ЧЕРЕЗ АЗЕРБАЙДЖАН

    На азербайджанской таможне мы провели несколько часов. Обстоятельные
таможенники, обнаружив, что мы получали иранскую визу во "вражеской"
Армении, сразу насторожились. А когда при обыске у меня нашлась географическая
карта (лист из "стопника" - атласа автодорог), на которой
пунктиром были отмечены новейшие завоевания армян, - удовольствию
азербайджанцев не было предела. Поймали-таки шпионов!

    Из дальнейшего допроса выяснилось, что главный шпион (то есть я) совсем
недавно (в прошлом году) посещал отвоеванный армянами у Азербайджана
Нагорный Карабах. Названия городов Мартакерт, Агдам, Степанакерт,
Шуша, Лачин, где я был с О.Моренковым в августе 1997 г, вызывали у
азербайджанцев чувство ностальгии и легкой зависти: как же попал туда,
на оккупированные территории, шпион?! Ну карты мы точно у тебя отберем!

    Я вспомнил, как полгода назад мы с Олегом Моренковым сидели на допросе
в здании КГБ в армянском (сейчас) Степанакерте, и кагэбэшники внимательно
изучали ту же самую карту - те же листочки, вырванные из атласа
автодорог, на которых была нанесена текущая линия фронта. "Ух,
шпионы, - думали гэбисты, - как же пролезли? Эти карты мы
точно у вас отберем!" Подробности вы, должно быть, уже читали
в моей книге "Через семь границ".

Напомню читателю, что к чести армянских блюстителей порядка через
пару часов после задержания нас все-таки отпустили и карты вернули.
Так же на этот раз поступили и их азербайджанские коллеги. Даже карты
мне отдали (я уж и не надеялся их увидеть вновь), а добрая женщина,
тоже сотрудница таможни, распорядилась принести нам бесплатный мясной
обед, который мы с удовольствием слопали.

    А эта злополучная карта с указанием текущих завоеваний, побывавшая
в руках гэбистов по обе стороны фронта, благополучно вернулась в Москву
и теперь ожидает, когда станет экспонатом музея побед одной или другой
из воюющих сторон.

    * * *

    А трое путешественников, как только были, наконец, пропущены на территорию
Азербайджана, вышли на берег Каспийского моря. Вода оного, по сравнению
с Индийским океаном, оказалась холодна. Подобрали на память несколько
ракушек и отправились на выезд из города, разделившись в соотношении
2:1. Мы с Русланом свободно вздохнули, избавившись наконец от вечного
страдальца Макса.

    Азербайджан представился нам в дождливом, пасмурном весеннем виде. Мы
выбрали такой машрут: Астара - Ленкорань - Билясувар (бывшее
Пушкино) - Гянджа (быв.Кировобад) - Казах - Тбилиси. При
движении по этим, довольно-таки глухим дорогам нас неприятно удивил
процент машин-деньгопросов. Бензин в нефтяном Азербайджане стоил
почему-то дороже, чем в Москве, а уровень жизни значительно ниже.
На всех сельских перекрестках стоит по три-четыре машины - все
местные жители, имеющие машину, пытаются подработать таксизмом!

    Конкуренция переходит почти что в драку за пассажира.

    Вот мы с Русланом выгружаемся на очередном перекрестке. Навстречу
бегут несколько водителей: куда ехать? поехали! куда ехать?

    - Мы едем в Гянджу, но у нас нет денег, - популярно объясняем
мы.

    - Садитесь, садитесь, поехали!

    - У нас нет денег, нам такси не нужно!

    - Поехали, поехали! - азербайджанцы нас чуть не силком затаскивают
в одну из машин, машина отъезжает метров на сорок от менее удачливых
конкурентов и водитель, радуясь добыче, спрашивает:

    - До Гянджи платить сколько будете?

    - Нисколько. Мы же сказали: у нас нет денег.

    - Как нисколько? Ну, а сколько дадите?

    - Нисколько, ничего не дадим, платить нечем!..

    Наконец, огорченный водитель высаживает нас, и мы стоим на трассе
и ждем какой-нибудь транзит. Часть транзитных машин тоже оказывались
на этих глухих дорогах деньгопросящими, так что мы старались предупреждать.
Но не все водители понимали когда-то популярный в народе русский язык.

    В одном месте нас подвезла легковушка с четырьмя людьми - мы плотно
уселись и проехали, рассказывая о своей сущности, километров тридцать
(там это большое расстояние!) Позже оказалось, что по-русски знали
все, кроме водителя, и тот не понял нашей сущности, и только когда
мы стали выходить, вспомнил единственное пришедшее на ум русское слово
"Дэньги!"

    В другом месте нас подобрал рейсовый автобус, где мы долго общались
с русскоговорящими пассажирами, и вскоре все поняли сущность автостопа,
все, кроме водителя, который терпеливо ожидал с нас (как оказалось)
плату за проезд. К счастью для нас, в обоих упомянутых случаях понявшие
нашу сущность прочие пассажиры ввели водителей в курс дела, и проблемы
были исчерпаны.

    Некоторые азербайджанцы, узнав, что я был в Нагорном Карабахе, интересовались
судьбой оставленных ими когда-то городов - Лачина, Мартакерта,
Шуши... Увы, ничего утешительного сказать я им не мог.

    В одном месте водители, не поняв нашу сущность, увезли нас в не нужную
нам сторону. Мы с Русланом даже не сразу поняли это, а когда высадились,
было уже поздно: мы были километрах в пятнадцати от трассы. К счастью,
местные жители, удивляясь появлению рюкзакастых молодых людей на сельско-колхозной
дороге, помогли нам найти истинный путь.

    В Гяндже мы нашли обменный пункт и обменяли по одному доллару -
я и Руслан. На вырученную сумму мы приобрели пряников, которые разъели
тут же вместе с предложенным местными жителями чаем.

    Постепенно, почти за полтора суток мы преодолели 450 км от Астары
до азербайджано-грузинской границы. Уже стемнело. Свет отключили,
и грузинский таможенник, держа в левой руке свечу, а в правой -
наши паспорта, заносил данные о нас в толстую тетрадь. На этой границе
мы неожиданно встретили утраченного нами ранее Макса. Вскоре вновь
разделившись с ним, мы занялись ночным автостопом.

   
ГРУЗИЯ - РОССИЯ - МОСКВА !

    И вот мы в Грузии.

    Ночной Тбилиси гораздо темнее ночной Москвы. Темнота там более влажная
и густая, ибо единственным светом служат фары редких машин. Ни фонари,
ни окна не светятся - электричество дают "по графику"
всего на несколько часов в сутки.

    Спасибо водителям, которые провезли нас почти через весь длинный город.
Вот мы с Русланом уже голосуем на выезде, и нас подбирает шикарный
(даже с телевизором) микроавтобус, следующий в Батуми. Нам по пути
всего с десяток километров, но пассажиры и водитель успевают проникнуться
нескрываемой симпатией к нам, русским путешественникам.

    Вот он - темный, безлюдный и безмашинный поворот на Владикавказ...

    Последняя машина этой ночью увезла нас еще километров на двадцать
на север, в горы. Больше надежд на автостоп этой ночью у нас не было,
и мы поставили палатку в ближайших кустах.



    Наутро, благодаря двум грузинским пограничникам на "Ниве",
мы миновали Крестовый перевал (2379 м), на котором впервые за последние
два месяца увидели снег.

    Вот и российская таможня.

    - Откуда едете? - спрашивает молодой пограничник, листая мой
паспорт, на грузинско-российской границе.

    - Да вот, в Индию ездили, обратно через Пакистан, Иран, Азербайджан,
Грузию, в Москву возвращаемся, - бодро отвечаю я.

    - ?? Так что, всю жизнь так и путешествуете ?? - приступ удивления.

    - Да нет, почему же: вернемся в Москву, будем дома сидеть, книгу
будем писать: где были, что видели, про страны, народы, обычаи...

    - А-а-а... Значит, наукой занимаетесь! - догадался пограничник,
и был совершенно прав.



    От Беслана почти до Нальчика нас довез необычайно скоростной кабардинец
на своем белом "Мерседесе". В белой рубашке и белых брюках,
с бутылкой пива в правой руке, этот водитель за считанные секунды
разогнал машину до 180 км/час.

    - Сто восемьдесят, - задумчиво отозвался Руслан, вдавленный
в заднее сиденье.

    - Что, страшно? - спросил водитель. Вскоре на спидометре было
уже 230. Мы неслись с невероятной скоростью. - Вот, даже не тарахтит,
- продолжал он. - Здесь еще дорога хреновая, была бы хорошая
- 260 можно ехать!


    Под Каменск-Шахтинском нас подхватил на своем микроавтобусе с номерами
"41RUS (Камчатка) транзит" грубоватый молчаливый водитель,
озабоченный извлечением денег с подъезжающих. Мы уговорили его провезти
нас бесплатно, но свое водитель получил: рассматривая наши индийские
фотографии, он выпросил себе несколько самых интересных снимков. По
дороге встретились ему и другая пара автостопщиков, но водитель отверг
их, ибо они не могли заплатить. А у водителя и впрямь не было денег,
и он приставал ко всем стоящим на трассе "Камазам" с просьбой
отлить пять-десять "лишних" литров солярки. Молчаливый водитель
свернул в Воронеже на Тамбов.

    От Воронежа до Москвы мы доехали на одной машине за ночь.

    МОСКВА !! 27 апреля, на 89-й день путешествия, рано утром,

    преодолев более 20.000 километров по дорогам России, Кавказа, Ирана,
Пакистана и Индии,

    мы с Русланом вернулись в нашу любимую столицу.

    Вы читаете книгу А. Кротова ©"В ИНДИЮ - ПО-НАУЧНОМУ" на сайте АВП.
  Оглавление книги, фотоальбом, zip-архив всей книги (203 кб.) e-mail веб-мастера.