Через Урал. Челябинск.
	Девятого июля 1998 года. 

	Утром проснулся в половине восьмого от ударов хлыста… нет, слава Богу, не 
по мне, но – где-то рядом. Это гнали коров. Хорошо что ни одна корова «не 
зашла в гости» в палатку. Сделал зарядку, искупался в озере. Упаковал рюкзак и 
пошёл на трассу. Пока шёл по полю, видел серого зверька (хорек, наверное), 
который нырнул в довольно внушительную нору. Пригляделся – вокруг полно 
таких же нор – целая колония!

	 В 8-45 начал голосовать. Позиция «скоростная», а значит, машину пришлось 
брать «медленную» – «Запорожец» с пенсионером, дабы доехать до 
ближайшего перекрёстка. Вышел у поворота на деревню Жилино. Через 10 
минут взял "Шестёрку" ещё на 20 км. В половине десятого заехали на заправку. 
На ней «работали» цыгане, пытавшиеся впарить заезжим людям «золотые» 
цепочки. Как заметил водитель, к местным машинам они даже не подходят, к 
нам, стало быть, тоже, т.к. номера у нас Башкирские. На том повороте, где 
водитель сворачивал, была точно такая же заправка (той же фирмы), но, по его 
словам, бензин на заправке «с цыганами» лучше по качеству. Интересно, 
наличие цыган – показатель качества бензина?!  Здесь я зашёл в кафе, 
приготовил «бич-пакет» (вермишель заварная) и чай. Это – завтрак, хотя по 
местному времени уже полдень. Никак не могу смириться что каждый 
следующий день для меня – на 1 час короче. (В сутках 23 часа получается?!) 

	 После завтрака голосовал 40 минут – все «свободные» машины сворачивали на 
том повороте где стоял. Гнездо там у них что ли?! 

	 Наконец, выловил «Скорую Помощь», которая довезла меня до ближайшего 
Поста ГАИ. По сути своей, это было «околомаршрутное такси», в салоне уже 
ехали два Башкира-охотника, которые возвращались к себе в деревню. Старший 
из них, рассказывает мне, показывая в лес за окном:

	- Вот в этом лесу я видел Зелёных Человечков.
	- ?!
	- Небольших таких – Показывает рукой 10 см. над полом – они сразу 
спрятались, как только меня заметили. – Говорит серьёзно, как о встрече с 
барсуками.
	- Извините, - говорю я, - Но я не верю ни в каких Зелёных Человечков и 
Барабашек всяких там…
	- Я тоже не верил… - совершенно без улыбки сказал степенный охотник, 
вздохнув,  - пока сам не увидел. А как увидел, так пять лет никому не 
говорил, – боялся что в психушку отправят; через пять лет узнал, что и 
другие охотники их тоже видели… Теперь вот можно стало рассказывать…

	Но тут он вышел из машины и я не успел расспросить его поподробнее, во что 
были одеты Зелёные Человечки, наверное, – в камуфляжные комбинезоны – 
здесь ведь кругом оборонные заводы, уже Южный Урал. 

 	В половине двенадцатого вышел у очередного ПГАИ. Через 15 минут – 
«Копейка» до Аши. Я уже отмечал, что дороги здесь хорошие, но этот водитель 
отвозил друзей на рыбалку. Когда ехал по грунтовке – влетел во внушительную 
яму. В результате у него треснул передний мост и руль плохо поворачивал 
влево. Со скрипом мы доехали до поворота на Ашу. 

 	В 12-10 стою возле стелы-указателя «АША – ГОРОД МЕТАЛЛУРГОВ». 
Жарко. Попросил у торговцев шашлыком водички – прополоскал рот. Отдохнул 
в тенёчке – вроде полегчало. Тяжела же работа у металлургов, – в такую 
жару ещё и у печки стоять!  Мои размышления прервал водитель подъехавшей 
ГАЗели. Он предложил подвезти до Челябинска, только сначала он перекусит. 
 Пока водитель ел в кафе, я тщетно пытался застопить более скоростную 
машину… 

 	И вот, мы едем в ГАЗели через Южно-Уральские горы. Места очень красивые, 
чем-то напоминают горы  «Жигули». Водитель везёт резиновые лодки из Самары. 
Спрашивает меня, как прошёл Фестиваль. Рассказываю и предлагаю поставить 
кассету с Авторской Песней. Так, под хорошие песни мы и проехали перевал за 
перевалом весь Урал. 

  	На одной из стоянок, слева по ходу, увидел кафе с интересным названием на 
крыше: «В ДАЛИ ОТ ЖЕН.» Действительно, до жён далековато, но не 
понятно ещё, хорошо это или плохо.

 	На 1719 километре, пред Златоустом, проехали синий плакат: «Осторожно, в 
500 метрах расположен интернат для психических больных». Здесь что, 
опасные психи по лесу гуляют когда хотят?!  Действительно, на дороге стояли 
психи в пижамах, и били поклоны проезжающим машинам. Это, наверное, 
люди, которые тоже видели Зелёных Человечков, но не стали об этом 
молчать. Вот теперь и маются, несчастные. Водитель кинул им пачку сигарет 
и пояснил, что это они курево выпрашивают, бедняги. 
граница "Европа-Азия".
 	 В 16-15 сфотографировался у столба «Европа-Азия». На стоянке, впрочем, 
также как и по всей трассе, разгуливают проститутки, называемые «плечевые». 

	Вот, гуляет она по Европе, – стало быть, "европейская женщина". Перейдёт за 
столб – "азиаточка", однако. 

 	К пяти часам, водитель срочно захотел поспать (по местному – семь). Он решил 
заехать к знакомым в Чебаркуль, высади меня километров за 60 до Челябинска. 

 Уже через пять минут останавливаю «Девятку» аж до самого Новосибирска! 

	Вместе с двумя ГАЗелями едут из Нижнего Новгорода. В шесть вечера 
проезжаем въездной пост ГАИ на М36. Трасса, судя по атласу, проходит через 
город. Водитель, как и я, Челябинска не знаем. Я предлагаю ему ехать по 
указателям через город, а я выйду в центре. т.к. планировал сделать описание 
для В.Э. и записать на кассету трио «Мультики». Долго едем по каким-то 
промышленным зонам, заправляемся на АЗС. Судя по карте, дорога на Курган 
выходит с другой стороны города, поэтому спокойно сижу и жду, когда 
приедем в город, чтобы там и выйти. …Вот проезжаем гаражи, трубы, вот 
какая-то котельная, а вот и … снова пост ГАИ! На Курган. Эй! Стоп! Я же 
выехал из города! Как ни заманчиво ехать сразу до Новосибирска, но Челябинск 
посмотреть то же хочется. (Если бы я знал, что будет между Омском и 
Новосибирском, то оставил бы и Челябинск, и Курган, и Омск, на обратную 
дорогу! Дурак я был.) 

	 Распрощался с водителями и пошёл к ГАИшникам, выяснять, как добраться на 
улицу Шенкурскую. Говорят, что это возле Теплотехнического Института. 

 	Поехал обратно(!) в город. Одна машина довезла меня до конторы, над которой 
значилась вывеска «ТРАКТОРСАД». На посту не было телефона и я решил 
позвонить из загадочного учреждения. Нади, к сожалению, пока не было дома, а 
с её мамой я не был знаком. Пожилой человек на "Москвиче" довёз меня по 
проспекту Победы до требуемого здания, которое местные жители называли 
Теплотех. 

	  В восемь вечера (по-местному уже 10) был на Вписке. Звоню в дверь, а сам 
волнуюсь, вдруг Надя ещё не пришла? Открывает дверь её мама.

	- Здравствуйте. Меня зовут Григорий, я автостопщик из Дубны Московской 
области. Надя приглашала меня, если я буду в этом, как его? Извините, где 
я сейчас нахожусь? (от волнения забыл город! Смешно Вам да?) 
	- Молодой человек, Вы в Челябинске! – Мама не удивлена, т.к. её дочь тоже 
ездит автостопом по разным городам.
	- Ага! Правильно! Так вот, Надя говорила, что я могу заехать к ней переночевать. 

	Разобрались наконец-то.

 	Пока помылся-поел, уже и Надя пришла. 
	Житие в Челябинске.

	10 июля, пятница. Челябинск. 

	Сутра поехал смотреть город. Улица Кирова – Исторический центр Челябинска. 

	От красивой церкви прошёл мимо цирка, по мосту через речку Миасс. Вода 
была мутноватая и с обильной растительностью – купаться не тянуло. За 
мостом повернул направо, к старинному зданию красного цвета. Это – 
Геологический музей, не надо забывать, что Урал – край самоцветов. Захожу, 
здороваюсь, сообщаю тёте-кассирше кто-откуда и прошу разрешения осмотреть 
музей, не покупая билета, т.к. деньги есть только на продукты…

 	Меня посылают… на второй этаж. Мол, если «там» разрешат, то – можно. 

	Интересуюсь:

	- А кого «там», на втором этаже спрашивать?
	- А кого поймаете.
	- Ну, хорошо, пошёл ловить…
	На втором этаже, в пустом зале, среди стеллажей стоит женщина, я к ней:
	- Извините, можно Вас поймать?
	- Зачем?!
	- Внизу попросили… так можно?
	- А что Вы хотели?…

	Женщина оказалась Научным Сотрудником. После краткого рассказа, она даже 
пыталась провести для меня некую экскурсию, хотя я и отказывался, мол, «и так 
бесплатно…»

	 В экспозиции очень много красивых камней, как обработанных, так и в 
«первозданном» виде. Широко представлены другие полезные ископаемые 
Уральского региона. 

 	Осмотрев Геологический музей, – направился в Картинную галерею. Это 
совсем недалеко – через дорогу, во второй дом. В кассе повторяю процедуру 
Научного Впрашивания в музей. Тётушка провожает меня в гардероб, поставить 
рюкзак. Затем ведёт в экспозицию. С радостью обнаруживаю несколько картин 
любимого Айвазовского. На лестнице – выставка фарфора. Второй этаж – на 
реставрации. 

 	Далее ищу Краеведческий музей на проспекте Ленина. Но в нём оказывается 
выставка каких-то американских кукол, размером с корову. Такое и бесплатно 
смотреть не пожелаешь. Спросил там, у вахтёра, где находиться экспозиция по 
истории Челябинска. Отвечают: в библиотеке им. Пушкина. Нашёл библиотеку, 
но, «пятница – выходной». Зато там я узнал, что в Челябинской Публичной 
Библиотеке оказываются платные интернет-услуги. Хорошая возможность 
послать весточку домой. Где оказывают платные – там можно получить и 
бесплатные.

	 Расспрашиваю прохожих, где находиться Публичная библиотека. Оказывается, 
на том же проспекте Ленина. Большое красивое здание с высоким крыльцом. В 
фойе у меня попросили паспорт, выдали бланк с фамилией и приняли в 
гардероб рюкзак. На вахте долго не хотели пускать меня с «Вольным Ветром» в 
руках:

	- Не положено, оставьте в гардеробе. 
	- Но это подарок, газета из Москвы! В вашей библиотеке такой наверняка нет!
	- Где здесь написано, что это подарок?
	- Сейчас надпишу…
	- Проходят всякие «с подарками» а потом книги пропадают…
	- Да, но здесь моя статья. Вот, посмотрите…
	- Почему Ваша? Здесь написано «Григорий Лапшин из Дубны»…
	- Это я и есть. Вот фамилия в бланке, жаль паспорт забрали.
	- Да, действительно, Лапшин… ну ладно, проходите.

	Женщина, которая заведовала интернет-услугами в зале №9, оказалась 
КСПшницей, расспрашивала меня про Грушинский, пока я писал письмо. Она 
разрешила работать бесплатно, «сколько хочешь». Я же в ответ, подарил ей 
газету с дарственной надписью. 

 	Письмо отправил по четырём адресам (для надёжности): домой и друзьям на 
работу. Следующее обещал прислать из Новосибирского Академгородка. 

 	У меня оставалось ещё одно дело в Челябинске – посетить Станцию Юных 
Туристов (СЮТур) на улице Кудрявцева. Где это находиться точно я не 
представлял, но знал, что где-то в районе ЧТЗ. А раз так – ехать лучше всего 
ситистопом. 

 	Первая машина провезла меня по проспекту немного, там водитель объяснил, 
куда идти пешком. Но я застопил в нужном направлении старенький УАЗик, 
бывшую «Скорую Помощь». Оказалось, что и её водитель не знал, где 
находиться СЮТур. Около 20 минут мы кружили «по заданному району», 
спрашивая прохожих. Наконец, нашли улицу. Тут я покинул машину и пешком 
нашёл нужный дом. 

 	Там я познакомился с директором, получил в подарок набор открыток, а так же 
почерпнул много полезных сведений для Вольной Энциклопедии. К сожалению, 
для более длительного общения у меня не было времени, т.к. на четыре часа 
была назначена встреча на квартире у Нади, с неким Пашей, человеком весьма 
интересующимся автостопом. 

	 Весь вечер, с атласом и В. Энциклопедией в руках я проговорил с этим 
человеком, который, по его словам, несколько раз ходил стопом Чита-
Хабаровск, работал там, гонял 500-ый МАЗ и прочее. Он диктовал мне 
подробные рекомендации по прохождению этого участка в летнее время. Все 
его слова у меня записаны. Если кто желает - могу выслать. Но, это тема для 
отдельного обсуждения. (Скажу только, что он действительно производит 
впечатление человека, который хорошо знает все посёлки, даже не 
обозначенные на карте.) Почтовый адрес для связи с Пашей также имеется.

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)