В Тюмень.
  	Стали голосовать под дождём возле поста ГАИ. Из-за плохой погоды не 
хотелось ехать на близкие расстояния, надеялись поймать машину до Тюмени 
или сразу до Кургана. Голосовали по очереди почти час. Очередь машин была 
большая, так как ГАИшники перекрыли загорождением половину дороги и 
пропускали машины лишь в одну сторону. На будке висел громкоговоритель, 
все водители вместе с нами и постовыми могли слышать переговоры всех 
патрулей и постов. Сначала нам перечисляли угнанные машины. Потом мы 
услышали о страшной аварии: в результате лобового столкновения пострадали 
сразу восемь человек. Вскоре мимо нас проехали машины реанимации. 

 	В 12-10 мы уехали на «Девятке» до следующего поста, который находился на 
кольцевой авторазвязке. На прощанье, водитель подарил нам свою визитку. Он 
оказался торговцем молокопродуктами в Омске. В 12-45 мы стали голосовать 
недалеко от таблички «ТЮМЕНЬ 245». Дождик почти прекратился, и я смог 
снять с себя ненавистный плащ. Машин было совсем немного, но в половине 
второго остановилась ещё одна «BMW». Водитель сказал, что может подвезти 
нас 230 км. Мы согласились, ибо это уже почти Тюмень. Этот водитель ехал в 
деревню Гуляй-Поле. В багажнике он вёз какую-то деталь для другой машины, 
которая сломалась у него в этой деревне. На месте были в 15-10. 

 	Здесь мы пошли по домам, и стали просить вскипятить кипятку для обеда. В 
первом доме нам сказали: «… Извините, у нас плитка не работает…» В другом 
доме мы услышали ещё более странное оправдание: «У нас баня не натоплена». 

 	Зато в третьем, бабушка сказала: «Сейчас поставлю кастрюлю». Вскоре нас 
позвали на кухню. Умывшись, заварили картофельное пюре и чай. «На 
дорожку» получили от бабушки огурцы и домашние булочки. 

 	На трассу вернулись в 16-25. Теперь мы стояли у другой таблички, «ОМСК 
238». Я уже несколько раз замечал, что на сытый желудок автостоп сильно 
улучшается, несмотря на все остальные условия. Вот и в этот раз, уже через 
пять минут нас взяли «Жигули» до следующего поста ГАИ, возле посёлка 
Аббатский Тюменской области. Там «Жигули» высадили нас в 16-50 и уехали в 
посёлок. 

 	Этот пост был примечателен тем, что на нём стояло ограничение скорости в 5 
км/час. Кроме того, чтобы любители быстрой езды не наехали на постовых, там 
были оборудованы бетонные укрепления. Все ГАИшники были в бронежилетах 
и с автоматами. Как только на горизонте появлялась машина, лейтенант 
патрульной службы брал в руку «Радар» и безжалостно замерял превышение 
скорости. Никакие оправдания он не принимал и посылал всех водителей в 
вагончик-пост, где начальник, уже более старший по званию, выписывал 
штрафы. Многие водители возмущались, кричали, что такое ограничение 
скорости незаконно, что у них на спидометре самая маленькая цифра, на 
которую может показывать стрелка – «10» километров в час! Однако закон был 
суров и справедлив, – все платили штрафы. Конечно, после такого «сюрприза», 
водители отъезжали в очень плохом настроении, никто не хотел брать 
промокших автостопщиков. Исключение составлял местный автобус, который 
не штрафовали, и который за два часа трижды проезжал мимо нас и предлагал 
доехать с ним до Аббатского. 

	Нужно заметить, что дождь к тому времени начался с новой силой. Надю с 
двумя рюкзаками у ног я накрыл полиэтиленовой плёнкой с головой, сам же, в 
плаще, махал руками возле этакой «кучи чего-то, накрытой полиэтиленом». 
Несколько раз останавливались местные машины, но нам нужно было не ближе 
чем до Тюмени. 

 	Около шести часов ГАИшники остановили «Шестёрку» с восточными людьми, 
кажется, номера были Грузинские. Сначала они разговаривали с водителем, 
который убеждал их, что денег нет, все уже потрачены на штрафы. В 
доказательство он показывал многочисленные квитанции о штрафах, 
выписанные на других постах. Однако больше машин не подъезжало, (трасса 
оказалась довольно глухая,) поэтому его решили «раскрутить до упора». Вслед 
за водителем из машины вышла женщина в распахнутой одежде и стала 
кричать на всех: «Нету денег! Нету! И так уже семь миллионов на штрафы 
потратили! Кушать нечего!» С этими криками она вбежала в вагон, мы 
услышали оттуда её крики, плачь, звон стекла. Вскоре её вытолкнули на улицу 
четыре милиционера. Тогда в ход пошла «тяжёлая артиллерия». Из задней 
двери машины вылезла огромных размеров пожилая женщина и стала 
вышвыривать на дорогу, прямо под дождь, вещи из багажника и салона 
автомобиля. Обе они при этом кричали: «Вот вам! Подавитесь! Изверги 
проклятые!» Даже Надя вылезла из-под плёнки, чтобы посмотреть на этих 
женщин. 

	 ГАИшники ещё раз оценили ситуацию и велели грузинам убираться восвояси. 
Истерика тут же прекратилась, вещи запихнули в багажник (до следующего 
поста?) и машина уехала. 

 	После такого отношения к гостям нашей страны мы ещё удивляемся, что на 
Кавказе иноземцев похищают?!

	Между тем приближалась ночь, а «воз и ныне там». 

 	Дождь усиливался, палатку ставить не хотелось, поехали на «Жигулях» в 
Аббатский, рассчитывая найти ночлег там.

 	Я спросил у водителя:
	- А не подскажете нам, где в вашем городе можно переночевать?
	- Да у нас гостиница есть. Там всегда полно свободных номеров.
	- Это нам не подходит, у нас денег на гостиницу нет. 
	- А что же вам нужно?
	- Ну, какой-нибудь турклуб, или что-то вроде турбазы…
	- Нет. У нас ничего такого нет. Своих туристов не водиться, а чужим у нас 
смотреть нечего. 
	- Ну что ж, поехали тогда в гостиницу. Если не пустят бесплатно, то пойдём 
проситься по домам. 

	Гостиница называлась «Сибирь». Мы подъехали к крыльцу двухэтажного 
каменного здания, тут же сверху спустилась Дежурная: «Наконец-то. В кои-то 
веки к нам постояльцы приехали!» 

 	Водитель, прощаясь, подарил нам несколько початков кукурузы. В этом году, 
из-за сильной жары, даже в Тюмени вызрела кукуруза. 

 	Дежурная провела нас на второй этаж и предложила зарегистрироваться. Я 
ещё не разу не ночевал в гостинице и решил сразу выяснить положение дел. 

	- Дело в том, что мы автостопщики, возвращаемся с Байкала на попутках без 
денег. Нам очень не хочется ночевать в палатке под дождем, мы приехали к 
Вам, потому что не знали, куда ещё ехать в Вашем городе.
	- Но я не могу послить вас без денег. Меня потом начальство с работы 
выгонит!…
	- Но нам не нужен номер с мебелью и постелью. У нас есть свои спальники и 
коврики. Лишь бы было тепло и сухо, больше ничего не надо.
	- Нет, это исключено. Это же гостиница, а не ночлежка!
	- Тогда подскажите нам, Вы же местная… Куда мы можем обратиться по 
поводу ночлега? Посоветуйте.
	- А вы утром, во сколько планируете уехать? 
	- Да нам чем раньше, тем лучше! Во сколько скажете – во столько и уйдём.
	- Вот что я могу вам предложить: вы можете переночевать в холле второго 
этажа, но только утром, до восьми часов, пока не пришла моя начальница, 
вам нужно будет уже уйти.
	- Замечательно! Как раз это нам и нужно.

	 Место нам определили возле двух кресел и кадки с большим фикусом, «как в 
лучших домах Парижа!»

	 Мы развесили на подоконнике мокрые вещи, разложили спальники. Дождь за 
окном лил уже «как из ведра» и мы чувствовали себя очень счастливыми. Я 
попросил Дежурную сварить нам на плитке подаренную кукурузу. В ответ 
щедрая женщина сворила нам кастрюлю картошки, оставалось сделать только 
салат из дареных огурцов и помидор. 

	16 августа 1998 года.

	 Холл гостиницы «Сибирь», село Аббатское Тюменской области. 

	Нас любезно разбудили в шесть утра. После зарядки и умывания доели с чаем 
вчерашнюю картошку. Прощаясь, подарили Оле, так звали Дежурную по 
гостинице, газету «Вольный Ветер» и открытку с видами Дубны. Оля 
проводила нас до крыльца и сказала: «Приезжайте ещё. Всегда рады».

 	Я тут же вспомнил незабвенное «…ну, будете у нас на Колыме…», из 
любимого кинофильма.

 	Дождь совершенно кончился. Мы шли через село на трассу, а рядом с нами 
жители гнали на выпас коров. 

 	На трассе были в 5-00. Машин нет, зато есть множество местных жителей, 
которые гонят хворостинками коров – кто одну, кто две, а кто и пять голов. На 
огромном поле всех коров принимал пастух и сгонял в одно стадо. Коровы не 
очень желали сгоняться и как только хозяева с прутиками разворачивались 
домой, все животные живописно разбредались в стороны. Коров было много и 
через пол часа всё пространство от деревни до горизонта было покрыто 
жующими коровами. Этакий «Новозеландский пейзаж» получился. Машин 
проехало всего несколько штук. В 5-45 нам остановился «Москвич» с 
бензопилой на заднем сиденье, который довёз нас до АЗС на выезде из города. 

 	Стали разговаривать с заправляющимися машинами. Однако все кто были без 
пассажиров ехали недалеко. Напротив, те, что были набиты людьми и вещами – 
ехали далеко и быстро. 

	 В 6-30 нас вместил медицинский УАЗик до Ишима. 

	Через час мы стояли на повороте в Ишим. Здесь было холодно и ветрено. 
Мёрзли руки, что-то не верилось, что ещё 20 дней назад здесь была 
сорокоградусная жара. Место было удобное, рядом с заправкой и кафе. 
Машины ехали в любую сторону… кроме Тюмени. Заварили в кафе чай. 

	Голосуем попеременно, чтобы один из нас мог греться у шашлычни, попивая 
чай. Но даже такой «режим голосования» порядком нас утомил. 

	 Решили прибегнуть к автостопу второго рода. В 8-40 взяли «Москвич» до Ж/Д 
вокзала. Только ступили на территорию железной дороги, – снова пошёл 
дождь. Спрятались на вокзале, чтобы переписать расписание электричек. 

	Застряли здесь на долго, ибо дождь превратился в ливень, а снова мокнуть 
очень не хотелось. В вокзальном буфете я истратил еще один рубль, купив 
пирожок с картошкой. Вскоре должен был подойти скорый поезд на Москву, 
это была возможность отправить родителям открытку «Научным способом»: 
когда поезд остановился я бегом пробежал до ближайшего вагона. В тамбуре 
курил пассажир. Спрашиваю: «Вы до Москвы едете?» Получив 
утвердительный ответ, вручил ему открытку и попросил опустить её в Москве. 

	 Мужик оказался не честный, ибо открытку родители так и не получили. 

	Впрочем, почта в эти дни бастовала, и открытка могла затеряться в Москве. 
Так же не получили открытку, отправленную с главпочтамта Иркутска. Эти 
две открытки не пришли до сих пор, хотя все марки и адрес-индекс на них 
были. 

 	После «отправки» открытки мы отправились на поиски деповской столовой, 
накрывшись полиэтиленом. На такой большой станции обязательно должна 
быть железнодорожная столовая. Мы её нашли на заводе по ремонту 
локомотивов. Однако, накормить там нас не могли, ибо воскресенье, обед уже 
кончился и осталось лишь определённое количество порций для локомотивных 
бригад. Но мы не расстроились и попросили сварить нам кашу в нашем 
котелке. 

	Пока каша варилась, я читал любопытный документ вывешенный на стене. 
МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ 
СБОРЩИКОВ ПОСУДЫ СО СТОЛОВ.
 Согласованно: председатель ПК Ишимского ОРСа Ю.Н. Седельников. 
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник Ишимского ОРСа О. Ф. Проценко 20.08.97.
 	Вот текст этого документа: 
Перед началом работы
1.1. Проверить состояние пола и обеспечить наличие проходов в зале.
1.2. Проверить состояние и исправность подносов, тележек и ленточного 
транспортёра, используемых для сбора посуды.
Во время работы
2.1. Собирайте и перевозите посуду на специальных тележках
2.2. Укладывайте тарелки в стопы: 
 глубокие не более 12-25 штук, мелкие не более 15-20 штук. 
2.3. Не ставьте стаканы один в другой. 
2.4.………………………………….
Главный инженер Ишимского ОРСа
Л. М. Желтышева.
	Нетрудно догадаться, что эта инструкция служит надёжным оправданием всем 
этим начальникам. Ибо если разбили посуду – виноваты уборщики, нечего было 
ставить 21 тарелку вместо 20. Сломала уборщица руку, поскользнувшись на 
полу, – сама виновата, не проверила состояние пола, значит и «больничный» 
можно не давать, дабы впредь не нарушала инструкцию. 

 	Подобные инструкции висели и возле электроплиты, и возле 
электрокипятильника. Что бы ни случилось на этом предприятии, всегда можно 
найти нарушение инструкции, и никто из начальников не виноват. 

	 Вот в таких условиях приходиться трудиться людям, месяцами не 
получающим зарплату. 

 	Пообедав, снова вышли под дождь. 
 	На пути стоит почтово-багажный поезд. Мы обошли его вокруг, но все двери в 
вагоны были закрыты и непонятно было куда впрашиваться. Вернулись к 
локомотиву:

	- Эгей!

	Высовывается из окна машинист.

	- Мы путешественники, возвращаемся автостопом с Байкала в Москву. А 
сейчас застряли в Ишиме, из-за погоды. Подвезите нас сколько-нибудь в 
сторону Тюмени.
	- Нет. Нам нельзя.
	- Ну пожалуйста, хотя бы до Вагая. Там мы на пригородный пересядем…

	В это же окно высовывается Помощник:

	- А сами-то вы откуда?
	- Я – из Подмосковья, Надя – из Ижевска…

	Оба скрываются на некоторое время в кабине, видимо, «для совещания».

	- Садитесь в заднюю кабину.
	- Спасибо! – кричим хором. 

	В задней кабине нам специально показали, как включать-выключать печку и 
велели остальные кнопки не трогать. В 12-50 тронулись в путь. Кое-как 
развесив по кабине мокрые вещи, уютно расположились на полу и стали 
дремать. 

 	В 17-45 приехали на станцию «Тюмень грузовая». В 18-15 – на 
железнодорожный вокзал. Неожиданно, на платформе показалась группа людей 
в форме начальства МПС. Это были те самые начальники, которых так боялись 
машинисты, и которые могли уволить за провоз пассажиров. Наш локомотив 
остановился прямо возле них, а с противоположной стороны двери в нашей 
кабине не было. Помощник машиниста не растерялся, он пришёл к нам в 
кабину и сказал, чтобы мы быстро перебегали к левой передней двери. Там 
машинист выпустил нас на улицу, а его помощник передал нам рюкзаки через 
окно задней кабины. 

	Довольные тем, что дождя здесь не было, вышли с рюкзаками из-за 
локомотива и прямо мимо начальников прошли в подземный переход. 

 	Проблема езды в локомотивах заключается в том, что там нет туалета. Так что 
мы ворвались на вокзал почти бегом. Туалет на вокзале оказался платным 
(чувствуется близость Москвы!), бесплатный туалет был закрыт, просто потому 
что выходной, воскресенье. Слава МПС, местные бомжы подсказали, где 
находятся заветные кустики. 

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)