ЭЛЕКТРИЧКИ. ПРИГОРОДНЫЕ ПОЕЗДА 

    Самыми простыми для бесплатного проезда являются пригородные поезда
- электрички, дизеля и так называемые поезда с тётками, -
все они имеют NN 6001-6999. Движение на пригородных поездах из-за
своей простоты издревле выделилось в самостоятельный, универсальный
способ путешествия, который называется "езда на собаках".

    Пригородное сообщение охватывает все основные ж/д магистрали страны.
Пересаживаясь из электрички в электричку, с дизеля на дизель, покупая
билет или не покупая его, можно доехать от Москвы до Петербурга или
от Новороссийска до Владивостока. В этом и заключается универсальность
метода. Теперь опишем разные типы пригородных поездов и способы проезда
в них.

    1). Электропоезда - самый распространённый вид пригородного
сообщения. В центральных регионах (в окрестностях Москвы, Питера...)
в электричке эпизодически возникают контролёры, проверяющие билеты.
В более глухих регионах в электричке должна содержаться тётя-билетёрша,
циркулирующая по вагонам и обилечивающая вновь вошедших пассажиров.

    В электричке можно ездить как с билетом, так и без оного. Неприятностей,
связанных с контролёрами, можно легко избежать (см. ниже: "Контакты
с представителями власти"
), а сейчас мы не будем изучать этот
вопрос. Помните, однако, что бесплатный проезд в электричке является
тайным обманом, и во многих случаях езде на электричке стоит предпочесть
автостоп.

    2). Дизели, подобные электричкам, с билетёром или без оного
- по методам проезда не отличаются от электричек.

    3). Поезда с тётками, поезда из плацкартных или общих вагонов
с тётками-проводницами. Отличаются от нормальных поездов неограниченной
вместимостью (в один пригородный поезд могут продать даже несколько
тысяч билетов), слабым контролем и коротким путём следования (обычно
до 200 км). Есть два способа проезжать в таких поездах. Первый, самый
распространённый, таков: если проводница стоит в дверях, надо купить
и показать ей билет на одну-две остановки. В пути следования проверок,
как правило, нет.

    При поездке на Русский Север наша компания (9 человек)
оказалась в г. Данилове. Там мы купили билеты на 1 остановку, до Макарово
(это 5 км.), чтобы ехать в пригородном поезде "с тётками"
на Вологду. При входе в вагон проводница спросила: "Молодые люди,
а билеты у вас есть?" - Мы отвечали: "Есть", и помахали
перед ней множеством билетов, залезли в вагон и ехали до самой Вологды
(139 км.)

    Однако, этот способ нехорош, так как приходится обманывать проводницу.
Лучше поступить иначе. Например, на вопрос "ваш билет" показать
студенческий билет. Или, если дело происходит летом, собрать дикорастущих
цветов и одарить ими проводницу. Или, вместо того, чтобы платить,
скажем, 20 рублей в кассу, заплатить проводнице пятёрку или меньшую
сумму. Или, если денег нет, попроситься проехать без денег и без билета.
Вообще, если вы зададитесь целью, не обманывая проводницу и без особых
затрат проехать в пригородном поезде, вы достигнете успеха. Не забывайте,
что в каждом поезде есть локомотив, могущий вместить вас.

    В некоторых глухих регионах пригородный поезд с тётками может маскироваться
под "грузопассажирский" (N 951-968). Так, поезд Могоча-Амазар
в одну сторону идёт как грузопассажирский, а обратно как пригородный,
хотя его сущность не меняется.


Проезд в бич-вагоне по БАМу.
    4). Поезда с бич-вагоном. Бич-вагон - это теплушка или
товарная платформа для бесплатного проезда пассажиров, прицепленная
к поезду в качестве одного из вагонов. Проезд в бич-вагоне бесплатный.
Поезда с бич-вагоном - атрибут отдалённых регионов.
БИЧВАГОН рисунок А. Кротова
    Пригородные поезда следуют не дальше, чем на 200 км (за редким исключением).
Этот недостаток компенсируется тем, что можно пересаживаться с одной
"собаки" на другую.

    От Москвы до Петербурга вы доедете на пяти электричках,
сделав пересадки в Твери, Бологое, Окуловке и Малой Вишере. Например,
выехав в 6.20 утра, вы достигнете Питера в 23.05, потратив на дорогу
16 часов 45 минут.

    От Москвы до Иркутска вы доедете на 33-х электричках, сделав
пересадки в Петушках, Владимире, Вязниках, Ниж.Новгороде, Шахунье,
Кирове, Балезино, Перми, Шаля, Екатеринбурге, Тюмени, Вагае, Ишиме,
Называевске, Омске, Татарске, Барабинске, Чулыме, Новосибирске, Болотной,
Тайге, Мариинске, Боготоле, Чернореченской, Красноярске, Уяре, Иланской,
Тайшете, Нижнеудинске, Тулуне, Зиме, Черемхово и потратите на это
14 дней. Всё это расстояние вы проедете именно на электричках, за
исключением трёх участков - на Владимир, Ишим и Называевск, где
вам попадутся пригородные "поезда с тётками" (сведения 1996-97).


    Некоторые пригородные поезда, в частности, электрички, следуют на
расстояния, превышающие 200 км (Вологда-Коноша, 211 км, Киров-Пинюг,
241 км). В таких случаях часто бывает, что на одном из участков поезд
меняет номер на 600-й (601-699). Сущность поезда при этом остаётся
неизменной. Поэтому будьте внимательны: указанные в расписании некоторые
600-е поезда на поверку иногда оказываются пригородными, в том числе
обычными электричками или дизелями (как в 1993 году был 200-километровый
дизель Балта-Одесса).

    На Украине некоторые "долгоиграющие" электрички проезжают
более 300 км (Киев-Зёрново, Киев-Жмеринка, Николаев-Апостолово...).
Раньше они прятались под видом 600-х, сейчас - 800-х поездов (801-899).
Тем не менее эти "поезда" - обыкновенные электрички или дизели.

    Некоторые пригородные, по сути дела, поезда могут маскироваться под
разного рода "хозяйственными" номерами, начинающимися на 5000:
N 5201-5298 "хозяйственные" или "рабочие" поезда (N
5204 Абакумовка-Тайшет), N 5401-5698 "поезда из порожних пассажирских
вагонов" (N 5401 Муром-Вековка-Черусти)... Знайте об этом и ездите
на них бесплатно. (Иногда в вокзальном расписании их нет! Узнавайте
о наличии таких поездов от железнодорожников, из специальной книжки
"Все электрички России" или на специальном сайте alltrains.ru

    Средняя скорость движения "на собаках" сильно колеблется -
от 200 до 800 километров в день - в зависимости от маршрута и
времени старта. Обычно это медленнее, но иногда предпочтительнее,
чем автостопом. Зимой при отсутствии тёплой одежды, или же двигаясь
большой компанией, или же имея очень большие рюкзаки, или же находясь
в местах, где нет хороших автодорог (как: Чернышевск - Уруша),
- проще ехать именно на пригородных поездах, чем по трассе.

=перейти дальше, на следующую главу=

Клуб любителей электропоездов Железнодорожное кольцо России

Вы читаете книгу © А. Кротова "Практика Вольных Путешествий"
издание пятое, дополненное, Москва 1998 г.
на сайте Аадемии Вольных Путешествий
(www.avp.travel.ru)

Zip архив всей книги (64 кб.), e-mail А. Кротову, e-mail автору сайта.