М4 "Дон"

    Магистральная федеральная автомобильная дорога

М-4 "Дон" Москва — Воронеж —Ростов-на-Дону
имеет протяженность 1167 км. Далее дорога переходит в автомагистраль М-29 в
направлении Тихорецк, Кропоткин.

    Дорога проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой,
Воронежской и Ростовской области.


    Дорога имеет подъезды к: г. Елец (12 км), г. Липецк (65 км), г. Новочеркасск (5 км), а также
объезд г. Воронеж (24 км). На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие
с шириной проезжей части 7-9 м. На участках 22-24 км, 34-46 км, 464-488 км, 516-542 км, 1028-
1055 км устроена разделительная полоса. Трасса дороги проходит в условиях равнинной и хол-
мистой местности, пересекая с севера на юг зоны смешанных лесов Московской области, лиственных
лесов Воронежской области, степей Ростовской области. Соответственно меняются и климатические
условия (средняя температура января от -11°С на начальных участках до -6°С — на конечных).

    Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:

    - с крутыми спусками и подъемами (60 км, 98 км, 109 км, 116 км, 298 км, 347 км, 356 км, 386
км);
    - с крутыми поворотами и участками с ограниченной видимостью (26 км, 49 км, 95 км, 364 км).

    Дорога пересекает значительные реки: Оку (у г. Кашира), Красивую Мечу (у г. Ефремов), Сосну
(у г. Елец), Дон (у г. Задонск), Воронежское водохранилище, Северский Донец (у г. Каменск-
Шахтинский). Мосты длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-80 т.

    Пункты мед.помощи: 35(1), 60, 65(2), 74, 118(6), 312(5), 314(1), 377(1), 644, 671(6),
710, 740, 801(18), 827(1), 860(6), 881(1), 905(1), 932(5), 1000.
   Посты ГАИ: 27, 50, 84, 118, 173, 211, 240, 312, 337, 357, 377, 385, 423, 451, 481,
490,  518, 524, 595, 644, 671, 672, 719, 740, 868, 881, 932, 945, 964, 980, 1056, 1062.
    Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
В скобках даны удаления объектов от магистрали в км.
    Пункты питания по трассе расположены в среднем через 35-40 км.

    Начало автомобильной дороги в г. Москве (8957 тыс. жителей) — столице Российской Федера-
ции. Далее по трассе интерес представляют:

    - г. Воронеж (256 тыс. жителей) — областной центр, расположен на одноименной реке в 12 км
от ее впадения в Дон. Город основан в 1586 г. как крепость. Крупным торговым городом Воронеж
становится в конце 17 в. Мощным толчком к его развитию явилось строительство в его окре-
стностях знаменитой Азовской флотилии. Сегодня Воронеж — крупный научный и промышленный
центр страны.

    - г. Новочеркасск (188 тыс. жителей) — крупный центр машиностроения. Главная продукция —
магистральные электровозы, горношахтное оборудование. Из памятников архитектуры внима-
ние привлекают Воскресенский собор, Атаманский дворец и Триумфальные арки, возведенные в
честь побед донских казаков в Отечественной войне 1812 г.

    - г. Ростов-на-Дону (1004 тыс. жителей) — областной центр, морской и речной порт на Дону (в
46 км от впадения в Азовское море). В 1749 г. рядом с устьем р.Темерник была учреждена таможня и
построена крепость, которая была названа по имени митрополита Дмитрия из Ростова Великого.
В 1806 г. крепость стала городом Ростовом-на-Дону. Сегодняшний Ростов — крупный промыш-
ленный и транспортный центр страны. Разнообразна промышленная продукция его предприятий, но наи-
большей известностью пользуется с.-х. техника, изготавливаемая крупнейшим в стране комбайнострои-
тельным объединением "Ростсельмаш".

    <При движении на юг из Москвы.>

    Внимание!
В 1999-ом году завершилась глобальная реконструкция Ростовской трассы в Московской области. Теперь первые 300 км. от МКАДа представляют собой настоящую магистраль, с разделительным движением по 2-3 полосы в каждую сторону, разноуровневыми развязками и быстролетящими по левой полосе автомобилями. На 2005-год реконструкция полностью завершена в Московской области, примерно на 80% в Тульской, в Липецкой только начинают, а вот Воронежскую сделали уже давно, даже с «платным участком» возле села Хлевное.
    Все карты автомобильных дорог, изданные до 2000-го года включительно, для выезда из Москвы теперь непригодны. На них обозначено «Каширское шоссе» в аэропорт Домодедово. На самом деле, новая магистраль М-4 «Дон» начинается там, где на МКАДе обозначен поворот на Ближние Прудищи. При подъезде по МКАДу ориентируемся не на «Каширское шоссе» (синие указатели), а на зеленые указатели «М-4 Ростов-на-Дону».

    Описываем позиции от МКАДа. Если то место, где машина собирается сворачивать, здесь отсутствует, то советую выходить на ближайшей указанной позиции.

    - Поворот на Видное. На самом деле там с трассы ничего не видно, сворачивает примерно 20 % локала, но хорошая позиция для голосования по дальним машинам, выезжающим с МКАДа. Лучше не торопиться, и дождаться машины до ключевой позиции – поста на границе московской области, за новым мостом через Оку, под Каширой.

    - Поворот на Домодедово. Развязка. Дальние машины летят по левой полосе, примыкающий поток слабый, не очень хорошая позиция.

    - Пост ДПС за Окой. Через реку проложили новый, шестиполосный мост длиной больше километра, освещенный и красивый в любое время суток. Сразу за мостом, слева, двухэтажное красное здание поста милиции. Если вы едете автостопом к морю с палаткой, то советую выбраться сюда вечером и заночевать в ложбинке за постом, там есть питьевой родник и закрытая от ветров травянистая полянка. Напротив поста – склон высокий, наверху поле, открытое всем дождям и ветрам, дров нет. Просыпаемся пораньше (часов в 6-7), умываемся в роднике, завтракаем чаем из термоса и домашними бутербродами, и начинаем стопить те машины, которые выезжают в 4-5 утра из Москвы, намереваясь к ночи быть уже на Черном море. До семи утра на этом посту таких большинство, с июня по сентябрь. Водители еще не устали от дороги, настроение хорошее, чтобы разогнать «утреннюю зевоту» подбирают охотно. Есть шанс уехать сразу до Краснодара или Новороссийска одной машиной. Ближе Воронежа или даже Ростова лучше не соглашаться.

    - развязка М4 и М6. Позиция хуже, чем на предыдущем посту. Если машина сворачивает на Волгоград-Саратов, то лучше выйти ближе, на посту.

    - поворот на Венёв. Пост ДПС. Знаменитый (уже выцветший) плакат «Водитель, помни – тебя ждут дома!»

    - развязка Тула - Узловая. Пост ДПС.

    - 1-ый пов. на Богородицк. Сюда лучше не попадать.

    - 2-ой пов. на Богородицк. Пост ДПС

    - Ефремов. Имеет три въезда: 1) плохой; 2) хороший; 3) еще лучше, можно ждать проходную до Воронежа.

    - Елец. Трасса идет по краю города ок. 5 км. Сюда лучше не попадать! Но если уж попали, то выбирайтесь из города, пользуясь авт. 5, который днем часто ходит по южной половине объездной. Северную часть объездной пытались расширить, но убрать светофор у автостанции пока не получилось, из-за чего там частые пробки, водители нервничают и подбираемость даже хуже, чем просто «в городе». Еще один светофор на повороте в центр, за ним трасса снова сужается и тянется по промышленным окраинам, среди труб, заборов и магазинов запчастей. Хороших позиций нет! На южной окраине мост через реку Сосна. Для купания пригодна, для ночлега – не советую. Через 500 метров за рекой – закрытый (теперь) пост ДПС и кафе. Ключевая позиция для уезда из Ельца на юг.

    - Развилка в село Хлевное. Реально «домашняя» еда в вагончиках-кафе по сторонам трассы. Обедаем сами (если машина свернула в Хлевное) и советуем водителю тоже пообедать здесь. Дальше будет дороже и уже не так вкусно. Направо – разбитая узкая дорога через длинное село, с горки на горку, ездят только трактора и молоковозы. Налево – платный 24-х км. участок, с западными «платильниками»-турникетами. За легковую машину всего 10 рублей.

    - Официально разрешенная скорость на этом участке – 100 км\ч, в середине его двухуровневая развязка «Липецк-Хлевное». Сюда лучше не попадать – все летят и радуются, тормознуть кого-либо сложно.

    - Начало воронежской объездной. Пост и множество кафешек, стоянок, мотелей. Нам поворот направо и по мосту. Если машина едет в Воронеж, лучше выйти сразу за постом, пешком перейти трассу и двигаться влево до дубовой рощи. Стопим на въезде в лес, берем не ближе чем до южного выезда из Воронежа.

    - Промежуточная позиция со светофором – поворот на Боровое. Ходят маршрутки в город и до ж\д станции «Остожка».

    - Южный конец воронежской объездной. В конце ряда магазинов - хорошая позиция, до поста идти не стоит. Днем сразу за развязкой, а ночью лучше пройти до любой из освещенных АЗС. Есть «тюлени».

    - Новая Усмань. Не езжайте сюда!

    - Рогачевка. Развязка (на Саратов) в конце деревни.

    - Павловск. Кольцо, место неплохое.

    - Верхний Мамон – огромная едальная деревня – магазины, квас, запчасти, сладости и т.п. Стопить можно перед мостом через Дон, но подбираемость плохая, лучше проезжать все это на проходной машине. Если хотите ночевать в палатке, то переходите по мосту на тот берег и вправо вниз, ищите место посуше среди кустов.

    - Богучар. Пост ДПС.

    - Въездная стела в Ростовскую область. Часто ГАИшники с радаром. Место для отдыха.

    - Алексеево-Лозовское. Пост ДПС. Неплохо.

    - Миллерово. Северный поворот. Мощный пост ДПС. Очень хорошее место.

    - Тарасовский. Везде колонки с холодной водой, продаются вкусные пирожки и в магазинах недорогие продукты

    - Каменск-Шахтинский. Пост ДПС.

    - Перекресток М21 и М4. Пост ДПС.

    - Шахты. Пост ДПС.

    - Новочеркасск. Большая развязка, место не из лучших.

    - Начало ростовской объездной. Огромный рынок, пост ДПС. До Аксая не ехать! Ночью развязка темная и сюда лучше не попадать.

    - Середина объездной – пост перед мостом через р. Дон. Места для стопа за постом нет! Приходится стопить уже на мосту, что неудобно, хотя и есть фонари.

    - Южный конец ростовской объездной. ДПС, кольцо, рядом развязка. Ночю – на посту, днем пройти километр в сторону Краснодара, пешком наискосок. Трасса делает петлю.

    - Кущевская. Стопим конце длинного рынка или за постом.

    - станица Павловская. Если машина идет в Краснодар, а вам надо к морю – лучше оставить ее. Можно заночевать на краю кукурузного поля, в лесопосадке. Утром голосуем за поворотом, и едем как минимум за Краснодар. До адыгейского поста.

    - Кореновск. стопьте на повороте, несмотря на пост в 1 км к северу.

    - Краснодар – граница Адыгеи. ДПС. Либо въезд на мост, либо за ним.

    - Аэропорт. Эстакада, по которой ходят троллейбусы. Пройти до поста 1,5 км.

    - Через километр от поста, прямо возле плотины, трасса «М4» уходит направо. Стопим сразу за развязкой и соглашаемся не ближе чем на Крымск. Если прямо – то на Джубгу.

    - Поворот на Крымск. Развязка. Ловим прямую до Новороссийска.


    <При движении в Москву>

    - Из центра Новороссийска берите троллейбусы, идущие в Шесхарис (N 10 и др.), там пост, через 100 м после него - отличная позиция. Есть так же автобусы и маршрутки в Цемдолину. Берем машину не ближе Краснодара.

    - На выезде из Краснодара – замечательный пост: весовой контроль, шлагбаум, знак «STOP» и пр. Освещен. Сразу за контролем – большая площадка для остановки машины любого размера. Советую брать сразу не ближе чем до Ростова. Или дальше. Смотрим по номерам регионов.

    - Если попали в Павловскую – тоже неплохо. Добавляется мощный поток машин с Кавказа, Ставрополя и т.п. Стоим за постом и селектируем до Ростова-на-Дону минимум. Кстати, можно перекусить.

    - Ростов – круговая развязка с постом – берем до конца объездной, но, скорее всего, к этому времени вы уже возьмете до Воронежа или даже в Москву.

    - Аксайский пост – оживленное место. Мощный поток из города, селектируем за постом. Всегда много отдыхающих дальнобоев.

    - Воронежская объездная – с обоих концов по посту, ключевые позиции.

    - Хлевное. За «плательником» стоим и смотрим по номерам машин.

    - В Елец не въезжаем! Если машина сворачивает в городе, выходим на посту перед рекой и там берем проходную.

    - Становое. Хороший пост, кончается локал Липецкой области.

    - Пост Ефремова. Удобно.

    - Поворот на Узловую – тоже пост.

    - Поворот на Венёв. ДПС.

    - Въезд в Московскую область – огромный пост ДПС, досмотр всех машин из других регионов. В овраге за постом – питьевой родник.

    - МКАД – до метро далековато, лучше поехать налево или направо вместе с машиной.

    Автор: ГриЛ, 1998-2005 гг.

line1.gif (4491 bytes)

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний

Вы находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть список всех автодорог РФ.
    Текст в начале статьи, выполненный наклонным курсивом - официальная информация
из атласа автомобильных дорог "Россия-Транзит".
     Остальной текст - указанных в подписи авторов - предназначен, главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят водители, хранящие в бардачке распечатку с нашего сайта.
    Мы надеемся, что водители, читающие этот текст, не будут проезжать мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
    Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел "Литература"