ЧЕРЕЗ АЗЕРБАЙДЖАН
На азербайджанской таможне мы провели
несколько часов. Обстоятельные
таможенники, обнаружив, что мы получали иранскую
визу во "вражеской"
Армении, сразу насторожились. А когда при обыске
у меня нашлась географическая
карта (лист из "стопника" - атласа автодорог),
на которой
пунктиром были отмечены новейшие завоевания
армян, - удовольствию
азербайджанцев не было предела. Поймали-таки
шпионов!
Из дальнейшего допроса выяснилось, что
главный шпион (то есть я) совсем
недавно (в прошлом году) посещал отвоеванный
армянами у Азербайджана
Нагорный Карабах. Названия городов Мартакерт,
Агдам, Степанакерт,
Шуша, Лачин, где я был с О.Моренковым в августе 1997
г, вызывали у
азербайджанцев чувство ностальгии и легкой
зависти: как же попал туда,
на оккупированные территории, шпион?! Ну карты мы
точно у тебя отберем!
Я вспомнил, как полгода назад мы с
Олегом Моренковым сидели на допросе
в здании КГБ в армянском (сейчас) Степанакерте, и
кагэбэшники внимательно
изучали ту же самую карту - те же листочки,
вырванные из атласа
автодорог, на которых была нанесена текущая
линия фронта. "Ух,
шпионы, - думали гэбисты, - как же пролезли? Эти
карты мы
точно у вас отберем!" Подробности вы, должно
быть, уже читали
в моей книге "Через семь границ".
Напомню читателю, что к чести армянских
блюстителей порядка через
пару часов после задержания нас все-таки
отпустили и карты вернули.
Так же на этот раз поступили и их азербайджанские
коллеги. Даже карты
мне отдали (я уж и не надеялся их увидеть вновь), а
добрая женщина,
тоже сотрудница таможни, распорядилась принести
нам бесплатный мясной
обед, который мы с удовольствием слопали.
А эта злополучная карта с указанием
текущих завоеваний, побывавшая
в руках гэбистов по обе стороны фронта,
благополучно вернулась в Москву
и теперь ожидает, когда станет экспонатом музея
побед одной или другой
из воюющих сторон.
* * *
А трое путешественников, как только
были, наконец, пропущены на территорию
Азербайджана, вышли на берег Каспийского моря.
Вода оного, по сравнению
с Индийским океаном, оказалась холодна.
Подобрали на память несколько
ракушек и отправились на выезд из города,
разделившись в соотношении
2:1. Мы с Русланом свободно вздохнули, избавившись
наконец от вечного
страдальца Макса.
Азербайджан представился нам в
дождливом, пасмурном весеннем виде. Мы
выбрали такой машрут: Астара - Ленкорань -
Билясувар (бывшее
Пушкино) - Гянджа (быв.Кировобад) - Казах - Тбилиси.
При
движении по этим, довольно-таки глухим дорогам
нас неприятно удивил
процент машин-деньгопросов. Бензин в нефтяном
Азербайджане стоил
почему-то дороже, чем в Москве, а уровень жизни
значительно ниже.
На всех сельских перекрестках стоит по
три-четыре машины - все
местные жители, имеющие машину, пытаются
подработать таксизмом!
Конкуренция переходит почти что в
драку за пассажира.
Вот мы с Русланом выгружаемся на
очередном перекрестке. Навстречу
бегут несколько водителей: куда ехать? поехали!
куда ехать?
- Мы едем в Гянджу, но у нас нет денег, -
популярно объясняем
мы.
- Садитесь, садитесь, поехали!
- У нас нет денег, нам такси не нужно!
- Поехали, поехали! - азербайджанцы нас
чуть не силком затаскивают
в одну из машин, машина отъезжает метров на сорок
от менее удачливых
конкурентов и водитель, радуясь добыче,
спрашивает:
- До Гянджи платить сколько будете?
- Нисколько. Мы же сказали: у нас нет
денег.
- Как нисколько? Ну, а сколько дадите?
- Нисколько, ничего не дадим, платить
нечем!..
Наконец, огорченный водитель
высаживает нас, и мы стоим на трассе
и ждем какой-нибудь транзит. Часть транзитных
машин тоже оказывались
на этих глухих дорогах деньгопросящими, так что
мы старались предупреждать.
Но не все водители понимали когда-то популярный в
народе русский язык.
В одном месте нас подвезла легковушка
с четырьмя людьми - мы плотно
уселись и проехали, рассказывая о своей сущности,
километров тридцать
(там это большое расстояние!) Позже оказалось, что
по-русски знали
все, кроме водителя, и тот не понял нашей
сущности, и только когда
мы стали выходить, вспомнил единственное
пришедшее на ум русское слово
"Дэньги!"
В другом месте нас подобрал рейсовый
автобус, где мы долго общались
с русскоговорящими пассажирами, и вскоре все
поняли сущность автостопа,
все, кроме водителя, который терпеливо ожидал с
нас (как оказалось)
плату за проезд. К счастью для нас, в обоих
упомянутых случаях понявшие
нашу сущность прочие пассажиры ввели водителей в
курс дела, и проблемы
были исчерпаны.
Некоторые азербайджанцы, узнав, что я
был в Нагорном Карабахе, интересовались
судьбой оставленных ими когда-то городов -
Лачина, Мартакерта,
Шуши... Увы, ничего утешительного сказать я им не
мог.
В одном месте водители, не поняв нашу
сущность, увезли нас в не нужную
нам сторону. Мы с Русланом даже не сразу поняли
это, а когда высадились,
было уже поздно: мы были километрах в пятнадцати
от трассы. К счастью,
местные жители, удивляясь появлению рюкзакастых
молодых людей на сельско-колхозной
дороге, помогли нам найти истинный путь.
В Гяндже мы нашли обменный пункт и
обменяли по одному доллару -
я и Руслан. На вырученную сумму мы приобрели
пряников, которые разъели
тут же вместе с предложенным местными жителями
чаем.
Постепенно, почти за полтора суток мы
преодолели 450 км от Астары
до азербайджано-грузинской границы. Уже
стемнело. Свет отключили,
и грузинский таможенник, держа в левой руке
свечу, а в правой -
наши паспорта, заносил данные о нас в толстую
тетрадь. На этой границе
мы неожиданно встретили утраченного нами ранее
Макса. Вскоре вновь
разделившись с ним, мы занялись ночным
автостопом.
ГРУЗИЯ - РОССИЯ -
МОСКВА !
И вот мы в Грузии.
Ночной Тбилиси гораздо темнее ночной
Москвы. Темнота там более влажная
и густая, ибо единственным светом служат фары
редких машин. Ни фонари,
ни окна не светятся - электричество дают "по
графику"
всего на несколько часов в сутки.
Спасибо водителям, которые провезли
нас почти через весь длинный город.
Вот мы с Русланом уже голосуем на выезде, и нас
подбирает шикарный
(даже с телевизором) микроавтобус, следующий в
Батуми. Нам по пути
всего с десяток километров, но пассажиры и
водитель успевают проникнуться
нескрываемой симпатией к нам, русским
путешественникам.
Вот он - темный, безлюдный и
безмашинный поворот на Владикавказ...
Последняя машина этой ночью увезла нас
еще километров на двадцать
на север, в горы. Больше надежд на автостоп этой
ночью у нас не было,
и мы поставили палатку в ближайших кустах.
Наутро, благодаря двум грузинским
пограничникам на "Ниве",
мы миновали Крестовый перевал (2379 м), на котором
впервые за последние
два месяца увидели снег.
Вот и российская таможня.
- Откуда едете? - спрашивает молодой
пограничник, листая мой
паспорт, на грузинско-российской границе.
- Да вот, в Индию ездили, обратно через
Пакистан, Иран, Азербайджан,
Грузию, в Москву возвращаемся, - бодро отвечаю я.
- ?? Так что, всю жизнь так и
путешествуете ?? - приступ удивления.
- Да нет, почему же: вернемся в Москву,
будем дома сидеть, книгу
будем писать: где были, что видели, про страны,
народы, обычаи...
- А-а-а... Значит, наукой занимаетесь! -
догадался пограничник,
и был совершенно прав.
От Беслана почти до Нальчика нас довез
необычайно скоростной кабардинец
на своем белом "Мерседесе". В белой рубашке и
белых брюках,
с бутылкой пива в правой руке, этот водитель за
считанные секунды
разогнал машину до 180 км/час.
- Сто восемьдесят, - задумчиво
отозвался Руслан, вдавленный
в заднее сиденье.
- Что, страшно? - спросил водитель.
Вскоре на спидометре было
уже 230. Мы неслись с невероятной скоростью. - Вот,
даже не тарахтит,
- продолжал он. - Здесь еще дорога хреновая, была
бы хорошая
- 260 можно ехать!
Под Каменск-Шахтинском нас подхватил
на своем микроавтобусе с номерами
"41RUS (Камчатка) транзит" грубоватый
молчаливый водитель,
озабоченный извлечением денег с подъезжающих. Мы
уговорили его провезти
нас бесплатно, но свое водитель получил:
рассматривая наши индийские
фотографии, он выпросил себе несколько самых
интересных снимков. По
дороге встретились ему и другая пара
автостопщиков, но водитель отверг
их, ибо они не могли заплатить. А у водителя и
впрямь не было денег,
и он приставал ко всем стоящим на трассе
"Камазам" с просьбой
отлить пять-десять "лишних" литров солярки.
Молчаливый водитель
свернул в Воронеже на Тамбов.
От Воронежа до Москвы мы доехали на
одной машине за ночь.
МОСКВА !! 27 апреля, на 89-й день
путешествия, рано утром,
преодолев более 20.000 километров по
дорогам России, Кавказа, Ирана,
Пакистана и Индии,
мы с Русланом вернулись в нашу любимую
столицу.
Вы
читаете книгу А. Кротова ©"В ИНДИЮ - ПО-НАУЧНОМУ" на сайте АВП.
Оглавление книги, фотоальбом, zip-архив
всей книги (203 кб.) e-mail веб-мастера.