В Иркутск.

	 Разбудила Алена в 6-30 по местному времени. 

	Уже в 4-40 по Москве я был на выездном посту ГАИ. Первые 30 км от города я 
проехал на Тойоте. Поворот, где меня высадили, был не очень удобен для 
автостопа, однако, вскоре меня подобрал газетчик на «Волге». Водитель 
промышлял тем, что «содержал» несколько газетных лотков в области. Сейчас 
он вез свежие газеты из Красноярска, и все заднее сидение его «Волги» было 
занято пачками различных газет. Конечно, я подарил ему «В.В.», рассказав, 
какая замечательная это газета и пожелал ему заняться распространением 
«Вольного Ветра» в Красноярском Крае. Как раз в этот момент мотор начал 
глохнуть и нам пришлось остановиться для мелкого ремонта. Остановились мы 
рядом с «Нивой», у которой были Читинские номера, и она тоже чинилась. Я 
вышел из машины и стал поглядывать через плечо на «Ниву». Возле «Нивы» 
тоже крутился один бородатый пассажир, который смотрел на меня. Подошел 
знакомиться. Оказалось – это тоже стопщик, едет из Иркутска в Самару. 

	Мудрейших Методов он не знает и поэтому, на Фестиваль уже опоздал. Я 
подарил ему «В.В.» и ПВП с дарственной надписью и E-mail. Пока я быстро 
рассказывал ему про АВП, водитель Волги уже закончил ремонт и надо было 
ехать дальше. В спешке, забыл записать имя стопщика. 

 	Газетчик свернул в Партизанское, купил у меня еще и книгу ПВП. 

	Стал голосовать на повороте. Рядом была АЗС и несколько вагончиков-кафе. Я 
попросил там холодной воды, но мне объяснили, что воду привозят из грязного 
источника и пить ее, без кипячения, нельзя. 

 	Машин было мало, однако через пол часа я подсел в КАМАЗ с прицепом, 
который вез в Канск пустые бутылки. По пути водитель рассказывал о суровой 
жизни в этих краях. Показывал перед Канском военный аэродром. Прощаясь, 
он предложил мне взять у него консервы. Их дают здесь вместо зарплаты. Я 
выбрал гречневую кашу с мясом и сгущенные сливки. Водитель предлагал еще, 
но рюкзак мой и так был слишком тяжел от надаренных продуктов (так и не 
съел все то, что вез с Грушинского Фестиваля). 

	 Канск имеет объездную дорогу, с постом ГАИ на развилке. КАМАЗ поехал в 
город разгружать бутылки, а я вышел в 9-00 у поста, т.к. водитель убедил меня, 
что лучше проехать Канск по объездной. 

 	На развилке также стояло кафе, кажется «ТРАНЗИТ» называлось. Время было 
обеденное (13 часов), а рюкзак мой отягощали две железные банки…

 	В кафе согласились разогреть для меня кашу в микроволновой печи. Когда 
миску с кашей вынули из печи, аромат мяса наполнил весь вагончик. Зашедшие 
водители сразу говорили: «Как у Вас тут вкусно пахнет! Сделайте нам этого 
самого». К тому же на кухне еще и блины жарились, и меня тоже угостили. 
Короче, обедал я целый час, несмотря на услуги микроволновки. 

 	Еще двадцать минут я пытался голосовать на объездную. Однако все машины 
ехали с нее, и никто на Тайшет. В город же был довольно заметный поток 
транспорта. Решив осмотреть и Канск, я подсел в пустой автобус. На окраине 
города мы подъехали к трехэтажному кирпичному зданию, похожему на АТП. 
На крыше здания – большими буквами «ГРУЗОВАЯ СТАНЦИЯ СИУМНИК».   
Водитель автобуса вытащил откуда-то 50-ти литровую алюминиевую флягу и 
попросил меня помочь ему. 

 	Оказалось, что это совсем не то, что я предположил а … Спиртовой Завод 
(подпольный!?) В большом помещении, заставленном ящиками с бутылками 
(вот куда разгружался КАМАЗ!) стояла огромная бочка с краном. На белой 
бочке красными буквами была написана известная многим формула. В 
коридоре и комнатах толпилось изрядное количество «страждущих» мужчин с 
блестящими глазами и разнокалиберной тарой. Разливала женщина, при 
помощи шланга и «мерного» ведра. Для получения вожделенной жидкости, 
«клиенты» предъявляли ей маленький квадратный листик бумаги. Где его 
получали, я не видел. Согласно написанным в листочке цифрам человек 
получал в свою тару литры, и сам тащил все «на выход». Пока я помогал нести 
флягу с 40 литрами спирта, из-под крышки расплескалось изрядное количество, 
и руки мой стали «проспиртованными» как у хирурга. Нужно заметить, что я-то 
совершенно спокойно относился к такому количеству спирта, а вот водитель 
«возбуждался» с каждой минутой, видимо опасаясь, что флягу могут отнять и 
он не успеет «…пока не началось!»…

 	Из автобуса я высадился в 10-43, возле Парка Культуры. Здесь выяснилось, что 
через город протекает речка Кан. Купание в ней оказалось одним из самых 
приятных моментов в моем путешествии. Пляж был длинный и многолюдный. 

	Течение стремительно, река не глубока, вода тепла и чиста. Накупавшись и 
навалявшись до предела, поймал Тойоту и проехал на ней 1 км через мост. 

	Водитель довез до Заправки у ж\д переезда. Возле магазина рядом стояла 
ГАЗель с подмосковными номерами. Вот так встреча! Купил мороженое и сел 
ждать водителя.

	- Добрый день. Вы действительно из Подмосковья?
	- Да, действительно.
	- И я тоже, я из Дубны автостопом на Байкал еду…
	- А я сам из Люберец.
	- Здорово! А куда Вы едете?
	- Никуда ни еду. (Улыбается) Эта машина уже четыре месяца здесь живет.
	- Очень жаль…
	Водитель ГАЗели уехал в город, а я еще 40 минут голосовал на окраине Канска. 

	Все это время машины ехали мимо и показывали жестами, что скоро 
сворачивают. 

	Невдалеке виднелась железная дорога. Устав голосовать я сделал попытку 
пересесть на локомотив. Рядом оказалась станция Иланка. Дежурная по 
станции сказала, что здесь кроме пригородных поездов ничего не 
останавливается. Чтобы переговорить с машинистом локомотива, мне нужно 
вернуться в Канск на пригородном электропоезде, который будет через сорок 
минут. Такой вариант меня не устраивал. Поблагодарив Дежурную, снова 
вернулся на трассу, проголосовал еще 10 минут и пошел пешком до поста ГАИ 
у выезда из Канска. Место там оказалось более удобное, отсеяв несколько 
местных машин, через 20 минут взял «Девятку» в Иланский. На большой 
станции Иланской формировались товарняки в обе стороны. Сначала зашел на 
вокзал и переписал расписание электричек в обе стороны для В.Э. Вокзал 
хранил на себе многочисленные следы пребывания господина Ж., который 
проезжал здесь сегодня утром на специальном «Агитпоезде ЛДПР». Все 
заборы, стены и даже некоторые вагоны были обклеены плакатами с 
изображением Ж. На вокзальном туалете «типа Сортир» с двух сторон, как и 
положено, были нарисованы крупные буквы «М» и «Ж». Так вот, возле буквы 
«Ж» как раз приклеили цветное изображение господина Ж., даже не посмотрев 
на назначение домика. 

	Когда я пришел в Комнату Диспетчеров, меня очень хорошо там приняли, 
стали поить чаем и угощать салом в ожидании локомотива на Восток. 

	Дежурные рассказывали мне, как Ж. раздаривал на митинге фуражки и 
пиджаки, разбрасывал в толпу медные деньги, а «народ» давился и кричал. 

	Теперь, когда поезд уехал, те, кому не хватило фуражек, обиженно стыдили 
тех, кто успел отхватить. Однако газет и плакатов хватило всем. Даже на 
пульте Диспетчерской, под часами, показывающими Московское время, висел 
портрет Ж. и как будто спрашивал: «Ты, записался в ЛДПР?!» Подъехал 
локомотив до станции Решоты, но диспетчеры отговорили меня вписываться в 
него, объяснив, что с той станции меня никто не увезет, т.к. там расположены 
«Зоны» и, к тому же, могут быть неприятности с тамошней милицией. 

	 В 18-50 я вписался в локомотив, который ехал через Решоты до самого 
Тайшета. 

	Заботливо прихватив у Диспетчеров газету Ж., я постелил ее на полу задней 
кабины и лег спать, оперевшись спиной на рюкзак. В Решотах поезд немного 
поманеврировал, неожиданно зацепив состав с другой стороны, и мне 
пришлось поменяться с машинистами кабинами. Прибыли в Тайшет, когда в 
Москве была уже полночь, а здесь 5 утра. Небо на востоке уже розовело. 

	Локомотив отправлялся в парк. Попрощавшись с дружелюбными 
машинистами, я покинул кабину и стал расспрашивать редких ж\д рабочих, где 
находиться трасса. 

 	Женщина в оранжевом жилете предложила меня проводить. Когда мы 
проходили ворота станции, у них оказался ГАЗик. Женщина знала водителя и 
попросила его довезти меня до трассы. На трассу я высадился в 
предрассветных сумерках, возле столба «1215 – 670». Вокруг стояли бараки с 
темными окнами и какие-то заброшенные здания, поросшие бурьяном. Только 
что кончился дождик, и трава была мокрая. Когда я начал искать место для 
палатки, то неожиданно решил не ночевать в сырой траве, а поискать ночлег в 
пустующем здании. Когда-то здесь располагалась администрация какого-то 
авто предприятия. Сейчас окна и двери были выломаны, многие комнаты несли 
следы пожара и были завалены хламом. Я ходил по второму этажу с 
фонариком, выбирая самую «чистую» комнату для ночлега. Мне показалось, 
что самая «чистая» это та, в которой навалено больше всего бумаги. Постелив 
на пол, поверх бумаги, палатку, разложил сверху коврик и спальный мешок. 

	Через окно комнату уже заполнил утренний рассвет. Натянул на глаза шапку и 
решил поспать хотя бы часа четыре. 

 
	По Иркутской области.

	Тайшет.  23 июля 1998г. 

 	Проснулся в разрушенной комнате в 6-30. Оказалось, что ночью комната 
выглядела более «привлекательно» чем при дневном свете. Сфотографировал 
свое «лежбище» на память. Собрал рюкзак и неумытый вылез на трассу. Тут как 
раз мимо ехали на стареньких «Жигулях» дед и бабка. Они вывезли меня из 
Тайшета. Голосовать решил возле ж\д переезда. Рядом оказался источник воды, 
и удалось напиться-умыться. Голосование не принесло результатов, не смотря 
на удобную позицию. Я заметил, что в ближней деревне, машины сворачивают 
налево. Дошел пешком до развилки. Стою посреди деревни. Хочется есть. 

	Местные жители, сидя возле калиток, наблюдают за мной с любопытством, как 
за диковинным животным, сбежавшим с зоопарка. В половине девятого не 
выдержал и подошел с котелком к ближайшему «наблюдателю» и попросил 
вскипятить кипятка. Мужик предложил поставить электрочайник, мол, так 
быстрее. Я согласился и сказал, что пойду голосовать дальше, а он пусть 
позовет, когда чайник вскипит. 

 	В 8-40 остановил «Волгу», которая ехала в Нижнеудинск. Помахав рукой 
мужику, который выбежал с горячим чайником, сажусь в «Волгу» на голодный 
желудок. Асфальтовая дорога кончается за деревней. Дальше идет пыльная 
грунтовка, местами, подсыпанная щебнем. Вокруг лес, все придорожные 
деревья белые от пыли. Неожиданно начинается совсем новое шоссе, прямо 
«автострада», с разметкой и загорождениями вдоль дороги по крутым склонам. 
С 9-30 до 10 часов остановились в совсем новом кафе. Я заварил картофельное 
пюре и чай, водитель попил кофе. Асфальт кончился так же неожиданно, как и 
начался. До самого Нижнеудинска была грунтовая дорога, более-менее 
качественная. В 11-35 водитель вывез меня на выезд из города и высадил возле 
закрытого поста. Голосую на окраине города. Начался дождь, едет много 
дачников. Дальнобоев нет совсем. Через два часа, сажусь в ГАЗик и 
возвращаюсь в город. По моей просьбе, водитель довозит прямо к ж\д вокзалу. 

	Пришел к Диспетчеру. Он говорит: «Вон, на третьем пути, стоит «Почтовый» 
до Иркутска, иди, попробуй».

 	Подхожу к машинисту, излагаю проблему, а он и отвечает:

	- Да не могу я никого возить! Вон, начальство узнает, с работы выгонят!
	- Да никто не узнает. Я на пол сяду, и не видно будет.
	- Кто-нибудь обязательно увидит  как ты залезаешь, и донесет.
	- Ну, пожалуйста, возьмите меня хоть до следующей станции, а то ночевать 
на вокзале придется…
	- Нет, не возьму. Иди, вон, в вагоны к почтовикам просись… Может они 
возьмут.

	«Почтовики» сидят в открытых дверях и молча курят. 

	- Добрый день. Я автостопщик, путешествую на Байкал без денег от Москвы. 
Возьмите хотя бы до Тулуна.
	- Да ты что! Нам «строжайше» запрещено даже пускать в вагон посторонних!
	- А никто не узнает.
	- Ну да. У нас на любой станции проверка может быть. Не положено!

	Сколько не уговаривал по всем вагонам, никто не взял «под страхом 
увольнения». Вернулся к Диспетчеру, пить чай. Следующий товарняк через два 
часа. На улице льет. Диспетчеры сменились. Все еще пью чаи. 

 	Вот и долгожданный товарняк. Применил все свое красноречие, все доводы, 
какие только смог придумать. Машинист ни в какую! «Уволят!» и все тут. 

	Говорит:

	- Я могу везти только с разрешения начальника депо. Есть у тебя такое 
разрешение? Нет. И быть не может. Потому что приказ МПС «Пассажиров 
не брать!» Я даже работников железной дороги возить не могу.
	- Но ведь меня уже везли. И ничего не случилось.
	- Где?
	- Да хоть до Тайшета.
	- Ну, там, наверное, не так строго, как у нас.
	- А если я схожу к начальнику Депо, и он разрешит, возьмете?
	- Сходить-то ты можешь. Только он не разрешит. Не имеет права нарушить 
Приказ Сверху. 
	- Как найти этого начальника?
	- Вон, видишь, два человека с портфелями и в фуражках. Иди с ними, они 
подскажут.
	- Сейчас схожу.

	Люди в железнодорожной форме, оказались тоже какими-то начальниками. По 
пути они убеждали меня, что говорить с Начальником Депо мне бесполезно, он 
все равно никого посадить в локомотив не может. 

	 Тогда я решил изменить цель разговора. Мне показали Начальника Депо. Я 
остановил его в дверях стеклянного кабинета.

	- Добрый день. Я путешественник-автостопщик. Еду без денег от Москвы до 
Байкала. Хотел Вас попросить: Пожалуйста, выдайте премию той 
локомотивной бригаде, которая сейчас с третьего пути на Иркутск 
отправляется…
	- ?!
	- Я двадцать минут их уговаривал подвезти меня…
	- Это зря. У нас приказ по МПС. Никого возить нельзя!
	- Совершенно верно. Они мне тоже так сказали. Вот поэтому, я и прошу 
выплатить им премию «За образцовое выполнение Инструкции и самую 
крепкую дисциплину…»
	- Это я уж как-нибудь сам разберусь. 
	- Вы, конечно, разберетесь, только я прошу Вас, именно этой бригаде… 
…Очень Вас прошу.

	Вокруг столпились удивленные нашим разговором железнодорожники. Многие 
кивают головами: «Да. Правильно говорит…» и улыбаются. 

	 Убедившись, что нужный эффект достигнут, я желаю Начальнику Депо 
«Успехов в труде и Большого Счастья в личной жизни!» Трясу ему руку, 
прощаюсь и ухожу в город. 

 	Все это конечно здорово, только скоро ночь, идет дождь, а я еще никуда не 
уехал.

 	Вышел на улицу города и не знаю, в какую сторону идти. Прохожих нет, т.к. 
плохая погода и сумерки. Останавливаю белую Тойоту:

	- Добрый вечер, Вы не подскажете, в какую сторону мне выбираться к выезду 
на Иркутск?
	- ?! Ты что? Пешком пойдешь?
	- Нет, я автостопщик. Буду попутку ловить. 
	- Слушай, у меня тут ребенок сзади. Я сейчас его отвезу, тут недалеко. А ты 
постой здесь, я тебя вывезу куда надо.
	- Спасибо. Если только еще кто-нибудь к этому времени меня не увезет…
	- Подожди, я мигом…

	Стою. Мокну. 

 	Возвращается через несколько минут. Еду в тепле и комфорте. Вот и знакомое 
место на выезде. Прощаюсь с водителем Тойоты. Машина разворачивается и 
едет в город. 

 	На позиции уже стоит молоденький милиционер. Он добирается домой, в 
деревню. Уже около получаса стоит. Ну, если уж милиционер не уехал, то мне и 
подавно не светит!

 	Встал позади него, по всем правилам автостопа. 

	Через 15 томительных минут на шоссе выскакивает «Волга», визжа 
покрышками и разбрызгивая грязь. Интересно, кто это так спешить может? 

	Милиционер, уже знающий все машины в городе комментирует: «Это местный, 
он далеко не едет». Однако мне можно и не далеко, лишь бы сменить позицию. 

	Голосую.

	- Ты куда собрался? – голос немного выпившего человека. Нет, думаю, с 
пьяным я не поеду. В этот момент струя холодной воды затекла мне за 
воротник, и я пренебрег последствиями, утешая себя, что он «все равно 
далеко не едет» а сменить позицию на нем можно. 

	- Да вообще на Байкал.
	- Откуда?
	- От Москвы еду.
	- Ну даешь! Ха-ха! Из Москвы?!
	- Подвезите, сколько по пути.
	- Да я тут в городок геологов еду, всего 25 км.
	- Хорошо. Хоть немного с Вами проеду.

	Сажусь в «Волгу». Сразу пристегиваюсь, чем вызываю бурю возмущения у 
водителя. «…Да я подполковник милиции! Меня здесь каждая собака знает. Я 
вот сейчас в отпуске и пью вторую неделю. И ни о чем не жалею!» По дороге 
мчимся под 110, разбрызгивая грязь и пугая собак. Въехали в поселок. Я 
говорю: 

	- Вы бы хоть фары включили… 

 Уже темно, дождь застилает стекла, а он едет без фар.  

	- Да зачем мне фары, все и так знают, что я еду! 

	Действительно, многие люди, завидев ревущую «Волгу», отбегают от дороги 
заранее. Подполковник расспрашивает, кем я работаю и где.

	- Слушай, говорит, я тебя сейчас отвезу к одному Художнику, у нас в 
поселке. Он такой же «чокнутый» как и ты. Тоже в походы на байдарках 
ходит. Тебе обязательно надо с ним познакомиться!

	- Поехали к нему. Может, переночую у него. 
	- Сейчас, только к другу здесь заеду, на минуту…

	Я остался в машине, а он пошел к другу. Выходят вдвоем, подполковник 
тыкает в меня пальцем сквозь мокрое стекло и говорит другу, будто редкого 
зверя поймал и хвастается:

	- Вот, видишь, не вру. На попутках к Байкалу едет. 
Друг: 

	-А ну-ка, дай посмотреть. Ты, правда, на Байкал едешь?

	Ну вот, сейчас, наверное, будут кусочки шерсти на память отстригать…

	- А может, устроим коллективный просмотр? А то ведь вся деревня сейчас 
будет подходить и рассматривать.
	- Нет, мы тебя сейчас к Художнику отвезем. А потом, извини уж, я с другом 
пить стану, и сегодня дальше не поеду. 

	Едем втроем к Художнику. Его дом на краю деревни, у речки. Окна не 
светятся. Я говорю:

	- Ну, если он в походы ходит, то наверняка сейчас в походе. Ведь лето у вас 
короткое тут…
	- Да, не подумали… Ну, ничего, сейчас мы тебя на трассу короткой дорогой 
вывезем.

	Короткой дорогой оказалась глиняная колея, петлявшая среди деревьев. 
«Волга» летела с выключенными фарами, по раскисшим склонам и ухабам, 
метаясь между близких сосен в разные стороны.  Неожиданно мы с ревом 
взлетели на крутой склон, пропахав днищем глину, и замерли у источника 
света. 

	 Источником света оказалось круглосуточное кафе в вагончике. Рядом стояло 
несколько иномарок и …знакомый милиционер. Вот так встреча!

 	За прошедшие полчаса он доехал лишь до этого кафе. 

	Стопил до 19-00. Машины были, но ехали они лишь до кафе. Здесь все 
выгружались и шли гулять в вагончик. В полночь по местному времени я 
пришел туда же, с целью поужинать. Никто не удивился моему появлению, 
видимо подполковник уже всем про меня рассказал. Однако и накормить меня 
никто не вызвался. (Безобразие! Распустились, понимаешь!) Пришлось самому 
просить кипяток и заваривать макароны и чай. После ужина пошел в лес, 
наткнулся на забор. Поставил возле него палатку и в 20-00 лег спать. 

	24 июля. 

	Проснулся, когда на часах было 4 часа. Дождь льет еще сильнее, чем вчера. 
Ночью выдернулся колышек, и залило нижнюю часть спальника. На 
герметичном полу палатки – лужа воды. Хорошо же «серебрянка» держит 
воду!  Запихнул мокрые вещи в рюкзак. Кое-как собрал отяжелевшую палатку. 
Скорее бы куда-нибудь!  В 5-00 встал на трассе, на вчерашней позиции возле 
кафе. Через пять минут останавливается грузовик с камнями на 50 км. Едем, 
разговариваем про погоду. Водитель говорит, что такой сильный дождь здесь 
ждали уже давно. Стояла сильная засуха, и были пожары. Я же, напротив, 
надеюсь, что дождь утихнет. 

	 Вот, здесь я выхожу. Поливает так, что дворики на стекле не справляются. 

	Куда я лезу?! Не успел я впитать и первое ведро воды как вижу фары легковой 
машины. Новый ВАЗ 21053 остановился сразу. Удивительно, но, сколько не 
голосовал по «перегонным» машинам, с бумажным номером на стекле – ни 
разу «в хорошую погоду» не останавливались. А этот застопился моментом. 
Видимо, из-за дождя! 

 	Водитель перегоняет машины из Самары в Иркутск. 

	 В 8-15 проехали небольшой поселок Тулун. Дальше, до Куйтуна, ехали по 
каменистой грунтовке. За Куйтуном, проехали участок строительства дороги и 
дальше до самого Иркутска мчались по отличному шоссе. Дождь кончился 
неожиданно, вместе с началом асфальта. 

 	Далее, я записывал каждый час километровые столбы: в 10-00  - столб 
«300=1585», в 11-00 – «212=1673». В 12-45 до Иркутска оставалось 100 км. В 
13-35 мы перекусили пирогами и фантой в сельском магазине. 

 	В 14-20 мы проехали стеллу «ИРКУТСК»! 

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)