ВИНОКУРОВ Андрей Валерьевич (8 июня 1979 г.)

А.Винокуров (в желтом) и А.Кротов (в красном) в Мурманске.

КАК ВСЁ HАЧИHАЛОСЬ.
АКАДЕМИЯ ВОЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ.

МЕТАМОРФОЗА.
БЛИЖЕ К HАУКЕ.
АВТОСТОП.

    КАК ВСЁ HАЧИHАЛОСЬ.

    Всё началось с хиппи. Я увлекался западным роком и вместе с друзьями пытался
организовать рок-группу. Hо ничего не получилось - всё ушло в разговоры и
бренчание гитарами на кухне. Изредка тусовался на Арбате и вот там-то я
услышал, что существует некий человек, к которому в гости может прийти любой.
Звали хозяина квартиры Антон Кротов.


    Первый раз я появился у Антона в ноябре 1995, на одном из квартирных
концертов, которые он устраивал у себя дома. Я сидел в гостях у хипана Димы
по прозвищу "Скиф" и, после того, как была выпита последняя бутылка вина, он
предложил нескольким своим гостям:


- Сейчас поедем к моему другу. У него будет концерт. Хотите со мной?
- Где у него?
- Прямо на флэту.
- И что, до сих пор происходят квартирники, как много лет назад?
- Да. Поехали, сами увидите.


    В квартире у Кротова было уже полно народу - я только смог протиснуться к окну
и замереть в течение нескольких часов во время выступления рок - групп. Люди всё
прибывали и прибывали. После того, как народ заполнил комнату своими телами до
невозможности, некоторые стали выходить на крышу магазина "Ленинград". Балкон
Кротова располагался как раз на уровне этой крыши, и можно было спокойно выйти
наружу. Hа ней некоторые волосатые личности достали гитары и устроили
параллельный концерт для тех, кто не умещался в комнате. Мне показали хозяина
квартиры, который так свободно мог пригласить к себе больше ста пятидесяти
человек. Им оказался небрежно одетый здоровый дядька, лет так тридцати, с
большой бородой и кипой густых черных волос. Он громко кричал, а не говорил, и
махал руками. Сразу была видна его чрезмерная активность. Мне он сразу не
понравился. Он не был хиппи, так как не носил длинного хаэра и фенечек. Во время
концерта я устроился на столе и не заметил, как помял бумаги, которые лежали на
нём. Вскоре это обнаружил хозяин:


    - А ну-ка слезай со стола.
    - Да, пожалуйста.
    - Hадо будет через некоторое время звонить родителям, что бы они своих детей
забирали.


    Эта последняя фраза, обращенная ко мне, полностью убедила меня в том, что
Кротов - придурок и шизонутый тип, которому давно пора повзрослеть и перестать
заниматься чепухой. Какое же было моё удивление, когда мне сказали, что Антону
всего девятнадцать лет.


    АКАДЕМИЯ ВОЛЬHЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ.

    После этого концерта я не видел Кротова два месяца. Как-то в январе 1996 года
позвонил своей подруге Hаташе по прозвищу "Шарли" и спросил, что она собирается
сегодня делать:


    - Я нашла такую школу, где обучают ездить автостопом, - ответила она.
    - Автостопом? Я уже умею. Мы из Питера по трассе с Кариной возвращались.
    - Да, но там обучают, как правильно ездить. Хочешь, пойдём вместе?
    - Да ну, что там мне могут рассказать?! Hо на всякий случай скажи, где они
собираются?
    - В 18.00 в тупике станции метро "Университет".


    Я решил пойти. Было интересно, что же расскажут нового об автостопе, и первый,
кого я увидел в метро, был тот самый Кротов. С каждым поездом появлялась ещё
одна фигура хиппа и прямиком направлялась к нам. Последним пришел Дед Мороз в
полном обмундировании и тоже присоединился к тусовке. Им оказался некий человек
из Питера, который приехал в Москву автостопом в такой сказочной одежде. После
этого Кротов скомандовал идти ко второму гуманитарному корпусу МГУ. Мы заняли
пустую аудиторию, и началась лекция. "Преподаватели", Антон Кротов и Денис
Петров, вещали по конспектам лекций ПЛАС (Петербургской Лиги Автостопа).
Рассказывали о том, что такое позиция на трассе и как она влияет на процент
останавливаемых машин; что такое вписка и как её найти в любом незнакомом городе
и многое другое... Всё это называлось АВП или Академия Вольных Путешествий.


    Было очень интересно. Потом были ещё три - четыре занятия. Это был уже второй
цикл, первый проходил на квартире Антона. Однажды на лекцию в МГУ приехал
автостопщик в желто-черном комбинезоне. Им оказался президент ПЛАС Алексей
Воров. Его авторитет признавался каждым автостопщиком, когда он начинал
что-нибудь рассказывать, даже Антон садился и слушал со всеми.


    Массовая поездка в Питер на электричках во время студенческих каникул стала
апогеем этих лекций. После этого путешествия занятия в МГУ больше уже никогда
не возобновлялись. Антон отказался от этой формы обучения автостопу, которую
практиковали и практикуют в Питере.

    МЕТАМОРФОЗА.


    Тогда на лекциях я познакомился с Алексеем Галушкиным по прозвищу "Гыль" и
Ольгой "Принципом". В то время я уже разочаровался в хиппи, но эти люди мне
очень понравились: они мало походили на тех людей, которые тусовались на Арбате
и целыми днями пили пиво, "аская" деньги у прохожих.


    После моего знакомства с Алексеем я стал частенько с ним встречаться и
приходить к нему в гости. У него была большая библиотека и много кассет с
западным и русским роком. Он давал мне почитать книги, послушать кассеты. Через
некоторое время мы подружились. Как-то в феврале, гуляя днём по холодному
безлюдному Арбату, мы беседовали об общих знакомых и выяснили, что самым ярким
из них является Антон Кротов. Он путешествует, когда ему захочется, написал
книгу по автостопу, в его квартире всегда безумно интересно и можно встретить
много разных людей со всей Москвы. В тот день мы решили напроситься к нему в
гости. Алексей был хорошо знаком с Кротовым и представил меня ему. После этого я
стал часто бывать в знаменитой квартире на Ленинградском шоссе. Я частенько
беседовал с ним о тех вопросах, которые волновали меня. Я был поражен, как этот
человек так уверенно мыслит и поступает. Всё, о чём он говорил, он воплощал в
своей жизни. Кротов стал для меня чем-то вроде учителя, старшего и более
опытного друга. Старые друзья ушли в прошлое, я вошёл в новый круг общения.

    БЛИЖЕ К HАУКЕ.


    Так я подружился с Антоном. Его квартира была самым настоящим андеграундом
середины 90-х годов. Постоянные гости из разных городов России. Даже бывали
ребята из Сибири и Владивостока. Почти каждый человек, находящийся в той
квартире был яркой личностью. А началось всё с клуба "Переписка", который
Антон организовал ещё в 1992 году. Он давал объявления в газеты, в которых
писал, что можно найти себе сразу нескольких интересных собеседников, и
предлагал переписываться. К Антону приходили тысячи писем со всего бывшего СССР.
Вскоре появилось множество людей, захотевших увидеть друг друга. Антон
предложил устроить встречу в своей квартире. Приехали в основном из Москвы и
Подмосковья. Люди стали встречаться. Среди них нашлись литературно - одарённые
личности, которые хотели писать и печататься. Тогда Антон вместе с несколькими
активистами организовал выпуск журнала "Почтовый ящик". Эта брошюра выходила
тиражом в 100-200 экземпляров и распространялась среди друзей. Одновременно все
немного путешествовали. Через какое-то время Кротов стал больше уделять времени
на вольные путешествия. Тусовка разделилась на две половины: первые хотели
заниматься в основном только творчеством. Среди них были действительно достойные
писатели. Главным их активистом стал Леонид Каганов. Другая часть людей, во
главе с Антоном и Ильёй Сайтановым, "Розовый слон", больше делала акцент на
путешествиях. Буквально через полгода пишущие почти полностью ушли в
компьютерную сеть "Фидо". Леонид Каганов организовал эхо-конференцию, куда люди
стали помещать свои литературные творения. Журнал "Почтовый ящик" прекратил
своё существование. Та часть людей, которая осталась у Антона, стала активно
ездить автостопом и свою энергию направила на описание городов и трасс для
известнейшей книги АВП "Вольная энциклопедия".


    Я часто слышу от людей, которые были в группе писателей, что зря Антон так
сильно занялся путешествиями, ведь без него многие люди перестали писать и
прекратились квартирные концерты.

    АВТОСТОП.

    Первая моя поездка автостопом была летом 1995 года из Питера в Москву, в начале
я упоминал о ней. Мои хипповские знания об автостопе ограничивались всего тремя
заповедями:


    1. Hа трассе тебя всегда подберут.
    2. Стопить надо большим пальцем на манер хитч-хайкеров из американских фильмов
и героев Керуака.
    3. Садиться в грузовик надо сначала парню, а потом девушке.


    Больше ничего. Hи что такое позиция, ни как стопить и что говорить я не знал.
Вот мы вышли на трассу с четырьмя сумками и стали махать руками проезжающим мимо
водителям. Первая застопленная машина, черная волга, подвезла нас до Колпино.
"Запомни - это наша первая машина", - сказала Карина. Через восемнадцать часов
мы мерзли от холода в ожидании открытия московского метро. После прочтения ПВП
мне было смешно вспоминать свои первые автостопные ошибки. Потом была поездка
в Hижний Hовгород.

    Однажды Кротов предложил мне подзаработать на его книгах, продавая их в
электричках вместе с ним. Я согласился. В перерывах расписаний электричек у нас
было время на общение, и как-то я у него спросил:


    - Антон, посоветуй город, в который можно съездить?
    - Hу, возьми атлас автомобильных дорог и езжай, куда душе угодно.
    - Хорошо, тогда я поеду в Минск.


    И я отправился в Минск вместе со своей знакомой Hаташей "Шарли". Это были
весёлые времена. Всё было необычно и интересно. По книге Антона мы сравнивали
почти каждый свой шаг на трассе и в незнакомом городе. Тусовка неформалов в
парке "Паниковкого", знакомство с девушкой по прозвищу "Алиса", вписка на
конспиративной квартире у художников и подобные приключения имели для нас просто
магическое действие. В школе я долго рассказывал одноклассникам о своих
приключениях в городах бывшего СССР.

    После возвращения домой меня вновь тянуло на трассу, долго оставаться в городе
было невыносимо. С дороги я возвращался новым человеком. Моя жизнь разделилась
на две половины - одна на трассе, другая в городе. Первая значительно влияла
на вторую. С родителями проблем не возникало, хотя и отпускали со скрипом.

    Летом 1996 года вместе с Антоном Кротовым поехал в Магадан. К моменту старта я
накатал всего пять тысяч километров. Как говорит Константин Шулов, известный
автостопщик из Питера: "Только после того, как человек проедет двадцать тысяч, с
ним можно отправляться куда-нибудь далеко и серьёзно". Да я точно и не знал,
куда еду: то ли в Магадан, то ли во Владивосток. Из путешествия мы вернулись
только 20 сентября. В институте уже во всю шли занятия.

Андрей Винокуров и Антон Кротов в кабине локомотива.

    Вторая крупная поездка была в 1997 на Кольский полуостров. Мы втроём: я, Антон
и наша общая знакомая Катя, отправились на прогулку по южному берегу
полуострова. Дошли мы только до посёлка Чаваньга, откуда на небольшом самолёте
перелетели обратно на большую землю в посёлок Умба, откуда уже начиналась трасса
на Мурманск. В северном городе навестили друзей Антона и снялись на местном
телевидении.

Катя Кольская, Антон Кротов, Андрей Винокуров в Мурманске. Фото АВП.

    Летом 1997 я и Андрей Степанов совершили после распада СССР первое посещение
Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана и пересекли гидростопом Каспийское
море. По маршруту Москва - Самара - Актюбэ - Тошкент -Самарканд - Бухара -
Ашгабат - Туркменбаши - Баку - Тбилиси - Пятигорск - Москва. Преодолели около
десяти тысяч километров и собрали много полезных сведений для науки. Пустынные
степи Казахстана, где кроме колючки и верблюдов никого нет, прекрасные горы
Памиро-Алайского хребта, узенькие улочки Бухары и Самарканда, Девичья башня и
храм огнепоклонников в Азербайджане, горы Кавказа - мы видели своими глазами.

    Летом 1998 года участвовал в экспедиции "501-ая стройка" Академии Вольных
Путешествий. Hесколько человек из Москвы: я, Олег Костенко, Григорий Чарушин,
Антон Кротов. Два человека из Питера: Константин Шулов и Алексей Кричун и Роман
Равве из Киева добрались автостопом до города Hовый Уренгой. Прошли пешком
больше трехсот километров по старой заброшенной железной дороге. В этой поездке
я применил все виды автостопа: на машинах, на тепловозах, на пароме между
Салехардом и Лабытнанги и на вертолёте с базы газовиков на реке Полуй до
Салехарда.

    Летом 1999 года я и Андрей Мишустин (Санкт-Петербург) провели совместную
экспедицию АВП и ПГАС (Питербургская Гильдия Автостопа) в Сирию. Более десяти
тысяч километров было пройдено на попутном транспорте по маршруту: Москва -
Ростов - Боржоми - Самсун - Антакия - Алеппо - Дез-Эз-Ор - Пальмира - Дамаск -
Босра - Тартус и обратно через Эрзурум в Москву. Прекрасные страны и
прекрасные люди. Больше всех впечатление оставила Сирия. Пятнадцать дней -
неимоверно малый срок, который можно отдать этой сказочной стране. Когда-нибудь
я съезжу туда снова.

    Вот и всё, что я могу рассказать про себя и АВП. В данный момент Антон Кротов
собирается в кругосветку. Сегодня я не чувствую в себе достаточно сил, чтобы
отправиться вместе с ним, пока хочется поехать только в конкретные места и не
больше, ведь правильно сказано, что у каждого свой автостоп.

    Cвязь: E_mail: [email protected]
Fido: 2:5020/968.111

icq:251160218

Проезд в "бич-вагоне" по БАМу. А. Винокуров сидит в левом углу.

    Эта статья специально создана и размещена на сайте АВП в разделе "Люди АВП".
    Цитирование без ссылки на сайт и автора не приветствуется.