"Ответы на вопросы обо всем"
Версия 25.04.10


    СТРАНЫ И НАРОДЫ

line1.gif (4491 bytes)

* Ты не ездишь в Европу из принципа?
* А как вы переходите границы?
* А как вы получаете визы?
* Где вы достаете карты и информацию о дальних странах и городах?
* В скольких странах ты был?
* Где тебе особо понравилось?
* Неужели можно ездить автостопом по арабским странам?

* В некоторых странах запрещён автостоп?

* Почему ты так любишь эти исламские страны?
* Планируешь ли ты посетить США?
* А как можно попасть автостопом в Америку (Африку, Австралию, Антарктиду)?
* А ведь некоторые люди плавали на попутных кораблях! Значит, это возможно?
*
Совершал ли ты кругосветное путешествие?

* Можно ли ездить за границу без загранпаспорта?
* А если не дают визу, а обойти страну нельзя, пойдете нелегально?
* А если замаскироваться?
* Неужели есть страны беднее России?
* В какой стране тебе нравится больше всего?
* А если бы в России стало невозможно жить, куда бы ты перебрался?
* В Африке жарко?
* Случалось есть что-нибудь экзотическое?
* Какие языки ты знаешь?
* Разве английского недостаточно?
* Как повсюду относятся к русским?
* Много ли русских в дальних странах?
* А у вас в дальних странах на ПМЖ никто не оставался?
* Приходилось ли скрывать, что ты русский, из Москвы?
* Был ли ты в Чечне?
*
А зачем ты ездил в Чечню?
* Какие самые гостеприимные страны / народы?

* Можно ли использовать рейсовый транспорт, гостиницу, сходить в ресторан... если есть деньги?
* А не проще ли купить путёвку и отдохнуть, как все нормальные люди?


line1.gif (4491 bytes)


    * Ты не ездишь в Европу из принципа?

   
Никаких таких глупых принципов: ездить только в такие-то места, города и страны, а в другие города и страны не ездить – у меня не имеется. В путешествии в Европу нет ничего греховного, или противоречащего каким-либо учениям АВП. Просто я реалист и понимаю, что побывать во всех местах мира не удастся – на это не хватит жизни! Поэтому я выбираю те страны и направления, которые мне наиболее интересны, которые до поры до времени обделены вниманием путешественников. Выступая в таких местах первопроходцем и описывая их, – я привлекаю других людей к отклонению от стереотипных маршрутов, стараюсь навести их на мысль о доброте и разнообразии всего окружающего мира, а не только засиженной туристами Европы.


Автостоп в Сахаре...
  


    * А как вы переходите границы?

   
Официально, через государственные погранпереходы, пешком или на транспорте. Если нужна виза, заранее её делаем. Ставим штампики в паспорт. Нелегальное пересечение границ не является учением АВП.


    * А как вы получаете визы?

   
Как правило, в посольстве той страны, визу которой я хочу получить. Но каждая страна имеет свои тонкости, здесь важен индивидуальный подход. В книгах «Вольная Азия», «Вольная Африка», «Индонезия и Малайзия», на сайте проекта АВП «Вольная энциклопедия» www.ve.free-travels.ru описано более подробно, где и как самостоятельно получить визы во многие страны мира. Для владельцев российского заграничного паспорта.

    Обладатели паспортов иных стран – украинцы, молдаване и все остальные – должны помнить, что условия получения виз в страны мира и их стоимость зависят, в том числе, и от вашего гражданства. Какие-то страны, безвизовые для россиян, визовы для украинцев, а другие – наоборот. Так что если вы – не российский гражданин, тщательно разузнайте все свои визовые вопросы заранее. Гражданам маленьких стран трудней получать визы по дороге, т.к. часто посольство одной страны требует рекомендательное письмо от вашего родного посольства в этой стране, а его может и не оказаться вовсе.


    * Где вы достаете карты и информацию о дальних странах и городах?

   
Полезные путеводители серии "Lonely Planet" на английском языке продаются в Москве, Петербурге, Новосибирске в крупных книжных супермаркетах, да и во многих городах и странах мира. Французские карты фирмы "Mishelin" тоже можно купить в Москве, Риге и других местах. Стоят эти путеводители и карты довольно дорого, поэтому мы обращаемся с ними бережно, ксерокопируем, пользуемся поочерёдно, не выбрасываем.

    Также мы стараемся опросить людей, посетивших страну раньше (даже если эти люди ездили не автостопом, а цивильно и по делам); полистать газеты; ищем в Интернете новости и сведения по интересующей нас стране; обращаемся в соответствующие посольства...

    "С наскока", за пару дней, к серьёзной поездке не подготовишься. Каждая поездка – это произведение искусства. И подготовка к поездке занимает обычно не меньше времени, чем сама поездка.



    * В скольких странах ты был?

   
Дело в том, что я не гонюсь за количеством, поэтому и результаты мои скромны: я побывал в Афганистане, Анголе, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Болгарии, Ботсване, Грузии, Египте, Замбии, Израиле, Индии, Индонезии, Иордании, Иране, Казахстане, Кении, Киргизии, Китае, Лаосе, Латвии, Литве, Малайзии, Молдавии, Монголии, Пакистане, России, Румынии, Сирии, Судане, Таиланде, Таджикистане, Танзании, Туркменистане, Турции, Узбекистане, Украине, Эстонии, Эфиопии. В некоторых малопризнанных странах – в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, в Нагорном Карабахе, плюс Турецкая Республика Северный Кипр (всего лишь 44 страны на март 2010).
    Многие мои друзья, например В.Шарлаев, Г.Кубатьян, В.Шанин, В.Несин, и другие, посетили значительно большее число стран. Сейчас 70-80 посещённых стран никого особо не удивляют. А вот 100 стран посетить уже значительно сложней; в ста с лишним странах побывал, например, известный новосибирский путешественник В.Лысенко.

Нога первого русского автостопщика на суданской земле! "Распечатали" еще одну страну! 1999 г.


    * Где тебе особо понравилось?

   
Понравился Иран – это всё же первая моя заграница (1997), можно сказать, это моя первая любовь! Я там был четырежды и планирую ещё. Очень своеобразен Пакистан – это добрая, свободная, весёлая страна, правда для нас, европейцев, она кажется чрезмерно грязной и раздолбайской. Судан – супер-страна, совсем другой мир, где многие люди до сих пор не знают, что такое деньги и что такое время, где не торопятся, где живут в доброте, простоте и вере, как во времена Авраама. Сирия – очень красива, и хороший народ, в этой стране приятно жить и путешествовать. Роскошная природа, вкусные бананы и прочие фрукты в Танзании... Очень полюбил я северную, горную часть Афганистана.  Я люблю, пожалуй, каждую страну, и каждую – своей особой любовью, и в каждую страну хочется опять вернуться – даже в Эфиопию, хотя она тогда, во время каждого моего там пребывания, вызывала у меня некоторое раздражение.

    Очень приятна и интересна Индонезия. Тысяча обитаемых островов, и на каждом из них – своя жизнь, свой мир, и тысячи пароходов, паромов и лодок между всеми этими островами. Контраст – от небоскрёбов Джакарты до дикарей Новой Гвинеи. Тёплый климат, низкие цены, гостеприимный народ. Ещё из приятных стран, где многие мои друзья залипают годами, нужно назвать Таиланд – и там я ещё раз также планирую побывать.

    Чем больше в какой-то стране живёшь, тем больше она нравится. Египет, несмотря на все свои недостатки – глупые запреты для иностранцев, толпы вредных ментов – в ходе проекта «Дом для всех в Египте» стал нашей следующей родиной. Мы полюбили и Египет со всей его разрухой, приколами, мусором, ментами и разрушенным коммунальным хозяйством.

    Добра к приезжим, фотогенична и достаточно компактна Сирия. Я там был не меньше пяти раз. Большое количество древних крепостей всех времён усладит не только археолога, но и любого человека, кому не лень полазить по тысячелетним башням. Наверняка я там ещё когда-нибудь появлюсь.

    Очень многообразная и интересная для путешествий страна Китай. Единственное неудобство – это сложный для нас китайский язык. Но и там я планирую как-нибудь пожить, наверное в южном и солнечном городе Куньмин. Снять там квартиру, объехать все его окрестности... Буду там жить – заглядывайте в гости. Заодно и китайский подучим.


    * Неужели можно ездить автостопом по арабским странам?

  
Очень даже можно. Там не хуже, а, наверное, даже лучше, душевнее, чем в других.  Мне кажется, люди там проще, честнее и гостеприимнее. Сирия, Иран, Судан, Пакистан, Индонезия – примеры таких волшебных, дружелюбных стран... Супер-страны!

    Вообще, почти нет стран, где нельзя путешествовать автостопом. Если есть жители, то они как-то перемещаются. Значит, и нам можно перемещаться с ними. Две страны пока под вопросом – Северная Корея и Бутан. Там иностранцу много чего нельзя. Да в КНДР и транспорта почти нет. В остальных странах, насколько я знаю, можно.


Сказки тысячи и одной ночи - арабские страны!
 

    * В некоторых странах запрещён автостоп?

    Не во всех целиком странах, а на некоторых территориях, дорогах, местах. У нас же в России тоже есть знак «Остановка запрещена», стало быть и автостоп тоже в этом месте запрещён. А под знаком «Не стопить» мы активно стопили в Намибии, в городе Свакопмунде – у нас и фотография есть, она очень известна. В южной половине Египта и на Синайском полуострове менты мешают стопить иностранцам, и путешествие там превращается в игру в прятки с полицией. В некоторые места вообще запрещён въезд иностранцев без гида и спецразрешения (в национальные парки, в погранзоны, на военные полигоны, в алжирские пустыни и т.д.). В некоторых же местах мы и рады бы стопить, да машин почти нет или одна в месяц проезжает, или – как у нас на Крайнем Севере – только зимой (а летом попал — и жди до декабря). Так что есть места, где не постопишь, или это очень трудно — по тем или иным объективным причинам. Так что начиная путешествовать, изучите этот вопрос, поспрашивайте умных людей лично или узнайте о возможных трудностях в Интернете. Скорее всего, вы в такие места сразу и не доберётесь – далеко!



    * Почему ты так любишь эти исламские страны?

    Что-то меня тянет туда. Мне кажется, люди там проще, честнее и
гостеприимнее. Сирия, Иран, Судан, Пакистан - примеры таких волшебных,
дружелюбных стран... Супер-страны!
Гостеприимство - национальная особенность арабов.
    # Я бы добавил, что люди там ИСКРЕННИЕ. Искренние в самом наивысшем смысле
слова. Если человек не любит Америку, он так тебе говорит и действительно так
оно и есть. И если он рад встречи с тобой, то настолько искренне, что ты ни на
минуту не можешь в этом усомниться и предположить, что своим появлением доставил
ему какие-то неудобства.  #

    * Планируешь ли ты посетить США?

    Настанет время, доберусь и до них. В ближайший год не спешу.



    * А как можно попасть автостопом в Америку (Африку, Австралию,
Антарктиду)?


   
Разберём по порядку.

    Путь автостопом в Америку проложили в 1992 г члены Петербургской Лиги Автостопа. Ехать можно только зимой, через Сибирь, Якутию и Чукотку, и далее авиастопом через Берингов пролив на Аляску. Берингов пролив не замерзает, и зимней дороги в Америку нет – можно только перелететь. Желающие повторить – помните, что это очень трудно, ибо дорога от Москвы до востока Чукотки занимает 2-3 месяца, проехать можно только с февраля по апрель, морозы могут достигать -55 и ниже, машин же очень мало, а в некоторые годы вообще может и не быть зимника. Путешествие автостопом в Америку – занятие для автостопных спортсменов, а простой человек, не привычный к холоду и не имеющий трёх месяцев только на дорогу в одну сторону, – проще может туда улететь за свои деньги. Когда я направлюсь в Америку, именно так и поступлю: куплю билет и улечу.

    Наземный путь в Африку возможен через Европу+Марокко (вариант Ф.Леонтьева, 1996), через Иорданию+Египет (вариант АВП, 1999, 2000), через Иорданию+Израиль+Египет (2008) или через Иран+Оман+Йемен+Джибути (вариант В.Шарлаева+О.Костенко, 2000). В первых двух случаях вам потребуется использовать по одному парому. В четвёртом варианте у вас будет две переправы, причём из Ирана в Оман успех уплыва крайне маловероятен. А кроме этих переправ, весь прочий путь вы можете проехать по земле, в том числе и автостопом.

    Путь в Австралию был проложен в 2000 году В.Шаниным и его последователями. Они направились из России через Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию, Индонезию, Восточный Тимор.  В 2002 году проехал туда и обратно известный путешественник Гриша Кубатьян.  На этом пути вам потребуется использовать несколько паромов или авиастопных переправ, но самой главной трудностью будет сама австралийская виза.

    Автостопом в Антарктиду мало кто добирался. Например, Кубатьян, уже упомянутый, вписался в антарктический круиз (с юга Аргентины). Полностью от Москвы до Антарктиды автостопом мои знакомые не добирались.

    Люди, направляющиеся туда на работу, доставляются на наши антарктические станции пароходом. Пароход сей раз в год плывёт из Питера, посещает Антарктиду, привозит новую смену полярников, забирает старых и везёт их обратно в Питер. Вообще же в Антарктиде (как и на Луне, Марсе и т.д.) нет населённых пунктов, и эти места не входят в науку вольных путешествий – это скорее “экстремальный туризм” (антарктический, космический и прочий). Подробности читайте в книге “Дорожные байки”, раздел “История и перспективы российского автостопа”.

     Главная проблема попадания автостопом на острова и в иные изолированные точки планеты – это проблема международного гидростопа, т.е. вольного плавания на попутных международных грузовых судах. К сожалению, эта проблема до сих пор не решена. Несколько раз мы сталкивались с невозможностью уплыть куда-либо, и ни разу мы не видели людей, которые плавают таким гидростопом ныне.

    Конечно, разные приятные исключения из правил были. А.Воров и М.Дуткевич из ПЛАС, завершая в 1993 году свою кругосветку, уплыли на русском пароходе из Аргентины в Португалию. Игорь и Даша Фатеевы переплыли из Сенегала в Кабо-Верде на попутной яхте. Валерий Шанин, завершая свою кругосветку в 2002 году, уплыл из Эквадора в Питер на банановозе. Известный пешеход Владимир Несин совершил много плаваний, и даже пересёк Тихий Океан, благодаря своим связям с Дальневосточным пароходством «FESCO». Новосибирский путешественник В.Лысенко уплыл из индонезийской Джайпуры в Науру, а потом на Кирибати и далее вдоль экватора по предварительной факсовой договорённости с ходящим раз в год чилийским судном (он очень мудр). Но в общем плавание весьма трудно. Из Порт-Судана мы не уплыли, из Кейптауна тоже никто никуда не уплыл, хотя были и русские суда, на Питер в том числе.

    Ныне капитан не может принимать решения сам: решение о перевозке гидростопщика принимает его агент, и его хозяин, и его пароходная компания, – и все эти начальства находятся от вас, гидростопящих, на другой стороне света. Связаться с ними, уговорить, в течение тех часов или скоротечных дней, что пароход стоит под погрузкой, – вряд ли возможно, а нелегальными проникновениями на суда мы не занимаемся.

    Тем более, не забудьте, что пароход приходит обычно неожиданно, а вам надо заранее обзавестись визой в страну назначения, а это не так быстро... Говорят, что наличие паспорта моряка может, в принципе, упростить гидростоп; другие говорят, что плавать можно только на яхтах... Но в данный момент вольные путешественники пока не овладели водной стихией.

    Внутри одной страны, например России, плавать значительно проще. Так мы уплыли с Магадана в порт Ванино на морском пароходе; так мудрецы попадали неоднократно на Камчатку из Владивостока; так я угидростопился по Анголе из Лобито в Луанду; а в Индонезии в 2008 году я сменил два десятка самых разных плавательных средств. Но вот уплыть на обычном международном грузовом пароходе, из одной страны в другую, мне ни разу не удавалось. Пробуйте – может быть, у вас это получится!
 

 * А ведь некоторые люди плавали на попутных кораблях! Значит, это возможно?

    Я и не говорю, что невозможно. Нет управляемого международного гидростопа. Под управляемым международным гидростопом понимается такой процесс, или стратегия, или верней алгоритм, который позволяет из одного порта, назовём его А, переместиться в другой порт, назовём его Б. К алгоритму должен прилагаться список возможных портов (или же алгоритм действует во всех портах мира) и способ оценки скорости передвижения – ожидаемое максимальное время путешествия должно быть существенно меньше средней продолжительности человеческой жизни. Практическое применение имеют, конечно, алгоритмы, позволяющие попасть из порта А в порт Б за время, меньшее, скажем, трёх лет.

    Что касается множества возможных для гидростопа портов – оно должно включать, ну как минимум, по одному порту в каждом обитаемом континенте (в Африке, Северной и Южной Америках, Австралии, Азии и Европе) и как минимум по одному порту в каждой стране, расположенной на остовах. По-настоящему универсальная технология должна охватывать и большее число портов, но указанное выше – это необходимый минимум, иначе технология не имеет смысла и не будет работать.

    Я встречал некоторых людей, которые международно плавали на попутных кораблях, хотя бы раз в жизни, имена некоторых из них перечислены в этой книге выше. Также как я встречал людей, выигравших когда-либо в лотерею. Но людей, освоивших управляемое перемещение по миру на кораблях, я не видел, так же как и не видел людей, которые сделали бы выигрыши в лотерею длительным способом заработка. Все же мои знакомые (порой даже хорошие знакомые), разводившие разговоры о том, что они знают, как плавать во все страны на яхтах и пр., — никуда не плавают, а только разговаривают, а если даже и отправляются после разговоров куда-то плыть, то туда не уплывают.

    Дело гидростопа имеет сейчас, в основном, теоретический интерес. С повсеместным удешевлением авиабилетов, возможностью найти дешёвые авиарейсы по Интернету, с возможностью заработать в России вполне значительные деньги, — искать пароходы годами в портах далёких Азий стало не очень нужным. Значительно проще заработать денег в Москве или в разных странах, или одолжить эти деньги у своих друзей, и на полученные средства купить недорогой авиабилет, сэкономив тем самым время. Из Москвы в Латинскую Америку люди улетают за 15-20 тыс.руб. в оба конца; даже если и нашёлся бы секрет гидростопа, то за два месяца плавания (месяц туда, месяц обратно) можно добыть денег значитеьно больше. Так что, с ростом благосостояния россиян, алгоритмы международного гидростопа имеют лишь научное, теоретическое значение.

    * Совершал ли ты кругосветное путешествие?

    Нет. Одна была попытка – большая экспедиция АВП 2000-01 года была сперва заявлена как Кругосветная, но из-за невозможности уплыть из южной Африки в Америку поездка превратилась в Трансафриканскую. Впоследствии понял, что кругосветиться и не нужно. Тут – или ехать быстро, как Воров, и ничего не посмотреть, -- или двигаться медленно, как Шанин, в течение трёх лет осуществить задуманное. В моём же ритме жизни удобней смотреть страны мира по частям, чем объедаться странами просто ради спорта или количества.

    Кстати, почти все мои знакомые, отправляясь в свои «кругосветные» путешествия, в какой-то момент объедались поездкой и заканчивали её – кто в Индонезии, кто в Таиланде, кто в странах Африки. Автостопную кругосветку совершил лишь Воров.


    * Можно ли ездить за границу без загранпаспорта?

   
Без загранпаспорта можно посещать только некоторые страны бывшего СССР. С 1 января 2005 года вроде бы только в Украину,  Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Абхазию и Южную Осетию. Я не встречал ещё ни одного человека, который бы съездил во внешний мир (вне бышего СССР), не пользуясь загранпаспортом, – хотя я когда-то интересовался и искал таких нелегалов. Вероятно, такое ничтожное, ненаходимое число нелегалов объясняется двумя причинами: (1) загранпаспорт сейчас получить легко; (2) возможно, люди, проникшие-таки в какие-либо страны без загранпаспорта, так рады этому, что возвращаться домой не спешат.

    Загранпаспорт получить действительно легко – если у вас есть прописка, но нет судимости и нет проблем с армией или с секретной работой, – он обойдётся вам примерно в 1000 рублей и месяц ожидания (делается в паспортном столе по месту жительства). Если у вас есть какие-то трудности – для вас существуют многочисленные фирмы, которые решат все ваши проблемы за сумму, эквивалентную сложности проблем. Всяко проще заработать деньги, чем париться с нелегальным переходом советской границы.

    Зато многие люди, имеющие загранпаспорт, но не имеющие виз, когда-то в 1990-х совершали проникновение из Польши в страны Западной Европы. Это тогда, когда Польша ещё была безвизовой, а Германия – трудновизовой. Из таких людей примерно 50% вылавливали и депортировали европейские, чаще германские власти (внося в компьютерный список официально невъездных на 5 лет), а остальные 50% успешно путешествовали и даже порой оседали в Европе. Я не советую уподобляться этим людям – проще сделать визу и не шифроваться. Тем более что Европа стала выдавать визы очень легко обладателям российского паспорта.

    В странах Азии и Африки я категорически не рекомендую нелегальничать – на депортацию там денег не выделят, но в зиндан посадят, а условия там не европейские.


    * А если не дают визу, а обойти страну нельзя, пойдете нелегально?
Случалось?


   
Один известный путешественник говорил: если нам не дают визу, значит, надо ехать без визы. Многие в 1990-х годах следовали его совету, попадая, однако, исключительно из одной страны Европы в другую. А вот мудрецы АВП, и я в том числе, не считаем полезным нелегальное посещение стран. Мало того, что можно поиметь неприятности, попасть в тюрьму (в бедной стране) или оказаться депортированным (из богатой страны), – также когда мы захотим в этой нелегальной стране получить визу в следующую страну, возникнут проблемы ("а здесь вы по какому праву?”). Так и придётся во все прочие страны ходить нелегально, пока не поймают.


    * А если замаскироваться?

     
В Европе это проще – мы всё же белые. Но попадать без визы даже в такие мирные страны, как Танзания или Судан, – не советую. Чёрной краской не покрасишься, язык свободно не выучишь. Там, где один белый на сто тысяч чёрных, вычислить нелегала не составит труда. А там и неприятности...
Почувствуйте разницу! На заднем плане - К. Шулов 1999 г.
  


    * Неужели есть страны беднее России?

     
Таковых стран весьма много – больше половины. Беднее среднероссийского уровня живёт абсолютное большинство людей мира: три миллиарда из жителей Азии, почти миллиард из жителей Африки, ещё куча народу в разных частях мира. Ещё миллиард живёт в схожих с нами условиях (по уровню развития экономики), и ещё миллиард – богатые страны и народы: Европа, США, Канада, Австралия, Япония, разные мелкие и денежные регионы типа Кувейта, Гонконга, Сингапура, где денег много, людей же  – мало.

    Наша же российская действительность весьма цивильна, богата и хороша в сравнении с большинством мест на планете. Особенно если взять большие города, расположенные между Петербургом, Москвой, Белгородом и Красноярском. Возможность самореализации для человека, родившегося в России, — именно здесь наибольшая. Не ищите счастья за бугром. Если же вы живёте в маленьком посёлке и там тоскуете по интересному общению и по деньгам, проще перебраться в большой россйиский город, чем за рубеж.


    * В какой стране тебе нравится больше всего?

      
В России.

    Если бы мне больше нравилось жить в какой-либо иной стране, – я бы уже туда перебрался. Но я доволен, что родился и живу в России – вероятно, здесь моё место, и навсегда переселяться не собираюсь.

    Помимо России, мне приятно жить и путешествовать по Украине, по Индонезии, по Ирану, Сирии, Судану. Очень комфортная страна Таиланд – там застряли на месяцы и годы многие мои друзья. Одако, слишком комфортные внешние условия часто приводят к лени и безделью. А если я родился в России, в Москве, то с большой вероятностью, где-то в этой местности мне проще выполнить моё предназначение


    * А если бы в России стало по каким-либо причинам невозможно жить,
куда бы ты перебрался?


     
Сложный вопрос. Наверное, на Украину.

    А вообще есть многие приятные страны. Индонезия, например, или другие – я уже писал о них. Но там приятно путешествовать, а делать-то что полезного там?

    Один из основателей АВП, мой друг Сергей Зубцов, написал отличную книгу «Как жить в Западной Европе». На своём опыте, и опыте многочисленных эмигрантов, он описывает структуру современного западного мира, делает выводы – выгодно ли это экономически? Как там с общением, с самореализацией, с бюрократией? Кто там приживётся, а кто не очень? С.Зубцов сделал свой выбор – поменял обратно Францию, в которой прожил немало лет, на Москву.


    * В Африке жарко?

     
Африка очень разнообразна по своему климату.  Есть действительно жаркие места, например юг Египта и север Судана. В Судане, куда мы въехали в конце августа, мы грелись при +45°C в тени. А вот, например, в горной Эфиопии мы после этого мёрзли: там было днём +20 или +25°C, а ночью и утром порой +12 и даже +10°C. На экваторе, в Кении, было прохадно (опять-таки из-за горной местности); в Танзании было то жарко, то мокро, в Замбии – нормально, в Ботсване – опять жарко, до +40°C, но это мы попали уже в лето южного полушария. А вот на вершине Килиманджаро постоянно лежит снег – хоть это и почти экватор, но высота 5895 м.

    Когда едешь автостопом, а не на самолёте, перепады климата ощущаются не так остро. Организм человека привыкает к теплу и к холоду. В жарком климате человек становится неторопливым и ленивым, потребляет много жидкости и мало пищи. Но, я думаю, даже +50°C в тени – вполне переносимая температура, если воздух сухой.


    * Случалось есть что-нибудь экзотическое?

   
Многие цивильные туристы, возвращаясь из буржуй-туров, рассказывают, как они ели в ресторанах всякие экзотические "национальные блюда": сушёного крокодила, мозги живой обезьяны, вшей в блошинном соусе и многое другое. Может быть, кто-то и думает, что эти специально подготовлненные для интуристов блюда и есть реально распространённые народные блюда местной кухни, что местные каждый день едят. Но это не так.

    Для сравнения представьте себе типичных показушных русских красавиц в сарафанах, с балалайками и матрёшками в руках. В быту таких не встретишь, а для интуристов можно и принарядиться. И вынести "национальное русское блюдо Русские Блины" – которые вообще-то не являются ежедневным народным питанием.

    В реальной жизни простые люди всех стран мира едят весьма простые блюда: картошку, рис, мясо, фрукты, овощи, сыр... в общем, почти всё то же, что едим и мы в России. Мы в дороге питаемся тем же, что едят обычные местные люди, и потому особого супер-разнообразия не ощущаем. Да и не тянет на сие: помнится, мы в Замбии видели, как продавали и ели сушёных гусениц и кузнечиков (а в Китае – личинок каких-то) – так мы и пробовать не стали!


    * Какие языки ты знаешь?

     
Я свободно владею только русским языком. Средне знаю английский, ещё по сотне слов – арабский, фарси, индонезийский; десяток слов на урду, турецком, амхарском. Все эти знания приобретаются не дома, не из книг, а по ходу общения с носителями сих языков.

    Вообще для того, чтобы общаться с населением дальних стран, вовсе не обязательно быть полиглотом и учить заранее десятки языков. Всё происходит по-другому.

    Направляясь в страну с неведомым языком, постарайтесь найти ещё дома, или по дороге – ещё до границы, или вскоре после неё человека, владеющего ещё известным вам языком, и выведайте у него несколько полезных фраз на языке страны назначения. Узнайте, как будет "денег нет", "подвезите по трассе", "можно спать здесь?", "можно?", “прямо”, и т.д.. Запишите эти фразы и постепенно накапливайте их.

    Если водитель остановившейся машины вас не понимает, не пытайтесь комбинировать фразы из всяких малоизвестных вам языков. Обратитесь к нему по-русски. Во-первых, интонация будет правильной; во-вторых, бывает и такое, что водитель или кто-то из пассажиров и впрямь поймёт; в-третьих, в русском языке, как и во всех прочих, много интернациональных слов, и есть шанс, что ваш собеседник догадается, о чём речь.

    Жесты, картинки, интернациональные слова, выражение лица – всё это поможет вам в общении с другими умными людьми, даже если язык слов вам неведом. Конечно, общение без слов медленнее, чем со словами, но если у вас есть время и желание, то всё можно объяснить – особенно если собеседник сообразителен и хочет вас выслушать и понять.

    Если же вы или ваш собеседник не мудры и не хотите выслушать и понять друг друга, то даже владение обоих русским языком не приведёт вас к успеху. Так, бывает затруднительно общение с нашими, отечественными алкоголиками и некоторыми ворчливыми бабками.

    Так что секрет общения – не в том, чтобы заранее запасти в своей памяти тысячи слов на всех языках мира, а в добром желании общающихся.


    * Разве английского недостаточно?

    
Английский язык, рассматриваемый некоторыми домоседами в качестве международного, – вовсе не является таковым. Даже в бывших английских колониях типа Индии, Пакистана, Судана... 90% людей английским не владеют. Английский могут знать лишь отдельные образованные городские люди, бизнесмены, учителя, отличники-студенты, работники посольств, а также те, кто занимается выколачиванием денег из туристов (для этого им английский и нужен). Поэтому самые популярные в мире английские фразы – "Hallo, mister!" и "Give me money!" Эфиопы же не знают и этих слов; единственное английское слово, известное каждому эфиопу с 2-летнего возраста – "You!" ("Ты!")

    Как и у нас в глубинке, так и в любой стране мира местные жители, водители машин, крестьяне, как правило, говорят на своём одном локальном языке.

    Из всех посещённых мною стран только жители Замбии почти все знали английский; да в Намибии и Ботстване таких умников было не меньше половины. В Египте, и в Иране, и в Сирии, и в Турции, и в России, и в Анголе, и в Китае, и в Индонезии, самые дружелюбные люди обычно не знают никаких языков, кроме своего.



    * Как повсюду относятся к русским?

   
В странах СНГ, в большинстве своём, простой народ давно уже мечтает о воссоединении с Россией и ностальгически вспоминает времена СССР. В Таджикистане, например, десять лет (1991-2001) туристов почти не видели. Сейчас начали появляться, после долгого перерыва. А вот в Чечне, например, когда идёшь с рюкзаком, все оборачиваются, встречные машины останавливаются: турист? альпинист? вот это да!

    В тех зарубежных странах, где мы когда-то строили социализм, возводили заводы, прокладывали дороги, воздвигали плотины, копали каналы, – во всех этих странах мы вызываем ностальгическое воспоминание. Многие так и не поняли, почему деньги в СССР кончились, и почему накрылся сам СССР, и всем интересно, когда же Москва опять разбогатеет и мы опять начнём во всём мире строить, лечить, учить, воевать, копать, возводить и снабжать деньгами все бедные нации мира. В таких странах – ностальгическое, хорошее воспоминание.

    Во многих странах бывшей "социалистической ориентации", например в Сирии, Эфиопии, Лаосе, Анголе можно встретить много советских машин, много людей, учившихся у нас и говорящих по-русски, и, соответственно, найти особенно хороший приём среди таковых.

    Прибалтика и Западная Украина не мечтают вернуться в СССР, но простой народ тоже хорошо относится к путешественникам из РФ. Проявления вредоносного национализма, о которых много говорили в 1988-1995 гг, сейчас практически исчезли. Правда, выросло поколение людей (кому меньше 25 лет), которые говорят не по-русски, а на своих языках – существенный процент таких есть в Эстонии, в Литве. В Узбекистане, кстати, тоже. Но то, что они говорят не по-русски, а по-своему – это не признак их плохого отношения к русским, а обычное естественное свойство (мы же тоже, за редким исключением, не говорим по-узбекски или по-эстонски).

    В то же время в некоторых странах, где социализм не строился, местные жители имеют крайне смутное представление о том, где находится Россия, Москва или СССР. В Ботсване несколько раз меня переспрашивали, где находится Россия – в Европе или в Азии, а один водитель даже предположил, что это остров. Но надо отдать должное людям мира – ещё не было выявлено стран и регионов, где было бы устойчивое негативное отношение к русским среди простого народа. Люди сами по себе дружелюбны, особенно в незагаженных интуризмом местах; и когда мы недавно ездили по Афганистану – отношение было превосходным. Думаю, если, например, американец приедет в Ирак и будет путешествовать автостопом – отношение к нему местных жителей будет хорошим, и любопытство будет: живой американец! вот это да! пошли ко мне в гости!

    А вот власти, посольщики и чиновники, а также полицейские некоторых стран мира могут предполагать в нас потенциальных нарушителей, шпионов и т.д.. В том же Афганистане полицейские подозревали бородатых нас в том, что мы террористы из Аль-Каиды. Здесь уже будьте внимательны и не давайте повода к развитию этих предположений. Хотя люди мира – одна семья, но вот бюрократы мира – не таковы.


    * Много ли русских в дальних странах?

   
Много. Русские (бывшие советские) – вообще международная нация. Русские моряки встречаются во всех портах мира; русские геологи добывают золото и алмазы во многих странах; русские летают, воюют, занимаются бизнесом, воруют, работают врачами, военными специалистами во многих странах Африки; строят АЭС в Иране, продают сувениры в Намибии; это не говоря уже о том, что миллионы бывших советских граждан переселились в Америку, Европу, Израиль – где вообще "на четверть бывший наш народ". Говоря опять-таки словами Высоцкого, "проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке". Всюду наши! В ста основных странах мира.

    Можно найти клубы русских в Интернете – для этого можно набрать в поисковике «Русские в стране Х».

    Граждане бывшего СССР, увидев в весьма дальних странах нас, автостопщиков-соотечественников, обычно рады нам. Чем меньше в такой-то стране русских, тем больше рады. А вот там, где русских уже весьма много, там трудно рассчитывать на ночлег у первого попавшегося вам русского. И это совершенно естественно.

    Мало русских в тех странах, где не строился социализм, зарплаты невелики, и войны нет. В таком случае мало стимулов попадания туда наших соотечественников. Если в стране нет российского посольства, а визу получить трудно, — это признак того, что русских в стране почти нет (может только жёны аборигенов, учившихся в СССР когда-то и потом вместе в свою страну уехавших). Среди мелких стран Чёрной Африки и Океании такие страны попадаются.



    * Никто из автостопщиков в дальних странах на ПМЖ не оставался?

    
Бывает и такое.

    Вообще среди вольных путешественников есть небольшой процент людей, залипающих надолго в иноземных странах. В Кругосветке А.Ворова один из четырёх участников остался навсегда в США, да и прочие участники экспедиции провели там немало месяцев, зарабатывая деньги. Эдуард из г.Певек, достигнув с В.Шаниным Австралии, попросил там политического убежища, да и сам Шанин больше года провёл в Австралии. Игорь Фатеев ("Бродячий проповедник") со своей женой Дашей прожили больше полугода в Мавритании, и ещё дольше – в Сенегале, а сейчас уже 8 лет живут в Бразилии – видимо, навсегда. Демид Манышев, Илья Алигожин, Андрей из Сыктывкара и многие другие мои друзья провели в Таиланде несколько лет, работая там гидами для русских туристов.

    Немало автостопщиков зависло и в Европе на месяцы и даже годы.  Руслан Кокорин, ездивший с нами в Индию, ныне живёт в Ирландии (уже больше десяти лет). С.Зубцов прожил несколько лет во Франции, но потом вернулся в Россию. Итак, суммирую: некоторые люди, достигая иных стран, задерживаются там на многие месяцы, или даже годы, и благополучно существуют.

    Многие русские, уже живущие в дальних странах много лет на легальных основаниях, – когда-то приехали туда автостопом или иными способами в качестве туристов и застряли и легализовались там. Что ж, бывает оно...

    Существует и большой поток миграции, когда люди из не-столичных городов России, или из других стран СНГ, путешествуют автостопом по бывшему Союзу и наконец остаются жить на несколько месяцев или лет в Москве, Питере или в другом городе, где понравится. Таких внутренних эмигрантов довольно много.



    * Приходилось ли скрывать, что ты русский, из Москвы?

     
Не случалось.

    Многие новички, в начале своих путей беспокоятся о якобы существующих в стране антимосковских настроениях (соответственно, в мире – об антирусских настроениях)... Реально беспокоиться нечего, и в своей принадлежности к России и к Москве я не вижу ничего греховного. И местные жители нигде не нападали на меня. Ни на Западной Украине, ни в Афганистане, ни в Чечне, ни в Прибалтике – нигде, хотя обыватели порой мнят, что в этих местностях всех москвичей (русских) «не любят».

    За 20 лет моих путешествий никто не обижал меня по причине того, что я из Москвы. На юге СНГ удивлялись, подозревая в не-московском и не-русском акценте. Кое-где меня принимали за чеченца, немца и даже за японца! Я, как мог, рассеивал эти заблуждения.



    * Был ли ты в Чечне?

     
Пока один раз только, и только в Грозном и в Гудермесе (в 2008 году).

    Что касается Чечни, первым её посетил (из путешественников наших дней)  Игорь Фатеев ("Бродячий проповедник") – это было в 1997 году (при Масхадове). В 2003 году в Чечне побывали автостопщики Тюмени (см. рассказ Александра Иванова в Сборнике АВП-2004) и другие разные люди, и теперь путешественники бывают там регулярно. Это  чревато неприятностями, но не от самих чеченцев, а от федеральных сил. Вас могут заподозрить в том, что вы и есть главный чеченский террорист, будут долго мурыжить, таскать в милицию и ФСБ – так что запаситесь документами, терпением и временем. Таким же недостатком отличается Ингушетия – изобилие и вседозволенность ментов и всевозможных спецслужб, постоянные зачистки в поисках террористов-ваххабитов, к которым могут причислить и путешественника.    

    Если у вас есть при себе загранпаспорт с штампами мусульманских стран, если ваши штаны закатаны, а под ними не окажется трусов, если у вас при себе есть географические карты – упаси Боже – с любыми пометками, если в вашем кармане есть чётки, если ваши усы подстрижены, а по арабски вы знаете чуть больше, чем просто «саляму алейкум» — вы типичный «ваххабит», по мнению ментов. Приготовьтесь к задержанию, и к «обработке» нашими доблестными органами, которые повысят, с вашей помощью, число вскрытых злодеев.
 

    * А зачем ты ездил в Чечню?

    Для того же, для чего я езжу в другие страны, регионы. Чтобы познакомиться с людьми, посмотреть города, продолжить свою идею о доброте и единстве окружающего мира. Нет плохих стран, нет плохих народов, и находясь в Чечне, мы можем вновь в этом убедиться. Все теории о том, что в «опасных» регионах вовсе не опасно, а народ проявляет повышенное гостеприимство, полностью оправдались и здесь. Кроме того, хотелось узнать мнение о последней кавказской войне с точки зрения не журналистов, а самих людей, пострадавших от войны.
 

    * Какие самые гостеприимные страны / народы?

    Мой долгий опыт путешествий навёл меня на мысль о том, что уровень гостеприимства зависит от плотности населения в данной местности. (Под гостеприимством я понимаю способность позвать человека с улицы в гости и на ночлег, и частоту таких случаев.) В тех местах, где плотность населения низкая – это могут быть и деревушки северного Судана, и наши северные деревни и избушки, и хижины обитателей Новой Гвинеи, и палатки арабских кочевников-бедуинов, и монгольские либо памирские юрты кочевников – в этих местах каждый новый человек редкость, и вас быстро и с удовольствием затащат в гости. В тех же местах, где плотность населения крайне высока – это мировые столицы, их окрестности, а также Китай и Индия – вероятность зазывания вас в гости довольно низка, так как все, кто желал познакомиться с новыми людьми, уже много раз имели возможность это сделать. Но тот же китаец или москвич, попав, например, в африканские джунгли на работу (устроившись туда строителем, церковным пастором, золотоискателем или врачом), встретив вас в своей деревне или на пути к ней – тут же позовёт вас в гости и поселит в своём жилище, радуясь свежему человеку со стороны.

    Также гостеприимство зависит от среднесуточной температуры: в тёплых странах люди целыми днями слоняются по улицам, и мы им видны; в зимней Сибири люди вечером сидят по домам и нас не видят – темно, а окна заиндевели. Не видят нас, не знают, что надо нас позвать в дом!

    Помимо плотности населения и температуры, есть и другие, не учтённые мной факторы. Почему-то степной Казахстан менее гостеприимен, чем многолюдная Ферганская долина. В СНГ наиболее гостеприимны Таджикистан, Южная Киргизия, Узбекистан, Чечня и Дагестан, Грузия с Арменией. Меньше всего зовут в гости (на улице встречаемые) жители Прибалтики и Казахстана, а также Москвы и других городов-миллионников. Но тут можно найти другой подход – списаться заранее по интернету, или на месте найти тусовку себе подобных, или... Остальные восемь способов читайте подробно в моей книге «Практика вольных путешествий».


    * Можно ли использовать рейсовый транспорт, гостиницу, сходить в ресторан... если есть деньги?

   
Можно. Это же вольное путешествие, а не упражнение на аскетизм или попытка поставить рекорд экономии денег.

    Но вольные путешественники часто используют попутный транспорт вместо рейсового, и ищут вписку вместо того, чтобы пойти в отель, и причина этого – не денежная. Она раскрыта ниже.


    * А не проще ли купить путевку и отдохнуть, как все нормальные люди?


Лучший отдых мудрецов! Фото О. Костенко

 

    Начну со сравнения. Если вы посмотрите на состав современной красиво упакованной еды, – то вы можете прочитать там такие вещи, как "натуральные и идентичные натуральным вкусовые и ароматические вещества", или "комплексная пищевая добавка 'Сыр'"... Так вот, разница между едой, выросшей на грядке и приготовленной на огне, и комплексом из "натуральных и идентичных натуральным вкусовых и ароматических веществ" – это и есть разница между вольным путешествием и поездкой от турфирмы.

    Разница между приглашением в гости и ночлегом в гостинице. Разница между купанием в настоящем море и хлорированным бассейном. Разница между настоящей жизнью и театром.

    Поездка от турфирмы – тот же театр, та же комплексная пищевая добавка "Сыр". Специально для вас приготовленный транспорт, обслуга и ночлег, экскурсия по специально для вас благоустроенным местам дадут вам совсем не то впечатление о стране, какое получим мы, вольные путешественники. Мы едем в тех машинах, в коих едут местные жители, и вместе с ними вытаскиваем грузовики из грязи и песка; ночуем в тех же домах и едим ту же пищу, приготовленную на огне методом, привычным в этой стране; сегодня нас приглашает в свою хижину бедняк, завтра – бизнесмен-миллионер; общаемся на местном языке (пусть знаем всего несколько слов), и стараемся понять людей, говорящих с нами тоже на их реальном языке; мы чувствуем вкус природной, не ресторанной пищи, запах базаров, храмов и улиц; вместе с другими жителями этой страны мы живём близкой к ним жизнью и узнаём о них больше, чем проезжающие мимо на джипах клиенты туристических фирм.

    Ананасы с грядки и финики с пальмы, ангольские дороги и турецкие автобаны, тысяча настоящих закатов и утр на всех берегах, настоящие северные комары летом и полярное сияние – зимой, магаданские бичи и индийские сикхи, северные просторы и тропические дожди... Аромат реальной жизни, чувство всемирного братства людей – это то, что никогда ни за какие деньги не даст вам ни одна турфирма в мире. Аромат настоящей жизни!.. Что тут может значить "смесь натуральных и идентичных натуральным вкусовых и ароматических веществ"?

* ВЕЩИ В ПУТИНЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ * ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ * СТРАНЫ И НАРОДЫ * АВТОСТОПНЫЕ КЛУБЫ ВПИСКА. ДОМА АВП * ДЕЛА РАЗНЫЕ *

line1.gif (4491 bytes)
     Задавайте свои вопросы - сюда 

Вы читаете эти ответы на сайте АВП. Версия 25.04.10
    Если хотите заказать это в виде книги, то обращайтесь в раздел "Полезная литература".