Р-5
Р5 (Вологда -
Кириллов - Вытегра - Пудож - Повенец -
Медвежьегорск, подъезд к Кириллову)
Великая трасса, связывающая северо-запад
Вологодской области с Вологдой
и Питером, а также частично являющаяся срезкой
при движении между Питером
и Архангельском. Полезна для знакомства со
многими старинными городами,
достопримечательностями Севера, а участок за
Липиным Бором интересен также
сам по себе :).
До выезда из Вологды
удобнее всего добраться автобусом на Молочное
(107),
идет от Центра, по городу остановок почти не
делает; точно останавливается
и на Юбиллейной. Доехать до закрытого поста ДПС.
Машину на Кириллов есть
смысл брать здесь, пока ее не оккупировали тюлени.
В выходные все легковушки
забиты, грузовиков крайне мало, да и они не всегда
пусты. Обещанный Кротовым
суперавтобусный суперстоп не наблюдался (по
крайней мере, в выходные точно).
Поток на выезде - 1-3 машины в минуту, далее за
Новленским - 1 машина в 5
минут. Ближе к Кириллову есть локальное
оживление. Автобусы теперь дорогие -
35 коп/км.
В Кириллове. Основная
достопримечательность - Кирилло-Белозерский
монастырь, расположенный на берегу озера. При его
осмотре рюкзаки рекомендуется
оставить у ментов или у торговцев сувенирами.
Монастырь также имеется и в дер.
Горицы (9 км от Кириллова; по трассе на Белозерск
до поворота). Здесь же
находится пристань, порождающая рейсы на
Белозерск, Вытегру + туристические.
В городе имеется столовая, но по выходным она не
работает, много магазинов,
2-3 бара. Весьма полезна круглосуточная палатка
"Чайка". Уровень цен - как в
Вологде. Интерференция баров и дискотеки
генерирует заметное количество пьяной
молодежи, которая оседает к ночи у стен монастыря.
В принципе особой опасности
она не представляет, но зрелище не из приятных.
Автостанция находится в 10
минутах ходьбы от монастыря, одна из ее
любопытных особенностей - автобус на
Печенгу, ходящий около 7 раз в _год_ :-))). Выезд на
Вологду - в 15 минутах
ходьбы от монастыря. Голосовать лучше у
бензоколонки, рядом с которой есть
забавное сооружение - вагончик с вывесками "Автозапчасти"
и "Автостоп" :-))).
Я хотел выяснить сущность последней, но первая
появившаяся на трассе машина
подобрала меня, так что не судьба...
На Ферапонтово следует ехать
не по гравийной дороге, а по трассе на Вологду
- 15 км до развилки на Липин Бор/Вытегру, а потом
останется около 3,5 км до
поворота в село. Когда поток слаб, проще дойти
пешком, хотя вечером
большинство машин идет именно в Ферапонтово. В
селе есть 3 магазина (работают
с 8? до 23, цены на некоторые товары повыше, чем в
Кириллове), гостиница,
библиотека, дом культуры и столовая (не ясно,
работает ли вообще).В магазинах
иногда местные жители покупают продукты в долг.
Монастырь расположен на холме
примерно в 1,5 км от трассы. Он не действующий,
имеет меньшие масштабы, чем
Кирилло-Белозерский. Из экспозиций имеется
уникальный Музей фресок Дионисия
(3 руб) и собор (12 руб). Действующим монастырь
делать не планируется. Также
на его территории Вы можете встретить студентов
из Москвы и Питера. Чем они
могут быть полезны, не ясно.
Едем дальше. До Липина Бора - крупного
поселка на берегу Белого озера -
ничего особенного, разве что поворот на Чарозеро
и далее на Каргополь. Движение
в ту сторону интенсивностью, мягко говоря, не
отличается, транзитный поток
минимален. Липин Бор находится в 4 км от трассы (не
верьте картам!), поворот у
заправки. А вот теперь начинается самое
интересное - поток постепенно сводится
к минимуму. Скоро временно окончится асфальт, но
в ближайшее время его, скорее
всего, там сделают. Окончательно асфальт (а он
здесь прекрасного качества!)
исчезнет километров через 40 после Л. Бора. Вместе
с ним кончатся и машины.
На границе с Вытегорским районом поток минимален
- 10-12 автомобилей в сутки.
Впрочем, они в какой-то мере возобновятся в
Прокшино/Игнатьево (Черной Слободе)
- там поворот на Каргополь/Архангельск. А вот
асфальт начнется от поворота на
Мирный и, постепенно ухудшаясь, продержится
километров 30. Кто-то говорил про
убитый мост через Индоманку - новый уже работает!
А вот деревянный мост через
Кему в Черной Слободе находится в плачевном
состоянии. Новый весьма грандиозен
и посему до его открытия еще далеко.Посему старый
эпизодически "чинят", по
словам драйверов, пару раз было, что его перед
выходными "недочинивали", так
и оставляли непроезжим и приходилось класть
доски/бревна, чтобы его переехать.
Вообще, участок дороги примерно от Липина Бора до
поворота на Депо необычайно
красив - холмы, обрывы, сосновые боры с изрядным
мхом, огромные валуны, быстрые
реки с порогами. По пути Вам будут встречаться
зайцы, куницы, лоси и прочие
медведи - держите фотоаппарат наготове! Еще одно
из свойств трассы - поток
идет попеременно то по старой, то по новой трассе.
Если пойманная Вами машина
не проходная, то обязательно выясните у водителя,
где Вам лучше выйти, чтобы
не уйти от "потока" - вероятно, в месте
высадки спросить физически будет не
у кого! Что касается качества покрытия, то оно
везде хорошее, есть лишь 3-4
разбитых грунтовых участка метров по 500. Посудите
сами: мы с напарником
вышли на трассу около 7 часов у поворота на
Чарозеро, в 8.30 появилась первая
машина - "Бычок" на Вытегру, из которого в 11.20
мы вылезли в Вытегре. 210 км
за 2.50 - по-моему неплохо! От Л.Бора до поворота на
Анненский Мост мы видели
штук 6 встречных автотранспортов + штук 5 камазов
дорожников. После А. Моста
появляется асфальт, движение заметно оживляется.
После Л.Бора существенную
часть потока составляют автобусы - Вологда-Вытегра
(сейчас еж.), Череповец-
Вытегра (не более 3 раз в неделю), Вытегра-Депо (несколько
раз в день) и еще
что-то в пригородах Вытегры.
В самой Вытегре полезно
посетить кафе-столовую (от аптеки 5 минут в
сторону
Вологды), музей, находящийся в церкви. Также есть
небольшой музей, связанный
с Мариинской системой и пр. Достойна осмотра и
сама система шлюзов, она прости-
рается на несколько километров вдоль трассы на
Вологду. Больше ничего выдающегося
не выявлено. Выезжать на Злодейку/Питер лучше от
бензоколонки, что за мостом
через канал, там неплохой левый поворот. Там же
могут тусоваться тюлени.
Вообще тюлени в Вологодской и
Ярославской областях отличаются тем, что могут в
изрядных количествах (до 15 чел.) выползать на
трассу и _НИЧЕГО_ не делать! :-)
Лишь иногда кто-нибудь из них лениво шевельнет
рукой. И все это может длиться
часа 2! Так вот, если на выезде таковые будут
замечены, отделитесь от них (а
некоторые будут пытаться встать рядом с Вами) и
селектируйте машину на Ошту.
До нее около 70 км, но транспорт проходит их часа
за полтора - покрытие
представляет собой чередующийся асфальт и
корявый грунт. До Мегры (38 км)
имеется оживленное движение лесовозов, после нее
можно ожидать 1 машину в 20
мин. Из Ошты в Питерскую область идет мало машин (1
минут в 40), заметную
часть составляют питерские легковушки, не очень
желающие подвозить. Среди
них много иномарок, есть джипы с братками. Думаю,
что господа из Ультры их
все же завалят. Внимание! Важная особенность:
основной поток на Подпорожье
сворачивает в сторону Вознесенья, далее через 11
км идет по асфальтовой
дороге (на картах обозначена как не имеющая
покрытия) через Кипрушино и
километров через 12 выходит на прямую трассу.
Поток - 1 машина в 20-30 мин.,
чем ближе к Подпорожью, тем больше. Имеются
лесовозы. Перед поворотом на
Винницы есть грунтовый участок ок. 25 км
нормального качества. Еще одна
полезная деталь: водитель рейсового автобуса,
принадлежащего автоколонне из
Подпорожья сказал, что у них принято подбирать
стопщиков в комбезах и везти
бесплатно! В Подпорожье на Злодейку лучше ехать
от бензоколонки. Вечером
поток слаб, все идут из Питера в Подпорожье, а
также в Вологодскую область
(вполне достойный трафик). Ночью может
происходить извержение фур в сторону
Питера, но половина их забита. Переполненные
автобусы (не Подпорожской
автоколонны) стопится не желают. Большинство
машин в сторону Питера
проходят утром. Ну а за Злодейкой (до нее 40 км) уже
ничего особенного.
Ну в общем-то и все! В завершение лишь отмечу, что
после всего этого стоп
на М10 нас не впечатлил, и мы отправились
отсыпаться в электрички. М10-suxx,
Р5 - rulezzz forever!!! :-))))
Алексей Быков, июнь 2000
stratocaster@mtu-net.ru
Это станица
"Вольной
Энциклопедии-2"
АВП, раздел АВТОДОРОГИ