Сотовая связь для вольного путешественника.

   Сотовые телефоны давно перестали быть роскошью и непременным атрибутом "новых русских", став общедоступным и удобным средством связи. Многие вольные путешественники уже обзавелись трубками, а те, кто еще не сделал этого, рано или поздно тоже станут мобильными во всех смыслах. Однако, далеко не все пользователи знают о всех возможностях, которые предоставляет им "мобила", и не берут телефоны с собой, отправляясь в путешествие. Некоторые граждане даже стесняются наличия сотового телефона, ошибочно полагая, что его наличие несовместимо со званием автостопщика.
   Предлагаю Вашему вниманию пособие о мобильной связи "для чайников" с точки зрения вольного путешественника. Тем, кто собирается приобрести сотовый телефон впервые, необходимо определиться с выбором стандарта, оператора и тарифного плана. А тем, у кого уже есть трубка, нужно выяснить, могут ли они пользоваться роумингом. При необходимости можно сменить оператора или тарифный план.

Выбор стандарта.

   Сотовая связь начала развиваться почти одновременно в разных частях света, что привело к появлению различных стандартов, использующих несовместимое между собой оборудование. В России и странах СНГ прижились сразу несколько стандартов мобильной связи: GSM 900/1800, NMT-450, AMPS/DAMPS, CDMA, IMT-MC-450. Однако, не все они одинаково полезны для путешествующих людей. Ограничимся рассмотрением лишь двух стандартов – GSM и NMT, предоставляющих возможность пользоваться телефоном в других городах и странах, не меняя свой номер (автоматический роуминг).

   GSM
(Global System for Mobile communications) – наиболее популярный в мире цифровой стандарт. Распространен в Европе (включая все страны бывшего СССР), на большей части Азии (кроме Японии и Кореи) и Африки. В Северной Америке используется одна из разновидностей стандарта – GSM-1900, в Южной Америке – GSM-850, а европейский GSM-900 работает лишь на Кубе. Принципиальное отличие GSM от всех других стандартов заключается в наличии SIM-карты (subscriber identity module) – карточки с чипом, содержащей информацию об абоненте и необходимые настройки сети. Сим-карту можно переставлять из одного аппарата в другой, что позволяет, с одной стороны, легко менять телефоны, а с другой – одновременно быть абонентом нескольких сетей, приобретая карты разных операторов. Сим-карту также можно использовать как носитель информации, записывая на нее часто используемые телефонные номера и соответствующие им имена (телефонная книга) и SMS (short message service, текстовые сообщения).
   Почти все операторы стандарта GSM поддерживают возможность отправки СМС на другие телефоны, причем не только с трубок, но и через интернет, по e-mail и ICQ. Особенно удобны СМС в роуминге: стоимость звонка может достигать нескольких долларов, а СМС обойдется в 5-20 центов. Входящие СМС бесплатны, а некоторых сетях могут быть бесплатными и исходящие сообщения. Исключение – операторы Vodafone Egypt (Египет) и Rogers Wireless (Канада), которые могут брать деньги даже за входящие СМС.

   Аналоговый стандарт
NMT-450 (Nordic Mobile Telephone) обладает меньшими возможностями. Используется только в Скандинавии, в странах СНГ и Восточной Европы. Однако, уже почти повсеместно, в т.ч. и в России, NMT-сети начинают сворачивать или переводить на более прогрессивный стандарт IMT-MC (CDMA2000). Преимущества NМT: сравнительно низкие тарифы и огромная зона покрытия в России по сравнению с GSM, который покрывает в основном крупные города и трассы и в отдалении от них глохнет. NMT работает во многих маленьких городах, где других операторов нет и никогда не будет, и может работать в самых медвежьих углах, т.к. зона его действия ограничена только рельефом местности. Для сравнения, в GSM-900 связь невозможна, если расстояние между базой и абонентом превышает 35 км (в GSM-1800 – еще меньше), даже если телефон видит сеть.
   Недостатки NMT: большие размеры и высокая цена трубок при их очень ограниченном ассортименте и функциях, а также более низкое качество связи. В NMT возможно обслуживание только у одного оператора. Для его смены необходимо "открепить" трубку от предыдущего оператора (перепрограммировать телефон) и расторгнуть договор на обслуживание. Лишь после этого можно подключить телефон к NMT-оператору в другом регионе.

Выбор телефона.

   Существует огромное количество моделей сотовых телефонов, особенно стандарта GSM – на любой вкус и кошелек. Цена большинства "бюджетных" моделей, т.е. рассчитанных на широкий круг пользователей, колеблется в пределах 70-120 долларов. Трубку б/у можно купить за 30-50 долларов на любом радиорынке, по объявлению в газетах или на интернет-барахолках. О том, на что нужно обращать внимание при покупке телефона б/у, можно почитать, например, здесь: www.ixbt.com/mobile/review/bu.shtml.
   Наиболее полезные и удобные для путешественника функции, наличие которых в телефоне желательно: вибровызов, автоблокировка клавиатуры от случайного нажатия, будильник. Все остальное – не принципиально и по большому счету не нужно. Можно обойтись и без русификации, особенно если телефон нужен только для того, чтобы звонить и принимать звонки. Трубки с флипом (откидывающейся крышкой) и "раскладушки" лучше не брать. Флипы имеют обыкновение отламываться в самый неподходящий момент, а в телефонах-раскладушках часто перетирается шлейф, соединяющий две части трубки. Не стоит покупать дорогие телефоны – во-первых, чтобы не жалко было потерять, а во-вторых, чтобы не вызвать подозрений в излишней денежности. За пределами крупных городов, особенно в бедных странах и регионах, трубка может вызвать негативную реакцию местных жителей, а кое-где телефон может быть приравнен к орудию шпионажа со всеми вытекающими последствиями. Если Вы не уверены, что окружающие нормально отнесутся к наличию у Вас "мобилы", то лучше ее не демонстрировать.
   Любителям походной жизни имеет смысл присмотреться к аппаратам в ударо-пыле-влагоустойчивом корпусе, например, Ericsson R250, R310, Nokia 5100, 5210, 6250, Siemens M35, М45. Существуют и специальные чехлы для других моделей, но они дороги и неудобны. Не следует покупать старые
однодиапазонные модели, работающие лишь в диапазоне GSM-900 (например, Siemens S10, Ericsson GA628, Nokia 5110), несмотря на их очень низкую цену. Все современные модели поддерживают два диапазона (GSM 900/1800), но некоторые операторы работают только в GSM-1800, и поэтому обладатель старого телефона не сможет воспользоваться их услугами.

   Распространено мнение, что телефоны за границей дешевле, однако это справедливо лишь для стран, из которых традиционно возят электронику – ОАЭ и Китая. В европейских странах можно увидеть телефоны по символической цене – например, 1 евро, но "внагрузку" к ним необходимо заключить долгосрочный (например, годовой) контракт на обслуживание у данного оператора. Для заключения контракта необходимо быть резидентом, т.е. иметь гражданство страны пребывания или вид на жительство в ней, иногда – счет в банке и кредитную историю. Часто (хотя и не всегда) на такие телефоны ставится sim-lock – программная блокировка, не позволяющая пользоваться сим-картами других операторов. Российские умельцы за небольшую цену (5-10 долларов) могут снять блокировку (такие телефоны называются разлоченными), но нет никакой гарантии, что после указанной процедуры трубка будет нормально работать.
   За рубежом можно приобрести и трубку без контракта (sim-free), но едва ли это будет дешевле, чем в Москве. Дело в том, что значительная часть сотовых телефонов ввозится в Россию и страны СНГ неофициально, во избежание уплаты налогов и пошлин ("серый" импорт), и за счет этого цена их ниже, чем в "цивилизованных" странах. "Серая" трубка, в отличие от "белой" (т.е. произведенной специально для продажи в РФ) не имеет знаков РСТ и ССЭ, а вместо фирменной глянцевой инструкции на русском языке прилагается инструкция либо только на иностранных языках, либо на русском, но отпечатанная кустарным способом. Но все это, за редкими исключениями, ничуть не ухудшает потребительских качеств контрабандного товара, поэтому можно смело покупать такие трубки. Возможны проблемы лишь с разлоченными или неправильно перепрошитыми телефонами
, но в общей массе "серых" телефонов их не так уж и много. На "серые" трубки может не распространяться гарантия фирмы-производителя. Однако, если телефон куплен в магазине, имеются документы к нему и чек, то в случае возникновения проблем можно руководствоваться законами о защите прав потребителей.

   Телефон необходимо периодически заряжать. В походных условиях это не всегда возможно, поэтому желательно иметь аккумулятор повышенной емкости (1200-1400 мАч) или запасной. Можно возить с собой автомобильное зарядное устройство (от прикуривателя) – они недороги. Для экономии заряда днем можно отключать подсветку или включать экономичный режим, если он предусмотрен. Если сравнить различные режимы работы телефона, то одному часу в режиме ожидания примерно эквивалентны 1 минута подсветки экрана, 40 секунд работы с меню (без включения подсветки) или соединение телефона с другой базовой станцией при перемещении. Включение телефона и регистрация в сети разряжают батарею так же, как 2 часа в режиме ожидания, поэтому часто включать и выключать телефон нежелательно. Быстрее всего аккумуляторы разряжаются при разговоре, передаче СМС и в режиме поиска сети – к примеру, в зоне неуверенного приема, в подвалах, в метро. Но если сеть отсутствует ("No network", "Нет сети"), то заряд аккумулятора практически не расходуется.
   Существуют аккумуляторы двух основных видов: на основе никеля (NiCd – никель-кадмиевые, NiMH – никель-металлогидридные) и лития (Li-Ion – литий-ионные, Li-Pol – литий-полимерные). Никелевые батареи нужно полностью РАЗРЯЖАТЬ перед зарядкой, иначе через некоторое время они теряют емкость. Литиевые батареи можно подзаряжать в любое время, не допуская, напротив, их полного разряда. Литиевые аккумуляторы легче никелевых и заметно дороже их, однако выпускаются не для всех
телефонов, хуже переносят удары и перепады температур, а через несколько лет эксплуатации умирают естественной смертью. Это еще одна причина, по которой не следует покупать очень древние телефоны. Батареи к ним, независимо от типа, часто бывают "убиты" напрочь, а новый аккумулятор может стоить дороже самой трубки.
   Если Вы планируете выезжать за пределы бывшего СССР, необходимо озаботиться приобретением специальных переходников и/или зарядных устройств под буржуазные электросети, заранее выяснив, какое напряжение и розетки в них используются. Для поездок в США и Канаду, кроме того, необходим телефон, работающий в стандарте GSM-1900, а в Южную Америку – GSM-850 (некоторые операторы дают их своим абонентам напрокат). Обычные двухдиапазонные (GSM-900/1800) трубки в Америке бесполезны. Можно приобрести трехдиапазонную модель (900/1800/1900) – например, Ericsson R520m, Siemens M55.

Выбор оператора и тарифа.

   В стандарте NMT-450 в каждом регионе может работать только один оператор. В Москве это Московская Сотовая Связь, в Питере – Дельта-Телеком, в Нижнем Новгороде – Сотел-НН. Кое-где NMT отсутствует или умирает, задавленный GSM, но в некоторых регионах пока еще пользуется популярностью. Поэтому подключаться к NMT-оператору имеет смысл лишь в том случае, если он нормально работает в Вашем регионе или Вы часто путешествуете по глухим местам, в которых отсутствует GSM.
   В случае стандарта GSM выбор несравненно шире. В каждом крупном городе России и СНГ работает от одного до пяти GSM-операторов. Путешественнику предпочтительнее подключаться к крупным общенациональным операторам, имеющим развитую сеть в регионах. В России это
МТС, Би Лайн и Мегафон, на Украине – UMC и Киевстар. Тарифный план должен быть оснащен услугами роуминга и междугородного/международного доступа (иногда требуется подключать их отдельно или вносить определенную сумму на счет). Если у Вас уже имеется сотовый телефон с удобным тарифом, но не имеющий роуминга, то, возможно, есть смысл обзавестись еще одним подключением. В этом случае Вы получите другой номер, который можно давать лишь "нужным" людям, либо поставить на него переадресацию со старого. Если же Вам будут часто звонить на обычный номер, не зная о том, что Вы находитесь в роуминге, то Вы рискуете потратить большую сумму.

   Если телефон будет использоваться в основном в поездках, то желательно выбрать тариф без абонентской платы (либо с наименьшей абонплатой) и без предоплаченного трафика – с таким расчетом, чтобы при нахождении дома расходы на телефон были минимальны или отсутствовали вовсе. Любой ОПСОС (Оператор Сотовой Связи) стремится ежемесячно сдирать с абонентов некую фиксированную сумму, даже если они не пользуются телефоном. Это может быть абонентская плата, платеж за обязательный трафик (что преподносится как "абонентская плата = 0, N минут в месяц – БЕСПЛАТНО", но за эти "бесплатные" минуты берутся деньги) либо система оплаты карточками с ограниченным сроком действия. Классический пример – система
Би+ и многочисленные подобные ей. Абонентской платы нет, но необходимо ежемесячно покупать карточку стоимостью 10 у.е., иначе телефон блокируется, а деньги на счету сгорают или, в лучшем случае, "замораживаются" до внесения очередного платежа. В некоторых случаях (если телефон нужен на несколько дней раз в несколько месяцев) такая система очень удобна, но если Вы планируете ежемесячно выговаривать меньшую сумму, то лучше выбрать тариф с небольшой абонентской платой (2-4 доллара в месяц) и без оплаченных минут. Некоторые операторы берут деньги за определитель номера, при этом его можно включать и выключать, экономя деньги. Но за включение или отключение услуги может взиматься отдельная плата.
   Идеальными можно назвать тарифы "Супер-Джинс" (МТС) и "Би+Тайм" (Би Лайн): никаких обязательных платежей (возможна плата за определитель номера, которым можно и не пользоваться) и ограничений по сроку действия платежа в них нет, при этом можно подключить национальный и международный роуминг. Единственное условие: не менее, чем раз в полгода необходимо совершать тарифицируемый звонок или отправлять СМС, иначе оператор имеет право расторгнуть договор на обслуживание.
   Стоимость разговоров в домашней сети не принципиальна – расценки на роуминг обычно не зависят от тарифного плана. "Льготное" время, всевозможные "любимые" номера, "бесплатные" минуты, бесплатные входящие с мобильных (в т.ч. внутрисетевые), посекундная тарификация и прочие удобства, которыми заманивают абонентов, в роуминге НЕ ДЕЙСТВУЮТ. Платными будут проверка баланса и звонки в абонентскую службу. Звонки в местную справочную могут быть бесплатными, а могут и тарифицироваться.

   При подключении уточните, что произойдет после обнуления счета. Некоторые операторы могут снимать абонентскую плату в течение 1-6 месяцев, даже если телефон неактивен, в результате чего на счету образуется долг, который могут припомнить при повторном подключении к тому же оператору. Другие операторы допускают бездействие абонента в течение 1-2 месяцев. При этом баланс, достигнув нуля, в минус не уходит. Но если Вы не собираетесь пользоваться услугами оператора в дальнейшем, лучше расторгнуть договор или приостановить обслуживание. Исключение – карточная система оплаты (pre-paid), в которой телефон автоматически блокируется (как правило, на 6 месяцев) после обнуления баланса или истечения срока действия карты, и разблокируется после активации новой карты.
   Если в Вашем городе имеется в наличии лишь один оператор-монополист, берущий бешеные деньги (региональные операторы, требующие 20-50 долларов только за подключение, аванс в 50-100 долларов за включение роуминга и т.п., до сих пор не редкость), то имеет смысл съездить в ближайший город, в котором работает крупный федеральный оператор и подключиться к нему – это может оказаться гораздо дешевле. Необходимо лишь уточнить, подключат ли Вам роуминг, если Вы прописаны в другом городе. Например,
новосибирский МТС не включает иногородним абонентам даже внутрисетевой роуминг. Возможны ограничения для нерезидентов (иностранцев и граждан, постоянно не проживающих на территории РФ).
   Полезные дополнительные услуги: АОН (определитель номера), добровольная блокировка номера (за нее могут брать деньги, но блокировать телефон на несколько месяцев выгоднее, чем исправно вносить абонплату) и возможность управления своим лицевым счетом и услугами через интернет. В МТС это
ИССА (интернет-система сервиса абонента), в Би Лайн – beeoffice. Другие дополнительные услуги, даже если они бесплатны, лучше не включать.
   Необходимо заметить, что российские операторы обычно указывают тарифы в условных единицах, но эти "у.е." почти никогда не равны долларам США. Чаще всего в тарифах не учитывается НДС (20%, с 01.01.2004 г. – 18%) и налог с продаж (обычно 5%, с 01.01.2004 г. отменяется), о чем пишется мелкими буквами в самом низу прайс-листа или рекламного плаката. Поэтому все цифры необходимо умножать на ставку налога. Региональные операторы часто используют тарифы в рублях с учетом НДС (что, несомненно, удобнее), но "забывают" про НСП. Есть и особо оригинальные ОПСОСы, указывающие тарифы в у.е., но устанавливающие свой внутренний курс – например, 25 руб. или даже 21 руб. 49 коп. (
МТС-Башкортостан) за единицу, включая НДС, либо прибавляющие к официальному курсу доллара 1-2%.

   В Москве нередко можно увидеть объявления: "тариф такой-то, 15 долларов, на счету 36 у.е., со всеми налогами", "60 у.е. на счету за 800 руб." и т.п. Никакого подвоха в этом нет. Дилеры получают вознаграждение от оператора и действительно могут подключать дешевле, не оставаясь при этом внакладе. Обычно так подключаются "на убой", т.е., когда деньги на счету заканчиваются, сим-карта больше не используется. Если же Вы подключаетесь всерьез и надолго, то необходимо обратить внимание на срок активации контракта и на то, на чье имя он будет заключен. Данные от дилера могут дойти до оператора лишь через несколько дней. Телефон будет работать, но Вы не сможете, к примеру, пользоваться определителем номера, подключать роуминг и другие дополнительные услуги. (Впрочем, можно зайти в офис оператора и зарегистрировать контракт самостоятельно.) Вам могут предложить уже активированную и работающую сим-карту, но оформлена она будет не на Вас, а на "дядю Васю", зачастую и не подозревающего о том, что на нем висит еще несколько десятков контрактов. В этом случае Вы можете в один прекрасный момент лишиться всех денег на счету, и никакие претензии приниматься не будут. А услуги, подключение которых требует личного присутствия в офисе оператора (к примеру, роуминг и международный доступ в МТС), Вам будут недоступны.

Роуминг.

   Роумингом (от англ. roaming – блуждание) называется ситуация, когда телефон, подключенный к одному оператору, обслуживается в сети другого оператора, при наличии роумингового соглашения между ними. Если такого соглашения нет, или услуга роуминга не подключена, то телефон не сможет зарегистрироваться в гостевой сети. В домашней зоне (для Москвы это Московская и соседние области, для Санкт-Петербурга – Северо-Западный регион, за рубежом – как правило, вся территория страны) роуминг в других сетях невозможен, а за ее пределами имеется возможность пользоваться услугами сразу нескольких сетей.
   При включении или попадании в зону действия какой-либо сети телефон начинает поиск сетей. Если не обнаружена сеть, в которой телефон регистрировался в последний раз, то происходит регистрация в сети с наибольшим уровнем сигнала (при автоматическом режиме поиска), либо предлагается выбрать сеть из списка (ручной режим). Рекомендуется установить автоматический режим поиска, чтобы телефон каждый раз, обнаружив сеть, не спрашивал разрешения на регистрацию в ней, но после этого производить ручной поиск и по возможности выбирать сеть с наиболее выгодными расценками. Кое-где, например, на стыке небольших европейских стран, можно оказаться в зоне действия десятка и более различных сотовых сетей! Сети подразделяются на домашнюю (home), запрещенные (forbidden), предпочтительные (preferred) и доступные (avaliable). Можно попытаться зарегистрироваться во всех сетях – иногда и "запрещенная" сеть пускает в роуминг, а "доступная" остается недоступной. Можно установить предпочтительные сети – для того, чтобы телефон в первую очередь "прицеплялся" к ними не перепрыгивал в другие доступные сети. Если телефон не может зарегистрироваться ни в одной сети (в этом случае вместо логотипа оператора на экране появляется надпись "SOS only", "112 only", "Только SOS" и т.п.), то, как правило, можно бесплатно позвонить по номеру 112. В зависимости от оператора, звонок будет направлен в службу спасения, милицию/полицию или справочную. Звонки по номеру 112 возможны даже при отсутствии сим-карты и с заблокированной клавиатуры.
   В зависимости от модели телефона, сеть МТС может опознаваться как MTS, RUS MTS, MTS RUS (в Белоруссии – 257 02, BY 02); Мегафон – как MegaFon, МЕГАФОН, NWGSM, RUS NWGSM и т.д. Иногда вместо названия сети можно увидеть цифры: 250 03, RUS 04, CC 250 NC 20 и т.п. Это значит, что в прошивке (программном обеспечении) телефона отсутствует информация о данном операторе (что не мешает телефону работать в этой сети), и на экране отображается не название оператора, а код сети. Каждая GSM-сеть имеет свой пятизначный код (не путать с телефонным кодом!) Первые три цифры (CC, country code) – код страны, последние две (NC, network code) – код оператора. Так, СС России – 250, Украины – 255, Белоруссии – 257; CC 250 NС 01 – МТС, 02 – Мегафон, 99 – Би Лайн). Сим-карты региональных операторов иногда отображают на дисплее логотип своего оператора. Так, обладатели старых сим-карт казанской сети
Сантел (ныне МТС), использующей код сети МТС, видят на дисплее телефона надпись "SANTEL" везде, где работает МТС, даже в московском метро. На некоторых телефонах логотип оператора виден и при роуминге в других сетях рядом с названием гостевой сети.

   Домашняя сеть – сеть "родного" оператора, и при ее наличии желательно регистрироваться именно в ней. То есть, если Ваш телефон подключен к Би Лайн, выбирайте "Bee Line", к Мегафону – "Megafon" или "NWGSM". В случае МТС все не так однозначно. К МТС в последнее активно присоединяются региональные операторы, работающие под другими кодами: Кубань-GSM (250 13), Донтелеком (250 10), Сибирские Сотовые Системы (250 05), Уралтел (250 39), Дальневосточные Сотовые Системы (250 12) и т.д. В то же время те же самые коды, в том числе код МТС, продолжают использовать и другие операторы. Так, если телефон пишет "Ura
ltel" или "RUS UTL" в Екатеринбурге, то для МТС это внутрисетевой роуминг, но та же надпись в Челябинске, Перми или Кургане соответствует совсем другим операторам с очень высокими тарифами (до полутора долларов за входящий звонок)! Самая странная ситуация в Тамбове: там "МТS" - вовсе не МТС, а местный ОПСОС, в то время как настоящий МТС притворяется оператором Кубань-GSM (код 250 13)! В Уфе до недавнего времени МТС работал под кодом сети СМАРТС (250 07), а СМАРТС при строительстве новой сети был вынужден сменить свой код на RUS 15. Поэтому перед поездкой важно выяснить тарифы именно для конкретного города. Можно возить с собой подробные распечатки с расценками на роуминг, получив их у оператора либо скачав с его сайта.
   Нахождение в домашней сети за пределами домашней зоны называется внутрисетевым роумингом. В этом случае "домашние" тарифы и льготы не действуют, зато обслуживание производится по единым и относительно низким, по сравнению с другими операторами, расценкам. Определить, находитесь Вы в домашней зоне или уже в роуминге (например, на границе областей), можно с помощью area info или звонка в справочную службу. Некоторые операторы передают широковещательную информацию (area info, cell broadcast, областная информация) – сообщения, посылаемые непосредственно на экран или в память телефона всем абонентам, находящимся в пределах действия определенной соты. С помощью cell broadcast по нескольким каналам может передаваться самая различная информация – прогноз погоды, коды городов, номера справочных служб, информация о ситуации на дорогах и т.д., но в российских сотовых сетях обычно передается лишь информация о местонахождении абонента по нулевому или 50-му каналу. Так, при нахождении в сети МТС в Москве на экране телефона будет высвечиваться надпись "STOLITSA", которая будет находиться ниже логотипа оператора либо периодически чередоваться с надписью "МТС"; в Московской области – "OBLAST", во Владимирской – "VLADIMIR", в Тверской – "TVER" и т.д. Иногда таким образом можно определить не только область, на территории которой Вы находитесь, но и название ближайшего населенного пункта.
   В МТС и Би Лайн действуют единые бесплатные номера информационно-справочных служб: 0890, 0876 в МТС; 611, 622 (0611, 0622) в Би Лайн. Позвонив по ним, Вы попадаете в местную справочную, которая при необходимости может переключить Вас на абонентскую службу в Вашем городе.

   Наибольшая зона обслуживания в России – у МТС. В регионах, в которых работает сеть МТС и дочерних компаний, как правило, связь имеется во всех основных городах и на трассах. Помимо России, сеть МТС действует в Белоруссии и на Украине (UMC). На сайте МТС имеются очень подробные крупномасштабные
карты покрытия. Недостаток внутрисетевого роуминга МТС – различная стоимость звонков в областной/региональный центр и за его пределы. Исходящие звонки по области в роуминге стоят на 20 центов дороже, чем звонок в областной центр, даже если абонент звонит в тот город, в котором в данный момент находится! А звонки на любые федеральные номера других операторов, тарифицируются по максимальному тарифу – 0.74 у.е. При этом звонки на любой телефон МТС стоят всего 19 центов, входящие – 0.29/0.25.
   Сеть Би Лайн уступает сети МТС как по количеству охваченных регионов (Би Лайн пока только появляется на Северо-Западе России и на Урале, а в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке отсутствует), так и по покрытию. Чаще всего Би Лайн работает лишь в областном центре и его окрестностях, а большая часть остальной территории не покрыта никак (исключение – центральная часть РФ, где зоны покрытия Би Лайна и МТС примерно одинаковы). Карты покрытия
на сайте менее подробные и не всегда соответствуют действительности – иногда на них показано лишь планируемое покрытие. Еще один существенный недостаток Би Лайна – необходимость гарантийного взноса для подключения национального и международного роуминга. В МТС, в том числе на тарифах серии "Джинс", роуминг подключается бесплатно (необходим личный визит в абонентский отдел) и действует до исчерпания средств на счету. В Би Лайне визит в офис оператора не требуется, но необходимо внести на счет не менее 50 у.е. (+1 цент) и не допускать снижения баланса ниже отметки в 20 у.е. Внутрисетевой роуминг в Би Лайн работает при любом балансе, однако есть несколько регионов, в которых внутрисетевой роуминг без гарантийного взноса не работает.
   Третий федеральный оператор – Мегафон – активно строит сети в регионах. Пока Мегафон работает лишь на северо-западе России, в Москве, в Поволжье, на Урале и на Северном Кавказе. Отличительная особенность Мегафона – безроуминговое пространство внутри одной лицензионной зоны (например, Поволжья или Урала). Так, абонент Мегафона, выехав в соседнюю область, не попадает в роуминг, как абоненты МТС или Би Лайна, а продолжает пользоваться телефоном по тому же тарифу и на тех же условиях, что и дома. В других лицензионных зонах действует внутрисетевой роуминг, причем стоимость звонков внутри зоны (во все области, входящие в указанную зону) одинакова. Внутрисетевой роуминг имеется и в сетях крупных региональных операторов, например,
СМАРТС, охватывающего почти все Поволжье от Ярославля до Астрахани. Помимо внутрисетевого, существует национальный (по России) и международный роуминг.

   В роуминге сохраняется номер абонента, и звонить на него можно точно так же, как если бы Вы находились в своем городе. Зато Вы платите за звонки гораздо дороже, и оплачиваете входящие звонки по междугородним тарифам. А те, кто звонит Вам, оплачивают звонок до Вашего города. Поэтому в роуминге абонентам одной и той же компании, находящимся в одном и том же месте, звонок друг другу обходится ОЧЕНЬ дорого. В этом случае проще общаться с помощью СМС или временно подключиться к местному оператору (см. ниже). Распространенное заблуждение: звонки на т.н. "федеральные" (11-значные) номера бесплатны со всей территории Российской Федерации. Это не так. Каждый "федеральный" код соответствует определенному региону и оператору, и звонки на него оплачиваются так же, как и на городские номера, т. е. бесплатно из "родного" города, а из прочих мест – как межгород. В некоторых странах, в т.ч. странах СНГ (Украина, Казахстан) звонки на сотовые с обычных телефонов являются платными, независимо от того, где находится абонент, зато входящие на сотовые бесплатны.
   Правила набора номера в разных сетях различны. Иногда в город пребывания можно звонить без кода, но чаще всего он требуется. Общепринятый формат набора: + [код страны] [код города] [номер]. В случае звонка в Москву: +7 095 ххххххх, в Киев: +380 44 ххххххх. Рекомендуется хранить номера в записной книжке телефона в международном формате, тем более что для отправки SMS номер необходимо вводить именно так. Некоторые операторы позволяют звонить с помощью IP-телефонии по более низким расценкам – в этом случае правила набора отличаются от указанных выше.
   В роуминге желательно ОТКЛЮЧИТЬ голосовую почту (персональный автоответчик) и переадресацию! Если установлена переадресация по "занято" (телефон будет "занят", если, не отвечая на звонок, нажать клавишу "отбой"), отсутствию ответа (абонент не берет трубку) или недоступности (телефон выключен или вне зоны действия сети) на голосовую почту или на другой номер, то Вы рискуете заплатить дважды! В крайнем случае можно установить безусловную переадресацию либо переадресацию по недоступности, и после этого обязательно выключить телефон. В этом случае Вы заплатите только за звонок из своего города на тот номер, на который установлена переадресация. Если же телефон не будет выключен, а потеряет сеть, то вызов будет направлен в ту сеть, в которой телефон был зарегистрирован в последний раз, а затем переадресован. При этом снимется плата за звонок до места пребывания и за исходящий звонок по тарифам гостевого оператора, причем Вы об этом даже не будете подозревать до тех пор, пока не увидите счет.
   Перед отъездом позаботьтесь о том, чтобы на счету была достаточная сумма денег – они могут кончиться внезапно, как только оператор получит счета за роуминг (что происходит не сразу: в особо запущенных случаях счета могут идти 2 месяца), а пополнить баланс за пределами родного города весьма проблематично. Для проверки баланса можно воспользоваться СМС или USSD, если оператор предоставляет данные услуги. В первом случае можно отправить сообщение на специальный номер, и в ответ придет сообщение о текущем балансе. В домашней зоне такая услуга бесплатна, но в роуминге придется заплатить за исходящее СМС. Во втором случае нужно набрать определенную комбинацию цифр (например, *102#) и кнопку посыла вызова, и информация о балансе высветится прямо на дисплее телефона. В этом случае Вы не платите за запрос, даже находясь в роуминге. Таким же образом можно активировать карты экспресс-оплаты, подключать и отключать дополнительные услуги. Однако USSD поддерживается далеко не всеми операторами и в роуминге работает не всегда.

   Перед поездкой желательно выяснить, какие операторы действуют в том городе или стране, в которую Вы направляетесь, с какими из них имеется соглашение о роуминге у Вашего оператора и чьи тарифы наиболее выгодны. Например, в Пензенской области работают три GSM-оператора: СМАРТС, Мегафон и Би Лайн. Абонент МТС может выбрать две сети – СМАРТС и Мегафон (роуминг в Би Лайне запрещен). Входящие звонки у обоих операторов стоят примерно одинаково – 0.85 у
.е. без учета налогов в Мегафоне и 0.81 в СМАРТС. Но местный исходящий звонок в Мегафоне стоит 1.56 у.е., а в СМАРТС – всего 0.55. Зато бесплатный порог на исходящие звонки в Мегафоне составляет 10 секунд (можно разговаривать интервалами по 9 секунд или попросить, чтобы Вам перезвонили).
   О зоне действия операторов GSM можно узнать здесь:
www.gsm.org/gsminfo/gsminfo.htm (впрочем, сведения там весьма приблизительные), или на сайтах самих операторов. Информацию о гостевых тарифах должен предоставлять свой оператор – на сайте или в справочной службе. Наиболее подробная информация вместе со ссылками на сайты других операторов содержится на сайте МТС, на который стоит заглянуть даже в том случае, если Вы не являетесь абонентом этой компании. Как правило, условия для гостевых абонентов (стоимость исходящего местного и междугороднего звонка, стоимость СМС, бесплатный порог) у всех операторов одинаковы, за исключением случаев, когда существуют соглашения о льготном роуминге. Отличаться может лишь стоимость входящего звонка, которая складывается из двух частей: стоимости звонка из города, в котором Вы подключены, до места, в котором Вы находитесь (по тарифам своего оператора) и стоимости входящего звонка по тарифам оператора, в сети которого Вы находитесь. В некоторых странах плата за входящие звонки может отсутствовать, тогда Вы платите только своему оператору. Что касается исходящих звонков, то и с ними можно хорошо "попасть" на деньги. Например, в Испании и некоторых других странах Европы, помимо обычного поминутного тарифа, взимается плата за соединение, которую возьмут даже в том случае, если вызываемый абонент не снял трубку. Может тарифицироваться даже автоответчик "абонент временно недоступен" - одно время этим увлекался украинский оператор Киевстар, причем платил за звонки недоступный абонент! В США и Канаде отсчет времени звонка ведется с момента посыла вызова, а не с момента соединения.

   Бесплатные пороги в каждой сети различны и могут варьироваться от 3 до 10 секунд либо отсутствовать. При входящих звонках необходимо учитывать и бесплатный порог своего оператора (если он действует на междугородние звонки). Если Вы уложились в бесплатный порог своего оператора (например, 5 сек), но у гостевого халява отсутствует, то Вы платите только гостевому оператору за 1 минуту. И наоборот, если в гостевой сети предоставляются 10 секунд бесплатно, то, проговорив 6-10 секунд, Вы заплатите только своему оператору за минуту. Но не следует доверять показаниям счетчика на телефоне – тарификация осуществляется исключительно на основании данных коммутатора, а он может посчитать, что Вы поговорили на секунду больше, и содрать за полную минуту. В случае, когда входящие звонки существенно дороже исходящих, можно "отбивать" звонки и перезванивать по определившимся номерам. Если же, наоборот, входящие звонки дешевле исходящих, можно попросить перезвонить Вам с помощью СМС или уложившись в бесплатный порог.

Pre-paid.

   Pre-paid (препейд) – услуги, оказываемые по предоплате. В данном случае – возможность подключиться к сотовому оператору без заключения договора. Приехав в другой город или страну, можно приобрести сим-карту местного оператора, получив местный номер и возможность звонить по более низким, чем при роуминге, тарифам. Обычно для этого не требуется даже предъявлять документы (хотя в России непременно потребуют паспорт). Абонентской платы нет, а оплата производится с помощью карточек экспресс-оплаты, имеющих ограниченный срок действия – например, 7 или 30 дней, после чего сим-карту можно выбросить, подарить кому-нибудь или отложить до следующей поездки. Как правило, срок жизни заблокированной сим-карты составляет 6 месяцев – в течение этого времени можно возобновить ее действие. Препейд предлагается и российскими операторами: в Би Лайне это Би+, в МТС – Джинс, в Мегафоне – GSM-лайт. Тарифы и условия подключения в разных городах различны. Обычно стартовый комплект стоит от 5 до 15 долларов, а минута – от 12 до 30 центов. Препейд-пакеты имеются и у региональных операторов.
   Не всегда есть смысл подключаться к местным операторам – иногда дешевле пользоваться роумингом. Необходимо учесть, что при стоимости подключения, например, 20 долларов, на счету может оказаться только 5, которых хватит на 2-3 звонка домой. А если на счету бОльшая сумма, то за несколько дней ее можно не выговорить полностью. Если же требуется лишь исходящая связь, то и вовсе проще воспользоваться таксофоном или переговорным пунктом.
   Стоимость местных исходящих и межгорода с препейда иногда бывает сравнима со стоимостью аналогичных звонков с роумингового телефона. Входящие, как правило, бесплатны (за рубежом) либо стоят столько же, сколько местные звонки (в России). Поэтому принимать звонки на местный номер выгоднее, чем на роуминговый, тем более что звонок оплачиваете не Вы, а звонящий. Выгодны и звонки внутри сети – они обычно дешевле звонков по городу/стране и бесплатны для принимающей стороны. Так, если Вы путешествуете вдвоем или группой, периодически разделяясь, можно подключиться к одному и тому же оператору и общаться между собой по цене, несопоставимой со стоимостью прямого звонка из роуминга в роуминг.

Сотовый телефон и интернет.

   Сотовые телефоны можно использовать не только для разговоров, но и для отправки и получения электронной почты, передачи факсов, данных и для непосредственного выхода в интернет – при условии, что данные услуги поддерживаются оператором и подключены, а трубка обладает соответствующими возможностями. Самый простой вариант – электронная почта с помощью СМС – доступен обладателям даже самых древних трубок стандарта GSM.

   СМС на e-mail.
Для отправки сообщения на e-mail необходимо набрать его в формате: адрес <пробел> текст (к примеру, [email protected] Privet!) и отправить его номер СМС-e-mail шлюза. Длина сообщения, включая адрес, как и любого СМС, не должна превышать 160 символов латинскими буквами или 70 – кириллицей. Однако, кириллицы следует избегать, т.к. не все телефоны ее поддерживают и возможны сложности с различными кодировками. У некоторых операторов имеются специальные короткие номера для отправки почты – например, 684 в Би Лайне и 00004 в некоторых региональных филиалах МТС, но можно пользоваться и универсальными шлюзами. Наиболее удобные и стабильно работающие среди них:
   1. www.oeoe.fi. Регистрация не требуется. Номер шлюза: +358405174761 – финский оператор Sonera (для отправки СМС необходим международный доступ). Сообщения доходят мгновенно, приходит e-mail с адреса [email protected]. Недостаток – на этот адрес нельзя ответить.
   2. www.sms.zzz.ru. Требуется регистрация. Имеется два номера: +79166330784 – МТС и +79262667156 – Мегафон. Приходит e-mail с адреса, указанного при регистрации, на него можно ответить, но прочитать ответ можно только обычным способом, т.е. на телефон сообщение не дублируется. Есть ограничения по количеству бесплатных СМС.
   3. СМС на ICQ. Шлюз для отправки сообщений на ICQ: +2783142#uin. После седьмой цифры подставить номер аськи. Работает не всегда и не со всеми операторами, также как и отправка СМС с ICQ.


   Обратная задача
: СМС через интернет. Проще всего отправлять сообщения с сайта оператора либо с любого сайта, поддерживающего отправку СМС, например, www.vpost.ru. Сообщения, набранные по-русски, на российских сайтах автоматически переводятся в транслит. Также можно отправлять сообщения через ICQ и по e-mail. Некоторые операторы присваивают своим абонентам адреса вида номер@sms.оператор.ru, например, 791хххххххх@sms.mts.ru или даже имя@sms.оператор.ru. Письма, отправленные на этот адрес, приходят на телефон в виде СМС. Адрес может быть и односторонним: с него приходят сообщения, отправленные через СМС-e-mail шлюз оператора, но e-mail-CМС не работает. Зарубежные операторы иногда блокируют возможность получения СМС через интернет.
   К сожалению, самый удобный бесплатный шлюз e-mail-СМС
http://sms.waterbyte.net перестал работать. Раньше было можно отправить сообщение на любой телефон, написав письмо по адресу: номер@sms.waterbyte.net (номер в международном формате, но без знака +). Существуют и платные сервисы, позволяющие, к примеру, получать уведомления о поступивших в Ваш почтовый ящик письмах, переадресовывать их непосредственно на телефон и т.п.: www.smsmail.ru, www.email2sms.ru, www.one.lv.
   На почтовом сервере mail.ru (и на других подобных) действует услуга "уведомление на СМС". При поступлении писем на Ваш адрес можно получать уведомления об этом через СМС – при условии, что оператор поддерживает получение смс по e-mail. Инструкция находится здесь:
www.mail.ru/pages/help/315.html

   WAP
(wireless application protocol). Многие модели телефонов оснащены WAP-браузерами, позволяющими просматривать специально разработанные веб-страницы непосредственно на дисплее телефона. С помощью WAP можно читать и отправлять электронную почту, если у Вас есть ящик на mail.ru, rambler.ru или yandex.ru (нужно заходить, соответственно, на wap.mail.ru, wap.rambler.ru и wap.yandex.ru); пользоваться ICQ (wap88.com, wap.aska.ru), смотреть прогноз погоды (wap.gismeteo.ru), узнавать расписания автобусов и поездов на множестве wap-сайтов.

   Передача данных.
Телефоны, имеющие встроенный модем (практически все современные модели), могут использоваться для передачи данных и выхода в интернет. Для этого необходимо соединить трубку с компьютером с помощью специального data-кабеля, через инфракрасный порт или иным способом, установить драйвер и произвести необходимые настройки – так же, как и при подключении обычного модема. Большинство GSM-операторов поддерживают передачу данных по голосовому каналу со скоростью до 9600 бит/с с поминутной оплатой за соединение. При этом можно соединяться как с модемным пулом самого оператора (например, по номеру 0885 в МТС), так и с любым внешним провайдером. Для выхода в интернет можно использовать те же настройки (номер, логин, пароль), что и для WAP. Некоторые операторы используют шлюз МТТ: номер доступа +79014075555, логин wap, пароль не требуется. Удобство указанного шлюза в том, что звонки на него могут тарифицироваться как местные даже в роуминге, если у гостевого оператора имеется соглашение об этом с МТТ.
   Более прогрессивным способом выхода в интернет является GPRS (general pocket radio service) – пакетная передача данных. Скорость GPRS-соединения достигает 30-50 кбит/с, что сравнимо со скоростями, достижимыми на обычных телефонных линиях (dial-up). При этом оплачивается лишь трафик, а не время соединения, и телефон одновременно может использоваться и для разговоров. Существует услуга WAP over GPRS, при которой загрузка WAP-страниц производится не через соединение со специальным номером по голосовому каналу, а посредством GPRS. За данную услугу операторы взимают лишь небольшую абонентскую плату, не ограничивая ни время соединения, ни трафик.

Если Вы потеряли телефон.

   Варианты действий:
   1. Попробовать позвонить на свой номер и связаться с нашедшим. Если телефон украден, то это едва ли поможет. Из трубок стандарта GSM воры немедленно вынимают и выбрасывают сим-карту. Но телефоны других стандартов, не имеющие сим-карты, могут и вернуть, т.к. повторное подключение таких трубок весьма затруднительно.
   2. Немедленно связаться с абонентской службой и заблокировать номер. Это гарантирует сохранность средств на счету. После этого можно получить у оператора новую сим-карту с прежним номером. Можно также сообщить оператору IMEI (идентификационный номер трубки, указанный под аккумулятором. IMEI можно узнать, набрав *#06#). Некоторые зарубежные операторы ведут "черный список" IMEI. Телефон, попавший в такой список, не сможет быть не только повторно подключен к тому же оператору, но и работать в его сети с любой сим-картой. Однако смена IMEI – операция несложная, и не стоит надеяться, что Ваш телефон отследят этим способом.
   3. Не блокировать номер (особенно если денег на счету немного), а через несколько дней взять детализацию разговоров, по которой можно попытаться вычислить местонахождение телефона. Но в этом случае (до обращения в абонентскую службу) Вы несете ответственность за все звонки, совершенные с Вашего телефона и обязаны их оплатить.

Булат Салахутдинов
   для сайта
   Академии Вольных Путешествий
   (C) 2003 г.
   Публикация и распространение данного текста без согласия автора не допускаются.