Бывшая линия СМОЛЕНСК - РАНЕНБУРГ Рязано-Уральской железной дороги

    Протяженность - 536 км, проходит по территории Смоленской, Калужской, Тульской и Липецкой области;
пересекает города Смоленск, Ельню, Спас-Деменск, Сухиничи, Козельск, Белев, Чаплыгин. На всем протяжении
линия одноколейна, кроме участка Смоленск - Духовская. В пределах Тульской области ЖД разобрана от
Теплого до Куликова Поля. От Белева до Теплого пассажирского движения нет. От Белева до Волово
параллельно трассе ЖД проходят автодороги, от Волово до Куликова Поля необходимо совершать объезд через
Богородицк (от дороги есть подъезды к бывшим станциям).

   Предыстория

    Легендарная железнодорожная широтная рокадная линия Центральной России. Оговорюсь сразу, что правильнее
было бы назвать линию Раненбург - Смоленск, т.к. километраж по ней ведется от Раненбурга (ныне -
г.Чаплыгин Липецкой обл.) к Смоленску. В исторических документах можно встретить второе название линии -
Данково - Смоленская, по названию г.Данков Липецкой обл., через который проходит линия. Однако, по
сложившейся традиции, описание будем вести от Смоленска к Раненбургу. По официальным документам открыта
в декабре 1899 года, но грузовое движение по отдельным участкам началось несколько ранее. В начале XX
века принадлежала частной Рязано-Уральской железной дороге (РУЖД), простиравшейся от Урала до западных
губерний России. Основное назначение Данково - Смоленской ЖД - перевозка хлеба из южных губерний России
в прибалтийские порты по кратчайшему пути. Эти перевозки хоть и были сезонные, но составляли основную
долю прибыли РУЖД. Так же перевозились значительные партии воронежского сахара, тамбовского строевого
леса и фруктов; в основном на экспорт, в меньшей мере - для внутренних нужд Империи. Был пущен
регулярный пассажирский рейс Смоленск - Козлов (ныне - г.Мичуринск Тамбовской обл.), не выдержавший
испытание Перестройкой и отмененный в 1995 г. Одновременно с постройкой линии развивалось сельское
хозяйство (разбросанное оазисами на протяжении всей линии), легкая и пищевая промышленность в зоне
тяготения к ЖД.

    Линия Смоленск - Раненбург - это не просто ЖД-ветка, это живая легенда. Вот не полный список мест,
лежащих на линии и неподалеку, которые должны вызывать трепет у каждого россиянина:
- легендарный город-герой Смоленск, бывший во все времена защитником России на западном направлении;
- знаменитая Ельня, родина советской гвардии в тяжелый 1941 г.;
- печально известные Брынские леса, родина Соловья-разбойника;
- "злой город" Козельск, показавший в 1238 г. образец русской стойкости за свободу;
- знаменитые Тульские леса, "угостившие" гитлеровцев в 1941-1942 гг. "вкусным пряником", в которых было
остановлено продвижение неприятеля к Москве;
- места последнего путешествия писателя Л.Н.Толстого.

    После состоявшегося внутрироссийского, и несостоявшегося мирового революционного пожара 1917-1922 гг.,
произошли колоссальные, в то же время роковые изменения в системе хозяйствования. Еще в 1918 г. РУЖД
была национализирована и работала на нужды фронта. В 1920-21 гг. Советская Россия была отрезана от
портов в Прибалтике (Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами вплоть до 1939-1940 гг.) и
линию Смоленск - Раненбург была лишена кровной прибыли и права на дальнейшее бурное развитие. Правда,
между Смоленском и Мичуринском продолжал курсировать пассажирский поезд, но рокада пришла в запустение.
Весьма пострадала линия от Великой Отечественной войны в 1941-1945 гг.; в районе линии в Тульской и
Липецкой области немецко-фашистским войскам приподнесли хороший "гостинец", знаменитый "Тульский пряник"
- остановили наступление противника на Тулу - Москву. Линия работала на нужды фронта, как для советской,
так и для германской стороны. Кроме воронок и вышедших из строя рельсовых плетей на отдельных участках
ничего не оставалось… Но, как известно, два солдата из стройбата заменяют экскаватор - линию быстро
отстроили.

    В послевоенное время делаются отчаянные попытки сохранить линию как единое целое. Конечно, уровня
хозяйствования 1913 года так и не достигли, но в 1960-е гг. произошли некоторые положительные изменения.
    Отважные кривоносовцы-стахановцы, мастера-машинисты паровозов депо станций Белев и Лев Толстой умело
водили по линии товарные поезда на повышенных скоростях, преодолевая участки с крутыми спусками и
подъемами. На протяжении 1969-1975 гг. движение на линии полностью перевели на тепловозную тягу депо
Смоленск, Фаянсовая, Белев, Лев Толстой, Елец, Кочетовка и др. на всем участке от Мичуринска до
Смоленска. В 60-е годы на линии продолжал курсировать пассажирский поезд №207/208 Смоленск - Мичуринск,
поменявший в 80-х гг. номер на 607/608. В 1984 г. к нему добавился сезонный поезд №559/560 Барановичи -
Саратов. Параллельно с пассажирскими поездами на всей линии наблюдались 2 пригородные "сцепки" -
маршрута поездок пригородными поездами с пересадками. В конце 1980-х гг. полным ходом шла реставрация
дистанции Смоленск - Мичуринск. Верхнее строение рельсового пути реконструировали практически на всей
линии - установили железобетонные шпалы, светофоры новой конструкции, автоблокировку и пр. Казалось,
ничего не предвещало беду…

    Политический и экономический кризис эпохи Перестройки и пост-Перестроечных времен сказался на развитии
линии в 1990-х гг. В 1993 году отменили поезд Смоленск - Мичуринск, на котором ездил еще граф
Л.Н.Толстой. Поезд Барановичи - Саратов изменил маршрут до Челябинска, теперь он по Козельску
отклоняется от Смоленско - Данковской линии через Тулу, Узловую, Моршанск. Пригородные поезда на всем
протяжении рокады продержались до 1999 г., по 1-2 на отдельных участках линии. От Смоленска до Козельска
ходили дизельпоезда станций Смоленск и Фаянсовая, от Козельска до Раненбурга - "петушки" из 1-2 вагонов
в упряжке ЧМЭ3. Сохранять линию единым целым мешала принадлежность участков разным управленческим
структурам: участок Смоленск - Волово (включительно) подчинялся Московской (МЖД), а Волово - Раненбург -
Юго-Восточной ЖД (ЮВЖД). Однако, в 1990-х гг., несмотря на запустение, продолжалась полным ходом
реконструкция пути и станций. Видимо, на что-то надеялись. Напрасно! В 1999 г. полностью закрыли
движение от Горбачево до Куликова Поля, в 2000 г. начался демонтаж верхнего строения от Волово до
Куликова Поля; участок формально существует и принадлежит ЮВЖД, но в настоящее время подвергнут глубокой
консервации с демонтажом пути. По иронии судьбы разобрали тот участок, который 10 лет назад капитально
отремонтировали! В 2001 г. та же участь постигла и участок Теплое - Волово, МЖД. Участок Горбачево -
Теплое чудом уцелел и вновь был запущен в эксплуатацию, надолго ли? Пассажирское движение на участке
Белев - Горбачево - Теплое закрыто с 2001 г. в связи с отсутствием необходимого пассажиропотока, участок
Теплое - Волово - Куликово Поле разобран полностью (включая автоматическую блокировку на станциях) и
перспектив восстановления практически нет. Остальные участки открыты для пассажирских операций, надеемся
что не закроются.

    Состояние участков и железнодорожного сообщения на участках линии по состоянию на лето 2005 г.

    Обзор состояния участков линии возник благодаря сайтам http://www.parovoz.com/ ,
http://www.alltrains.ru/ , http://www.all-transport.narod.ru , http://www.translogist.ru/ ,
http://www.ruzgd.com/  и http://www.poezda.net . Сокращения: э/п - электропоезд, д/п - дизельпоезд, п/п -
пригородный поезд из общих вагонов, пасс. - пассажирский поезд, гр.-п. - грузопассажирский поезд.
Периодичность курсирования пассажирских составов указана числом последних в сутки, если ничего не
оговорено. Описаны альтернативные автомаршруты на рейсовом и нерейсовом транспорте.

    № Участок линии и его протяженность Периодичность курсирования составов

1 Смоленск - Колодня, 17 км 1 э/п Смоленск - Сафоново
3 э/п Смоленск - Вязьма
1 д/п Смоленск - Владимирский Тупик
2 д/п Смоленск - Рославль
2 д/п Смоленск - Фаянсовая
    Примечание. Пассажирские, скорые и грузовые поезда проследуют Колодню без остановок. На перегоне
расположена грузовая станция Смоленск-Сортировочный, отправляющая грузовые поезда на
всех направлениях. По служебному расписанию 1991 г. на линии Смоленск - Занозная 7
сквозных грузовых поездов до Брянска и 2 сборных до Ельни.

2 Колодня - Духовская, 11 км 1 э/п Смоленск - Сафоново
3 э/п Смоленск - Вязьма
1 д/п Смоленск - Владимирский Тупик
2 д/п Смоленск - Фаянсовая
    Примечание. Пассажирские и скорые поезда проследуют участок без остановок. Редкие грузовые
поезда.

3 Духовская - Спас-Деменск, 123 км 2 д/п Смоленск - Фаянсовая
1-3 пасс. в неделю: №303/304 Барановичи - Челябинск,
№413/414 Минск - Челябинск, №526/527 Калининград -
Челябинск; остана-вливаются в Глинке, Ельне,
Спас-Деменске
    Примечание. Грузовое движение - умеренное: 2 сборных до Ельни и 7 грузовых до Брянска.

4 Спас-Деменск - Занозная, 20 км 2 д/п Смоленск - Фаянсовая
1 д/п Спас-Деменск - Фаянсовая
    Примечание. Пассажирские поезда до Барятинской остановок не делают. Грузовое движение средней
интенсивности (см. выше). Автобусы ходят по 3…5 в сутки.

5 Занозная - Сухиничи, 73 км 1 д/п Фаянсовая - Занозная - Козельск
1-3 пасс. в неделю: №303/304, 413/414, 526/527;
останавливаются в Сухиничах, Барятинской
    Примечание. Грузовое движение исчезающее, в основном маневровые. Автобусами участок
преодолевается с пересадками в Барятино, Мещовске, Мосальске.

6 Сухиничи - Козельск, 28 км 1 д/п Фаянсовая - Занозная - Козельск
1 д/п Фаянсовая - Козельск
    Примечание. Пассажирские поезда №303/304, 413/414, 526/527 не останавливаются до Козельска.
Грузовое движение умеренное, но все составы формируются в Сухиничах-главных и участок
проследуют без остановок (до 2 сборных до Плеханово и 2 до Узловой-1). До 6 автобусов
на параллельной автодороге.

7 Козельск - Тупик, 3 км 3 д/п в неделю Белев - Тула
2 п/п Козельск - Белев
3 д/п в неделю Тула - Белев
    Примечание. Пассажирские поезда №303/304, 413/414, 526/527 на станции Тупик не останавливаются,
далее следуют на Тулу, Узловую, Моршанск. Грузовое движение умеренное. Станция Тупик
отправляет по 1 сборному составу на Сухиничи-глав., Плеханово и Белев.

8 Тупик - Белев, 35 км 2 п/п Козельск - Белев
3 д/п в неделю Тула - Белев
    Примечание. Грузовое движение - редкое, 1 вывозной в сутки.

9 Белев - Горбачево, 73 км пассажирского движения нет с 2001 г.
    Примечание. Грузовое движение исчезающее - 1 сборный вывозной грузовой от Арсеньево на Горбачево
в сутки. От Белева до Веженки составы пускаются по мере необходимости. От Белева до
Горбачево ходит путеремонтный поезд с остановками в Манаенках и Арсеньево.
Альтернатива - 2 рейса автобусами с пересадкой в Арсеньево.

10 Горбачево - Теплое, 34 км пассажирского движения нет с 1999 г.
    Примечание. Грузовое движение исчезающее, 1 сборный грузовой в 1-2 дня. На рейсовом
автотранспорте участок дублируется через Плавск - Ефремовский поворот.

11 Теплое - Волово, 28 км пассажирского движения нет с 1998-1999 гг.;
верхнее строение пути разобрано в 2001 г.
    Примечание. С 2005 г. прямого рейсового автотранспорта между Теплым и Волово нет. Есть смысл
использовать автостоп - дорога со сносным покрытием.

12 Волово - Куликово Поле, 33 км пассажирского движения нет с 1998-1999 гг.;
верхнее строение пути разобрано в 2000 г.
    Примечание. На рейсовом автотранспорте участок дублируется через Ефремов или Богородицк.
Автобусы на Ефремов ходят и из Теплого без захода в Волово. Есть смысл использовать
автостоп. Из Волово 3 д/п на Ефремов.

13 Куликово Поле - Данков, 43 км 2 п/п Куликово Поле - Лев Толстой
    Примечание. Грузовое движение - редкое.

14 Данков - Лев Толстой, 23 км 2 п/п Куликово Поле - Лев Толстой
3 п/п в неделю летом Данков - Лев Толстой
4 гр-п. в неделю Данков - Мичуринск
    Примечание. Грузовое движение редкое. Грузопассажирский поезд на Мичуринск отправляется без
объявления. Ходят 4 автобуса Данков - Чаплыгин.

15 Лев Толстой - Раненбург, 35 км 2 гр-п. Лев Толстой - Раненбург
4 гр-п. в неделю Данков - Мичуринск
1 пасс. №605/606 Елец - Москва; летом 3 раза в неделю
    Примечание. Грузовое движение частое, но многие составы следуют из Ельца без остановок по ст.
Лев Толстой. Грузопассажирские поезда отправляются без объявления. Ходят 4 автобуса
Данков - Чаплыгин.

Обращаем Ваше внимание, что с ноября 2005 г. по апрель 2006 г. на участке Спас-Деменск - Занозная будет
производиться капремонт пути со снятием и полной заменой рельсошпальной решетки. Дизельпоезд Фаянсовая -
Спас-Деменск отменяются до особого распоряжения. Дизельпоезда Смоленск - Фаянсовая во время ремонта
будут курсировать до Спас-Деменска. Сквозные грузовые поезда будут следовать через Рославль-1.

    Состояние станций пересадок и узловых пунктов

    <Смоленск>. Крупный город, практически совмещенный вокзальный комплекс (ЖД-вокзал в 60 м от
автовокзала). Кроме вышеописанных "собак" на Фаянсовую, Рославль, Сафоново, Владимирский Тупик и Вязьму
следует отметить 2 дизеля на Витебск, 1 на Рудню, 2 на Оршу, 1 на Красное и 1 на Смоленск-Кольцевой.
Здание вокзала будет удобно не только для ночевки, но и для банального ожидания поездов только после
окончания ремонтных работ! Внимание! Пассажирского движения на Сошно нет с 2001 г.! Используйте автобусы
на Озерный, Нелидово, Западную Двину!

    <Духовская>. Назначение станции - разделение грузо- и пассажиропотока на Сафоново (95%) и Фаянсовую.
Грузовых составов станция не отправляет.

    <Занозная>. Станция крошечная, но узловая. Обслуживает с.Бахмутово и окрестности. Заночевать лучше в
Спас-Деменске, там вокзал просторнее...

    <Сухиничи-узловые>. "Собаки", кроме вышеописанных, на Калугу, Фаянсовую ч/з разъезд Брынь. Вокзал
компактный, островного типа, но оживленный. Составы на Брянск отправляются с Сухиничей-главных.
Автобусное движение - умеренное для такого города. Кстати, Брынские леса - родина легендарного
Соловья-разбойника!

    <Козельск>. Город очень хорошо описан в "Вольной энциклопедии", так что отсылаю Вас туда. Единственное,
что скажу, ночевка на вокзале неудобна. Дороги и ЖД от Козельска вплоть до Раненбурга описаны на сайте
www.parovoz.com в отчетах о путешествиях.

    <Тупик>. Маленькая станция, пересадка на ней неудобна, даже если двигаться на "оленях". Единственное,
что оправдывает станцию - это монастырь "Оптина Пустынь".

    <Белев>. Тихий городок. Если не заночуете на вокзале - см. "Вольную энциклопелию".

    <Арсеньево>. Упаси Вас Бог приближаться к вокзальному зданию, особенно ночью! Вы рискуете быть избитыми
или убитыми бомжами, оккупировавшими станцию. Катайтесь на автобусах!

    <Горбачево>. Узловой пункт, правда пассажирское движение присутствует только на радиальной
Московско-Курской линии. На нашей линии - только путеремонтные и сборные поезда, ориентировочно по 1 в
сутки в каждую сторону. Описание участка до Куликова Поля за 2000 г. читайте в "Вольной энциклопедии",
за 2004/05 гг. - на сайте www.parovoz.com в отчетах о путешествиях.

    <Теплое>. Здесь рельсы заканчиваются недалеко от автодороги на Ефремов. Если Вы не сменили до сих пор
род автостопа - сделайте это сейчас, или топайте пешком 30 км до Волово!

    <Волово>. Весьма депрессивный райцентр, будьте осторожны, предельно внимательны и по возможности не
ночуйте в нем!

    <Куликово Поле>. Поселек Куркино, 20 км до знаменитого Куликова Поля. Подобно Волово, держите ухо
"в-остро"! И читайте соответствующие разделы "Вольной энциклопедии".

    <Данков>. Маловероятно, что Вы здесь остановитесь, но если и завязли - наслаждайтесь стариной! Таких
городов осталось не так уж и много. А вот вокзал в городе неприятной конструкции типа "серая коробка".

    <Лев Толстой>. Бывшая станция Астапово. Здесь отдал душу Богу писатель, в честь которого и названа
станция. Смотрите "Вольную энциклопедию".

    <Раненбург>. Город академика Чаплыгина, известного ученого в области аэродинамики (теория обтекания
крыла самолета воздушными потоками), в честь которого и называется сейчас. Вокзал маленький, не совсем
удобный. Из собак 5 на Мичуринск и 1 на Павелец. На Лев Толстой - только 1 состав в сутки (см. выше),
остальные - грузовые (до 30 в сутки). Здесь реально заканчивается линия Смоленск - Мичуринск, так
несправедливо обиженная нездоровым капитализмом...

   Путешествуем на "собаках"

    На "собаках" можно доехать от Смоленска до Белева или от Льва Толстого до Куликова Поля.

    1-й маршрут:
7.15-12.10 Смоленск - Фаянсовая; 18.20-21.08 Фаянсовая - Козельск; 7.16-8.32 Козельск - Белев и на
автостанцию: оттуда в 10.20 уходит автобус на Арсеньево, где можно пересесть на Горбачево;
или
17.15-21.50 Смоленск - Фаянсовая; 4.47-9.00 Фаянсовая - Козельск; 18.50-20.05 Козельск - Белев, где
переночевав можно с утра податься на Горбачево автобусом с пересадкой в Арсеньево, или путеремонтным
поездом без пересадок.
Помните, что маршрут станет доступен в апреле 2006 г. после окончания ремонта пути на участке
Спас-Деменск - Занозная.

    2-й маршрут:
7.55-9.21 Лев Толстой - Куликово Поле, откуда можно уехать автобусом на Волово через Богородицк или на
Теплое, Горбачево, Белев через Щекино;
или
14.00-15.27 Лев Толстой - Куликово Поле, откуда двигаемся аналогично вышеописанному случаю.

    Путешествуем на "оленях" и комбинированным способом

    Автор располагает служебным расписанием грузовых составов за 1991 г., оно не актуально сейчас, но дает
общее представление о характере движения на участках, см. раздел "Состояние участков и железнодорожного
сообщения на участках линии по состоянию на лето 2005 г."
    Сообщу лишь о том, что при выезде из Смоленска-сортировочного на любом сквозном грузовом поезде, Вы, о
читатель, попадете в глухой угол, особенно если сойдете на Занозной. Маршрут Смоленск-сорт. - Фаянсовая
- Сухиничи-гл. - Тупик - Белев - Горбачево - Теплое на "оленях" займет у Вас 3-4 дня при условии, что
    Вас возьмут все машинисты и остановят (или снизят скорость) Вам там, где надо.

    Комбинация упряжек особой прибавки к скорости Вашего перемещения не даст (сам проверял!) - все-таки
глухая линия. Использовать автостоп имеет смысл только в пределах Тульской области, особенно на тех
участках, где ЖД разобраны. Это наводит на дальнейшие исследования свойств бывшей линии, смысл которых
вскрыт ниже.

    То, что я сейчас пишу - это не отчет о поездке. Скорее, это подготовка и сбор информации. Информация
может представлять интерес, в первую очередь, спортивных автостопщиков, покоряющих глухие трассы в
рекордно короткие сроки. Чем не тренировочная трасса? Глухая (местами мертвая) и непротяженная (не более
600 км) - идеальный "полигон" для подготовки к более серьезным экспедициям на Колыму и Чукотку!
Во-вторых, я сам мечтаю вырваться на линию, но не для спортивной, а для познавательной цели. Удачи всем!

    P.S. Если кто знает о линии больше или у кого словарный запас не ограничен русским матом - напишите о
линии лучше или дополните сие сказание!

    Искренне Ваш Pabel pabel#ukrtop.com

   Ссылки по теме

1. Линия Смоленск - Раненбург на сайте истории РУЖД.- http://ruzgd.ru/smolensk_ranenburg.shtml
2. Тульский пряник железнодорожный на сайте "Паровоз ИС".- http://parovoz.com/stories/tula2005/
3. Линия Волово - Раненбург на сайте "Паровоз ИС".- http://parovoz.com/stories/volovo/
4. Обсуждение темы "Линия Смоленск - Раненбург" на форуме пассажиров ЖД-транспорта.-
http://www.poezda.net/railforum/index.php?topic=1656.0
5. Впечатления об исторической поездке по перегону Лев Толстой - Куликово Поле "Ноль-шестое чудо
света".- http://rr-massmedia.narod.ru/065.html
и многое-многое другое (фотки, расписания и пр. - всего не перечесть).

line1.gif (4491 bytes)

Вы находитесь в разделе ЖЕЛЕЗНЫЕ  ДОРОГИ

    © "ВОЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ" (ВЭ)    Предисловие
на сайте
Академии Вольных Путешествий (АВП)
    Для пользователей, для авторов, E-mail для добавлений и замечаний