЙ МОСКВА ГОВОРИТ КИКВИТ, НАУКА ПОБЕДИТ!", "АЛЛАХУ АКБАР,
КОНГО ОТСТОЙ! ", "ХОЧУ ДОМОЙ!" и др. Мы остановились, когда писать уже было негде. Уголь был везде. Насилу отмывшись, мы
легли спать с чувством выполненного долга. Наше творчество было приурочено также к визиту губернатора в Киквит и не могло
остаться незамеченным.
    Утром процесс пошёл. Я распахнул все окна и стал зазывать прохожих посмотреть, а после сел около главного входа прямо
посреди дороги в грязь с плакатом "Помогите!" и пакетом для пожертвований. Все были в восторге, а начальник в дикой
ярости. В Конго неповиновение властям - дело неслыханное. Просидел я недолго. Начальник лично оттащил меня в ментовку (она
в соседнем доме) и хотел сдать в КПЗ, но менты испугались проблем и посадили меня на улице на стул на всеобщее обозрение,
что было очень кстати. Многие люди пришли посмотреть на нашу писанину и на меня. Стали нести деньги, еду, воду и другие
блага. Некоторые правильно поняли юмор и принесли несколько мешков с углем. Губернатор тоже хотел придти (он учился в
России
(в Африке 70% начальников училось когда то в СССР) и говорит по-русски), но его не пустили. Тогда он послал людей

сфотографировать всё для истории. В общем, власти (теперь уже провинции) вплотную занялись нашим вопросом, что заняло
ещё 2 недели
(в тех краях все делается _неспеша_ и 2-недели соотв. примерно нашим 2-ум дням).
    Теперь нас знал почти весь город. Каждый день мы принимали посетителей с различным дарами. Половина нашей комнаты
оказалась засыпанной арахисом, на него был сезон. Наибольшим успехом пользовался Ольгин альбом с фотографиями зимней
России. А дело шло к Новому году, и я стал планировать следующее преступление. Т.к. нам перекрыли доступ в офис (оставили
только уличную дверь), я слазил на чердак и обнаружил отверстие в потолке кабинета начальника прямо над его креслом. Мы
решили устроить ему новогодний подарок: начерпать в сортире дерьма (у нас была ненужная канистра) и залить через это
отверстие его кабинет, покуда хватит сил и дерьма. Но моим сладким мечтам не суждено было сбыться. Самый большой генерал в
Киквите решил нас спасти и пожертвовал 120$
(надо пологать - из личного кошелька. В Африке генерал даже денги на ксерокс

дает из своего кошелька, когда нужно откопировать паспорт задержанного "шпиона")
на самолёт в Киншасу. Вместе с нами
отправилось и внушительное досье, которое начальство состряпало в течение месяца. Самолёт (Ан-24 с русским экипажем)
был битком забит товарами, людьми и козами, как автобус в час-пик, но дотянул до столицы
(самолеты и аэропорты там в
таком состоянии, что кроме русских никто ими управлять не соглашается)
.
    Итак, 29 декабря нас привезли в главный Иммигрэйшен к большому боссу. Он поведал нам, что нас задержали по ошибке и
сейчас отпустят, если мы можем заплатить за отель из расчёта 100$ в день. Т.к. мы не могли, нас обвинили в бродяжничестве
и отвезли в КПЗ, не переставая утверждать, что мы свободны. Мы устроили скандал, требуя позвонить в посольство или
отпустить нас, но меня запихнули в камеру, уже забитую, тоже вероятно свободными
(в кавычках), задержанными. 95% жителей камеры
оказались мусульманами со всей Африки и др. континентов. Столь продвинутых людей в Конго нам встречать не доводилось.
Теперь понятно, почему они все за решёткой. Люди ждут, пока местная мусульманская община соберёт выкуп и освободит их. Мне
тут же поведали все мировые новости и другую полезную инфу.
    К одному пакистанцу пришли родственники, и я попросил позвонить в посольство и сообщить о нас. Мы уже передавали из
Киквита с русскими лётчиками инфу для посольства, но русские, как всегда, отличились и нихрена не сообщили. Сами мы тоже
пытались звонить из Киквита, но не дозвонились (номеров было много, но верным был только один). В КПЗ не кормят, еду
приносят только родственники и другие сознательные граждане, а также они платят, чтобы войти и кормят всю охрану тоже.

(в африканских КПЗ задержанным достается только та еда, которую принесли родственники и не доели охранники. В камере все делится
поровну)

По нужде ходят в канистру, а когда она наполняется, одного выпускают вынести. На ночь наиболее состоятельных зэков выпускают
(за деньги) из камеры в другие помещения, чтобы спать. В камере можно либо сидеть, либо стоять - места мало. Заплатили и
за мен
(за деньги можно "послать гонца" в магазин, к телефону и т.п.).
    Пакистанцы не подвели. Наутро прибыл консул, и начались разборки. Начальник опять сообщил нам, что мы свободны, а они
предоставляют нам услуги по проживанию, т.к. и нас нет денег на отель. А наша виза кончается завтра и надо заплатить за
продление 140$ на двоих, или нас будут депортировать обратно в Уганду. Мы были согласны на депортацию в Уганду, но тогда
Иммигрэйшен отказался нас отпускать под расписку посольства, и мы должны были остаться в КПЗ. А депортация могла занять с
помощью начальника неограниченное время. Пришлось соглашаться на продление. Это обещали сделать за 30 минут, но сделали
только 5 января. И шеф Иммигрэйшена всё-таки украл 40$, ведь гос. цена продления 50$ с человека. Консул, хоть и поручился
за нас
(Консул РФ должен представлять интересы гражданина РФ в стране, в случае задержания, суда, следствия и т.п.), но в посольство

не пустил, пришлось идти без документов искать вписку. Хорошо, нас пустили на прежнее место в кафедрале
(в храме). Вот так мы обрели
свободу 30 декабря, в подарок к Новому году.
    Истинную причину нашего ареста выяснить так и не удалось. Но наиболее вероятны две версии.
    1. У нас не было разрешения на проезд через алмазные провинции, которые начинаются после Киквита. Оно стоит 250$ с носа,
но для транзита оно не нужно. Да мы и не въезжали в эти места.
    2. Как нам сообщил американский шпион (мы его встретили в Киншасе), в Киквите находится какая-то секретная база разведки,
и всех страннюков держат оттуда подальше.
    Ну а по официальной версии никакого ареста не было, а нам предоставляли услуги по проживанию и всячески нам помогали,
ведь задача иммиграционной службы - помогать туристам.

    Граждане! Держитесь подальше от Конго, а то и вам помогут!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

17.01.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Переправа из Киншасы в Браззавиль без проблем и денег.
Виза Анголы здесь стоит дорого - 90 долларов и непонятно сколько ждать. Есть еще консульство в Порт-Нуаре, там обещают быстрее.
Виза Чада в Браззавиле стоит 150 долларов!
    Вообще здесь, после Киншасы, просто "райское место"!
    Много русских, можно ходить в РКЦ
(Российский Культурный Центр) в библиотеку и смотреть русское
кино. На Старый Новый Год ходили туда на банкет.
В связи с низким курсом доллара, цены еще дороже Киншасы, например, килограмм картошки стоит четыре долллара! И все остальное так же
дорого.
    Живем пока в палатке на территории бывшего российского торгового представительств. Его захватили русские, которым негде жить,
подремонтировали (здание раздолбали во время войны) немного и живут, пока не выгонят, даже в гараже. Теперь и мы живем в палатке. Бардак!
Интернет добыть непросто, дорого.
    В ожидании результата из посольства Анголы, хотим съездить на побережье, искупаться в Атлантике.


=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 26.01.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!
    Мы в Point-Noire
(Черной Точке) на Конго-Браззавильском побережье Атлантического океана. Автодороги сюда нет, доехали только до Kinkaly, это только 80 км. от Браззавиля. Целый день на Джипе ехать. Далее автомобильного транспорта нет.
    Подсели на поезд, они пока еще ходят, раз в неделю. По «справке АВП» проехали бесплатно.
    По дороге поезд проезжает по территории повстанцев: садятся дети с "калашами", собирают с богатых пассажиров мзду «за охрану»!
    Поезд представляет собой забитую электричку, едет сутки, если все в порядке, но иногда вообще не ходит. Пути смывает
(дождями) или стреляют повстанцы! Товарные поезда похожи на «бронепоезд»: все вагоны увешаны солдатами, пулеметами, гранатометами и другим вооружением.
    Здесь, в Поинт Ноире, шикарный океан и пляжи, но очень жарко!
    Живем в бывшем русском консульстве, занятом русскими тетушками.
    В городе не ни воды, ни электричества, зато куча былых – в каждой третьей машине!
(в Африке белые люди не останавливаются, даже если видят на трассе среди джунглей наших белых автостопщиков)
    Есть ангольское консульство, месячная виза стоит 100 у.е. – ангольцы совсем обнаглели, но гарантии получения никаких не дают. Транзитную визу получить проще – всего 40 у.е., но только на пять дней. Вероятно придется на Анголу забить.
    Все в Поинт Ноире помнят Степанова Кирилла и Мамонова Андрея
(участников второй африканской экспедиции АВП, которые возвращались из Анголы по восточному берегу весной 2001-го года), про них нам начали рассказывать еще в Браззавиле!
    Попробуем упараходиться в Намибию, если Бог даст. Если не получится, поедем обратно в столицу
(Браззавиль) и потом на север, если Бог даст.
    Вроде пока все.
    Еще несколько дней здесь, пишите!


=====================================================================
конец письма

    *    *    *

    Письмо 10.02.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Привет всем!
    Полет прошел успешно
(видимо от океана до столицы подлетели авиастопом, в Африке это не трудно - почти все самолеты с русскими экипажами), мы снова в Браззавиле, но нас ждал неприятный сюрприз в посольстве Камеруна – виза подорожала до 100 у.е. После четырех дней торговли, удалось сбить цену вдвое. Дали на три месяца многоразовую! Ангольское посольство еще "не созрело", так что придется отложить Анголу на следующий раз. Завтра выезжаем, если Бог даст, на север, в сторону Камеруна.
    В остальном все хорошо, пишите письма!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 07.03.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем большой привет!

    Мы добрались до (города) Doualy, это в Камеруне, на побережье океана.

    По территории Конго-Браззавиля шли пешком всего два дня, дорого строят активно, бездорожья осталось только  55 км! (в 2001-ом году К.Степанов и А.Мамонов шли неделю по заболоченным тропам через джунгли). Горилл не видели, все разбежались (испугались строительства?). В Камеруне много воров, украли у нас килограмм макарон, из рюкзака вытащили, сволочи :-)  Были в столице Yaunde, виза Чада здесь стоит уже 60 долларов, и всего на месяц дают (Чад – очень большая и «неторопливая» страна. К.Степанов в одной деревне возле озера ждал попутного транспорта две недели!), пока делать не стали, хотим Камерун посмотреть, потом попробуем сторговать подешевле (во многих посольствах Африки деньги за визу чиновники кладут в свой карман, а значит и цену могут назначать «по усмотрению»). Были в нашем (РФ в Яунде) посольстве – странички не вклеивают (когда в загранпаспорте заканчиваются странички для виз и въездных штампов, консул РФ может вклеить туда дополнительные странички из простой бумаги с печатью посольства. С таким паспортом уже не пустят в Шенгенские страны, но вернуться домой из Африки он позволит и по земле), новые паспорта тоже не выдают (и не обязаны! Гражданин РФ может получить новый загранпаспорт только по месту прописки. Если закончился старый – застреваешь в стране «навсегда» или вклеиваешь новые странички в посольстве), бесполезное место! Ездили в Kribi на океан, стояли с палаткой на берегу, где тропический лес подходит к самой воде, красиво, но вода слишком теплая и жарко (холодное антарктическое течение в районе Анголы отворачивает от берега, а с севера на его место приходит другое, теплое, экваториальное течение. В Камеруне получается «парилка» - жара в влажность)!

   Камерун, так же как и Конго, очень дорогая страна, только фрукты более-менее дешевые. Хлеб стоит полтора доллара за килограмм, фотопленка – шесть долларов, поесть в самом дешевом месте стоит один доллар, ну и так далее…

    В больших городах тут делать нечего, толпы народу, с ночлегом не очень хорошо. Наверно завтра поедем покататься по западной, горной, части Камеруна. Там попрохладней. Потом вернемся в Яунде за визой Чада.

    Пока все. Напишем еще.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 25.03.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!

    Мы поездили по западной горной части Камеруна и вернулись в Doualu. Народ здесь «так себе», но жить можно. Автостоп плохой, водители машут ручкой и проезжают мимо. Никто не угощает и в гости не приглашает, примерно как в Уганде. Зато обнаружилось много дешевых фруктов: пять кг.на доллар. А так же дешевая уличная еда: 20-40 центов за порцию риса или спагетти с фасолью. Ночевали обычно в различных христианских миссиях, почти никогда не отказывали, в крайнем случае пускали на территорию поставить палатку.

    Люди здесь живут не в хижинах из веток (как в Заире), а в домах или, в крайнем случае в бараках из досок. В общем, почти Европа, почти везде есть электричество, есть туристы (потому и автостоп плохой!), но не много. Во всех крупных городах есть банкоматы!

    Купили Ольге фотоаппарат: старую «зеркалку» Yashika FX-3, пока работает!

    Ее фотоаппарат (взятый из России) сломался еще в Уганде. Торговались (при покупке) несколько дней, получилось 160 у.е. В Москве было бы немного дешевле. Так же нашли фотопленку  «Fujicolor» по 2 у.е., это самое дешевое что есть. «Superia» стоит уже 6 у.е.

    Пытались сделать визу Нигерии в трех местах: в Yaounde – 100 у.е. стоит она и не дают. В Douala – больше 100 у.е., дают только со справкой АВП. В Buea – тоже 100 у.е и справок не надо, дают в день обращения. Это цены для граждан России. (В странах Африки визы обычно не очень дороги, но для паспорта РФ - "специальная цена" - как правило, не ниже той, которую хотят получить наши посольщики от африканцев-соискателей визы РФ. Иногда, если работники посольства или их родственники учились в СССР, нашим путешественникам удается "сторговаться" дешевле или даже бесплатно. ) Дешевле не хотят давать, а мы не хотим в Нигерию за такие деньги! Придется ехать в Чад, его виза стоит 60 у.е в Yaounde.

    Еще хотим попробовать сделать визы в Garua, там есть консульство, может дешевле будет! (в разных консульствах одной страны цена визы может отличаться. Иногда - по настроению посольщиков.)

    Хотим еще заехать на океан искупаться, а потом на север, там есть красивое место – горы Mandara, а уже после (поедем) в Чад, если Бог даст!

    Вот пока и все новости – пишите письма!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 24.04.2005. Письмо от О.Смирновой

    Всем привет!

     Вчера, наконец, покинули Камерун и въехали в Чад. (Чад на протяжении нескольких лет возглявлял список беднейших стран мира)

     Камерун – неплохая страна, но ничего выдающегося здесь нет. Мало колорита – все очень оцивилено. Люди не бедные (кроме некоторых племен на севере), живут не в хижинах из веток, а в домах с электричеством.

    За два месяца мы объездили почти всю страну. Дроги неплохие: асфальт или хорошие грунтовки. Автостоп плохой, просто никто не останавливается. Из нескольких городов мы выезжали сутки или больше – сидишь весь день на выезде из города, все проезжают мимо и «машут ручкой». И так до темноты. Приходилось возвращаться в город ночевать. И только на следующий день к вечеру удалось уехать (и то не далеко). И это на основных трассах между крупными городами. В кузовах ездить запрещено (по крайней мере «для белых»), в кабинах фур – не более трех человек. Один раз мы ехали в фуре вчетвером. Дорожные полицейские нас задержали, отобрали документы и несколько часов ждали, пока они разберутся с водителем (к нам претензий не имели) (возможно, водителям "шили" нелегальный извоз и заработок на иностранцах. Подобное бывало в Танзании и Египте)

      Красивая природа. И очень разнообразная. Есть и море – шикарные дикие пляжи, на севере страны – полупустыня. Мы два раза ездили на океан купаться, и «висели» там с палаткой, нашли место, где почти не ходят люди. Лес походит к самой воде, в прилив его заливает и нельзя пройти по берегу. Очень жарко и высокая влажность, море тоже горячее – заходишь как в ванну. Во второй наш приезд на это место, были сильные волны и не стихали (они - волны) несколько дней. Я не могла плавать, а иногда даже зайти в воду (волна больше двух метров опрокидывает человека на мелководье и сильно ударяет о дно, острые кораллы, обломки ракушек и т.п.). Серега как-то умудрялся купаться, но его кто-то укусил (ужалил?!) под водой, наверное, это была огромная медуза – выглядело это как сильный химический ожог на полноги. Вследствие – сильные боли, утрата самоходных свойств, ночные кошмары, водобоязнь ;-) через две недели все прошло.

     ....

    Итак, что еще про Камерун. Очень тяжело (жить без машины) в больших городах. В Дуале и Яунде невозможно ходить по улицам, это бесконечное обхождение препятствий: людей, машин, тачек, тележек, продавцов и их товара в непрерывном потоке людей. Тротуаров нет и все это посреди проезжей части. Сумасшедшие мотоциклисты готовы задавить в любой момент. И все реагируют на нас и норовят что-то крикнуть. Дурдом. Но в Африке (центральной, на Севере и ЮАР - довольно цивильно) везде так.

    ...

    Пытаясь получить визу Нигерии (тоже одна из беднейших стран), объездили три ее консульства в разных городах. Везде стоит 100 долларов – специальная цена для русских, и торг тут неуместен. Нам такое не по карману, попытаемся сторговать Чад.

      Посетили симпатичный городок Foumban. Вождь этого города принял христианство, чтобы пить и курить. И одновременно принял Ислам, чтобы иметь много жен. Ну и весь город следует его примеру. Посетили там музей – сплошные изображения людей и животных. Встретили цивильных путешественников из Франции и одного бродячего японца – приятно пообщались. ("бродячих японцев" в Африке едва ли не больше чем "бродячих африканцев", у них, в Японии, это очень популярно - дома жизнь очень дорогая, так что путешествовать по Африке дешевле.)

      Хорошо в Камеруне с ночлегом. За два месяца нам отказали только два раза,  в  остальных случаях вписывались в первом же месте, куда приходили:  где в палатке, где в комнате. Почти везде есть электричество, которое никогда не отключают. (во многих городах центральной Африки, даже в столицах, электричество непостоянно. Богатые люди ставят в домах "дизели" и т.п.) Иногда звали в гости, но это всегда некомфортно. А вот подкармливать путешественников не принято.

      Север Камеруна – мусульманский. Можно спать в мечетях, или зовут в гости (тут уже еда включена). Но я не уверена, что представителям других концессий будет оказано такое же гостеприимство. А вот пообщаться удается редко – люди держат дистанцию.

    Вечная проблема с туалетами. Они НИКОГДА не запираются, в 90% случаев не имеют двери, в 50% случаев не имеют стен! Такие вот мусульманские туалеты. А по городам гуляют свиньи?! 

    В центральном Камеруне было жарко, и я не представляла, как может быть еще жарче. Но когда мы добрались до севера… Мы подъехали к Garoua, съехали с плато и в машину ворвался раскаленный воздух. Дело было в сумерках, что же тут днем, когда жарит солнце? – ужаснулась я. Водитель подвез нас в ресторан. Все-все предметы там были раскаленные: и стол, и стулья, и ложки и вилки. "Наверное, так в аду" – подумала я.

    Проглотив ужин в муках, мы поехали в отель (водитель нас туда поселил). В маленькой комнатке отеля нечем было дышать – кругом раскаленный воздух, невозможно ни сесть, ни лечь, ни прислониться к стене – все горячее: и матрас и подушки! Хотела сесть на рюкзак, но и он уже нагрелся. Пошла в душ – из крана льется кипяток!!! Ну, точно в аду, никак невозможно охладиться и облегчить страдания. Тут же в отеле мы встретили человека из Чада, который учился в России и говорил по-русски. «Тут в Garoua хорошая погода» - сказал он, «в Нджамене гораздо жарче»…

     Но вот мы уже в Нджамене, и ничего, попривыкли.

      Самое интересно мест на севере Камеруна – это нагорье Mandara mountaines – это вообще самое интересное, что есть в этой стране. Попадаешь как в сказку. Это небольшой район, где живут традиционные племена. Очень красивые горы, и везде живут люди в маленьких сказочных домиках с остроконечными крышами. Женщины носят воду на голове в больших глиняных кувшинах. Люди тут живут традиционной жизнью, ничто не изменилось за тысячи лет. Люди очень бедные, мало воды, сложно выращивать еду. Растет тут только сорго, хлопок и арахис. Все бы ничего. Но Аллах не наделил этих людей разумом. У них есть коровы, но никто не умеет их доить, и не знают что такое молоко. Они собирают урожай и продают часть коммерсантам-мусульманам (у них с мозгами все в порядке), но деньгами сыт не будешь, тогда они покупают сорго обратно, но уже вдвое дороже, а потом начинается голод до следующего урожая. А т.к. есть нечего, люди из остатков сорго делают пиво, бухают и веселятся. Множество белых миссионеров безрезультатно пытаются помогать этим людям. В каждой деревне есть миссия. Мы как сыр в масле катались от вписки до вписки. Особенно гостеприимны были колумбийцы. (Удивительно! в самой Колумбии миссии очень даже небогатые и своих бедняков полно!)

    Симпатичный город Maroua. В центре города – о чудо! – платный туалет. Пописать стоит 1,5 рубля, покакать – 3 рубля, помыться – 6 рублей. Оплата до входа. Сфотографировали этот забавный прейскурант.

    Вернулись в Garoua за чадской визой. Тут дают транзит! (в Яунде не было). Стандартная транзитная – 1 неделя за 30 долларов, но мы попросили две недели за ту же цену. Въехали в Чад на день раньше начала визы – никто даже не посмотрел. На границе ничего не хотят, даже денег.

      Итак, мы в Нджамене. Посетили многокилометровый базар, на котором есть все, что только может быть на свете. Завтра посетим посольства, если Бог даст.

      Пока все.

 Ольга.

 =====================================================================
конец письма

    *    *    *

   Письмо 25.04.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!

     Мы в Нджамене (столица Чада). Визу Чада получили в Garoua, это на севере Камеруна.

    Стандартная транзитная виза на семь дней стоит 30 долларов, по справке АВП дали 15 дней за туже цену.

     В Яаунде транзитных виз не было, а обычная виза стоит 60 долларов. В Чад въехали на день раньше, чем выдана виза (нам поставили передним числом) (в некотрых странах, где расстояния измеряются в "днях пути по сухой дороге", работники посольства могут поставить сухопутным путешественникам визу "передним числом". Транзитные визы, чаще всего, начинают действовать "со дня выдачи". Мудрецы стараются накануне, или в "день выдачи" уже оказаться на границе. Въехав по "транзитной визе", уже в стране, можно при необходимости "продлиться" в спец. офисе), никто не смотрит! Сегодня получили визу Нигера, месячная стоит 40 долларов, а на три месяца уже 180. Торговаться не хотят, пришлось брать на месяц (это очень не много для Нигера, скорости там невысоки весьма). Посетили посольство Алжира – сухопутным туристам визу не дают (только в Европе получали визу Алжира), тем более с простроченным паспортом (у Ольги уже шесть месяцев осталось).

     В российском посольстве как всегда глухо: паспорта не продлевают, странички не вклеивают (в 2000-ом году в некоторых посольствах РФ в Африке нам вклеивали дополнительные странички в паспорт), домой никто не едет (передать фотопленки) и т.д.

      Живем на вписке у американцев, с которыми познакомились еще в Камеруне. Народ в Чаде получше камерунского, никто не орет, руки не хватает, в общем можно расслабиться. Стоп (здесь - автостоп) пока тоже был хороший.

    А вот цены весьма высоки. Хлеб стоит не менее двух долларов за кило, Интернет 3-4  доллара за час, сахар 1,5$, макароны 2$ за кило, яйца 2$ за десяток, остальные цены пока не выяснили. Электричество, наверное, самое дорогое в мире, даже американце не могут себе позволить включить кондиционер!

      Присядьте все! На охлаждение средних размеров квартиры понадобиться около 1000 (тысячи) баксов только на электричество!!!

    Конечно, при условии, что оно есть, во многих районах города света не бывает по нескольку дней!

      Апрель и май – самые жаркие месяцы, мерзнуть не будем! Начали вспоминать арабский язык (по-французски тут лучше не говорить – французов не любят)

      Вероятно завтра (26-го апреля) будем выезжать в сторону Нигера, если Бог даст.

      Писать наверно долго не будем, т.к. ни Интернета, ни дорог, ни машин далее в избытке не будет. (рекорд ожидания транспорта в одной деревушке на берегу оз. Чад, принадлежит К.Степанову - две недели!!!)

      Пишите вы! Пока!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

   Письмо 29.05.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!

мы в столице Нигера! все ОК.
Не появилось ли тут посольство РФ? А то паспорта почти кончились!
На днях напишем подробности, если интернет найдем.
В Агадеже пробовали получить визу в Алжир и Ливию, но не хотят.

Пишите пока!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

  Письмо 29.06.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет! (всего то месяц молчали!)
    У нас все хорошо. Мы в Ломе, это столица Того.
(поздравляем с "открытием" очередной страны. До сих пор в Того никто из известных нам путешественников не бывал!)

Еще может неделю будем в Того, потом поезем посмотреть по стране, дальше в Ghana.
Ольга, растеряха, потеряла 20 долларов, зато нашли пленку  Superia по 2 доллара.
    Напишем еще из Ганы, если Бог даст.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

  Письмо 07.07.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!
    Мы еще в Того. Хорошая страна! Посмотрели центральные горные районы. Очень красиво, лес, водопады всякие. Народ на удивление спокойный, никто не орет в след и не набрасывается. Дешевые разные фрукты, и все остальное тоже стоит дешевле соседних стран. Машин на дорогах мало, но автостоп неплохой. Сейчас мы в Кампале, на границе с Ганой. Туда вскоре и поедем, если Бог даст.

 Пишите! Пока все.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

  Письмо 14.07.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Привет всем! Мы в Акре, это столица Ганы.   (Поздравляем с проникновением в очередную, редкопосещаемую русскими людьми, страну!)

    Наконец-то нам повезло с Российском посольством. Нам быстро вклеили странички (мы их заранее сами вырезали из белой бумаги) и даже не сказали, что «это запрещено». Но не рекомендую никому связываться с этим, так как это случайность!  (При многомесячных путешествиях странички в паспорте заканчиваются, а дальше ехать надо. В некоторых посольствах РФ, особо мудрые консулы, вклеивают в наши паспорта чистые странички, нумеруя их от руки, и проставив печать посольства на каждом развороте. Иногда за это еще и деньги берут, а иногда отказываются вклеивать, типа "запрещено". Многие наши путешественники продолжали свой путь по Африке, получая визы и штампы в такие "самодельные" странички, а вот Шенгенские визы в такой паспорт уже не поставят точно.)

    В Гане пока неплохо, циаильно, но дороже Бенина и Того. Есть банкоматы и магазины по карточкам.  (Имеются ввиду - магазины, принимающие банковские пластиковые карты без комиссии ) Дальше собираемся покататься немного по стране, потом поедем в Буркина-Фасо (тоже никто из изавестных нам людей, самостоятельно по Б-Ф не путешествовал пока!), если Бог даст.

    В Кот-ди-Вуар, наверное, не поедем. Так как визы мало времени осталось и говорят, что там неспокойно, и российское посольство нам уже не нужно.  (Видимо, Сергей и Ольга вынуждены были посещать все мелкие страны Африки, в надежде что в какой-нибудь из них консул РФ окажется "сговорчивым" и вклеит-таки странички ) Здесь есть Русская строительная компания, но они строят что-то очень секретное и близко не подпускают. В остальном все хорошо.

     Пока!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

  Письмо 03.08.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем большой привет!

    Мы уже неделю в Буркина-Фасо ( Еще одно первооткрытие!) Получили в столице визу Мали на белые странички (влеенные консулом РФ в Гане), 40 у.е. и поехали кататься в v  Bobo-dilasso и Banforu и окрестности. Сейчас мы в Бобо.

    По Буркина-Фасо бродят толпы туристов, в основном французов, это очень странно, т.к. никаких особых достопримечательностей тут нет! Что будет в Мали?

    Завтра собираемся двигать в сторону границы, если Бог даст!

    В Мали сначала поедем по стане, а потом в Бамако. Так что напишем нескоро. Сейчас тут везде сезон дождей, поэтому не очень жарко, но туристы.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 18.09.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

   Всем большой привет!

    Наконец то мы добрались до Интернет!

    Мы в Бамако, столица Мали. Получили визу в Мавританию на месяц. Хотели с нас по 60 у.е., сторговались в два раза дешевле.

    Вскоре поедем туда, если Бог даст!

    Дорога туда плоха и вероятно не содержит Мишин, т.к. на основной асфальтовой трассе страны машин крайне мало!

    Мы в Мали уже полтора месяца, длительное время шлялись по стране Догонов, это скальный обрыв 150 км. длиной, с суперкрасивой природой, населенны Догонами, ведущими традиционный образ жизни, за сотни лет он мало изменился!

    Только большое количеству туристов подпортило это место. За последние олгода это самые яркие впечатления.

    В Мали много русскоговорящих, учившихся в России, не менее 10 000, но толку от них, как правило, мало, это не Судан!

    Будем еще пару дней в Бамако! Пишите!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 03.10.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Все привет!

    Мы в Наукшоте. Ехали из Бамако дней десять. В Мали дроги все размыло. Мавритания очень своеобразна. Супербомжизм. Вписку найти невозможно, зато автостоп хороший: все машины останавливаются и просят денег :-)

    За первые два часа нам уже подарили более 40-ка баксов! Но в гости не зовут. Питаемся ананасами и консервами, это самые дешевые фрукты, а вообще почти все дороже, чем в Мали. Люди живут в палатках и почти около каждой стоит Mersedes, поэтому машин на трассах много.

    Зависать в столице не хотим, да и негде, вскоре поедем в Марокко, если Бог даст.

    Поздравляем всех правоверных с началом Рамадана!

    Пишите!

    Пока!

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 06.10.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

   Всем большой привет!

    Мы все еще в Наукшоте, но сегодня собираемся сваливать в сторону Нуадибу. Там, говорят, много русских моряков и летают чартеры в Россию!

    В Наукшоте русских тоже хватает, на последней вписке оказалось, что в соседней квартире живет русская семья. Посмотрели российское ТВ

    По всему городу светящаяся реклама сигарет «Kareliya». В общем, не соскучишься!

    Интернет дерьмовый, но недорогой. В городе не работает водопровод, электричество отключают, горы мусора, немного похоже на Йемен.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 11.10.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

      Всем привет!

    Добрались до счастливой страны Марокко. Сейчас мы в Laiyune, это столица Западной Сахары. Цивильно, как в Европе! Мы так отвыкли от цивилизации, что чувствуем себя бомжами. Все конвои давно отменили, машин много в обе стороны, езжай куда хочешь! (в 2001-ом году машины из Мавритании в Марокко пропускались только в составе конвоя, всем пассажирам нужно было заранее "зарегестрироваться", подсесть на границе уже невозможно и др. проблемы. Сейчас все это уже отменили!) В Марокко и правда безвизовая. (с прошлого года)

    Начиная с Мавритании, нам не удается потратить своих денег: чем больше тратим, тем больше дарят, полный коммунизм! А еще куча всяких вкусностей: отъедаемся после черной Африки. (в "черной Африке" местные жители не спешат спонсировать и угощать путешественников, а вот начиная с Мавритании и севернее уже живут мусульмане, которые искренне рады помочь странникам, а тем более в священный месяц Рамадан)

    Здесь уже не жарко, зима скоро.

    Завтра едем дальше, если Бог даст. Наверно сначала двинем в Рабат, подаваться на Шенген, а потом страну смотреть. Стоп тут отличный!

    Пишите! Пока.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 26.10.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

      Всем большой привет!

      Мы уже недели две в Марокко. Посмотрели немного юг страны и отправились в Рабат заниматься визой. (через Гибралтарский пролив ходит паром в Испанию)Это оказалось непросто, т.к. посольщики не хотят выдавать визу нерезидентам Марокко! В лучшем случае удавалось войти в посольство и поговорить с персоналом, в худшем – не удавалось пробраться дальше охраны. В некоторых случаях нам даже предлагали податься на визу и заплатить деньги вперед, но давали ясно понять, что нам все равно откажут. (Для въезда в Испанию нужно получить визу любой из стран "шенгенского соглашения", единого стандарта требований к соискателям визы не существует, но почти все консульства работают только с гражданами или резидентами страны)

    Сейчас мы в Касабланке, здесь еще хуже, нельзя подойти даже к дверям посольств, везде огромные толпы народу. Зато Российское консульство обещало нам дать справки, что мы хорошие и что надо нам дать визу в Шенген.

     Марокко очень цивильная страна: автобаны, небоскребы, банкоматы, фонтаны, одним словом – как Европа. А также тут живет 20 тыс. французов и немного меньше русских.

    В Рабате работает Российский Культурный Центр и православная церковь с русским Батюшкой.

    Если в Мавритании мы жили в коммунистическом раю (см. письмо от 11.10.2005), то в Марокко нужно много денег, т.к. здесь изобилие всяких вкусностей и деликатесов. Цены примерно московские. Автостоп хороший, стопятся крутые машины, а по вечерам водители нередко зовут  в гости.

    Погода тоже хорошая, солнечно, но нежарко. В Марракеше бродят десятки тысяч европейских туристов, в центре города днем одни европейцы, местных нет. Никогда в жизни не видел столько туристов в одном месте!

    Еще несколько дней хотим помучатся с Шенгеном, а потом независимо от результата (если ни одна из шенгенских стран не откроет визу, то нужно будет возвращаться самолетом), поедем смотреть страну, хотим еще на гору Тубкаль (4165 мнум) залезть, пока много снега не навалило!

    На выходные поедем в Кенитру, у нас там база в доме у нашего друга Эрика. Это француз, который нас вез из Чада в Нигер.

     Пока все новости! Пишите! Пока!

    ГриЛ! К тебе персональная просьба! Не мог бы ты узнать про чартеры (чертерные рейсы самолетов, которые иногда завозят русских туристов в туристические страны) из Агадира в Москву? Когда последний в этом году и сколько стоит?

    А так же нужна информация по самолетам из Нуадибу (Мавритания) в Россию, там наши рыбаки работают и периодически сменяются экипажи судов. (Во многих африканских портах работают русские рыбаки, которых сменяют раз в три-четрые месяца на специальных чартерных самолетах из Калининграда, Риги, Керчи, Одессы, Мурманска и т.п. портовых городов бывшего СССР. По согласованию с заказчиком рейса, на этих самолетах можно улететь и вольным путешественникам.)

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

  Письмо 13.11.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет! Наконец то получили «шенгенскую» визу! ("Шенгенской" называется виза одной из 15-ти стран европы, по которой можно без дополнительных виз передвигаться внутри всего "шенгенского" пространства.)

    Потратили месяц времени на десятидневную визу. Уговорили финское посольство. Работников финского консульства не смутил старый «советский» паспорт, простроченный год назад, дважды «продленный» и со вклеенными белыми страничками (на них и поставили визу). Наибольшее впечатление на финскую тетушку произвела карта Африки с нашим маршрутом.

    Когда виза была уже готова, финны вспомнили про медицинскую страховку, без нее, говорят, «невозможно!» Страховки не было. Решение подсказали сами посольщики: «Вы едите два года по Африке, а вдруг что случится, неужели ваша организация (АВП) за вас не отвечает?!»

    «Конечно» отвечал я, «наша контора и лично президент Кротов несет за нас полную материальную ответственность и, если что, нас спасут!» (Здесь Серей и Ольга прибегли к "обману во имя спасения". Ибо при получении "путевых грамот" АВП каждый участник экспедиции подписывает бумагу-завещание, что ответственность за свою жизнь и спасение несет только он сам. А. Кротов ни при каких обстоятельствах не имеет возможности "спасать" всех АВПшников по всему миру.)

    «ну это совсем другое дело!», и визы были вклеены в наши паспорта!

    Нам дали не «транзитную», как мы просили, а обычную визу на 10 дней. Планируем к середине декабря, если не замерзнем (у Сергея и Ольги, надо полагать, нет никакой теплой одежды!), вернуться домой, если Бог даст!

    А до этого еще хотим посмотреть Мавританию.

      Напишите кто-нибудь, как лучше проехать из Испании до Польши, с наименьшими проблемами. Какая технология автостопа по Европе и т.д. А то мы в Африке совсем квалификацию потеряли :-)

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 23.11.2005. Письмо от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем привет!

    Мы опять дома, то есть в Кенитре (Портовый город в 40 км. севернее Рабата, там у них "база" в доме французского друга,
см. письмо от 26.10.2005)
!

    Вчера вернулись с гор. Слазили на Тубкал, 4167 м (высота вершины J.Tubkal над уровнем моря, в 60 км. южнее Марракеша) примерно. Там мороз, снег, пурга и другие удовольствия!

    Еще хотим съездить в Фес (город в Марокко) , а потом уже в Европу пора будет.

    Пишите! Пока.

=====================================================================
конец письма

    *    *    *

Письмо 01.12.2005. Poslednee pismo iz Afriki от С. Лекая и О.Смирновой

    Всем большой привет!

    Мы опять в Кенитре! Съездили в (город) Фес. Интересный старый город, заодно затарились теплыми вещами в скеонд-хенде. Дороже Африки, но дешевле Москвы. Теперь пакуем рюкзаки, скоре выезжаем в сторону Европы, виза с 3-го декабря (Шенгенская финская виза. Выехать в Польшу они должны не позднее 12.12.2005г.). Хотим ехать через Сетую.

    Не знаю как в Европе с и-нетом, так что писем не ждите, а ждите нас!

    Скоро будем в Москве, если Бог даст!

=====================================================================
конец письма

  *    *    *

Обращение автора сайта 20.12.2005:

     В воскресенье общался с Сергеем Лекаем и Ольгой Смирновой, вернувшимися из 26-тимесячного путешествия по Африке. Они побывали автостопом в таких местах, куда даже специально организованные бледнолицые экспедиции попадают не каждый год, даже при помощи самолетов.  (см. выше)

    Сейчас еще оба полны африканской информацией, бесценных визовых сведений, расписанием переходов, способов попадания в «закрытее» территории и т.п.

    Как только обработаем новые описания стран - выложу на сайт.

    С уважением и пониманием, ГриЛ