Первые дни.
знак "нулевого километра" между Манежной и Красной полщадью Москвы.
	Самое начало...

 	Электричка, постукивая колёсами, влекла своих редких пассажиров в город 
Москву, Столицу Мира (как сказал бы Мудрейший Антон Кротов). Хотя я 
рассчитывал к 00 часам 1 июля стартовать под бой Курантов Кремля, от знака 
Нулевого Километра, получилось так, что в 12 часов ночи мой вагон лишь 
пересёк МКАД (под мостом) и въехал в Москву.

  По вагону прошли два милиционера и один «штацкий», которые провели в 
хвост состава обиженно-дерзкого мужика. При этом, «штацкий», видимо, на 
правах Старшего приговаривал: «…ничего, ничего. В Москве выйдете, там 
разберёмся…» Билеты никто из них спрашивать не стал, и я так и не понял, 
были это контролеры с безбилетником или Угрозыск с подозреваемым…

  Поезд прибыл на Савёловский вокзал с опозданием, но в мои планы не 
входило пользоваться метро. Свернув в подземном переходе налево, через 
десять минут я вышел на улицу Новослободская и надел нарукавники и бахилы 
с катафотной лентой, световозвращающая надпись «АВТОСТОП» крепилась на 
уровне моей груди с помощью «липучки» к лямкам рюкзака.

  Настал момент воспользоваться Великим Учением Mc Hammerа, именуемым 
«Ситистоп». 

	Замысел был в том, чтобы доехать на попутках по ночной Москве до Садового 
Кольца, перейти на площадь Маяковского и далее автостопом же по Тверской 
до Манежной Площади. Таким образом, по самой главной улице страны я 
доберусь до самого центра России, точки, откуда начинается отсчёт всех 
автомобильных дорог. 

 	Начал голосовать вытянутым кулаком с оттопыренным вверх большим 
пальцем. По словам «бывалых» автостопщиков, этот жест должен хорошо 
отпугивать таксистов, благодаря стараниям Валерия Шанина и его учеников из 
Московской Школы Автостопа.

 	 Увы.… Первые три остановившиеся на Новослободской улице машины, 
оказались деньгозарабатывающими таксистами. Хотя водители и были очень 
удивлены моей просьбой: «…вообще-то я на Байкал еду, но хотя бы до 
Садового кольца?…», но…

 	Далее, ещё несколько машин остановились, удивлённые «сверканием наряда». 
Они выявили и удовлетворили свой интерес. Хотя из-за загруженности они не 
смогли меня подвезти, я услышал немало тёплых слов и пожеланий в свой 
адрес. …Что ж, хорошее напутствие то же не помешает - утешал я себя 
мысленно. 

	 Ну, вот и таксист-альтруист. Довозит до Садового Кольца, иду пешком до 
площади Маяковского. Решительно перехожу Тверскую и начинаю голосовать 
рядом с женщиной лет сорока, в длинном толстом халате и домашних тапочках, 
которая прохаживается по тротуару. Краем глаза замечаю отсутствие «Ночных 
бабочек», это меня удивило и даже как-то насторожило. Ан-нет, вон из 
подворотни выглянула и снова исчезла длинноногая девица. Интересно, как же 
из этой подворотни она будет «сниматься»? Оказалось, ответ лежал(?) рядом. 
Женщина в халате сделала пару шагов в мою сторону и доверительно спросила: 
«Молодой человек, Вам никого не надо?» Сказано было таким тоном, что если 
бы «молодой человек» со светящимися бахилами и нарукавниками, надписью 
«автостоп» на груди и с огромным рюкзаком за спиной попросил бы, к примеру, 
«молодого, голубоглазого, лысого негра», то «женщина в халате» исполнила бы 
заказ в течение двадцати минут и была бы очень довольна. 

  	Пришлось мне её огорчить. Впрочем, видимо не поверив сразу, она ещё раза 
четыре ко мне подходила «с предложениями», пока я не намекнул ей на 
безденежье автостопщиков – после этого, сразу отстала. То-то же…

 	Теперь же мне хочется подробно обрисовать Уважаемому Читателю процесс 
голосования на Тверской около двух часов ночи: 

 	Движется поток легковых машин в сторону центра. Выбираю ту, которая, по 
моим понятиям, меньше всего подходит по определение «Taxi». Вот, к примеру, 
вот эти красные ««Жигули»» шестой модели. 

 	Делаю движение рукой пред машиной (можно совсем вяло, можно энергично, 
бывает, что достаточно просто вовремя кивнуть головой). 
 Машина выполняет манёвр, который у собаководов называется «к ноге».

 	Открываю переднюю дверцу, говорю:

	- Добрый вечер. Я автостопщик, еду на попутках на Байкал, без денег. А 
сейчас мне надо до конца улицы, к Манежной площади. Если по пути, 
подвезёте?
	- Да как это без денег? Я же работаю… - говорит, как будто у него жёлтый 
Мерседес с «шашечками», тоже мне, таксист называется…
	- Ну, извините, я не знал что Вы – такси. Всего хорошего.

Хлопаю дверцей, выпрямляюсь и …  …вижу ещё 5-6 машин, как с зелёными 
огоньками, так и без них, которые выстроились в очередь, в надежде заработать 
…наивные. 
	Далее по теме:
	- …Всего хорошего. – Хлоп.
	- Извините за беспокойство. – Хлопок дверцей.
	- До свидания! – хлоп.

	«Чёрт, рука уже устала хлопать дверцами – надо что-то другое придумать!» 

	 Отхожу на четыре шага от обочины (чтобы не светиться) и разминаю 
уставшую руку. Машин 12 уже «обработал». Попробуем по другому строить 
разговор:

	- …Добрый вечер. Автостопщика до конца улицы не подвезите, пожалуйста. 
Если Вам по пути, конечно…
	- Извини, братан, мне работать надо… - так. Уже лучше!  Надо еще, что ни 
будь придумать. Попробую ещё один метод.

	На двадцатой минуте ночного ситистопа я уже не подхожу к «таксистам». 
Вместо того, что бы раскрывать рот и хлопать дверцами, я показываю перед 
очередной машиной жест «мани-мани» а затем скрещиваю и развожу несколько 
раз ладони вдоль земли. 

 	Ага, получилось то, что надо. Сразу несколько таксистов уезжают, не 
потребовав у меня никаких физических усилий по наклону с рюкзаком и 
открывания дверцы. 

 	Вот и удача. Жёлтое такси, получив жест, описанный выше, трогается с места и 
снова тормозит. Подбегаю, и громко говорю в кабину:

	- Да без денег я!
	- Понял. Тебе куда?
	- Да всего-то до конца Тверской.
	- Садись, подвезу.
	- Спасибо!

	Так, рюкзак на заднее сидение, сам – на переднее. Чёрт, ремня нет – да это же 
такси! «Профессиональная привычка» – всё равно хочется пристегнуться.
 Не успеваю рассказать о маршруте Путешествия, как уже приехали… …да это 
же пешком пол часа, хоть и с рюкзаком!

  Иду пешком к Воскресенским Воротам. Освещён только памятник Жукову. 
Возле Знака Нулевого Километра темнота и ни души. Однако нет. С Красной 
Площади идут люди, явно приезжие (кто ж ещё будет по Красной площади в 
два часа ночи гулять!?). 

	- Добрый вечер. Не пугайтесь. (Прожектор светит из-за их спины прямо на 
меня – вид, наверное, ещё тот! Женщина стиснула руку мужа до побеления.)
	- Здравствуйте…
	- Я не инопланетянин (улыбаюсь), я – автостопщик. Прямо отсюда еду 
автостопом на Байкал. Не могли бы Вы сфотографировать меня моим 
фотоаппаратом. 

	Протягиваю фотоаппарат. Мужчина суёт руку в карман и неожиданно, 
протягивает …  …сторублёвую купюру!
	- Да что Вы. Мне же только сфотографироваться! - Нехорошо-то как 
получилось. За грабителя, наверное, приняли. 

Сторублёвка исчезает. Берёт фотоаппарат, фотографирует сидя и стоя.  

Благодарю. Прощаемся. Мужик неожиданно спрашивает:

	- А нож у тебя есть?
	- Нет. Как раз ножа и нет. Нехорошо как-то получилось. Потерял нож в 
последнем походе, расчитывал купить где-нибудь по дороге, а им, наверное, 
открыть или отрезать что-нибудь надо.
	- Держи. Подарок от Черноморского флота. – Протягивает чёрный 
продолговатый предмет.
	- Вот спасибо. Я как раз свой потерял. – Беру, и, не разглядывая, т.к. занят 
упаковкой фотоаппарата. Убираю подарок в карман джинсов. 
	- Удачи тебе, автостопщик!
	- И вам счастливо. Большое спасибо за всё.

	Довольные общением расходимся в разные стороны. Теперь мне нужно найти 
освещённое место и посмотреть схему Москвы, что бы выбираться на Рязанское 
шоссе. Спустился в подземный переход – вот где светло! Делаю первую запись 
в Дневник. Вспомнил про нож, решил переложить в рюкзак поглубже, чтобы не 
потерять. Рассмотрел при свете … Ого! Да это же подлинный Швейцарский 
Нож! (Он же стоит мою месячную зарплату педагога! Хорошо живёт 
Черноморский флот…) У основания главного лезвия гравировка:
VICTORINOX
Switzerland
Stainless
	На другой стороне тоже надпись: DE-GM 9305297 – наверное, они номерные.

 	Радостный, весело шагаю к Государственной Думе. На углу стоят таксисты 
возле машин:
	- Эй! Куда идёшь такой радостный?
	- На Байкал! На Байкал…

	 Используя выше упоминавшиеся «жесты отсутствия денег», ещё на двух такси 
доехал до Таганской площади. На Волгоградском проспекте меняли асфальт 
(посреди ночи!) – пришлось пройтись пешком по тротуару около 
полукилометра. Ещё три таксиста довезли до Выхино. Ехали они недалеко, до 
ближайшей АЗС, например. Один из них, на чёрной Волге, уже когда-то 
подвозил ПЛАСовцев, задал интересный вопрос: 

	- Слушай, я ни на что не намекаю, ты не обижайся.… Вот предположим, тебя 
взял шофёр, у которого действительно очень мало денег, допустим, только 
два раза поесть хватит.… Вот он подвозит тебя, время обедать, вы заходите 
в придорожное кафе вдвоём. Ты, как ты рассказываешь, достаёшь свой 
котелок с макаронами и прочим, а он заказывает себе есть на одного что ли? 
Да, конечно, он закажет на двоих и накормит тебя. Но! Сам то, потом, 
голодным ехать будет. Тебе не будет стыдно?
	- Трудно однозначно ответить. Я же никогда не настаиваю и даже не 
намекаю, что, мол, «что-то есть хочется…» или в этом роде. Обычно, 
собираясь перекусывать, я рассчитываю только на свои «расходные 
материалы», а там уж, как повезёт…
	- Да. Конечно, хороший человек всегда подвезёт и накормит, только ведь… 
если с деньгами, действительно напряжёнка, что тогда? Я считаю, что 
двести рублей, которые у тебя есть с собой на продукты – ничтожно мало. И 
ты, пусть даже и невольно, ставишь Хороших Людей в Нехорошее 
положение! Ты подумай над этим… ну, вот, уже приехали…счастливо тебе!
	- Спасибо, до свидания!

 	На часах – без пятнадцати три. Стою на пустом шоссе. На крыше дома, рядом, 
светящиеся буквы «ВЫХИНО».

	 Машин очень мало, примерно одна за 3-4 минуты. Не останавливается никто, 
т.к. все с пассажирами.  И всё же, минут через 20 сажусь в новенький «Жигуль». 
Водитель, Павел, примерно моего возраста, едет домой, в Воскресенск. Работает 
в милиции. По пути разговариваем о жизни, экономике, о зарплатах… Разговор 
предельно откровенен (журналистам надо идти в автостопщики – вот где они 
ТАКОГО узнают о ЖИЗНИ!)  - Павел рассказывает мне о работе в прокуратуре, 
милиции, о зарплате и «приработках». Я ему – о сущности «ГАИ» на трассах. В 
результате, оба узнаём много нового и интересного (в целях конспирации, 
марку машины и имя при написании этого текста я изменил). 

	  В 4-45 вышел из машины возле поста ГАИ, на повороте в Воскресенск. Решаю 
ставить палатку и лечь спать. Прошёл по левой стороне метров 300 от поста в 
сторону Рязани, затем всторону, по грунтовой дороге ещё метров 200. Вижу, то, 
чего искал – на лугу, позади деревни, сушиться свежескошенное сено. Пихаю 
сено под днище палатки и спать. На жёсткой земле я ещё успею поспать, а так 
– первая ночь с комфортом! Засыпая, глянул на часы: 4-40.

	 Проснулся к девяти часам – жарко, палатка уже нагрелась под солнцем. Вылез, 
вижу – рядом ходит мужик, ворошит граблями сено. Ничего не сказал. Собрал 
рюкзак, сделал зарядку, вместо завтрака – кусочек шоколада. Через пол часа 
уже пошёл на трассу. На трассе, дорожные рабочие затевают какой-то ремонт. 

	Спрашиваю у них, где ближайший колодец – умыться-напитьтся. Говорят, в 
метрах 500. Далеко! Пешком не пойду. Голосую прямо здесь. Тут же – УАЗик. 
В машине трое Шанинцев, машут рукой - «Григорий, садись!» Приятно все-
таки, когда подсаживаешься к друзьям, вместо того, что бы голосовать на 
пустой желудок. Едем вместе до Коломны. В 10-10 выходим у начала 
Коломенской объездной. Поскольку я – «взятый», предлагаю ребятам стать 
впереди, так позиция лучше. Они хотят отойти дальше от развилки, к мосту. 
Хорошо, вам виднее…

 	Стою на отвороте. Буквально через минуту торможу огромный, красивый, 
блестящий грузовик. «Mercedes-Benz», 1997 года выпуска!

 	Водитель, с прибалтийским акцентом:

	- Тебе куда?
	- Да, чем дальше – тем лучше… - отвечаю.
	- А я тебя далеко могу завезти… - улыбается.
	- Да ну!? А я – в Иркутск!
	- Вот это да!
	- Да не волнуйтесь, я в Тольятти слезу…

 	Чудо техники: всё, что может опускаться-подниматься, делает это по нажатию 
кнопки, даже форточка на крыше. Стерео система, с несколькими динамиками в 
разных местах салона. Сам салон – чистый, уютный. Высота потолка – я во весь 
рост стою! Звукоизоляция такая, что с открытыми окнами мы вполголоса 
разговариваем, кричать приходиться только когда нас КАМАЗ обгоняет. А 
обгоняет он нас потому, что у этого замечательного Мерса, есть недостаток – в 
«бортовой компьютер» встроено ограничение скорости – 88км/час. Получается, 
что как не жми на педаль – быстрее не поедешь. Ради справедливости стоит 
упомянуть ещё один недостаток: со стороны пассажира, внутренняя рукоятка 
двери была сломана. Поэтому, процесс моего выхода наружу происходил так: 1) 
нажимаешь кнопку на пульте – опускаешь стекло; 2) высовываешь руку – 
открываешь снаружи дверь; 3) закрываешь кнопкой стекло; 3) выходишь из 
кабины.

 	Остаётся добавить, что: номера у машины были Белорусские, водитель из Риги, 
ехала она в Новосибирск из Германии! По-русски водитель говорил средне, но, 
за время пути мне удалось «приучить» его к Авторской Песне, посредством 
прослушивания кассет. 

  	Пассажирское место было только одно, поэтому, мне оставалось только 
помахать рукой сквозь стекло ребятам из МША. Когда въехали в Луховицы, я 
сказал водителю, что здесь – «Огурцовое царство». Он остановился и купил 
знаменитых Луховицких огурцов «с пупырышками», а заодно и редиски. 

 	С 11-20 до 12-03 мы обедали (я вообще-то завтракал или ужинал?) в начале 
Рязанской объездной. Пока я готовил на водительском примусе картофельное 
пюре со сливочным маслом, а так же чай себе и кофе для него, он покрошил 
ШВЕЙЦАРСКИМ ножом (своего у него не было) огурцы, редиску и помидоры 
в кастрюлю, залил всё это сметаной … (дальше печатать не могу – слюна 
залила клавиатуру,  пойду  съем что-нибудь…) 

 	Вспоминая разговор с ночным водителем, привожу раскладку «расходных 
материалов» на этот обед, (в дальнейшем, постараюсь не утомлять читателя 
столь «пикантными» подробностями):

 	От меня – нож, котелок, хлеб из Дубны, картофельное пюре, сливочное масло, 
чай, соль, сахар, баранки.
 	От водителя – примус, кастрюля, вода, огурцы, редис, помидоры, сметана, 
молоко, творожный сырок, кофе. 
 	Всё перечисленное мы съели вдвоём, кроме кофе и молока, которых я не 
употребляю. 

 	После перекуса ехать стало заметно «веселее». В 14-55 на посту ГАИ в районе 
Шацка видел двух стопщиков, непонятной принадлежности. 

 	С 16-50 до 17-00 останавливались отдохнуть в Беднодемьяновске. Здесь я 
совершил единственную от Дубны до Фестивальной поляны (более 1000км) 
трату денег – потратил 4 рубля – купил по мороженному – себе и водителю. 

Здесь же сфотографировались в кабине. 
до Тольятти на "Мерседесе". Фото автора.
 	В 19-17 проехали Пензенский рынок «Петушок». 

 	Когда часы показывали 00-00 мы проезжали по плотине ГЭС им. Ленина. 

=дальше, следующую главу=

Повествование Григория Лапшина "Автостопом на Байкал" ©

Zip архив всей книги (160 кб.)