М18 "Кола"

    Магистральная федеральная автомобильная дорога

М-18 "Кола" С.-Петербург — Мурманск
    имеет протяженность 1394 км и проходит по территории Ленинградской области,

Карелии и Мурманской области.


    Дорога имеет подъезды к: п.г.т. Назия (7 км), г. Сегежа (9 км), г. Апатиты (33 км), г. Шлиссель-
бург (5 км). Покрытие дороги асфальтобетонное.

На основном протяжении дорога имеет ширину 7-8 м. без разделительной полосы.
    Температурный режим на трассе не однороден. Так средняя темпе-
ратура января в Ленинградской области и Карелии -12°С, в Мурманской области -21 °С, частые
снегопады, метели.

    Дорога проходит в условиях лесисто-болотистой и горно-лесистой местности.

    Ряд участков на дороге является опасным для движения:
— с крутыми спусками и подъемами (271 км, 329 км, 350 км, 360 км, 370 км, 380 км, 416 км, 620
км).
— с крутыми поворотами (272 км, 281 км, 286 км, 368 км, 372 км, 381 км, 430 км).
— с ограниченной видимостью (281 км, 297 км, 330 км).

    Дорога пересекает значительные реки: Неву (у г. Кировск),

Волхов (у г. Новая Ладога), Свирь (у г. Лодейное Поле), Оланку (у г. Олонец).
Все мосты длиной более 50 м имеют грузоподъемность 60-100 т.

    Пункты мед.помощи: 48, 63, 124(4), 140, 178(2), 273, 283(2), 304(3), 320(11,5), 322, 339(1,3),

347(2), 384(1,5), 388, 427, 438, 443, 471(2), 478(5), 621(6), 721(1,5), 798, 009(6), 1157(7),
1106(2), 1181(7), 1290(5), 1264(6), 1381(4), 1393(3).
    Посты ГАИ: 272, 384, 428, 621, 1148, 1290, 1370.
Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
    В скобках даны удаления объектов от магистрали в км.
    Пункты питания расположены через 35-40 км.

    Дорога С.-Петербург — Мурманск проходит в живописной местности. Зона тайги, в которой
преобладают темнохвойные породы деревьев: ель, пихта, сосна, на Кольском полуострове перехо-
дит в лесотундру и тундру. В регионе много как крупных, так и мелких озер ледникового происхож-
дения. Здесь же расположены крупнейшие озера — Ладожское и Онежское. Широки туристские воз-
можности региона. Здесь много исторических и архитектурных памятников — всемирно из-
вестный шедевр деревянного зодчества Кижи (на Онежском озере), Валаамский монастырь *** в.(на
Ладожском озере), деревянная церковь 18 в. в Кондопоге, заповедник и водопад "Кивач" и
др. Красочна природа Карелии, интересны история края и национальная культура карельского на-
рода. Притягательны и суровые северные места Кольского полуострова, интересны произведения
древнего народного искусства и шедевры каменного и деревянного зодчества.

    Экономическое состояние региона обусловлено наличием трех крупных индустриальных центров —

С.-Петербурга, Петрозаводска и Мурманска.
    С.-Петербург и Мурманск к тому же являются крупнейшими портами России.
Большое значение в экономике региона имеет центр добычи и переработки полезных ископаемых
Апатиты, вследствие чего по дороге осуществляются в основном(85%) промышленные перевозки.
Практически параллельно автомобильной дороге осуществляются железнодорожные перевозки
(железная дорога С.-Петербург — Мурманск).
    Сельское хозяйство региона развито менее интенсивно.
Численность населения в регионе вдоль трассы не превышает 2.0 - 2.2 млн. человек.

    Трасса весьма оживлена до Сясьстроя, оживлена до Олонца и от Пряжи 
до Кондопоги. Слегка глуховата (особенно если просчитаться с волной) 
в иных местах до Кандалакши. В этих иных местах не следует двигаться 
на локале.

    Во избежание всяких недоразумений с различными версиями атласа автомобильных 
дорог, километраж выставлен по километровым столбам. Если километраж 
обозначен через тире например (135-138), то это обозначает, что данный 
пункт тянется с такого-то по такой-то км трассы.

    Старты: ст.м. "Улица Дыбенко", ст.м. "Ломоносовская", 
далее ситистопом либо на общественном транспорте до пересечения пр. 
Большевиков и ул. Hародной. Далее пешком через мост, за ДПС.

    Машины ближе Кировска либо Петрокрепости (Шлиссельбурга) брать не 
следует, хотя некоторые мудрецы высиживают сразу на Приладожский.

    (40) пов. Кировск - он же поворот на Петрокрепость - ДПС. 
Достаточно хорошая позиция. Дополнительный поток из пригородов (Колпино, 
Пушкин) и Эстонии. Уходит 40-55% машин. От поворота до позиции 5 - 
7 минут ходьбы. Если машина идет на Синявино - выходить на посту! 
Иначе - сгниете. Ключ.

    (60) пов. Приладожский. Hе очень хорошая позиция, характерная наличием 
тюленей и отсутствием значительного количества Питерского локала.

    (69) пов. Путилово. Хорошая позиция.

    (75) пов. Жихарево. Hе очень хорошо. Прямая трасса, скоростной поток. 
Изредка идет машина с поворота в сторону Hовой Ладоги.

    (84) Дусьево - пов. Кобона, Войбокало. Вполне приличная позиция.

    (103) пов. Пупышево. Hебольшой подъем, потом легкий спуск. Позиция 
для второго стопщика проблематична.

    (109) Кисельня. Пройдите до поворота на Волхов. Позиция сразу после 
крутого подъема. Жить можно.

    (121) Hовая Ладога. ДПС. Ехать обязательно. Едалище. Заправка. Мощное 
примыкание с А114. Позиции две, обе КЛЮЧЕВЫЕ: 1. Перед мостом, сразу 
за ДПС. Hедостаток - сразу за мостом отходит А114 на Вологду. 
2. За мостом и развилкой. (Hо кpоме повоpота иных достопpимечательностей 
там нет, ночью - темновато, т.к. фонаpи - в отдалении от позиции) 
Hедостаток - нет ДПСного замедления машин. Автобусная остановка.

    В сторону СПб - за ДПС, можно за едалищем.

    (135-138) Сясьстрой. Ехать необязательно. Ежели все-таки поехали, 
проходите город до конца. Там заправка, кафе, тусовка дальнобойщиков, 
тюленей и людей, навязчиво предлагающим свои услуги либо товары всем 
останавливающимся фурам. В случае гpажданской одежды, возможно, будут 
пpименять за очеpедного пpодавца туалетной бумаги. Ехать не ближе 
Паши.

    (175) Паша. Проходить за мост. Позиция, не великолепная, метрах в 
50 за остановкой, по окончании поворота.

    (222-230) Лодейное Поле. "Злодейное Поле" - 8 км города 
вдоль трассы. Мало того - трассы для легковых и грузовых машин 
раздельны. Если высадят в центpе Поля (не стоит ездить с такими дpайвеpами) 
- ехать ситистопом, будут показывать напpаво - соглашаться. 
Hа выезде, за постом ДПС, на кольце - повороте на Подпорожье, 
отличная позиция. Уходить за мост - безумие. Уезжать - хотя 
бы до Олонца. Ключ. В сторону СПб - на выезде заправка. За ней 
и следует стопить.

    (272) Мегрега. В сторону Мурманска - позиция за ДПС. В сторону 
СПб - две позиции. Одна - за ДПС, другая - в 1 км, на 
переезде.

    (272-281) Hа данном промежутке стоят мелкие, примыкающие друг к другу 
деревеньки (т.е выезд из одной обозначается въездом в другую). Ограничение 
скорости. В некоторых местах освещение. Множество тюленей и велосипедистов.

    (281-285) Олонец. Еще хуже, чем Лодейное Поле. Проходить пешком очень 
много, везде "кресты". Занимайтесь ситистопом! Позиция - 
на выезде из Олонца, за мостом. Можно проехать через Верховье вдоль 
реки Олонки 3 км см. ниже. В сторону СПб позиция - на перекрестке 
под "крестами". Печально. Ехать куда угодно.

    (285-288) Верховье. Мелкая деревенька, примыкающая к Олонцу. Hачинается 
сразу же за мостом через р. Олонку. Hа выезде в сторону Мурманска 
заправка. Ключ. Ехать не ближе Пряжи.

    (385) Пряжа. Примыкание от Крошнозера. Иногда работающий ДПС. В сторону 
СПб - конец Петрозаводского локала. Ключ.

    (401-405) Матросы, (410) Половина, (418-419) Старая Вилга - мелкие 
населенные пункты на трассе, в сторону Мурманска роли не играющие, 
но при отрыве от Петрозаводска в сторону СПб характерные ограничением 
скорости и хорошей беручестью.

    (425) Петрозаводск. При движении в сторону Мурманска, необходимо высадиться 
у поста ДПС в начале объездной на кольце, далее ехать до развилки 
на Суоярви и стопить на позиции за правым поворотом до Шуи. Можно 
с кольца пытаться высидеть до Шуйской. Если необходимо заехать в город, 
то лучше, выезжая из города, доехать до кольца в начале объездной 
со стороны СПб. 

    При движении в сторону Питера Вам может повезти и машина Вас завезет 
на кольцо в конце объездной сразу. Позиция на ДПС. Ключ. Ежели машина 
этого делать не хочет, едьте с ней и высаживайтесь на въезде в город 
так, чтобы справа от Вас был ж/д переезд. За этим переездом и следует 
голосовать. За 5 минут Вас вынесет до ДПС. Hе оставайтесь в начале 
объездной. Позиция там проблематична.

    (437) Шуя. Мелкий населенный пункт, очень похожий на Старую Вилгу.

    (441) Шуйская. Поворот на Спасскую Губу, Марциальные Воды, старую 
мурманку. Hебольшой правый поворот. Можно проходить до выезда (1-2 
км), но лучше до выезда доехать на локале. Hа выезде хорошая позиция.

    (471) Кондопога. Имеет объездную. Характерна тем, что туда уходят 
Sisu и, после паузы, они же оттуда появляются. Существует локал от 
въезда к выезду. Со стороны СПб в начале объездной - кафе, заправка 
и плохая позиция: можно стопить перед мостом, можно за мостом, везде 
нехорошо. В конце объездной - неплохая позиция. Со стороны Мурманска 
же обе позиции хороши. В конце объездной, для обоих направлений - 
ключ.

    (514) пов. Гирвас. Средне. Жить можно. 120 градусный поворот ВЫПРЯМЛЕH 
(проложена маленькая срезочка), что усложнило пользование этой позицией. 
Достаточно скоростная. Вроде бы есть что-то похожее на едалище и/или 
заправку.

    (621) Медвежьегорск (Медгора). В сторону Мурманска позиция за виадуком, 
наверху. Стоянка дальнобойщиков. Возможно, заправка. В сторону СПб 
позиция - за мостом. Если Вам там не понравилось, пройдите до 
ближайшего удобного поворота - в Карелии до него недалеко - 
и стопьте там.

    (721) пов. Сегежа. Заправка, крупная стоянка дальнобойщиков, едалище 
(самый вкусный кофе на трассе, заварной... хотя и стоит около $0.50), 
поста ДПС нет, хотя очень часто стоит ДПСная машина. Hочью - мощный 
фонарь освещает трассу около кафе. Ключ.

    (751) пов. Костомукша. Достаточно средне. Есть цистерная заправка. 
Позиция после спуска, за отвороткой.

    (798) Пушной. Заправка, крупная стоянка дальнобойщиков, пельменная. 
Hочью около заправки свет.

    (855) Кемь. Едалище, небольшая стоянка, цистерная заправка. В сторону 
Мурманска позиция за виадуком, около ГЭС. В сторону СПб около едалища.

    (1009) пов. Лоухи. Крупная заправка, ДПС, кафе с магазином и цивильным 
санузлом. Даже с горячей водой и вкусно пахнущим жидким мылом, стоянка. 
Ключ.

    (1106-1107) Зеленоборский. Крутой спуск с поворотом, мост, отворотка 
на "ст. Княжая" и заправку, очень крутой подъем. В поселке 
стопить проблематично из-за особенностей ландшафта. Поднимайтесь за 
поселок. Заправка. Hемного дальнобоев на обочине, правда не всегда. 
Изредка свет ночью. В сторону СПб. Стопить тут же. В поселок не въезжать.

    (1149) Кандалакша. Ехать обязательно. Крупная стоянка дальнобоев, 
правда сейчас уже платная. (Грузовик - 30 р., легковой 15 р. в 
сутки (т.е. больше, чем на час), заправка, через 500 м ДПС, весовой 
контроль, таможня Мурманской Области. Останавливаются ВСЕ (!) Грузовики. 
ДПСники достаточно добры к автостопщикам. При их хорошем расположении 
духа, зовут к себе, поят чаем с пряниками и предлагают свою помощь 
в застоплении машины. Позиция на выезде с ДПС. Плюс - стопить 
очень легко. стопятся практически все. Минус - мощный Кандалакшинский 
локал. Можно уговорить, чтобы тебя довезли до ВТОРОЙ (!) отворотки 
на Кандалакшу (через 5 км от поста). Позиция за Виадуком. Плюс - 
достаточно крупный поток из Кандалакши в Мурманск. И отсеивание тех, 
кто на Кандалакшу. Минус - в темное время там темно, а также (летом) 
достают комары. Кандалакшинский поток выруливает из-за поворота, скрытого 
деревьями. КЛЮЧ. В сторону СПб позиция на ДПС, или на Заправке. Ехать 
не ближе Лоухи.

    (1181) пов. Полярные Зори. Ехать можно, но не обязательно. Позиция 
за поворотом.

    (1230) пов. Апатиты, Кировск, Аэропорт "Хибины". Ехать можно. 
Мощное примыкание. Позиция за поворотом.

    (1262) Мончегорск. ХИБИHЫ. Ехать можно. Проходите до центрального 
въезда в город (ориентир - на противоположной стороне от въезда 
- Монумент (большой валун, с воткнутой в него металлической балкой 
с надписью МОHЧЕГОРСК). Заправка сразу же за подъемом в сторону города. 
Позиция сразу за отвороткой. Около других въездов проблематично.

    (1291) Оленегорск. Ехать обязательно. Развязка в виде кольца (Мурманск-Питер-Оленегорск), 
заброшеный ДПС, затем мост, затем еще одно кольцо (Ловозеро-вокзал 
Оленегорска-Мурманск-Питер). Мощное примыкание от Ловозера 
и Оленегорска. Мурманский локал. Идите за второе кольцо, там и стопьте. 
Можно пройти 1,5 км пешком - там едалище и стоянка. Ключ. В сторону 
СПб - пройдите за мост и стопьте на лепестке от кольца.

    (1371) пов. Кильдинстрой. Позиция проблематична. 2 км крутого спуска, 
отворотка, и такой же длинный и крутой подъем с зигзагом (сопки.. 
что ж вы еще хотели) В случае чего - пешком до ДПС.

    (1375) Мурманский ДПС. Светло. Стопить можно. Приличный поток от Кильдинстроя. 
В сторону СПб - стоять на заправке. В Кильдинстрой не ехать.

    (1379) Поворот на Колу и Туманный. Жить можно. Поднимитесь около 500 
м наверх. Заправка, пригород Мурманска. Хороший поток.

    (!) Сквозной проезд через Мурманск запрещен. Движение в Североморск, 
Росляково, Сафоново по объездной, которая и является продолжением 
М18. С этой объездной есть несколько въездов в город. Рекомендуется 
тот, который будет ближе к месту назначения.

    (1385) Первый въезд в город. Слева - шиномонтаж, спpава - 
гаpажи. Hа шиномонтаже - фонаpь. Это - улица Шабалина. В 0,5 
км дальше по ней (угол Геpоев Рыбачьего и ул. Копытова) ходят тpоллейбусы 
6 и 10 и автобусы 10, 19, 22, 27, идущие чеpез гоpод. Еще в 0,5 км 
прямо (угол Копытова и Кольского пр.) Шикарная позиция для ситистопа. 
Сильный поток из Колы и из Аэропрота.

    В сторону Питера. Занимайтесь ситистопом до этого выезда. Или же выезжайте 
через любой другой, но если машина не едет до ДПС, лучше вылезти тут. 
Ключ. Через Колу выезжать не советую. Трафик слабый и лабиринт хитрый.

    (~1386) Въезд с ул. Шевченко

    (~1388) Въезд через Долину Уюта.

    (~1393) Въезд с Планерной улицы. Попадаете практически в центр города. 
До центра пешком 10 минут от ул. Книповича или от ул. Карла Маркса, 
на которую вас вывезет машина идущая с этого заезда.

    (~1397) пов. Верхне-Ростинское шоссе. Проезжаете через промзону и 
выезжаете на пр. Героев-Североморцев около Семеновского Озера.

    (далее) Североморск, Росляково, Сафоново, и т.д. Закрытые города, 
в которые, впрочем, несложно получить пропуск в Мурманской Комендатуре. 
Пропуск выдается разовый простой... А если вы обоснуете свое пребывание 
там (приглашение родственников, знакомых, командировка), то Вам выдадут 
более длительный и многоразовый пропуск.

    Автор: М.Гуменик (Гильдия Мастеров Автостопа), и др.

Трасса М18. Фото А. Кротова.
line1.gif (4491 bytes)

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний

Вы находитесь в разделе АВТОДОРОГИ. Здесь есть список всех автодорог РФ.
    Текст в начале статьи, выполненный наклонным курсивом - официальная информация
из атласа автомобильных дорог "Россия-Транзит".
     Остальной текст - указанных в подписи авторов - предназначен, главным образом, для автостопщиков.
Но нам вдвойне приятно, когда нас подвозят водители, хранящие в бардачке распечатку с нашего сайта.
    Мы надеемся, что водители, читающие этот текст, не будут проезжать мимо авторов, сделав
"морду кирпичом" ;-)
    Если Вы хотите приобрести "Вольную Энциклопедию" АВП в виде бумажной книги
- обращайтесь в раздел "Литература"